В Исне (Эсне) реалии городской жизни и древние камни буквально перемешаны между собой: большой котлован в самом центре города открывает взгляду часть храма Хнума. Некоторые посетители уходят разочарованными, поскольку раскопана только часть храмового гипостиля, а не очень качественные рельефы умаляют впечатление от леса колонн и величественного потолка, украшенного астрономическими изображениями. То есть Исну стоит посетить по пути к легендарному храму в Идфу, но если вы не собираетесь посетить рынок животных, открывающийся рано утром в субботу, не имеет смысла задерживаться здесь после осмотра храма, который займёт не больше часа.
К северу от Исны видны две плотины, которые служат мостами через Нил. Ближайшая была построена англичанами в 1906 году как часть масштабного проекта по укрощению реки, предусматривавшего сооружение плотин в четырёх местах. В 1990-е годы итальянцы построили плотину гидроэлектростанции, которую местные жители называют «Электрическим мостом». В обеих плотинах есть шлюзы для прохода судов, а по верху проезжают грузовики и телеги. Круизные суда больше не останавливаются у набережной Исны, чтобы подобрать пассажиров, направляющихся в храм. На досках пристани теперь загорают туристы и раскладывают свои товары торговцы.
Для путешествующих по суше через Исну проходит «граница» между мухафазами Кена и Асуан, где полицейские одной из них передают ответственность за сопровождение туристов коллегам из другой (отсюда и задержка в пути). Их реакцию на появление независимых путешественников, приезжающих или, наоборот, желающих выехать, трудно предсказать. Она может зависеть от направления, в котором вы движетесь, поскольку полицию Исны больше заботят иностранцы на их собственной территории, нежели туристы, отбывающие в Асуанскую мухафазу. Если полиция заставит вас ждать сопровождения, можно развлечься чтением рассказа Гюстава Флобера о куртизанке Кучук Ханем, развлекавшей его в собственном доме в Исне «танцем пчелы».
Полезная информация об Исне
Исна расположена на западном берегу Нила в 54 километрах к югу от Луксора и в 155 километрах к северу от Асуана. К несчастью для местной экономики, поток туристов в основном проходит мимо, поскольку круизные суда не останавливаются здесь, пассажиры фелук сходят на берег за 30 километров от города и прямиком отправляются в Луксор, а дешёвые луксорские гостиницы больше не включают Исну в маршрут предлагаемых ими однодневных поездок на частном такси до Идфу и Ком-Омбо. Если вы всё же стремитесь сюда попасть, приготовьтесь заплатить около 150-200 фунтов за четырёхместную машину и заранее узнайте, какая именно из туристических автоколонн имеет остановку в Исне (если таковые вообще есть).
Добираться сюда по железной дороге неудобно, поскольку вокзал находится на восточном берегу Нила, далеко от храма, да и не все поезда останавливаются в Исне. Автобусы, отправляющиеся из Асуана и Луксора четыре раза в день, несколько удобнее: они высаживают пассажиров в центре города, примерно в 1 километре от храма. Вы вряд ли доберётесь до Исны на маршрутном такси из Луксора или Асуана, но из Идфу или Ком-Омбо некоторые всё же умудряются доезжать. Стоянка маршруток находится недалеко от автовокзала, за излучиной канала, но пассажиров часто высаживают в центре города, на главной улице, где их уже поджидают извозчики, требующие 5 фунтов за десятиминутную поездку до храма.
Чтобы добраться до храма пешком, нужно либо следовать вдоль набережной к югу, мимо пустых причалов, либо влиться в толпу горожан, идущих на базар, и двигаться вместе с ней до обложенного мешками с песком здания полицейского участка. За один дом до него нужно свернуть направо в переулок, который выведет вас прямо к храму. Преимуществом прогулки вдоль набережной является также то, что ваш путь пройдёт мимо нескольких старых домов с решётками-машрабия, банка (ежедневно, кроме пятницы, 8.30-14.00, в Рамадан – 10.00-13.30) и почты (ежедневно, кроме пятницы, 7.00-14.00).
Туристическая полиция располагается дальше по набережной, рядом с киоском, в котором продаются билеты в, храм. Луксор находится совсем недалеко, поэтому останавливаться в Исне нет никакого смысла, особенно учитывая тот факт, что единственный отель в городе – грязный El-Haramin (нет телефона), расположенный через 800 метров за кафе у пристани. Пообедать можно в непритязательном заведении на углу храма, а уличный фастфуд продаётся на базаре.
Храм Хнума в Исне
Когда Амелия Эдвардс посетила Исну, храм Хнума был «погребён по самое горло в накопившемся мусоре множества столетий» и застроен домами. Чтобы свести снос домов к минимуму, в 1860 году была раскопана только часть храма. Храм, находящийся на 10 метрах ниже поверхности земли, теперь похож на Форт-Нокс фараоновских времён: приземистый объём с шестью колоннами впереди, пространство над ними закрыто проволочной сеткой, не позволяющей птицам вить здесь гнёзда. Билеты продаются в киоске за крытым рынком сувениров, который расположился между храмом и рекой, в пяти минутах ходьбы от городского базара. Храм, представляющий собой эллинистическо-римскую замену более ранней постройки, посвящён древнему богу-творцу с головой барана. Сооружение, обращённое фасадом к востоку, по размерам, видимо, не уступало храму в Идфу.
То, что вы видите, относится к римской эпохе (I век нашей эры): фасад украшен картушами Клавдия, Тита и Веспасиана, над входом находится повреждённое изображение солнечного диска с посвятительными надписями этих императоров по бокам. В величественном гипостиле взгляд посетителя притягивает настоящий лес колонн, увенчанных разнообразными капителями в виде цветов и бутонов. Сами колонны покрыты праздничными текстами (многие сбиты) и иероглифами в виде крокодилов и баранов. Один из текстов – это «Гимн творения», прославляющий Хнума как создателя всего в мире, даже иноземных народов: «Все они были созданы на его гончарном круге; в каждой стране свой язык, но хозяин гончарного круга и их отец тоже».
Астрономический потолок гипостиля соперничает с дендерским в сложности и утончённости, но из-за темноты и копоти многие его части практически неразличимы. Зодиакальный регистр кишит двухголовыми змеями, крылатыми псами и прочими тварями. Обратите внимание на беременную самку гиппопотама – богиню Таурт (греческое название Тоэрис) – и скорпиона в соседнем нефе Росписи на стенах изображают Септимия Севера, Каракаллу и Гету перед богами. Последний по времени император, чьё имя встречается здесь – это Деций, чьи гонения на христиан (249-251 годов) предвосхитили «эру мучеников» времен Диоклетиана.
Дальше на той же стене мы видим картуш Птолемея VI Филометора (Любящего мать), отец которого начал строительство храма в Исне. Справа от дверного проёма Деций приносит Хнуму дары, среди которых есть и гончарный круг. Самые живописные рельефы находятся в нижней части северной стены: здесь Хнум, Хор и император Коммод ловят сетью рыбу и злых духов. Слева от этой картины изображён ибисоголовый Тот, справа – Сешет, богиня письменности. На внешней поверхности храмовых стен размещены тексты, посвящённые Марку Аврелию, и выполненные в сухой манере рельефы с изображением Тита, Домициана и Траяна, поражающих врагов Египта перед лицом божеств. Перед храмом лежат несколько каменных блоков из кладки раннехристианской церкви.
Культы Хапи и Хнума
В Верхнем Египте Хнум первоначально почитался как бог с головой барана, вылепивший человека на гончарном круге и охранявший истоки Нила (которые, согласно мифам, находились в пещерах сразу за Первым порогом, хотя, должно быть, древние египтяне всё же лучше разбирались в географии). Впоследствии Хнум был понижен в звании до мелкого чиновника при Амоне-Ра, а свою функцию речного божества разделил с Хапи, богом нильского паводка, тоже жившим, по поверьям, в пещере на острове возле Первого порога. Хапи изображали с сине-зелёной кожей и женскими грудями, в короне с цветком Лотоса или стеблями папируса (геральдические растения Верхнего и Нижнего Египта). Его не следует путать с другим Хапи – одним из сыновей Хора, божеством с головой обезьяны, изображавшимся на сосудах-канопах.