Рейтинг: 5,00 (Голос: 1)
Загрузка...

Испанский город Бургос

В Бургос, расположенный на Древней «Дороге франков», непременно стоит поехать тем, кто ценит архитектуру, – здесь расположен великолепный готический собор. Он стоит в центре Старого города, на правом, северном берегу реки Арлансон; в западной части города, на холме, находится древний замок. На левом, южном берегу, кроме автобусного и железнодорожного вокзалов и новых жилых кварталов, есть два средневековых монастыря. Если вы хотите ограничиться лишь осмотром города, то приезжайте в Бургос на один день; если же хотите посетить монастыри, то задержитесь еще на день. Прогулку по Бургосу удобнее всего начать от моста Санта-Мария (Puente de Santa Maria), перекинутого через Арлансон.

Если вы окажетесь в Бургосе в теплое время года, то наверняка увидите под мостом множество гусей и уток, которые придают городскому пейзажу деревенскую живописность. У съезда с моста стоят городские ворота Санта-Мария встроенные в XVI веке в древнюю крепостную стену и украшенные статуями тех, кто сыграл важную роль в истории Бургоса (графа Диего Порсельоса, Карла V, при котором были выстроены эти ворота, Сида, бургосского графа Ферна­на Гонсалеса). Сейчас внутри воротных башен устроены выставочные залы: в зале на первом этаже сохранился резной потолок в стиле мудехар.

Достопримечательности Бургоса (Испания)

Пройдя сквозь арку ворот, вы окажетесь перед главным фасадом знаменитого бургосского собора одного из самых красивых готических храмов не только Испании, но и всего мира. Он включен Юнеско в список всемирного культурного наследия. Строительство собора, посвященного Вознесению Богоматери, началось на месте романской церкви в 1221 году по приказу кастильского короля Фердинанда III – он сам заложил первый камень на месте романской церкви. Архитекторы, возводившие храм, ориентировались на французские образцы; прежде всего, на парижскую церковь аббатства Сен-Дени, позаимствовав оттуда многие конструктивные решения.

Как и многие готические соборы, храм в Бургосе не был достроен в Средние века, впоследствии много раз перестраивался, последний раз – в XIX веке. Самые древние элементы собора – главный неф и внутренний двор. Поднявшись по ступеням главного, западного, фасада и войдя сквозь главные двери храма, вы окажетесь в той части, что отведена богослужениям. Сюда приходят верующие, и туристам здесь не очень рады. Однако стоит заглянуть (сквозь стеклянные двери) в расположенную справа от входа капеллу, где установлено древнее распятие – один из символов Бургоса.

Главный фасад храма ориентирован на запад и посвящен Богоматери, большая его часть выстроена в XIII веке, хотя башни появились лишь в XIV. Удобнее всего рассматривать этот фасад сверху вниз. В центре аркады между башнями установлена статуя Девы Марии, ниже – статуи восьми кастильских королей, а под ними – огромное готическое окно-роза, в центре которого хорошо различимы очертания шестиугольной звезды Давида, важнейшего библейского символа. Центральные двери храма открывались только для членов королевских семей; обычные верующие и сейчас могут попасть внутрь лишь через небольшие боковые дверцы.

Поднявшись по лестнице от Plaza Santa Maria (площадь Санта-Мария), вы сможете обойти храм и осмотреть его северный фасад, посвященный апостолам. В центре, над входом, изображён день Страшного суда: ангелы, Богоматерь и Иоанн Креститель окружили Бога-судию; чуть ниже архангел Михаил отделяет праведников от грешников. Продолжив обход собора, вы увидите восточные апсиды, которые украшены совершенно иначе, – при первом же взгляде на них легко определить, что построены аспиды значительно позже, совсем не в готическом стиле. Эту часть храма возвели во времена Ренессанса, в XVI века.

Здесь можно рассмотреть сюжеты из жизни Иоанна Крестителя, а также геральдические знаки родов Веласко и Мендоса, на средства которых и строились восточные стены храма. Наиболее интересен самый древний (1230 года), южный, фасад; его готические скульптуры символически изображают «Божественную литургию»: Христа в окружении евангелистов, поющих ангелов, апостолов во время святых бесед. Сейчас храм разделен на две зоны, музейную и богослужебную. Чтобы осмотреть остальную часть храма, его главные сокровища и музеи, следует купить билет в кассе на южной стороне собора, со стороны Plaza del Rev San Fernando (площадь Сан-Фернандо), и затем подняться по лестнице к южному входу.

Интерьер собора грандиозен, многие помещения строились во времена Ренессанса и барокко, в XVIII веках, поэтому здесь множество позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульптур и прочих сокровищ. Центральный неф украшает огромное ретабло XVI века. На ограждении хора вырезаны библейские и евангельские сцены; перед хором похоронены великий рыцарь Сид Кампеадор и его жена Химена. В храме хранится также сундук Сида – по легенде, рыцарь наполнил его песком, чтобы обмануть евреев-ростовщиков. Возле северных дверей, сохранилась позолоченная лестница (Escalera Dorada).

Над восточным входом собора висят часы с движущимися фигурками папамоскас (Papamoscas). Загляните и внутренний двор собора – в аркадах также находятся музейные экспозиции. Обойдя собор и осмотрев его сокровища, выйдете вновь к его центральному, западному фасаду, на Plaza Santa Maria (площадь Санта- Мария). Эта площадь разбита на месте древнего прицерковного кладбища. Позднее кладбище сменил продуктовый рынок; в середине XV века в центре его поставили фонтан, из которого брали питьевую воду. В 1663 году у фонтана была установлена статуя Богородицы.

На площадь обращен фасад готической церкви Сан-Николас (Iglesia de San Nicolas) – к ней надо подняться по ступенькам. Богато украшенный храм знаменит скульптурным алтарем, созданным Фердинандом де Колония в 1505 году. Этот алтарь представляет собой огромную резную каменную книгу, повествующую о жизни святого Николая. Ещё одна достопримечательность церкви – картина «Страшный суд», написанная анонимным фламандским автором в XVI веке. Кроме того, в храме сохранились гробницы знатных горожан.

По Calle Fernan Gonzales (улица Фернан-Гонсалес) можно прогуляться по узким средневековым улочкам к воротам Фернан-Гонса­лес и далее – к установленному неподалеку памятнику Сиду и воротам Сан-Мартин (Arcode San Martin), от которой начинаются уцелевшие до нашего времени участки крепостной стены XV века. От ворот Фернан-Гонсалес (Arco de Fernan Gonzales) поднимаются в гору тропинки, аллеи и лестницы; все они ведут к мирадор (mirador) – смотровой площадке, с которой открывается великолепный вид на город, и еще выше, к вершине холма, на котором находятся развалины древнего бургосского замка (Castillo)

Строительство замка началось в 884 году по указу короля Атьфонсо III. Замок должен был стать надежным оплотом в борьбе с маврами. Позднее его использовали как королевскую резиденцию – в XI-XV века здесь жили христианские правители Кастилии и Леона. В XIX веке он был почти полностью разрушен напо­леоновскими войсками. Об истории замка можно узнать в небольшом музее, который ныне открыт на раз­валинах; также не забудьте вместе с экскурсией посетить подземные ходы бывшего замка и осмотреть многометровый колодец, который позволял защитникам доставать воду из Арлансона во время осады.

Лестница на западной стороне холма приведет вас от замка к готической церкви Сан-Эстебан (Iglesia de San Esteban), в которой сейчас открыт Музей ретабло (Museo del Retablo, Calle San Esteban) – там собраны алтарные образы из различных городских храмов. Церковь была построена в XIV веке, а через два столетия немного расширена. От нее по Calle Alvar Fanez (улицы Альнар-Фаньес) можно выйти к еще одним городским воротам и к церкви Сан- Хиль (Iglesia de San Gil) с готическим алтарем.

В нескольких кварталах южнее стоит барочная церковь Сан-Лоренсо (Iglesiade San Lorenzo, a по соседству с ней – Plaza Mayor (площадь Майор), типичная испанская квадратная площадь, по периметру которой выстроились дома с аркадами. В нескольких шагах от Plaza Mayor, на Plaza Libertad (площадь Либертад), находится особняк Каса-дель-Кордон (Casa del Cordon, XV). Его название буквально переводится как «дом веревки» – на фасаде изображён пояс францисканского монаха.

Надпись на мемориальной доске гласит, что в этом дворце католические короли Фердинанд и Изабелла торжественно встречали Колумба в 1497 году после его возвращения из второй экспедиции в Вест-Индию. По Calle Puebla (улица Пуэбла) можно выйти к Plaza Lesmes (площадь Лесмес), которую окружают несколько старинных построек: монастырь Бернардос ( Monasterio de los Bernardos), теперь отданный городской консерватории, монастырь Сан-Хуан (Monasteriode San Juan), церковь Сан-Лесмес (Iglesia de San Lesmes, XVI) и больница для пилигримов, направлявшихся в Сантьяго, – теперь в нем размешается библиотека.

Вернувшись на набережную Арлансона, осмотрите Plaza del Sid (площадь Дель-Снд) с памятником великому рыцарю Бургоса и главный городской мост Сан-Пабло (Puente de San Pablo), украшенный статуями королей. Вдоль берега, начиная от здания городского театра, тянется бульвар Paseo del Kspolon (Пасео-дель-Эсполон), украшенный статуями и декоративными стрижеными туями – в XIX веке место прогулок аристократов. Если вы приехали в Бургос на несколько дней и располагаете временем, то постарайтесь осмотреть памятники левого берега Арлансона.

Первый из них – Музей Бургоса (Museo de Burgos, Calle de Miranda), занимающий два старинных дворянских особняка. Здесь можно увидеть римские статуи, первобытные орудия труда, богатую коллекцию средневековой живописи и другое. В нескольких кварталах к западу от него находится ренессансная церковь Сан-Косме-э-Дамиан (Iglesia des San Cosme e San Damian, Calle San Cosme) и примыкающая к ней больница Ла-Консепсьон (La Concepcion, XVI-XVII). Выйдя по Calle de la Concepcion (улица Кон­сепсьон) к набережной Арлансона, вы увидите церковь Ла-Мерсед (Iglesia de la Merced, 1519 год) и семинарию Сан-Николас (XVI).

Советуем продолжить путь вдоль берега на запад и свернуть на Avenida Monasterio de las Huelgas (улица Монастерио-де-лас-Уэльгас): Получасовая прогулка (около 1 километра от центра города) приведет вас к монастырю Санта-Мария-ла-Реаль-де-Уэльгас (Monasterio Santa Maria la Real de Huelgas). Он стал одним из самых известных в Испании, несмотря на то, что Элеонора Английская, дочь английского короля Генриха II и жена Альфонсо VIII Кастильского, основала его в 1187 году на так называемых свободных землях, не предназначенных для сельскохозяйственных работ (такие земли по-испански называются «huelgas»).

Пока Бургос был испанской столицей, Лас-Уэльгас был королевским монастырем. Он играл самую важную роль в жизни королевского двора: начиная с Фердинанда III (1219) и до Хуана I (1379) здесь короновались короли Кастилии и Леона, здесь они проходили посвящение в рыцари. Здесь же их и хоронили: в главном храме обители находятся королевские гробницы (в том числе основателей монастыря, Элеоноры Английской и Альфонсо VIII). Большинство сооружений монастыря были построены на рубеже XII-XII веков; самым ранним считается внутренний двор Лас-Каустрильяс (Las Claustrillas), романские галереи которого были возведены в первой трети XIII века. Монастырь действует до сих пор – в нем живут 35 монахинь.

Однако большая часть исторических зданий отдана под музей и доступна для осмотра. Кроме Королевского пантеона и прекрасных образцов романской архитектуры и скульптуры, здесь можно увидеть небольшой Музей тканей (Museo de Ricas Telas). Здесь выставлены королевские одеяния и гобелены, а также коллекция живописи, исторические реликвии (например, арабские знамена, захваченные испанцами в знаменитой битве при Лас-Навас-де-Толоса, положившей конец исламскому господству на Пиренейском полуострове). К западу от монастыря находится королевский госпиталь (Hospi­tal del Rev, XV), где могли остановиться пилигримы, направлявшиеся в Сантьяго.

Сейчас здание отдано университету Бургоса, но сохранились резные ворота, украшенные в стиле платереско. В восточной части Бургоса (4 километра от центра города) расположен еще один известный монастырь Картула-ле-Мирафлорсс, до сих пор принадлежащий картезианцам (для осмотра доступна только цер­ковь). В XV веке это был один из самых богатых монастырей страны – по легенде, первое золото, привезенное Колумбом из Америки, использовалось для золочения великолепного монастырского алтаря работы Xуана де Силоэ. В храме, под пышными надгробиями, похоронены родители Изабеллы Кастильской – король Хуан II и его жена Изабелла Португальская.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*