Многие туристы приезжают в Санкт-Петербург специально, чтобы посетить Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира. Для осмотра всех 350 выставочных залов вам пришлось бы пройти около 10 километров! По последним подсчётам, в коллекции музея насчитывается более трёх миллионов экспонатов. Для того чтобы просто бросить взгляд на каждый из них, понадобилось бы девять лет. В музее более 12 тысяч скульптур, 16 тысяч живописных полотен, 600 тысяч рисунков и литографий, 250 тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, 700 тысяч археологических экспонатов и миллион монет и медалей.
Содержание статьи
- 1 Краткая история Эрмитажа
- 2 Посещение Эрмитажа
- 3 Осмотр коллекции Эрмитажа
- 4 Первобытная культура
- 5 Галереи драгоценностей
- 6 Культура и искусство античного мира
- 7 Парадные залы
- 8 Русские дворцовые интерьеры
- 9 Русское искусство и культура
- 10 Белый зал и Золотая гостиная
- 11 Французская живопись XIX-ХХ веков
- 12 Искусство Италии XIII-XVIII веков
- 13 Искусство Испании XV-XVIII веков
- 14 Искусство Голландии, Фландрии и Нидерландов XV-XVIII веков
- 15 Искусство Германии XV-XVIII веков
- 16 Искусство Франции XV-XVIII веков
- 17 Искусство Англии XVII-XIX веков
- 18 Новое европейское искусство
- 19 Культура и искусство Востока и нумизматическая коллекция
Разумеется, лишь незначительная доля этих богатств выставлена в экспозиции. Однако музей всё равно может привести вас в восторг и удивление. Эрмитаж в Санкт-Петербурге располагает великолепной коллекцией итальянского Ренессанса, а также уникальными собраниями картин Рембрандта, французских импрессионистов, Пикассо и Матисса, не говоря уже о легендарных сокровищах Египта, Сибири и Средней Азии.
Кроме того, в Эрмитаже выставлены античные скульптуры и шедевры персидских и китайских мастеров. Привлекает внимание посетителей и само внутреннее убранство Зимнего дворца. Особенно сильное впечатление производят парадные залы, в которых некогда размещался царский двор и где позже большевики арестовали Временное правительство (об истории Зимнего дворца рассказано в одноимённой статье).
Краткая история Эрмитажа
Пётр Великий во время своего путешествия в Голландию приобрёл несколько полотен с морскими сюжетами, а его непосредственные преемники покупали картины российских и иностранных художников. Но это были лишь отдельные приобретения. Собранию Эрмитажа положила начало Екатерина Великая. Императрица, как и другие монархи, начала создавать свою собственную художественную коллекцию для поднятия престижа. Ей сопутствовала удача.
В 1794 году Екатерина приобрела 225 полотен старых мастеров у прусского торговца Готцковского, которые её соперник Фридрих Великий продал из-за нехватки наличных денег. В 1769 году она купила 600 картин у саксонского графа Брюля; в 1772 году – 400 первоклассных картин из коллекции банкира Кроза; в 1779 году – 198 картин итальянских и фламандских живописцев из коллекции британского премьер-министра Уолпола.
Ей удалось приобрести 250 бюстов и барельефов у директора Английского банка и 1200 архитектурных рисунков, которые хотел купить император Иосиф II. Кроме того, Екатерина II приобрела обеденные сервизы из веджвуда и севрского фарфора, мебель, портреты и около 32 тысяч античных гемм. Благодаря всему этому русская императрица стала обладательницей одной из самых богатых художественных коллекций того времени.
Рядом с Зимним дворцом было специально возведено здание Малого Эрмитажа, где императрица проводила время в узком дружеском кругу. И именно здесь разместились её первые коллекции живописи. Екатерина составила «десять заповедей» относительно поведения приглашённых. Первая заповедь гласила, что все чины должны быть оставлены за дверью, как шляпы и шпаги, а последняя – что гости должны есть хорошенько, но пить в меру, чтобы каждый мог уйти на своих ногах.
В своё время Пётр Великий предписывал нарушителям этикета осушить огромный кубок портвейна. Екатерина поступала гораздо более гуманно. Провинившийся должен был всего лишь выпить стакан воды и прочесть вслух главу из поэмы «Телемахида». На вечеринках в Эрмитаже собирался лишь ограниченный круг приглашённых. Правнук Екатерины II, Александр I, приобрёл у жены Наполеона Жозефины 98 полотен, опередив других правителей, собравшихся на Версальский конгресс в 1815 году.
Кстати, многие из этих картин были украдены французским тираном из других коллекций. А когда император Николай I купил собрание картин у приёмной дочери Наполеона, русская монархия смогла наконец похвастаться самой богатой в Европе художественной коллекцией. В 1852 году Николай принял решение в определённые дни открывать Эрмитаж для публичного обозрения и приставил к коллекции профессиональных кураторов. Таким образом, Эрмитаж из частного собрания превратился в музей, открытый для посещения. После Октябрьской революции Зимний дворец вместе с Эрмитажем стал государственным музеем.
Собрание утроилось в результате экспроприации коллекций Юсупова, Шувалова, Строганова, Румянцева и Штайглица. В музее появились работы Пикассо и Матисса, принадлежавшие ранее московским миллионерам Щукину и Морозову, поэтому Эрмитаж был вынужден передать часть картин московскому музею изобразительных искусств имени A.C. Пушкина (Пушкинский музей). В 20-е и 30-е годы двадцатого столетия правительство СССР, которому необходима была твёрдая валюта для покупки импортного промышленного оборудования, продало за рубеж полотна Рембрандта, Рубенса и Ван Дейка.
К счастью, сотрудникам музея удалось предотвратить переплавку саркофага святого Александра Невского. В 1941 году до начала блокады из Ленинграда в Свердловск успели эвакуировать сорок пять вагонов с произведениями искусства. Многие сотрудники музея были призваны на фронт или мобилизованы для рытья окопов. При коллекции остались только больные и пожилые кураторы. Они прилагали максимум усилий для спасения тысяч оставшихся в городе экспонатов, а также самого здания Эрмитажа от случайных бомб, льда и сырости в месяцы, когда не было электричества и отопления.
Около двух тысяч человек жили в подвалах здания, которые служили бомбоубежищем. Однако учёные даже тогда продолжали свои исследования и читали лекции при свете свечей, а экскурсоводы проводили экскурсии, демонстрируя воинам Красной армии оставшиеся в экспозиции сокровища. Образование и культура помогали людям не пасть духом перед лицом трудностей и опасностей военного времени. После победы над фашистской Германией собрание Эрмитажа обогатилось бесценными трофеями, захваченными Красной армией в Европе. Однако партийная идеология исказила стиль музея.
Кроме того, контакты сотрудников с коллегами из зарубежных учреждений на протяжении большей части послевоенного периода были ограничены. В брежневское время картины из коллекции Эрмитажа часто преподносили в качестве подарков «друзьям» Советского Союза. Это привело к распространению разных слухов, в том числе и ложного слуха (которому многие верят до сих пор) о том, что секретарь Ленинградского городского комитета КПСС Григорий Романов позаимствовал из Эрмитажа императорский фарфоровый сервиз для свадьбы своей дочери и некоторые предметы были разбиты.
В 1985 году начался запоздалый ремонт здания Эрмитажа. Однако сокращение государственного финансирования и инфляция затормозили эти работы. Эрмитажу оказывает финансовую помощь ЮНЕСКО, поддерживают голландское правительство и спонсоры из Франции. Теперешний директор Эрмитажа подписал соглашения о сотрудничестве с несколькими ведущими зарубежными музеями, в частности с музеем Сомерсет Хаус в Лондоне и музеем Гуггенхайм в Лас-Вегасе. Теперь там периодически устраивают выставки сокровищ Эрмитажа.
Началось сотрудничество и с Венским музеем истории искусств. Готовятся договоры с другими музеями. Такое партнёрство даёт Эрмитажу дополнительный доход. Сейчас здание постепенно модернизируется. Установлена новая отопительная система, приборы контроля влажности воздуха, современная противопожарная сигнализация и ультрафиолетовые фильтры на окнах в большинстве залов. Впереди детальная инвентаризация колоссальной коллекции. В здании Главного штаба открываются новые выставочные залы музея. Теперь Эрмитаж может принимать большее число посетителей. Однако поток туристов так велик (три миллиона людей в год), что им всё равно приходится подолгу стоять в очереди у входа в здание.
Посещение Эрмитажа
Эрмитаж имеет примерно такое же расписание работы, как другие музеи Санкт-Петербурга. Но чтобы попасть внутрь, особенно летом, приходится выстаивать огромную очередь. Иногда она доходит до Александровской колонны. Если вы не хотите терять время, то запишитесь на экскурсию. Такие туры проводят различные агентства, а также собственное экскурсионное бюро Эрмитажа. Группы входят в музей не с главного входа, а со стороны Невы. Экскурсионное бюро предлагает тематические экскурсии на разных языках для групп и отдельных посетителей.
Экскурсию можно заказать заранее. При желании вы можете «потерять» группу и остаться в музее до самого закрытия. Или поступить иначе: прийти к главному входу и занять очередь за час до открытия. Возможно, в этом случае вам не придётся ждать слишком долго. Можно также заказать билет через Интернет. Тогда вы не будете стоять в очереди, а сразу же подойдёте к кассе и возьмёте его. Кроме того, в очереди на Дворцовой площади всегда можно найти «предпринимателей», которые готовы «продать» вам своё место. Такой бизнес может выглядеть несколько непорядочно, но в нём нет ничего противозаконного. Некоторые отделы музея бывают закрыты, когда хранители уходят в летние отпуска.
Однако, разумеется, маловероятно, чтобы закрылись залы Рембрандта или французских импрессионистов. В Эрмитаже меньше народу после 14 часов, когда большинство групп уже вышло. Условия для посещения музея инвалидами организован хуже, чем в Третьяковской галерее Москвы, но существует специальный вход с лифтом. Есть инвалидные коляски. Там, где нет ни лифта, ни пандуса, инвалидов заносят на лестницы музейные носильщики. Лучше всего заранее договориться с сотрудниками музея в вестибюле, чтобы кто-нибудь открыл инвалиду ворота, и сообщить, какие залы он хочет посетить. Билеты, которые продают в кассах номер 1, 2 и 3 в вестибюле Зимнего дворца, бывают двух типов.
По обычному билету вы можете посетить Зимний дворец и Эрмитаж, а комбинированный помимо этого даёт право на осмотр флигеля Главного штаба, а также Меншиковского дворца на Васильевском острове. Однако этот билет действителен в течение одного дня. Поэтому вам придётся очень торопиться, чтобы использовать его полностью. Посетители младше 17 лет, а также студенты (при предъявлении студенческого билета) проходят в музей бесплатно, но не освобождаются от платы за фотографирование и видеосъёмку. Эту плату можно внести в кассу, которая находится в комнате 99, возле входа для инвалидов.
У стойки «Информация» в центре холла вы можете бесплатно взять поэтажный план музея. В анфиладе напротив Иорданской лестницы расположились магазины. Там можно приобрести сувениры, репродукции и книги – от путеводителя в бумажном переплёте до однотомного или двухтомного каталога в твёрдом переплёте или DVD – справочника по коллекции. Есть в продаже и прекрасно иллюстрированные специальные издания по отдельным темам. По пути вы увидите Интернет-кафе, которое предоставляет бесплатный доступ на сайт Эрмитажа.
На этом сайте вы найдёте сведения об экспонатах, информацию о том, какие залы музея в настоящее время закрыты (раздел «Состояние коллекции»), а также объявления о предстоящих выставках, лекциях и других мероприятиях. Возле кассы номер 3 тоже есть объявления о выставках. У входа в парадные залы, рядом с Иорданской лестницей, можно взять напрокат аудиогид. Посетителям предлагают пять аудио-экскурсий: «Императорские апартаменты», «Общий осмотр коллекции Эрмитажа», «Фламандское и голландское искусство», «От импрессионистов к Пикассо», а также «Трофейное искусство» (или «Французская живопись XIX и XX веков»).
За аудиогиды, книги и сувениры можно расплатиться при помощи банковской карты или наличными деньгами. Банкомат находится возле касс 1 и 2, а пункт обмена валюты – напротив экскурсионного бюро. Если вы планируете посещать музей многократно, то можете вступить в общество «Друзей Эрмитажа». Заплатив взнос 100 $, вы приобретаете право посещать музей, а также Меншиковский дворец в течение целого года, а также получать 20-процентную скидку в магазинах этих музеев. За 200 $ вы можете не только посещать Эрмитаж сами, но и бесплатно проводить с собой одного человека.
Кроме того, за 200 $ вы будете получать приглашения на открытые мероприятия, которые проводит Эрмитаж. Заплатив 500 $, вы сможете посещать музей втроём и будете пользоваться различными другими привилегиями. Подробную информацию вы можете найти в Интернете, на официальном сайте музея. Туалеты есть только на первом этаже: возле кафе, гардероба, Иорданской и Советской лестниц. Если вы осматриваете музей в конце дня, то имейте в виду, что некоторые отделы закрываются за полчаса до окончания работы музея.
Осмотр коллекции Эрмитажа
Невозможно осмотреть весь Эрмитаж и даже главные «жемчужины» коллекции за один раз. Поэтому лучше не пытаться осмотреть все залы, а сконцентрироваться на том, что вас особенно интересует. Постарайтесь спланировать свою экскурсию заранее. Наибольшей популярностью у посетителей пользуются парадные залы, собрания импрессионистов, постимпрессионистов, Рембрандта и Леонардо да Винчи. Однако у каждого свои вкусы. Поэтому невозможно предложить маршрут, подходящий для всех.
Если вы планируете пробыть в Эрмитаже целый день, то имеет смысл начать осмотр со «специальных» залов, которые часто закрываются раньше остальной экспозиции, например с залов «Первобытная культура». А залы, на которых обычно фокусируется внимание экскурсионных групп, лучше осматривать после обеда, когда основной поток туристов уже схлынет. Утром там стоят толпы. Если же вы можете посвятить Эрмитажу всего несколько часов, то минимальный обзорный маршрут, который позволит вам получить беглое представление о коллекции, может выглядеть следующим образом.
Сначала посетите парадные залы на втором этаже Зимнего дворца; пройдите через Северный павильон Малого Эрмитажа; затем мимо залов итальянской, фламандской, голландской и испанской живописи на втором этаже Большого Эрмитажа, а потом поднимитесь наверх и погрузитесь в мир живописи импрессионистов. Наконец, спуститесь на первый этаж и осмотрите Двадцатиколонный зал, Колыванскую вазу и античные творения.
Имейте в виду, что некоторые залы могут быть закрыты на реставрацию или работать нерегулярно. Поэтому, если вас интересует какой-либо определённый отдел, заранее наведите о нём справки в экскурсионном бюро. Когда вы находитесь в Зимнем дворце, трудно определить, где кончается одно здание и начинается другое, а знаки-указатели только сбивают с толку. Чтобы не заблудиться, можно ориентироваться по номерам залов. Обычно табличка с номером висит над дверью с внутренней стороны. Все экспонаты снабжены подписями. К сожалению, аудио-экскурсии есть не по всем, а только по наиболее посещаемым залам.
Как ориентироваться в Эрмитаже?
В приведённом ниже списке даны номера залов постоянной экспозиции. Залы, помеченные звёздочкой, открыты нерегулярно, в зависимости от наличия обслуживающего персонала. Жирным шрифтом выделены названия наиболее интересных разделов.
Первобытная культура | Зимний дворец, первый этаж, 11-27 |
Культура и искусство народов Средней Азии | Зимний дворец, первый этаж, 55-66* |
Культура и искусство Античного мира | Малый и Большой Эрмитаж, первый этаж, 101-131 |
Искусство Голландии, Фландрии и Нидерландов XV-XVIII веков | Большой Эрмитаж, второй этаж, 245-254, 258, 261-262 |
Культура и искусство Древнего Египта | Зимний дворец, первый этаж, 100 |
Искусство Англии XVII-XIX веков | Зимний дворец, второй этаж, 298-300 |
Ювелирные изделия Фаберже | Зимний дворец, второй этаж, 307 |
Искусство Франции XV-XVIII веков | Зимний дворец, второй этаж 143-146 |
Искусство Франции XIX-ХХ веков (трофейное искусство) | Зимний дворец, второй этаж, 143-146 |
Искусство Германии XV-XVIII веков | Зимний дворец, второй этаж, 263-268* |
Искусство Италии XIII-XVI веков | Большой Эрмитаж, второй этаж, 207-230 |
Искусство Италии XVI-XVIII веков | Большой Эрмитаж, второй этаж, 231-238 |
Современное западноевропейское искусство | Большой Эрмитаж, третий этаж, 314-350 |
Нумизматическая коллекция | Большой Эрмитаж, третий этаж, 398-400* |
Культура и искусство зарубежного Востока | Большой Эрмитаж, третий этаж, 351-397 |
Русская культура | Зимний дворец, второй этаж, 151-173 |
Дворцовые интерьеры | Зимний дворец, второй этаж, 175-187 |
Искусство Испании XVI-XVIII веков | Большой Эрмитаж, второй этаж, 239, 240 |
Парадные залы | Зимний дворец, 155, 156, 188-198, 204, 271,282, 289, 304-307 |
Галереи драгоценностей | Зимний дворец, первый этаж, 42, Большой Эрмитаж, первый этаж, вход через зал 121 |
Первобытная культура
Археологическая коллекция Эрмитажа (номера залов 11-27, 55-66) незаслуженно относится к малопосещаемым разделам музея. Чтобы попасть в эти залы, вам придётся пройти по первому этажу в западное крыло Зимнего дворца. Но, проделав этот путь, вы не пожалеете. Здесь собраны древнейшие произведения искусства. Наиболее удивительные из них созданы сибирскими кочевыми племенами в V-IV веках до нашей эры, которые хоронили своих покойников в глубоких могилах со всем имуществом, необходимым для загробной жизни. С 1929 по 1949 год археологи нашли пять Пазырыкских курганов на Алтае.
В огромной погребальной камере был найден саркофаг с останками вождя, похоронной колесницей и скелетом лошади. Там же находился войлочный ковёр. Этот ковёр был разложен на опорах так, что образовывал шатёр (зал номер 26). Кроме того, археологи обнаружили голову человека и часть руки с татуировкой, вышитые сёдла и оленьи рога, которые закреплялись на головах у лошадей для похоронного обряда, а также жаровню и тент (зал номер 22). Все это сохранилось до наших дней в вечной мерзлоте.
Не менее примечательны различные скифские изделия, представленные в залах 16-20, в том числе оружие и предметы быта, украшенные стилизованными изображениями медведей, лосей, лошадей, львов и птиц. Позолоченные изделия, помещённые здесь, – это копии. Оригиналы теперь находятся в Галерее драгоценностей № 1. Наконец, если будет открыт двенадцатый зал, не упустите возможность посмотреть на огромную гранитную глыбу, покрытую зооморфными петроглифами.
Этот валун был найден на берегу Онежского озера, и изображения на нём датируются вторым-третьим тысячелетием до нашей эры. Первая галерея сокровищ находится дальше по коридору, а в залах 55-66 представлена постоянно меняющаяся экспозиция предметов искусства из Средней Азии, Золотой Орды и древнего государства Урарту, которое располагалось в горах в восточной части нынешней Турции. Обязательно посмотрите на бронзовый котёл (вес – 2 тонны) грозного полководца Тимура.
Галереи драгоценностей
В так называемых Золотых кладовых размещаются самые ценные сокровища. Эти отделы музея находятся под строгой охраной, и попасть туда можно только в составе экскурсионной группы. Постарайтесь забронировать себе билет как можно раньше в кассе № 1 или № 2 в холле Зимнего дворца, иначе вы можете не попасть. Имейте в виду, что существует две галереи драгоценностей, и у каждой из них собственный график работы. В этих галереях фотографировать запрещено. При входе посетители проходят специальный контроль.
Галерея драгоценностей № 1 размещается в зале номер 42 на первом этаже Зимнего дворца. В ней представлены золотые изделия скифов и сарматов Северного Кавказа и побережья Чёрного моря, а также греческих колонистов черноморского побережья, которые вели торговлю с местным населением. Для скифского искусства характерен так называемый анималистический стиль. А изделия сарматских племён, населявших северное побережье Каспийского моря, украшены гранатами, бирюзой, жемчугом и аметистовыми камеями с изображениями греческих богинь. Особенно красивы сарматские диадемы. Греки Причерноморья также производили предметы в этом стиле для продажи скифам.
К греческим творениям такого рода относится кубок из сплава золота и серебра, найденный в кургане в окрестностях Керчи. В Западной Сибири тоже находили украшения из этого сплава, в частности пряжки для пояса с изображением охоты на кабана и дракона возле Дерева жизни. Здесь же представлены и древние персидские серебряные изделия Сасанидов, в частности три чаши для вина. На одной из них изображён царь Шапур II во время охоты на львов, на другой – богиня в объятиях орла, а на третьей – эпизод из поэмы Фирдоуси «Шахнаме».
Кроме того, в коллекции имеются монгольские кувшины и блюда, инкрустированные жемчугом, бриллиантами, рубинами и изумрудами. Эти сокровища были изготовлены для султана Шах-Джахана (похороненного в Тадж-Махале), а затем похищены во время набега Надир-Шаха на Дели в 1739 году и посланы в дар императрице Елизавете. Однако к тому времени, как подарки были доставлены в Россию, императрицей уже была Екатерина II (Великая). Во второй галерее (вход через зал номер 121) в Старом Эрмитаже представлены драгоценные камни и европейские ювелирные изделия XVI-XIX веков, собранные Петром Первым и его преемниками, а также скифские золотые украшения.
Культура и искусство античного мира
Даже если вы не очень интересуетесь античностью, советуем вам посетить залы 100-131 на первом этаже Нового Эрмитажа. Здесь обычно не бывает много посетителей. Залы выдержаны в античном стиле. Их интерьер гармонирует с выставленными экспонатами. Один из лучших примеров – Двадцатиколонный зал. Открытая после многих лет ассирийская и месопотамская коллекция (зал номер 89) была приобретена Эрмитажем в период с 1860 по 1914 год. Каменные горельефы из дворцов Саргона II и Ашшурнасирпала II и огромная покрытая надписями плита с главной площади Пальмиры (пальмирское письмо) соседствуют с восхитительными шумерскими печатями-талисманами, на которых выгравированы сцены из эпоса «Гильгамеш».
Но наибольшей популярностью у посетителей пользуется Египетский зал (номер 100), где представлены главным образом экспонаты из гробниц четырёх придворных периода Среднего царства. Раскрашенные саркофаги и мумии занимают середину зала. Здесь же выставлены амулеты с изображениями скарабеев, которые должны были обеспечить беспрепятственное прохождение умерших в загробную жизнь, а также тексты из Книги мёртвых, описывающие суд Осириса.
Культура и искусство Древней Греции и Древнего Рима
Более обширный раздел классической античности (Греции и Рима) начинается с римских барельефов, размещённых в коридоре (зал номер 102). От зала номер 106 в Большом Эрмитаже вы можете пойти направо или налево. Однако чтобы осмотреть всю экспозицию этого отдела, вам придётся иногда проходить через залы, в которых вы уже были. Направившись налево, в зал номер 128, вы окажетесь перед колоссальной Колыванской вазой. Этот сосуд из алтайской яшмы достигает более 5 метров в высоту и 3 метров в ширину и весит 19 тонн.
Для перевозки вазы до Барнаула потребовалось 154 лошади. Затем её везли по замёрзшим рекам в Санкт-Петербург, где хранили в специальном укрытии до тех пор, пока вокруг не были возведены стены Нового Эрмитажа. В зале номер 129 вы увидите золотой погребальный венок, украшенный сердоликом, и несколько замечательных бронзовых скульптур мышей, грызущих орехи. Следующая дверь – это вход в Двадцатиколонный зал (130), расписанный греческо-египетскими мотивами и наполненный апулианскими амфорами, кампанианскими вазами и этрусскими бронзовыми статуэтками III-IV веков до нашей эры.
В зале 131 стоят бюсты императоров Тита и Веспасиана. Выход из него расположен возле Советской лестницы, отделанной оранжевым и розовым мрамором и украшенной винно-красными колоннами. На следующем этаже помещаются залы европейского искусства. Можно выбрать другой путь: пойти из зала 106 направо, в отделанный зелёным мрамором Зал Юпитера (107), где выставлены античные скульптуры. Самые примечательные из них – «Раздевание Венеры», огромный Юпитер и Муза трагедии с булавой в руках.
В зале 109 стоит знаменитая «Венера Таврическая», приобретённая Петром Великим у папы Климента XI. Из зала 110, бросив взгляд на скульптуры мускулистых атлантов, которыми украшен фасад здания на Миллионной улице, вы можете подняться на второй этаж по Парадной лестнице. Она имеет три пролёта, отделана по бокам рыжевато-коричневым мрамором и украшена серыми колоннами. На первом этаже вы можете посетить залы 111-114, в которых размещены великолепные аттические вазы, украшенные чёрно-красным фигурным рисунком, а также некоторые довольно грубые римские копии греческих скульптур.
Обязательно осмотрите замечательную коллекцию античных камей и гемм из собрания Екатерины Великой (зал 121). Камея Гонзага – одна из самых крупных в мире. На трёхслойном агате изображены профили царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои. Эта камея была изготовлена в Александрии в III веке до нашей эры. Другой замечательный образец александрийского мастерства – это голова Зевса.
Парадные залы
Императорские залы, расположенные на втором этаже Зимнего дворца, – свидетели важнейших исторических событий в жизни России. Поэтому, если вы всё ещё не слишком устали и полны энергии, обязательно их осмотрите. Эти помещения украшают великолепный мрамор, золотые листья и канделябры. Паркет, фрески и литые украшения свидетельствуют о пышности и богатстве императорского двора. Здесь проходили большие балы и благодарственные молебны, здесь императоры жаловали сановникам должности и объявляли другим государствам войны. В Малой столовой революционеры арестовали Временное правительство.
Самый короткий путь в парадные покои из холла Эрмитажа ведёт по Иорданской лестнице. Поднимаясь по ней, вы увидите кариатид, атлантов и фреску Гаспаре Дициани, изображающую богов на Олимпе. Стены и балюстрады со свисающими украшениями напоминают пышный стиль архитектора Бартоломео Растрелли, который создал похожие лестницы для императорских летних дворцов в Петергофе и Царском Селе.
Однако то, что вы видите здесь, это произведение архитектора Василия Стасова, который реставрировал дворец после страшного пожара 1837 года. Стасов несколько изменил убранство помещений, убрав некоторые излишества. Поднявшись по Иорданской лестнице, вы можете совершить две различные экскурсии. Одна из них ведёт в Александровский зал, а другая – в Малахитовый. Опишем первый маршрут.
В Александровский зал
Этот ряд залов в восточном корпусе Зимнего дворца известен под названием Большая анфилада. Пройдя через дверь слева от лестницы, вы попадаете в Фельдмаршальский зал (193). До революции там висели портреты российских военачальников. Некоторые из этих картин теперь возвращены на прежнее место. Возможно, будут вывешены и остальные. Первоначальная отделка зала была выполнена архитектором Монферраном.
Поспешность, с которой производились работы, и применение Монферраном деревянных конструкций были важнейшими причинами пожара, бушевавшего 17-19 декабря 1837 года. Современное убранство Фельдмаршальского зала в стиле классицизма создано В.П. Стасовым. Это жемчужно-белое помещение украшают огромные вазы и скульптуры, а также массивная бронзовая люстра. В углу поставлен коронационный экипаж, заказанный Петром Великим во время его пребывания в Париже.
Петровский, или Малый тронный зал (194), носит чисто мемориальное название – Пётр Великий умер задолго до того, как Монферран создал убранство помещения. После пожара интерьер восстановлен В.П. Стасовым. Этот зал разительно отличается от других. На панно, обтянутых бархатом, укреплены бронзовые позолоченные орлы, а на возвышении стоит серебряный трон, созданный в 1731 году мастером Н. Клаузеном. На фотографии показано, какие разрушения нанёс залу фашистский снаряд. В таком же классическом стиле отделан Стасовым и Гербовый зал (195). У дверей стоят скульптурные группы витязей со стягами.
К стягам прикреплены значки с гербами русских губерний, отчего зал и получил название «Гербового». Внимание привлекают золоченые колонны и гигантские подставки для ламп. В зале стоит отреставрированный императорский экипаж конца XVIII века, с которого Фаберже изготовил крошечную копию. Копия имеет всего 6 сантиметров в длину и помещается внутри футляра-яйца. Военная галерея 1812 года (зал 197) является своеобразным памятником героическому прошлому русского народа.
Военная галерея располагает 332 портретами генералов, участников Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814 годов. Спроектирована К. Росси. Картины написаны известным английским художником Дж. Доу при участии русских живописцев A.B. Полякова и В.А. Голике. Большинство портретов исполнено с натуры. А тех, кого к тому времени уже не было в живых, – с написанных ранее портретов. Однако портретов 13 героев не нашли. Отведённые для них места были затянуты зелёным шёлком. Парадные портреты Александра I и его союзника Фридриха-Вильгельма III в натуральную величину помещаются в северном конце зала.
К Военной галерее 1812 года примыкает Большой тронный зал дворца – Георгиевский (198). Это помещение площадью 800 квадратных метров было создано архитектором Дж. Кваренги и отделано красивым каррарским мрамором. Зал был открыт в день Святого Георгия в 1795 году и стал центром торжественных событий. Здесь Александр I поклялся, что не закончит войну до тех пор, пока Наполеон не будет изгнан из России, а Николай II в начале Первой мировой войны тоже дал обет разгромить Германию. Единственная мебель в зале – это императорский трон. Паркет набран из 16 пород дерева.
Через зал 270 можно пройти в Большую церковь (271). Позолоченный интерьер, созданный Ф.Б. Растрелли в стиле барокко, сильно пострадал от пожара 1837 года. Церковь вовсе не столь велика, как можно заключить из её названия, но имеет такие пропорции, что потолок кажется парящим в небесах. Пройдите назад через залы 270 и 280 и поверните направо – через зал 281, чтобы оказаться наконец в роскошном Александровском зале (282), созданном Александром Брюлловым в 1839 году.
Стены украшены небесно-голубым лепным фризом: увеличенные воспроизведения медальонов скульптора Ф. Толстого чередуются с крылатыми женскими фигурами. На медальонах аллегорически изображены события Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814 годов. Обратите внимание на рисунок паркета. Это помещение используют для временных выставок. Оно прерывает ряд залов, посвящённых французскому искусству. Чтобы осмотреть остальные парадные покои, пройдите по Иорданской лестнице.
До Малахитовой гостиной и далее
Корпус Зимнего дворца, выходящий на Неву, включает некоторые из наиболее знаменитых залов. Они преимущественно связаны с Николаем II и Временным правительством. Прямо перед Иорданской лестницей находится Аванзал (192). В мае 1958 года в нём установили «Малахитовый храм» – ротонду, декоративное сооружение из уральских самоцветов, поднесённое Николаю I владельцами Уральских горнорудных заводов Демидовыми в 1836 году. Аванзал использовали как буфет для шампанского, когда в соседнем Николаевском зале (191) происходили балы.
Николаевский зал (в зале находится портрет Николая I, помещённый в 1856 году) может вмещать 5 тысяч человек. В настоящее время его, а также два соседних помещения используют для проведения престижных временных выставок. Можно пройти в обход через коридор (залы 151 и 153). Это Царская галерея. Там находятся портреты российских самодержцев. Наибольший интерес представляют два портрета Екатерины Великой, написанные с интервалом в 14 лет, а также портреты её несчастного сына Павла (художник «исправил» вздёрнутый нос монарха) и Николая II.
Последний русский царь изображён в смиренной позе, которая вполне согласуется с его мученической кончиной и последующей канонизацией в качестве православного святого. Из расположенного рядом Концертного зала (190) открывается прекрасный вид через Неву на Ростральные колонны. У дальней стены стоит серебряная рака святого Александра Невского, многоярусная пирамида напоминает архитектурное сооружение. Памятная рака Александра Невского является уникальным памятником русского барокко елизаветинского времени.
Малахитовая гостиная (189), расположенная возле Концертного зала, была создана А.К. Брюлловым в 1839 году для жены императора Николая I Александры Фёдоровны. На изготовление колонн, камина, столов и безделушек, украшающих эту комнату, пошло более двух тонн ярко-зелёного уральского малахита. Временное правительство Керенского собиралось здесь с июля по октябрь 1917 года, вплоть до того, как было арестовано большевиками. Соседний зал – Малая столовая (188), украшена шпалерами.
Три тканые картины изображают Африку, Азию и Америку в виде символических фигур в фантастических одеяниях. Здесь арестовали и заставили подписать протокол о самороспуске Временное правительство (глава правительства, А.Ф. Керенский, успел бежать). Каминные часы были остановлены в этот момент – 2.10 ночи. Отсюда вы попадаете в Арапский зал (155). Название интерьера свидетельствует о том, что у дверей зала стояли в царские времена дворцовые слуги-арапы (эфиопы).
Позади находится Ротонда (зал 156), очень высокая круглая комната, окружённая балконом. В центре стоит модель триумфальной колонны, которую венчает статуя Петра I. Царь планировал поставить её перед дворцом, однако этот дворец не был построен. Из Ротонды вы можете продолжать осмотр, двигаясь в южном направлении в отдел русского искусства и культуры, или пойти назад через Малахитовый зал, чтобы посетить экспозицию русских дворцовых интерьеров.
Русские дворцовые интерьеры
Открытая в 1980-е годы временная выставка «Интерьеры российских дворцов XIX века» оказалась настолько популярной, что работает до сих пор. Экспозиция состоит из ряда залов (175-187), обставленных мебелью и предметами декоративно-прикладного искусства таким образом, чтобы воспроизвести стиль каждого десятилетия, с начала XIX века до Октябрьской революции. Имейте в виду, что эта экспозиция с 12.30 до 13.30 закрыта на обед.
Из Музыкального зала, оформленного в имперском стиле и украшенного изысканными музыкальными инструментами, вы попадаете в Восточную курительную комнату конца XIX века, Готическую библиотеку Николая II и в Детскую в стиле модерн с роскошной мебелью, которой пользовались дети Николая и Александры. Большая часть мебели была сделана по проектам архитекторов, которые в это время работали над убранством здания. В Готическом кабинете даже корзина для мусора является составной частью композиции интерьера.
Русское искусство и культура
Отдел Русского искусства и культуры начинается Галереей русских царей и примыкающим к ней залом 152, в котором выставлена копия известного портрета Петра Великого в молодые годы. Экспозиция продолжается в зале 157 (вход через Ротонду). К этому отделу относятся помещения по обеим сторонам Тёмного коридора (открыты не все). Здесь представлены разнообразные экспонаты петровской эпохи, в том числе солнечные часы, стоматологические инструменты, гравюры, изображающие рост Санкт-Петербурга в первые годы строительства. Вы увидите там бюсты Петра I и Меншикова.
Интересно посмотреть на предметы, которые царь Пётр изготовил собственноручно в токарной мастерской. Среди них – потрясающая многоярусная люстра из слоновой кости. В 1880 году Александр II едва избежал смерти, когда под залом 161 взорвалась бомба. От этого взрыва погибли 11 солдат. В залах 168-173 выставлены произведения искусства, которые Пётр купил во время поездок по Европе, а также более поздние образцы декоративно-прикладного искусства времён царствования Екатерины Великой.
Обратите внимание на кресло с ручками в виде ящериц, которое создал любимый архитектор Екатерины Чарльз Камерон (зал 171). Трон императора и Великого магистра Мальтийского ордена Павла I стоит в зале 172. Далее, в зале 173, вы увидите вазы из слоновой кости с удивительно тонкой резьбой и уникальные изделия из стали работы тульских мастеров: набор для туалетного столика и письменный прибор. Вы можете продолжить осмотр, направившись в Белый зал и Золотую гостиную, или вернуться в Фельдмаршальский зал, а затем пойти в отдел западноевропейского искусства в Большом Эрмитаже.
Белый зал и Золотая гостиная
В юго-западной части Зимнего дворца расположено ещё несколько апартаментов, которые были заново отделаны после пожара 1837 года для свадьбы Александра II и Марии Гессен-Дармштадтской. Единственное помещение, восстановленное в первоначальном виде, – это Белый зал (номер 289), созданный А. Брюлловым. Светлый, воздушный дизайн зала контрастирует с отделкой окружающих апартаментов. Сейчас здесь размещается мебель искусной работы, а также восемь больших пейзажей и множество небольших работ Юбера Робера. Этот французский художник снискал славу в России, однако малоизвестен в Западной Европе.
Отсюда вы можете пройти в Золотую гостиную (304), заново отделанную А. Брюлловым в 50-е годы XIX века. Интерьер этого помещения как бы повторяет палаты Московского Кремля. Стены покрыты росписью, потолок сводчатый, повсюду позолота. В шестиугольных витринах выставлены французские и итальянские камеи. Следующий зал – Государственный угловой кабинет (305). В нём выставлен севрский фарфор и отдельные предметы из сервиза «Зелёная лягушка» Дж. Веджвуда.
Этот сервиз был изготовлен по заказу Екатерины Великой для её петербургского Чесменского дворца. По воле императрицы ручки были выполнены в виде лягушек. Далее расположен Будуар (306), отделанный в 1853 году архитектором Г.А. Боссе. Он выполнен в духе так называемого «второго рококо». Это личная комната жены Александра II Марии Александровны. Стены будуара разделены на широкие и узкие панно, обтянутые гранатовым с малиновым оттенком брокателем.
В убранство включено семь зеркал различного размера. Череда императорских покоев завершается нарядным залом 307, в котором выставлены ювелирные изделия Фаберже из собрания Эрмитажа и других музеев Санкт-Петербурга и Императорских дворцов. Среди рядов диадем, браслетов и портсигаров обратите внимание на тончайшей работы василёк и маргаритку, вырезанные из горного хрусталя.
Французская живопись XIX-ХХ веков
В 1993 году Эрмитаж стал первым музеем России, который официально признал, что имеет образцы так называемого «трофейного искусства», то есть произведения, вывезенные из Германии в конце Второй мировой войны. Некоторые из этих сокровищ были ранее похищены фашистами в других странах Европы.
И общественное мнение, и российские законодатели придерживаются того мнения, что такие произведения искусства нельзя возвращать до тех пор, пока не будут удовлетворены требования России о возврате художественных ценностей, похищенных из Советского Союза фашистами. Поэтому выставка «трофейного искусства», размещённая в залах 143-146, по-видимому, сохранится в Эрмитаже на долгие годы (выставка работает до 16 часов по воскресеньям и до 17 часов в остальные дни). К сожалению, на сайте Эрмитажа до сих нор нет информации об этих произведениях.
В экспозиции представлены полотна Ренуара – от «Женщины, расчёсывающей волосы» до наполненных светом пейзажей, четыре произведения Ван Гога, работа Моне «Сад в Бордигере», картины Гогена, в том числе «Женщина, держащая плод», шесть полотен Сезанна, в том числе изображение горы Сент-Виктуар и «Купальщики», картина Дега «Площадь Согласия» и портрет мадмуазель Изабель Лемонье кисти Мане. Картина Домье, на которой изображена прачка во время работы и ребёнок, – это редкое исключение из ряда полотен, в которых преобладает солнечное настроение.
Искусство Италии XIII-XVIII веков
Пройдите через ряд небольших залов (207-238) Большого Эрмитажа. Там богато представлено итальянское искусство: работы Леонардо да Винчи, Боттичелли, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других мастеров. Шедевров начала эпохи Возрождения в Эрмитаже немного. Чтобы пройти в залы итальянского искусства кратчайшим путём, поднимитесь по Советской лестнице (из отдела культуры и искусства античного мира на первом этаже).
Или же, если вы идёте из Фельдмаршальского зала (193), пойдите по коридору (200 и 201), по переходу, через Северный павильон Малого Эрмитажа (204). Убранство павильона было создано Штакеншнейдером в 1856 году. В ослепительно-прекрасном декоре сочетаются элементы классической, восточной и ренессансной архитектуры. В центре зала стоят золотые часы «Павлин», принадлежавшие фавориту Екатерины Великой князю Потёмкину. Это чудо изготовил английский ювелир Джеймс Кокс. Золотая птица распускает хвост и «курлыкает» каждый час.
От Симоне Мартини до Леонардо да Винчи
В зале 207 помещается грациозная яркая «Мадонна» художника XIII века из Сиены Симоне Мартини. Маленькая многоугольная комната ведёт в зал 209, где находится картина Липпи фра Филиппо «Видение блаженного Августина», а также работы Фра Ангелико. Его фрески – самые крупные художественные произведения в зале. Следующее помещение наполнено терракотовыми скульптурами Делла Роббиа и роскошными барельефами Росселлино.
В зале 213 находятся две маленькие картины Боттичелли и два холста кисти Пьетро Перуджино. Этот умбрийский живописец принимал участие в работе над фресками Сикстинской капеллы и больше известен как учитель Рафаэля. Там же висят некоторые работы Филиппино Липпи. Высокий потолок с кессонами и орнаментальный декор зала 214 служат изысканным фоном для двух полотен Леонардо да Винчи. Это единственные работы великого итальянского живописца в России.
На более ранней из них изображена Мария, которая держит на коленях Иисуса. Картина носит название «Мадонна Бенуа» – по фамилии семьи, продавшей это полотно Николаю II в 1914 году. Другая картина – «Мадонна Литта». Это более искусная картина, выполненная мастером в зрелые годы. Она изображает Богоматерь, кормящую Иисуса грудью. Следующий зал посвящён непосредственным преемникам Леонардо. Портрет женщины, известный под названием «Флора», принадлежит кисти Франческо Мельци, самого верного ученика Леонардо, на руках у которого он умер.
Лоджии Рафаэля
Пройдя через зал 216, в котором представлено несколько работ маньеристов, вы попадёте в Лоджии Рафаэля (226 и 227). Эта длинная величественная галерея освещена большими окнами, из которых открывается вид на Зимнюю канавку и Эрмитажный театр. Галерея была создана по заказу императрицы Екатерины Великой с 1783 по 1792 год архитектором Кваренги и представляет собой копию знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце.
Все поверхности, стены и своды потолка покрыты копиями фресок Рафаэля, выполненными на холсте. Эти копии были нарисованы группой художников под руководством X. Унтербергера. Герб Ватикана заменён российским двуглавым орлом. Когда вы входите в галерею, то справа от вас оказывается зал 229, основным экспонатом которого является «Мадонна Конестабиле» Рафаэля, написанная великим живописцем в 17 лет.
На несколько более позднем полотне «Святое семейство» изображены Иосиф и Мадонна с младенцем. В зале 237 выставлено множество полотен Тинторетто, Веронезе и других знаменитых художников эпохи Ренессанса. А справа, в зале 230, вы увидите фрески мастеров школы Рафаэля и скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». На статуе видны следы от резца скульптора. Знаменитая картина Караваджо «Лютнистка» находится в зале 232.
Чтобы осмотреть остальную часть итальянской коллекции, вам нужно будет пройти назад, в зал 216. По пути вы можете немного отклониться в сторону: поверните направо – в зал 237, а затем пройдите в Галерею античной живописи (241), в которой, несмотря на название, выставлены европейские скульптуры XVIII века, в том числе «Три Грации» и «Кающаяся Магдалина» работы Антонио Канова.
В расположенном далее Рыцарском зале (243) выставлено множество богато украшенного европейского оружия и доспехов XV-XVII веков из императорского арсенала. Четыре скульптуры кавалерийских лошадей выполнены Клодтом, создателем коней Аничкова моста. В соседнем Двадцатиколонном зале (244) размещаются временные экспозиции художественных изделий, икон и акварелей.
Веронезе, Тициан и Джорджоне
Вернувшись в зал 216, поверните налево по коридору к залу 222, где находятся картины Веронезе, в том числе автопортрет и знаменитое «Оплакивание». Отсюда можно пройти в Венецианскую галерею, где в зале 221, висят полотна Тициана. Наиболее известное из них – «Даная» (один из пяти вариантов, написанных Тицианом на этот сюжет): обнажённая женщина возлежит на кровати, а Зевс появляется в виде дождя золотых монет.
Внимания, безусловно, заслуживают и другие полотна мастера – «Святой Себастьян» и «Кающаяся Мария Магдалина». Эти картины были написаны в последние годы его творчества. В зале 218 находятся костяные изделия – фрагменты резного моржового бивня, которые использовались для отделки алтаря в XVI столетии. Выставленная в зале 217 «Юдифь» Джорджоне – одна из немногих картин в мире, которая бесспорно принадлежит кисти этого живописца.
Искусство Испании XV-XVIII веков
Эрмитаж располагает самой большой коллекцией работ испанских живописцев за пределами Испании. Из ранних произведений в зале 240 представлено роскошное готическое «Погребение Христа» неизвестного автора, а также картина, на которой изображены святые Пётр и Павел кисти Эль Греко. По преданию, именно святой Павел обратил в христианство жителей острова Крит, родину живописца. В зале 239 представлены работы периода расцвета испанского искусства XVII века. Здесь имеются как большие полотна на религиозные темы, написанные для церквей и монастырей, так и более личные произведения.
Из монументальных композиций можно назвать «Святой Иероним» кисти Риберы и запрестольный образ святого Лаврентия, написанный для монастыря Святого Иосифа в Севилье. На картине изображена решётка, на которой погиб святой. «Непорочное зачатие» Мурильо отличается от традиционной иконописной трактовки этого сюжета. «Поклонение пастухов» висит рядом с толстощёким «Мальчиком с собакой». Обе эти картины одинаково типичны для сентиментального стиля, который был присущ этому живописцу. Сюжеты на религиозные темы пользовались особенным уважением, но Веласкес охотно рисовал и сцены из народной жизни.
Предполагают, что в правой части картины «Завтрак» художник изобразил самого себя. Веласкесу в то время было всего 18 лет. В более зрелые годы этот живописец писал преимущественно портреты испанской королевской семьи. Вы здесь видите портрет графа Оливареса, который был другом художника. Особенно хорош портрет актрисы Антонии Царате. Она умерла от чахотки вскоре после того, как Веласкес завершил эту картину. На полотне художник изобразил женщину, находящуюся в состоянии страха.
Искусство Голландии, Фландрии и Нидерландов XV-XVIII веков
Знаменитая коллекция голландского, фламандского и нидерландского искусства включает одно из самых крупных собраний Рембрандта за пределами Нидерландов, а также великолепные собрания Рубенса и Ван Дейка. Многие из этих полотен некогда принадлежали лорду Уолполу из Норфолка и были приобретены Екатериной Великой в 1779 году. Если вы идёте из зала итальянского искусства, то можете начать осмотр голландской и фламандской живописи с полотен Рембрандта, которые висят в зале 254. Эта часть экспозиции Эрмитажа чрезвычайно популярна, и там всегда многолюдно.
Рембрандт
В зале 254 висит около 20 полотен великого живописца. Там представлены одни из лучших картин раннего периода его творчества – 30-х годов XVII века, в том числе такие светлые, оптимистические произведения как «Флора» и портрет его жены Саскии, выполненный вскоре после их свадьбы. «Жертвоприношение Исаака» написано в тот же период. Действие картины «Снятие с креста» происходит ночью. Это даёт возможность художнику использовать свет, который фокусирует внимание зрителей на теле Спасителя и на Богородице, которая преждевременно состарилась от горя.
Рембрандтовская «Даная» в 1985 году была сильно повреждена психически больным посетителем. Однако теперь, после нескольких лет реставрации, выставлена вновь. Рядом с ней устроена специальная выставка, посвящённая истории этой трагедии и технологии реставрации повреждённых полотен. Это была одна из самых любимых картин самого Рембрандта. Художник расстался с «Данаей» только в 1656 году, когда был вынужден объявить себя банкротом.
Банкротство было не единственным несчастьем, постигшим Рембрандта в конце жизни. Его жена Саския умерла в 1642 году, вскоре после рождения четвёртого ребёнка. В 1645 году художник снова женился и в том же году написал картину «Святое семейство». Святые изображены сидящими в лавочке голландского плотника. Небесная награда для грешников, которые раскаялись, – тема картины «Возвращение блудного сына». Это полотно, в котором преобладают золотой и красный цвета, – одно из последних творений Рембрандта.
До Шатрового зала и далее
Обширный Шатровый зал (249) назван так из-за необычного потолка с кессонами, покрытого росписью в пастельных тонах. Зал наполнен жанровыми сценами голландских живописцев XVII века: Франса Халса, Яна Стена, Саломона Рейсдала и других. Следующий зал (248) тоже имеет красивый декор. Колонны из искусственного мрамора поддерживают потолок, украшенный великолепной росписью. Восьмиугольная люстра напоминает миниатюрные органные трубы. Среди множества картин есть несколько небольших холстов Яна Брейгеля, сына великого Питера Брейгеля Старшего. Ян Брейгель любил рисовать пейзажи и жанровые сцены.
Рубенс и Ван Дейк
Полотна Рубенса, написанные в период расцвета его творчества (1610-1620 годы), наполняют зал 247. Там находится «Снятие с креста», знаменитый запрестольный образ, написанный для монастыря капуцинов в Лире близ Антверпена. В рембрандтовской версии этого сюжета главенствовала реальность человеческих страданий и использование света, а Рубенс подчёркивает контраст между одеждами людей и мертвенно-бледным телом Спасителя. «Бахус» был написан в последний год жизни художника. Мастер отказался от традиционного образа молодого Бахуса, участника пирушек, и изобразил этого древнеримского бога в виде весёлого ленивого толстяка, покрытого складками жира.
Когда у Рубенса было много заказов, он поручал часть работы ученикам, в частности Ван Дейку. Этот молодой художник внёс в картину «Пир у Симона Фарисея» совершенно светскую трактовку библейской темы. Позже Ван Дейк стал придворным живописцем английского короля Карла I и был произведён им в рыцари. При английском дворе Ван Дейк написал несколько портретов, которые считаются лучшими: портрет Томаса Уортона, короля Карла I и королевы Генриетты Марии. Все эти полотна находятся в зале 246. Там же и более ранние работы, в том числе замечательный автопортрет художника.
Если вы пройдёте через зал 248, то окажетесь в коридоре (258), где увидите фламандские пейзажи и зимние сцены. От этого коридора отходят две анфилады, возвышающиеся над Висячим садом: Петровская галерея (255-257) и Романовская галерея (261-263). В Петровской галерее выставлены голландские полотна XVII века, а в Романовской – образцы средневековой и ранней фламандской живописи. Посмотрите на картину «Святой Лука, рисующий Мадонну» кисти Рогира ван дер Вейдена.
Две половины этого произведения были приобретены Эрмитажем по отдельности. И лишь потом специалисты поняли, что это части одной композиции. Другие жемчужины коллекции – диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с младенцем», «Исцеление слепца» кисти Лукаса ван Лейдена, а также великолепный групповой портрет корпорации амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса.
В конце Петровской галереи находится небольшой кабинет Кваренги (205). Маленький кабинет и поныне носит имя создавшего его в 1806 году архитектора. А.И. Штакеншнейдер во время полной перестройки павильона в 1850-1858 годах внёс в дизайн кабинета значительные изменения. Строгая и ясная гармония кабинета уступила место более нарядным приёмам декорировки. Это единственное помещение Зимнего дворца, в котором сохранилось подлинное первоначальное убранство XVIII века. Стены зала ярко-красные, потолки белые с золотом, а колонны выполнены из жёлтого искусственного мрамора.
Искусство Германии XV-XVIII веков
В залы, где находится коллекция немецкого искусства XV-XVIII веков (залы 263-268), удобно пройти через залы Голландии, Фландрии и Нидерландов по коридору (258). К сожалению, летом эта часть экспозиции бывает закрыта, но вы можете осмотреть её в другое время. Там вы увидите полотна таких известных мастеров как Лукас Кранах Старший (портрет женщины и первая картина из его серии «Венера и Купидон», датируемая 1509 годом) и А. Холбейн («Портрет молодого мужчины», на котором запечатлён брат художника Ханс, проживший всего 23 года).
Искусство Франции XV-XVIII веков
Во времена Екатерины Великой в России очень увлекались всем французским. Поэтому в Эрмитаже была собрана большая коллекция искусства Франции, особенно живописи XVII-XVIII веков. Некоторые художники приезжали из этой страны в Россию по приглашению царей и оставались на всю жизнь. Такова была, в частности, судьба Луи Каравака. Искусство такого рода сейчас не в моде и для многих утратило привлекательность.
Но всё же оно представляет исторический интерес, так как даёт представление о нравах французской и российской аристократии. Эти залы (272-281 и 283-288) – одни из самых мало посещаемых в Эрмитаже. В зале 272 представлены французские изделия из металла XV и XVI веков и голубые лиможские эмали. Ранняя французская живопись (XV и XVI веков) находится в зале 274, а более поздняя – в следующих помещениях. Может быть, пройдя по этим залам, вы несколько устанете от херувимов. Что ж, тогда вам будет приятно увидеть, как римские солдаты расправляются с ними на картине Бурдона «Избиение младенцев».
От Пуссена до Греза
Эрмитаж славится своей коллекцией картин Никола Пуссена, основателя французского классицизма. Его художественная философия, которая складывалась под влиянием «классических» эпох, античности и Ренессанса. Несколько капель крови на картине Пуссена «Битва израильтян с амалекитянами» – чисто символические. В зале 279 висит самая известная из работ этого художника – красочный «Пейзаж с Полифемом». Символизм картины вполне отражает рационалистическую художественную философию автора.
Ещё один великий французский живописец той эпохи – Клод Лоррен (настоящее имя – Клод Желле) – в начале своей карьеры был поваром-кондитером у одного итальянского живописца. В зале 280 представлены его спокойные пасторальные сцены Золотого века. В манере Лоррена пользоваться светом, например в цикле из четырёх картин «Полдень», «Вечер», «Утро» и «Ночь», чувствуется сильное влияние английских живописцев. Первостепенная задача искусства в век «короля-солнце» заключалась в прославлении абсолютной монархии.
Пройдя через Александровский зал, вы вскоре окажетесь в зале 284, где представлены работы Антуана Ватто, в частности «Затруднительное предложение». Этот художник наиболее известен полотнами с изображением «галантных сцен», «галантных празднеств». На современный взгляд полотна этого живописца выглядят легкомысленными, но его техника дивизионизма (при которой чистые цвета не смешивают на палитре, а располагают рядом на холсте) оказала существенное влияние на школы неоимпрессионизма Жоржа Сера и пуантилистов.
В зале 285 находится несколько работ последователей Ватто, в том числе Никола Ланкре. Однако наиболее значительное произведение в данном зале – полотно «Юпитер и Ио», проникнутое духом чувственности. Считается, что это не оригинальная композиция, а копия с утраченной картины Корреджо. На холсте изображён Юпитер, превратившийся в облако, чтобы соблазнить юную девушку. Кроме того, в зале представлены картины Франсуа Буше, талант которого, по мнению многих, был растрачен на написание приносивших выгоду картин, изображавших весёлых богинь и херувимов.
В зале 287 вы можете осмотреть французские картины эпохи Просвещения. Интеллектуальный настрой этих полотен разительно контрастирует с легкомысленной живописью предыдущих залов. Если художники предшествующих периодов уделяли большее внимание телу, то в живописи эпохи Просвещения стали главенствовать жизнь духа и разум. Замечательная картина Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств», написанная по заказу Петербургской академии художеств, позднее была продана по приказу Николая I.
После революции Эрмитаж вернул её назад (единственный подобный случай приобретения за весь советский период). Статую пожилого Вольтера работы Гудона тоже должны были продать, когда Николай I приказал «избавиться от этой старой обезьяны». Однако прозорливый смотритель коллекции спас скульптуру, спрятав её в библиотеке Эрмитажа. Критики считают, что произведения Жана-Батиста Греза, которыми так увлекалась Екатерина Великая, проникнуты «неискренностью, искусственностью и неуместной чувственностью».
Осматривая картины, вывешенные в зале 288, трудно не согласиться с мнением критиков Жана-Батиста Греза. Однако популярность в своё время ему принесли не эти произведения, а, наоборот, композиции морализующего и сентиментального характера, в частности «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания». В своих поучительных картинах художник совершенно отходит от легкомысленного стиля рококо.
Искусство Англии XVII-XIX веков
Когда в 1852 году Эрмитаж открылся для публики, это был единственный европейский музей за пределами Англии, располагавший коллекцией английской живописи (залы 298-300). Ядро данного собрания – знаменитая коллекция сэра Роберта Уолпола, которую Екатерина Великая купила у его беспутного внука-наследника за ничтожную сумму – 40 тысяч фунтов стерлингов. Таким образом, она посмертно отомстила Уолполу, который называл её «философствующим тираном».
Чтобы подчеркнуть месть, представитель императрицы оставил её портрет на опустевших стенах родового замка Уолпола. Помимо полотен итальянских и фламандских живописцев, купленное Екатериной собрание включало множество работ английских художников XVI-XVIII веков. В 1790 году Эрмитаж приобрёл три больших полотна Джошуа Рейнолдса, в том числе картину «Младенец Геракл, удушающий змей». Это одна из последних картин художника. Он написал её незадолго до того, как ослеп.
Полотно, созданное по заказу Екатерины, символизировало Россию, которая берёт верх над своими противниками. Ещё два шедевра – это «Портрет дамы в голубом» Томаса Гейнсборо и «Кузница» Джозефа Райта из Дерби. Кроме того, здесь стоит часть уникального сервиза «Зелёная лягушка», в котором было 944 предмета. Остальные предметы сервиза стоят в зале 305.
Новое европейское искусство
Третий этаж Эрмитажа пользуется большой популярностью у посетителей. Там расположена коллекция нового европейского искусства XIX-ХХ веков (залы 314-350). Чтобы попасть туда, поднимитесь по лестнице из зала 269 на втором этаже. Вы окажетесь в начале экспозиции. Самая ценная её часть – это, несомненно, уникальные коллекции картин Матисса и Пикассо, принадлежавшие ранее двум московским меценатам Сергею Щукину и Ивану Морозову.
Мало какой музей мира может похвастаться таким замечательным собранием картин данного направления живописи. Эти полотна оказали влияние на целое поколение российских художников. После Октябрьской революции обе коллекции были конфискованы государством, а в 1948 году разделены между музеем изобразительных искусств им. A.C. Пушкина в Москве и Эрмитажем. Морозова заставили отказаться от картин в пользу государства. Но Щукин никогда не подписывал документов о передаче своей коллекции.
И когда в 2000 году одно из полотен Матисса было послано на выставку в Италию, внук коллекционера начал судебный процесс, требуя возвращения картин. Сотрудникам Эрмитажа удалось срочно вернуть картину в Россию. Этот отдел музея ждут большие перемены. Коллекцию импрессионистов планируют перенести в здание Главного штаба. Но сначала картины переместят вниз, чтобы сократить путь к их будущему дому.
От Гро до Гогена
Наиболее ранние из полотен, представленных в данной части экспозиции, находятся в зале 314. Это портреты начала XIX века кисти Роланда Лефевра и портрет молодого Наполеона кисти Антуана Жана Гро. Гро был учеником Давида, но его характерная палитра выдаёт увлечение Рубенсом. Пройдя в следующий зал 332, вы увидите несколько картин П.П. Прюдона и П.Н. Герена начала XIX века.
Далее, в зале 331, вывешен портрет Н.Д. Гурьева кисти Ж.О.Д. Энгра и маленькие романтические холсты Эжена Делакруа на марокканские сюжеты. Эти картины были написаны после посещения художником Африки в 1832 году. Пройдите в дальний конец этого отдела, в зал 326, чтобы осмотреть пастели Э. Дега, П. Пикассо и других авторов. Затем можно немного вернуться и завернуть за угол, в залы 321-322, посвящённые предшественникам импрессионизма, – художникам Барбизонской школы. Маленькие, мерцающие жемчужным светом пейзажи Камиля Коро и нежные работы Шарля Добиньи контрастируют с большими полотнами Констана Тройона.
Зал 320 вводит вас непосредственно в мир импрессионистов. Здесь находятся полный света портрет Жанны Самари кисти Ренуара, пара простых пейзажей Альфреда Сислея и много произведений Клода Моне. Представлены как ранние работы художника, в частности «Женщины в саду» (1867 год), так и холсты зрелого периода, как картина «Мост Ватерлоо» (1903 год), пронизанная определённым настроением и окутанная туманом. В комнате 318 размещается значительное количество работ Поля Сезанна, среди которых одна картина из серии «Гора Сент-Виктуар». Цветные блоки этой картины можно считать отправной точкой кубизма.
Среди импрессионистов старшего поколения лишь Пикассо ценил живопись Сезанна. Из произведений самого Пикассо здесь представлена картина «Бульвар Монмартр». Необычные холсты Ван Гога, в том числе «Арльские дамы», написанные под влиянием живописи Гогена, находятся в зале 317. Там же размещены два его пейзажа, а также малоизвестная картина «Арена в Арле». Рядом с ними висят холсты художника-самоучки А. Руссо и пуантилистские картины Поля Синьяка и А.Э. Кросса.
Зал 316 полностью посвящён картинам Гогена, написанным во время его пребывания на Таити. В том числе там находятся «Весна священная» (написана в Париже) и «Женщина, держащая плод». Считается, что на последнем полотне изображена его таитянская жена Теура. Чтобы осмотреть следующую часть коллекции, пройдите по балкону над Александровским залом в зал 343. Там начинается экспозиция более поздней живописи, преимущественно XX века. Здесь представлены пейзажи и парижские уличные сценки кисти Э. Вюйара. Работы его современников: П. Боннара, М. Дени, Ф. Валлоттена уже перенесены в здание Главного штаба.
Коллекции Пикассо и Матисса
Не удивляйтесь, если, придя в Эрмитаж, вы обнаружите, что некоторые полотна этих художников переданы на временную выставку в другие музеи. Коллекция П. Пикассо начинается в зале 344. В этом собрании представлены произведения начального периода творчества, которые пользуются наибольшей популярностью. Самое раннее произведение – «Любительница абсента» (1901 год). Кроме того, здесь находятся два произведения Голубого периода (1901-1904 годы).
Большое полотно «Сёстры», на котором изображены сухопарые истощённые фигуры, отражает манеру этого этапа творчества Пикассо. Там же несколько ранних работ в стиле кубизма, а также некоторые произведения из керамики. Многие значительные творения Матисса были выполнены по заказу С. Щукина. Художник несколько раз приезжал к этому меценату в Санкт-Петербург с 1908 по 1913 год. Самые ранние картины, представленные в экспозиции, – это серия неоимпрессионистских полотен (зал 346), созданных в 1898-1901 годах.
Одна более поздняя работа – «Гармония в красном» (1908 год, зал 347) – была написана для столовой Щукина. В центре вашего внимания в зале 347 окажутся две картины, заказанные С. Щукиным для своей лестницы, – «Музыка» и «Танец». Их создание отмечает поворотный момент в карьере Матисса. Розовую плоть его ранних произведений сменяют ярко-красные примитивные фигуры на зелёно-голубом фоне.
Когда в октябре 1910 года эти полотна были впервые выставлены в Париже, они получили резко негативную оценку русских и французских критиков. Щукин испугался такой реакции и отменил заказ, однако потом передумал. Когда эти картины были вывешены в особняке Щукина, меценат опасался, что изображение обнажённого флейтиста будет смущать его гостей, поэтому собственноручно закрасил интимную часть тела. Один из портретов любовницы и натурщицы Матисса Лидии Делекторской можно увидеть в зале 348.
От Вламинка к Кандинскому
В зале 349 выставлены работы фовистов. Для этого художественного направления характерно использование ярких цветов и упрощённых форм. Поразительные и намеренно вызывающие портреты богатых парижан принадлежат кисти голландского живописца Кеса ван Донгена. Творчество Мориса де Вламинка, велогонщика и скрипача, который гордился тем, что никогда не заходил в парижский Лувр, представлено несколькими необычными пейзажами в стиле раннего Сезанна.
Альбер Марке, один из ярких представителей фовизма, предпочитал пейзажи и городские виды, особенно портовых городов, некоторые из которых выставлены здесь. Картины Анри Дерена, напоминающие детские рисунки (зал 350), несут отчётливую печать фовизма. Здесь же вы увидите его необычно тёмные ранние пейзажи и абсолютно кубистскую работу «Незнакомец, читающий газету». Кроме того, в зале представлено несколько произведений французского коммуниста Фернана Леже, которые написаны в 1932-1948 годах.
В зале 334 размещаются четыре полотна Василия Кандинского, который провёл большую часть жизни за рубежом, а также знаменитый «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. В залах 334-336 выставлена современная итальянская скульптура, а в зале 338 – несколько пейзажей американского художника Рокуэлла Кента, воспевавшего идеалы мужественности. В залах 339-341 представлено несколько хаотическое собрание испанской, голландской и немецкой живописи начала XX века, а также несколько картин Каспара Давида Фридриха.
Культура и искусство Востока и нумизматическая коллекция
Западное крыло третьего этажа посвящено восточному искусству и культуре. Здесь представлены самые разные произведения: от стеклянных изделий мамелюков до японских гравюр на дереве. Экспозиция настолько разнородна, что трудно порекомендовать какой-либо план осмотра. Один из интересных разделов – Византийская коллекция (залы 381, 381-а и 382) с великолепными изделиями из серебра и резной кости, в том числе диптих, изображающий гладиаторские поединки между людьми и животными. Кроме того, представляют интерес сасанидские изделия из серебра (зал 383), созданные в Иране с III по VII век.
Купцы, закупавшие меха в Сибири, привозили такие изделия на продажу, а местное население Сибири поклонялось этим предметам как тотемам. Очень необычны произведения тангутской (тибетской) культуры Монголии. Поселения этого народа были разорены Чингисханом в 1227 году. Остался только город Хара-Хото, который был найден экспедицией П.К. Козлова в 1907-1909 годах. Взгляните и на статую Будды, выставленную в зале 352. Если открыт раздел Индийского искусства (залы 368-371), не упустите возможность посмотреть изображение монаха из пещерного монастыря Тысячи Будд.
Северное крыло третьего этажа, в которое можно подняться со второго этажа по лестнице из Ротонды (зал 156), вмещает нумизматическую коллекцию (залы 398-400), в которой представлены античные, русские, восточные и западноевропейские монеты, русские и иностранные ордена и медали, античные геммы в золотых оправах. Экспозиция этого раздела постоянно меняется. Одни экспонаты убирают в запасники, другие выставляют на их место, так что за один раз можно осмотреть лишь часть коллекции. Нумизматические залы открыты только по вторникам и четвергам.
Эрмитаж на карте Санкт-Петербурга