На левом берегу Мойки напротив Летнего сада стоит Инженерный замок, в котором был убит император Павел. Сейчас это филиал Русского музея. Выразительный фасад и шпиль манят туристов дальше – к основному зданию Русского музея, на площадь Искусств. В Михайловском саду можно отдохнуть от уличного шума. Подходя к Инженерному замку по набережной Фонтанки, вы можете увидеть людей, которые, перегнувшись через перила, смотрят вниз.
Там под набережной находится маленький памятник Чижику-пыжику. Жёлто-зелёное оперение этой птички по цвету соответствует форме студентов младших курсов царского времени. Кто не знает песенку: «Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил». Это был первый памятник, поставленный в перестроечные годы не учреждением, а частным лицом. Статую иногда крадут, но на её место ставят новую. Чижик-пыжик стал своеобразным талисманом города, и русские бросают на его постамент монетки, даже когда Чижика нет на месте.
Содержание статьи
Инженерный (Михайловский) замок
Инженерный (или Михайловский) замок овеян мрачными легендами, и его дух неразрывно связан с личностью венценосного хозяина. Император Павел I заказал эту укреплённую резиденцию вскоре после своего восшествия на престол в 1796 году. Чтобы расчистить место для замка, пришлось сжечь дотла деревянный дворец, построенный Растрелли для императрицы Елизаветы. Решение уничтожить елизаветинский дворец имело для царя тайный символический смысл. Растрелли был незаконнорожденным сыном Елизаветы, а сам Павел всю жизнь страдал от того, что многие считали его самого незаконнорожденным. Но больше всего на свете Павел желал бы стереть память о своей ненавистной матери Екатерине II.
Павел поручил строительство архитектору Винченцо Бренна. Название «Михайловский» было выбрано потому, что одному из павловских гвардейцев во сне явился архангел Михаил. Как бы в насмешку над вкусами Екатерины II, которая любила архитектурное единство здания, Павел выбрал для каждого фасада свой стиль. Большую часть материала для постройки, а также практически все предметы внутреннего убранства он взял из дворцов своей матери. Павел настоял на том, чтобы его монограмма была в замке повсюду. Она повторена здесь более восьми тысяч раз.
Павел переехал в замок в феврале 1801 года, ещё до того, как высохла краска. Царь постоянно опасался, что его убьют, как его отца Петра III, поэтому он приказал окружить замок рвом с подъёмными мостами. Возле мостов были установлены орудия. Рядом с опочивальней находилась потайная дверь, а за ней секретный ход, чтобы бежать в случае опасности. Но, несмотря на все эти предосторожности, всего через сорок дней худшие опасения Павла сбылись, и он был задушен в собственной спальне. Как место цареубийства замок был неприятен императорской семье, и здание передали Инженерному училищу. В это училище в возрасте 16 лет был записан Ф.М. Достоевский.
После революции в замке помещалась библиотека, институты и архив. Реставрация началась в 1980-е годы. Затем замок был передан Русскому музею. В отреставрированных парадных апартаментах выставлены произведения искусства из богатой музейной коллекции. Этот филиал Русского музея работает по понедельникам с 10.00 до 17.00, со среды по воскресенье – с 10.00 до 18.00. Другие части замка, в частности место убийства Павла, можно осмотреть, заказав экскурсию заранее – за пять дней. Замок был построен под впечатлением от загородного дворца французского принца Конде, который Павел видел во время поездки в Европу. Стены были окрашены в абрикосовый цвет.
Говорят, что Павел выбрал этот оттенок потому, что такого цвета были перчатки у его фаворитки. Одна гадалка предсказала, что Павел проживёт ровно столько лет, сколько букв в надписи на портике южного фасада. Мрачное пророчество сбылось, когда император погиб в 47 лет. В восьмиугольном дворе замка стоит недавно установленный памятник Павлу. Император изображён на троне, в высоких сапогах, со скипетром и державой в руках. Эта величественная поза, которую он так любил, выглядит жалко и показывает тщетность его амбиций. В музее есть модель рвов и подъёмных мостов, первоначально окружавших замок. Возможно, всё это даже будет воссоздано, если найдутся средства.
Большая мраморная лестница ведёт в парадные залы. Возле неё висит копия картины «Умирающая Клеопатра» (оригинал хранится в Эрмитаже). Тёмно-красный тронный зал жены Павла Марии Фёдоровны украшен позолотой и кариатидами. Не менее пышно отделана и столовая, в которой царь ужинал за два часа до смерти. В его дни в сводчатой Античной галерее были статуи, которые теперь находятся в Эрмитаже, бронзовые двери и четыре гобелена по произведениям Рафаэля (подарок Людовика XVI).
Сейчас в этой галерее, а также в нескольких залах, принадлежавших Павлу и его сыну Константину, висят портреты XVIII и XIX веков, пейзажи и аллегорические полотна из собрания Русского музея. Личные покои Павла давно перестроены. На их месте – лабиринт коридоров – служебные помещения музея. Их можно осмотреть только во время специальной экскурсии. Спальня, в которой произошло трагическое событие, превращена в часовню. Однако лестница, по которой поднимались заговорщики, сохранилась до наших дней.
Убийцы быстро нашли царя, так как среди них был офицер, обязанностью которого было докладывать царю важные политические новости в любое время дня и ночи. Судьбу Павла окончательно решила его последняя ошибка – вместо того чтобы бежать через секретный подземный ход, император попытался спрятаться в спальне своей любовницы, и путь к спасению был отрезан. Экскурсия завершается внизу, в симпатичной церкви с мраморными колоннами. Здесь состоялось венчание композитора М.И. Глинки.
Вокруг Инженерного (Михайловского) замка
В 1820-е годы к югу от замка, на том месте, где некогда находился павловский плац, Росси заложил триумфальную Кленовую аллею. В начале аллеи – конный памятник Петру Великому, установленный Павлом I. Краткая надпись на постаменте гласит: «Прадеду от правнука». Павел, которого считали незаконнорожденным, хотел этим показать всем, что он потомок Петра. Между Кленовой аллеей (улицей) и набережной Фонтанки находится цирк.
В конце аллеи стоят два павильона, в которых размещались павловские гвардейцы, охранявшие проход к замку. На противоположной стороне Инженерной улицы находится Зимний стадион – бывший Михайловский манеж, императорская школа верховой езды. Манеж был построен архитектором К. Росси в 1820-е годы. Во время революции в Манеже размещалась база бронемашин. Итальянская улица ведёт от Манежной площади, имеющей форму треугольника, к площади Искусств и Русскому музею.
Площадь Искусств и Михайловский сад
В начале XIX века Карло Росси создал архитектурный ансамбль площади Искусств. Фасады всех домов были выдержаны в классическом стиле. Первоначально площадь называлась «Михайловской» по главному зданию – Михайловскому дворцу. В советское время её переименовали в площадь Искусств. Вокруг неё, действительно, размещается ряд художественных институтов. В 1957 году в центре площади был установлен памятник A.C. Пушкину работы ведущего послевоенного архитектора города Михаила Аникушина. Помимо Михайловского дворца вы можете посетить музей Исаака Бродского (площадь Искусств, дом 3).
В этом доме некогда жил Исаак Бродский, видный художник, работавший в жанре социалистического реализма. Ему принадлежит известный идеологический шедевр «Ленин в Смольном». В коллекции художника представлено около 800 небольших работ Репина, Левитана, Крамского и других передвижников, а также несколько собственных полотен. На углу площади Искусств находится воссозданный литературно-художественный арт-подвал «Бродячая собака» (кафе). Сюда до революции заходили поэты В. Маяковский, А. Ахматова и другие знаменитости. В наши дни знаменитости туда не заглядывают, зато много туристических групп.
Михайловский дворец: Русский музей и Российский этнографический музей
Одновременно с работой над зданием Главного штаба К. Росси проектировал и Михайловский дворец. Оба эти сооружения в полной мере отражают имперский стиль александровской эпохи, однако воплощают несколько разные направления. Если в архитектуре Главного штаба преобладают величественно-грозные военные мотивы, то Михайловский дворец – образец строгого классицизма. Бледно-жёлтый фасад дворца украшен длинным рядом коринфских колонн.
К сожалению, от интерьеров Росси мало что осталось. Сохранилась только главная лестница и строгий Белый зал, который ныне служит одним из выставочных помещений Русского музея. Музей занимает центральную и западную части здания. Эту коллекцию российского искусства должен увидеть каждый приезжающий в Санкт-Петербург. В начале 1900-х годов на месте восточного крыла дворца и конюшен была возведена пристройка для этнографической коллекции, которая впоследствии стала Российским этнографическим музеем.
Этот интересный музей рассказывает о великом множестве народов, живших на территории Российской империи и Советского Союза, в том числе и таких, которые сейчас вышли из состава Российского государства. В экспозиции выставлены образцы народного декоративно-прикладного искусства, национальные костюмы, орудия труда, реконструкции жилищ и другие элементы быта населения самых разных регионов – от Прибалтики до Монголии. Главный зал украшен огромным фризом, на котором изображены рабочие и крестьяне всех народов Советского Союза.
Большой раздел посвящён быту российского крестьянства, составлявшего до революции 90 процентов населения. На втором этаже есть экспозиция, посвящённая народам Северного Кавказа. Экспозиция следующего зала представляет многочисленные этнические группы Поволжья и Урала. Самая многочисленная из них – татары, на втором месте стоят башкиры, на третьем – чуваши. Самую низкую численность имеют финно-угорские народности: мордва, удмурты, марийцы и коми. Их языки принадлежат к той же группе, что эстонский, венгерский и финский.
На южном балконе второго этажа представлена экспозиция, посвящённая немногочисленным, сохранившимся до наших дней кочевым племенам Сибири – эвенкам и нанайцам. Эти кочевники постоянно перемещаются с места на место, чтобы их северные олени паслись на свежих пастбищах. Более многочисленные буряты до революции тоже вели кочевой образ жизни. Сейчас большинство бурятов стали оседлыми жителями Прибайкалья, их основная религия – буддизм.
Ещё одна большая национальная группа, представленная в экспозиции, – это якуты. Их язык и культура не только сохранились до наших дней, но даже процветают. Первый этаж восточного крыла посвящён славянским народам, прежде всего самым многочисленным – русским, украинцам и белорусам. Оба балкона второго этажа занимает выставка современного народного искусства. Там есть и матрёшки, и жостовские подносы, и палехские шкатулки. Южные залы посвящены казахам и туркменам. Внимание интуристов особенно привлекает традиционная казахская юрта.
При музее работает Детский центр, где мастера обучают ребят ремёслам: ткачеству, изготовлению гравюр и гончарному делу. За дворцом раскинулся Михайловский сад с широкими лужайками и тенистыми аллеями. Там особенно приятно гулять в летнюю жару. В период белых ночей здесь можно увидеть людей, играющих в бадминтон даже в три часа ночи. В Михайловском саду нередко устраивают концерты на открытом воздухе (афиши этих концертов обычно висят у главного входа).
Театр оперы и балета и Филармония
На западной стороне площади Искусств находится Театр оперы и балета имени Мусоргского (Михайловский театр). Это второй после Мариинского оперный театр Петербурга. Здание построено в соответствии с общим планом К. Росси, но его непосредственным создателем был архитектор Александр Брюллов. Росси построил здание другого музыкального здания, выходящего на площадь, – Большого зала Санкт-Петербургской филармонии. Оно стоит на углу Михайловской и Итальянской улиц.
Оба здания связаны с именем композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975 годы). В 1934 году в Театре оперы и балета состоялась премьера его оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Сначала публика и специалисты восприняли её с большим одобрением. Однако всего через два года творчество Шостаковича было подвергнуто жестокой критике. В газете «Правда» появилась разгромная статья «Сумбур вместо музыки». Официальная власть то одобряла, то отвергала музыку Шостаковича.
Самым большим успехом композитора стала «Ленинградская симфония», написанная во время блокады Ленинграда. Композитор написал первые три части в осаждённом городе. Шостакович отрывался от своих нот каждый раз, когда звучала сирена воздушной тревоги. Затем композитора эвакуировали в Куйбышев (сейчас Самара), и там он закончил это произведение. 9 августа 1942 года симфония была передана по радио на всю страну (некоторые оркестранты были в военной форме, так как только что специально для этого прибыли с фронта).
Появление симфонии стало не столько музыкальным, сколько патриотическим событием, способствовавшим укреплению духа народа в годы лишений и страданий. Однако, несмотря на это, Шостакович стал одной из первых жертв так называемой «ждановщины», послевоенной кампании против деятелей искусств. В произведениях композитора усмотрели «формализм» и «антидемократические тенденции». До самой смерти у Д.Д. Шостаковича были непростые отношения с властью.
Здание Филармонии тоже могло бы вспомнить немало музыкальных событий мирового значения. Например, в 1824 году в этих стенах прошла премьера «Торжественной мессы» Бетховена, а в 1893 году – премьера Шестой симфонии П.И. Чайковского (композитор умер вскоре после завершения этого произведения). Здесь же в 1905 году, через несколько дней после Кровавого воскресенья, состоялся российский дебют знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан.
Инженерный (Михайловский) замок на карте Санкт-Петербурга