Главная / Многовековой Египет / Города Египта / Египетский город Ком-Омбо
Пока нет оценок
Загрузка Загрузка...

Египетский город Ком-Омбо

За 30 километров от Асуана безжизненные холмы Восточной пустыни отступают от берегов реки. На отвоёванной у пустыни земле выращиваются богатые урожаи сахарного тростника. Здесь же – вокруг города Ком-Омбо – поселились многие нубийцы, вынужденные из-за появления озера Насер покинуть родные места. В древние времена город Омбос стоял на пересечении караванных путей, шедших из Нубии и от золотых месторождений Восточной пустыни.

При Птолемее VI (180-145 годы до нашей эры) он стал столицей I нома и местом для обучения военных африканских слонов, которые были нужны Птолемеям для войн с Селевкидами. Если среди феллахов современный Ком-Омбо известен в основном своим сахарным заводом и верфями, где строятся фелуки, то у туристов его название ассоциируется с эллинистическим храмом Хароериса и Себека. В отличие от остальных храмов долины Нила он стоит прямо на берегу реки – это один из лучших видов, открывающихся во время путешествия на фелуке.

Египетский город Ком-Омбо

Полезная информация о Ком-Омбо (Египет)

Египетский город Ком-Омбо расположен примерно в 60 километрах к югу от Идфу рядом с дорогой, идущей вдоль восточного берега и соединяющей Луксор (170 километров) и Асуан (45 километров). Поскольку храм находится в 4 километрах от города, сюда лучше добираться на прогулочном судне или фелуке, не обременяя себя хлопотами, связанными с остальными видами транспорта.

Туристическим автобусам и такси разрешено передвигаться только в составе автоколонны с сопровождением, маршрутками из Луксора или Асуана пользоваться запрещено, поэтому людям, путешествующим самостоятельно, остаётся только полагаться на автобусы (4-5 рейсов в день) или поезда, курсирующие между Луксором и Асуаном с остановкой в Ком-Омбо.

Если вы едете из Асуана, попросите водителя высадить вас у отмеченного дорожным знаком поворота перед городом: отсюда до храма можно добраться пешком или автостопом (1,5 километра). Кроме того, от городской стоянки маршрутных такси ходят крытые пикапы (25 пиастров) до пристани парома, откуда всего 800 метров до храма. Такси до храма обойдётся вам примерно в 20 фунтов.

Местным полицейским не очень-то нравятся разгуливающие по городу туристы, и они стараются не выпускать пассажиров прогулочных лодок за пределы территории храма, поэтому о том, чтобы остановиться в Ком-Омбо, речи не идёт. Вместо того, чтобы есть на ходу фуль или таамийя, можно зайти в ресторан El-Noba к югу от мечети. В расположенном рядом с храмом кафе Rural Home вы найдёте сад, орошаемый с помощью шадуфа, услуги мастера по татуировке хной и прочие интересные вещи. Доступ в интернет и международный телефон есть в ларьке около реки.

Храм Хароериса и Себека в Ком-Омбо

Храм Хароериса и Себека в Ком-Омбо (Египет)

Храм Хароериса и Себека (ежедневно, 7:00-17:00; 20 фунтов) стоит на выступе речного берега, на песчаных отмелях которого в древние времена любили греться на солнце крокодилы. Близость к Нилу одновременно способствовала и сохранению, и разрушению памятника: наносы песка спасли его от коптов-иконоборцев, но в то же время вода разрушила пилон и передний двор и теперь подмывает основания колонн внутри храма. Амелия Эдвардс очень метко сравнила руины храма с торсом прекрасной древней статуи: храм, уменьшившийся в размерах и лишённый крыши, не утратил своего величия и сохранил следы первоначальной раскраски.

Отличительная черта храма – симметричность относительно продольной оси. Он имеет два входа, парные святилища и залы, поделённые на две половины. Левая половина храма посвящена богу-соколу Хароерису, «Благому врачевателю» (ипостась Хора Старшего) и его супруге Та-Сен-Нефер, «Доброй сестре» (Хатхор). Бог-крокодил Себек (здесь ассоциировавшийся с солнцем как Себек-Ра), его супруга (ещё одна ипостась Хатхор) и сын Хонсу-Хор почитались в правой части храма.

Посетители входят в храм под углом к главной оси, через ворота Неос Диониса. От ворот осталась только половина, дата их постройки точно не установлена, поскольку учёные расходятся во мнениях относительно количества царей из династии Птолемеев, а также порядка и датировки их правления. Все Птолемеи брали себе дополнительное прозвище – например, Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель) или Филометор (Любящий мать).

Некоторые учёные считают, что Неос Дионис – это Птолемей XII, другие полагают, что это Птолемей XIII, но все сходятся во мнениях, что он был отцом Клеопатры, правил с перерывом в несколько лет (80-58 и 55-51 годы до нашей эры) и имел прозвище «Бастард». Перед входом в храм можно заглянуть в молельню Хатхор и посмотреть на трёх мумифицированных крокодилов, найденных неподалёку в 1970-е годы во время дорожных работ.

Гипостиль храма Хароериса и Себека в Ком-Омбо

  • Фасад и гипостили храма

Попав во двор (сооружён Траяном в 14 году), от которого остались лишь низкие стены и обрубки колонн, вы сразу обратите внимание на фасад гипостиля. Колонны с цветочными капителями поддерживают мощную глыбу карниза с обратной выкружкой, над каждым из входов изображены крылатые солнечные диски и уреи. Барельефы на внешней стороне стен изображают Неос Диониса, над которым Тот и Хор совершают очистительный обряд. Такая же сцена происходит и в присутствии Себека, лицо которого было впоследствии сбито.

Проходя сквозь чащу колонн внешнего гипостиля, обратите внимание на вырезанные на их основаниях изображения геральдических растений – лотоса Верхнего Египта и папируса Дельты. На внутренней стороне фасадной стены находятся великолепные композиции: коронация Неос Диониса в присутствии Хароериса, Себека, Уаджит и Нехбет (богинь севера и юга) и его явление перед лицом Исиды, Хора Старшего и львиноголового божества. Тем же божествам Неос Дионис приносит дары в дальней части зала, где сохранилась часть потолка, украшенного фигурами крылатых существ.

При входе в более древний внутренний гипостиль вы найдёте рельеф с изображением Себека в его животном облике (между дверными проёмами). В юго-западном углу зала Птолемей II получает хепеш (победоносный меч) от Хароериса, рядом с царём стоят его сестра и жена с одинаковыми именами – Клеопатра). Тот же царь изображён приносящим дары богам на колоннах, его старший брат перед Хароерисом – на задней стене, а списки божеств и храмовых празднеств размещены между дверными проёмами.

  • Вестибюли и святилища храма

Дальше расположен первый из трёх вестибюлей (каждый следующий немного выше предыдущего), украшенных при Птолемее VI. Рельефы на задней стене изображают церемонию основания храма – Сешет, богиня письменности, измеряет его территорию – и жертвоприношения и возлияния в честь Себека. Эти обряды периодически повторялись с целью поддержания ритуальной чистоты места. В следующий вестибюль – Зал даров – могли входить только жрецы. В полуразрушенном помещении справа некогда хранились одеяния и священные тексты.

Настенная живопись храма Хароериса и Себека в Ком-Омбо

Сцены жертвоприношений Хароерису, описание храма и молитва к Себеку сохранились на южной стене, здесь же сохранилось крошечное рельефное изображение рожающей женщины. Также обратите внимание на фигуры, которыми расписан потолок. Великолепный рельеф, находящийся между дверями святилищ, изображает Птолемея и его супругу-сестру рядом с пальмой, на которой висит знак хеб-сед, сообщающий годы царствований царя.

Царю оказывает почести Хонсу, увенчанный синим полумесяцем и красным диском, а также Хароерис и Себек (символизирующие воздух и воду соответственно), сам же Птолемей щеголяет в македонском плаще. От самих святилищ мало что осталось, но вы можете заглянуть в тайный коридор между ними, где некогда жрецы «беседовали» с богами (попасть туда можно через подземную крипту в одной из молелен за внутренним коридором).

  • Внешний коридор и окрестности храма

Плиты, которыми вымощен внешний коридор между эллинистическим храмом и римскими стенами, испещрены надписями паломников. Так они коротали время перед тем, как попасть к Благому врачевателю, статуя которого стояла в небольшой нише за центральной молельней. Вырезанные на стенах уши внимали их молитвам, а изображения глаз символизировали здоровье, которое они надеялись получить.

Эти рельефы почти стёрлись от прикосновений множества рук, другие сохранились лучше. На одном из рельефов изображён Марк Аврелий, подносящий пектораль Та-Сен-Нефер, «Доброй сестре». Другие изображения свидетельствуют о высоком развитии хирургии почти 2 тысячи лет назад: здесь изображены медицинские инструменты – скальпель, отсос, медицинская пила и принадлежности зубного врача.

В завершение экскурсии можно погулять по территории, прилегающей к храму, где некогда совершались другие ритуалы. Самым любопытным сооружением является великолепный священный колодец с двумя лестницами, ведущими вглубь. Вода в колодец поступала из Нила. Небольшой пруд поблизости использовался для разведения крокодилов.

Еще одна диковина – частично открытый подземный коридор, ведущий в «дом рождения» Птолемея VII, точнее в то, что от него осталось, поскольку половина разрушенной постройки обвалилась в Нил ещё в XIX веке. Некоторые рельефы всё же можно различить, например, сцену с Птолемеем IX и двумя богами в зарослях папируса, за которой наблюдает итифаллический Мин-Амон-Ра с листьями латука в руках (символ плодородия).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*