Восточнее Яву автомагистраль 400 устремляется вниз, к расположенному в дельте реки городу Демре (Demre), рядом с которым находятся несколько наиболее интересных археологических памятников Древней Ликии. Здесь стоит задержаться на несколько часов, чтобы осмотреть церковь Святого Николая, что лучше всего сделать в спокойной обстановке до 9.00 или после 17.00, когда в Демре практически нет туристов. Среди близлежащих достопримечательностей Турции находятся древняя Мира к северу, древний порт Андриаке и святилище Аполлона в Суре немного южнее.
Содержание статьи
Краткая история античной Миры
Мира была одним из самых влиятельных членов Ликийского союза, и в Средние века сохранила своё значение, так как ассоциировалась с именем своего епископа, Святого Николая, ставшего впоследствии прообразом Санта Клауса. Предполагается, что название города произошло от мирры, ароматической смолы, из которой варили ладан. Несмотря на то, что ни в одном из источников о наличии здесь подобного производства не упоминается, император Константин описывал её как «трижды благословенный, миродышащий ликийский город, в котором, как говорит о том его название, великий Николай, слуга Божий, варил миро».
Также существует легенда о том, что когда итальянские разбойники вскрыли гробницу Святого Николая, их накрыла волна исходящего от его тела благовония. Несмотря на свою славу, Мира не упоминается в источниках вплоть до I века до нашей эры. В 42 году до нашей эры Мира с обычным для ликийских городов открытым неповиновением отказалась платить дань Бруту, полководцу, которому пришлось разорвать цепи, перегораживавшие пролив, ведший в гавань Андриаке (порт Миры), и захватить город. Впоследствии Мира процветала вплоть до XIV века, будучи в фаворе у всех византийских императоров. Особенно высоко её оценил император Феодосий II, сделавший её в V веке столицей Ликии.
К тому времени слава города многократно возросла благодаря одному из его жителей, Святому Николаю, родившемуся в конце III века нашей эры в Патаре и ставшему позднее епископом Миры. Говорят, что на Вселенском Соборе 325 года в Никее он дал пощёчину александрийскому еретику Ариусу, но на западе его чаще представляют добродушным, раздающим подарки старичком, образ которого возник из рассказа о его доброте к трём оставшимся без приданого дочерям бедняка. Считается, что именно Николай подбросил ночью к ним в дом три набитых золотом кошелька, что позволило девушкам найти достойных мужей.
Посмертно Святому Николаю было приписано множество чудес, однако мало что известно о нём наверняка. Было установлено, что после смерти его похоронили в церкви Демре, которая теперь носит его имя. Также широко распространено поверье, что в 1087 году его мощи были похищены и вывезены в Италию группой почитающих его купцов из Бари (на аналогичный подвиг также притязают венецианцы и русские). Демре до сих пор гордится своей связью с именем Святого Николая (его здесь называют Ноэль-Баба, что по-турецки означает «Дедушка Мороз»). Каждый год 6 декабря (на его именины) в церкви служится специальная месса, послушать которую сюда стекаются паломники из Греции, Италии и (с недавнего времени) из России.
Турецкий город Демре
Демре (официальное название Кале) – это расположенный довольно далеко от побережья, небольшой грязный городок, посещаемый туристами только во время однодневных экскурсий. Туризм никогда не имел большого значения в его экономике, а главную роль в местной экономике играет выращивание помидоров и цитрусовых: многочисленные теплицы на склоне к западу от города делают его визуально гораздо больше, чем он есть на самом деле.
В отличие от трудно поддающихся описанию и практически ничем не отличающихся друг от друга прибрежных городов вплоть до Анталии, которые используют в своих гербах однообразные мотивы солнца и моря, Демре недвусмысленно определил свои приоритеты. Огромный помидор занимает большую часть его герба, на задний план которого лишь недавно пробрался силуэт Ноэль-Бабы.
Церковь Святого Николая в Демре
Церковь Святого Николая (открыта ежедневно, май-октябрь, 8.30-19.00; ноябрь-апрель, 8.30-17.00 или 18.00) возвышается над центром Демре. Если вы встанете лицом на запад, то она будет находиться на правой стороне Muze Caddesi. Несмотря на сооружение ужасного синтетического защитного экрана с одной стороны, здание церкви по-прежнему является ярким напоминанием о времени жизни её святого покровителя, невзирая на то, что мифы, возникшие вокруг его имени, имеют мало общего с действительностью.
Причисление Николая к лику святых состоялось после того, как пришедшие в его гробницу люди рассказали о чуде. Вскоре Мира стала популярным местом паломничества христиан, а в XI веке, уже после того, как пошли слухи о том, что мощи святого похищены итальянскими купцами, здесь был построен монастырь. Скорее всего, для привлечения паломников монахи организовали «чудо», выливая миро в отверстие в потолке гробницы и собирая его потом с пола.
Современное здание церкви имеет мало общего с той, что стояла здесь в IV веке. В первый раз она была перестроена в 1043 году Константином IX, возможно, после того, как её разрушили сарацины. Сегодня она представляет собой базилику с тремя приделами в плане, к которой позднее был пристроен четвёртый. В 1862 году церковь была отреставрирована по приказу российского императора Николая I. Купол в центральном нефе был заменён сводчатым потолком, построена колокольня – оба этих нововведения были неизвестны ранней византийской архитектуре.
В целях сохранения здания турецкие археологи недавно провели новые реставрационные работы, во время которых над нартексом были возведены небольшие каменные купола. Возможно, наиболее типичным для архитектурной традиции Византийской империи остаётся синтрон, находящийся в апсиде трон епископа. В турецких средневековых зданиях его можно увидеть довольно редко, поскольку большинство церквей было превращено в мечети и частично перестроено. Панели украшающих неф и апсиду мозаичных полов (к сожалению, многие из них утрачены) в основном имеют простой геометрический рисунок.
Стоит отметить, что среди лежащих на заднем дворе обломков здания есть один камень с изображением якоря: Святой Николай считался покровителем моряков (а также невест, детей, купцов, учёных, ростовщиков и Святой Руси). Его саркофаг якобы находится в самой южной апсиде, если стоять лицом к трону епископа. На него стоит взглянуть, хотя его подлинность и вызывает большие сомнения: гробница, из которой были похищены мощи святого, предположительно находится под каменным полом.
Прибытие, размещение и питание в Демре
Все автобусы и долмуши высаживают своих пассажиров на расположенном довольно близко к центру автовокзале (отогаре). На дороге к древней Мире сохранился единственный пансион. Он называется Kent, где останавливаются в основном любители-альпинисты с Ликийской дороги.
Среди центральных гостиниц Grand Hotel Kekova, расположенный к востоку от центра напротив главпочтамта. Среди довольно большого числа ресторанов довольно хорош популярный среди местных жителей Ipek, находящийся на той же, что и церковь, стороне Muze Caddesi. В меню недорогие пиде, блюда, приготовленные на гриле, и сулу йемек.
Руины древнего города Мира
Руины древнего города Мира (открыты ежедневно, апрель-октябрь, 8.30-19.30; ноябрь-май, 8.30-17.00), расположенного в 2 километрах к северу от центра Демре, являются одной из легкодоступных достопримечательностей Ликии. Воображение поражает даже то, насколько внезапно вы попадаете с засеянных полей к греко-римскому театру или каменным ликийским гробницам.
Неудивительно, что летом это место может быть многолюдным, поэтому посещать его лучше либо рано утром, либо после половины шестого вечера. Кроме основных достопримечательностей – театра и нескольких лучших в Ликии каменных гробниц – большая часть Миры остаётся погребённой под землёй. Театр был разрушен землетрясением 141 года нашей эры, но вскоре снова восстановлен.
Поскольку выход породы за ним был вертикальным, он не мог нести на себе зрительный зал, поэтому, несмотря на то, что конструкция упирается задней стеной в скалу, она полностью рукотворна. Театр обрамлён двумя концентрическими галереями, закрывающими ступени, по которым зрители входили в аудиторию. Вокруг орхестры лежат внушительные обломки резьбы по камню, когда-то украшавшие сцену, в том числе несколько театральных масок, бюст женщины и голова Медузы.
Гробницы (в настоящее время к ним нет доступа) сосредоточены к западу от театра. Большинство из них имеют форму дома, которая предположительно полностью, вплоть до деревянных опор, поддерживавших крышу, имитирует ликийские жилища. Некоторые гробницы украшены рельефами, изображающими, например, битву; оруженосца, подающего воину шлем; похоронную процессию.
Вторая группа гробниц, называемая речным некрополем, находится, если встать спиной к театральной сцене, в районе второго длинного хребта справа. Чтобы добраться туда, покиньте основные руины, поверните налево у последнего отрезка пути к главной подъездной дороге и пройдите ещё 1,5 километра. Здесь находится памятник, который называется «раскрашенной» гробницей (сейчас на ней не сохранилось никаких следов краски).
В её портике вы найдёте изображение склонённого бородатого мужчины и его семьи, а снаружи на скале – тех, кого считают той же семьёй, но в парадных одеждах. К востоку от театра под холмом с акрополем находятся остатки неизвестного кирпичного здания. На его дорических колоннах найдены надписи, в которых говорится о паромной службе между Мирой и Лимирой во времена Римской империи.
Побережье около Демре
Андриаке, порт древней Миры, находится в 2 километрах к юго-западу от Демре и приблизительно в 5 километрах от самой Миры. Чтобы добраться до него (общественный транспорт туда не ходит), идите на запад по направлению к Кашу, а потом берите левее, следуя указаниям чёрно-жёлтых дорожных знаков, с того места, где шоссе начинает подъём на правый берег впадающей в море реки. В 1 километре за древними руинами находится современный порт Чайягзы (переводится как «устье реки») с неплохим пляжем, откуда начинаются лодочные экскурсии к острову Кекова. В 3 километрах от Андриаке, в Сюлюклю расположен довольно хороший пляж.
Старый порт Андриаке
В древнем Андриаке, построенном на берегу реки Андрокос, находилось зернохранилище Адриана, имевшее жизненно важное значение не только для Миры, но и для всего Рима, поскольку его содержимое распределялось по всей империи. Внушительные развалины здания до сих пор видны к югу от реки, которая течёт параллельно дороге, ведущей от Демре к морю. Зернохранилище, построенное по приказанию Адриана между 119 и 139 годом нашей эры, очень похоже на аналогичное здание в Патаре. Оно состоит из восьми помещений со стенами, сделанными из плотно пригнанных друг к другу квадратных каменных блоков.
Внешние стены до сих пор достигают своей первоначальной высоты, давая чёткое представление о внушительном виде всей конструкции. Над центральными воротами находятся бюсты Адриана и женщины, полагают, его жены императрицы Сабины. Немного западнее, на передней стене у второй двери, размещается ещё один декоративный рельеф, где изображены два божества, по поводу идентификации которых спорят учёные; один из них окружён змеёй и грифоном, а второй раскинулся на кушетке.
Современный порт Чайягзы и Сюлюклю
В Чайягзы довольно средний песчаный пляж с полудюжиной закусочных, в которых ни в коем случае нельзя рассчитывать на полноценный обед, а его единственный ресторан находится на другой стороне пешеходного моста. Чайягзы до сих пор является функционирующим рыбацким портом с причалом, где всегда много судов, поэтому тут легко можно нанять лодку, чтобы попасть к подводным руинам у острова Кекова, куда можно добраться всего за 45 минут. Обычно, для того чтобы отправиться к острову, необходимо набрать группу из 10-15 человек, но некоторые судовладельцы из тех, кто встречает туристов прямо по приезде, с удовольствием свозят туда одного-двух человек за 20 лир.
Главная причина, чтобы приехать в Чайягзы, – это желание поплавать. Местный пляж широкий, с песчаными дюнами, но короткий и усыпан гниющими водорослями, что вместе с автотрассой Каш – Демре и статусом региона как археологической зоны, по-видимому, препятствует его развитию. Тем не менее, здесь нельзя не оценить красоту линии горизонта на западе, где параллельные, как на репродукциях японских картин, хребты спускаются вниз к острову Кекова.
Гораздо приятнее плавать и загорать на пляже в Сюлюклю, куда можно попасть по узкой, начинающейся на вершине холма дороге около зернохранилища Адриана. Хотя это более незащищённый пляж, чем в Чайягзы, вода и 700 метров песка здесь чище и есть два-три ресторана. «Городской пляж» Демре в Ташдиби более защищённый, но покрыт крупной галькой.
Античное святилище Сура
Более легкодоступным, чем древний порт Андриаке, является святилище Аполлона в Суре (вход свободный), до которого можно добраться по Ликийской дороге или по трассе Учагыз – Капаклы – Андриаке. Оно стоит прямо у перекрёстка нового шоссе, заворачивающего к Андриаке по направлению к Демре. Сура – не слишком посещаемое и в целом неиспорченное место, если не считать большой несанкционированной помойки к западу от дороги, которая медленно загрязняет лежащую ниже неё заболоченную равнину и, соответственно, пляж.
Кстати, даже не пытайтесь добраться до Суры со стороны моря – если вы не завязнете в болоте, то всё равно не сможете подняться вверх по крутым холмам, которые окружают святилище. В отличие от Патары, Сура была не городом, а святилищем, где жили только жрецы. Квадратный периметр акрополя, скромно возвышающегося над небольшим плоскогорьем, обнесён стенами, северная часть которых сохранила остатки сторожевых башен.
С востока к нему примыкает своеобразное здание с двенадцатью комнатами, очевидно, гостиница для паломников. Юго-восточнее находится сооружение, которое считают домом жреца. Сейчас от него осталась только большая каменная терраса, бросающаяся в глаза. В нескольких шагах к западу от неё расположена вырубленная в скале, кое-где полностью сохранившаяся лестница, которая ведёт к утёсу со священным источником. Рядом с ним стоит отлично видный издалека храм Аполлона Сурийского, который вместе с источником является центральной частью святилища.
Согласно древним авторам, это святилище было одним из самых экстравагантных, как по форме, так и по содержанию. Просители приходили сюда с шампурами жареного мяса и вручали их жрецу, который ожидал их в священной роще у моря: хотя сейчас храм находится в 1,5 километрах от берега, в те времена волны плескались практически у самых его ступеней. Жрец выбрасывал мясо в «водоворот» в песке (видимо, место, где в устье впадающего в море ручья били пресноводные родники). Каждая волна приносила многочисленных рыб, привлечённых сюда запахом приманки. Затем в зависимости от того, какие рыбы приплыли, как они себя вели и приняли ли дары, оракул объявлял судьбу пилигримов.
Источники бьют под водой до сих пор: заметно, как они вызывают рябь на поверхности ручья перед храмом. Многие морские рыбы, например, морской окунь и кефаль, неплохо приспособлены к жизни в слегка солоноватой воде, а киты и рыбы-пилы, о которых тоже упоминали древние авторы в связи со сделанными здесь предсказаниями, скорее всего, из области фантастики. После запрета язычества, к концу IV века местный оракул закончил своё существование, и на побережье появились две византийские церкви, одна из которых стоит прямо за храмом, а вторая – наверху в акрополе.
Демре на карте Турции