Полезное
Рейтинг: 4,75 / 4

Египетский город Асьют

Асьют (население 402 тысячи человек) в 1990-е годы стал первым городом Среднего Египта, закрытым для туристов, поскольку во время антигосударственного мятежа исламских боевиков иностранцы стали мишенью как для них, так и для противостоявших им сотрудников органов безопасности. Город почти десять лет жил в обстановке арестов и строгого соблюдения комендантского часа, а конфликт тем временем распространялся дальше на юг, пока наконец постепенно не угас, оставив в наследство Асьюту вездесущую полицию и репутацию родины тёмных личностей.

Поэтому неудивительно, что жители Асьюта – и христиане в особенности – так обрадовались чудесным явлениям образа Богоматери, которые случились (как клятвенно заверяют очевидцы) в сентябре 2000 года в виде, света над башней церкви Святого Марка. Ещё одной причиной для оптимистических настроений является экономический подъём, ставший возможным благодаря частным и государственным инвестициям в промышленные и коммерческие предприятия, а также успехи городской футбольной команды «Assyut Cement», спонсором которой является цементный завод, расположенный на противоположном берегу реки.

Город Асьют в Египте

Более противоречивые эмоции вызывает у жителей города слава их землячки, красотки Руби (после её видеоклипов Бритни Спирс выглядит просто монахиней), и местного мафиози Иззата Ханафи. Непостоянный, богобоязненный и обветшавший Асьют – это своеобразный Неаполь на Ниле (или Палермо в парандже). Туристические достопримечательности Асьюта ограничиваются несколькими монастырями и гробницами на территории мухафазы, странным историческим монументом, восстановленным в старом квартале города и Днём города (18 апреля), приуроченным к дате изгнания французов местными жителями в 1799 году: в этот день устраиваются фольклорные представления, а по Нилу плавает целая флотилия лодок.

Однако мало кто из туристов будет чувствовать себя комфортно в сопровождении полицейских в штатском, а иногда даже целого эскорта мотоциклистов. Кстати, удивительно то, что если днём полицейские следуют за иностранцами по пятам, то после наступления темноты туристам спокойно позволяется бродить в одиночестве. Пострадал Асьют и от открытия прямой дороги из Луксора в оазис Харга: путешественникам теперь нет никакой необходимости ехать туда через город.

Военные традиции Асьюта

После 1970-х годов Асьютский университет согласился с заключением, выдвинутом Исламской ассоциацией (Gama`at Islamiya), о том, что Египет должен стать главой Исламской республики. Они сами определяют музыку и запрещают открывать учебные заведения для обоих полов, запрещено также посещать кафетерии и клубы, потому что считается, что молодёжь занимается там непристойными вещами, и наказывают не только студентов, но и администраторов. Ситуация изменилась, когда после 1981 года президент Садат свергнул сторонников строгого религиозного экстремизма и потратил годы на то, чтобы примирить их с Левой партией.

В ответ на это, участники группировки «Аль-Джихад» предательски убили Садата в Каире и атаковали полицейский штаб Асьюта за день, тем самым утопив надежду на революцию. Три дня длились массовые беспорядки, в результате которых погибли 55 человек. В новостях объявили, что это были «боевые испытания Джихад», а в исходе операции обвинили университетского теолога Шейха Омара Абдэль-Рахмана в том, что «он был их духовным наставником».

Шейх был оправдан, но сослан в город Фаюм; некоторое время спустя он бежал в Соединённые Штаты, где в 1995 году был приговорён к пожизненному заключению за организацию политического заговора, нанесшего сильный удар по Центру мировой торговли. В то время большинство его последователей объединилось в «Аль-Каиду», которая потом взорвала две башни-близнеца 11 сентября; общее мнение сходится на том, что зачинщиком этого теракта был Абдэль-Рахмана. В 2001 году его сын Ахмед был задержан американскими войсками в Афганистане во время перестрелки с талибами.

Вид на стадион с Асьютского университета

Стадион с Асьютского университета

В 1997 году резня в Луксоре была также приписана шейху и дурной славе Асьюта; известно, что в состав группировки входило шестеро студентов Асьютского университета, позднее выяснилось, что террористы хотели захватить много заложников для того, чтобы потребовать у властей освобождения Абдэль-Рахмана из-под стражи. Мятеж и экономический упадок в 1990-х годах повлекли за собой массовые беспорядки в городе.

Локальные теракты под руководством Иззата Ханафи были проведены в 10 километрах от Асьюта, в сторону верховья реки, в деревне Эль-Некхейла, где он организовал производство наркотиков, продажу подпольного оружия и античных украшений. В марте 2004 года 6 тысяч полицейских и 200 военных машин окружили деревню, в которой прятался Ханафи. Террористы оказали вооружённое сопротивление; они также использовали боевое отравляющее вещество.

После шестидневной осады, в течение которой Ханафи убил 160 заложников (большинство из которых были его сподвижниками) и расстрелял тех, кто хотел сдаться, сломав оборону, власти захватили преступника и нашли полтонны банго (вид конопли) и 50 килограмм опиума. Местные жители утверждают, что в ходе операции были убиты 70 террористов, среди которых были и те, кто знал об оружии. После операции правительство построило школу и больницу в Эль-Некхейле, чтобы смягчить негодование и скорбь жителей деревни и установило здесь длительный, усиленный надзор полиции.

Полезная информация и проживание в Асьюте

Если вы сообщите о своём приезде за сутки, то агент туристической службы Асьюта (работает ежедневно, кроме пятницы и субботы, 8:30-15:00), офис которой расположен на набережной Корниш, может встретить вас на железнодорожном вокзале, а менеджер Рамадан Абду или госпожа Фихри могут организовать экскурсии в Дейр-эль-Мухаррак, к гробницам Меир или в монастырь Дирунка.

В городе есть два интернет-кафе на улице Шария Салах-ад-Дин (Imesh открыто 24 часа в сутки); круглосуточно работающий телефонный узел и главный почтамт находятся рядом с железнодорожным вокзалом. Обменять валюту можно в банкоматах Национального банка и банка Миср на площади Мидан аль-Банк; банкомат банка Миср выдаёт наличные по картам Visa и Master Card. В больнице Гаама Асьютского университета работают несколько врачей, владеющих английским языком.

  • Размещение в Асьюте

Многие отели в Асьюте неохотно селят иностранцев из-за проблем, которые вызывает их пребывание: у дверей гостиницы появляется полицейский пост, а туристы могут выходить из здания только в сопровождении. Те несколько мест, где принимают иностранных гостей, расположены в ближайших к вокзалу кварталах; цены в них, как правило, завышены.

1). Отель Assiutel – Лучший выбор для путешественника, не стеснённого в средствах. Трёхзвёздочный отель на набережной; номера оборудованы кондиционерами, спутниковым телевидением и холодильниками. Имеется бар и ресторан. Завтрак включён в стоимость проживания. Местонахождение: Sharia el-Tharwa;

2). Отель Badr – Расположен ближе к центру, чем Assiutel, но здесь более шумно. Раньше считался неплохим отелем, но при новых хозяевах качество обслуживания ухудшилось. Завтрак включён в счёт. Местонахождение: Sharia Nahda;

3). Отель Casa Blanca – Это ещё один отель, запрашивающий слишком высокую цену за свои мрачные номера. Завтрак включён в счёт. Местонахождение: Sharia Khashaba;

4). Отель Hussein – Это небольшой отель, обеспечивающий постояльцев всеми основными услугами; до него легко добраться, но в нём довольно шумно. Местонахождение: Sharia Mohammed Farid;

5). Отель YMCA – Из всех недорогих отелей города – это единственный отель, который можно назвать приличным. В его старом корпусе есть чистые двухместные номера с холодильниками. Добавив 5 фунтов к общей стоимости проживания, вы можете снять номер из двух смежных комнат с кондиционером, расположенный за баскетбольной площадкой во дворе. Доброжелательный и общительный Аттийя – управляющий отеля – говорит по-английски. Местонахождение: Sharia Salah al-Din al-Ayubi.

Монастырь Burnt в Асьюте

Достопримечательности Асьюта

Египетский город Асьют – пыльный мегаполис, бурлящий транспортными потоками, низвергающимися с надземных автострад, – стёр практически все следы своего прошлого. Скальные гробницы к западу от города – единственное воспоминание о фараоновском Сиуте, центре, который греки назвали Ликополем («Волчьим городом») из-за местного божества по имени Упуаут, «Открывающий пути». Этот бог, которого изображали в виде волка или шакала, был весьма подходящим символом для города, который впоследствии процветал благодаря работорговле.

Именно сюда выходили из пустыни те, кто преодолевал тяготы «Сорокадневной дороги» лишь для того, чтобы затем быть проданными в рабство. Торговля людьми продолжалась, по-видимому, до 1883 года, хотя Амелия Эдвардс не увидела здесь ничего противозаконного, когда десятилетие спустя восхищалась «необычными красными сосудами» и «бутылями в форме птиц» на рынках Асьюта.

Если ваш провожатый не возражает, пройдитесь по старому городу, где мамлюкские мечети и караван-сараи таятся в глубине переулков за улицей 26 Июля и Бур Саид. Возле трёх средневековых постоялых дворов – викал Лотфи, Табат и Халаби – поищите Хаммам Сабит, работающую до сих пор османскую баню, пристроенную к мечети. Как и эти сооружения, остатки нильской дамбы, построенной при Мухаммеде Али, вызывают в памяти Исламский Каир.

Или вы можете перейти по подземному переходу на другую сторону железной дороги и прогуляться вдоль Шария Салах ад-Дин аль-Айюби, где каждый вечер жители Асьюта неспешно фланируют мимо ярко освещённых витрин к оживлённой набережной Корниш, заполненной частными клубами. Отсюда можно отправиться в развлекательный круиз (с мая по ноябрь) на Банановый остров (Gezira el-Mohz) – роскошное место для пикников, куда также можно добраться на фелуке – или к Асьютской плотине, находящейся на 2 километрах ниже по течению реки. Плотина была построена англичанами в 1898-1903 годах.

К этой же эпохе относится основанное американскими миссионерами училище для мальчиков (теперь школа называется Ас-Салаам, где учатся дети обоих полов) рядом с площадью 6 Октября. В расположенном здесь музее Библиотеки Таггарта (открыт ежедневно, кроме пятницы и воскресенья, 8:00-15:00; вход бесплатный) выставлены такие забавные экспонаты, как мумии собак и рыб или личные жетоны древнеегипетских солдат.

На другом берегу реки находится сиротский приют Лилиан Трэшер (Malga Trasher) – самое большое и знаменитое заведение подобного типа во всём Египте (ещё один известный приют, созданный на средства поп-звезды Мухаммеда Тарвата, находится в Танте). Приют, основанный в 1911 году Лилиан Трэшер, которая приехала в Египет из Флориды в возрасте 23 лет и умерла на своей новообретённой родине в 1961 году, является предметом особой гордости для живущих в Асьюте коптов; посетители (а также пожертвования) здесь всячески приветствуются. Поблизости останавливаются микроавтобусы (50 пиастров), идущие из центра города, можно также доехать на такси.

Мечеть Шейха Джалал аль-Дин аль-Асьют

  • Еда и напитки в Асьюте

Чтобы съесть что-нибудь привычное в опрятной обстановке, отправляйтесь на Корниш, где недалеко друг от друга находятся плавучий ресторан Happy Dolphin, где вы сможете попробовать превосходные рыбу и мясо, приготовленные на гриле, и Cook Window и Sunshine Restaurant с большим выбором гамбургеров, пиццы и шаурмы; выше по набережной находится KFC со своим стандартным меню – все эти заведения работают до полуночи.

В центре города в Casablanca Pastry and Crepes можно купить пиццу и блинчики (острые или сладкие) или перекусить в Kushari Galal на Шария Талат Харб (открыто до 1:00 и даже позже), а также отведать кебаб в Alam al-Youm. В центре много кофеен и баров, но с тех пор как в Badr Hotel перестали подавать алкогольные напитки, выпить чего-нибудь спиртного теперь можно только в баре отеля Assiutel (где по четвергам вечером бывает довольно многолюдно). Впрочем, говорят что, окрестные деревни просто изобилуют забегаловками, незаконно торгующими спиртным.

Окрестности Асьюта

Недалеко от Асьюта находятся два монастыря, существование которых подтверждает тот факт, что христианство прочно укоренилось в этом регионе в IV веке. Копты верят, что эти и ряд других мест отмечены пребыванием Святого семейства в те четыре года, когда Марии, Иосифу и младенцу Иисусу приходилось скрываться в Египте, чтобы избежать учинённого царём Иродом избиения младенцев.

Хотя в Библии немного сказано об этом времени, подробности их скитаний были явлены во сне патриарху Феофилу (500 год), а копты с тех пор немало добавили к этому преданию. На самом деле большинство туристов, которых можно встретить в Асьюте, составляют копты из других областей Египта, совершающие паломничества на религиозные праздники, но туристическое агентство Асьюта не теряет надежды привлечь внимание иностранцев гробницами Мейра, которые сейчас не имеют особой популярности.

  • Дирунка (монастырь Девы Марии)

Копты верят, что Святое Семейство, подобно христианам более позднего времени, укрывалось в пещерах Дирунки, расположенных в 12 километрах от Асьюта. Из пещерного жилища отшельников монастырь Девы Марии (известный также как Дейр-эль-Лдра, или Санта-Мария) превратился в нечто, напоминающее укреплённый военный лагерь, – злые языки говорят, что, если бы случилось ужасное, монастырь стал бы хорошим убежищем для всего коптского населения Асьюта.

О популярности монастыря свидетельствует огромное, доходящее до миллиона человек, число паломников, стекающихся сюда на маулид Святой девы (15-30 августа). По этому случаю вокруг просторной пещерной церкви выставляются иконы, которые в остальное время хранятся внутри. Коптские алтари обращены к востоку, не только потому что именно оттуда должен вновь явиться Христос, но и потому что Бог – есть «солнце» их религии.

Паломники фотографируются на фоне огромного изображения Богоматери или зелёной равнины, на которую открывается прекрасный вид с террасы монастыря. Под террасой находится коптская деревня, где монахини открыли благотворительную аптеку. Всего в монастыре живут около пятидесяти монахинь и монахов.

Поскольку полиция часто настаивает на сопровождении туристов и не всегда одобряет поездки на микроавтобусе из Асьюта, лучше всего добираться сюда на частном такси (30 фунтов за поездку туда и обратно с часовым ожиданием). Это также избавит вас от довольно утомительного пятнадцатиминутного подъёма в гору от дороги. Если вы не хотите просить привезшего вас сюда таксиста ждать, обратно вы можете вернуться на микроавтобусе, который останавливается на шоссе по требованию.

Монастырь Девы Марии (окрестности Асьюта)

По пути в Дирунку вы увидите череду пустынных холмов, усеянных гробницами древнеегипетских вельмож (обычно закрыты, посещение возможно по предварительной договорённости с туристической службой). Эти гробницы, в большинстве своём относящиеся к эпохе Среднего царства, по сути являются единственным источником наших знаний о событиях Первого переходного периода (2160-2050 годы до нашей эры).

В гробнице Джефахапи I были найдены тексты, входящие в число самых древних из дошедших до нашего времени правовых документов (эти тексты обязательны для изучения в университетских курсах египтологии). Сотни вотивных стел и статуэток происходят из гробницы Джефахапи III, которая оставалась популярным местом культа ещё долгое время после смерти её владельца, – уникальный случай в древнеегипетской истории.

  • Эль-Кусия (сожжённый монастырь и некрополь Меир)

Вопрос о том, могут ли иностранцы посещать район Эль-Кусия, находится целиком в ведении полиции. Если вы получили разрешение, туристическое агентство может организовать вам экскурсию на такси и в сожжённый монастырь, и к гробницам Меира за 100 фунтов: это гораздо менее хлопотно, чем добираться на местных маршрутных такси или автостопом.

Город Эль-Кусия, расположенный в 42 километрах к северу от Асьюта, представляет собой сельский населённый пункт с населением 40 тысяч человек, три четверти которых составляют копты. В 1998 году сотрудники службы государственной безопасности, расследовавшие убийство двух юношей-коптов, попытались свалить всю вину на семьи убитых и использовали пытки, чтобы добиться от их родственников ложных признаний. После того как им не удалось добиться желаемого результата таким путём, начались массовые аресты дальних родственников и знакомых – до 1200 человек за месяц. Это продолжалось до тех пор, пока епископ Висса не привлёк к этим событиям внимание мировой прессы.

Хотя после вмешательств иерарха аресты прекратились, его самого обвинили в «подрыве национального единства» согласно закону «о чрезвычайном положении», а офицеры службы безопасности не понесли никакого наказания. Хотя правозащитники неоднократно подчёркивали, что жестокость и злоупотребления властью со стороны полиции являются проблемой во всём Египте и затрагивают как коптов, так и мусульман, это не может объяснить того, что произошло год спустя. В 1999 году, в канун новогоднего праздника, между торговцем-коптом и покупателем-мусульманином произошла фатальная ссора.

Она переросла в волну перестрелок и поджогов, в результате которых десятки людей были ранены; двадцать коптов и один мусульманин погибли. Однако полиция в течение двух дней не предпринимала никаких действий, чтобы прекратить беспорядки. Никаких внятных объяснений, того, как такое могло произойти, не появилось; было предложено (но не принято) лишь одно совершенно глупое «решение» – переименовать город в «Мирное селение» («Эль-Кусия» в классическом арабском языке означает «вражда»).

Примерно в 5 километрах от города на краю пустыни стоит сожжённый монастырь (Дейр-элъ-Мухаррак). Неспокойная обстановка в окрестностях вполне объясняет и название, и наличие укреплений в монастыре; на зубчатом внутреннем валу до сих пор остались чёрные следы сильного пожара, случившегося более десяти лет назад во время маулида Святой девы (21-28 июня). На сегодняшний день монастырь находится в хорошем состоянии; закрыт для посетителей только в дни поста. В Теологической школе монастыря учатся сто юношей, большинство из которых по достижении 25-летнего возраста станут монахами. В ансамбль монастыря входят резиденция настоятеля, башня IV века и две церкви.

Некрополь Меир (окрестности Асьюта)

Копты верят, что пещерное святилище (Эль-Азрак) на протяжении шести месяцев и десяти дней служило убежищем для Святого Семейства, а саму церковь считают одной из первых в мире, той самой, к которой относится ветхозаветное пророчество: «Жертвенник Господу будет посреди земли Египетской». По легенде, камень, который теперь служит алтарём, некогда закрывал вход в пещеру. Когда настоятель монастыря приказал перенести его на новое место, у каменщика, выполнявшего распоряжение, сначала отнялась рука, а затем ему явился сам Христос и повелительно изрёк: «Не трожь!» Говорят также, что икона Богоматери с Младенцем была написана Святым Лукой; изображения апостолов в церкви Святого Георгия происходят из Эфиопии.

При посещении церквей не забывайте оставлять обувь у входа. Некрополь Меир находится севернее, в 6 километрах от деревни Меир (или Майр). Попасть туда можно по дороге, отходящей от главного шоссе. Скальные гробницы некрополя принадлежали правителям XIV нома, столица которого – Кис (или Кусы) – была предшественницей современного города Эль-Кусия. Девять из семнадцати гробниц открыты для посетителей (ежедневно, кроме четверга и пятницы, 9:00-17:00).

В гробницах № 1 и 2 находятся рельефные изображения 720 божеств, намеренно испорченные христианскими отшельниками, некогда жившими в древних усыпальницах. На стене гробницы № 4 можно увидеть сетку, с помощью которой древние художники переносили рисунки на поверхность камня. Наиболее интересны великолепная сцена охоты в гробнице Сенбиса-Уххотепа и изображения женщин, одетых по моде эпохи XII династии, в усыпальнице Уххотепа. Модели лодок из этих гробниц выставлены в музее Луксора.

Отъезд из Асьюта

Полиция предпочитает, чтобы туристы уезжали из Асьюта на поезде, не ограничивая при этом выбор конкретных рейсов. Ежедневно до Каира отправляются девять поездов (5-7 часов в пути), которые имеют промежуточные остановки в Маллави (2 часа), Эль-Минья (3 часа) и Бени-Суэйфе (5 часов). Около дюжины поездов останавливаются в Сохаге (2 часа), Кене (4 часа) и Луксоре (6 часов) по дороге в Асуан (12 часов).

Автобусы (имейте в виду, что туристам могут не разрешить ими пользоваться) ходят в Каир примерно каждый час (6-7 часов) и Сохаг (2 часа), каждые два часа – в Эль-Минью (2-3 часа), дважды в день – в Кену (в полночь и в 13:00; 4 часа), Александрию (7:00 и 19:00; 10 часов) и Хургаду (9:00 и 20:00; 8 часов), один раз в сутки – в Шарм-эль-Шейх (15:00; 12 часов), Луксор и Асуан (8:00; 6-9 часов).

Кроме того, четыре автобуса в Харгу (4 часа) отправляются ежедневно с 7:00 и до 22:00, два из них идут дальше, до оазиса Дахла (7-8 часов). Железнодорожная станция и автовокзал находятся в центре города, а маршрутные такси отправляются от автостанции Арбайин, расположенной за каналом Эль-Маллах, на границе старого квартала (5 фунтов за проезд из центра).

Хотя маршрутки ходят во все города Долины, от Эль-Минья до Кены, иностранцам разрешено пользоваться только машинами, идущими в оазис Харга (4 часа). Подробную информацию об авиарейсах в Каир (дважды в неделю, по воскресеньям и четвергам) вы можете получить в представительстве Egypt Air, расположенном в здании городской администрации (работает ежедневно, кроме пятницы, 9:00-15:00).


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Капча *Капча загружается...

Билеты Дисней