В мрачной электростанции Бэнксайда, искусно превращённой в картинную галерею Тейт-Модерн (Tate Modern) (ежедневно 10.00-18.00, пятница и суббота до 22.00; вход свободный), во многом сохранился первоначальный индустриальный дух, и в то же время были созданы великолепные светлые и просторные галереи для размещения громадной коллекции искусства XX века, принадлежавшей Генри Тейту.
Лучше всего войти с запада, вниз по пандусу – вы попадаете в огромный турбинный зал, который представляет собой потрясающее зрелище. Довольно легко ориентироваться среди галерей, где на 3-м и 5-м уровнях находится постоянная экспозиция, уровень 4 используется для временных платных выставок, а на 7-м уровне размещается кафе с прекрасным видом на Темзу.
Учитывая, что Тейт-Модерн – самая большая в мире галерея современного искусства, вам придётся провести здесь большую часть дня или осматривать экспонаты выборочно. Создайте свой личный план посещения (возьмите аудиогида за дополнительную плату в 2 £) и поднимитесь на эскалаторе на уровень 3.
Сотрудники галереи не стали применять обычный хронологический подход, предпочитая группировать работы по тематическому принципу: Пейзаж/Материя/Окружающая среда, Натюрморт/Объект/Реальность, История/Память/Общество и Обнажённая натура/Движение/Тело. В целом такой подход оказался удобен, хотя полотна начала XX века в позолоченных рамах с трудом выдерживают конкуренцию с современными инсталляциями.
Несмотря на то, что экспозиция обновляется раз в полгода, вы наверняка увидите произведения Моне и Боннара, первых кубистов Пикассо и Брака, сюрреалистов, например Дали, абстракционистов: Мондриана, Бриджера Рейли и Поллока, а также мастеров поп-арта Уорхола и Лихтенштейна. Здесь представлены такие работы, как точная копия настенного писсуара Дюшампа под названием «Фонтан» и с подписью «Р. Матт», целиком голубые картины Ива Клейна и знаменитые горы кирпичей Карла Андре.
Галерея Тейн-Модерн в Лондоне устроена так, что некоторым художникам отводятся целые залы; среди них – Фрэнсис Бейкон, Джозеф Бейс с его восковыми фигурами и мехами, а также Марк Ротко, чьи абстрактные фрески, первоначально предназначенные для фешенебельного ресторана в Нью-Йорке, занимают центральное место в экспозиции.
История и экспозиция галереи Тейн-Модерн
Галерея Тейт-Модерн открыта в 2000 году в помещении бывшей электростанции Bankside Power Station на южном берегу Темзы. В декабре 2012 года было объявлено о том, что галерея запускает молодёжную арт-программу стоимостью 5 миллионов фунтов.
Программа «Национальная молодёжная сеть визуальных искусств» работает с апреля 2013 года, рассчитанная на четыре года и должна вовлечь в мир современного искусства до 80 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет. Спонсор проекта – фонд Пола Хэмлина, который за 25 лет своего существования выделил в качестве грантов до 200 миллионов фунтов.
- Турбинный зал (The Turbine Hall – Уровень 1)
В Турбинном зале до реконструкции размещались электрические генераторы старой электростанции. Это пространство площадью 3 400 квадратных метров и высотой в пять ярусов здания. Турбинный зал используется для демонстрации масштабных эксклюзивных проектов современных художников. Спонсором этих экспозиций с самого начала выступает британо-нидерландская компания «Unilever».
Первоначально эта серия выставок в Турбинном зале планировалась на пять лет. Спонсорское соглашение с Тейт-Модерн продлевали трижды. Очередной контракт, сроком на пять лет, был заключён в 2010 году и обошёлся Unilever в более чем 2 миллиона фунтов. Однако, огромный успех выставок послужил причиной продления проекта, на пока не установленный период.
Турбинный зал, по оценке Unilever, за всё время сотрудничества компании с «Тейт-Модерн» посетило около 30 миллионов человек. В 2013 году Турбинный зал был временно закрыт по причине строительства нового корпуса галереи по проекту знаменитого швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron Architekten.
Галерея Тейт-Модерн на карте Лондона