Полезное
Пока нет оценок

Цитадель Каира и окрестности

Посещение Цитадели – центральный момент экскурсии по Исламскому Каиру. В кварталах у её подножия, вокруг Мидан Салах-ад-Дин, находятся два величайших памятника – мечеть султана Хасана и мечеть Рифаи. Чтобы воздать должное им и самой Цитадели вам понадобится добрая половина дня. Чтобы добраться до района Цитадели, вы можете поймать либо такси в центре города, либо сесть на автобус; если у вас достаточно сил, можно совершить интересную пешую прогулку. До Цитадели Каира можно добраться несколькими дорогами, но самая короткая та, что начинается от мечети ибн Тулуна и ведёт в Город мёртвых. В любом случае вы окажетесь у подножия Цитадели, или на Мидан Салах-ад-Дин, или за мечетями султана Хасана и Рифаи.

Однако имейте в виду, что до входа в Цитадель Каира вам предстоит пройти ещё чуть более километра от Мидан Салах-ад-Дин, до которой, как считают большинство каирцев, вы и намерены добраться, когда спрашиваете про Цитадель (аль-Калаа – обычно произносится «аль-Алаа»). Если в вашем распоряжении не очень много времени, вы можете посетить только саму Цитадель, но всё же стоит остановиться на Мидан Салах-ад-Дин, чтобы насладиться захватывающей смесью звуков и картин. Относительно того, как идти от Цитадели и перейти к другим пешеходным маршрутам, описано ниже.

Каирская цитадель

Мидан Салах-ад-Дин

Повседневная суета и монументальное величие встречаются под Цитаделью на Мидан Салах-ад-Дин, где во время местных праздников маулид появляются временные аттракционы и цветастые шатры. Площадь становится сценой для захватывающего представления, когда муэдзины двух расположенных здесь гигантских мечетей соревнуются между собой в громкости голосов перед «аудиторией» из более мелких мечетей, расположенных вокруг. И в мечети Рифаи, и в мечети султана Хасана служат муэдзины с очень сильными голосами, их дуэту вторит эхо, отражающееся от окружающих зданий.

Этим удивительным звуковым ощущением лучше всего наслаждаться, сидя рядом с кофейней Shorouk, расположенной за двумя мечетями на углу Шария Султан Хасан и Шария Кала. С этой точки вы можете видеть обе мечети, построенные так близко друг к другу, что узкий, как лезвие ножа, проход между ними практически всегда находится в глубокой тени. Эти углы и контрасты вместе с выходящим на эту сторону величественным сталактитовым порталом мечети Рифаи, создают столь величественное зрелище, что на его фоне несколько проигрывает вид самой Цитадели. Несколько веков назад этот район был всегда переполнен конными мамлюками, сопровождавшими султана на матчи по поло или на молитвы.

Каирская цитадель

Каирская цитадель (ежедневно 8:00-17:00, в пятницу открыта только во время молитвы; вход в музеи прекращается за 30 минут до закрытия; вход 35 фунтов, для студентов – 20 фунтов) является важнейшим элементом каирского пейзажа: это древняя крепость, увенчанная похожими на иглы минаретами великой мечети Мухаммеда Али. Вход через ворота Баб аль-Габаль находится на противоположной стороне цитадели, в добром километре ходьбы от Мидан Салах-ад-Дин, но туда можно добраться на микроавтобусе № 154 от автостанции Абдель Муним Рияд около Мидан Тахрир или на такси от Мидан Рамсес и Мидан Атаба по Шария Салах Селим.

Возведение укреплённого комплекса было начато Салах-ад-Дином, основателем династии Айюбидов: в христианском мире он известен как Саладин, благородный противник крестоносцев. Во время правления Салах-ад-Дина (1171-1193 годы) были проведены обширные работы по укреплению города, хотя резиденцией правителей Цитадель стала только при его племяннике Аль-Камиле. Впоследствии египетские правители жили во дворцах султана Аль-Насира.

Вход в цитадель Каира

Вход в цитадель

Основные объекты Цитадели в том виде, какой она предстает сегодня, связаны с именем Мухаммеда Али, достойного преемника мамлюков и турок. В 1811 году он устроил во дворце Цитадели пир с участием 470 мамлюков, уважительно попрощался с ними, а затем устроил засаду в переулке позади запертых ворот Баб аль-Азаб (сейчас закрыты для посетителей) напротив мечети Акхур. Сюжет написанной маслом картины, висящей во дворце Маньял на острове Рода, основан на рассказе мамлюка, который якобы спас свою жизнь, спрыгнув со стены прямо на лошади: в действительности он уцелел только потому, что просто не, приехал на празднество.

Войдя в Цитадель Каира, следуйте вдоль расположенной справа от вас стены в южный двор, большая часть зданий которого в настоящее время закрыта на реставрацию, в том числе и бывший монетный двор. В северной части этого огороженного пространства есть проход в центральный двор, слева от него находится лестница, ведущая наверх, к задней части главного сооружения Цитадели – мечети Мухаммеда Али.

  • Постройки Мухаммеда Али

Мечеть Мухаммеда Али, которая так украшает общую панораму Каира, при взгляде вблизи разочаровывает: её купола обшиты оловом, алебастровые поверхности стен выглядят неопрятно. Тем не менее, всё в ней проникнуто манией величия, начиная от роскошных часов, подаренных Луи-Филиппом (в обмен на египетский обелиск, стоящий теперь на площади Согласия в Париже) и никогда не работавших, до турецкого барочного фонтана для омовений, похожего на гигантское пасхальное яйцо.

Пространство внутри здания, большой купол и полусводы которого украшены, как яйцо Фаберже, организовано по классическому турецкому принципу и напоминает великие мечети Стамбула. Созвездие подсвечников и круглых ламп освещает арабские письмена в стиле «тулут», украшенный золотом михраб и два минбара, один из которых отделан алебастром, а другой выполнен в довольно неожиданном здесь стиле ар нуво. Мухаммед Али похоронен под белым мраморным надгробием, позади бронзовой решётки справа от входа. Сама мечеть была возведена в 1824-1848 годах, но в 1930-х годах купола пришлось разрушить и выстроить заново.

Непосредственно к югу от мечети Мухаммеда Али находится вход в то, что осталось от дворца Аль-Гаухара, где правитель ждал окончания резни мамлюков. Здание известно также как «Дворец сокровищ», в его залах, декорированных во французском стиле, размещается пыльная коллекция одежды девятнадцатого века, шикарной мебели и столовой посуды. Самый заметный экспонат – жемчужная модель Мечети Омара в Иерусалиме. Где-то рядом находится то место, где Святой Франциск Ассизский пытался проповедовать христианство айюбидскому правителю Аль-Камилю.

  • Остатки средневековых сооружений

Чтобы представить себе, как выглядела Цитадель Каира до грандиозного строительства Мухаммеда Али, спуститесь через передний вход мечети Мухаммеда Али в центральный двор Цитадели. Справа от вас, в конце перехода из южного двора, находится мечеть султана аль-Насира (которую также называют мечетью ибн Калауна по имени отца аль-Насира). В отличие от других мечетей Цитадели, она открыта для посетителей по пятницам, поскольку она не используется для молитв.

Во времена строительства мечети (1318-1335 года) мамлюки поддерживали дружественные отношения с Персией, и вполне возможно, что какой-нибудь архитектор из Тебриза придумал эти витые минареты с луковичными маковками и фаянсовый декор, а может, и сам купол, который вызывает в памяти постройки Средней Азии. После того как Селим Мрачный снял мраморную облицовку и отправил её назад в Турцию, двор мечети стал выглядеть довольно уныло: грубо вытесанные колонны поддерживают арки с декором аблак и затяжками в фатимидском стиле. Но михраб мечети – это торжество золота и мрамора. Также обратите внимание на ступенчатые зубцы ограды и голубые, белые и серебряные украшения аркады святилища.

Выйдя из мечети, поверните направо и обойдите её по часовой стрелке: вы увидите пустырь с барбаканами вдали. Запертые ворота не позволяют пройти к источнику Юсефа, который спиралью спускается вниз на 97 метров к Нилу; вода просачивается через трещины в породе. Этот так называемый «Источник улитки» был вырыт заключёнными в период между 1176 и 1182 годами, к нему ведут земляные ступени, по которым ослики поднимали наверх сосуды с водой. Пользующаяся дурной славой тюрьма Цитадели – Джабб, «шумная яма, где грязь и зловонное дыхание, паразиты и летучие мыши делали кромешную темноту ещё более ужасной», – была закрыта Аль-Насиром в 1329 году, но начала функционировать снова при более поздних мамлюкских султанах.

  • Национальный музей полиции

На северо-западной стороне от центрального двора ворота ведут в другой внутренний двор, в северной части которого находится Национальный музей полиции. Когда вы проходите через ворота, дверь справа от вас (с табличкой, на которой написано «Музей тюрьмы Цитадели») ведёт к камерам, которые использовались по назначению, когда Цитадель служила тюрьмой. К числу знаменитых заключённых относятся Анвар Садат, арестованный британцами за шпионаж в военное время, а также Сайед Куттуб, исламский идеолог, казнённый за измену в 1966 году – его идеи вдохновляли братьев-мусульман и единомышленников Осамы Бен-Ладена. Камеры сейчас закрыты для публики, их приводят в порядок и готовят к открытию.

Национальный музей полиции в Каире

Необычная экспозиция музея рассказывает о некоторых наиболее сенсационных убийствах и террористических актах в Египте, хотя самое ужасное из них – убийство Анвара Садата – никак не освещено. В главном зале выставлены портреты египетских министров внутренних дел с 1878 года. Экспозиция в остальных залах начинается, если осматривать её по часовой стрелке, с Древнего Египта (представлено оружие той эпохи и рассказано о заговоре с целью убить Рамсеса III). В следующем зале, некорректно названном «Исламский период», представлены фотографии, сделанные после убийства лорда Мойна членами сионистской военизированной группировки «Суровая банда» в Замалике в 1944 году.

Здесь также рассказано о гангстере 40-х годов Аль-Хотте из Асьюта и серийных убийцах, сёстрах Райе и Сакине. Жуткие убийства почти тридцати молодых девушек с целью завладеть их драгоценностями закончились казнью преступниц в 1921 году. В следующем зале выставлена модель исмаилийских казарм в уменьшенном масштабе – иллюстрация столкновения 1952 года, которое настроило общественное мнение против британской оккупации.

Этот инцидент иллюстрируется также фотографиями и предметами того времени. В зале «Подделки и фальсификации» находится посмертная маска убийцы Махмуда Амина Махмуда Сулеймана, а также пресс для изготовления фальшивых банкнот. Эту тему продолжают фальшивые монеты и купюры. Поддельные старинные монеты выставлены в зале «Конфискованные предметы», здесь же находятся древние артефакты, отобранные у контрабандистов, пытавшихся нелегально вывезти их из страны.

С внешней террасы Музея полиции открывается прекрасный вид на весь город, там же вы найдёте туалеты и кафе. У южного конца во рву можно увидеть расчищенные археологами остатки Каср аль-Аблак, или «Полосатого дворца» султана Аль-Насира. Для многих несчастных мальчиков-султанов, выбранных мамлюками, дворец представлял собой роскошную тюрьму, а в итоге – камеру смертников. Тем не менее, Цитадель оставалась резиденцией правителей Египта около 700 лет, и Мухаммед Али предсказал, что его потомки будут править до тех пор, пока будут жить в ней. Переезд Исмаила во дворец Абдин в Каире действительно оказался предвестием упадка их власти.

  • Северный двор

Пройдя через Баб аль-Куллах, войдите в северный двор Цитадели, который открыт для посетителей, несмотря на то, что территория принадлежит военному ведомству. Прямо перед вами, за танками советского и американского производства, участвовавшими в четырёх арабо-израильских войнах, находится старый дворец Харим Мухаммеда Али, сейчас занятый Военным музеем.

Его обширная экспозиция уделяет больше внимания парадному снаряжению, чем суровой реальности войны, а главный зал с его грандиозным оформлением в стиле «тромплей» понравится даже пацифистам. В связи с военной тематикой стоит вспомнить, что Цитадель сдалась Мухаммеду Али после того, как он установил орудия на высотах Мукаттам. Электронное оборудование, которое гирляндами опоясывает их сейчас, говорит о том, что стратегически важные пункты, как правило, не теряют своего значения со временем.

Повернув направо у казарм возле входа во двор и пройдя по улочке вокруг, вы выйдете во двор с садом. Этот Музей садов под открытым небом украшен колоннами, причудливыми воротами XIX века и – это его центральный элемент – верхушкой минарета мечети Каит-бея аль-Джаткаси 1441 года. К югу находится Музей карет. Внутри него шесть королевских карет и две коляски для пикников, одна из которых принадлежала наследному принцу. Самая большая парадная карета, щедро украшенная золотом, была подарена хедиву Исмаилу императором Наполеоном III и императрицей Евгенией.

Сразу за небольшим Музеем конфискованных ценностей, в котором выставлены всевозможные древности времён фараонов, римского, коптского и исламского периодов, отобранные у контрабандистов. Экспонаты в первом зале включают мумию ибиса (в первом стенде справа), перед которой стоит фигурка человека в молитвенной позе, а также целый саркофаг позднего периода древнеегипетской истории. Во втором зале размещаются коптские иконы, античные манускрипты, стекло и пистолеты, все предметы снабжены забавными этикетками «Преступление № 738», «Преступление № 1296» и т. п.

Позади музея находятся два бастиона Цитадели с интересными именами. Происхождение названия Бург Киркильян (Башня сорока змей) неизвестно, а в Бург аль-Матар (Башне площадки для полётов), вероятно, размещались королевские почтовые голуби. Ни в одну из башен войти нельзя, но стоит осмотреть настоящее сокровище на другом конце этой территории, которым туристы обычно пренебрегают. Несколько покрытых патиной куполов и острых минаретов говорят о том, что мечеть Сулейман-паши была построена турками в начале XVI века.

Это подтверждают и многочисленные арабески и розетки, украшающие изнутри её купол и своды. Пройдите через внутренний двор и найдите мавзолей, где находятся гробницы эмиров и их семей с надгробиями-табут, обозначающими ранг погребённых: тюрбаны или шляпы у мужчин, украшенные цветочным узором жезлы – у женщин. Рядом с двором находится медресе, где студенты сдавали экзамены под поддерживаемым раскрашенными балками риваком.

Мечеть султана Хасана в Каире

Мечеть султана Хасана

Мечеть султана Хасана (ежедневно, кроме пятницы, 8:00-22:00, в пятницу 8:00-13:00 и 14:30-17:00; вход 12 фунтов, для студентов – 6 фунтов) стоит на Мидан Салах-ад-Дин и обращена фасадом к Цитадели. Строительство мечети началось в 1356 году по приказу сына Аль-Насира, размеры задуманного сооружения были чересчур велики, и недостатки проекта проявились очень быстро. План воздвигнуть минарет на каждом углу был отвергнут после того, как рухнул тот, который был установлен непосредственно над входом, унеся при этом жизни тридцати человек.

Сам султан Хасан был убит в 1391 году, за два года до завершения строительства мечети. После того как в 1659 году упал ещё один минарет, рухнул и купол. В дополнение ко всем этим несчастьям крышу использовали в качестве орудийной площадки во время восстаний против султанов Баркука (1391) и Туманбея (1517). Но мечеть всё ещё достаточно велика: длина – 150 метров, площадь – 7906 квадратных метров, стены поднимаются вверх на 36 метров, а самый высокий минарет – на 68 метров.

Мечеть лучше всего смотрится, когда утреннее солнце освещает её глубокий внутренний двор и похожий на пещеру мавзолей, выявляя тонкие оттенки цвета и фактуру материалов, которые в течение дня скрыты в тени. Пройдя под украшенным сталактитами входным навесом, посетитель инстинктивно стремится быстрее миновать мрачный купольный вестибюль с ливанами и попасть в центральный двор-сахн – воплощение изумительного равновесия плотного вещества и пустоты.

С каждой из четырёх сторон парят сводчатые ливаны, их высота подчёркивается свисающими цепями ламп, темнота внутреннего пространства – красной и чёрной каймой, а всё вместе удачно уравновешивается фонтаном для омовений с луковичным куполом (возможно, это дополнение эпохи османов). Каждый ливан связан с одной из четырёх канонических школ суннитского ислама, это придаёт теологическое обоснование крестообразному плану, который мамлюки старались сохранить независимо от места расположения постройки. В мечети султана Хасана в территорию неправильной формы были искусно вписаны четыре медресе для обеспечения общей крестообразной формы.

Мраморные инкрустации мягких оттенков и пояс монументальных куфических надписей отличает ливан святилища от его грубо оштукатуренных соседей. Справа от михраба находится бронзовая дверь, изысканно отделанная сияющими звёздами из золота и серебра, с другой стороны располагается мавзолей Хасана. Умышленно расположенный так, чтобы получать благословения-барака от молитв, обращённых в сторону Мекки, мавзолей мрачно высится под своим восстановленным куполом с парусами, украшенными сталактитами. Вокруг гробницы вьётся лента резных и нанесённых краской изречений из Корана, выполненных арабским письмом в стиле «Тулут». Также обратите внимание на курси, или пюпитр для Корана, с инкрустацией из слоновой кости.

Мечети Рифаи и Эмир Ахур

Рядом с мечетью султана Хасана в 1869-1912 годах для принцессы Хушьяр, матери хедива Исмаила, была построена мечеть Рифаи в псевдо мамлюкском стиле. Поскольку королевский вход сейчас закрыт, внутрь можно попасть через вход со стороны мечети султана Хасана. Прямо перед вами за оградой из сандалового дерева находится гробница шейха Али аль-Рифаи, основателя братства дервишей Рифаи, маулид которых приходится на Гумад элъ-Тани, шестой месяц по мусульманскому календарю.

Слева от вас за решётками машрабия находятся могилы короля Фуада (который правил в 1917-1936 годах), его матери, последнего шаха Ирана и короля Египта Фарука (который тоже умер в изгнании). Монументальное святилище (слева) производит сильное впечатление, и это неудивительно, принимая во внимание то, что за строительство отвечал главный евнух Исмаила, по приказу которого постройка была украшена сорока четырьмя колоннами, девятнадцатью типами мрамора, восемнадцатью оконными решётками стоимостью по 1000 фунтов каждая, и листовым золотом общей стоимостью 25 тысяч фунтов.

Чего здесь не хватает, так это той величественной простоты, которой отличаются мечети ибн Тулуна и султана Хасана. Наконец, обернувшись в сторону Цитадели, вы не можете не заметить мечеть Эмира Ахура (слева), с красно-белым декором аблак, похожим на женскую грудь куполом и минаретом с двойной маковкой. Мечеть стоит на склоне, в нижней части её комплекса расположен сабилъ-куттаб.

  • Путь от Цитадели

Самый короткий из маршрутов (описанный ниже), по которому вы можете идти от Цитадели, приведёт вас к внушающему благоговейный трепет зданию мечети ибн Тулуна. А самый длинный маршрут (он подразумевает использование транспорта) включает в себя посещение «Городов мёртвых». Маршрут по Дарб аль-Ахмар/Шария Баб аль-Вазир от Баб-Зувейла вы можете начать и от Голубой мечети, следуя нашему тексту в обратном направлении.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Капча *Капча загружается...

Билеты Дисней