Рейтинг: 5,00 (Голос: 1)
Загрузка Загрузка...

Каир

Два потока египетской истории сливаются воедино к югу от Дельты, в Каире – самом большом городе исламского мира, раскинувшемся на обоих берегах Нила почти до пирамид, величайших монументов древности. Любого иностранца, приехавшего в Египет, поражает мрачное величие пирамид и кипящая безграничность Каира с его базарами, мечетями, Цитаделью Каира и несравненным Египетским музеем. Практически невозможно устоять и не окунуться в поток уличной жизни, где средневековая торговля и старинные обычаи сосуществуют с космополитической смесью элементов арабской, африканской и европейской культуры.

С тех пор как монголы опустошили Багдад в 1258 году, Каир стал самым большим городом Африки и Среднего Востока. Средневековые арабы называли его Умм Дунъя, «Мать мира», европейцы девятнадцатого века – Великим Каиром. Город и сейчас остается «одним из полудюжины сверхгородов – столиц, превосходящих самих себя и свои страны… и являющихся средоточием целой культуры, идеологии или исторического Момента», как пишет Ян Моррис в своей книге Destinations.

Каир

Египет был целью многих полководцев-завоевателей от Александра Великого до Роммеля, а Каир стал центром арабского мира со времён крестовых походов и остаётся им по сей день. Улем тысячелетней мечети аль-Азхар (в течение столетий являющейся основным центром исламской интеллектуальной жизни) остаётся высшим религиозным авторитетом для миллионов суннитов от Джакарты до Бирмингема. Везде, где говорят по-арабски, ощущается культурное притяжение Каира. Все нити египетского общества сходятся в этом бурлящем мегаполисе.

У египтян этот город имеет два названия: одно древнее, народное, другое – официальное исламское. Первое – Маср, означающее одновременно и столицу, и землю Египта. Это «Город Египет», который бесконечно обновляется и господствует над своим народом, это идея, уходящая корнями в эпоху фараонов (для египтян, находящихся за границей, слово «Маср» обозначает их родную страну; внутри Египта это же название означает столицу). Если понятие «Маср» не имеет временных границ, то другое имя города – Аль-Кахира (Завоеватель) – связано с определённым событием: завоеванием его Фатимидами, которые превратили город в столицу Исламской империи, включавшей в себя современные Ливию, Тунис, Палестину и Сирию. Это название редко услышишь в повседневной речи.

Оба этих архетипа всё ещё живут в сознании. Они зримо воплотились в важнейших египетских памятниках: пирамидах Гизы на краю Ливийской пустыни и возвышающейся над Каирской цитаделью мечети Мухаммеда Али, модернизатора исламского Египта. Между этими монументами раскинулся огромный город цвета песка и пепла, объединяющий непохожие миры, эпохи и социальные контрасты. Каир – это единый организм, в котором удивительным образом сосуществуют средневековые трущобы и пригороды в стиле ар деко, сборщики мусора и вымощенные мрамором аллеи, тележки, запряжённые ослами, и лимузины, благочестие и «клятвы людей, преувеличивающих всё во имя Господа». Каир живёт своими собственными противоречиями.

Это город, который, по выражению Яна Морриса, «почти погибает от собственного же плодородия». Его население оценивается сегодня примерно в 18 миллионов человек, к нему ежедневно прибавляется миллион приезжающих из Дельты сезонных рабочих и тысяча новых переселенцев. Сегодня треть каирских домов не имеет водопровода, четверть – даже канализации. Примерно полмиллиона человек живут на кладбищах – это знаменитые «Города мёртвых». Площадь зелёных насаждений на душу населения составляет около тринадцати квадратных сантиметров – это меньше, чем ладонь ребёнка. Если путешественники прошлого говорили, что воздух Каира пахнет «как горячие кирпичи», у нынешних туристов першит в горле из-за выхлопных газов. Показатели загрязнения воздуха в Каире выше, чем в Лос-Анджелесе: атмосфера в деловой части города такова, что находиться там – всё равно, что выкуривать тридцать сигарет в день.

Уникальность Каира заключается в том, что эта удручающая реальность смягчается народными обычаями. Редкость случаев насилия связана не столько с наличием вооружённых полицейских на каждом углу, сколько с обычаем доушах: при возникновении какого-либо конфликта собирается толпа людей, сдерживающих противников, призывающих их высказаться, выражающих сочувствие их проблемам, и, наконец, успокаивающих их словами: «Маалеш, Маалеш» («Это надо простить»). Повседневная жизнь скрашивается живописными жестами и приветствиями; при несчастьях благодарят Аллаха за милость (в конце концов, могло быть и хуже!). Даже самых бедных могут уважать за благочестие; в мечети миллионер и нищий преклоняют колени рядом.

Мечеть Мухаммеда Али

В кварталах балади и посёлках-пригородах, где живут миллионы сельских мигрантов первого и второго поколения, господствуют ценности родственных и соседских общин, в то время как жизнь Исламского Каира регулируется некими тайными структурами. В общегородском масштабе характерное для колоний различие между «туземными кварталами» и заселёнными иностранцами районами ифранги порождает устойчивое состояние равновесия между богатством и бедностью, западничеством и традиционализмом, удовлетворением и отчаянием. В последнее десятилетие двадцатого столетия целая серия природных и антропогенных бедствий стала дополнительным испытанием для города.

В октябре 1992 года около тысячи человек погибли в результате землетрясения, когда по всему городу рушились построенные из низкокачественных материалов многоэтажные здания и лачуги бедняков. Репутация Каира в глазах иностранцев сильно пострадала после того, как в 1996 году были расстреляны 17 греческих туристов, а год спустя произошёл взрыв бомбы в германском туристическом автобусе, хотя вскоре поток туристов стал постепенно восстанавливаться. Каждый год противоречия усиливаются, запас прочности истощается, а статистика становится всё более мрачной. Прогнозы тенденций дальнейшего развития ситуации предвещают падение в пропасть, но Каир ставит предсказателей в тупик, балансируя на её краю.

Краткая история Каира (Египет)

Каир – это мегаполис-гигант, объединяющий полдюжины городов, самый древний из которых появился через 2500 лет после основания древнего Мемфиса (3100 год до нашей эры), первой столицы фараоновского Египта, немного южнее, на противоположном берегу реки. Во времена расцвета Древнего царства вдоль края пустыни возник обширный некрополь. Фараоны воздвигали величественные погребальные монументы, от первой ступенчатой пирамиды в Саккаре до непревзойдённых пирамид в Гизе. В то же время на другом берегу Нила процветал город жрецов солнечного культа, известный потомкам как древний Гелиополь.

Потребовались века персидского, греческого и римского правления, чтобы стереть с лица Земли оба города, но к этому времени на противоположном берегу вырос новый укреплённый город. Вавилон Египетский стал началом истории, кульминацией которой стал современный Каир. Первая глава рассказа о городе называется «Старый Каир». Угнетаемые иностранными правителями жители Вавилона почти с радостью встретили исламское воинство, которое завоевало Египет в 641 году. По стратегическим и идеологическим причинам их генерал Амр решил основать новое поселение за стенами Вавилона – Фустат, «Палаточный город», который превратился в высокоразвитую столицу, пока в Европе ещё царило Средневековье.

Под властью династий халифов, которые правили Исламской империей из Ирака, были основаны ещё три города, каждый раз – к северо-востоку от предшественника, который в свою очередь был заброшен или разрушен. Когда в 969 году шииты-Фатимиды завоевали халифат, они выстроили совершенно новый, обнесённый стенами город – Аль-Кахиру за пределами этих полузаброшенных селений. Фатимидский Каир впоследствии стал ядром значительно увеличившейся в размерах и сильной столицы, которую Салах-ад-Дин (Саладин) оставил династии Айюбидов в 1193 году. Но опора Айюбидов на ввозившихся из-за границы воинов-рабов – мамлюков – привела к их падению: в конце концов мамлки взяли власть в свои руки, начав новую эпоху в истории страны.

Мамлюкский Каир вобрал в себя все более ранние города, Цитадель Салах ад-Дина (где жили султаны), северный порт Булак и обширные кладбища и свалки за стенами. Мамлюкские султаны – Бейбарс, Калаун, Баркук и Каитбей – воздвигали мечети, мавзолеи и караван-сараи, которые и сейчас предают благородный вид району, известному под названием «Исламский Каир».

Цитадель Салах ад-Дина

Районы Каира (Египет)

В Каире так много того, что можно посмотреть (а поначалу – попросту не заметить), что вы можете провести здесь несколько недель и лишь скользнуть по поверхности. Но все приезжающие в этот город вскоре понимают, что они не могут остаться здесь надолго по множеству причин. Перенаселённость, климат и загрязнение окружающей среды не позволяют этого, да и культурный шок весьма чувствителен. Люди, незнакомые с арабским образом жизни, мало что понимают в окружающем, постоянно приезжающие – ожидают обмана, да и сами каирцы не знают всего в своём городе. Негативные стороны жизни больше всего сказываются на новоприбывших, поскольку наибольшее напряжение создают именно основные туристические достопримечательности Каира.

День на базаре Хан эль-Халили может показаться практическим курсом по противостоянию навязчивым торговцам и умению не дать бакшиш. Но обычно каирцы выглядят дружелюбнейшими и очень душевными людьми. Они должны быть такими, чтобы жить под невыносимым давлением обстоятельств, не взрываясь. Их хитрый ум и проницательность делают претензии и скрытность бессильными, их изобретательность помогает выносить ужасные условия жизни. Когда вы начинаете постепенно понимать это, Каир становится для вас совершенно иным, гораздо более привлекательным местом.

Большинство людей предпочитают сначала познакомиться с центральным Каиром, прежде чем приниматься за более древние, исламские кварталы. Ведь даже в этом сильно вестернизированном деловом квартале, известном как вуст аль-Балад, культурный шок может быть очень сильным. За пределами неприкосновенной территории роскошных отелей возле Нила толпы людей и тысячи транспортных средств ведут постоянную борьбу за жизненное пространство в пропитанном выхлопными газами воздухе; непрерывно свистящие полицейские регулируют движение такси и лимузинов, запряжённых ослами повозок и автобусов; служащие контор плечом к плечу идут с жителями традиционных кварталов балади, нубийцами и солдатами.

Тротуары и прохладные вестибюли жилых домов в стиле ар деко или ампир являются пожизненным пристанищем для многих торговцев и привратников – основных источников слухов в Каире. На крышах домов, над потрескавшимися фронтонами домов и рекламными щитами, понастроены голубятни и дополнительные помещения – просторная альтернатива улицам внизу, ещё один город над городским центром.

Этот район представляет собой неправильный треугольник, ограниченный вокзалом Рамсес, Мидан Атаба и Гарден-Сити, достаточно компактный, чтобы его можно было осмотреть во время пешей прогулки. Только в квартал Рамсес и дальние уголки Гарден-Сити придётся добираться на каком-нибудь транспорте. В сердце центрального Каира находится широкое пространство Мидан Тахрир. Площадь является основным транспортным узлом, а самая знаменитая достопримечательность Мидан Тахрир – Египетский музей, обладающий лучшей коллекцией древнеегипетских памятников в мире.

  • Исламский Каир

Границы старой части города очерчивались рекой и горами отбросов, замком, акведуком и брошенными трущобами. Базары по большей части располагались в густозаселённых кварталах северо-востока, угнездившись и паразитируя на развалинах старых Фатимидских дворцов, а в глубине торговых улиц скрывались маленькие дворики и большие жилые дома, где теснились общины, связанные между собой узами кланового и религиозного родства. Город был похож на помрачившийся рассудок, отражение древних желаний и смутных воспоминаний об исчезнувших династиях (так писал Роберт Ирвин, «Арабский кошмар»).

Египетский музей (Центральный Каир)

Исламский Каир питает фантазии и разрушает определённость. Немногие иностранцы, попадая к нему в пасть, не ощущают одновременно чувства восторга и трепета. Улицы узкие и переполненные, скользкие от ослиных испражнений и воды из прорванных водопроводов, над ними нависают зарешечённые балконы. Мечети, базары и средневековые переулки. Запах шиша и жареных потрохов, разносящийся по аллеям. Крики муэдзинов «аллах Акбар» (Аллах велик) и мольбы нищих «Йа моханним, йа рабб» (О господин, смилуйтесь). Всё это такая же неотъемлемая часть уличной жизни, как и ремесленники и лоточники с тележками. Виды, звуки, запахи и всевозможные неожиданности переносят вас назад во времени, и даже если вы заблудились или потратили немного денег на бакшиш, – впечатления того стоят.

Вы можете чудесно провести время, исследуя этот квартал города и не зная при этом ничего о его истории или архитектуре, но чтобы описать Исламский Каир, придётся обратиться и к тому, и к другому. Исламская архитектура имеет собственные правила, условности и стили. Большинство построек названы в честь их основателей, современные исламские фундаменталисты отвергают их как месджид эль-дерар – мечети, построенные для собственного прославления.

Землетрясение 1992 года стало причиной значительных разрушений в Исламском Каире, хотя именно благодаря этому немалому количеству мечетей и памятников было постепенно возвращено их прежнее великолепие после десятилетий забвения. Во многих случаях восстановление осуществлялось при финансовой помощи различных организаций – Американского исследовательского центра, Всемирного фонда охраны памятников и т. д. Следствием этого, к сожалению, стало также и то, что многие памятники Исламского Каира в настоящее время закрыты для публики. Но всё равно остаётся ещё такое множество объектов, которые не оставят вам свободного времени, и вы можете счастливо проводить дни и даже недели, исследуя этот район и всё время открывая что-то новое для себя.

  • Старый Каир

Южную часть города можно разделить на три основных района, самый интересный из которых – Старый Каир (Маср аль-Кадима), связывающий воедино Египет фараонов и исламскую цивилизацию. Именно здесь находился город-крепость Вавилон, где, по преданию, укрывалось святое Святое семейство. Со временем район превратился в христианский центр, сейчас это сердце коптской коптской общины Каира. Здесь находятся несколько средневековых церквей, прекрасный Коптский музей и создающая специфическую атмосферу синагога.

Район полностью затмевает Фустат – первое место поселения мусульман в Египте, от которого мало что осталось, кроме сильно изменившейся мечети аль-Амр, – и совершенно неинтересные южные пригороды Маади и Хелуан. Со Старым Каиром связан мостом остров Рода, где можно увидеть почтенного возраста ниломер и дворец Маньял – великолепный образчик «китча». Ниломер лучше всего посетить заодно с экскурсией по Коптскому Каиру, а до дворца удобнее добраться из центра Каира.

  • Гезира и западный берег

Протекая через Каир, Нил делится на рукава и образует два крупных острова – Рода и Гезира. Остров Гезира находится дальше от центра, чем Рода, здесь гораздо больше простора и зелени, чем в остальных районах Каира. Автомобильные эстакады над островом обеспечивают дорожное движение в районе на западном берегу Нила, известные под общим названием Гиза и составляющие отдельную мухафазу. К югу находится рабочий район Имбаба – место, где раньше находился главный каирский рынок верблюдов.

По сравнению с соседним районом Агуза, где на набережной по ночам кипит жизнь, и тем более с претенциозным Мухандесином, построенным в далласском стиле, это совсем другой мир. Дальше к юго-востоку расположен район Докки, богатые анклавы которого сменяются рынками балади, зелёными просторами Каирского зоопарка и разбросанными университетскими корпусами, а за ними пыльная полоса Гизы тянется до самых пирамид. Транспорт и коммунальные службы Гизы интегрированы в единую систему с каирскими.

Дворец Сакакини

  • Северные пригороды Каира

За последнее столетие северные пригороды Каира поглотили собой деревни и фермы и распространились далеко в пустыню, образовав огромную дугу жилых кварталов, идущих от Нила до холмов Мукаттам. Гелиополь со своими красивыми бульварами и виллами в стиле ар деко всё ещё высоко котируется среди пригородов-спутников, которые, как грибы, выросли за последние десятилетия; именно в Гелиополе проживает достаточно большое иностранное сообщество.

Обычно туристы приезжают в северные пригороды Каира только чтобы попасть в Аббасию на автобусный терминал Синай; порой они же стремятся сюда, чтобы посетить Коптский патриархат и дворец Сакакини. Но вы должны быть настоящим фанатиком, чтобы захотеть посмотреть Дерево Девы Марии в Матарийи, могилу Садата в Мединет-Наср или здания мамлюков в Булаке. Обратитесь к карте «Большого Каира», чтобы узнать местонахождение этих объектов.

  • Пирамиды Египта

Для миллионов людей пирамиды являются воплощением Древнего Египта, во всём мире нет другого настолько же признанного монумента. Однако сравнительно немногие иностранцы знают, что на семидесяти километрах пустыни от окраин Каира до края Файюма разбросаны, по меньшей мере 97 пирамид. Множество теорий, утверждений и контр утверждений относительно того, как и зачем были построены пирамиды, способствуют созданию атмосферы таинственности, окружающей их. Некоторые из недавних произведений, внесших свой вклад в дискуссию, это «Тайна Ориона» (Orion Mystery), в котором Роберт Боваль (Robert Bauval) утверждает, что ориентация пирамид в Гизе соответствует трём звёздам пояса Ориона и что «вентиляционные» шахты в Великой пирамиде направлены на пояс Ориона и Альфа в созвездии Дракона.

Грэхем Хэнкок (Graham Hancock) делает ещё шаг в этом направлении в книге «Отпечатки пальцев богов» (Fingerprints of the Gods), утверждая, что всё поле пирамид соответствует астрономической карте. В более поздних книгах он пишет, что Сфинкс и пирамиды гораздо старше, чем принято считать, и что они напоминают об исчезнувшей цивилизации, которая была разрушена в 12 000 году до нашей эры, оставив следы в Ангкор Ват, Майя и на острове Пасхи. Египтологи объединили свои усилия, опровергая эти теории, вам же остаётся только пожинать плоды малоправдоподобных слухов, включая некоторые нереальные теории.

Большинству туристов достаточно осмотра Великой пирамиды в Гизе и части некрополя в Саккаре, оба объекта легко доступны, если ехать из Каира (туры в Саккару часто включают визит на развалины древнего города Мемфиса). Только немногие путешественники едут через пески в Абусир, или посещают поле пирамид в Дашуре. Дальше к югу находятся драматическая «Рухнувшая башня» в Мейдуме и пирамида меньших размеров Нового царства в Хавара, Эль-Лишт и Лахун, к ним проще добраться из Файюма. Пирамида в Абу Руаш, к западу от Каира, недоступна и представляет собой ненамного больше, чем кучу песка, она интересна только специалистам, так же как и остатки прежде неизвестной пирамиды, раскопанной рядом (если вы хотите посетить их, то маршрутные такси от Канала Мансурея возле проспекта Пирамид идут до промышленного района Абу Руаш).

Если хватит сил и решимости, то можно посетить пирамиды в Гизе, Абусире, Саккаре и Дашуре за один день, выехав из города рано утром (например, в 7:30). Вам нужно будет найти водителя такси, который отвезёт вас в нужное место, будет ждать на каждом объекте и, наконец, привезёт вас назад. Убедитесь, что водитель точно понял, чего вы хотите, и упорно торгуйтесь! В принципе, вы должны объехать все четыре места за 100 фунтов, или Гизу, Саккару и Дашур за 80 фунтов, но даже 120-150 фунтов не будет слишком дорого, поскольку эта работа для водителя на весь день. В некоторых отелях (например, Berlin) есть свои водители, которые возят туристов на подобные экскурсии. Вы можете также принять участие в туре с экскурсоводом, который охватывает и Гизу, и Саккару за один день.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*