Полезное
Рейтинг: 4,33 / 6

Московский Кремль

Великолепная крепость в самом центре Москвы, Кремль вызывает трепет и манит всякий раз, когда вы видите его башни, пронизывающие горизонт, или его соборы и дворцы, выстроившиеся над Москвой-рекой. Его название – синоним правительства России. Враждебное отношение к Кремлю иностранцев значительно опередило советскую эпоху, например, ещё в 1839 году маркиз де Кюстин говорил, что сам вид такой крепости порождает опасность, от которой надо защищаться.

Но жители Москвы, естественно, чувствуют себя в стенах Кремля скорее защищёнными и готовы согласиться с Лермонтовым, который писал: «Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?… Он алтарь России…».

Панорама Московского Кремля

Краткая история Кремля

Согласно легенде, бояре, охотясь в лесу, увидели, что гигантская двухголовая птица схватила кабана и унесла его на вершину холма, возвышающегося над двумя реками. В эту ночь им приснился город с шатровыми крышами и золотыми куполами, где люди брели в цепях к огромной виселице – и, проснувшись на следующее утро, они решили основать на этом месте город. По более прозаической версии, основание Кремля приписывается князю Юрию Долгорукому, который построил деревянную крепость выше места слияния рек Москвы и Неглинной около 1147 года – хотя это место было заселено уже в VI веке до нашей эры.

Неповторимый Кремль

Неповторимый Кремль

Застроенный деревянными домами, церквями и конюшнями, кремль Юрия Долгорукого был разрушен до основания татаро-монголами в 1238 году, но, так же как и город, который вырос вокруг него, скоро восстал из пепла, ещё больше и сильнее, чем прежде. Между 1326 и 1339 годами Московский Кремль был обнесён дубовыми стенами, и в его центре появился первый каменный собор. Приблизительно 40 лет спустя деревянные укрепления были заменены каменными, по цвету которых Москва получила название Белокаменной. Несмотря на набеги татар в 1382 году, Кремль постоянно развивался. Во времена правления князя Ивана III (1462-1505 годы), Московское государство сбросило татарское иго и увеличилось по площади в четыре раза, став выдающимся среди русских княжеств.

Кремлёвские стены в Москве

Кремлёвские стены

Чтобы подтвердить главенствующее положение Москвы, Иван III благодаря итальянским архитекторам, которые прибыли в 1472 году, а также с помощью мастеров из Пскова, Твери и Новгорода предпринял честолюбивую программу строительства. Большинство церквей и укреплений, которые сохранились до сегодняшнего дня, были построены итальянцами и украшены во времена царствования Ивана IV (1553-1584 годы), получившего прозвание Грозный, который первым получил титул царя. Смерть его сына Фёдора положила конец династии Рюриковичей и сделала возможным приход к власти Бориса Годунова в 1598 году. Его непопулярность среди русской знати обусловила появление самозванца, который объявил себя младшим сыном Ивана Грозного, вторгся в Россию из Польши и провозгласил себя царём после смерти Годунова.

Этот так называемый Лжедмитрий был вскоре предан своими соратниками и растерзан толпой; последовавшее затем Смутное время привело Россию к голоду, гражданской войне и интервенции. После того как Кремль был отбит у поляков русским народом под предводительством Минина и Пожарского в 1612 году, боярство выбрало царём Михаила Романова, провозгласив тем самым династию, которая правила Россией до 1917 года. При Михаиле и его наследниках Московский Кремль был перестроен и восстановлен; Теремной и Патриарший дворцы создавались в это время.

Древний Кремль в Москве

Древний Кремль

Следующий царь, Пётр Великий (1682-1725 годы), сменил презираемую им Москву и Кремль на новый город, который он основал на берегу Финского залива. Другие перемены он осуществлял путём жёстких реформ, которые наносили удар по всему, что было так дорого ревнителям старины. Царь и правительство переехали в Санкт-Петербург, приезжая в Кремль только на коронации, свадьбы и большие религиозные праздники. Хотя Екатерина Великая построила здание Сената и приказала заложить огромный дворец, который так никогда и не был построен, Кремль был забыт до вторжения французов в 1812 году, когда великий пожар, уничтоживший Москву и заставивший Наполеона отступить, вызвал необходимость восстановить взорванную французским императором часть Кремля.

В период царствования консервативного Николая I (1825-1855 годы) были построены Арсенал и Большой Кремлёвский дворец в русско-византийском стиле, а Теремной дворец был реконструирован в том виде, каким он был при начале династии Романовых. Однако Санкт-Петербург оставался столицей и центром событий вплоть до падения династии Романовых и свержения Временного правительства большевиками, московские силы которых взяли Кремль штурмом 3 ноября 1917 года.

Кремлёвские церкви в Москве

Кремлёвские церкви

В марте 1918 года Ленин перевёл правительство обратно в Москву, как бы предугадав, какой будет позднее созданная им партия под властью Сталина (1929-1953 годы), сравнивающего себя с Иваном Грозным и другими «великими русскими патриотами». Сталин обычно работал по ночам, вынуждая тем самым своих министров и других служащих делать то же самое, держа всех своих приближённых «в тонусе». Чистки уменьшили число членов партии в десять раз, страх и тайны заполнили Кремль, который продолжал быть закрытым для посторонних до 1995 года.

Всё же, несмотря на смертные приговоры, подписываемые здесь, самым драматичным событием был арест Лаврентия Берии, жестокого руководителя НКВД, пришедшего к власти после смерти Сталина. Во время правления последующих советских лидеров Кремль сохранял ауру власти и тайны, но постепенно терял ужасные ассоциации. После падения Советского Союза казалось, что обитатели Кремля обладают гораздо меньшей властью, чем когда-либо в его полной событиями истории.

Церковные купола Кремля в Москве

Церковные купола Кремля

Посещение Московского Кремля

Посетить Кремль туристу не составляет труда. Если Кремль не закрыт в связи с государственной необходимостью или по сигналу охраны, попасть туда можно с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме четверга. В то время как его церкви доступны всё время от открытия до закрытия, в Оружейную палату и Алмазный фонд можно попасть только в определённое время, а в Грановитую палату, Теремной и Большой Кремлёвский дворцы – только со специальной экскурсией.

Экскурсионные группы обычно входят через Боровицкие ворота в дальнем конце западной стены, реже через Кутафью башню и Троицкие ворота, как это делают остальные посетители. Если вы идете не с экскурсией, необходимо купить билет в кассе, расположенной снаружи Кутафьей башни, а также выяснить, какие ограничения на размер сумок приняты в Кремле, и сдать свои вещи в камеру хранения, расположенную с южной стороны под башней-входом (9.00-18.30), если вам это понадобится.

Кремлёвские пушки в Москве

Кремлёвские пушки

Бронирование гостиниц
Отели по доступным ценам
большой выбор жилья
Бронирование авиабилетов
Дешёвые билеты на самолёт
крайне выгодная цена

Вы сможете выбрать, какие музеи и соборы хотите посетить, и купить соответствующий билет, который можно приобрести за половину стоимости после 16.00, вход стоит вдвое меньше и для имеющих студенческий билет; фотосъёмка в Оружейной палате и соборах запрещена. Посетителей в шортах могут не пропустить в Кремль. В билетных кассах продаются иллюстрированные путеводители и выдаются напрокат плееры или аудио-гиды (плата плюс паспорт в залог), так что уже не нужно записываться на экскурсию, если вы хотите прослушать её.

Могила Неизвестного Солдата в Москве

Могила Неизвестного Солдата

При желании вы можете нанять персонального экскурсовода около Кутафьей башни. Цены доступные, а качество экскурсий разное; официальные экскурсоводы должны иметь на груди карточку, выданную правительством Москвы. Если вы серьёзно интересуетесь иконами или историей, консультанты, дежурящие внутри Успенского и Благовещенского соборов, смогут ответить на многие вопросы, а сайт музеев кремля предоставляет множество исторической информации. Передвижение посетителей внутри Кремля строго контролируется, белые линии на мостовой и свистки полицейских очерчивают границы, за которые вы не можете заходить.

Тот, у кого хватит энергии, должен попробовать посмотреть на Кремль с разных выгодных точек обзора. Вид на Кремль через Москву-реку со знаменитой панорамой дворцов и соборов – один из самых красивых в Москве. С высоты Большого Каменного моста вы можете увидеть скрытый от посторонних глаз Теремной дворец. Если вас не пугает бесконечный поток машин в постоянных пробках вокруг Кремля, вы можете совершить прогулку вокруг кремлёвских стен, общая длина которых составляет 2235 метров.

Почётный караул Кремля в Москве

Почётный караул Кремля

  • Закрытые зоны и Государственный Кремлёвский дворец

Примерно две трети территории Кремля, а именно три здания в северной половине крепости, а также густой Тайницкий сад, спускающийся к реке, находится вне зоны посещения туристов. Начинаясь от Троицких ворот, «правительственная зона» расположена слева, возле пушек, захваченных у противника во время наполеоновских войн, выставленных рядом с Арсеналом. Построенный по приказу Петра Великого, но, видимо, ставший излишним с годами, он был закончен в 1736 году и занимает место в средневековом боярском квартале, где проживало высшее дворянство вплоть до XV века.

Напротив Арсенала находится величественный Сенатский дворец, построенный в 1776- 1787 годах Матвеем Казаковым, неоклассическое здание которого искусно вписано в неудобную треугольную площадку. Здание было построено по приказу Екатерины Великой для собраний московского отделения Сената, консультативного органа, учреждённого в 1711 году; с 1991 года он является официальной резиденцией президента России.

Кремлёвский Арсенал в Москве

Кремлёвский Арсенал

С Красной площади вы можете видеть зелёный купол Большого зала Сенатского дворца, ранее использовавшегося для собраний Совета Министров СССР и награждения лауреатов Ленинской премии. В конце 1990-х годов была проведена внутренняя реконструкция, разрушена квартира Ленина, которая сохранялась как святыня; был обнаружен секретный проход под кабинетом Сталина.

Огромная стоимость этой модернизации была равна её роскоши; внутренний дворик переходил в зимний сад, искусственные деревья в котором были сделаны из зелёного и жёлтого стекла. Это было только началом того, что теперь называют скандалом с фирмой «Мабетекс». В юго-восточной части Кремля находится другое неоклассическое строение, построенное как школа «красных командиров», в котором затем располагался Президиум Верховного Совета, и который до сих пор называется Президиумом. Именно здесь в июне 1953 года во время заседания был арестован Берия.

Сенатский дворец Кремля в Москве

Сенатский дворец

Прокат авто
Известные компании проката
различные предложения
Уникальные экскурсии
Гиды творческих профессий
гарантия лучшей цены

Говорят, что Берия был расстрелян в этом же здании, а тело его тайно вывезли, опасаясь, что его сторонники будут мстить другим министрам. Ранее, в царские времена, это место занимали Чудов монастырь и Вознесенский монастырь, в который были насильно заточены многие царские дочери, которые не вышли замуж, или неугодные правителям жёны. К XIX веку монастырь имел дурную славу, один путешественник описывал его как тайный дом свиданий.

Государственный дворец Кремля в Москве

Государственный дворец

За ограничительной линией справа от Троицких ворот располагались Кавалерские корпуса, где жили Ленин и Крупская после своего первого приезда в Кремль и до переезда в квартиру, расположенную в здании Сената. Через дорогу находится Потешный дворец, здание XVII века, где у Сталина была своя квартира. Дворец окрашен в жёлтый цвет, его легко узнать по декоративному оформлению окон и по их необычной форме; его название происходит от слова, обозначающего развлечения (потехи) – при царе Алексее Михайловиче здесь был театр.

Далее расположен Государственный Кремлёвский дворец (прежде называвшийся Дворцом съездов), куб из стекла и бетона 120 метров в длину, углублённый в землю на 15 метров, для того чтобы он зрительно не уменьшал остальные здания Кремля. Дворец построен в 1959-1961 годах для партийных съездов, сцена его зала, рассчитанного на 6 тысяч мест, была прежде украшена гигантским барельефным портретом Ленина, а в его фойе всё ещё выставлены на всеобщее обозрение гербы советских республик. Здесь устраиваются представления «Кремлёвского балета».

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов

Доступная для туристов часть Кремля начинается за углом Государственного Кремлёвского дворца, где вашему взору открываются Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов. Две формы одного здания с резными балконами в виде арок, украшенными многоцветными изразцами и позолоченными оборками на трёх округлых фронтонах и крышах балконов, увенчаны пятью маленькими куполами.

Хотя палаты начали строить в 1640 году, их главным образом связывают с патриархом Никоном, который проводил реформы во время своего пребывания на посту патриарха (1652-1658 годы), что привело к расколу Русской православной церкви. Так как Никон хотел возвратить церковь к византийским корням, многие видели в нём еретика, стремящегося внедрить заграничные нравы в церковную жизнь. Он также стремился утвердить превосходство церкви над государством, что возмутило царя Алексея, который отказался восстановить Никона на посту патриарха, после того как тот в порыве раздражения отказался от власти.

Церковь Двенадцати апостолов в Москве

Церковь Двенадцати апостолов

Сегодня палаты являются музеем жизни и прикладного искусства XVII века, где демонстрируются церковные облачения, одежда того времени и домашняя посуда – аудио-гид можно взять напрокат в здании музея. Шедевром этого музея является Крестовая палата, имеющая размеры 19 на 13 метров, которая была первым залом такого размера, построенным в России без центральной опорной колонны.

На его открытии, праздновавшемся целый день, угощение и выпивка отличались изобилием и разнообразием. Среди кубков были и чаши без дна, такой кубок выдавался опоздавшему гостю с тем, чтобы он выпил его за один присест. Десятки лет спустя этот зал использовался для приготовления миро, или святого масла, что объясняет присутствие здесь огромной печи.

Крестовая Патриаршая палата Кремля в Москве

Крестовая Патриаршая палата

На других интересных выставках можно увидеть коробку для винных бутылок, сделанную в форме Евангелия, и ковш для вина объёмом в 100 литров, принадлежащие «Пьяному Синоду» Петра Великого, где на шумных вечеринках высмеивались церковные ритуалы. Выставка заканчивается в бывшей церкви Двенадцати апостолов, которая была построена над аркой, ведущей на Соборную площадь, в то время это выглядело святотатством – располагать алтарь над помещениями, использующимися для повседневной жизни.

Барочный церковный иконостас перевезён сюда из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря; на стене слева висит икона «Распятие с апостольскими страстями», в деталях изображающая двенадцать мучеников. Обратите внимание на маленькое окно, расположенное высоко на западной стене, через которое Никон мог наблюдать службу из своей личной часовни на верхнем этаже. Во всех окнах в Патриарших палатах в раму вместо стекла вставлена слюда.

Иконостас церкви 12 апостолов Кремля в Москве

Иконостас церкви 12 апостолов

Царь-колокол и Царь-пушка

Перед выходом через арку на Соборную площадь вы можете сделать небольшой крюк, чтобы увидеть самые знаменитые достопримечательности Кремля. Царь-пушка – одна из самых больших пушек, когда-либо сделанных человеком; её бронзовый ствол (с барельефом, на котором изображён сын Ивана Грозного Фёдор) имеет длину 5,34 метров, весит 40 тонн и имеет калибр 890 миллиметров.

Отлитая Андреем Чоховым в 1586 году, она предназначалась для защиты Спасских ворот, но никогда не производила выстрелов во время битв (хотя была использована, чтобы выстрелить пеплом Лжедмитрия в Сторону Польши). Её огромный лафет, украшенный львами, борющимися со змеями, и рычащей львиной головой под стволом, был отлит в 1835 году, как и пушечные ядра, сложенные перед ней (ядра декоративные, так как пушка была с самого начала предназначена для стрельбы каменными ядрами).

Царь-колокол Кремля в Москве

Царь-колокол

Дальше в том же направлении, за колокольней Ивана Великого, высится грандиозный Царь-колокол, самый большой в мире колокол, весом в 200 тонн, 6,14 метров в высоту и 6,6 метров в диаметре. Его бронзовая поверхность украшена портретами царя Алексея и императрицы Анны, которые повелели создать оригинальный колокол и существующую сейчас копию.

Первый 130-тонный вариант был отлит в 1655 году во время царствования Алексея Михайловича, а во время пожара 1737 года загорелись окружающие колокол деревянные конструкции, колокол накалился, и на него попала вода, вследствие чего от него откололся кусок почти в 12 тонн. Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился целый век. В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на постамент, выполненный по проекту архитектора Огюста Монферрана.

Царь-пушка Кремля в Москве

Царь-пушка

Философ и публицист XIX века Пётр Чаадаев заметил, что «в Москве, каждого иностранца водят смотреть на большую пушку и на большой колокол, – пушку, из которой стрелять нельзя, и колокол, который свалился, прежде чем зазвонил. Удивительный город, в котором достопримечательности отличаются нелепостью. Или, может быть, этот большой колокол без языка, есть иероглиф, выражающий эту огромную немую страну, которую заселяет племя, назвавшее себя славянами, и как будто удивляясь, что имеет слово человеческое».

Соборная площадь и колокольня Ивана Великого

Позади Патриаршего дворца лежит исторический центр Кремля, граничащий с великолепным ансамблем, который дал площади своё название. Соборная площадь возникла в начале XIV века, образовав старейшую площадь Москвы, хотя здания, которые вы видите на ней сегодня, построены позже. В царское время на площади происходили коронации и бракосочетания, и до того как столица была перенесена в Санкт-Петербург, она была также местом, где разыгрывались придворная жизнь и политические драмы.

Соборная площадь Кремля в Москве

Соборная площадь

Каждое утро бояре и дворяне съезжались сюда в экипажах и на санях, чтобы собраться согласно званию; выше чином были те из бояр, кто имел право входить в царские палаты. В другое время на площади могли собираться люди незнатного происхождения – им полагалось кланяться до пола при появлении монарха.

Над площадью возвышается прекрасная белая колокольня Ивана Великого; до конца XIX века, когда был построен храм Христа Спасителя, колокольня была самым высоким сооружением в Москве. Сейчас это самое высокое сооружение внутри Кремля. Главная колокольня воздвигнута в 1505-1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным, её восьмигранная башня выросла до современной высоты в 81 метр во время царствования Бориса Годунова, как явствует из надписи золотыми буквами, выведенными под её позолоченным луковичным куполом.

Колокольня Ивана Великого Кремля

Колокольня Ивана Великого

Она оставалась самым высоким зданием России вплоть до XIX столетия и возвышалась над московским горизонтом выше других силуэтов долгие годы после этого. Неподалёку расположена четырёхэтажная звонница, пристроенная в 1532-1543 годах, архитектором Петроком Малым, тогда же была пристроена и церковь Воскресения. 64-тонный Воскресенский колокол XIX века – самый большой из 21 колокола звонницы.

На первом этаже здания находится зал, где проводятся временные выставки, билеты на них продаются в ограниченном количестве. Самая верхняя часть здания, укрытая шатровой крышей, – известная как флигель Филарета, по имени патриарха, который принял этот сан в 1624 году, – была сильно разрушена в 1812 году, когда французы попытались взорвать колокольню.

Панорама Соборной площади Кремля

Панорама Соборной площади

  • Успенский собор

Напротив колокольни Ивана Великого стоит самый старый и наиболее почитаемый из кремлёвских соборов, чьи массивные стены и позолоченные купола дышат строгостью и спокойствием. Успенский собор символизировал стремление москвичей быть защитниками Русской православной церкви с тех пор, как её глава переехал сюда из Владимира в 1326 году вместе с почитаемой иконой, которая была установлена в маленькой церкви, построенной по приказу Ивана I.

К 1470-м годам собор настолько обветшал, что Иван III повелел построить новый подходящий по размерам собор; к несчастью, первое творение местных строителей рухнуло, не успев отстроиться, поэтому царь нанял архитектора из Болоньи Аристотеля Фиораванти, мастера с инженерным талантом, прибывшего в Москву в 1475 году.

Успенский собор Кремля в Москве

Успенский собор

Посетив древние города Владимир, Суздаль и Новгород, для того чтобы познакомиться с русскими архитектурными традициями, он всего за 4 года построил собор, который так гармонировал с остальными зданиями Кремля, что патриарх Никон всегда приводил его русским архитекторам в пример. В награду Фиораванти бросили в тюрьму, после того как он попросил разрешения вернуться в Италию; он умер в тюрьме в 1486 году.

Последующая история собора отражает его роль главного российского храма, тут проходили коронации и торжественные государственные акты. Здесь Иван III разорвал грамоту, которая обязывала русских князей платить дань татарскому хану, здесь во время бедствий вымаливалось Божественное заступничество, здесь благодарили Бога, празднуя победы, здесь возводили в высокий сан и отпевали патриарха православной церкви. В тяжёлые для России времена собор тоже страдал: в 1812 году наполеоновская кавалерия держала тут своих лошадей, а в 1917 году в его стены попадали снаряды большевиков и белогвардейцев.

Купола Успенского собора Кремля

Купола Успенского собора

После революции более 70 лет здесь не проводили церковных служб (кроме того случая, если только верить этому, когда Сталин приказал провести тайную службу, чтобы вымолить Божественное заступничество, когда фашисты были у стен Москвы), пока не была разрешена торжественная служба в честь 300-летия московского патриархата в 1989 году. Внешние очертания собора, в соответствии с высоким духовным статусом, подчёркнуто строгие, подобно очертаниям Успенского собора во Владимире, который Фиораванти при строительстве взял за основу.

Построенный из известняка, с кирпичными барабаном купола и сводами, его прямоугольные формы сглаживают порталы с трёх сторон и выпуклые апсиды на восточном фасаде. Единственный декоративный элемент собора – пояс закрытой галереи с пунктиром узких окон, с серией фресок 1660-х годов, идущих ниже фронтона по восточной и западной сторонам. Сегодня посетители входят через двери, огороженные в форме вестибюля, расположенные напротив церкви Ризоположения.

Северная дверь Успенского собора Кремля

Северная дверь собора

I). Фрески, усыпальницы и троны

Внутреннее пространство собора обширно, заполнено светом, его стены, потолок и колонны целиком покрыты фресками, нанесёнными на позолоченную грунтовку, поэтому они кажутся освещёнными золотым сиянием – преобладающими цветами являются янтарный, красно-коричневый, синий, зелёный и алый. Первоначально собор был расписан группой художников под руководством знаменитого иконописца Дионисия, многие фрески сохранились до сегодняшнего дня, несмотря на то, что датируются временем первой реставрации собора в 1640-х годах, восстановлены они были в советское время.

Как принято в православных церквях, на западной стене расположена фреска с изображением Апокалипсиса (оригинальное название фрески: «Спас на престоле»). Сразу обращаешь внимание на змею, изображённую извивающимися железными кольцами, пронзаемую ангелами (внизу); на грешников, которых в наказание бросают в глотку сатаны (вверху справа). Верхние три яруса описывают житие Богородицы, а колонны украшены пятью рядами фресок, изображающих святых и мучеников (изображения которых уменьшаются при приближении к потолку, чтобы подчеркнуть величественность собора).

Фреска Апокалипсис Успенского собора Кремля

Фреска «Апокалипсис»

Вокруг стен расположены могилы митрополитов и патриархов – строгие металлические гробы, с одним бросающимся в глаза исключением – бронзовой усыпальницей патриарха Гермогена, который погиб в тюрьме во время польской оккупации в 1612 году и был позже канонизирован. Отличается и могила митрополита Ионы в северо-западном углу, украшенная золотом и серебром.

Кроме патриарха Никона, жившего в Новоиерусалимском монастыре, здесь отсутствуют только Тихон и Алексий I, два патриарха советского времени. Когда глава церкви не совершал богослужений, он мог сидеть на каменном Царском месте у одной из колонн собора. Рядом стоит Мономахов трон под искусно сделанным шатровым навесом, увенчанным двуглавым орлом; трон этот был сделан по приказу Ивана Грозного в 1551 году.

Внутреннее убранство Успенского собора Кремля

Внутреннее убранство собора

Название трону дала искусная резьба, изображающая поход великого князя Владимира, который, по преданию, получил знаменитую шапку Мономаха от византийского императора Константина IX. Легенда гласит, что Иван поддерживал стремление Москвы быть «третьим Римом» и наследником византийских императоров. Шапка Мономаха хранится сегодня в Оружейной палате.

II). Иконы

Высокий соборный иконостас датируется 1652 годом, но в верхнем ряду расположено несколько более старых икон. В дальнем левом углу, рядом с отреставрированным участком стены с оригинальными фресками находится икона «Возведение на престол Божией Матери», известная как «О Тебе радуется», – и то, и другое было создано иконописцем Дионисием.

Интерьер Успенского собора Кремля

Интерьер Успенского собора

В крытом киоте слева от царских врат находится копия (начало XVI века) глубоко почитаемой иконы Владимирской Богоматери, а справа от южных врат находится икона святого Георгия Победоносца, написанная в Новгороде в XII столетии. Между двумя ближними к иконостасу колоннами висит серебряное паникадило, которое подарили собору казаки после победы над Наполеоном.

Другие иконы собора представляют исторический интерес для исследователей. Приписываемая Дионисию икона «Митрополит Пётр в житии» прославляет прелата, который перенёс митрополию из Владимира в Москву; основание первоначального здания Успенского собора изображено в нижнем левом углу. Рядом висит икона «Апостолы Пётр и Павел», написанная неизвестным греческим мастером XIV-XV веков.

Иконостас Успенского собора Кремля

Иконостас Успенского собора

На западной стене распятие XV века соседствует с другой копией «Владимирской Богоматери», которая, как и копия в иконостасе, была почитаема наравне с оригиналом, выставленным в настоящее время в Третьяковской галерее. Существует легенда, что икона была написана святым Лукой и спасла Москву от армии Тамерлана. Икона, называемая в народе «Спас Ярое Око», написанная в 1340-х годах, висит неподалёку, а на северной стене располагается икона «Святой Николай и сцены его жития» новгородской школы и несколько икон из Соловецкого монастыря на Белом море.

  • Церковь Ризоположения

Почти скрытая от взгляда Успенским собором скромная церковь Ризоположения была построена псковскими мастерами в 1484-1486 годах на фундаменте более старой церкви, возведённой на 30 лет раньше – в честь предотвращения атаки татар на Москву. Её название происходит от праздника Положения ризы, или покрывала Божией Матери, в Константинополе (сегодняшний Стамбул), которая, как полагали верующие, много раз спасала город от захвата, – чудесную реликвию проносили вдоль городских стен в моменты опасности. Одноимённая икона защищала Москву в Смутное время.

Церковь Ризоположения Кремля

Церковь Ризоположения

Снаружи церковь выделяется замечательными пилястрами и искусными фризами, украшающими её апсиды, килевидным порталом с открытым крыльцом с южной стороны. Посетители входят в церковь по резной лестнице, расположенной напротив Успенского собора через выставку деревянной скульптуры, произведения которой когда-то вызывали у верующих почти такое же чувство поклонения, как и иконы. Примечательными являются изображения Никиты Мученика (одетого в кольчугу и поднявшего цепь) и Николая Чудотворца (держащего в руках модель собора).

Внутри часовни есть маленькая комнатка, в ней следует задержаться и внимательно рассмотреть фрески, которые были созданы в 1644 году Сидором Осиповым и Иваном Борисовым и восстановлены в 1950-х годах. Когда вы входите внутрь, сразу перед вами над дверью изображения Марии и Иосифа в пустыне и Поклонение волхвов; а на другой стене в самом верхнем ряду изображены сцены из неканонической жизни Девы Марии, тогда как нижние два ряда иллюстрируют 25 песен Гимна Богоматери. Изображения Христа, Девы Марии и пророков украшают потолок часовни, а колонны украшены портретами князя Владимира, Александра Невского и других героев русской истории.

Иконы церкви Ризоположения Кремля

Иконы церкви Ризоположения

  • Архангельский собор

Последним собором, воздвигнутым на Соборной площади, был Архангельский собор, построенный в 1505-1508 годах как некрополь удельных и великих московских князей. Москвичи всегда считали архангела Михаила своим небесным заступником. В отличие от исконно русской архитектуры Успенского собора очевидна близость этого церковного храма итальянскому Ренессансу – архитектор Алевиз Фрязин (Новый) включил в его убранство такие элементы, как коринфские капители и украшения в виде морских гребешков в венецианском стиле, которые образовывают фронтоны.

Другой особенностью является асимметричная форма здания: восточная и западная стены разделены на три секции, а северная и южная – на пять, из-за этого для сохранения симметрии западная пара куполов больше восточной пары, все купола покрыты посеребренным железом, контрастно с позолоченным центральным куполом.

Архангельский собор Кремля в Москве

Архангельский собор

Строительство собора было завершено в XVI веке, когда к апсидам были добавлены часовни, контрфорсы вдоль южной стены были достроены в 1773 году, после того как здание собора дало трещину, а в 1826 году с юго-западной стороны был пристроен флигель. Посетители входят в собор через западный портал, этот вход украшен растительными орнаментами и старинными фресками, изображающими Христа и святых (вверху) и обряд Крещения во времена правления князя Владимира (внизу с обеих сторон).

I). Фрески и иконостас

Четыре тяжёлые квадратные колонны удерживают на себе всё внутреннее пространство собора. Почти все стены покрыты фресками, созданными в 1652-1666 годах группой художников под руководством Симона Ушакова и Степана Рязанца, перенёсшими на стены собора оригинальные произведения Дионисия. Охряные, голубые, красные, белые и тёмно-коричневые краски преобладают во фреске «Страшный суд», расположенной на её обычном месте, на западной стене.

Внутренний интерьер Архангельского собора Кремля

Внутренний интерьер собора

Обратите внимание на ангелов и сатану на огненном звере, из пасти которого рождается змея, влекущая грешников в глубины ада. Фрески «Поклонение волхвов» и «Благовещение» располагаются в третьем и четвёртом ряду па северной стене, а фреска на южной стене посвящена житию архангела Михаила. Стилизованные портреты ранних русских правителей, мучеников и святых украшают колонны, а Христос в белых одеждах обращён ликом к иконостасу из-под центрального купола собора.

Четырёхрядный иконостас в красных и золотых тонах датируется 1813 годом, он создан на месте старого иконостаса, который французские солдаты порубили на дрова для разведения костров. Стоит обратить внимание на вторую икону справа от царских врат, которая, как полагают, относится к XIV веку и, возможно, была выполнена по заказу супруги Дмитрия Донского. Она изображает архангела Михаила, одетого в кольчугу, как и подобает святому защитнику русских правителей, которые здесь молились и обращались за помощью к своим предкам, перед тем как идти на войну.

Царские врата иконостаса Архангельского собора Кремля

Царские врата иконостаса

II). Гробницы царей

Вдоль стен и колонн располагаются гробницы российских правителей от великого князя Ивана I (1328-1341 годы) до царя Ивана V (1682-1696 годы), единокровного брата Петра Великого. Единственным царём, не похороненным здесь, является Борис Годунов; он покоится в Троице-Сергиевой лавре под Москвой. Начиная с Петра Великого, всех российских правителей хоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, за исключением Петра II, который умер от оспы в Москве и был спешно похоронен в Архангельском соборе.

Все усопшие правители покоятся в белых каменных саркофагах XVII века, для которых в 1903 году были изготовлены бронзовые крышки с выгравированными на них именами и датами рождения и смерти на старославянском языке. Внимание туристов привлекает саркофаг Дмитрия Донского – этот князь нанёс первое большое поражение монголам в 1380 году, великого князя Ивана III, объединившего русские земли, молодого царевича Дмитрия, чья загадочная смерть привела к появлению двух претендентов на трон – Лжедмитриев – в Смутное время, Михаила Романова, основателя династии Романовых.

Надгробия царей Архангельского собора Кремля

Надгробия царей

К сожалению, вы не сможете увидеть гробницу Ивана Грозного, который похоронен между своими сыновьями Иваном (которого он убил в припадке ярости) и Фёдором в часовне, расположенной за иконостасом. В 1963 году гробница Ивана Грозного была вскрыта, и антрополог М. Герасимов, эксперт по воссозданию внешности неопознанных трупов по их черепам, которого вывел под вымышленным именем в своём романе «Парк Горького» Мартин Круз Смит, создал модель головы царя.

Грановитая палата, Теремной и Большой Кремлёвский дворец

Эти удивительные дворцы можно посетить только со специальными экскурсиями, которые проводятся каждый месяц компанией «Патриарший Дом Турз». Экскурсии проводятся с группами максимально по 25 человек, а цены на билеты часто завышены, лучше заказывать билеты как можно раньше.

Грановитая палата Кремля в Москве

Грановитая палата

Посетители должны прислать копии своих паспортов (для иностранцев – копию визы), а также не забыть взять документы с собой, что требуется для обеспечения безопасности; фотоаппараты следует оставить в камере хранения, расположенной в фойе. Маршрут причудливо огибает три дворца, к сожалению, ни на одном из них не останавливаясь надолго. Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца обеспечивает проход на верхние этажи Грановитой палаты и Теремного дворца.

  • Грановитая палата и Красное крыльцо

Белая Грановитая палата, расположенная между Успенским и Благовещенским соборами, названа так по форме фасада, выполненного в виде огранённого драгоценного камня. Построенный для Ивана III в 1487-1491 годах архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, он примечателен палатами размером в 500 квадратных метров, образующими верхний этаж, куполообразный потолок которых поддерживается единственной массивной колонной. Каждый сантиметр их покрыт золотом и фресками на библейские и исторические темы мастерами Палеха.

Внутри Грановитой палаты Кремля

Внутри Грановитой палаты

Здесь можно видеть изображение князя Владимира, завещающего своим двенадцати сыновьям править Россией мирно (к сожалению, завет отца не уберёг их от ссор), и царя Фёдора со своим советником Борисом Годуновым, задумавшим создать эти фрески. Бояре занимали скамьи вдоль стен, а царь восседал на троне в том углу, в который дольше всего светило солнце. Это был одновременно зал для аудиенций и зал для трапез; Иван Грозный угощал иностранных послов жареными лебедями и лосевыми мозгами; гостей развлекали карлики и шуты.

В конце своего правления Иван Грозный через крытый портик с четырьмя позолоченными дверями, увенчанными львами и драконами, выходил на Соборную площадь по Красному крыльцу. Название крыльца отражает его красоту, как и в случае с Красной площадью. Во время Стрелецкого бунта в 1682 году 10-летний Пётр Великий видел многих из своих родственников сброшенными со ступенек лестницы на пики. Средневековая лестница была уничтожена в 1930-х годах; современное крыльцо – это копия, воссозданная в 1990-х годах, увенчанная царскими орлами, со львами на балюстрадах.

Император на Красном крыльце Кремля

Император на Красном крыльце

  • Теремной дворец

Самым интересным зданием является древний Теремной дворец, который был резиденцией царя до тех пор, пока Пётр Великий не перенёс столицу в Санкт-Петербург в 1712 году. Дворец объединяет две средневековые церкви, построенные одна на другой, и два этажа помещений для царских слуг, над которыми находятся покои царя, построенные для Михаила Романова в 1635-1636 годах.

Все комнаты соединялись общим залом-коридором, использовавшимся для смотрин – отбора царской невесты из череды подходящих девиц. Дворец перестал использоваться по назначению в XVIII веке и мог бы разрушиться, если бы в 1837 году Николай I не приказал Фёдору Солнцеву восстановить его в стиле XVII века.

Теремной дворец Кремля в Москве

Теремной дворец

Инициалы Николая изображены на щитах, которые держат в лапах львы, расположенные по обе стороны лестниц от так называемого Золотого крыльца до царских покоев, с нижнего этажа можно войти через решётчатые двери, украшенные драконами и демонами (по преданию, эти страшные существа защищали от сатаны).

Низкие сени, украшенные изразцовыми печами и фресками, ведут в Крестовую палату, в которой избранные бояре наблюдали за проделками шутов или слушали песнопения монахов, пока остальные бояре совещались и выносили решение, прежде чем войти в красно-золотую Тронную палату для того, чтобы предстать перед царём.

Гостиная Теремного дворца Кремля

Гостиная Теремного дворца

В то время как цари Фёдор, Михаил Романов и Алексей Михайлович позволяли боярам влиять на политическую жизнь страны, Иван Грозный позволял им всего лишь утверждать меню для пиршеств и обсуждать другие малозначимые вещи. Царь и царица жили в разных комнатах, причём царю принадлежало право выбирать, когда навещать свою супругу в верхних покоях. Кровать с пологом на четырёх столбиках была первым знаком западных веяний (традиционно в России спали на лавках, крытых шкурами), шедших из Германии через Архангельск.

  • Большой Кремлёвский дворец

Соответствующий своему названию Большой Кремлёвский дворец вытянулся на 125 метров вдоль гребня Кремлёвского холма. Дворец был построен по повелению Николая I, который обожал древнюю Россию и предпочитал Москву Санкт-Петербургу, в его жёлто-белом фасаде были использованы русско-византийские мотивы, внутри располагались пять великолепных залов, посвящённых рыцарским орденам империи.

Большой Кремлёвский дворец Москвы

Большой Кремлёвский дворец

Архитектор Константин Тон использовал новую открытую им технику искусственного мрамора, в которой использовалась мраморная крошка для наружной отделки и полировки поверхностей в целях придания видимости сплошного камня, в то время как настоящие конструкции из мрамора потребовали бы массивных фундаментов, чтобы выдержать их вес. Результат получился просто удивительный: когда Владимир Путин показывал Джорджу Бушу Кремлёвский дворец, тот был просто поражён.

Своды Георгиевского зала дворца (61 метр в длину и 18 метров в высоту) украшены крестом и звездой святого Георгия; сиденья в зале обиты жёлтым и чёрным, под цвет орденской ленты; на стенах нанесены имена 200 тысяч людей, удостоенных наград (эти надписи были восстановлены в середине 1950-х годов). Колонны украшены женскими фигурами, представляющими территории, покорённые Российской империей.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Георгиевский зал

Рядом расположены два больших зала, которые были соединены вместе в 1930-х годах, для того чтобы создать место для заседаний Верховного Совета. Борис Ельцин восстановил залы за огромные деньги, пристроив к ним фойе и галереи, которых в оригинальном проекте дворца не существовало.

Розовый Александровский зал украшен позолотой, его свод усеян звёздами и крестами орденов, а его стены украшены изображениями царских орлов и гербами древнерусских князей – достойный фон для заседаний Совета Федерации (верхней палаты Государственной думы РФ).

Александровский зал Большого Кремлёвского дворца

Александровский зал

Самым большим залом является зелёный с золотом Андреевский зал, названный в честь высшей награды империи, вручаемой по воле монарха, – награды, которой в современной России президент наградил таких людей, как Михаил Калашников (изобретатель автомата Калашникова) и писатель Александр Солженицын.

Андреевский зал также использовался для церемонии присяги Президента России, при этом до сих пор используются троны, когда-то занимаемые царём, царицей и царевичем под горностаевыми и златоткаными навесами. Восьмиугольный Владимирский зал, облицованный белым и бледно-розовым мрамором, служил для награждения специальными орденами царских чиновников и подписания договоров в советское время.

Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца

Андреевский зал

Сегодня дипломатические встречи проходят в Малахитовом зале, чьи блестящие зелёные колонны контрастируют с ярко-красными стенами и развешенными на них забавными портретами русских правителей кисти Ильи Глазунова, на одном из которых Петра можно отличить от Екатерины только по усам.

Посетителям редко удаётся увидеть выкрашенный в белый, золотой и зелёный цвета Екатерининский зал, который регулярно используется для дипломатических и министерских функций. Вниз ведёт анфилада комнат, оформленных в разных стилях. К шедеврам принадлежит комната в стиле рококо с обоями, выполненными из серебристого шёлка, шикарными многоярусными люстрами и лазурными фарфоровыми подставками для ламп.

Владимирский зал Большого Кремлёвского дворца

Владимирский зал

Кроме того, интересна красно-золотая музыкальная комната в стиле барокко, декорированная инкрустированными перламутром дверями, а также спальня с декоративным малахитовым камином и голубой кабинет с диваном, любимым Александром III, чей склад характера часто заставлял его прилечь после обеда.

К сожалению, вы не сможете увидеть Императорскую спальню, которую всегда предлагают осмотреть находящимся в России с визитами главам государств – единственными персонами, кто пожелал сделать это, были королева Елизавета II и северокорейский лидер Ким Ир Сен.

Малахитовый зал дворца Московского Кремля

Малахитовый зал

Благовещенский собор

К югу от Грановитой палаты блестит золотыми куполами Благовещенский собор, который служил домовой церковью великим князьям и царям. Он воздвигнут на месте церкви, построенной сыном Дмитрия Донского Василием I, фундамент и подвалы которой были использованы при строительстве позднейшего варианта собора, возведённого в 1448-1449 годах мастерами-каменотёсами из Пскова по повелению Ивана III.

Собор серьёзно пострадал в сильном пожаре, нанёсшем огромный вред Москве в 1547 году, вскоре после коронации Ивана Грозного, и был восстановлен в 1562-1564 годах. Царь повелел огородить галерею собора, с каждого угла пристроить по часовне, украшенной куполом; возвели также два декоративных купола, а общее число куполов собора равняется девяти.

Благовещенский собор Кремля в Москве

Благовещенский собор

Купола, крыши и верхушки апсид были покрыты золотом (по преданию, привезённым из Новгорода после того, как Иван IV разграбил город), из-за этого собор прозвали «златоглавым». Обратите внимание на перевёрнутые полумесяцы у оснований крестов на куполах, символизирующие триумф православной веры над исламом. Ряды его фронтонов и кокошники отражают влияние ранней московской архитектуры, в то время как покрытые искусной резьбой фризы под куполами являются типичными элементами псковских церквей.

Посетители входят по лестнице в северо-восточном углу; другое (крытое) крыльцо было достроено в 1571 году, после того как Иван Грозный женился в четвёртый раз вопреки правилам православной веры, которая разрешала всего три брака. Церковный совет решил не препятствовать в выдаче ему специального разрешения, но очистил свою совесть уговором о том, что царь отныне будет посещать службы через отдельное крыльцо и наблюдать их из-за зарешеченного окна. Вы можете пройти по следам царя, поднявшись по ступенькам Грозненского крыльца (название которого происходит от прозвища царя), расположенного со стороны Оружейной палаты.

Вход в Благовещенский собор Кремля

Вход в Благовещенский собор

I). Галереи

Царская часовня огорожена тремя галереями, две из которых богато украшены фресками, созданными в 1560-х годах. Тщательно выполненная, но выцветшая фреска «Древо Иессеево», символизирующая преемственность между Ветхим и Новым Заветами, расположена на потолке, а на сводах и пилястрах плавно переходит в портреты московских князей и греческих философов. Сразу за прекрасным сине-золотым порталом, украшенным резьбой в виде цветочных узоров, вы увидите фреску «Иона и кит», на ней изображены две рыбы, одна пожирает Иону, а другая изрыгает его.

В западной галерее на позолоченном портале написаны по бокам слова гимна во славу Богоматери, известные как «О Тебе радуется» и «Троица». Сразу за углом можно увидеть фреску «Подвиги монастырских затворников», которая показывает их посты и самобичевание, а яркая фреска «Благовещение» была добавлена в XIX веке. В третьей галерее, расписанной в это же время, сейчас выставлены различные иконы и предметы быта священнослужителей, включая два креста с резными миниатюрами на библейские сюжеты, которые лучше всего рассматривать после осмотра царской часовни.

Фреска «Новозаветная Троица» Благовещенского собора Кремля

Фреска «Новозаветная Троица»

II). Часовня и её иконостас

Высокая и узкая, с массивными колоннами, поддерживающими галереи, с которых члены царской семьи женского пола могли наблюдать службы, эта часовня кажется едва ли не самой «русской» из всех соборов Кремля. Её пол, выложенный неправильной формы плитами из коричневой яшмы, создаёт тёплую, почти интимную атмосферу, которая дополнена фресками, выполненными в нежных тонах, и красивейшим иконостасом. Восстановленные фрески первоначально были написаны в 1508 году общиной иконописцев из Иосифо-Волоцкого монастыря, возглавляемой монахом Феодосием, сыном Дионисия, создавшего оригинальные фрески Архангельского собора.

Фреска «Страшный Суд», расположенная в северо-западном углу, любопытна изображениями мифических созданий и толпы грешников, за которыми жадно наблюдает дьявол, в то время как на верхней галерее вы можете рассмотреть разрушенные дома и ужасных тварей, пожирающих людей, на фреске «Апокалипсис». Портреты русских князей, включая Дмитрия Донского и Василия I, украшают ближайшую колонну; на другой колонне изображены византийский император и его семья. Сцены из жизни Христа и Богоматери покрывают северную и южную стены, а ангелы, патриархи и пророки собраны около Христа Вседержителя, изображённого на центральном своде.

Настенные фрески Благовещенского собора Кремля

Настенные фрески собора

Иконостас, который датируется 1405 годом и пережил пожар 1547 года, считается самым красивым в России и содержит, как установлено, работы трёх знаменитых мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублёва и Прохора с Городца. В нижнем ряду справа от Царских врат находятся иконы «Спас на престоле» и «Устюжское Благовещение» (центральная часть которой является копией оригинальной иконы XII века, ныне хранящейся в Третьяковской галерее).

Слева от Царских врат висят иконы «Богоматерь Одигитрия» и «Богоматерь Тихвинская» (дальше слева), датируемые XVI веком. Феофан создал большинство икон, расположенных в третьем, деисусном, ряду, где икону Христа обступают с обеих сторон иконы Иоанна Крестителя и Богоматери, вслед за ними следует икона архангела Михаила, приписываемая Рублёву, который работал вместе с Прохором с Городца над Праздничным рядом, находящемся выше. Далее расположены иконы, посвящённые пророкам. Иконостас заканчивается оголовьем, в котором находятся небольшие иконы патриархов.

Иконостас Благовещенского собора Кремля

Иконостас Благовещенского собора

Оружейная палата

Расположенная между Большим Кремлёвским дворцом и Боровицкими воротами, Оружейная палата скрывает за русско-византийским фасадом множество удивительных сокровищ. Здесь можно увидеть одежды, использовавшиеся во время коронации царей, различные экипажи, драгоценности, столовую утварь и оружие – всё, созданное лучшими мастерами без ограничений в средствах или в творчестве: блеск и необычность экспонатов вознаграждает все сложности и расходы. Как самостоятельное учреждение Кремлёвская Оружейная палата датируется, вероятно, XIV столетием, а о сокровищах, составивших позднее основу коллекции, известно с начала XIV века, хотя первое зарегистрированное упоминание о палате относится к 1508 году.

Первоначально предназначение палаты было практическим – один иностранец описал её как сооружение настолько большое и так богато укомплектованное, что 20 тысяч кавалеристов могли бы быть вооружены содержащимся в нём оружием, но она скоро стала хранилищем государственных сокровищ, а в 1806 году общественным музеем. Современное здание было построено в 1851 году в том же самом стиле, что и Большой Кремлёвский дворец, любимым архитектором Николая I Константином Тоном.

Здание Оружейной палаты Кремля

Здание Оружейной палаты

Посещение Оружейной палаты следует спланировать заранее, так как оно ограничено четырьмя экскурсиями в день (в 10.00, 12.00, 14.30 и 16.30) и вы можете находиться внутри только в течение одной экскурсии продолжительностью в полтора часа. Лучше купить билет у входа в Кремль и занять очередь перед входом в Оружейную палату, по крайней мере, за 15 минут до времени, указанного на вашем билете.

Недалеко от гардероба находится информационный киоск, по соседству – ларьки, где продаются книги и сувениры, и где вы можете взять напрокат аудио-гид, купить иллюстрированный путеводитель по Оружейной палате или экскурсию на компакт-диске по Кремлю. Лестница в дальнем конце ведёт к вестибюлю, из которого вы поднимаетесь в большое фойе с двумя лестницами, левая из которых ведёт на нижний этаж Оружейной палаты, правая – на верхний этаж.

Один из залов Оружейной палаты Кремля

Один из залов Оружейной палаты

  • Нижний этаж Оружейной палаты

Экскурсии по Оружейной палате часто начинаются с верхнего этажа, однако больше всего привлекает внимание посетителей именно нижний этаж, поскольку там демонстрируются потрясающие костюмы, троны, короны и кареты правителей России начиная со Средних веков. Поражают резкие переходы стиля от русско-византийских форм до моды западноевропейских дворов, введённой Петром Великим в начале XVIII века. Хотя в каждом разделе выставки имеется пояснение на двух языках, надписи на всех экспонатах сделаны очень скупо.

I). Царская и придворная одежда

Первый зал почти весь посвящён царским одеждам. В левой витрине – чёрный бархатный кафтан, который носил Пётр Великий во время работы на верфях Амстердама, а также его сапоги и трость; одеяние для соколиной охоты с царским орлом на груди; традиционные кафтаны в старинном стиле; парчовые одеяния, украшенные золотом и драгоценностями, которые надевал Пётр I на свою коронацию, и домашние кафтаны, в которых он отдыхал.

Коронационное платье Екатерины II

Коронационное платье Екатерины II

Центральное место в экспозиции занимают старинный золотой кафтан и соболья шапка, расположенные рядом с голландским сюртуком Петра Великого, которые надевал Николай II на бал-маскарад в 1903 году. За светло-вишнёвым платьем, в котором короновалась Екатерина I – сюртук и чулки Петра II; рядом расшитые золотом платья для коронации императриц Анны и Елизаветы и свадебное платье будущей императрицы Екатерины Великой.

Пожалуй, самые красивые экспонаты – платье для коронации Екатерины Великой и украшенная горностаем накидка жены Николая II Александры Фёдоровны. Платья для коронации Александры Фёдоровны и Марии Александровны (супруги Александра II) выполнены в стиле французской империи 1820-1850-х годов. По правой стене одеяния священнослужителей, самым старым из которых является шитый из бледно-голубого и серебристого атласа саккос (церемониальная одежда) митрополита Петра, изготовленный в 1322 году.

Маскарадные платья и костюмы Оружейной палаты Кремля

Маскарадные платья и костюмы

У митрополита Фотия было два саккоса: малый, украшенный распятием, ликами святых и царей, и большой, с теми же украшениями, но с жемчугом, считавшимся символом счастья в древней Руси. За саккосом, подаренным Иваном Грозным митрополиту Дионисию, располагаются вышитые жемчугом венецианские бархатные одежды, мантия, браслеты и шапки патриарха Никона – одна такая мантия весит 24 килограмма.

Привозимые из Европы ткани использовались в России начиная с XVII века, о чём свидетельствует выполненная из золотой ткани и расшитая жемчугом накидка, дарованная Михаилом Романовым Новоспасскому монастырю, итальянская одежда патриарха Адриана, расшитая царскими орлами, и итальянская бархатная накидка, расшитая узорами из жемчуга и украшенная крестом с алмазами и изумрудами, подаренная Екатериной Великой митрополиту Платону.

Сокровища Оружейной палаты в Москве

Сокровища Оружейной палаты

II). Короны и троны

В дальнем зале демонстрируются короны и троны. Трон Ивана Грозного из слоновой кости с резьбой, изображающей сцены сражений и охоты, стоит около низкого золотого трона, отделанного бирюзой, он был подарен Борису Годунову шахом Персии Аббасом I. Напротив трон Михаила Романова, сделанный в Кремлёвской Оружейной палате, и алмазный трон его сына Алексея, украшенный серебряными слонами и роскошными алмазами, – подарок армянских купцов.

Огромный серебряный двойной трон был сделан для коронации в 1682 году молодого Петра Великого и его болезненного и слабоумного единокровного брата Ивана V, слова которому подсказывала их старшая сестра Софья из секретного укромного уголка, расположенного позади трона (теперь это место можно видеть).

Корона Анны Иоанновны Оружейной палаты

Корона Анны Иоанновны

Полная императрица Елизавета сидела на широком троне-кресле, выполненном в стиле ампир, в то время как низкорослый император Павел имел трон меньшего размера, снабжённый подставкой для ног. Интереснейшие из экспонатов – это короны и императорские регалии, выставленные в последней витрине.

На верхней полке – знаменитая шапка Мономаха; серебряная корона, украшенная множеством (более 2 тысяч) алмазов, выполненная в европейском стиле XVIII века и принадлежавшая императрице Анне; более грубая «вторая» шапка Мономаха была сделана для совместной коронации Петра и Ивана V.

Царский «Большой Наряд» Оружейной палаты Кремля

Царский «Большой Наряд»

На нижней полке можно видеть более позднюю Сибирскую корону, отороченную мехом соболя; украшенный золотыми листочками Казанский венец Ивана Грозного, изготовленный в ознаменование освобождения Казани от татар в 1552 году; украшенный изумрудом парадный венец Михаила Романова, эмалевые держава и скипетр.

III). Конская упряжь и экипажи

В соседней восьмиугольной комнате демонстрируются породное конское убранство, включая седло Ивана Грозного, покрытое тёмно-красным бархатом, бирюзовой и золотой вышивкой. Рядом с сёдлами князя Пожарского и Бориса Годунова (последнее украшено рельефными львиными головами) расположено седло с драгоценными камнями, подаренное персидским шахом Михаилу Романову в 1635 году.

Шапка Мономаха Оружейной палаты Кремля

Шапка Мономаха

Чучело лошади в церемониальном одеянии представляет образец одной из ста таких лошадей, которые обычно шествовали впереди императорского экипажа во время торжественных выездов царя. Екатерина Великая получила в подарок украшенные драгоценными камнями сбрую и сёдла от султанов Абдулы Хамида и Селима III, так же как цари Алексей и Михаил Романов получили сёдла и сбрую от турецких властителей, а цари Фёдор и Борис Годунов – от монархов Персии и Польши.

Стоит обратить внимание на роскошное седло из Гданьска с вышитыми на нём серебряной проволокой сценами охоты. Наиболее старые из экипажей и карет в последней комнате – английский экипаж, подаренный Борису Годунову королём Шотландии Джеймсом I, расписанный сценами охоты. Рядом стоит русская карета начала XVII века со слюдяными окнами и крошечные летние и зимние кареты, сделанные для сына и племянницы Петра Великого, на которых извозчиками были карлики, а вместо лошадей были пони.

Экипаж Бориса Годунова в Оружейной палате Кремля

Экипаж Бориса Годунова

Далее выставлен французский экипаж с изображением херувимов работы Буше, подаренный императрице Елизавете гетманом Украины; у неё также были 4 пары карет-саней, на полозьях которых были выгравированы дельфины, несколько карет для путешествий, а также роскошная карета для коронации, подарок Фридриха II Прусского. По сравнению с этим великолепием собрание экипажей Екатерины Великой кажется скромным – всего две кареты для путешествий и официальных выездов и летнего экипажа, который был подарен ей её фаворитом графом Орловым.

  • Верхний этаж Оружейной палаты

Из того же вестибюля большая лестница с медными балюстрадами поднимается на верхний этаж, лестничная площадка которого украшена картинами, изображающими парады и процессии около Кремля, с советским гербом, выглядящим несоразмерным с массивными дверями зала. Находящиеся за ними комнаты заполнены сокровищами и оружием, которые, скорее, подавляют и, в конечном счёте, надоедают. Как и на нижнем этаже, каждая витрина имеет объяснительное примечание на двух языках, каждый экспонат имеет краткую пояснительную надпись.

Брачные венцы Оружейной палаты Кремля

Брачные венцы

I). Российское золото и серебро

Первая комната содержит собрание российского золота и серебра с XII до XVI века плюс несколько редких изделий эпохи великих переселений, например серебряный кувшин с позолотой, украшенный фигурами девяти муз. Хотя множество средневековых сокровищ исчезло в период вторжения монголов, два спрятанных клада, где хранились инкрустированные драгоценными камнями нагрудные украшения и ожерелья, были найдены в Рязани и Туле в XIX веке.

Книги и иконы часто помещали в золотые футляры, подобные покрытому гравировкой в виде листьев окладу иконы Владимирской Богоматери, а святые реликвии хранились в сосудах, сделанных в виде миниатюрных соборов, подобно Большому Сиону. XVI столетие было золотым веком российских драгоценностей.

Украшенное Евангелие Оружейной палаты Кремля

Украшенное Евангелие

Обратите внимание на Евангелие, украшенное большими, похожими на виноград, драгоценными камнями, которое Иван Грозный подарил Благовещенскому собору, и украшенное перламутром Распятие, которое он подарил Соловецкому монастырю. Золотые крышки надгробий из склепа царевича Дмитрия и святого Кирилла, основателя Белозерского монастыря, являются уникальными экземплярами.

В тёмно-зелёном зале, расположенном далее, представлено множество экспонатов того же типа от XVII столетия и далее. Около иконы «Донской Богоматери» (на иконе воротник Богоматери вышит жемчугом) располагается золотой оклад иконы «Троица», имеющий три овальных отверстия для лиц в середине иконы. При царском дворе мёд пили из большого ковша в форме большой ложки, а гости приветствовали друг друга, выпивая по глотку из общего кубка, или братины.

Оклад иконы «Богоматерь Умиление» Оружейной палаты Кремля

Оклад иконы «Богоматерь Умиление»

Московские ремесленники специализировались в технике черни: протравленные углубления в серебряном изделии заполнялись порошком, который приобретал чёрный цвет после прокаливания и подчёркивал рисунок, появляющийся на поверхности. В городе Сольвычегодские мастера превосходили других в работе с эмалью, изображение птиц – их любимый мотив, тогда как приволжские города занимались искусной обработкой изделий из серебра.

Кремлёвские мастерские производили покрытую эмалью посуду, такую чашку боярыня Морозова подарила Чудову монастырю, и золотые кубки, дарованные царём Алексеем Вознесенскому монастырю. Экспозиция инкрустированных и эмалевых изделий начала XVIII века не настолько яркая, как собрание французских тканей в стиле ампир, табакерок и Евангелий.

Коллекция изделий Фаберже Оружейной палаты

Коллекция изделий Фаберже

Вам обязательно стоит взглянуть на яйца Фаберже, которыми обменивались в качестве пасхальных подарков царь и царица каждый год, начиная с 1884 года и до падения династии Романовых. Среди четырнадцати экземпляров Фаберже, принадлежащих Оружейной палате, находятся яйцо-часы, украшенное букетом алмазных лилий; яйца «Стандарт» и «Азов» – внутри них миниатюрные модели императорской яхты и крейсера «Память Азова»; «Кремлёвское яйцо», в котором проигрывался гимн «Боже, царя храни».

Ещё более изобретательно было выполнено яйцо «Большая Сибирская железная дорога» (Транссибирская магистраль или Сибирский поезд), изготовленное в честь завершения строительства железнодорожной линии до Владивостока; в нём находилась точная крошечная копия Транссибирского экспресса, который проезжал 20 метров после полного завода часового механизма (пока часы не были сломаны императорскими детьми).

Яйцо Фаберже «Сибирский поезд»

Яйцо Фаберже «Сибирский поезд»

Цветки «Одуванчик» и «Анютины глазки» так искусно вырезаны из кристалла, что они напоминают кувшины, полные воды; в «Анютиных глазках» на тычинках помещены портреты царских детей, которые показываются, если сжать стебель. Эти весьма изысканные ювелирные изделия пользуются большой популярностью у посетителей Оружейной палаты и являются яркими творениями фирмы Фаберже.

С 2005 года можно увидеть гораздо больше шедевров Фаберже, так как российский предприниматель Виктор Вексельберг в 2004 году купил второе в мире по величине собрание яиц Фаберже у семейства Форбс и разрешил устроить выставку в Оружейной палате после обращения к нему директора Елены Гагариной. Соусник, кубок в стиле модерн, кувшин и сахарница – основные экспонаты витрины XX века.

Яйцо Фаберже «Память Азова»

Яйцо Фаберже «Память Азова»

II). Оружие и доспехи

Среди иностранного оружия и доспехов в следующей комнате – аркебузы и нагрудные доспехи из Германии; полное снаряжение для лошади и наездника, подаренное царю Фёдору польским королём Стефаном Баторием; миниатюрные доспехи, сделанные для царевича Алексея в 1634 году. Вы сможете увидеть украшенные драгоценными камнями жезлы и египетские сабли, винтовки, инкрустированные слоновой костью и перламутром, позолоченные шлемы и нарукавники, украшенные бирюзой и сердоликом, – всё это подарки Османской империи.

Также обратите внимание на шлемы с шипами и зловещими масками и украшенные драгоценными камнями кинжалы, подаренные шахом Персии Михаилу Романову, в витрине персидского оружия и доспехов. Соседняя круглая комната, декорированная фризом с портретами царей, – выставка русского оружия и доспехов. Слева – зубчатые шлемы и кольчуги Бориса Годунова и князя Шуйского; шлем, сделанный для Ивана Ивановича; 3-летнего сына Ивана Грозного. Саадак (лук и стрелы в колчане) и кивер Михаила Романова сделаны из золота и инкрустированы драгоценными камнями; шлем, покрытый золотой гравировкой, показан вслед за грудными доспехами и кольчугой его сына Алексея.

Экспозиция оружия и доспехов Оружейной палаты

Экспозиция оружия и доспехов

Русский кавалерист обычно был защищён от российских и турецких (а также персидских) орудий, как показано на модели воина в натуральную величину. Кроме различных изделий Кремлёвского Арсенала, в Оружейной палате представлены барабаны, трубы и офицерские доспехи для защиты шеи, захваченные у шведов в период Северной войны. Бриллианты блестят на рукоятке и ножнах меча Александра I, изготовленного в Туле, а показ рыцарских орденов империи удачно дополняет выставку.

III). Европейское золото и серебро

В последнем зале представлено золото и серебро из Европы, в основном посольские дары. Голландцы дарили графу Строганову кувшины, пивные кружки и стенные канделябры в форме листьев, а царь Алексей получил в подарок серебряный обеденный сервиз от поляков со статуэткой в форме птицы, которая лила воду на руки гостям. В 1644 году датчане дарили богатые подарки царской семье, надеясь на бракосочетание наследного принца с царевной Ириной – Ганзейский союз послал в подарок огромные кубки с грифонами на крышках.

Западноевропейское серебро Оружейной палаты

Западноевропейское серебро

Нюрнбергские ювелиры изготовили ларец для хранения ананасов и сосуд для питья в форме петушка, в то время как Гамбург поставлял изящные курильницы для благовоний, которые распространяли ароматы над столом. Из Франции прибыли золотые туалетные наборы для Строгановых и Трубецких, чайный сервиз «Тет-а-тет» и десертный сервиз «Олимпик», подаренный Наполеоном Александру I на память о Тильзитском договоре.

Среди несравненного собрания английского серебра Тюдоров в Оружейной палате находятся два графина в форме леопардов и пара кувшинов с горлышками в виде драконов. Обязательно взгляните на шведский трёхъярусный настольный фонтан. Интересны и другие предметы, изготовленные из раковин, кости и других необычных материалов.

Большая императорская корона Алмазного фонда

Большая императорская корона

  • Алмазный фонд Оружейной палаты

В Оружейной палате располагается также и Алмазный фонд, специальный отдел при Министерстве финансов, в котором хранятся самые уникальные драгоценные камни России. Отношения между Оружейной палатой и Алмазным фондом выражены в надписи на стене Оружейной палаты, уведомляющей, что в Оружейной палате вам не ответят на вопросы об Алмазном фонде, а последний и не спешит зазывать посетителей.

Доступ сюда посетителей ограничивается 20-минутной экскурсией, устраивающейся в 11.00 и/или 14.00, о которой вы можете узнать у охраны возле дверей фонда, расположенных прямо у выхода из Оружейной палаты, где можно купить билеты непосредственно перед началом экскурсии. Фотографировать не разрешается; камеры и мобильные телефоны нужно оставить в камере хранения билетного киоска.

Алмаз «Орлов» в Императорском скипетре

Алмаз «Орлов» в скипетре

На выставке представлены настоящие сокровища: украшенная алмазами Большая императорская корона Екатерины Великой и 190-каратный алмаз «Орлов», который был подарен императрице графом Григорием Орловым в попытке восстановить их отношения; но она никогда не носила его на себе как украшение, а приказала вставить его в императорский скипетр.

Ещё один замечательный бриллиант – 89-каратный алмаз «Шах», преподнесённый Николаю I шахом Персии в качестве компенсации за убийство в Тегеране российского дипломата и драматурга Александра Грибоедова. Кроме этого, здесь собрано множество ожерелий и серег с драгоценными камнями, самый большой в мире сапфир (258,8 карата) и золотой самородок в 36 килограмм. Вы можете также увидеть царские ордена, которые вручались в Большом Кремлёвском дворце, и ордена Победы с алмазами, которые вручал маршалам Советского Союза Сталин.

  • Кремль на карте Москвы



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Капча *Капча загружается...

Билеты Дисней