Являясь одними из главных достопримечательностей Замоскворечья и юга Москвы, Донской и Даниловский монастыри первоначально располагались в полутора километрах от городских валов, служа одновременно защитными заставами и убежищами. Оба они по-своему интересны, но Донской монастырь теснее связан с историей города, здесь имеется большое кладбище. Собственное кладбище Даниловского монастыря находится дальше на юг, граничит с мусульманским кладбищем.
Кладбища были устроены здесь по императорскому указу во время последней эпидемии чумы в 1770-1771 годах. Чтобы препятствовать её распространению, целые кварталы московских зданий были сожжены и все средневековые кладбища в пределах центра были перекопаны и удалены за пределы города, чтобы зараза от уже умерших не передавалась живым. За пределами города было устроено семь новых больших православных кладбищ, поскольку список умерших резко увеличился. В Москве одна треть населения – более 200 тысяч человек – умерли от чумы в том году.
Содержание статьи
Донской монастырь и окрестности
Массивные стены Донского монастыря, выложенные из красного кирпича, напоминают Красный форт в Агре (Индия) или замки крестоносцев в Палестине. Высота и толщина стен воплощала постоянный страх перед монголами, которые при обстреле монастыря использовали катапульты и горящие стрелы, а не перед европейскими армиями, использующими массивные орудия; оборонительным целям служила и дюжина башен, равномерно распределённых по периметру. Монастырское кладбище занимает площадь в 42 тысячи квадратных метров, с множеством могил старого кладбища, которое не надо путать с новым кладбищем, расположенным вниз по улице.
Хотя монастырь открыт ежедневно, однако некоторые части его находятся вне досягаемости для туристов в будние дни, поэтому лучше посещать монастырь в выходные дни. Чтобы попасть туда, необходимо доехать до станции метро «Шаболовская», а оттуда пройти несколько кварталов пешком. В зависимости от того, какой маршрут вы выберете, вы можете встретить несколько интересных объектов по пути к монастырю или на обратной дороге к метро.
Краткая история Донского монастыря
Монастырь был построен в 1591 году, когда Борис Годунов отразил последний набег крымских татар на Москву. Его победу приписывали иконе Донской Богоматери, которая сопровождала Дмитрия Донского в его походе против монголов и обеспечила его победу в Куликовской битве в 1380 году. Чтобы поднять боевой дух своих войск, Годунов торжественно обнёс икону вокруг лагеря накануне сражения, а на следующий день после небольшого боя армия хана Казы-Гирея отступила. В благодарность русские построили церковь, в которую поместили икону, и основали на этом месте монастырь.
Разграбленный и заброшенный в Смутное время, монастырь был восстановлен во время царствования Фёдора и Алексея, но оставался маленьким и бедным до возобновления войны против татар, что заставило регентшу Софью и её фаворита князя Василия Голицына укрепить его стены. Продолженная Петром Великим программа строительства (1684-1733 годы) закончилась сооружением существующих и поныне укреплений и Большого собора. Ко второй половине XVIII века Донской монастырь стал одним из самых богатых, то было и одно из престижнейших мест погребения для московской знати и многих деятелей культуры.
Вскоре после революции монастырь был закрыт большевиками, хотя его монахи продолжали жить там до 1929 года, пока не были выселены для того, чтобы власти имели возможность устроить здесь Музей атеизма. Музей впоследствии стал отделением Архитектурного музея имени Щусева, в котором собирались скульптуры из уничтожаемых церквей со всей Москвы. Фашистское вторжение вынудило Сталина призвать православную Церковь в свои союзники; и чтобы вознаградить её за поддержку, в Старом соборе в 1946 году были возобновлены церковные службы. Однако только в 1992 году святые мощи патриарха Тихона были захоронены там со всеми полагающимися почестями.
Провозглашённый патриархом накануне революции, он был заключён в тюрьму большевиками и похоронен в безымянной могиле на территории монастыря в 1925 году. Вскоре после его перезахоронения пожар уничтожил в соборе все иконы кроме иконы Донской Богоматери, а когда реставраторы открыли могилу, чтобы проверить нанесённый пожаром ущерб, они обнаружили, что мощи патриарха остались нетронутыми пожаром. Тогда он был канонизирован православной церковью. Сегодня монастырь, помимо обычных церковных построек, имеет собственное издательство, студию реставрации икон, а также детскую школу иконописи и украшения икон.
Общая информация о Донском монастыре
Вход в монастырь со стороны Донской улицы под коренастыми воротами, спроектированными Трезини, увенчан трёхъярусной колокольней, которая была пристроена позднее, в 1750-х годах. Перезвон её колоколов нарушает спокойную тишину, а городские звуки приглушены высокими монастырскими стенами и карканьем ворон. Очень странным кажется то, что первая вещь, с которой вы сталкиваетесь, входя в пределы монастыря, – множество советских танков, нарисованных яркой белой краской, – так отмечается память о танковом подразделении, сформированном церковью в 1943 году, которая была названа в честь святого-воина князя Дмитрия Донского.
В центре комплекса возвышается Большой собор Донской Богоматери, известный также как Новый собор. Состоящий из четырёх круглых башен, сгруппированных вокруг центрального барабана под пятью бронзовыми куполами, этот собор был одним из самых больших зданий своего времени; его строительство началось при Голицыне в 1684 году и полностью закончилось в 1698 году. В интерьере представлены апокрифические фрески и иконы святых, увенчанных цветущими венками, а также огромный 7-ярусный иконостас, который украшали резьбой в течение 4 лет.
Во время эпидемии чумы архиепископ Амвросий спрятался за этим иконостасом, чтобы избежать разъярённой толпы, но его обнаружили, вытащили из его убежища и забили до смерти. Сегодня верующие люди специально приходят на молитву к иконе Донской Богоматери (оригинал находится в Третьяковской галерее) и к мощам святого Тихона, помещённым в раку, налево от Царских врат. В подвале – грузинский некрополь.
Основанный одновременно с монастырём, Малый собор Донской Богоматери напоминает простую московскую барочную церковь, окрашенную в мягкие бело-коричневые цвета, с рядами кокошников и позолоченным куполом. Внутренние помещения – низкие, белые и сводчатые, его пол отполирован ногами прихожан. Оба собора посещают больше всего людей во время дневных служб на Благовещенье (7 апреля), праздники Донской Богоматери (1 сентября) и Фёдора Стратилата (21 февраля).
Окрестное кладбище густо заполнено надгробиями и памятниками. Специально для туристов каждый участок снабжён планом с именами знаменитых русских людей, похороненных там, – людей, дорогих сердцу русского человека; у всех них скромные, простые могилы. Могила архитектора Осипа Бове выделяется чёрной гранитной плитой, расположенной рядом с ещё одним памятником, своей формой напоминающим бомбу; а могила печально известной графини Дарьи Салтыковой, убившей своих крепостных, отмечена обелиском без надписи. Ещё более безликими являются могилы бабушки Льва Толстого, а также бабушки и деда Пушкина.
Тёмно-красная церковь Святого Николая была построена в 1806-1809 годах как личная часовня Голицыных. Поблизости стоит церковь Святого Иоанна Лествичника, построенная по завещанию генерал-майора И. Ф. Терещенко под шатровым сводом в неорусском стиле, украшенная православными крестами и воздвигнутая в 1899 году. Лучшей из всех является церковь Иоанна Златоуста, построенная для семейства Первушиных в 1891 году.
Рядом стоит надвратная церковь Тихвинской Богоматери, внушительное строение, которое является одним из последних примеров московского барокко. Она была закончена в 1713 году, год спустя после того, как Пётр Великий перевёл столицу в Санкт-Петербург и запретил возведение каменных зданий где-нибудь ещё в России, поощряя этим строительство своего города на Неве.
Другие достопримечательности
Дальше по улице расположено другое кладбище, датированное 1900-ми годами. Помимо нескольких грандиозных могил, например могилы Сергея Муромцева, председателя Первой думы, это кладбище известно благодаря памятнику жертвам репрессий, установленному около крематория. Последний первоначально был монастырской больницей, перед тем как большевики превратили её в крематорий, чтобы упростить гражданские похороны; его печи сжигали тысячи трупов, доставляемых ночами из Лубянской и Бутырской тюрем или из Военной коллегии в 1930-х годах.
В то время как советские жертвы отмечены безымянной статуей женщины в трауре, иностранцы, расстрелянные в Бутырской тюрьме после 1945 года, отмечены индивидуальными табличками, установленными их родственниками, включая могилу венгерского премьер-министра времён войны графа Бетлена, члена польского кабинета министров, и могилы нескольких японских солдат.
Вне зависимости от того, каким маршрутом вы пойдёте от метро до монастыря, вы встретите, по крайней мере, одну из трёх местных достопримечательностей Москвы. Выйдя из вестибюля станции метрополитена, взгляните направо, и вы увидите 160-метровую радиобашню Коминтерна (Шуховская башня), проржавевшее решётчатое сооружение, которое теперь нужно спасать от дальнейшего разрушения.
Сооружённая в 1922 году и названная по имени Коммунистического интернационала (Коминтерна), для которого она и передавала радиопередачи, башня в 1945 году также начала использоваться для трансляции передач первого советского телевидения. Повернув от метро налево на улицу Академии Петровского и опять налево на Донскую улицу, вы выйдете к величественному храму Ризоположения.
Построенный в 1701 году, храм Ризоположения сочетает традиционные формы московских приходских храмов с изящными барабанами и куполами ярославского раннесредневекового стиля. Её украшение напоминает оформление надвратных церквей Новодевичьего монастыря, с белыми зубчатыми фронтонами, наличниками и сдвоенными колоннами с капителями, установленными перед мраморным фасадом и украшенными растительным орнаментом. Прихожан собирает на службу перезвон большого колокола с удивительно глубоким звуком и нескольких колоколов меньшего размера.
В дальнем конце Донской улицы в гигантском здании сталинского стиля размещается несколько факультетов Университета дружбы народов. Основанный в 1960 году для обучения студентов из стран третьего мира, он когда-то носил имя Патриса Лумумбы, убитого лидера движения независимости в бельгийском Конго, и считался правительствами западных стран школой, воспитывающей революционеров. Но так было во всех учебных заведениях страны, большинство студентов жаловались о трате времени на изучение марксизма-ленинизма.
Много позже безопасность и жилищные условия стали вызывать множество вопросов; 36 студентов умерли и 197 пострадали во время пожаров в пришедшем в негодность общежитии университета в 2003 году. Отсюда около 20 минут ходьбы до Даниловского монастыря, или, если вы захотите посетить его в другой раз, можете доехать до станции метро «Тульская». Просто пересеките перекрёсток в конце улицы Орджоникидзе и пройдите по Серпуховскому Валу, центральная, засаженная деревьями зона, которого украшена с каждой стороны гигантскими вазами.
Подобно Хамовническому Валу около Новодевичьего монастыря, этот вал когда-то очерчивал таможенную границу города, на которой ввоз и вывоз товаров из Москвы облагался пошлиной. Несмотря на то, что он назывался валом, он не имел оборонительной функции. Подойдя поближе, можно увидеть круглое здание Даниловского рынка или синюю стеклянную башню Московской налоговой инспекции.
Даниловский монастырь в Москве
Как официальная резиденция главы Русской православной церкви Даниловский монастырь дышит современными веяниями и замыслами, отражает престиж патриарха и его влияние в России, где четыре официальные религии пользуются защитой Конституции (православная, ислам, иудаизм и буддизм).
Помимо борьбы с распространением других религий, православная церковь предпринимала усилия по расширению проповедования христианства в России: в 2000 году патриарх Алексей освятил «молитвенный поезд», задача которого состояла в том, чтобы донести веру до отдаленных общин, где до сих пор не существовало церквей. Это была вторая в истории России церковь на колёсах после той, которой Николай II повелел донести государственную религию до языческих центров Сибири.
Даниловский монастырь был основан в 1282 году князем Даниилом Московским (память о котором увековечена статуей, установленной около здания рынка). Получается, что монастырь был старейшим монастырём Москвы – хотя его монахи и иконы были переведены в Кремль в 1330 году Иваном I и возвратились назад только тогда, когда Иван IV Грозный вернул монастырю его первоначальный участок 230 лет спустя. В 1652 году князь Даниил был канонизирован, и за монастырём укрепилось его название. Разросшийся за десятилетия под защитой зубчатых стен с десятью бастионами, он содержал на своей территории дом призрения и больницу.
Хотя монастырь и был официально закрыт вскоре после революции, он так или иначе продержался как последний работающий монастырь в России до 1930 года, когда монахи были из него высланы, и в стенах монастыря было устроено учреждение для детей, репрессированных родителей, а затем исправительная колония для малолетних преступников. Большинство его обитателей были детьми, родители которых были арестованы или расстреляны в годы чисток. Как условие для разрешения отреставрировать помещение монастыря Церковь в 1983 году была обязана финансировать создание другого исправительного учреждения в другом месте.
После церемонии переосвящения монастыря, прошедшей 5 лет спустя, его стены стали резиденцией патриарха и Священного синода, который до этого располагался в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, в Сергиевом Посаде. Самый простой способ добраться сюда – доехать на метро до станции – «Тульская». Выйдя из последнего вагона поезда, вы окажетесь около башни Налоговой инспекции. Пройдите от неё в сторону маленькой часовни с позолоченными куполами, стоящей в парке, и следуйте по улице Даниловский Вал, пока не увидите монастырь, расположенный примерно на 200 метрах дальше.
Полезные сведения о Даниловском монастыре
Посетители входят в монастырь через Надвратную церковь Симеона Столпника, которая была полностью восстановлена, после того как первоначально существовавшая надвратная башня была разрушена в 1920-е годы, а её колокола были проданы Гарвардскому университету. Окрашенные в мягкие розовые тона, с крыльцом, обрамлённым пузатыми колоннами и искусно выполненным карнизом, ворота увенчаны трёхъярусной колокольней с картинами, изображающими святых, и заканчивающейся золотым навершием.
Внутри монастыря вы можете увидеть кого-нибудь из пятидесяти монахов, живущих здесь и делающих последние штрихи в отделке административных зданий или работающих в саду, – вы можете даже разглядеть здесь казака с саблей, обутого в сапоги со шпорами, важно прохаживающегося по двору (они обеспечивают безопасность резиденции патриарха). Прямо впереди стоит златокупольная Надкладезная часовня в честь Тысячелетия Крещения Руси, с четырёхскатной аркой, установленной, чтобы отметить тысячелетнюю годовщину русского православия в 1988 году.
Затейливо покрытый резьбой камень хачкар, или армянский крест, установленный около северной стены монастыря, был подарком на празднование тысячелетия Крещения от армянской церкви. Бронзовая статуя князя Владимира стоит около бирюзового цвета здания, в котором размещается Отдел внешних церковных отношений, а огромная позолоченная мозаика, изображающая Христа, украшает теперешнюю резиденцию патриарха и Священного синода, расположенную в дальнем конце. Патриарх, как известно, предпочитает жить в Троице-Сергиевой лавре или на своей даче в Переделкино под Москвой, так что он редко бывает в своей резиденции.
Мощи князя Даниила хранятся в двух церквях: в строгом неоклассическом Троицком соборе, построенном архитектором Бове в 1830-х годах, и в храме Святых отцов семи Вселенских соборов XVII века, с глубоким входом и трапезной, перед которой стоят две часовни – одна, посвящённая Даниилу, и другая, приуроченная Борису и Глебу (их именины отмечаются 6 августа). Обратите внимание на иконы XVI века Святого Даниила и Владимирской Божией Матери. Пройдя через ворота, расположенные в задней стене монастыря, вы обнаружите роскошную гостиницу. Рядом стоит Воскресенская церковь, неоклассическое здание, имеющее форму квадратной башни.
Даниловский монастырь на карте Москвы