Чтобы подойти к Зимнему дворцу по самому красивому маршруту, поверните с Невского проспекта направо на Большую Морскую улицу. Этот отрезок улицы проложен архитектором К. Росси как раз по так называемому Пулковскому меридиану (царскому эквиваленту Гринвичского меридиана). Благодаря этому в полдень ряды домов не отбрасывают тени. Когда вы пройдёте под тройной аркой Главного штаба (также построенного Росси), перед вами откроется дивный вид на Дворцовую площадь с Александровской колонной и Зимним дворцом. Здания, возведённые Росси, наилучшим образом обрамляют архитектурный ансамбль Дворцовой площади.
Содержание статьи
Дворцовая площадь
Дворцовая площадь – одно из самых красивых мест города на Неве. Она представляет огромный интерес не только с архитектурной, но и с исторической точки зрения. Здесь происходили и пышные торжества, и драматические события, которые повлияли не только на жизнь города, но и всей страны. На Дворцовой площади гвардейцы провозгласили Екатерину II императрицей. Последующие правители устраивали здесь красочные военные парады. В 1905 году площадь явилась центром событий так называемого «Кровавого воскресенья», ставшего началом революции.
9 января 1905 года поп Гапон, руководитель «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», который, как потом выяснилось, был провокатором и получал деньги от секретной полиции, привёл на площадь тысячи стачечников с семьями. Демонстранты были безоружны. Они несли религиозные знамёна, портреты императора и императрицы и хотели подать петицию Николаю II (который, кстати, в это время был не во дворце, а в Царском Селе). Преображенские гвардейцы открыли по толпе огонь без предупреждения. Свыше одной тысячи человек было убито и две тысячи – ранено.
Сам Гапон позже был обвинён в предательстве и повешен революционерами на финском озёрном курорте в 1906 году. После трагических событий в столице царя стали называть «Николай Кровавый». Однако когда в 1914 году разразилась Первая мировая война, страну охватила волна горячего патриотизма; неприязнь к царю сменилась невиданным почитанием, ведь монарх был символом державы. Сотни тысяч людей на площади становились на колени и пели «Боже, царя храни», когда он выходил из Зимнего дворца. И всё-таки, несмотря на это, всего через три года царская власть пала, произошла Февральская революция 1917 года.
Временное правительство Керенского приняло решение продолжать войну, вызвав тем самым недовольство народа. Поэтому большевики, выдвинув лозунг «Мир, хлеб, земля», получили поддержку измученных лишениями людей и благодаря этому смогли совершить вторую революцию. 25 октября 1917 года Дворцовая площадь стала свидетелем знаменитого штурма Зимнего дворца. Это событие обессмертил режиссёр Эйзенштейн в фильме «Октябрь». К 10 часам утра большевики заняли все ключевые точки города, и Ленин объявил о том, что Временное правительство пало. На самом деле это произошло лишь вечером.
В 21.40 раздался знаменитый холостой выстрел крейсера «Аврора», и начался штурм Зимнего дворца. А уже в 22.00 в казачьем отряде, защищавшем правительство началось массовое дезертирство. Продолжали сопротивляться только кадеты и Женский батальон. Рано утром их убедили сложить оружие, и большая группа большевиков ворвалась во дворец с бокового входа. Революционеры прошли через длинный ряд дворцовых залов и арестовали Временное правительство. Киноверсия С. Эйзенштейна появилась в 1928 году, но к тому времени миф о грозном движении огромных масс людей через площадь уже был частью советской «истории». Его возникновению способствовала крупномасштабная театральная постановка, устроенная на площади в первую годовщину Октябрьской революции.
В 1918 году группа художников, среди которых были Натан Альтман и Марк Шагал, преобразили площадь, покрыв Александровскую колонну, Зимний дворец и Главный штаб скульптурами и холстами с авангардной живописью. Площадь холстов составляла более 5 тысяч метров. Во время третьей годовщины в 1920 году при свете огромных дуговых прожекторов батальон Красной армии и тысячи горожан изображали штурм дворца. При этом пятьдесят актёров, наряженных Керенскими, произносили один и тот же текст и делали одинаковые жесты на сцене, оформленной в футуристическом стиле (на самом деле Керенского в Зимнем в день штурма не было).
В 1991 году Дворцовая площадь стала центром событий во время референдума по переименованию города. Группы людей собирались и произносили речи. Одни отстаивали советское название «Ленинград», другие – дореволюционное – «Санкт-Петербург». Во время государственного переворота (путча) в августе того же года мэр города A.A. Собчак выступал здесь перед собранием 150 тысяч горожан.
Петербуржцы протестовали против переворота и выказывали поддержку Борису Ельцину. В наши дни на площади время от времени тоже происходят политические митинги. Однако чаще там можно увидеть туристов, любителей скейтбординга и рекламных агентов, предлагающих автобусные экскурсии по городу и в императорские дворцы. Иногда на Дворцовой площади проходят музыкальные и пивные фестивали.
Александровская колонна
Как только в 1812 году французские войска начали отступать из Москвы, в центре Дворцовой площади было решено возвести монумент в память победы над Наполеоном. Однако работа над этим памятником началась лишь в 1830 году. Исполненная по проекту О. Манферрана Александровская колонна, была открыта в 1834 году. На вершине колонны установлена фигура ангела, который, как считают, имеет портретное сходство с Александром I. Высота колонны 47,5 метров. Это самая высокая триумфальная колонна в мире.
На барельефах, обращённых в сторону Зимнего дворца, изображены две фигуры, символизирующие Неман и Вислу, то есть две большие реки, которые Наполеон пересёк во время похода на Москву. Надпись на памятнике очень простая: «Александру I благодарная Россия». Сооружение колонны потребовало долгой титанической работы. Два года ушло на то, чтобы вырезать из карельского гранита 600-тонный монолит. На транспортировку колонны ушёл год. Удивительная инженерная особенность сооружения состоит в том, что колонна не закреплена на пьедестале, а стоит лишь под тяжестью собственного огромного веса.
Здание Главного штаба
Чтобы завершить архитектурный ансамбль Дворцовой площади, Александр I приобрёл и снёс все частные дома напротив Зимнего дворца и в 1819 году заказал архитектору Карло Росси построить на этом месте здание Главного штаба армии. Это здание обрамляет площадь огромной жёлтой дугой с аркой, построенной в память об Отечественной войне 1812 года. Арка украшена барельефами на военные темы, а сверху на ней установлена статуя Победы на колеснице, запряжённой шестёркой лошадей, которых удерживают два римских воина.
Когда эта огромная тяжёлая конструкция строилась, местные жители начали опасаться, что арка рухнет. В ответ Росси заявил: «Если она упадёт, то я упаду вместе с ней». В доказательство своей правоты он стоял на вершине арки во время снятия лесов. Одно время здание Главного штаба служило и тюрьмой. A.C. Грибоедов провёл там несколько месяцев в 1826 году, когда его подозревали в причастности к декабрьскому восстанию 1825 года. М.Ю. Лермонтов находился там пять дней перед ссылкой на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта», посвящённое A.C. Пушкину. По свидетельству дипломата С. Хоара, за парадным фасадом Главного штаба скрывалось множество неопрятных, дурно пахнущих дворов и грязных проходов. Войти в здание было трудно, а работать в нём – вредно для здоровья.
К началу Первой мировой войны Главный штаб практически не функционировал из-за огромного числа государственных и религиозных праздников. Работа была совершенно дезорганизована ещё и потому, что начальник штаба имел привычку приезжать лишь в 23.00 и работать до 7-8 утра. В Министерстве иностранных дел в восточном крыле Главного штаба тоже царила дезорганизация. В настоящее время часть здания Главного штаба передана Эрмитажу. Теперь там размещаются полотна импрессионистов, постимпрессионистов и современных художников. Однако пока лишь два этажа бывшего Министерства иностранных дел превращены в выставочные помещения.
Второй этаж используют для проведения временных выставок, а третий разбит на две секции. Одна посвящена постимпрессионистам Пьеру Боннару и Морису Дени. Там выставлено пять огромных декоративных панелей Дени «История Психеи», созданных по заказу московского миллионера Саввы Морозова. Вторая секция представляет более шестисот образцов декоративного искусства в императорском стиле – от обеденных сервизов до церемониальных регалий. Эта экспозиция занимает ряд залов, которые некогда служили местом работы министра иностранных дел графа Нессельроде. Не упустите шанс посмотреть коллекцию карикатур царского времени. Для студентов и школьников вход в здание Главного штаба бесплатный, как и в основное здание Эрмитажа.
Зимний дворец
Зимний дворец – самое замечательное барочное здание Петербурга. В то время, когда он был построен, это был самый большой и самый роскошный дворец города. Фасад длиной 200 метров, выходящий на Дворцовую площадь, богато украшен колоннами, двумя ярусами пилястр и балюстрадой со статуями. Зимний дворец – один из самых пышных символов русского самодержавия. Из его окон монархи любовались Дворцовой площадью, Невой и Петропавловской крепостью на другом берегу.
Нынешний Зимний дворец – четвёртый. Первые два были построены для Петра Великого на месте нынешнего Эрмитажного театра и отражали увлечение монарха голландской архитектурой. Остатки фундаментов этих строений обнаружены недавно во время реставрационных работ и сейчас открыты для публики. В 1730 году императрица Анна Иоанновна заказала Бартоломео Растрелли третий дворец вблизи Адмиралтейства. Однако её преемнице Елизавете здание не понравилось и она приказала его перестроить. Перепланировка должна была занять два года и обойтись в 859 555 рублей, однако работы растянулись на целых восемь лет, а расходы превысили 2,5 миллиона.
Новый Зимний дворец должен был явиться воплощением мощи русской монархии. Теперешний вид здания не вполне соответствует тому, что задумал Растрелли. Первоначально фасад был бирюзовый, а украшения белые. В XIX веке здание перекрасили в тёмно-красный цвет, официально принятый для всех государственных учреждений, сейчас стены дворца серовато-зелёные. Пожар 1837 года нанёс зданию огромный ущерб, но восстановили его в кратчайшие сроки. Царский двор снова расположился там всего через 15 месяцев после трагедии.
Малый и Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр
Шли годы, и к Зимнему дворцу, который возвёл Б.Ф. Растрелли, с восточной стороны постепенно пристраивали всё новые и новые здания, причём в этих постройках чувствовалось возрастающее влияние классицизма. Первой пристройкой стал длинный и узкий Малый Эрмитаж. Он был возведён по примеру петровского павильона Эрмитаж в Петергофе и потому получил то же самое, ироническое название. «Эрмитаж» в переводе означает «скит, жилище отшельника». Трудно себе представить что-либо менее похожее на жилище отшельника, чем эта пристройка к Зимнему дворцу.
В Эрмитаже находились личные покои Екатерины Великой. Здесь она разместила свою художественную коллекцию, впоследствии послужившую основой для крупнейшей картинной галереи мира. Следующее здание, Большой Эрмитаж, состоит из двух отдельных строений. «Старый Эрмитаж», обращённый к Неве, был построен в конце XVIII века как хранилище императорской коллекции картин, которая быстро росла. В середине XIX века к нему был пристроен «Новый Эрмитаж». Это было первое в Петербурге здание, предназначенное специально для публичной картинной галереи. Южный фасад украшают десять гранитных атлантов, поддерживающих портик. Их мощные тела как бы застыли в напряжении.
Эрмитажный театр был построен Д. Кваренги в 1775-1784 годах в качестве частного театра Екатерины Великой. Раз в две недели царица устраивала там дипломатические приёмы. В другие дни у неё редко бывало больше двух гостей одновременно. Театр возвели непосредственно на фундаменте петровского Зимнего дома. Он соединён с остальной частью комплекса крытой галереей, которая проходит над Зимней канавкой (раньше эта канавка окружала Петровский дворец). Зимняя канавка и эта галерея стали одной из «визитных карточек» Санкт-Петербурга.
Зимний дворец и Эрмитаж
Первоначально Зимний дворец и Эрмитаж были отдельными зданиями, но сейчас они соединены и представляют собой единый музейный комплекс. Екатерина II построила первый Эрмитаж и собрала художественную коллекцию, которая явилась началом будущего музея. С 1852 года «респектабельные» граждане получили возможность осматривать произведения искусства, однако музей был по-настоящему открыт для публики лишь после Октябрьской революции.
После падения царизма коллекция Эрмитажа сильно увеличилась, так как вобрала в себя конфискованные у владельцев частные собрания. Она пополнилась множеством полотен старых мастеров, ценными предметами декоративно-прикладного искусства и десятками импрессионистских холстов. Первоначально коллекция живописи размещалась только в восточном крыле. Однако сейчас картинная галерея Эрмитажа занимает большинство залов Зимнего дворца.
Зимний дворец Петра Великого и Преображенские казармы
От Зимнего дворца Петра, который иногда называют «Петровским Эрмитажем», сохранилось несколько помещений, которые были обнаружены во время раскопок с 1976 по 1986 год. Их можно осмотреть только во время экскурсии – отдельный вход со стороны Дворцовой набережной, дом 32, возле Зимней канавки. От существовавшего некогда дворца остался двор, галереи по обе стороны от него и личные апартаменты Петра и Екатерины I. Камень и штукатурка выглядят чересчур новыми, но невозможно устоять перед красотой огромных саней, имеющих форму орла, и открытого экипажа, который использовали во время маскарадов.
Интересно также взглянуть на реконструкцию токарной мастерской Петра и других комнат. На стенах висят картины с изображением жанровых сценок кисти голландских живописцев и пейзажи французских художников, приобретённые царём во время путешествия по Европе. Один из самых поразительных экспонатов – это восковая фигура царя в натуральную величину работы Б.К. Растрелли, сделанная в 1725 году по заказу самого Петра.
За Зимней канавкой с южной стороны от Эрмитажного театра находятся бывшие казармы Преображенского полка. Это была первая воинская часть императорской гвардии, и его полковником традиционно считался сам государь. Название полка происходит от села Преображенское, где Пётр провёл свои молодые годы. После смерти Петра гвардейцы фактически стали той силой, которая определяла власть в государстве. Например, Пётр III был свергнут, в частности, за то, что пытался навязать гвардии новую одежду прусского образца. Провозгласив своей императрицей Екатерину, гвардейцы вновь оделись в прежнюю зелёную с красным форму.
Вид с Дворцовой набережной
С Дворцовой набережной открывается замечательная панорама самой широкой части Невы. За рекой возвышается золоченый шпиль Петропавловской крепости. Левее, на Стрелке, гордо стоят красные Ростральные колонны. Справа от крепости начинается Большая Невка, которая разделяет Петроградскую и Выборгскую стороны. Летом от Дворцовой набережной ходят суда в Петергоф. В царское время на этом месте в январе происходила традиционная церемония водосвятия. Богослужение проходило в часовне, которую специально сооружали на замёрзшей Неве.
Зимний дворец на карте Санкт-Петербурга