Долина Вади Натрун – это квази оазис (впадина), поскольку на самом деле это всего лишь часть дороги через пустыню между Каиром и Александрией. Он приобрёл своё название и статус оазиса благодаря залежам окиси натрия, которая являлась основным ингредиентом при мумификации в древности. Однако наиболее древним наследием Вади Натруна являются его монастыри, которые датируются тем временем, когда зарождалось движение христианских монахов, которые были лидерами в духовной сфере для всего коптского Египта в течение последних 1500 лет.
Их внешние укрепления, необходимые в прошедшие века для защиты от набегов бедуинов, скрывают сейчас тех, кого сегодня можно назвать наиболее предусмотрительным и целеустремлённым монашеством. Монашеское движение среди коптов пережило новое рождение в 1980-е годы, спустя двадцать лет после того, как один английский писатель отказал монастырям в праве на существование, так как они «мало интересны кроме как для специалистов».
Содержание статьи
Область вокруг Вади Натрун известна как провинция освобождения (Мудирият эль-Тахрир). В 1950-х годах здесь были созданы образцовые деревни, посажены оливковые рощи и виноградники, для того чтобы отвоевать у пустыни 25 тысяч гектаров. Этот проект изначально финансировался из средств, полученных от продажи коллекции марок короля Фарука и других ценностей. Теперь, после десятилетий, затраченных на тщательную мелиорацию, вдоль дороги через пустыню к Александрии растут пальмы, цветы и тепличные растения, распространяясь всё дальше по мере того, как вы продвигаетесь на север.
Недалеко от Гизы вы минуете стеклянные пирамиды и постмодернистские здания Мединет Садат (города Садата), спального района, научного парка и киностудии, которые воплощают высокотехнологические ожидания Египта в двадцать первом веке. На другой стороне шоссе вокруг поворота на Вади Натрун, который ведёт через разрушающийся город Бир Хукер (названный в честь мистера Хукера, первого менеджера египетской корпорации Salt & Soda) в Долину Натрун, вырастают мотели.
Как добраться до Вади Натрун
Долина Вади Натрун может стать запоминающейся однодневной экскурсией из Александрии или Каира. Самый простой способ добраться туда – взять машину напрокат или воспользоваться такси (150-200 фунтов в зависимости от количества монастырей, которые вы хотите посетить). Путешествие на общественном транспорте происходит в два этапа. Автобусы из Каира и Западной Дельты Нила отправляются с терминала Тургоман (отправление каждый час с 6.30 до 18.30; 5 фунтов) и останавливаются в Бир Хукер, где у вас будет возможность нанять такси для экскурсии по монастырям за 50-70 фунтов.
Вы можете также воспользоваться маршрутным такси из Каира (терминал Абуд) или Александрии (Сиди Габер) до санатория Вади Натрун на 95-м километре дороги через пустыню – группы отелей, бензоколонок и кафе, где также останавливаются медленные междугородние автобусы. Отсюда вы можете договориться о поездке на частном такси до ближайшего монастыря или надеяться на то, что вас подвезёт один из автобусов с коптскими пилигримами, которые здесь проезжают.
За возвращение в Каир или Александрию на автобусе или рейсовом такси вам, возможно, придётся заплатить полную цену за междугородний переезд. Автобусы до Каира отправляются каждый час вплоть до 19.00 вечера. Но до Александрии их ходит мало, а после полудня, когда люди, скорее всего, начнут возвращаться после посещения монастырей, их может быть только два.
Монастыри долины Вади Натрун
Христианское монашество зародилось в Восточной пустыне Египта, где первые христианские отшельники стремились подражать Святому Антонию и образовывали примитивные общины. Однако именно в Вади Натрун были выкованы их правила и их сила. В своём исследовании монашества «Границы рая» Питер Леви (Peter Levi, The Frontiers of Paradise) обращает внимание на то, что это совпало по времени с гонениями на христиан в городах, особенно во времена Диоклетиана. Безусловно, уже к середине четвёртого века несколько тысяч монахов и отшельников жили здесь, накапливая горькую ненависть к язычеству.
Они свели счёты после того, как в 330 году христианство стало государственной религией, разграбив храмы и библиотеки и перебив учёных в Александрии. Э.М. Форстер полагал, что они «отвергают культуру и не способны к мышлению. Их героями были Святой Аммон, который оставил жену в канун свадьбы, и Святой Антоний, который считал, что купание это грех, и в результате был перенесён через каналы в Дельте ангелом». Мусульманское завоевание и рейды бедуинов привели к появлению менталитета осаждённых среди монахов, что приводило к лени и зависимости от монастырских сервов.
Иностранные путешественники девятнадцатого века единодушно описывают их как ленивых, грязных, нетерпимых и невежественных – это полная противоположность тем монахам, которые теперь живут здесь. Каждый из четырёх монастырей Вади Натрун с момента своего основания и до конца четвёртого века хотя бы один раз был полностью разрушен и заново построен. Большая часть того, что вы сейчас можете увидеть, датируется восьмым веком или более поздним временем.
Каждый монастырь включает в себя внешнюю стену, окружающую одну или несколько церквей, центральную цитадель, в которую попадают через подъёмный мост и в которой расположены пекарня, хранилища и колодцы, что позволяло монахам выдержать осаду, и множество встроенных часовен. Их низкие дверные проёмы заставляют входящих смиренно склоняться (не забудьте снять обувь).
Их церкви, как и все коптские храмы, разделены на секции. Хаикал (основная часть храма) состоит из алтаря, который скрывается за иконостасом, инкрустированным экраном, сквозь который вы можете взглянуть при попустительстве гида. Напротив находится хор, предназначенный для христиан-коптов, и неф, состоящий из двух частей. Катечумен (те, кто готовится к обращению) стоят ближе всего к хору, в то время как грешники (известные как «плакальщики») обычно отсылаются назад.
Практические рекомендации по посещению монастырей Вади Натрун
Время для посещений различно в каждом монастыре, так же как и период, на который они закрываются во время пяти сезонных постов: 43 дня до Рождества, три дня во ознаменование пребывания Ионы в ките, 55 дней, предшествующих Великому посту, пост Святых Апостолов (от Троицына дня до 12 июля), и пятнадцать дней, отмечающих Успение Девы Марии (7-22 августа). Единственный монастырь, открытый каждый день в году – это Дейр Анба Бишои. Дейр аль-Сурьяни и Дейр эль-Барамус, хотя и имеют определённое время работы, закрыты в течение всех праздников.
В Дейр Абу Макар допустят лишь тех, у кого есть письменное разрешение Коптского патриарха в Каире (за собором Святого Марка, 222 Sharia Ramses, Аббасия) или в Александрии (в соборе Святого Марка на Sharia al-Kineesa al-Kobtiyya). Патриархат может подтвердить даты открытия отдельных монастырей. Лучше избегать посещений в пятницу, субботу или в дни общественных праздников, когда монастыри заполнены толпами коптских паломников со всего Египта.
Мужчины-туристы, которые хотят провести ночь в монастыре, должны получить письменное разрешение из соответствующей «резиденции» в Каире: Дейр Анба Бишои; Дейр аль-Сурьяни; Дейр эль-Барамус. Так как остальные жильцы являются пламенными паломниками, вам следует по меньшей мере попытаться посещать молитвы и оставить пожертвования за предоставленные чай и хлеб. Женщинам запрещено спать в пределах любого из монастырей. Можно разместиться в нескольких мотелях, расположенных вдоль пустынной дороги около поворота на Вади Натрун.
Монастырь Дейр Анба Бишои
Наиболее доступным из монастырей является Дейр Анба Бишои (ежедневно: зимой 7:00-18:00; летом 7:00-20:00), в 10 километрах от шоссе с буквенным указателем на каменной мостовой. Более полусотни монахов и послушников живут здесь. Монастырь Святого Бишои принимает потоки коптских паломников. Англоговорящий отец Шедрак обычно показывает иностранцам окрестности.
Легенда о Святом Бишои говорит, что он, возможно, был одним из первых монахов в Вади Натрун. Ангел объявил матери святого, что он был выбран для служения Богу, ещё до его рождения в 320 году. Два десятилетия спустя он приехал сюда, чтобы учиться у Святого Бемои вместе с Джоном «Коротким».
Следуя достаточно вольной хронологии, легенда также утверждает, что позже Бишои встретил Христа в образе старого человека, отнёс его в церковь, омыл его ноги, и в награду ему было позволено выпить оставшуюся воду. Как бы то ни было, сообщается, что с момента смерти Святого Бишои в 417 году, его тело осталось нетленным в своём гробу. Каждый год 17 июля процессия обносит его вокруг церкви. Рядом с ним покоится Павел из Таммуха, которого почитают за то, что он совершил самоубийство семь раз.
Церковь Святого Бишои самая старая из пяти церквей монастыря, её особенность в существовании трёх хаикал, датируемых четвёртым, девятым и десятым веками. Цитадель, построенная на четыре сотни лет позже, содержит часовни на первом этаже (сзади) и на втором этаже над подъёмным мостом. Там также находится колодец пятого века, где берберские кочевники мыли свои мечи после убийства 49 мучеников монастыря Святого Макария.
Здание со многими куполами, находящееся дальше всего от входа, – это резиденция Папы Шенуда III – действующего коптского папы. Он использует её как временное убежище. Именно сюда он был сослан на несколько лет Садатом и иногда демонстративно запирается здесь, протестуя против дурного обращения с коптами. Большая часть коптских пап были выбраны из монахов Вади Натрун, и в частности из Дейр Анба Бишои.
Монастырь Дейр аль-Сурьяни
Разгоревшаяся в шестом веке полемика относительно теологического значения Пресвятой Девы привела к тому, что отколовшиеся монахи основали другой монастырь в 500 метрах от Святого Бишои. После того как они вновь примкнули к официальной церкви, он был приобретён группой сирийских монахов, откуда и происходит его название Дейр аль-Сурьяни (зимой понедельник-пятница и воскресенье 9:00-18:00, суббота 9:00-15:00; летом понедельник-пятница и воскресенье 9:00-19:00, суббота 9:00-17:00).
Именно сюда прибыл Роберт Керзон в поисках древних манускриптов (что служило мнимым предлогом для его поездки по балканским и левантийским монастырям в 1830-х годах) и обнаружил их валяющимися на полу или служащими покрывалом для склянок, все они были «замараны грязью». В подвале для масла в цитадели находилось «огромное количество неиспользованного пергамента», в то время как в библиотеке консистории абиссинских монахов арамейские тексты свешивались с колышков в индивидуальных кожаных сумках. Сейчас старинные тома любовно хранятся в современной библиотеке, а недавно был открыт тайник с манускриптами 1500-летней давности. Монастырь может также похвастаться наличием останков примерно двенадцати святых и локоном волос Марии Магдалины.
Главная церковь Дейр аль-Сурьяни – церковь Пресвятой Девы (аль-Адхра) построена около 980 года. Её хаикал украшен гипсовым орнаментом и великолепными «Дверями пророчеств» из чёрного дерева, инкрустированными панелями из слоновой кости, на которых изображены апостолы и семь эпох христианской эры, кульминацией чего стал разрыв с православной церковью и приход ислама. Некоторые настенные росписи, относящиеся ко времени основания церкви, были недавно обнаружены под штукатуркой, их можно увидеть через небольшие отверстия.
Тёмный проход в задней части церкви ведёт в пещеру, где Бишои привязал свои волосы к цепи, свисающей с потолка, чтобы не заснуть в течение четырёх дней, пока не явилось видение Христа. Мраморный бассейн (лакан) в нефе служит аббату, когда он, подражая поступку Христа на Страстной неделе, омывает ноги монахам на Чистый четверг. Говорят, что огромный тамаринд в парке вырос из посоха Святого Эмфрама. Будучи монахом, он воткнул его в землю после того, как один из его товарищей обвинил его в мирском пристрастии к нему. Став коптским папой, он установил сердечные взаимоотношения с фатимидским халифом в 997 году.
Монастырь Дейр эль-Барамус
В один из более удалённых монастырей Дейр эль-Барамус (ежедневно: зимой 9:00-17:00; летом 9:00-17:00) можно попасть, пройдя 4 километра к северу по дороге, начинающейся в окрестностях Дейр Анба Бишои. Появление дороги разрушило изоляцию монастыря, расположенного среди бесплодных песков, но он всё ещё находится в стороне от обезумевших толп. Снаружи посетителей встречает картина, изображающая чёрного Святого Моисея, нубийского вора, который стал монахом под влиянием Святого Исидора.
Сам монастырь был основан Святым Макарием в 340 году, что делает его самым старым из четырёх сохранившихся в Вади Натрун монастырей. Он назван, «Монастырём римлян» в честь Максимуса и Домидуса, двух сыновей римского императора Валентинуса. Они умерли от неумеренных постов; младшему из них было всего девятнадцать лет. По общему мнению, их тела захоронены за церковью Пресвятой Девы, главный алтарь которой используется лишь раз в день, так как чрево Марии породило только одного ребёнка.
Соседний алтарь, обычно скрытый за занавесью, предназначен для «Нематериальных отцов», для душ ушедших святых и аббатов, которые порою окропляли его каплями воды. Мощи Моисея и Исидора заключены в стеклянные сосуды; паломники бросают свои прошения в их похоронные носилки. Обратите внимание на Т-образную рубашку, отмеченную кровавым крестом – реликвию, оставшуюся от церемонии экзорцизма, состоявшейся в монастыре в 1980-х годах. Отлетающий эфрит (дух) оставил этот бурый знак, когда его изгнали из тела одержимой им жертвы.
Работы по реставрации обнаружили слои средневековых фресок в нефе, в западном конце которого находится колонна с сирийскими надписями. Именно позади этой колонны Святой Арсаниус молился, наполнив галькой рот, скупо выговаривая каждое слово. Церковь девятого века (чьи колокольни разной высоты символизируют возраст Максимуса и Домидуса соответственно) делит двор с виноградником с цитаделью и четырьмя другими церквями. В Дейр эль-Барамус восемь монахов и послушников, один из которых покажет вам окрестности.
Селлия и жизнь птиц
Монахи могут также рассказать о Селлии (или Эль-Муне), так называют руины примерно пяти сотен хижин отшельников, рассеянных на площади в 30 километров к северу от Дейр эль-Барамус. Селлия была основана Святым Антонием, который, по легенде, сказал монахам Вади Натрун, желавшим стать отшельниками: «Давайте примем пищу в девятом часу, а затем пойдём вперёд и, пройдя через пустыню, выберем место».
Селлия сохраняла связь с городом паломников в Абу Мине до тех пор, пока не высох дававший свежую воду ручей. В 1995 году американские археологи раскопали монастырь Святого Джона. Они нашли также следы пяти подземных монастырей, «утерянных» после того, как в 1930 году их обнаружил принц Тусум.
Эти удалённые части Вади Натрун обладают красотой, навевающей меланхолию. Многочисленные солёные озёра заключены в оправу из отложений окиси натрия, смеси из карбоната натрия и бикарбоната натрия, которые использовались древними египтянами для обезвоживания тел умерших и производства стекла. Утки, водяные курицы, бекасы и кулики – вот типичные образцы птичьей фауны, живущей вокруг этих озёр, которые также служат прибежищем последних экземпляров египетского дикого папируса.
Это всего лишь карликовый подвид растений, которое некогда росло вдоль всей Долины Нила, но постепенно исчезало. Здесь он появился в таком виде из-за солёности воды. Последний огромный папирус (который достигал 6 метров) был обнаружен прусским солдатом в Дельте в середине девятнадцатого столетия. Сегодня он растёт только на плантациях, благодаря тому, что доктор Рагаб, открывший утерянную технику изготовления папирусной бумаги, стал выпускать сувениры на его основе. Для посещения этих мест вам понадобиться автомобиль.
Монастырь Дейр Абу Макар
Самый старый и самый удаленный из монастырей Дейр Абу Макар находится в 18 километрах к юго-востоку от Святого Бишои. До него также можно добраться, воспользовавшись девятикилометровым ответвлением от дороги через пустыню, начинающимся на полпути между основным поворотом и городом Садата. Он не предназначен для случайных посетителей, но допустит тех, кто имеет письменное разрешение из Патриархата.
Чтобы попасть внутрь монастыря, окружённого десятиметровой стеной, посетителям придётся потянуть за верёвку колокола. В уже ушедшие времена два огромных жернова были приготовлены, чтобы заблокировать дверь от кочевников бедуинов. Основатель монастыря Святой Макариус умер в 390 году «после шестидесяти лет лишений в различных местах уединения», последние двенадцать из них он провёл в кельях отшельников в Вади Натрун.
Говорят, что он так сильно раскаивался из-за убийства комара, что удалился на болота на шесть месяцев, где его всего так сильно искусали, что «его тело настолько стало неузнаваемым, что братья смогли его опознать лишь по звуку голоса». Единственной поблажкой для этого строгого блюстителя постов был лист сырой капусты на завтрак в воскресенье.
Несмотря на постоянные разграбления, Абу Макар сохраняет тела нескольких похороненных здесь коптских пап и ещё 49 мучеников, убитых берберами в 444 году. В 1978 году монахи обнаружили то, что они считают головой Иоанна Крестителя, хотя о том же самом уже давно заявляют Венеция, Алеппо и Дамаск. С момента своего наибольшего упадка в 1969 году, когда здесь проживали всего шесть монахов, монастырь обзавёлся сотней братьев, современным печатным станком и фермой с шестью сотнями рабочих.
Дело в том, что аббат поставил следующую цель: один монах должен содержать тысячу мирян. Пытаясь её выполнить, монахи освоили систему точечного орошения и технологию по трансплантации коровьих эмбрионов, вдохнув жизнь в ландшафт, который «не мог похвастаться ничем, кроме соли и окиси натрия, которым он обязан своей бесплодностью и своим названием» (Справочник Мюррея, 1891 год).