Рейтинг: 5,00 (Голос: 1)
Загрузка...

Испанский город Толедо

Толедо – столица провинции Толедо и автономной области Кастилия – Ла-Манча. Толедо – самый красивый и интересный город средневековой Испании; почти без изменений он сохранился с XV века. Его называют «городом трех цивилизаций», так как здесь есть памятники христианской, арабской и иудейской культур. Сюда непременно стоит поехать тем, кто ценит испанскую живопись: Толедо – это «город Эль Греко»; художник долгое время жил здесь, и в городских музеях выставлено множество его картин.

Толедо стоит на скалистой возвышенности, подножие которой омывает река Тахо. Поскольку  улицы в Толедо очень узки, короткие и запутанные, для самостоятельной прогулки советуем приобрести (или взять бесплатно в туристическом офисе) подробный план центра Толедо. Город окружен крепостной стеной, два самых больших его сооружений собор и алькасар, замок испанских королей. Недалеко от них расположена главная площадь Толедо Plaza de Zocodover (площадь Сокодовер).

Испанский город Толедо

Достопримечательности Толедо (Испания)

Войти в Толедо лучше всего через северные ворота Пуэрта-Нуэва-де Бисагра (Puerta Nueva de Bisagra), одни из девяти сохранившихся до нашего времени городских ворот, именно эти ворота выглядят самыми внушительными. Возведен­ные в X веке арабами, ворота были перестроены в XVI веке и сейчас состоят из двух разновременных частей; эти ворота связывали Толедо с расположенной на севере долиной – арабы прозвали ее «рыжей» (сагра) из-за красноватого цвета земли.

Немного поднявшись по Calle Real de Arrabal (улица Реаль-де-Аррабаль), вы увидите за оградой неприметное здание мечети, превра­щенной в христианский храм Кристо-де-ла-Лус (Mezquita Crista de la Luz, Cuesta de las Carmelitas Descalzos). В самом названии храма кроется противоречие, легко объяс­нимое историей этого места. Мечеть – единственное здание в Толедо, сохранившееся с арабских времен. Она была построена около 999 года, а после завоевания города христианами освящена как христи­анская церковь.

Слово «la luz свет» в названии связано со старин­ной легендой, согласно которой в течение 400 лет (примерно столько длилось арабское владычество в Толедо) в стене этого здания стоял замурованный Христос с горящим фонарем в руках, сохраняя тем самым христианское учение. В убранстве церкви-мечети надписи арабской вязью соседствуют с вест­готскими фресками. Обязательно обойдите мечеть-храм и полю­буйтесь садиком, откуда хорошо видны городская стена с воротами и окрестные улицы. Восточнее находится Plaza de Zocodover (площадь Сокодовер) – главная городская площадь, где в Средние века шумел рынок (назва­ние площади переводится с араб­ского как «рыночная»), а позже проходили публичные казни.

В XVI веке архиепископ Xавьер де Эррера предложил устроить на месте Plaza de Zocodover большую Plaza Mayor, окруженную аркадами, но католи­ческая церковь воспротивилась этой идее: поэтому Толедо – один из немногих городов в Испании, где нет Plaza Mayor. Рядом с площадью расположен центральный музей Толедо Санта-Крус (Museo Santa Cruz). Он занимает здание госпиталя, основанного в 1504 году кардиналом Мендосой. Обратите внимание на ренессансную лестни­цу и внутренний двор и, конечно, на богатейшие коллекции музея – археологические, скульптурные, живописные (здесь хранится нес­колько картин Эль Греко).

От музея хорошо виден располо­женный чуть выше по Cuesta Car­los V (улица Карлос V), алькасар. Стратегические выгоды этого места, позволявшего контролиро­вать почти все подходы к городу, оценили еще римляне – они построили на крутом обрыве кре­пость; затем ее сменили укрепления вестготов и арабов. После освобож­дения Толедо от арабов алькасар стал королевским дворцом. Кре­пость многократно подвергалась осадам, обстрелам и разрушениям, а потому часто перестраиваюсь. Ныне существующее сооружение появилось в XVI веке, а от замка XIII века сохранились лишь восточные башни. После переноса столицы в Мадрид, алькасар оставался рези­денцией королей Испании.

Послед­няя осада толедского алькасара случилась в Гражданскую войну 1936 года – здесь укрылись сторонни­ки Франко. До сих пор на стене сох­раняется табличка, гласящая, что здесь Франко одержал победу над «ордами коммунистов». Ныне в алькасаре расположен Музей воору­женных сил. С восточной стороны замка устроена смотровая площад­ка, откуда открывается вид на реку Тахо и замок Сан-Сервандо (Castillo de San Senando), располо­женный на другом ее берегу. Замок был построен в 1380 годы архиепи­скопом  Тенорио и ныне передан университету. Берега реки соединя­ет древний мост Алькантара (Puente de Alcantara). Построенный римлянами, в 866 году перестроили арабы, а в 1257 году его восстановил король Альфонсо X.

Испанский Алькасар

Десятиминутная прогулка от алькасара на восток по узким пет­ляющим улицам приведет к главной достопримечательности Толедо – кафедральному собору. Он до сих пор остается местом богослу­жений: во время служб вход в храм бесплатный; в остальное время он функционирует как музей. Здесь находится резиденция главы испанской церкви, первого кардинала. В V-VI века на месте собора стояла вестготская церковь, которую арабы превратили в мечеть. После победы христиан над маврами в битве при Лас-Навас-де-Толоса король Альфонсо VIII решил построить в Толедо грандиоз­ный храм.

Однако закладка его состоялась лишь через 15 лет, в 1226 году мечеть была разрушена; строительство готического собора продолжаюсь почти три столетия. Со временем окружающие постройки совсем скрыли истинные размеры храма – одного из самых больших в Испании (длина 120 метров, ширина 60 метров и высота более 30 метров);рассмотреть его боковые фасады сейчас сложно. Открыт для обзора лишь главный, западный фасад, над которым возвышается 90-метровая колокольня. Вход в храм, Портико-дель-Перлон (Portico del Perlon), украшен каменной резь­бой на библейские сюжеты; его название, «ворота прощения», сим­волизируют отпущение грехов всем, кто проходит через эти ворота. В XVII век вся скульптура собора была реставрирована.

Как и большинство готических соборов Испании, храм в Толедо трехнефный с большим хором и алтарем. Интерьер главного храма католической церкви Испании необычайно роскошен: каждая его деталь достойна внимательного осмотра (поэтому советуем взять в кассах аудиогид по собору или подробный комментированный алан). Ретабло с изображением 15 евангельских сюжетов из резного дерева было создано в 1498-1504 года и отделено изумительной ажурной решеткой. В сокровищнице собора хранятся драгоценные дарохрани­тельницы (одна из них сделана в XVI веке из 18 килограмм золота и 183 килограмм серебра), в музее – картины Эль Греко.

Обходя собор, задержитесь в его восточной части, за задней сте­ной алтаря. Для лучшей освещен­ности в 1720-1730 года в пололке было пробито овальное окно, кото­рое скульптор Томе оформил как еще один алтарь – его называют Транспарент, то есть «прозрачный» алтарь. Действительно, барочная фантазия скульптора создала необычайное произведение, напол­ненное светом, громадными фигу­рами апостолов и евангелистов, херувимами, яркими фресками. Все это резко контрастирует с готической строгостью остальных частей храма, поэтому работа Томе вызвала шквал критики.

Западный фасад собора обра­щен на Plaza del Consistorio (площадь Консистория); с западной стороны площади стоит дворец архиепи­скопа (Palacio Arzobispal), а с южной – здание мэрии). Обог­нув мэрию, выйдите на Calle Santo Tome (улица Санто-Томе), где распо­ложено два интересных сооруже­ния: дворец Тальер-де-Моро (Taller de Moro, XIV-XV), отдан­ный сейчас под Музеи арабского искусства (Calle Taller de Moro), и ренессан­сная церковь Сан-Антонио (Iglesia de San Antonio, XVI). Рядом, в конце Calle San Juan de Dios (Сан-Хуан-де-Дюс), нахо­дится церковь Санто-Томе (Iglesia de Santo Tome).

Сам храм не представляет большого интереса, но отдельный вход с южной стороны ведет в капеллу, где покоится прах Руиса де Толедо, сеньора городка Оргас, умершего в 1323 году. Через 250 лет после кончины этого знатного горожанина, много жертвовавшего на церковь, Эль Греко написал по заказу священников церкви Санто-Томе картину «Погребение графа Оргаса». Многие искусствоведы считают ее лучшим произведением великого художника.

На соседней крошечной улице Calle Samuel Levi (улица Самуэль-Леви) можно увидеть еще несколько картин Эль Греко – там открыт Дом-музей художника (Casa Museo de El Greco, Calle Samuel Levi). Исторически этот дом не имеет никакого отношения к художнику: он принадлежал коро­левскому казначею Самуэлю Леви. Эль Греко же жил в не сохранившемся до наших дней особняке неподалеку. В начале XX века маркиз Вега-Инклан решил приспособить дом Леви дня размещения коллекции картин Эль Греко и сделал там музей, воссоздав обстановку Толедо XVI века. Подлинных вещей Эль Греко, за исключением картин, в доме-музее нет.

Древний мост Алькантара

И церковь Санто-Томе, и дом-музей стоят в Худерии (Juderia) еврейском квартале Толедо: еврей­ская община в городе была одной из самых богатых и многочислен. До нашего времени сохранились две из одиннадцати средневековых синагог: Трансито и Санта-Марш ла-Бланка. Обе они в XV веке были превращены в христианские храмы. Синагога-дель-Трансито (Sinagoga del Transito, Calle Samuel Levi) была построена на средства Самуэля Леви, дипломата и казна­чея короля Педро Жестокого. За простым фасадом скрывается богатейший интерьер с резным деревянным потолком из кедра, инкрустированным перламутром.

Стены украшены библейскими надписями. Сейчас здесь находится Музей сефардов. Сефардами называют евреев, происходящих из Испании и арабских стран, поскольку Сфарад – еврейское наименование Испании. Пройдя несколько кварталов по Calle Reyes CatoIicos (улица Рейес-Католикос), вы увидите Синагогу-де-Санта-Мария-ла-Бланка (Sinagoga de Santa Maria la Blanca). Судьба этого здания характерна для Толедо, «города трех цивилизаций»: построили здание в 1180 году для мечети, затем его выкупили евреи значительно перестроили и превра­тили в главную синагогу города.

В 1391 году во время погрома в ней убили нескольких евреев, внутрен­нее убранство сожгли, а затем бывшую синагогу стали использовать как казарму и дровяной склад. В 1405 году здание было передано рыцарям ордена Калатравы, кото­рые устроили в нем христианскую церковь. Теперь мечеть-синагога-церковь полностью отреставрирова­на. Обратите внимание на резные капители колонн. Если не считать трех приделов в передней части храма, появившихся в XVI веке, здание до сих пор сохраняет тот вид, в кото­ром оно было в момент превращения его в церковь.

В конце Calle Reyes Catolicos стоит францисканский монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес ( Monasterio de San Juan de los Reyes).   Он был основан королями Изабеллой и Фердинандом в память победы над Пор­тугалией в битве при Торо (1476 год) и предназначался для королевской усыпальницы. Поэтому стены глав­ной монастырской церкви украше­ны гербами и геральдическими щитами королей; однако сами они похоронены в Гранаде.

Как и в боль­шинстве построек Толедо в облике монастыря смешались мавритан­ский и готический стили; особенно интересен внутренний двор обители, построенный в 1504 году и украшенный готической каменной резьбой. На стенах двора висят кандалы христи­анских узников, освобожденных из мавританского плена католически­ми королями. В 1808 году, во время наполеоновских войн, французские войска использовали монастырь как казарму, они уничтожили скульптуры и сожгли библиотеку: здание было серьезно повреждено, однако впо­следствии отреставрировано.

Закончив осмотр монастыря и углубившись опять в переплетение узких (часто безымянных) улочек, поднимающихся наверх, в сторону собора, постарайтесь выйти к цер­кви Сан-Роман (Iglesiade San Roman) на Calle San Clemente (улица Сан-Клементе). Она была постро­ена вестготами в VI веке, затем пере­строена мудехарами. Храм предста­вляет собой удивительное сочетание различных культур: потомки мавров расписали стены храма в романском стиле и поставили большой ренес­сансный купол. Сейчас в храме открыт уникальный Музей вестгот­ского искусства (Conciliosy Cultura Visigoda, Calle San Roman).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*