Коптский музей, уютно устроившийся между Висячей церковью и римскими башнями Вавилона, является одной из главных достопримечательностей Каира (ежедневно 9:00-17:00, в Рамадан ежедневно 9:00-15:00). Имейте в виду, что расположение и состав экспонатов в каждом зале может отличаться от указанных в данной статье. Уникальная коллекция коптских артефактов дополняется прекрасными резными потолками, балками и куполами из витражного стекла в боковых крыльях, украшенных машрабия и окружённых тихими садиками. Через ворота можно пройти во двор Висячей церкви.
Музей, основанный в 1908 году при поддержке патриарха Кирилла V и хедива Камиля, был изначально предназначен для спасения христианских древностей от разграбления и небрежного обращения со стороны иностранных коллекционеров, но вскоре его коллекция стала пополняться и экспонатами светского характера. На артефактах из Старого Каира, Верхнего Египта и пустынных монастырей прослежена эволюция коптского искусства от эллинистической до исламской эпохи (300-1000 годы нашей эры). Несмотря на то, что коптское искусство многим обязано древнеегипетской и греко-римской культуре, в его произведениях нет никакой монументальности.
Стенли Стюарт назвал его «реалистичным, иногда юмористическим», отметив, что оно отражает «вкусы бедноты и сельских жителей». Произведения коптского искусства часто кажутся грубоватыми по сравнению с изделиями древнеегипетских ремесленников и исламских мастеров; весьма примечательно, что своих подлинных высот оно достигло в произведениях ткачей. Хотя коллекция занимает три этажа, за пару часов её можно осмотреть детально, а за полчаса – бегло ознакомиться с основными экспонатами.
Новое крыло Коптского музея (первый этаж)
Если вы входите на территорию музея со стороны улицы Мари Гиргис, то Новое крыло, построенное в 1937 году, оказывается прямо перед вами. Экспозиция первого этажа организована в хронологическом порядке, осматривать её следует, двигаясь против часовой стрелки из зала № 1. Второй выход из этого зала ведёт в сад, где находятся надгробия и похоронные стелы. Отсюда вы можете попасть на лестницу, ведущую к Водным воротам под Висячей церковью и наверх, в старое крыло.
Зал № 1, в центре которого стоит фонтан одного из старых домов квартала, демонстрирует языческие рельефы и статуи персонажей классической мифологии. Неправильные пропорции тела и слишком большие головы придают Афродите, Дафне, Пану и Леде скорее африканский, чем греко-римский вид. Плоские рельефы с двухъярусной композицией и разорванный фронтон с раковиной характерны для памятников протокоптского искусства.
Экспонаты в зале № 2 отражают сдвиг в сторону христианского символизма, имевший место с третьего века. Древнеегипетский знак-анх трансформируется в крест с петлёй, а изображения настоящих крестов появляются на фронтонах и сосуществуют с ястребами Хора на капителях с плетёным орнаментом.
Коптское искусство достигло расцвета в VI-IX веках, примером чему служат каменная резьба и фрески из монастыря Бавит около Асьюта. По центру правой стены зала № 3, в роскошной апсиде изображён Христос на троне, окружённый существами из Апокалипсиса, изображениями луны и солнца; ниже – Богоматерь с младенцем с апостолами, похожими на простых современных египтян.
В зале № 4 (этот раздел экспозиции обозначен как «Разное») обратите внимание на фигуру орла справа – это раннехристианский символ воскресения, как и павлин. Зал № 5 также заполнен самыми разнообразными объектами, самым привлекательным из которых является резная раскрашенная капитель с изгибающимся орнаментом из листьев: этот мотив был позаимствован у греков и римлян, но, по-видимому, для коптов был лишён какого-либо символического смысла.
В зале № 6, посвящённом памятникам из монастыря Святого Иеремия в Северной Саккаре, вы пройдёте перед рядом капителей с декором из листьев аканта и виноградных лоз, которые переплетаются с древнеегипетскими мотивами пальмовых листьев и лотосов. В конце зала стоит самый ранний из известных нам каменных амвонов, возможно, выполненного под влиянием тронов для празднества хебсед из похоронного комплекса Джосера.
На фреске справа от него, как и в апсиде из Бавита, можно уловить едва ощутимое сходство Девы Марии и Исиды. Другие примеры преемственности в иконографии можно увидеть в углу зала № 7: фриз с изображением сбора винограда (излюбленная тема изображений в гробницах древнеегипетских вельмож), небольшая фигура льва, похожая на сфинкса, между двумя стилизованными изображениями того же животного.
Зал № 8 переходит к библейским сценам (Авраам и Исаак, Христос и ангелы) и фризам с изображениями животных в обрамлении растений – этот мотив был впоследствии воспринят фатимидскими резчиками по дереву. Войдя в зал № 9 вы увидите справа панно X века из Умм аль-Биргат (в Файюме), на которой изображены Адам и Ева до и после грехопадения: во второй сцене Адам обвиняет Еву, а змей в это время наслаждается подобной развязкой. В центре зала стоит изящная капитель, украшенная переплетением стеблей папируса и лотоса: полая изнутри, эта капитель служила купелью для крещения.
Поднявшись по лестнице на второй этаж, вы пройдёте к стендам с остраконами (надписанными черепками и обломками камня, костей и дерева) и рукописями из монастырских скрипториев, среди которых несколько листов папируса с текстами из гностических Евангелий из Наг-Хаммади. 1200 страниц этой рукописи проливают свет на историю раннего христианства и его мистической традиции. Евангелия (переведённые с греческого на коптский) были, по-видимому, спрятаны во время преследований гностиков в IV и V веках; крестьяне откопали запечатанный кувшин в 1945 году.
Пройдя по часовой стрелке из зала № 10 в зал 11, вы увидите у входа полотенце, возраст которого – 1600 лет, и древнейшую книгу с сохранившейся обложкой. Дальше начинается коллекция текстильных изделий. Начиная с III-IV веков коптские ткачи (в основном женщины) использовали различные техники и достигли высокого уровня мастерства. Узоры гобеленов и ворсовых тканей представляют собой смесь антропоморфных форм с фигурами птиц и растительными мотивами. Туники украшались поясами и пряжками. В зале № 12 выставлено роскошное шёлковое платье, расшитое сценами из «Деяний апостолов», датируемое XVIII веком.
В зале № 13 представлены изделия из слоновой кости в александрийском стиле и более примитивные предметы из Верхнего Египта, а также подборка икон из Старого Каира, Асуана и оазиса Харга. Некоторые учёные считают, что переход от настенных изображений к иконам произошёл из-за необходимости скрывать культовые ценности от преследователей. В следующих трёх залах стоят витрины с металлическими изделиями – от крестов и курильниц до музыкальных инструментов и орудий труда.
В зале № 15 представлены короны патриархов, лампа, украшенная и христианским крестом и исламским полумесяцем, и фигура орла из крепости Вавилон. Верхний этаж завершается выставкой произведений нубийской живописи в зале № 17, собранных в 1950-1960-х годах в деревнях, которые должны были быть затоплены озером Насер. Как культ Исиды в древности, христианство в течение нескольких веков оставалось преобладающей религией в Нубии даже тогда, когда в самом Египте оно переживало упадок. Человеческие фигуры на этих произведениях более тёмные, с большими по размеру глазами и более круглыми головами, чем у коптов.
Старое крыло Коптского музея в Каире
Старое крыло, куда можно попасть из сада со скульптурами, может похвастаться ещё более красивыми потолками и решётками-машрабия. Слева от входа в зал № 22 находится подлинный алтарь XIV века и купол фатимидской эпохи из церкви Святого Сергия. В другом направлении находятся два зала, заполненные нубийской настенной живописью, плюс два тимпана из монастыря Бавит (зал № 23). За углом в разделе деревянных изделий выставлена подлинная ширма из церкви Святой Варвары.
Фрагменты в следующей нише демонстрируют такую же смесь эллинской мифологии, древнеегипетского символизма и коптского натурализма, как и резьба по камню, выставленная в другом крыле, а на более поздних экспонатах можно увидеть сцены различных работ. Центральным экспонатом зала № 25 является панель с изображением въезда Христа в Иерусалим, происходящая из Висячей церкви.
В зале № 26 вместе с коптскими игрушками и домашней утварью представлены несколько портретных изображений – это более поздняя версия знаменитых файюмских портретов римской эпохи, выставленных в Египетском музее Каира. В дальнем правом углу находится замечательное раннекоптское распятие (одно из немногих сохранившихся), на котором одновременно изображены безбородый Христос, ястреб Хора и солнечный диск.
Византийское и Сасанидское (персидское) влияние заметно в фризах с охотничьими сценами и мифическими существами – мотивы, которые сохранялись и в исламские времена до реставрации суннизма. Кафедры епископов, выставленные в боковом помещении зала № 27 похожи на парадные троны богатых эмиров.
В последней секции Старого крыла выставлена керамика, сгруппированная по формам сосудов, а не по эпохам. Широко используются древние мотивы: рыбы, утки и растения. В конце зала № 29 выставлены фляги пилигримов с изображениями Святого Манаса между двух верблюдов. Среди более поздних предметов в зале № 30 находятся изделия из майолики, похожие на работы мусульманских горшёчников из Фустата, но с изображениями рыбы или креста. В заднем помещении выставлена небольшая коллекция стеклянных изделий.
Я нахожусь сейчас в Каире брожу по нему пешком, сама все для себя открываю без путеводителя, так привыкла уже давно. Потом воспользуюсь вашим путеводителем по музеям Каира. Считаю его очень полезным и грамотно написанным! Спасибо вам большое!
Я помимо архитектуры Каира смотрю его как это ни странно для города богатый животный мир и птиц. Вижу здесь много горностаев разных цветов и за ними наблюдаю, сегодня видела шесть удодов на одной поляне в парке, они совсем близко от меня своими длинными клювами перекапывали землю и доставали маленьких жучков.
Птицы очень красивые, особенно когда они взъерошивают свои хохолки. Извините отвлеклась, я всегда архитектуру и искусство разбавляю природой!
Еще раз спасибо большое вам за ценную информацию.