Пока нет оценок
Загрузка Загрузка...

Археологический музей Афин

Национальный археологический музей Афин на 28 Октовриу 44 (лето понедельник 13:00-19:30, вторник-воскресенье 8:30-19:30; закрывается в 15:00 во вторник-воскресенье зимой; 7 €) – это не имеющая равных сокровищница, заполненная предметами кикладского, минойского, микенского и классического древнегреческого искусства. Сколь бы ни были высоки ваши ожидания, музей, похоже, без усилия преодолеет любую планку, поскольку предметы, которые там находятся, вам очень хорошо знакомы – вы всё это уже видели в книгах и журналах. Внутри вас поразит простота, особенно в новых экспозициях, но этот минимализм восхищает ясностью и удобством и достаточным количеством пояснительных табличек.

Вы можете провести в музее и добрых полдня, но осмотреть основные музейные достопримечательности Афин можно за пару часов. Ближайшие станции метро – Викторияс и Омония, но можно доехать и на автобусе с местной конечной остановки на Василеос Ираклиу – выходите на остановке Мусио. Внизу работает магазин, где продают высокого качества и дорогостоящие копии произведений искусства и иных выставленных в музее экспонатов, а также великолепные сувениры. Из тенистого внутреннего дворика вы попадёте в маленькое кафе. Наверху – обширное собрание египетских древностей, но посетители, как правило, туда не добираются, видимо полагая, что это уже слишком.

Национальный археологический музей в Афинах (Греция)

Микенское и кикладское искусство археологического музея Афин

Больше всего посетителей в Микенских залах сразу же за входом. Расцвет микенской культуры пришёлся на XV и XIV века до нашей эры. Золотую маску Агамемнона, считающуюся самым знаменитым экспонатом музея, вы тоже увидите почти сразу же. Атрибуция, если верить новейшим методикам датировки, неверная – маска определённо воспроизводит облик какого-то другого древнего ахейского «царя», жившего в более отдалённые времена, однако посетителей по-прежнему соблазняет связь (пусть ложная) с гомеровским мифотворчеством и его завораживающим отражением в произведениях искусства. Рядом с маской – другие микенские находки Г. Шлимана, а также плоды более поздних раскопок, производившихся не только в Микенах, но также в Тиринфе и Пилосе. Выставка – и в самом деле исключительная: золото сверкает, словно витрина ювелирного магазина.

В ряду ярчайших экспонатов – ритон «Голова быка», рядом золотая ваза «Голова льва», золотые украшения, в том числе диадема и золотой покров, закрывавший тело младенца из Погребения III (Женской могилы). Сокровищница Акрополя – золотые кубки, перстни с печатями и ювелирные изделия, а также десятки других образцов великолепного микенского искусства – колец, чаш, печатей и кинжалов, украшенных мелкой резьбой. И тут не только золото: много изделий из серебра, слоновой кости, бронзы и клыков вепря, а также обожжённые глиняные таблички с линейным письмом «Б» – это самые ранние образцы греческой письменности (по большей части – долговые расписки и так далее) – и фрески в критском стиле: женщины в колесницах и собаки, загоняющие вепря.

Из других экспонатов упомянем превосходные золотые кубки из Вафио, украшенные рельефными изображениями ловли диких буйволов, и потрясающий кубок с изображением осьминогов и дельфинов. Мысли о Гомере возникают и при осмотре других экспонатов, включая бронзовые кинжалы с Пилоса с изображением морских моллюсков. Обратите внимание на серебряный кубок в виде головы быка, на два блистательных шлема с клыками вепря и лиру из слоновой кости – резонатор инструмента украшен изображениями сфинксов. Ещё более древний период представлен в смежных залах. В зале № 5 – выставка керамики и каменных орудий, найденных в Аттике и других областях Греции, охватывающая период до начала бронзового века.

Золотая маска Агамемнона Национального археологического музея Афин

Затейливые украшения появляются на гончарных изделиях уже около 5-тысячного года до нашей эры, а статуэтки, судя по тому, что они изображают мужчин с нарочито подчёркнутыми фаллосами и беременных женщин, видимо, являются символами плодородия, а вот золотые украшения того же времени – крайне незамысловаты. В зале № 6 размещено обширное собрание кикладского искусства – изделия с островов в Эгейском море. Нередко кикладские фигурки напоминают абстрактные формы новейшего кубистского искусства. Поразительнее всего «Мужчина, играющий на лире», возможно, он уже вам знаком – скульптура часто репродуцируется. Необычна цилиндрическая ваза XVI века до нашей эры, на которой изображены рыбаки: каждый рыбак держит за хвост свою рыбину. А вот чему служили так называемые «сковородки» с вырезанными на них узорами – в музее десятки таких сосудов – учёные пока не знают.

Скульптуры Национального археологического музея Афин

В экспозицию музея входят скульптуры, причём размещаются они в хронологическом порядке и по часовой стрелке: чем далее вправо от входа в зал, тем скульптура ближе к нашему времени. Цель такого расположения – сделать более очевидным постепенное совершенствование техники ваяния: если фигурки VII века до нашей эры выглядят грубоватыми и схематичными, то в последующие столетия изображения становятся более натуралистичными. Один из ярчайших образцов раннего искусства выставлен в зале № 11 – это кора (дева), статуя из аттической Меренды (Мирринус). На её ниспадающем изящными складками подпоясанном хитоне заметны следы первоначальной раскраски: на хитоне некогда были узоры.

Неподалёку – чудесная погребальная стела: юный дорифорос (копейщик – воин с копьём) на алом фоне. В зале № 13 выставлены «Стела с молодым воином», судя по надписи, погребальное приношение некоему Аристиону – мастер Аристокл тонко и точно вылепил волосы и бороду и складки на тунике воина, а также «Курос креза» (статуя юноши) – оба экспоната датируются концом VI века до нашей эры. Стоит упомянуть о любопытном плинфе с резными рельефами: на одной стороне – юноши, упражняющиеся в гимнасии, на обратной – весёлая группа молодых людей, а также о статуе Аристодика, тонко передающей движение.

Скульптура Артемисия – Маленький наездник (Археологический музей Афин)

Говоря о собрании классического искусства, ограничимся упоминанием лишь некоторых шедевров. В зале № 15 находится бронзовая статуя Посейдона, которую отлили в середине V века до нашей эры, а нашли в 1920-е годы, когда чистили морское дно близ Эвбеи. Бог явно собирается метнуть свой трезубец – он опирается на выставленную вперёд ногу, тело – как у атлета, пропорции скульптуры прекрасны, она может считаться идеалом мужской красоты. Не столь эффектен, но не менее важен другой экспонат – Элевсинский рельеф. Композиция рельефа очень свободная: богиня плодородия Деметра и её дочь Персефона вручают юному Триктолему колос пшеницы, который он должен передать людям.

В зале № 20 обратите внимание на небольшую мраморную статую Афины – копию той скульптуры Фидия, что была главной в Парфеноне. Левой рукой богиня опиралась о щит, у которого свернулся кольцами змей – Эрихтоний. На правой ладони она держала статую Ники. Голова Афины увенчана богато украшенным шлемом. Оригинал, отделанный золотом и слоновой костью, должно быть, производил впечатление необычайное. «Маленького наездника» Артемисия – хрупкую бронзовую фигурку наездника на мощной скачущей лошади нашли тогда же и там же, что и «Посейдона», среди обломков античного корабля, потерпевшего крушение близ Эвбеи, теперь он в том же зале № 21, что и «Аталантский Гермес» – замечательная погребальная статуя юноши.

В зале № 28 немало прекрасных изделий из бронзы IV века до нашей эры, в том числе «Юноша с Андикитиры» (мнения учёных по поводу того, кого изобразил скульптор, Персея или Париса, расходятся) и найденная среди обломков другого кораблекрушения, у Андикитиры, бронзовая голова кулачного бойца. Ещё реалистичнее выглядит бронзовая голова Философа (III век до нашей эры, зал № 29). Стелы – надгробия, обычно покрытые резьбой – как и другие надгробные памятники, столь многочисленны, что перечислить их невозможно, особенно ими богаты залы № 16, 18, 23 и 24, однако эти памятники помогают заглянуть в античные будни и проследить за тем, как со временем возрастало мастерство ремёсленников и как менялось восприятие человеческого тела.

Бронзовые кинжалы Национального археологического музея Афин

Из скульптур более позднего времени более всего известна изваянная в I веке нашей эры статуя нагой Афродиты (зал № 30), к которой подкрадывается Пан, желающий прикоснуться к богине. Тут же обращает на себя внимание примечательная статуя всадника (лошадь, правда, утрачена): это – римский портрет «Императора Августа». В зале № 31-А много бронзовых бюстов II и III веков нашей эры, наверное, это портреты чиновников гимнасия, которые дают возможность увидеть, как выглядели обычные граждане римских Афин.

Окрестности археологического музея (Экзархея и холм Стрефи)

Экзархея – это полсотни с небольшим кварталов, зажатых между Национальным археологическим музеем и холмом Стрефи и образующих едва ли не самый оживлённый в городе район. Издавна излюбленная анархистами, революционерами, художниками, студентами и искателями альтернативного образа жизни, бросающих вызов властям и обычаям, господствующим в городе, нынешняя Экзархея в значительной степени укрощена, и всё же неподалёку от центра Афин не найти места, которому бы больше подошёл ярлык «альтернативы».

Район густо усеян узери, ночными клубами и тавернами с «настоящей музыкой», не закрывающимися и за полночь, а днём открыты магазины с выделяющейся из обычного ряда одеждой и интересной музыкой. Сердце всех этих наслаждений – крошечная, заставленная кафе треугольная площадь Экзархион. Если выберетесь в эти места в субботу, не упустите случая побывать на красочном уличном базаре (лаики агора) на Каллидромиу, где местные жители толпятся с раннего утра до полудня.

Сразу же за этим весёлым районом находится холм Стрефи (Лофос ту Стрефи), сулящий желанный отдых после прогулок по окружающим его улицам, которые плотно застроены жилыми многоэтажными зданиями. Восхождение на низкую вершину по одной из троп, образующих запутанный лабиринт, вознаградит неожиданно великолепными видами – прежде всего на Акрополь и на залив Сароникос с островами за ним, да и вид на соседний холм Ликабет многого стоит.

1 комментарий

  1. Екатерина

    Во время отпуска посчастливилось побывать в данном музее, остались потрясающие воспоминания. Очень любим с мужем древнегреческую историю и всё, что с ней связано. Воочию увидеть предметы античности это нечто неповторимое. Среди всех экспозиций музея больше всего понравилась статуя Маленького наездника, ну и конечно золотая маска Агамемнона. Рекомендую!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*