Если Троице-Сергиева лавра определяет состояние русской души в Средневековье, то усадьба Абрамцево помогает понять её в XIX веке, когда споры между славянофилами и западниками занимали главенствующее место в культурной жизни России. Действительно, Абрамцево было приобретено набожным славянофилом писателем С.Т. Аксаковым из-за её близости к лавре, что делало эту усадьбу удобным местом для встреч единомышленников-славянофилов – верующей интеллигенции.
Следующий владелец усадьбы, миллионер Мамонтов, был так же страстно предан русской культуре, поддерживая кружок художников, которые составили современное художественное движение России. Многие из работ этих художников – Репина, Серова, Врубеля и братьев Васнецовых, находящиеся теперь в Третьяковской галерее, отражают их общий интерес к средневековой архитектуре, народному искусству и мифологии, так же как и сказочные дома музея-заповедника Абрамцево.
Содержание статьи
Общие сведения об усадьбе Абрамцево
Абрамцево находится на 6 километров южнее Сергиева Посада; поворот на Абрамцево легко найти. Если вы едете на машине, не пропустите поворот на Хотьково перед Покровским монастырём (где похоронены родители Сергия Радонежского). По дороге к усадьбе вы будете проезжать большой пруд; вход на территорию усадьбы находится чуть дальше. Многие (но не все) электрички, следующие от Ярославского вокзала до Сергиева Посада, останавливаются в Абрамцево; чтобы добраться от станции до усадьбы, вам предстоит приятная 20-минутная прогулка по живописной местности.
Из Сергиева Посада до Абрамцево идут рейсовые автобусы (каждые 20 минут). Чтобы не ездить зря, предварительно узнайте, открыта ли усадьба, так как она иногда бывает закрыта в апреле и октябре. Очарование усадьбы можно ощутить сильнее всего, прогуливаясь вдали от главного здания между разбросанными по территории причудливыми постройками. В тёплое время впечатления будут, наверное, особенно сильны, тем более если вы решите устроить здесь пикник.
Главное здание усадьбы Абрамцево
В 1843 году усадьба Абрамцево стала собственностью русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. С этого периода и начинается славная история этих мест. Интерьер дома (открыт для посещения) носит черты прошлых владельцев: Сергей Аксаков (1791-1859 годы) был дружен с Гоголем (написавшим здесь часть «Мёртвых душ») и был противником такого представителя направления западников, как Герцен. В 1870 году дом был куплен железнодорожным магнатом Саввой Мамонтовым (1841-1918 годы) и его женой Елизаветой, которые дали слово продолжать существующие традиции и сохранили половину дома такой, какой она была при Аксакове, – в результате в каждом крыле дома была разная обстановка.
В то время как славянофил Аксаков придерживался аристократического стиля французского ампира середины XIX века, более практичные Мамонтовы предпочитали неорусский стиль и стиль модерн. Через дорогу расположено большое белое здание, в котором размещается выставка современной живописи – работы Аристарха Лентулова, Роберта Фалька и других художников советского периода, которые также работали в Абрамцево, а также таких графических работ, как иллюстрации С.А. Алимова к «Мёртвым душам» и «Мастеру и Маргарите», экспонирующихся на верхнем этаже.
Знаковые места усадьбы Абрамцево
Вам наверняка покажется интересной небольшая деревянная мастерская под крышей, украшенная лепниной, здесь живописцы В.А. Серов и М.А. Врубель пробовали свои силы в изготовлении керамики. Небольшие фигурки в египетском и русском стилях, демонстрируемые здесь, послужили эскизами барельефов Врубеля для гостиницы «Метрополь» в Москве, а изразцовая печь воплощает интерес живших здесь художников к старинным видам русского прикладного искусства. Крестьянские ремёсла были главным источником вдохновения: в мастерской демонстрируются предметы, употреблявшиеся в быту (включая формы для выпечки пирогов и гладильные доски), образующие музей народного искусства.
Их видение идеального дома было воплощено в Теремке, доме для гостей, крутая крыша которого и фронтон сделаны в лучших традициях русского традиционного зодчества. В интерьере преобладает массивная резная мебель. Пройдя далее в лес, вы натолкнётесь на Избушку на курьих ножках, построенную братьями Васнецовыми для детей. Этот домик Бабы-яги, крошечная хижина на коротких сваях-ножках в точности воссоздаёт сказочную избушку, которая поворачивалась к людям «передом, а к лесу задом». Весь художественный кружок трудился над созданием церкви Спаса Нерукотворного, небольшого здания, форма которого напоминает средневековые новгородские церкви; строгие линии церкви и выбеленные стены смягчены плавными сводами и изразцовыми фризами.
Иконы были написаны И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, М.В. Нестеровым и А.М. Васнецовым; В.М. Васнецов создал мозаичный пол в форме распускающегося цветка на первом этаже, М.А. Врубель сделал изразцовую печь, а кафедра проповедника была расписана Андреем Мамонтовым, который умер в детстве и похоронен в левом своде нефа. Лес вокруг – привычная русскому взгляду роща берёз, елей, дубов, лиственниц, бузины и орешника, с ручьями, заросшими осокой, и озёрами, располагающимися вдоль русла реки Вори.
Усадьба Архангельское
Впервые в документах Архангельское упоминается в 1537 году. В XVII веке усадьбой владели князья Одоевские, а с 1703 до 1810 года – князья Голицыны. Затем усадьбу приобрёл коллекционер и ценитель искусства князь Николай Борисович Юсупов (1751-1831 годы). Будучи настолько богатым, что всё своё имущество записывал в книжку, Юсупов собирал произведения искусства, увлекался наукой, вёл дискуссии на философские темы с Вольтером и на поэтические – с Пушкиным.
В имении он держал гарем из крепостных девушек. Он открыл свои коллекции шедевров и парки усадьбы для посещения публики, а его частные театральные постановки, по общему мнению, включали в себя танцы обнажённых девушек. С середины 1980-х годов экспозиция музея стала недоступна для посетителей, усадьба находилась на реставрации. В конце 1990-х годов вниманию ценителей была показана постоянная выставка, которая разместилась в двух постройках: Конторском флигеле и кладовой над оврагом. Но главное здание усадьбы – дворец – было по-прежнему закрыто.
Не так давно во дворце были отреставрированы три зала, которые сразу были представлены на суд экскурсантов. Привлекательность усадьбы заключена и в необыкновенной красоте парка, где располагаются павильоны и скульптуры, – лучше всего его осматривать летом, когда цветут розовые кусты; зимой скульптуры помещают в ящики, чтобы обезопасить их от неблагоприятного влияния мороза. Хотя одно крыло дворца теперь открыто для публики, другое крыло доступно только для посещений в составе экскурсии или для тех, кто приглашён на закрытое мероприятие.
Информация об усадьбе Архангельское
Архангельское расположено на северо-западе от Москвы, в 2 километрах от Красногорска. Добраться туда можно, доехав до станции метро «Тушинская», а затем проехав полчаса на автобусе № 549 или 541 до остановки «Архангельское» либо на маршрутном такси № 151 до остановки «Санаторий». Если вы на машине, вам нужно доехать до Сокола, выехать на Волоколамское шоссе и следовать по нему до МКАД, затем повернуть на Ильинское шоссе, которое проходит к западу от усадьбы.
В парк можно попасть, пройдя через ворота, расположенные в юго-западном и юго-восточном углах парка, в кассах около входов продаются билеты во дворец. На сайте музея-усадьбы представлены последние новости относительно намечающихся событий, а также информация об усадьбе. Музей предлагает несколько экскурсий, некоторые из которых дают возможность посетить закрытые для отдельных посетителей части дворца; стоимость групповых экскурсий лучше уточнить по телефону.
В окрестностях усадьбы Архангельское
Постройка дворца относится к 80-м годам XVIII века, когда был перепланирован существовавший уже полвека парк и вместо старого деревянного дома начали возводить дворец, однако который строился достаточно медленно. Снаружи он был закончен в 1797-1798-х годах, внутри только в XIX веке. Когда князь Голицын в 1809 году умер, его наследники продали усадьбу Н.Б. Юсупову, который продолжал строительство, не испугавшись крестьянского восстания 1812 года и пожара 1820 года.
Вмещая в себя создававшиеся на протяжении десятилетий роскошные интерьеры в стиле неоклассицизма, дворец и павильоны были близки к завершению в 1831 году; но Юсупов умер, после чего усадьба оставалась в запустении вплоть до начала XX века, когда она пережила краткий период возрождения. В 1919 году большевики провозгласили Архангельское государственным музеем; пострадавшие в военное время здания были восстановлены лишь после Великой Отечественной войны.
Усадьба Архангельское в наше время – музей, где представлены уникальные предметы искусства XVII-XIX веков: картины, гравюры, скульптуры. Около 16 тысяч редких книг – одна из крупнейших коллекций – находится в Архангельском. С 1998 года в Архангельском проводятся концерты классической музыки и музыкальные вечера под открытым небом, устраиваются джазовые фестивали. Помимо открывшихся в 2007 году трёх залов дворца посетителям доступна выставка «Миниатюры из жизни усадьбы «Архангельское»» – изделия из фарфора, скульптуры и картины (большая часть коллекции демонстрируется во дворце Юсупова в Санкт-Петербурге).
Интерьеры флигеля скромнее внутреннего убранства дворца, где висели картины Тьеполо, Ван Дейка и Буше. Вы можете также увидеть здесь три кареты: позолоченный экипаж, когда-то принадлежавший Ирине Юсуповой, экипаж, запрягаемый четвёркой лошадей времён императора Павла и карету для путешествий начала XIX века. С террасы вы можете спуститься в ведущий к реке парадный парк с беседками, увитыми плетями винограда, и заброшенными павильонами, расположенными с обеих сторон парка.
Беседка «Розовый фонтан» была задумана с чисто декоративными целями, двухэтажный павильон «Каприз» был обставлен как дворец, в нём собирались гости во время вечеринок в саду, а «Чайный домик» задумывался как библиотечный павильон. Дальше на север расположен маленький храм-памятник Екатерине II, которая изваяна в бронзе в образе Фемиды – богини правосудия, а через дорогу, которая была проложена через всю усадьбу, вы увидите театр Гонзага, построенный для труппы крепостных актёров.
В дальнем конце цветника находится огромный Центральный военный клинический санаторий, построенный в стиле итальянского ренессанса, который на первый взгляд легко можно принять за дворец. Ценители советского декора будут восхищены мраморными фойе, застеленными красными ковровыми дорожками и украшенными картинами на военную тему. Стоит немного задержаться на наружной террасе, с которой открывается широкая панорама парка и Москвы-реки, очень широкой в этом месте. Остальная часть парка разбита в истинно итальянской манере с романтическими руинами.
В честь его основателя, последнего князя Юсупова, архитектор Р.И. Клейн, построивший Пушкинский музей, воздвиг внушительный храм из гранита и известняка с изогнутыми крыльями, предполагавшийся стать фамильной усыпальницей, но никогда не используемый в этом качестве по причине революции. Теперь это здание называется Колоннадой, здесь демонстрируются произведения искусства из коллекций Юсупова и устраиваются концерты классической и старинной музыки в рамках программы «Осенний дивертисмент в Архангельском».
Далее расположена относящаяся к более раннему периоду кладовая над оврагом, а рядом с ней находятся Святые ворота, через которые посетители проходят к храму Архангела Михаила. Небольшое выбеленное здание с куполами, установленными на причудливом нагромождении кокошников, было построено ещё в 1667 году и впоследствии дало название всей усадьбе. Белое каменное надгробие, расположенное возле церкви, было установлено на могиле дочери Юсупова, которая, согласно легенде, бросилась с утёса, после того как отец отказался благословить её на брак с неугодным возлюбленным.
Усадьба Архангельское на карте