Как мусульмане страстно желают хотя бы один раз в жизни посетить Мекку, а многие индусы хотели бы умереть в Бенаресе, так и древние египтяне благочестиво стремились совершить паломничество в Абидос, центр культа бога Осириса. Те, кому не удавалось сделать это при жизни, надеялись отправиться туда после смерти: люди привозили сюда тела умерших родственников или украшали свои гробницы сценами путешествия в Абидос (изображение лодки под парусом, плывущей вверх по реке).
Древние египтяне считали, что умершие «отправляются на запад», а вход в загробный мир находится где-то среди пустынных холмов вблизи Абидоса. По мере того как другие божества входили в круг Осириса, Абидос становился почти монопольным центром заупокойного культа, сохранявшим такую роль и в эллинистический период. Великолепный храм Сети I привлекает туристов с 30-х годов XIX столетия, многие считают произведения искусства, украшающие этот комплекс, лучшими во всём Египте.
Содержание статьи
Как добраться в Абидос из Луксора или Эль-Бальяны
Весьма хаотичная с виду автоколонна отправляется в Абидос и Дендеру из Луксора в 8:00. Thomas Cook, American Express и другие агентства предлагают организованные экскурсии в один из этих пунктов или в оба сразу, но их график постоянно меняется, а цены намного выше, чем стоимость поездки на такси. На поездки до Дендеры и Абидоса и обратно установлены следующие цены: 275 фунтов за пятиместный автомобиль, 475 фунтов за восьмиместный и 1100 фунтов за 12-местный микроавтобус, а в отелях Луксора, в частности, в Happy Land, предлагают экскурсию для группы из четырёх человек за 225-250 фунтов (цены указаны в расчёте на группу туристов).
Полиция вроде бы не возражает против индивидуальных поездок на общественном транспорте через город Эль-Бальяна, расположенный в 10 километрах от Абидоса. Неписаное правило запрещает водителям автобусов брать в поездку больше четырёх туристов, поэтому имеет смысл подойти заранее к машинам, отправляющимся в 11:00 и 13:15; билеты продаёт водитель. Поезда – менее надёжный вариант для такого путешествия, поскольку не все они останавливаются в Эль-Бальяне, но вот вернуться в Луксор вполне можно на любом подходящем поезде (следует иметь в запасе достаточно времени, чтобы успеть пройти проверку на вокзале). Главная цель полиции Эль-Бальяны – как можно быстрее отправить вас в Абидос и обратно в Луксор, поэтому всех, кто приезжает на автобусах и поездах, сажают в такси и сопровождают к храму.
К археологическому комплексу Абидоса ведёт хорошая дорога, которая заканчивается у деревни Аль-Араба-Эль-Мадфуна, чуть в стороне от древних развалин. Рядом с входом в храм Сети I находится ларёк, торгующий безалкогольными напитками, и киоск Банка Миср с непостоянным режимом работы. С разрешения полиции вы можете остановиться в доме для отдыха Seti I с чистыми номерами и горячим водоснабжением (из еды здесь можно приобрести только сухое печенье). Что касается самого храма, не забудьте запастись факелом, чтобы иметь возможность тщательно рассмотреть рельефы. Из соображений «безопасности» смотритель будет сопровождать вас повсюду – даже в туалетную комнату!
Древнеегипетская храмовая архитектура
С древнейших времён в Египте получили развитие два типа храмов; культовые сооружения, посвящённые верховным божествам того или иного региона, и поминальные храмы» связанные с почитанием умерших царей. Храм первого типа почитался «жилищем бога» (pr-ntr), статую которого ежедневно «ублажали» с помощью разнообразных обрядов и периодически возили в другой храм на свидание с божественной супругой. Такие культовые комплексы изначально имели сложную структуру в отличие от поминальных храмов, на заре своей истории имевших вид простых сооружёний с двумя внутренними помещениями, пристроенных к пирамидам фараонов и соединявшихся с долинными храмами крытым переходом.
Только в эпоху Нового царства заупокойные храмы стали строиться отдельно от гробниц и превратились в огромные архитектурные ансамбли. Большинство храмовых комплексов в Долине Нила строились на протяжении нескольких веков: некоторые из правителей строили целые здания, другие ограничивались украшением одной стены или размещением надписи со своим именем на статуе другого фараона. Общие формы и планировка храмов, строившихся из неподвластного времени прочного камня, практически не менялись на протяжении многих тысячелетий, продолжая служить образцом для строителей эллинистической и римской эпох.
Планировка храма
Поскольку древние египтяне представляли себе храм как место перехода из суетного мира в царство божественных тайн, то по мере приближения к главной молельне залы становились темнее и ниже, а двери – уже. В соответствии с теми же представлениями дополнительные помещения и пилоны становились тем больше, чем дальше они находились от основного святилища. Кроме того, чем дальше вы заходите в храм, тем, как правило, древнее стены вокруг вас. Обычно храмы были закрыты для простых людей, их окружали мощные стены из кирпича-сырца. Внутри храмовой ограды зачастую располагались жилища жрецов, мастерские и хранилища, а также священный пруд для ритуальных омовений.
В эллинистическую и римскую эпохи храмовые комплексы включали в себя также «дом рождения» (маммизи), посвящённый божественным предкам царя. Чтобы войти в храм должным образом, нужно было миновать ряд ворот – пилонов – с башнями, украшенными гигантскими рельефными изображениями фараонов, приносящих дары богам или побеждающих врагов Египта. Некоторые храмы могли похвастаться ещё и величественными обелисками, вершины которых были покрыты электром (золотом или сплавом из золота и серебра). Между пилонами располагались внутренние дворы, во многих случаях украшенные колоннадами и охраняемые колоссальными статуями фараона или божества.
Ещё один пилон (или стена, увенчанная свободно стоящими колоннами) отделяла двор от гипостиля, зала с множеством колонн, которые должны были вызывать ассоциации с Зарослями папируса. Зал освещался лучами солнца, проходившими через проёмы в крыше. За ним располагались колонный зал меньшего размера, ряд вестибюлей и, наконец, святилище, в котором стояли статуя божества и священная ладья. Небольшие помещения и молельни, предназначенные для хранения ценной утвари и совершения обрядов в честь второстепенных божеств, располагались по сторонам от колонных залов и за главным святилищем. На крышах некоторых храмов имелась верхняя молельня или павильон, связанный с представлениями о возрождении Осириса и предназначенный для обновления сакральной силы статуи в дни празднования Нового года.
Декор храма
Практически все стены древнеегипетских храмов были покрыты рельефными изображениями, выступающими над поверхностью стены (барельеф, самая тонкая и требующая большого количества времени техника), углублёнными в неё (врезанный рельеф) или с высеченными в камне контурами (самый быстрый и простой способ). Фигуры размещались рядами – ярусами, или регистрами, которые принято нумеровать снизу вверх. Дверные притолоки часто украшались изображениями крылатого солнечного диска, символизирующего единство Двух Земель; геральдические растения Верхнего и Нижнего Египта также являлись распространённым декоративным мотивом.
В некоторых храмах эллинистического периода потолок украшен астрономической символикой – изображениями небесных тел и знаками зодиака. Рельефы обычно раскрашивались в яркие цвета, поэтому в древности храмы выглядели наряднее, чем можно представить по их нынешнему состоянию. Не меньшее впечатление производят и разнообразные колонны, восходящие к двум основным типам. Рядом с четырёхугольными в сечении столбами нередко ставили статуи фараона в облике божества (как правило, Осириса, отсюда термин – «осирические колонны»).
В других случаях их увенчивали изображениями головы богини Хатхор (предположительно с систром — её священным музыкальным инструментом). Многие формы колонн были заимствованы из растительного мира, при этом у таких колонн встречаются самые разнообразные сочетания столбов и капителей. Колонны в виде пальм имеют ровный ствол и украшенную листьями капитель; у папирусовидных колонн – капители в виде раскрытого цветка или бутона папируса; колонна в форме лотоса отличается характерным стволом, напоминающим плотную связку стеблей растения. В эллинистический период капители колонн стали похожи на пышные барочные букеты, а канонические формы смешивались между собой, образуя композитные типы.
Храм Сети I в Абидосе
В отличие от Карнакского храма и Дейр-эль-Бахри, поражающих посетителей колоссальными размерами, абидосский храм Сети I привлекает в первую очередь своими исключительными по технике исполнения рельефами. В этих шедеврах эпохи Нового царства отчётливо виден возврат к художественным формам Древнего царства – возрождение в искусстве отражало политические попытки Сети I укрепить власть XIX династии и вернуть территории, потерянные при Эхнатоне. Официальное название периода правления Сети I (1318-1304 годы до нашей эры) звучит как «эпоха повторения рождений» – возрождение, переводя буквально на современный язык.
Сын Сети Рамсес II (1304-1237 годы до нашей эры) завершил покорение некогда подвластных Египту территорий и строительство храма своего отца в Абидосе. Строго говоря, это сооружение никогда не было ни культовым центром, ни поминальным храмом в общепринятом смысле слова. Святилища храма принадлежали различным божествам, связанным со смертью, воскресением и загробным миром, а одно из них – самому Сети I. Замысел храма был по сути своей политическим: уравнять Сети I с этими божествами и его предполагаемыми «предками», предыдущими фараонами, и тем самым узаконить власть династии Рамессидов, представители которой за несколько поколений до описываемых событий были простыми воинами из Дельты Нила.
За прошедшие века храм не потерял своего очарования. Современные пилигримы идут по следам Дороти Иди, известной под именем Омм Сети («Мать Сети»), прожившей в Абидосе 35 лет и до самой своей смерти в 1981 году верившей, что в её теле в мир вернулась древнеегипетская жрица, любовница Сети I. Её собственную книгу Abydos – The Holy City in Ancient Egypt можно купить в Луксоре, а о её видениях и пророческом даре рассказывает биография, написанная Джонатаном Коттом, – The Search for Отт Sety.
Храмовый двор и гипостиль
Пилон и двор древнего храма практически полностью разрушены, но на их остатках пока ещё можно различить нижние части рельефов с изображениями весьма сомнительной победы Рамсеса II при Кадеше, женщин с искусно заплетёнными волосами и фараона Сети, приносящего дары Осирису (в нише рядом). Вслед за повреждёнными статуями, ныне стоящими во втором, верхнем дворе, внимание посетителей привлекает фасад с прямоугольными колоннами, где в трещинах стены за столбами, украшенными изображениями Рамсеса перед Осирисом, Исидой и Хором, вьют гнёзда крошечные птички. Первоначально в храм вели семь дверей (по числу святилищ внутри), но по приказанию Рамсеса все дверные проёмы, кроме центрального, были заложены. Верхняя часть фасада была грубо отстроена из бетона.
Судя по массивным врезанным рельефам во внешнем гипостиле, законченном уже после смерти Сети, Рамсес нанимал второсортных скульпторов, переведя лучших мастеров Сети на постройку своего собственного (ныне разрушенного) храма. На стенах у входа изображён Рамсес, измеряющий храмовый участок вместе с богиней Селкет и посвящающий храм Хору от имени Сети. На стене справа Рамсес преподносит украшенный головой сокола ларец с папирусом Исиде, Хору и Осирису и следует за Хором и Упуаутом (шакалоголовым божеством Асьюта) в храм, чтобы погрузиться в священную воду (она изображена в виде объединения двух иероглифов со значением «вода» и «чистота»). На одной из притолок размещён картуш, превратившийся в один из популярных мифов интернета: на нём изображено нечто похожее на вертолёт и подводную лодку.
Однако археологи видят в «Абидосском вертолёте» типичный случай нанесения более позднего картуша поверх его предшественника, которое вкупе с естественной эрозией привело к искажению формы знака. Кстати, улучшенное цифровое изображение в сети выглядит гораздо более чётким, чем мрачный оригинал. Второй – внутренний – гипостиль был последним помещением храма, декор которого создавался ещё при жизни Сети. Некоторые части гипостиля так и остались незаконченными, но есть в нём и настоящие шедевры. На стене справа изображён Сети, стоящий перед Осирисом и Хором, которые льют священную воду из украшенных гирляндами сосудов, и приносящий жертвы в святилище Осириса в присутствии Маат и Ронпет (богини года), стоящих впереди, и Исиды, Аментет (богини запада) и Нефтиды, следующих за фараоном.
Хотя профильное изображение Сети выглядит довольно условно, в нём есть определённое портретное сходство с мумией фараона (хранится в Египетском музее Каира). Восточная и западная стена сложена из песчаника, северная и южная – из известняка. На двух выступающих полуколоннах в задней части гипостиля изображён Сети в короне Двух Земель, стоящий в молитвенной позе перед столбом джед. На рельефах задней стены гипостиля сохранились яркие краски. На стене между святилищами Ра-Хорахти Птаха и, на высоте человеческого роста можно увидеть лучший из рельефов второго гипостильного зала: на нём изображён фараон, преклонивший колени перед Осирисом и Хором, на фоне священного дерева персеи.
Святилища Сети и божеств
Лучшие абидосские барельефы находятся в святилищах Сети и шести божеств. Многие из них сохранили первоначальные яркие цвета (позволяющие представить, как на самом деле в древности выглядели египетские храмы), однако в полной мере оценить изящество контуров и тонкость работы можно именно на рельефах, утративших раскраску. Памятники периода возрождения древнеегипетского искусства, имевшего место при Сети, лишены как экспрессивности амарнской эпохи, так и помпезности имперского стиля XVIII династии, который был воспринят и доведён до уровня мегаломании сыном фараона.
Шесть из семи святилищ, перекрытых ложными сводами из прямоугольных плит, заканчиваются ложными дверями, из святилища Осириса открывается вход во внутренние молельни. В представлениях древних египтян эти помещения считались жилищами богов. Фараон или жрецы ежедневно задабривали их с помощью особых ритуалов, сцены которых мы видим на стенах. Фараон приносит жертвы божеству, совершает омовение статуи и облачает её в одежды; затем исполняется обряд ритуального очищения статуи, выставляет перед ней дары. Дальнейшие жертвоприношения совершаются перед ладьёй бога. Затем царь посыпает песком пол святилища, уничтожая следы своих ног, и оставляет божество в одиночестве до следующего утра.
Исключением из этого правила является святилище Сети, в декоре которого подчёркнут мотив одобрения его власти богами: на рельефах северной стены они ведут фараона в храм и совершают ритуал объединения Двух Земель. В задней части левой стены Сети получает список приношений от Тота и верховного жреца Иунмутефа, одетого в леопардовую шкуру (волосы, сбоку заплетённые в косу, – отличительный признак его жреческой должности). Наконец, мы видим, как Сети покидает храм в паланкине, который несут шакалоголовые божества египетского города Нехен и боги с головами соколов – покровители Пер-Рамсеса, столицы Дельты.
Превосходные не раскрашенные рельефы из святилища Сети и фигуры сидящих божеств из молельни Ра-Хорахти интересно сопоставить с похожими красочными сценами из святилищ Птаха, Амона, Осириса и Исиды. На боковой стене рядом со святилищем Хора изображён фараон, вручающий фигурку Маат Осирису, Исиде и Хору: это характерный для эпохи XIX династии мотив, символизирующий установление справедливого порядка и утверждение легитимности царской власти. Внутренние святилища Осириса примечательны тремя боковыми молельнями, украшенными цветными рельефами. Ещё в 1980-х годах их краски сохраняли свою первоначальную свежесть, но сейчас стены покрывает чёрная плесень – такой быстрый процесс разрушения, к сожалению, характерен для многих храмов и гробниц в Долине Нила.
Культ Осириса
Культ Осириса, локального божества плодородия города Бусирис в Дельте, приобрёл обще египетское значение в эпоху Древнего царства, когда этот бог был включён в состав Гелиопольской восьмёрки. Согласно легенде, Ра (или Геб) разделил власть между двумя братьями, Осирисом и Сетом, но последнему не захотелось править только пустынями, и он убил брата, чтобы узурпировать его царство. Исида, сестра и супруга Осириса, нашла тело мужа, но Сет снова выкрал его и разрубил на куски, которые разбросал в разных местах (половой орган Осириса он по одной из версий, скормил крокодилу). Вместе со своей сестрой Нефтидой Исида собрала все части тела и соединила их с помощью пелен, создав, таким образом, первую мумию.
С помощью Тота и Анубиса Осирис был воскрешён из мёртвых. Превратившись в самку коршуна, Исида зачала ребёнка от Осириса, прежде чем тот вернулся в мир мёртвых, чтобы править им и судить души умерших людей, Их сын Хор, которого тайно воспитали в Дельте, впоследствии отомстил за отца и изгнал Сета обратно в пустыню. В Абидосе, который считался местом погребения тела (или головы) Осириса, справлялись два ежегодных празднества в его честь. Обряд «Великого выхода» ритуально повторял поиски и обретение останков бога, а во время другого празднества устраивались мистерии, основой которых служили сюжеты мифа об Осирисе.
Так в одном из действ, прислужники Сета «нападали» на ладью бога, которую «защищал» Упуаут, шакалоголовый бог Сиута (современного Асьюта). В этой сцене отразился последний этап процесса слияния различных культов, поскольку Улуаут занял место Хентиаменти, первоначального божества абидосского некрополя, в качестве «Предстоятельствующего перед западными», прежде чем сам был интегрирован в культ Осириса. Устойчивые ассоциации Абидоса с заупокойными культами подкреплялись и его связью с почитанием шакалоголового Анубиса, божества бальзамировщиков, всегда присутствующего в погребальных сценах.
Южное крыло храма Сети
Из внутреннего гипостиля можно пройти в южное врыло храма Сети. Ближайший к святилищу царя портал ведёт в украшенный колоннами зал Сокара и Нефертума, двух божеств северного Египта, олицетворявших жизненную силу земли и цикл смерти и возрождения. Ко времени Сети их культы влились в культ Осириса. В нишах вдоль стены, расположенной по левую сторону, некогда стояли статуи Осириса. Рельефы на противоположной стене изображают Сети, идущего навстречу Сокару, изображённому с головой сокола, и Нефертуму, представленному в обеих своих ипостасях – человека и льва (увенчанного цветком лотоса).
В часовне Сокара изображён Осирис на погребальных носилках (в дальнем конце правой стены), а напротив мы видим парящую над его телом Исиду в облике самки коршуна. Чтобы рассмотреть изнутри святилище Нефертума, в которое ведёт следующая дверь, вам потребуется факел. Следующий портал открывается в Галерею Царей, названную так из-за списка предшественников Сети, вырезанного на правой стене. Из политических соображений в него не вошли имена гиксосских правителей, Хатшепсут, Эхнатона и его наследников, а свое собственное имя Сети I приказал написать как Менмаатра Осирис-Мернептах (а не Менмаатра Сети-Мернептах), чтобы оно не напоминало о его тёзке Сете, убийце Осириса.
Несмотря на всё это, список представляет огромную ценность для египтологов, поскольку перечисляет имена 34 царей (главным образом из VI, VII, XII, XVIII и XIX династий) в строгом хронологическом порядке. Фигуры Сети и его сына Рамсеса изображены лицом к надписи, содержащей имена их «предков» начиная с Менеса (Джосера). Поскольку вход в Святилище ладей и Зал жертвоприношений запрещён, дальше лучше всего проследовать через боковой коридор, мимо живой сцены с изображением Сети и Рамсеса, запрягающих быка и спешащих навстречу Упуауту, и через заднюю дверь выйти к Осириону, расположенному за храмом.
Осирион и остатки других сооружений
Археологический комплекс Абидоса занимает огромную территорию у края пустыни, по которой разбросаны руины зданий и насыпи. Мало кому из посетителей хватает времени на долгие прогулки, даже если полиция позволяет уходить далеко, однако постройка непосредственно за храмом Сети заслуживает внимания. Когда Флиндерс Питри в начале XX столетия вёл раскопки в Абидосе, он обнаружил многочисленные мастабы, которые принял за царские гробницы.
Впоследствии египтологи стали считать их кенотафами или символическими местами погребения Осириса – ложными гробницами, построенными для того, чтобы обеспечить тесную связь между богом и «ка» умершего фараона, мумия которого находилась где-то в другом месте. Кенотаф Сети, известный как Осирион, – единственное из этих сооружений, которое можно увидеть в наши дни, хотя и он наполовину занесён песком и частично недоступен из-за стоячей воды. Внутри постройки из массивных каменных блоков некогда находилась насыпь, окружённая рвом (символ первохолма, поднимающегося из вод хаоса на заре существования мира), и саркофаг.
Примерно в 300 метрах к северу расположен полуразрушенный храм Рамсеса II, сына Сети. На внешних стенах и в окружённом колоннами внутреннем дворе храма ещё можно увидеть фрагменты рельефов со сценами битвы при Кадеше. Археологические памятники, расположенные дальше, дают нам сведения об истории Раннединастического периода. Немецкий археологический институт с 1977 года ведёт раскопки раннединастического царского некрополя в Умм эль-Каабе, несколько позже было начато исследование погребальных участков в Шунет эль-Зебибе.
От комплекса Хасехемуи, последнего царя II династии, умершего около 2686 года до нашей эры, сохранились стены высотой до 11 метров и толщиной до 5,5 метров, окружавшие участок длиной 122 метра и шириной 65 метров. Доктор Гюнтер Дрейер считает, что предшественниками пирамид в Саккаре были ограды абидосских гробниц, находившихся ниже уровня земли и выложенных кирпичом-сырцом. Здесь были найдены иероглифические надписи, более ранние, чем памятники из Саккары, которые позволяют предположить, что некий додинастический правитель по имени Хор завоевал Дельту и объединил Египет за столетие до Нармера.
В 1991 году на территории комплекса Хасехемуи были найдены шесть солнечных ладей, которые предположительно датируются временем правления царя Аха из I династии (около 2920-2770 годов до нашей эры). Всё это даёт возможность предположить, что погребения раннединастических правителей, которые, как принято считать, совершались в Саккаре, на самом деле могли иметь место в Абидосе, и что когда-нибудь здесь будет найдена нетронутая царская гробница.