Расположенный примерно в 16 милях на север от Бирмингема маленький городок Личфилд стоит посетить из-за его великолепного собора из песчаника.
Содержание статьи
Прибытие и размещение в Личфилде
В Личфилде есть два вокзала: Личфилд Сити с регулярными рейсами в Бирмингем Нью-стрит и из него, он находится в пяти минутах ходьбы на юг от центра. Личфилд Трент Вели (Lichfield Trent Valley) обслуживает поезда из Лондона с вокзала Юстон, он находится в восточной части города, примерно в двадцати минутах ходьбы от центра. Автобусная станция расположена напротив вокзала Личфилд Сити. Туристическое агентство делит помещение с театром Личфилд Гаррик на Castle Dyke, прямо на юг от Маркет-сквер по Бейкерс-лейн.
После осмотра местных достопримечательностей Англии у вас больше нет особых причин бродить вокруг, но в Личфилде имеется достаточное количество доступных пансионов Bed and Breakfast. Один из расположенных ближе всего к центру – The Bogey Hole, там только четыре номера для гостей, в старом и хорошо сохранившемся доме поблизости от собора, по адресу: 21 Dam Street (кредитные карты не принимаются). Что касается кафе и ресторанов, Chapters рядом с собором на южном конце двора является старомодным кафе с приятной атмосферой и недорогой домашней пищей.
Чтобы съесть что-то более существенное, идите на Bird Street, на расстоянии двух коротких кварталов на запад от Маркет-сквер, там целая уйма ресторанов. Среди них Eastern Eye на 19 Bird Street, шикарный современный азиатский ресторан, где подают все классические блюда, от тандури до кормас и дансакс. Стоимость горячих блюд начинается от 6 £. Наконец, театр Личфилд Гаррик (Lichfield Garrick Theatre), который находится прямо в центре, на Касл-Дик (Castle Dyke), предлагает программу комедии, музыки, танца и театральных пьес.
Достопримечательности Личфилда
Возведённый в 1085 году и значительно перестроенный в XIII и XIV веках, Личфилдский собор уникален тем, что имеет три шпиля – соответствующее отличие для епископской церкви, к которой раньше относился весь Мидлендс. Церковь стоит на месте гробницы Святого Чада, глубоко почитаемого английского епископа, который отличался смирением и умер в Личфилде в 672 году.
Западная сторона собора украшена более чем сотней статуй библейских персонажей, английских королей и предполагаемых прародителей Христа, некоторые из них датируются XIII веком, но большинство из них викторианского времени, заменяющие оригиналы, разрушенные отрядами Кромвеля. Даже центральный шпиль был разрушен во время схваток – Личфилд больше пострадал во время гражданской войны, чем любой другой собор. Обширные и кропотливые строительные и восстановительные работы начались сразу после Реставрации в 1660 году и идут до сегодняшнего дня, хотя основная работа была в целом закончена только в конце XIX столетия.
Внутри неф с тремя крыльями поддерживают две длинных линии остроконечных готических арок, расположенных под мощной аркадной галереей, которая делает верхний ряд окон, освещающий хоры, совсем незначительным. Всё это производит довольно угрюмое впечатление, но всё же света достаточно, чтобы любоваться парящим сводчатым потолком, который простирается до хоров, он выглядит как сетчатая клетка для гигантского зверя – впечатление сверхъестественное. Южный трансепт древнее нефа, он датируется 1220-ми годами, но самое интересное здесь, несомненно, относится к викторианскому времени и империализму.
Находящаяся в трансепте часовня Святого Михаила посвящена Стаффордширскому полку, и её ограды украшены копиями зулусских щитов, чтобы отметить их участие в Зулусской войне. Монумент, увенчанный сфинксом, говорит об участии полка в Египетской кампании в 1882 году. Под трансептами первые три ниши хора являются самой старой частью церкви, они выполнены в старом английском стиле XIX века, но последующие части хора, без сомнения, относятся к средней готике. На южном конце хора узкая каменная лестница ведёт к изящной галерее Менестрелей и часовне Святого Чада.
Однако самое большое впечатление из всего этого производит часовня Богородицы, которая находится в дальнем конце хоров, в которой есть ряд великолепных окон XVI века, полученных из цистерцианского аббатства в Бельгии в 1802 году. Самое большое сокровище собора, Личфилдское Евангелие, расположено в Зале капитула, возле северного конца хора. Редкий и великолепный образец англосаксонского искусства, датируемый VIII веком, этот вдохновенный манускрипт содержит полные Евангелия от Матфея и Марка и фрагмент Евангелия от Луки, написанные на латыни и изысканно украшенные.
Разные страницы экспонировались в разные времена, но особенным фаворитом является потрясающая ковровая страница, показывающая декоративный крест, в котором смешались коптские, кельтские и восточные влияния, что делает его равным более знаменитой Ирландской книге Лицевого Евангелия монастыря Келлз и Евангелия Линдисфарн. Тот факт, что книга заканчивается на середине Евангелия от Луки, означает, что эта книга – половина от двух томов, и любой специалист по книгам дорого дал бы, чтобы увидеть второй том.
Остальная часть центра города Личфилд
Собор окружён двором с его приятным для глаз смешением зданий эпох Георга, Тюдоров и Виктории, он является самым красивым местом в городе. Из двора недолгий путь по Dam Street – пройдите мрачные воды Минстер Пула – до площади Маркет-плейс, там стоят очаровательная маленькая статуя Босуэлла и гораздо более красивая статуя Самуэля Джонсона, который выглядит достаточно интеллектуально. На плите позади статуи вырезаны ключевые сцены из жизни Джонсона. Самые впечатляющие показывают Джонсона, подвергнутого публичному наказанию на Маркет-плейс Уттоксетера за грех – как он говорил – отказа от работы в книжном магазине своего отца в Уттоксетере пятьдесят лет назад.
У задней стороны Маркет-плейс стоит церковь Святой Марии, сама по себе непримечательная, а теперь там размещается Центр наследия Личфилда, который изучает историю города. Там есть информативная секция, посвящённая гражданской войне. На наружной стене церкви несколько досок увековечили значительные события. Одна из них – мемориал несчастного Эдварда Уигтмана, который был сожжён за ересь на этом самом месте в 1612 году, – последний англичанин, который был наказан именно за это преступление.
Также на Маркет-плейс находится Мемориальный музей Сэмюэля Джонсона. Отец великого человека – Майкл – был торговцем книгами, и этот дом, узкое четырёхэтажное сооружение, был и домом, где жила семья, и местом работы. Первый этаж музея до сих пор служит книжным магазином, там продаётся биография, написанная Босуэллом, и многие работы Джонсона, а выше, на следующем этаже, видео даст вам продуманное представление о теме.
Затем серия скромных выставок показывает жизнь Джонсона и его время. Особенно интересно едкое письмо, которое он послал некоему лорду Честерфилду после того, как тот ложно заявил, что будет кредитовать издание словаря Джонсона. На верхнем этаже находится небольшая коллекция личных вещей, включая любимое кресло Джонсона, кружка с шоколадом (шоколад во времена Георга был истинным деликатесом), подставка для книг, пряжки для туфель.
Писатель Сэмюэл Джонсон (известный уроженец Личфилда)
Самый знаменитый остроумец и критик XVIII века, Сэмюэл Джонсон родился в 1709 году в доме своего отца, имевшего книжный магазин на рыночной площади Маркет-плейс Личфилда. Из Личфилда Сэмюэл отправился в Пемброк-коллэдж в Оксфорде, который покинул в 1731 году, не получив диплома. Недовольный академией, Джонсон вернулся в Стаффордшир в роли учителя, перед тем как осесть в Бирмингеме на три года, период, в течение которого он увидел свои первые пьесы опубликованными в Birmingham Journal.
В 1735 году Джонсон женился на Элизабет Портер, вдове своего друга, которая была старше его на двадцать лет, и вернулся в родные места, чтобы открыть частную школу в деревне Эдайл, рядом с Личфилдом. Школа не имела большого успеха, так что через два года семья Джонсонов оставила этот проект и отправилась в Лондон вместе с юным Девидом Гарриком, их лучшим учеником. Журналистика и эссе были источником скудного существования Джонсонов до тех пор, пока издатель Роберт Додели не попросил Сэмюэля составить Словарь английского языка.
Никто до него не пытался это сделать, он занял писателя на восемь лет до его публикации в 1755 году. Словарь – одно из величайших наследий Джонсона, хотя он был финансово и физически истощён рабочей нагрузкой, которая от него потребовалась. Словарь пользовался большим спросом, но, несмотря на его растущую славу, денежные проблемы продолжали «грызть» автора – в 1759 году он написал роман Rasselas за одну неделю, чтобы заработать денег на похороны своей матери.
Тем не менее, финансовая участь Джонсона была спасена вскоре после того, как в начале 1760-х годов новый король Георг III даровал ему обеспечение в 300 £ в год. В 1763 году Джонсон встретился с Джеймсом Босуэллом, назойливым молодым человеком, который намертво прицепился к сварливому старому человеку, пока не научился нравиться ему. Их путешествие по Шотландии привело к созданию одного из лучших когда-либо написанных путеводителей «Путешествие к Западным островам и Шотландии» (1775 год).
Другие публикации этого последнего десятилетия включают предисловие к пьесам Шекспира, серию политических трактатов, и великолепное 10-томное издание «Жизнь английских поэтов». Однако в наибольшей степени сделала его известным не работа, написанная им самим, а книга Босуэлла «Жизнь Сэмюэля Джонсона», написанная после его смерти в 1784 году и опубликованная в 1791 году. Она остаётся одной из самых полных биографий, написанных на английском языке. Джонсон был похоронен в Вестминстерском аббатстве Лондона.