В середине XIII века Сукхотай для укрепления своего могущества основал несколько зависимых городов-спутников, самым значимым из которых был Си Сатчаналай (Si Satchanalai), лежащий в 57 километрах выше от Сукхотая на реке Йом. Теперь здесь находится Исторический парк с восстановленными руинами под названием Муанг Као Си Сатчаналай (Muang Као Si Satchanalai).
Обстановка здесь тише, чем в более грандиозном парке Старого Сукхотая, а дополнительными достопримечательностями, влекущими сюда людей, стали ват на берегу реки в соседнем городе Чалиенг (Chalieng), сангкхалокские печи для обжига в Банг Ко Ной и музей текстиля Сатхорн в Новом Си Сатчаналае. Все это достойно внимания.
Содержание статьи
Рекомендации по посещению Си Сатчаналай
Во всех отношениях в Си Сатчаналай лучше приезжать на однодневное путешествие из Сукхотая, так как остановиться здесь негде. Не пытайтесь осмотреть за один день развалины и Си Сатчаналая и Сукхотая, хотя некоторые туры предлагают такую возможность. Очень тоскливо в течение 7-8 часов разглядывать полуразрушенные здания. Быстрее всего добраться на автобусе с кондиционером, связанным с Чианграем, который отходит от автостанции в Новом Сукхотае в 6.40, 9.00, 10.30 и 11.30. Время в пути – около часа.
Из Нового Сукхотая от автостанции каждые 30 минут ходят местные автобусы, время в пути которых занимает 1 час 45 минут. Последний, удобный по времени, обратный автобус уходит из Си Сатчаналая в 16.30, если вы опоздаете на него, вам придётся ждать до 20.00. Большинство автобусов высаживают пассажиров на трассе Highway 101, около указателя на Муанг Као Си Сатчаналай (Muang Као Si Satchanalai), рядом с пунктом проката велосипедов, и примерно в 2 километрах от входа в парк.
Некоторые же автобусы останавливаются в 500 метрах южнее, и в этом случае вам придётся пройти примерно 500 метров на юго-запад по дороге через реку Йом до другого пункта проката, который удобно расположен на перекрёстке дорог, идущих на Исторический парк (1,5 километра на северо-запад) и на Чалиенг (1 километр на юго-восток). Печи для обжига располагаются в 2 километрах севернее парка. Лучший способ осмотра руин – велосипедная прогулка. Прокат велосипеда стоит 20 батов в день. Кроме уже упомянутых пунктов проката, есть магазин в самом парке. Вы можете арендовать мотоцикл в Новом Сукхотае или там же присоединиться к экскурсии.
Исторический парк с парой деревушек в окрестностях красив сам по себе, а в этих деревнях вы можете купить холодные напитки, но не найдёте ничего интересного в плане еды или проживания. Если вы действительно намереваетесь осмотреть Муанг Као Си Сатчаналай на пути куда-либо ещё (к примеру, в Пхрэ или Лампанг) вы можете остановиться в отеле Wang Yom Rasort, где есть выбор довольно дорогих бунгало с вентилятором и кондиционером (и ремесленный центр), расположенных в прекрасном саду в 500 метрах южнее входа в парк, у реки Йом, к западу от трассы Highway 101.
Достопримечательности Си Сатчаналай
Городок Чалиенг и храм Ват Пхра Си Ратана Махатхат
До того как Сукхотай утвердил контроль над этим регионом и основал город Си Сатчаналай, территорией управляли кхмеры, и административным центром был Чалиенг (Chalieng), лежащий всего в 2 километрах восточнее Си Сатчаналая. Обрамлённый излучиной реки Йом единственный храм Ват Пхра Си Ратана Махатхат (Wat Phra Si Rattana Mahathat) – вот всё что осталось сегодня от Чалиенга. Этот храм наиболее полно передаёт атмосферу района Сукхотая. Изначально Ват Пхра Си Ратана Махатхат был кхмерским храмом, а позже использовался королями Сукхотая.
Ват представляет собой небольшой комплекс из двух разрушенных вихарнов, стоящих с востока и запада от центральной чеди. От западного вихарна сохранились только два изображения Будды, сидящих друг напротив друга на помосте, заросшем растениями. Будды безнадёжно уставились на обломки колонн, которые изначально поддерживали крышу над их головой; последняя давно уже погребена под травой, которую успешно выращивают для скота. Огромный стоящий Будда, подобный статуям в сукхотайском Вате Махатхат, выглядывает из ближайшего мондопа.
Более важный вихарн присоединяется с востока к центральной чеди в шриланкийском стиле и окружён осевшей стеной из латеритовых блоков. Зайдя внутрь через полузатопленные восточные ворота, вы пройдёте под огромной резной дверной перемычкой, вырубленной из единого куска камня. Будда, сидящий посередине западной части вихарна, выполнен в типичном сукхотайском стиле, так же как и возвышающийся гипсовый рельеф идущего Будды слева, который считается одним из лучших образцов этого стиля.
Исторический парк Муанг Као Си Сатчаналай
Муанг Као Си Сатчаналай (Muang Као Si Satchanalai) (ежедневно с 8.00 до 16.00; 40 батов плюс 10-50 батов дополнительно, в зависимости от вашего транспорта, или бесплатно, если у вас единый билет Сукхотай-Си Сатчаналай) был построен в качестве имитации древнего города. Си Сатчаналай, который рекламируется не так активно, как Сукхотай, видит гораздо меньше туристов и поэтому, что примечательно, избежал чрезмерно усердного улучшения пейзажа, которое постигло его более популярного соседа. Этот парк более компактный, и, пожалуй, ему не хватает сверкания храмов.
Все развалины пронумерованы, и потому имеет смысл исследовать их по порядку. Начните с храма со слоном – Вата Чанг Лом (Wat Chiang Lorn), где привлекает внимание огромная, колоколообразная чеди в шриланкийском стиле, которая стоит на квадратной платформе с 39 опорами в виде слонов в натуральную величину. Многие слоны хорошо отреставрированы, а большая часть из побелённых тел осталась невредимой; у других же виден латеритовый скелет. Через дорогу от Вата Чанг Лом стоят семь рядов маленьких чеди Вата Чеди Джет Тэу (Wat Chedi Jet Taew), которые, предположительно, хранят в себе прах правителей Си Сатчаналая.
Благодаря этому ват является самым важным храмом древнего города. Одна из чеди – это уменьшенная копия лотосовой чеди Вата Махатхат в Сукхотае. Среди остальных есть несколько копий других важных ватов окрестностей. Если вы немного пройдёте по дороге на юго-восток от Вата Чеди Джет Тэу, вы окажетесь перед Ватом Нанг Пхья (Wat Nang Phya), отличающимся оригинальными рельефными изображениями из гипса на стенах вихарна, которые сохранились в идеальном состоянии.
Гипс – это тот материал, который затвердевает сразу после применения и плохо переносит дожди, таким образом, вопрос о его выживании в течение семи веков остаётся открытым. В стене с балюстрадой есть длинные узкие окна, которые полностью покрыты замысловатыми цветочными узорами. Справа, если идти обратно к Вату Чанг Лом, возвышается Ват Суан Утаян Ной (Wat Suan Uthayan Noi), где находится несколько изображений Будды, сделанных ещё в Си Сатчаналае.
К северу от Вата Чанг Лом на холме вы увидите развалины Вата Кхао Пханом Плеунг (Wat Khao Phanom Pleung) и Вата Кхао Суан Кхири (Wat Khao Suan Khiri), с которых открывается чудесный вид на различные участки древнего города. Единственная сохранившаяся чеди Вата Кхао Пханом Плеунг стоит на вершине самого низкого холма, а по бокам от неё когда-то стояли маленькие чеди, построенные для хранения праха наиболее значимых жителей Си Сатчаналая – тех, кто заслужил особую память, но не таких успешных, чтобы быть похороненными в Вате Чеди Джет Тэу.
Предположительно, храм получил своё имя, которое означает «Гора Священного Огня», из-за того, что на вершине холма проводился ритуал кремации. Огромная чеди Вата Кхао Суан Кхири венчает вершину холма в 200 метрах к северо-западу. Она определённо знавала лучшие времена. Однако с её полуразрушенной платформы открывается отличная панорама, с юга на главные руины города, с севера – на стены города и входные ворота, и ради этих видов сюда стоит взобраться.
Сангкхалокские печи для обжига
Территория вокруг Сукхотая, богато наделённая высококачественной глиной – в период Аюттхаи известная как Саванкхалок или Сангкхалок, – имела международную репутацию центра керамической промышленности с середины XIV до конца XV века. Здесь производили вещи, которые и сейчас занимают место среди лучших изделий в мире. Во время раскопок в Си Сатчаналае и его окрестностях было найдено более 200 печей для обжига, а по приблизительным подсчётам, всего их тут было более тысячи.
В двух километрах выше по течению от Муанг Као Си Сатчаналая, в Банг Ка Ной (Bang Ка Noi) находится Центр сохранения сангкхалокских печей (ежедневно с 9.00 до 16.30; 30 батов или бесплатно, если у вас единый билет Сукхотай-Си Сатчаналай). Здесь хранятся предметы, найденные при раскопках, а две печи закрыты крышей как музейные экспонаты. К сожалению, здесь очень мало надписей на английском, объясняющих, как работают печи.
Однако маленькая выставка сангкхалокской керамики даёт представление о том, какие вещи в ней обжигали. Все работы делятся на три большие группы: домашняя утварь, например горшки, украшенные тарелки и коробочки с крышками; декоративные изделия, такие как статуэтки, храмовые скульптуры и черепица для храмовых крыш; и изделия для экспорта, в частности в Индонезию и Филиппины, где огромные сангкхалокские кувшины использовались как погребальные урны.
Большая часть сангкхалокской керамики покрывалась глазурью – серо-зелёный селадон, вероятно, пришедший с китайскими гончарами-иммигрантами, был особенно популярен – и обычно украшалась рыбками и хризантемами. В нескольких музеях Таиланда есть коллекции керамики как из Си Сатчаналая, так и из Сукхотая под общим названием «Сангкхалокская керамика», а кроме того, совсем рядом с Новым Сукхотаем хранится коллекция специальных сангкхалокских инструментов.
Музей текстиля Сатхорн
Современный Си Сатчаналай, лежащий в 11 километрах южнее развалин Си Сатчаналая, стоит посетить ради музея текстиля Сатхорн (Sathorn Textile Museum). Он расположен в северном конце узкого, как лента, города, с восточной стороны трассы Highway 101. В музее хранится частная коллекция Кхуна Саттхорна, который также держит магазин тканей по соседству. Он сам или кто-либо из служащих открывают комнату, в которой находится выставка для любого, кто проявит интерес.
Пансион Lotus Village в Новом Сукхотае включает посещение музея в программу однодневного путешествия по Си Сатчаналаю. Кроме того, вы можете приехать сюда на автобусе, выйдя на остановке в современном Си Сатчаналае. Большинство текстильных изделий на экспозиции привезли из соседней деревни Хат Сью (Hat Siew), чьи ткачи давно уже специализируются на искусстве тин ток, или вышивке по краю одежды.
Так вышивается низ саронга и пхасина (женского саронга), куда нашивается дополнительная полоса ткани, обычно расшитая изящными узорами. Некоторым из представленных на выставке образцов больше ста лет, и на многих из мотивов вышивки тин ток имеют символическое значение, показывающее, для чего использовалась одежда. Свадебный саронг, или пхасин, например, обычно имел двойное изображение, к примеру, двух птиц, смотрящих друг на друга.
Часто умельцы из Хат Сью изображали слонов; предполагается, что это имеет отношение к обычаю этой деревни, когда молодой человек, который должен стать монахом, участвует в торжественном шествии на слонах на церемонии посвящения в храме. Традиция продолжает жить, и шествие на слонах проходит каждый год 7 и 8 апреля при церемонии массового посвящения. Современные текстильные изделия Хат Сью продаются в магазине Сатхорн по соседству и в других магазинах, расположенных южнее по главной дороге.