С Царским Селом связано множество воспоминаний о днях расцвета и заката династии Романовых. Царское Село (Пушкин) находится в 25 километрах к югу от центра Санкт-Петербурга. Это маленький городок с двумя огромными дворцами, вокруг которых разбиты парки. Роскошный Екатерининский дворец – любимая резиденция Екатерины Великой, а в Александровском дворце жила последняя царская чета. Царское Село связано с памятью великого поэта Александра Пушкина, который учился в Царскосельском лицее. В Царском Селе часто бывал и Распутин, здесь был захоронен и его прах. В. Ленин тоже несколько раз бывал здесь до революции.
Царское Село в дореволюционное время было образцовым городом, в котором внедрялись передовые достижения науки и техники. От Царского Села к Санкт-Петербургу и Павловску протянулась первая в России железнодорожная линия (построенная для удобства императорской семьи). В городе было проведено электричество, устроен водопровод и канализация. Была построена уменьшенная копия петербургского Гостиного Двора, а также многочисленные виллы. После революции эти виллы были превращены в детские дома, а город получил соответствующее название – «Детское Село».
Содержание статьи
В 1937 году город был назван «Пушкин» в ознаменование столетней годовщины со дня смерти поэта. Сейчас дворцовый комплекс вновь называется Царское Село, и многим улицам возвращены их старые названия. Однако сам город по-прежнему называется «Пушкин». Во время оккупации (с сентября 1941 года по январь 1944 года) нацисты разграбили дворцы, а во всём городе не осталось ни одного дома, пригодного для жилья. Когда прогнали фашистов, первое оконное стекло было вставлено в окно комнаты Пушкина в Царскосельском лицее.
После десятилетий реставрационных работ оба замка выглядят так же, как до войны, но многие павильоны до сих пор не восстановлены, так как это требует значительных усилий и больших денежных затрат. Каждый июнь в Царском Селе проходят два фестиваля. Во время однодневного Царскосельского карнавала по улицам города проходит нарядная процессия. А во время музыкального фестиваля в тронном зале Екатерининского дворца дают оперетты и камерные концерты. Точные даты проведения этих мероприятий можно узнать по газетным публикациям, а также в Интернете.
Общие сведения о Царском Селе
Нет смысла ехать в Царское Село во вторник или в последний понедельник месяца, так как в это время закрыты Екатерининский и Александровский дворцы, Царскосельский лицей, а также ещё несколько музеев. Некоторые музеи, кроме того, не работают по понедельникам и средам. Лучше всего отправиться туда в любой день с четверга по воскресенье, если только вы не собираетесь совмещать посещение Царского Села и Павловска, дворцы которого закрыты в пятницу.
До Царского Села можно добраться на микроавтобусе (№ К-286, К-287, К-299 и К-342) от Московской площади. Маршрутки ходят каждые 10-20 минут, путь занимает 45 минут. Можно доехать на пригородной электричке с Витебского вокзала (поезда ходят каждые 20-30 минут; продолжительность поездки – 30 минут). В главном здании вокзала обратите внимание на копию старинного паровоза, а также на бывший императорский зал ожидания. Этот зал украшен росписями с изображением сцен из дореволюционной жизни Царского Села.
Маршрутные такси останавливаются возле железнодорожной станции, которая до сих пор носит название «Детское Село» (так некоторое время именовался город). Оттуда местные микроавтобусы ходят к Екатерининскому дворцу. К-370 и К-378 довозят пассажиров до конца Оранжерейной улицы; К-382 останавливается на Леонтьевской улице, немного ближе к дворцу; маршрут К-371 проложен дальше, через Египетские ворота и оканчивается возле церкви Знамения. К-545 идёт в Царское Село, а затем – в Павловск. Иногда на маршрутном такси вместо номера прикреплена табличка «Дворцы и парки».
Ориентиры и билеты
Находясь возле Екатерининского дворца, легко сориентироваться и понять, где находятся все остальные объекты музейного комплекса. На осмотр Екатерининского парка и дворца требуется несколько часов, а если вы хотите посетить ещё и Царскосельский лицей, то должны выделить на экскурсию целый день. Если же вы планируете за один день побывать и в Царском Селе, и в Павловске, то сможете осмотреть только главные дворцы обоих комплексов и незначительную часть парковых территорий. Летом для прохода в Екатерининский парк требуется билет. Кроме того, необходим входной билет в каждый дворец. В Александровский парк можно зайти бесплатно. Билеты для входа в Александровский дворец продаются на месте.
Кафе, рестораны и гостиницы
Еда, которую можно купить в окрестностях дворца, не стоит тех денег, которые за неё просят. В кафе «Царское Село» напротив Царскосельского лицея предлагают пиццу и гамбургеры на вынос. В Екатерининском кафе (находится во дворце) предлагают суп, сладости и напитки. Возле Большого пруда работает кафе «Адмиралтейство». Если вы хотите сэкономить, то можете подкрепиться в кафе «Колобок» (Оранжерейная улица, дом 29). Там подают вкусные недорогие блины, суп, салат и котлеты.
Кроме того, недалеко от этого места находится кафе «Шаурма», которая открыта круглосуточно. Если вы хотите поесть от души и готовы заплатить за трапезу до 25 $ на одного человека, то идите в кафе «Раут» на Парковой улице или в ресторан «Царское Село» возле железнодорожной станции. Однако вы можете отправиться в ресторан «Старая башня», который находится в угловой башне Фёдоровского городка, на краю Александровского парка. Там великолепный повар и хорошее обслуживание, но за всё это вам придётся выложить кругленькую сумму.
Если вы приедете вечером, то на следующее утро сможете посетить экскурсионные объекты до наплыва туристов. Лучше всего остановиться в весьма колоритном отеле «Екатерина». Эта гостиница расположена за дворцом, и из её окон открываются потрясающие виды. На другой стороне парка находится гостиница более низкого класса – «Дача Кочубея» с охраняемой автостоянкой. В обеих гостиницах в стоимость проживания включён завтрак.
Екатерининский дворец
Нынешний Екатерининский дворец обязан своим появлением императрице Елизавете, которая сделала Царское Село своей летней резиденцией. Здесь уже был дворец, построенный тремя архитекторами, но она вдруг решила его снести, а на его месте возвести другой, который по своей пышности не уступал бы Версалю. Итальянский архитектор Бартоломео Растрелли взялся осуществить этот дерзкий план и создал великолепный ансамбль в стиле барокко.
Императрица была настолько довольна работой мастера, что назвала дворец Екатерининским – в честь своей покойной матери Екатерины I. Это колоссальное здание, периметр которого составляет около километра, не выглядит громоздким благодаря тому, что фасад зрительно разделён различными выступами и украшениями. Есть здесь и статуи атлантов, и колонны, и пилястры. В елизаветинское время пилястры были покрыты позолотой, поэтому местные крестьяне думали, будто крыша замка целиком сделана из золота.
Когда в 1762 году дворец перешёл к Екатерине Великой, она сочла, что попорченная временем позолота портит вид, и велела снять её. Ей не нравилось и внутреннее устройство дворца – бесконечная череда проходных комнат. По заказу императрицы архитектор Чарльз Камерон внёс изменения в планировку. После этого Екатерина бывала во дворце каждое лето, причём жизнь её была организована довольно неформально, за исключением тех случаев, когда прибывали иностранные делегации и требовалось соблюдать дипломатический этикет.
После смерти Екатерины Великой дворец достался её сыну – Павлу. Но император невзлюбил Царское Село и увёз оттуда много вещей в Павловск и Гатчину. Жизнь дворца возобновилась при внуке Екатерины Александре I. По заказу Александра Виктор Стасов переделал несколько залов, а также восстанавливал помещения после пожара 1820 года. Однако последующие монархи предпочитали проводить лето в петергофском дворце Коттедж или в Царскосельском Александровском дворце.
Самый длинный фасад Екатерининского дворца обращён в сторону Александровского парка. Именно с этой стороны через золоченые ворота заходили во дворец гости и придворные. Сейчас через эти ворота заходят только большие туристические группы. Отдельные посетители подходят к дворцу с другой стороны. Чтобы увидеть всё великолепие огромного фасада, длина которого составляет 306 метров, отойдите от дворца в Екатерининский парк.
Посещение Екатерининского дворца
Екатерининский дворец открыт с 10.00 до 17.00; вторник – выходной; последний понедельник каждого месяца – санитарный день. С тех пор как вновь была открыта восстановленная Янтарная комната, дворец стал ещё более популярным. Каждый летний день его посещают более 7 тысяч туристов. В результате возникает давка, иногда ссоры и даже драки между посетителями. Лучше всего приезжать сюда в другой сезон. Если же это невозможно, то будьте морально готовы к тому, что вам придётся отстоять колоссальную очередь за билетами для индивидуальных посетителей (в одни руки выдают не более двух билетов).
В продаже есть также VIP-билеты, которые, по идее, обеспечивают более быстрый проход в воссозданную Янтарную комнату, но на практике этого не получается. Наконец, получив билет, вы будете вынуждены встать в хвост ещё одной очереди – на вход во дворец. Но даже когда вы окажетесь внутри, ваши мучения не кончатся. Предстоит ещё потолкаться в толпе, чтобы надеть бахилы, а потом дождаться, когда настанет время входа следующей группы – по одному посетителей в залы не пускают.
Расположенные на втором этаже императорские апартаменты более или менее доступны для осмотра, в зависимости от наплыва больших групп туристов и продолжающихся реставрационных работ. Возможно, вы будете двигаться не по тому маршруту, который описан ниже. В самом худшем случае экскурсия ограничится посещением Большого зала, Картинного зала и анфилады залов меньшего размера между ними. Если толпы совсем уж плотные, то группы иногда проводят по задней лестнице, а не по великолепной Государственной лестнице с двумя пролётами.
Если вам всё же посчастливится и вы окажетесь на Государственной лестнице, то обратите внимание на очень красивые термометр и барометр, которые висят по бокам от неё. Над лестницей сверху «склонились» два мраморных Купидона. Один из них расположен так, что на рассвете его освещают лучи восходящего солнца. Этот Купидон протирает глаза, как бы просыпаясь. А другой купидон изображён спящим.
Южное крыло
Реставрация дворца продолжается, поэтому в южном крыле для посетителей открыты только два больших зала. Оба эти помещения были созданы великим архитектором Растрелли для императрицы Елизаветы. По пути туда вы пройдёте через маленькие неотреставрированные залы, в которых выставлены модели и гравюры, показывающие, как выглядел дворец в различные эпохи. Есть там и фотографии развалин дворца после Великой Отечественной войны. Затем следует Большой зал архитектора Растрелли, где некогда проводили балы.
Елизавета любила костюмированные балы, причём часто наряжалась в мужское платье, скажем, голландского моряка или гвардейца. Запрещены были только костюмы арлекина и паломника. Платье арлекина считалось непристойным, а веселиться на балу в одеянии паломника было богохульством. Зал имеет длину 48 метров и чрезвычайно пышно украшен. Он сверкает зеркалами, на стенах между окнами множество золоченых херувимов и гирлянд. Свет проникает в зал через большие двухъярусные окна. Занимающая весь потолок фреска называется «Триумф России» и изображает военные победы, а также успехи наук и искусств.
С другой стороны от Большого зала находятся три большие прихожие. В настоящее время там идут реставрационные работы (возможно уже закончены). Далее расположены личные покои Екатерины, убранство которых было создано архитектором Камероном: Лионский зал, покрытый жёлтым шёлком, Арабский, Китайский и Серебряный залы, а также спальня с фарфоровыми стенами и фиолетовыми пилястрами. Посетители возвращаются к Государственной лестнице через бело-золотую Кавалерскую столовую, которая предназначалась для елизаветинских кавалеров, ожидавших здесь появления императрицы.
Северное крыло
От лестницы дверь ведёт в Государственную столовую с довольно скромным паркетом и пышной лепниной. Её убранство по стилю перекликается с оформлением Зелёной столовой и зала Малиновых пилястр. Затем вы пройдёте в Портретный зал, в котором висит неплохой портрет Екатерины I. Отсюда посетители, наконец, попадают в знаменитую Янтарную комнату. Медовые тона янтарных деталей дополнены четырьмя флорентийскими мозаиками. Эти мозаики посвящены пяти чувствам человека и составлены из яшмы, лазурита, оникса, агата и кварца.
Потребовался 21 год на то, чтобы воссоздать отделку Янтарной комнаты, украденную фашистами. Копия выглядит потрясающе, но заметно, что янтарь пока не зрелый. Он приобретёт окончательный вид лишь через несколько лет. В примыкающем зале находится экспозиция, посвящённая истории восстановления комнаты. Там выставлен и сохранившийся фрагмент её первоначального убранства.
Далее расположен Картинный зал. Из 130 полотен, которые висели здесь до войны, удалось сохранить 114. Это преимущественно фламандские, французские и итальянские работы XVII и XVIII веков. В зале две огромные изразцовые печи, а паркет набран из розовой и чёрной пальмовой древесины. Затем через Маленькую Белую столовую вы пройдёте в Гостиную Александра I, в которой висит коллекция маленьких портретов российских монархов до Екатерины Великой, а также большие портреты самой Екатерины и её любимого внука Александра I.
Янтарная комната
Янтарь – окаменевшая смола ископаемых сосен – ценится со времён Римской империи, когда установились торговые пути от Балтийского моря к Чёрному. В 1701 году прусский король Фридрих I заказал янтарные панели для своего Кенигсбергского дворца. Именно в Калининграде (Кенигсберге) находится самое богатое месторождение янтаря на балтийском побережье. Потребовалось целых четыре года на то, чтобы собрать достаточное количество ценного материала. Мастера начали работу, но не успели завершить её до смерти Фридриха. Его преемники не стали продолжать этот дорогостоящий проект.
В 1716 году Пётр приобрёл детали Янтарной комнаты в обмен на 50 гвардейцев огромного роста. Однако и в России приобретение царя в течение 30 лет пролежало не распакованным. Императрица Елизавета устроила Янтарную комнату в Зимнем дворце, но потом решила, что лучше перенести её в Екатерининский дворец. Там пять мастеров под руководством Растрелли приспособили янтарную отделку для значительно большего помещения, чем она была первоначально создана. Поэтому они дополнили композицию уральскими и кавказскими самоцветами. Общая площадь мозаики составила 48 квадратных метров.
Кроме того, на оставшихся свободных местах были установлены зеркала и золоченые канделябры. Работа была закончена в 1770 году. Янтарная комната просуществовала до 1941 года, когда фашисты оккупировали Царское Село. Сотрудники музея попытались сохранить Янтарную комнату от разорения, замаскировав стены обоями. Однако обмануть фашистов не удалось, и всего за 36 часов убранство комнаты демонтировали и вывезли. Гитлер приказал установить его в Кенигсберге, чтобы, по выражению нацистской пропаганды, «возвратить сокровище на родину».
Однако вскоре из-за бомбардировок украшения снова пришлось упаковать в ящики. Последний раз их видели в 1945 году незадолго до отплытия лайнера «Вильгельм Густлофф». Это судно было потоплено советской подводной лодкой. Неизвестно, затонула ли Янтарная комната вместе с лайнером или была спрятана где-то в многокилометровых подземельях под кенигсбергским дворцом, который в 1945 году был снесён. Есть также версия, что янтарная отделка хранится в затопленном соляном карьере в окрестностях Геттингена. Тайна исчезновения Янтарной комнаты до сих пор будоражит умы искателей сокровищ.
Воссоздание Янтарной комнаты началось в 1982 году и обошлось в общей сложности в двенадцать миллионов долларов. При изготовлении деталей использовали такие технологии как спекание янтаря или вымачивание его в вине или мёде для придания определённого оттенка. За панелями установили золотые листы, чтобы янтарь выглядел светящимся изнутри. В 1997 году мастера неожиданно получили возможность сравнить их собственную работу с фрагментом первоначальной облицовки и подлинным комодом, который некогда стоял в Янтарной комнате.
Предметы были обнаружены немецкой полицией и возвращены России. Однако эти детали не выставлены в теперешней Янтарной комнате, на открытии которой в мае 2003 года присутствовали Герхард Шрёдер и Владимир Путин. Ходят слухи, будто посетителям представили не копию, а подлинную Янтарную комнату, которую будто бы тайно достали со дна. Это якобы было сделано для того, чтобы не привлекать внимание общественности к трагической гибели нескольких тысяч человек на борту лайнера «Вильгельм Густлофф».
Камероновские залы и дворцовая церковь
Через Буфетную вы пройдёте в Зелёную столовую. Это первый из нескольких залов, созданных в 1780-е годы Камероном по приказу Екатерины для Павла и Марии Фёдоровны. Первое, что бросается в глаза в Зелёной столовой, – это любовь Камерона к классической тематике. Однако барельефы, гирлянды и камеи для этого зала изготовил не сам Камерон, а скульптор Иван Мартос. Следующие залы музея бывают иногда закрыты из-за нехватки персонала.
С другой стороны от Официантской, в которой висит коллекция романтических пейзажей, находится Голубая гостиная. Потолок гостиной украшен великолепной росписью, стены покрыты шёлковыми обоями с цветочным рисунком. Кроме того, в гостиной – изысканные светильники из синего стекла и украшения из бирюзы. Далее находится Китайская голубая гостиная – уютный салон с шёлковыми обоями, на которых вручную нарисованы китайские пейзажи.
И шёлк, и камероновский камин – это не подлинники, а копии, восстановленные по сохранившимся фрагментам оригиналов. Среди картин, украшающих эту гостиную, есть портрет Петра I кисти И. Никитина (1720-е годы). В прежние времена придворные собирались в Предхорной, отделанной золотым шёлком с изображениями фазанов и лебедей, а затем спускались по узкой лестнице в императорскую голубую с золотом дворцовую церковь (Церковь Воскресения Христова).
Золоченые купола часовни возвышаются над крышей дворца. Она была создана архитектором Растрелли, а потом, после пожара 1820 года, восстановлена Стасовым. Ещё раз часовня пострадала во время Великой Отечественной войны. Нацисты похитили потолочную фреску, лепнину, а также 96 икон. Сейчас постепенно создают копии этих икон. Пройдя через скромно отделанную Камергерскую, вы попадёте в Опочивальню Александра I. В этом помещении с узкими колоннами царит атмосфера элегантности и уюта.
Вернувшись в Зелёную столовую, вы можете спуститься в парковую часть дворца и осмотреть кабинет Александра I, убранство которого создано Стасовым в 1817 году. К сожалению, личные вещи царя (которые хранились в кабинете со времени его смерти) были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Поэтому кабинет обставлен предметами того времени. Среди прочего есть там и ваза, на которой изображён Александр I, входящий со своими войсками в Париж в 1814 году.
Агатовые комнаты и Камеронова галерея
К юго-восточному углу Екатерининского дворца примыкает галерея. Она ведёт в двухэтажное здание, в котором находится самое известное творение Камерона Агатовые комнаты (открыты для посетителей с 10.00 до 17.00; вторник – выходной; последняя среда каждого месяца – санитарный день). Эти комнаты летнего павильона украшены различными поделочными и полудрагоценными камнями, которыми богата Россия. Есть здесь и агат, и яшма, и малахит, и лазурит, и порфир, и алебастр.
Екатерина часто устраивала здесь дружеские обеды. Эти залы напрямую связаны с её личными апартаментами на верхнем этаже дворца. От холодных бань, которые раньше располагались внизу, ничего не осталось. Эти залы сейчас используют для проведения временных выставок. Наверху находятся Агатовые комнаты с роскошными паркетными полами, взятыми из дворца, который Екатерина строила для своего любовника Ланского до его преждевременной кончины.
Далее следует Большой зал с малахитовыми колоннами и бронзовыми кессонированными потолками. Первоначально для освещения зала служили канделябры, которые держали четыре мраморные скульптуры девушек. Отсюда дверь ведёт прямо в собственный Висячий сад Екатерины, расположенный на одном уровне с её собственными апартаментами и верхним этажом Камероновой галереи.
Камеронова галерея открыта с 10.00 до 17.00; среда – выходной; последний вторник каждого месяца – санитарный день. Галерея построена в классическом стиле, но, тем не менее, идеально сочетается с барочным дворцом. Говорят, что Камерон, идя на работу мимо Екатерининского дворца, каждый день снимал перед ним шляпу и постоянно переделывал свою галерею, чтобы она как можно лучше подходила к великому творению Растрелли.
Екатерининский парк
Екатерининский парк открыт ежедневно с 6.00 до 23.00; билетная касса закрывается в 17.00; летом за вход взимается плата, а зимой вход бесплатный. Парк занимает 566 гектаров и представляет три стиля паркового искусства: французский, английский и итальянский. Непосредственно за Екатерининским дворцом находится первоначальное ядро парка. Эта часть, созданная по заказу императрицы Елизаветы, представляет французский стиль. Дорожки расположены в геометрическом порядке, а на их пересечениях стоят статуи и павильоны.
К сожалению, вы не сможете зайти ни внутрь Верхних ванн, которыми пользовались члены царской семьи, ни внутрь Нижних ванн, которые предназначались для придворных. Заброшенный павильон «Эрмитаж» тоже закрыт для посетителей. Архитектура барочного фасада этого павильона перекликается с Екатерининским дворцом, расположенным на другом конце дорожки. Между банями и Рыбным каналом (в котором раньше ловили рыбу для царских банкетов) стоят мраморные статуи Адама и Евы, похожие на аналогичные статуи в Петергофе.
Вокруг Большого пруда
Одно из самый красивых мест парка – Большой пруд, сердце романтического английского парка, созданного ниже Камероновой галереи. По этому пруду члены царской семьи и придворные плавали на золоченых лодках, здесь наблюдали за регатами гондол и сампанов, устраивали пиротехнические «морские сражения». На остров в центре озера можно попасть на пароме, который приводится в движение проложенным под водой тросом. С понедельника по пятницу паром ходит с 12.00 до 18.00, а по субботам и воскресеньям – с 11.00 по 18.00.
На острове вы сможете осмотреть зал, где раньше играли музыканты. Рядом с островом из воды поднимается Чесменская колонна, установленная в честь победы русского флота в Чесменской бухте. Она создана по образцу Ростральных колонн в Санкт-Петербурге. На то чтобы обойти пруд по стандартному маршруту, потребуется около получаса. Начните прогулку возле так называемого «Грота». Этот сводчатый голубой с белым павильон раньше был изнутри отделан 250 000 раковинами. К сожалению, сейчас вход туда закрыт.
Будьте осторожны: подвыпившие молодые люди часто ныряют в пруд с террасы и иногда сталкивают прохожих в воду. Затем вы можете направиться к Нижним прудам и посмотреть на Морейскую колонну (установлена в память о российских победах в Греции в 1770 году) или же пойти прямо к Адмиралтейству. Оно представляет собой башню с двумя эллингами по бокам. Здесь сейчас находится кафе. Дальше расположена бывшая Турецкая баня, напоминающая оттоманскую мечеть. Невдалеке стоит каменная пирамида, в которой Екатерина хоронила любимых собак, и построенный Камероном Мраморный мост, украшенный колоннадой.
К Китайской деревне
К западу от Большого пруда раскинулся Итальянский парк с живописными каналами и холмиками, между которыми прихотливо вьются дорожки. Екатерина любила гулять здесь со своими собаками одна, без придворных. В повести Пушкина «Капитанская дочка» есть эпизод, когда главная героиня Мария Ивановна неожиданно встречает здесь императрицу и умоляет о снисхождении к жениху. Об этих прогулках Екатерины рассказывают ещё одну фантастическую историю: однажды императрица будто бы приказала выставить стражу возле фиалки, которую собиралась сорвать, но забыла об этом.
Приказ так и не был отменён, поэтому стражу на этом месте выставляли на протяжении нескольких десятилетий. Чтобы осмотреть все основные достопримечательности парка, нужно идти по зигзагообразному маршруту. Путь можно начать или от Гранитной террасы над Большим прудом, или от Кагульского обелиска за Камероновой галереей. На большом острове, который расположен южнее, находится маленький концертный зал и кухня-руина, которая была построена скорее для создания живописного вида, чем для приготовления пищи.
Неподалёку, на мысочке, вдающемся в пруд, возвышается Китайский павильон, который иногда называют «Скрипучей беседкой». Здание было специально построено так, что при входе каждого гостя раздавался сильный скрип. Сейчас этот павильон закрыт для посетителей. Если вы пойдёте дальше на запад, то вскоре увидите яркую Китайскую деревню – несколько павильонов в восточном стиле в заросшем углу парка. Однако вы не сможете подойти к этим строениям, если только не перелезете через ограду в стороне от главной дорожки.
Сначала деревня была построена просто для красоты, как большая царская игрушка. Потом там стали селить крепостных крестьян, которые сбежали от жестоких помещиков. Во время Второй мировой войны павильоны были разорены. Сейчас они восстановлены и превращены в роскошные апартаменты. Доход от сдачи этих помещений в аренду идёт на реставрационные работы. Яркие крыши с приподнятыми краями увенчаны драконами. Отсюда дорожка идёт в сторону «Большого каприза» – мостика с колоннадой, напоминающей пагоду.
Вокруг Царскосельского лицея
На противоположной от Екатерининского дворца стороне Садовой улицы находится знаменитый Царскосельский лицей, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин. Лицей открыт для посетителей с 10.30 до 17.00; вторник выходной. Это учебное заведение было создано для того, чтобы дать современное образование юношам из знатных дворянских семей. Однако оно оказалось более привлекательным для бедного дворянства, чем для аристократии, которая не хотела отсылать сыновей в закрытую школу.
12-летний Пушкин был учеником того класса, который представили Александру I на церемонии открытия лицея 19 октября 1811 года. Пушкин провёл в лицее шесть лет. Эти годы стали решающими в формировании его личности. Именно здесь впервые раскрылся его поэтический талант. Во время экскурсии вам покажут учебные классы, музыкальную комнату и физическую лабораторию. Все помещения обставлены так, как было в пушкинское время. Наверху находились спальни воспитанников. Будущий великий поэт жил в комнате № 14.
Эта экскурсия очень интересная. Вы узнаете и о влиянии на поэта его любимого учителя Куницына (которому Пушкин впоследствии посвятил несколько поэм), и о коварном пушкинском камердинере Сазанове, который за два годы службы у поэта тайно совершил несколько убийств и грабежей. После осмотра лицея туристы обычно идут к памятнику Пушкину, созданному Робертом Бахом в 1900 году. Поэт изображён сидящим на скамейке. Памятник находится за церковью Знамения. Храм построен в 1734 году. Это самое старое здание в Царском Селе.
Рядом с Царскосельским лицеем, на Садовой улице, находится Музей экипажей в здании бывших царских конюшен. Летом музей открыт ежедневно, кроме среды, с 11.00 до 17.00, последний вторник каждого месяца – санитарный день; зимой посетителей пускают только по субботам и воскресеньям. Далее по Садовой улице расположены Оранжереи – огромный комплекс цвета морской волны, которые сейчас принадлежат Санкт-Петербургскому университету.
Александровский дворец и далее
Чтобы увидеть остальные достопримечательности Царского Села, нужно пройти 10 минут от церкви Знамения по Дворцовой улице. На углу Церковной и Средней улиц стоит дом, некогда принадлежавший Анне Вырубовой (посетителей туда не пускают). Вырубова была лучшей подругой последней императрицы Александры Фёдоровны. Она и познакомила царицу с Распутиным. После революции Вырубова эмигрировала из России и написала книгу «Воспоминания о царской семье…».
Основной резиденцией Николая II и его семьи был Александровский дворец (музей открыт с 10.00 до 17.00; вторник – выходной; последняя среда каждого месяца – санитарный день). Дворец был построен архитектором Кваренги по приказу Екатерины Великой для её любимого внука – будущего императора Александра I. Потом дворец стал летним домом для нескольких поколений царской семьи, каждое из которых оставило здесь свой след. После падения монархии здание было превращено в Музей династии Романовых.
Однако большевиков раздражало, что дворец внушает посетителям невольную симпатию к его прежним венценосным обитателям. Поэтому в конце 1920-х годов многие вещи из дворца были распроданы. Тем не менее, музей работал вплоть до Великой Отечественной войны. Нацисты разграбили дворец и превратили его в военный госпиталь. После войны здание было отдано под военно-морской колледж. В 1997 году одно крыло отреставрировали и открыли для посетителей. Работы были проведены при содействии Ассоциации русских и зарубежных любителей Александровского дворца. Лишь немногие залы Александровского дворца могут по своей пышности сравниться с апартаментами Екатерининского.
Однако Александровский дворец, в отличие от других императорских резиденций, проникнут духом подлинности. Находясь там, невольно чувствуешь, что пришёл не просто в музей, а в дом, где жила царская семья. Присутствие Николая II, Александры и их детей ощущается почти физически. В экспозиции много личных вещей. Особенно трогательно выглядят мундиры царевича Алексея и его сестёр (все они считались почётными шефами разных полков), а также забавный головной убор обезьянки царевича Алексея и фотографии, на которых запечатлено, как он играл с этим зверьком.
Самые красивые комнаты – это николаевский Новый кабинет, оформленный в стиле модерн, с колоннами, фризами и бильярдным столом, а также Приёмная с дубовым потолком, красивыми облицовочными панелями и камином. Возможно, что некоторые залы, занимаемые сейчас военно-морским училищем, впоследствии станут составной частью музея и будут открыты для посетителей. Прежде всего, это касается полукруглого зала, из которого выходила царская семья, когда покидала дворец в последний раз 1 августа 1917 года, и так называемого Горного зала. В Горном зале стоит огромная деревянная горка, с которой катались дети нескольких поколений династии.
Александровский парк и другие достопримечательности
Обширный Александровский парк выглядит более диким, чем Екатерининский. В нём густые заросли, шаткие мосты и заросшие лесные пруды. Вход бесплатный, но войти в парк можно только через ворота. Один из входов находится рядом с Александровским дворцом. К юго-западу от дворца расположен Китайский театр, а также лесистый холм, который называется «Гора Парнас». Далее к северу находится Фёдоровский городок – казармы императорской гвардии, построенные в 1913 году по образцу средневекового кремля. Сейчас это здание заброшено, за исключением одной башни, в которой работаем ресторан.
Если взглянуть поверх деревьев в западном направлении, то вы увидите купола Фёдоровского собора. Там императрица Александра часто молилась в уединении, оплакивая гибель Распутина. Сначала могила Распутина находилась поблизости, но в ту ночь, когда Николай II отрёкся от престола, солдаты выкопали тело. Они украли икону, которую Александра положила в гроб, а тело сожгли (осуществив тем самым одно из пророчеств Распутина). Пепел, в конце концов, был предан земле в Парголове, к северу от Санкт-Петербурга, а икона продана американскому коллекционеру.
По пути в Фёдоровский городок можно немного отклониться в сторону, чтобы посетить дачу Пушкина (время работы: с 10.00 до 16.30; выходные – понедельник и вторник; последняя пятница каждого месяца – санитарный день). В этом очаровательном летнем доме поэт с женой провели лето 1831 года. Напоследок взгляните на несколько несуразные Египетские ворота, напоминающие портик древнеегипетского храма с рельефными изображениями Изиды и других богов. Маршрутные такси, которые идут в Санкт-Петербург, проезжают мим этого сооружения.
Екатерининский дворец на карте России