Чеди Пхра Патхом (Phra Pathom Chedi; работает ежедневно с рассвета до заката) со времени своего возведения дважды перестраивалась. Фрагменты первоначальной постройки оказались погребены под последующими слоями. Происхождение чеди неотделимо от фольклорных сказаний. Хотя Будда на самом деле никогда не приходил в Таиланд, легенда гласит, что именно здесь он отдыхал, побродив по стране, и чеди в истинно индийском стиле, идентичная великой ступе Ашоки в Санчи, возможно, была воздвигнута в память об этом событии. Однако местные хроники говорят, что чеди была построена как акт искупления за отцеубийство Пхрайя Пан.
Брошенный при рождении из-за пророчества, гласившего, что однажды он убьёт своего отца, короля Мона, Пан был найден деревенской женщиной и вырос защитником угнетённых. Поклявшись избавить Мон от правителя-тирана, Пан убил короля, а затем, узнав, что исполнил пророчество, обвинил в случившемся свою приёмную мать и убил её тоже. Монахи посоветовали ему для искупления греха построить чеди «выше, чем летают голуби»; так и появилась 39-метровая ступа. Статуи, изображающие как отца, так и сына, в настоящее время находятся в вихарнах чеди.
Содержание статьи
Какая бы история о происхождении ни была правдой, первая чеди обветшала и была перестроена только кхмерами во времена, когда они контролировали эту территорию, между VIII и XII веками. И вновь она затерялась в джунглях до тех пор, пока её заново не обнаружил Рама IV во время своего 27-летнего монашества. Уважающий буддийскую традицию и считающий, что все постройки священны, Рама IV в 1853 году взялся заключить старый пранг в новую, громадную 120-метровую чеди в виде конуса (сделав её, по общему мнению, самой высокой ступой в мире).
Рама IV добавил к постройке четыре вихарна, круговую галерею и бот, а также модель изначального пранга. Король не дожил до момента завершения строительства, но его последователи покрыли ступу золотисто-коричневой плиткой из Китая и продолжали добавлять статуи и фрески, а также новые строения.
Экскурсия по чеди Пхра Патхом в Таиланде
Если вы попадёте в чеди по главной (северной) лестнице, вас встретит восьмиметровая статуя Будды в сукхотайском стиле, известная как Пхра Руанг Рочанарит (Phra Ruang Rojanarit). Она находится напротив северного вихарна. Каждый из вихарнов, которые стоят по одному на каждую сторону света, имеет два помещения – внешнее и внутреннее, украшенные живописными картинами из жизни Будды. Во внешнем помещении северного вихарна вы найдёте изображения двух принцесс, воздающих почести новорожденному принцу Сидхартхе (будущему Будде).
Во внутреннем помещении картины изображают обезьяну и слона, предлагающих Будде мёд и воду в конце 40-дневного поста. В чеди, как и во всех буддийских постройках, принято ходить по часовой стрелке. Двигаясь так, вы можете то выходить на открытые участки, то вновь устремляться во внутреннюю крытую галерею через богато украшенные двери, которые пунктирной линией тянутся по разделяющей галереи стене. Открытая часть засажена деревьями, многие из которых имеют религиозное значение, как например дерево бодхи (ficus religiosa), под которым Будда медитировал, когда достиг просветления.
Пройдя дальше, вы попадёте к восточному вихарну, на стенах которого чётко и ясно нарисована конструкция чеди в поперечном сечении, что позволяет увидеть заключённый внутри оригинальный пранг. Сбоку от лестницы, ведущей наверх, к южному вихарну, находится объёмная модель изначальной чеди и кхмерского пранга (с восточной стороны). Здесь же есть модель почитаемой чеди в Накхонситхаммарате (с западной стороны). Западный вихарн вмещает двух лежащих Будд: грубовато сделанную девятиметровую статую во внешнем помещении и более изысканное изображение – во внутреннем.
Национальный музей чеди Пхра Патхом
В комплексе чеди находятся два музея. Туриста может сбить с толку то, что у них одинаковые названия. Новейший из них – более формальное образование – Национальный музей Пхра Патхом Чеди (Phra Pathom Chedi National Museum). На него указывает чёткий знак у начала южной лестницы чеди. Здесь выставлена хорошая коллекция артефактов эпохи Дваравати (VI-XI века), которые найдены археологами неподалёку. Среди них «Колёса закона» – эмблема, созданная буддистами Тхеравада до того, как стали разрешены натуралистические изображения.
Интересна статуэтка Будды в U-образном одеянии и с тщательно выполненными чертами лица, что характерно для скульптуры эпохи Дваравати. Если вам нужен более широкий и более современный обзор, загляните в другое хранилище коллекций: Музей Пхра Патхом Чеди (Phra Pathom Chedi Museum), который находится на лестнице, на полпути к восточному вихарну. Скорее «лавка древностей», чем музей, эта маленькая комната, словно некая пещера Аладдина, хранит буддийские амулеты, морские ракушки, золотые и серебряные иглы, изделия из китайского фарфора, тайские музыкальные инструменты и древние статуи.
Рождение ступы (чеди)
Одно из наиболее красочных объяснений происхождения буддийской ступы (по тайски – «чеди») восходит к легенде, повествующей о смерти Будды. Озабоченный тем, как распространить учение Будды после его смерти, один из его учеников попросил о каком-нибудь символе философии дхарма. Так как у Будды не было никакой материальной собственности, он воспользовался мирскими вещами: указкой, чашей для подаяний и отрезом ткани и соорудил форму ступы, использовав ткань в качестве стен, перевёрнутую чашу – как фундамент, а указку сделал шпилем.
После смерти Будды последователи со всей Азии предъявляли права на его мощи, захоронив многие из них в специально построенных ступах. В Таиланде храмы, в которых есть такие чеди, получили название Ват Махатхат (Храм Великих мощей). В каждом королевском городе находится по одному такому храму; сегодня вы найдёте Ват Пхра Махатхат в Аюттхае, Лопбури, Пхетчабури, Пхитсанулоке, Сукхотайе, Накхонситхаммарате и Бангкоке. Все они имеют особый статус, хотя вопрос о наличии в них части истинных мощей Будды остаётся открытым.
Каноны постройки ступ претерпели множество изменений со времён создания Буддой своего творения, и в Таиланде есть чеди, отражающие архитектурный стиль каждого значимого исторического периода. Сукхотайские чеди (XII-XV века), к примеру, являются элегантным подражанием оригинальной шриланкийской модели: ранние чеди выполнены в форме колокола (колокол символизирует распространение учения Будды), а более поздние варианты – изящные и вызывают ассоциации с бутоном лотоса.
Аютгхайские архитекторы (XIV-XVIII века) (во многом, благодаря влиянию кхмеров) делали свои чеди более длинными и устанавливали на цельной квадратной платформе со ступеньками. Тем временем в независимом Королевстве Лана (XIII-XVI века), занимавшем территорию Северного Таиланда, строили ступы в виде низких широких пирамид, что было характерно ещё для построек VII столетия, а также несколько круглых чеди, в архитектуре которых чувствуется влияние Бирмы.
Современные строители чеди обычно соединяют черты разных исторических стилей, как им хочется, но большинство из них по-прежнему обращают внимание на традиционное символическое значение каждого элемента ступы. Теоретически, основа, или платформа, чеди должна быть разделена на три яруса, символизирующих преисподнюю, землю и небеса.
Купол обычно поддерживает кубический ковчег, под названием хармика, от термина на санскрите, означающего место для медитации Будды. Вся структура увенчана «зонтиком» шпиля, который поделён на 33 кольца, олицетворяющих 33 буддийских неба. Столетиями таиландские чеди использовались для хранения праха королей и главных монахов, а в последние два столетия – как гробница и памятник любому, кто может себе позволить воздвигнуть такое сооружение.
Храм Чеди Пхра Патхом на карте Таиланда