От Эрмитажа до Летнего сада можно пройти несколькими путями. Самые живописные из них проходят по Миллионной улице и набережной Невы. Можно также прогуляться вдоль изгиба Мойки. Там стоит дом, в котором жил A.C. Пушкин, а рядом церковь, в которой его отпевали перед погребением. Какой бы путь вы ни выбрали, вы обязательно пройдёте мимо Марсова поля, на котором проходили парады императорских войск. За Марсовым полем расположен Летний сад – самый романтический из городских парков. А в нём – Летний дворец Петра I.
Содержание статьи
По Миллионной улице
Первые частные дома в Санкт-Петербурге были построены за Невой – на Петроградской стороне в 1704 году. Вскоре после этого возникла элегантная улица на левом берегу Невы. Её назвали «Миллионная», поскольку там в XIX веке жили миллионеры – члены царской семьи и влиятельная аристократия. В наши дни новое поколение миллионеров покупает квартиры в этих домах, ломает стены бывших коммуналок и превращает их в просторные фешенебельные апартаменты. Эти роскошные квартиры смотрятся дико в окружении обшарпанных коммуналок, по-прежнему занимающих остальную часть здания. Лишь некоторые из домов на Миллионной улице примечательны с архитектурной точки зрения, однако многие были центрами культурной и социальной жизни страны до революции.
Самые интересные здания находятся преимущественно на левой стороне и выходят главными фасадами на Неву. Поэтому, чтобы получить о них наиболее полное представление (и следовать описанию, приведённому ниже), вам лучше будет часть пути пройти по набережной. Здание в итальянском стиле (дом 26) – это дворец Великого князя Владимира (Владимирский дворец), третьего сына Александра II. Дом легко узнать по порталу, украшенному множеством грифонов. Князь Владимир, один из самых влиятельных политических деятелей в годы царствования его племянника Николая II, имел репутацию распутника и любителя наслаждений.
Однако в Петербурге больше говорили не о нём, а о его жене Марии Павловне. Она была хозяйкой популярного салона и в то же время одним из самых ярых критиков царя. Зимой 1916-1917 годов Мария Павловна уехала из Петрограда и поклялась, что не вернётся, «пока всё это не кончится». Она исполнила обещание и никогда не вернулась на родину. Имеет смысл зайти во дворец (который теперь принадлежит Академии наук), чтобы взглянуть на роскошную лестницу с золочеными перилами, по бокам которой стоят китайские вазы. Далее (дом 18) расположен дворец Великого князя Михаила – сына Николая I. Это богато украшенное барочное здание настолько велико, что сын Михаила любил ездить по нему на велосипеде.
В доме Путятина (дом 12) 3 марта 1917 года другой Великий князь Михаил, который должен был занять престол после отречения своего брата Николая II, отказался от права на трон и тем самым положил официальный конец правлению династии Романовых. Следующий дом № 10 принадлежал архитектору А. Штакеншнейдеру. Зодчий воспользовался случаем построить дворец для самого себя. В этом величественном доме в середине XIX века находился популярный салон. В 1843 году французский писатель Оноре де Бальзак останавливался здесь и познакомился с польской графиней Эвелиной Ганской.
Вдоль реки Мойки
Другой путь от Дворцовой площади к Летнему саду проходит по набережной реки Мойки, которая описывает здесь красивую дугу. Мойка похожа на канал благодаря каменным набережным, красивым оградам, мостам и лестницам. Первый мост, который вы увидите, называется «Певческий». Сразу за ним находится Академическая капелла, в которой поёт хор имени Глинки (бывший Императорский придворный хор). Этот хор был учреждён по приказу Петра I. В него входили многие выдающиеся русские музыканты, в том числе H.A. Римский-Корсаков и М.И. Глинка. Концертный зал Академической капеллы имеет прекрасную акустику. На другом берегу реки, на фасаде дома 31 установлена мемориальная доска в честь первого мэра города Анатолия Собчака, который жил здесь с 1960 года до своей кончины в 2000 году.
Музей-квартира Пушкина
Вблизи Капеллы небольшая деревянная дверь ведёт во двор музея-квартиры A.C. Пушкина. В кассе слева от входа можно взять аудиогид. На втором этаже находится квартира, которую Пушкин снимал для своей семьи. Кроме самого поэта здесь жили его жена, четверо детей и две сестры жены. Пушкин провёл здесь последний год своей жизни (1836-1837 годы). В этой квартире он и умер. Самая интересная из 11 комнат квартиры – это кабинет Александра Сергеевича, в котором воссоздан интерьер 1837 года.
В библиотеке поэта более 4500 томов на 14 языках. В кабинете висит портрет его учителя и друга, поэта Василия Жуковского. На письменном столе стоит фигурка Абрама Ганнибала. Этому своему знаменитому предку Пушкин посвятил последнее, неоконченное произведение «Арап Петра Великого». По российской традиции, часы в кабинете остановили в момент смерти Пушкина (2.45). В детской висит жилет, в котором Пушкин был во время дуэли (на нём видно пулевое отверстие), там же – свеча с погребальной церемонии.
Конюшенная площадь и храм Спаса на Крови
Отпевали Пушкина в церкви на Конюшенной площади. Туда съехалось огромное количество людей. Извозчикам в то время достаточно было сказать: «К Пушкину!», и они знали, куда ехать. Торжественное отпевание, назначенное в большой церкви Адмиралтейства, было отменено, и тело во избежание демонстрации было перенесено ночью (на 1 февраля) в церковь, недалеко от Мойки. При советской власти императорские конюшни и церковь были снесены, и на этом месте сделали трамвайный поворотный круг.
Сейчас трамвайные пути перенесены на другое место, а церковь восстановлена. Мимо неё идёт поток автобусов, которые везут туристов к мемориалу, посвящённому другой исторической личности. Храм Спаса на Крови или Собор Воскресения Христова на Крови был заложен в 1882 году по приказу Александра III в память о его отце Александре II, который был убит годом раньше. Царь приказал построить церковь именно на том месте, где пролилась на мостовую кровь монарха.
Отсюда – необычное расположение и название храма, хотя официальное название – храм Воскресения Христова. Храм был возведён по проекту архитектора А. А. Парланда и архимандрита Игнатия. В то время в архитектуре господствовал классицизм. Однако этот храм построили в стиле русских церквей XVI-XVII веков; строился он 24 года и по форме куполов очень напоминает московский Покровский собор (храм Василия Блаженного).
В 1898 году здание храма было построено, но его декоративное оформление завершилось только в 1907 году. В создании художественного убранства приняли участие лучшие мастера XIX – начала XX века – художники, мозаичисты, камнерезы, керамисты, эмальеры. На фасаде досок, посвящённых событиям времён правления Александра II, – мозаичные сцены из Нового Завета и 144 герба губерний и городов Российской империи. Благодаря этому храм – одно из самых необычных зданий Санкт-Петербурга.
Как и многие другие церкви, Спас на Крови был закрыт в 1930-е годы. Здание использовали как склад, и интерьер церкви сильно пострадал. В 1970 году в помещении церкви был открыт музей мозаики, а потом храм закрыли на реставрацию, которая продолжалась целых 20 лет. В 1997 году храм снова открыли, и он стал одним из главных туристических объектов города. Внутренние интерьеры очень красивы. Стены полностью покрыты мозаикой, выполненной по эскизам М. Нестерова, В. Васнецова и других художников того времени.
На плафонах изображён Христос и апостолы, стены и колонны покрыты сценами из библейской жизни и обрамлены широким декоративным бордюром. Общая площадь мозаик составляет почти семь тысяч квадратных метров. Несмотря на высокую входную плату и длинную очередь за билетами, этот храм стоит посетить. С этим памятником удивительно гармонирует изящная ограда Михайловского сада в стиле модерн. В саду вы можете сфотографироваться и совершить пятиминутную поездку вокруг площади Искусств на запряжённом лошадьми экипаже. На площади между церковью и рекой Мойкой множество сувенирных магазинов.
Малая Конюшенная улица и музей-квартира Зощенко
Имеет смысл немного отклониться от основного маршрута, чтобы пройти по красивой пешеходной Малой Конюшенной улице. Улицу украшает Метеорологический павильон из чугунного литья. Павильон был построен в 1997 году по проекту, созданному в XIX веке Николаем Лансере. С пешеходного моста через канал Грибоедова открывается великолепный вид на храм Спаса на Крови. Кроме того, на Малой Конюшенной улице находится музей-квартира М.М. Зощенко. Туда можно пройти через двор дома 4/2 – дверь слева, лестница на третий этаж, квартира 119.
Крошечная двухкомнатная квартирка была последним жилищем сатирика Михаила Зощенко (1894-1958 годы). Этот человек разделил судьбу многих писателей того времени. Зощенко родился в петербургской академической семье. В 1914 году он отправился добровольцем на фронт и стал жертвой газовой атаки. Вернувшись домой после Февральской революции, Зощенко перепробовал множество профессий и в конце концов в 1921 году начал писать. Его короткие рассказы завоевали популярность, а зощенковский стиль потом копировали многие поколения советских театральных драматургов и киносценаристов.
Новелла «Перед рассветом» была попыткой выйти из состояния депрессии при помощи психоанализа. Писателя не коснулись репрессии 1930-х, но он стал жертвой послевоенной «ждановщины». Зощенко исключили из Союза писателей, и он впал в крайнюю бедность. В музее представлены как скромные личные вещи писателя, так и просто предметы того времени. Сохраняется также спальня, в которой вдова писателя жила до 1981 года.
Окрестности Марсова поля
Теперь можно вернуться к Мойке и пройти на Марсово поле. На этом месте издавна проходили парады императорской гвардии, поэтому название этой площади дано во время широкомасштабной реформы армии в XIX веке по аналогии с Марсовым полем в древней Греции, на котором устраивались военные смотры в честь бога войны Марса. С западной стороны от Марсова поля тянется очень длинное здание с дорическим портиком, фасад которого выкрашен в жёлтый цвет. Раньше в этом здании находились казармы Павловского полка.
Полк был основан в 1796 году императором Павлом. По слухам, монарх специально отбирал туда только курносых юношей. Павел настолько стыдился своего вздёрнутого носа, что не разрешал выпускать монеты со своим профилем. Однажды он пошутил, что министры никогда не смогут водить его за нос, так как носа нет. Выбор гвардейцев по внешним данным не был уникальным случаем. Известно, что некогда в преображенцы брали только блондинов, а в семёновцы – только брюнетов.
После падения царизма Марсово поле полностью преобразилось. 23 марта 1917 года в центре поля были похоронены 180 человек, погибших во время Февральской революции, а через два года на этом месте был установлен мемориал борцам революции, один из первых в стране. На могильном камне была выбита эпитафия, сочинённая наркомом А.В. Луначарским. На четырнадцатую годовщину революции в центре Марсова поля зажгли Вечный огонь.
Сейчас это – популярное место, где фотографируются новобрачные. Здесь похоронены герои Октябрьской революции и Гражданской войны, в том числе руководитель петроградского ЧК и редактор «Красной газеты», убитые в 1918 году эсерами. В 1920 году шестнадцать тысяч рабочих и служащих вышли на субботник и превратили бывшую пыльную площадь для парадов (которую шутливо называли «петербургской Сахарой») в ухоженный парк, который существует поныне.
Мраморный дворец
Мраморный дворец, самый дорогой в городе, Екатерина II построила в качестве прощального подарка своему любовнику графу Григорию Орлову, организовавшему переворот и её вступление на престол. Это здание возведено архитектором Антонио Ринальди. Фасад отделан серо-зелёным мрамором, большое месторождение которого тогда нашли на Урале. Однако граф Орлов умер до того, как Мраморный дворец был достроен. Екатерина вернула здание в царскую семью. С тех пор оно постепенно приходило в упадок и разваливалось.
Дворец привёл в порядок его последний владелец – великий князь Константин. После революции здесь разместился главный городской музей В.И. Ленина. Во дворе стоял знаменитый броневик, с которого вождь мирового пролетариата обращался к народным массам на Финляндском вокзале. В 1991 году музей закрыли. Сейчас во дворе стоит памятник императору Александру III. Первоначально он был установлен возле Московского вокзала.
В царские времена петербуржцы критиковали этот памятник, находя коня нелепым, а всадника неуклюжим. По слухам, сам скульптор Павел Трубецкой однажды сказал: «Мне нет дела до политики. Я просто изобразил одно животное на другом». Сначала большевики оставили памятник на месте, снабдив его саркастической подписью поэта Демьяна Бедного, однако в 1937 году статую убрали, и шесть десятилетий она хранилась где-то в запасниках. В 1994 году её наконец установили на нынешнем месте.
С архитектурной точки зрения дворец представляет переход от екатерининского барокко к александровскому классицизму. В облике здания есть элементы обоих стилей. От первоначального интерьера, созданного Ринальди, осталась только главная лестница из серо-голубого мрамора с аллегорическими статуями в нишах, а также знаменитый Мраморный зал с отделкой из мрамора двенадцати сортов, золочеными люстрами и паркетным полом.
В наши дни дворец является частью Русского музея. В нём размещается постоянно меняющаяся экспозиция художественных произведений современного искусства из коллекции Петера Людвига – немецкого «шоколадного короля». Оно включает произведения Пикассо, Раушенберга, Уорхола, а также Ольги Тобрелуц, которая представляет петербургскую школу неоакадемизма, и московских живописцев Ильи Кабакова и Эрика Булатова.
На верхнем этаже дворца проходят временные экспозиции современных художников, а также выставки антиквариата из запасников Русского музея. Плата за вход кажется несколько завышенной относительно ценности того, что можно увидеть в Мемориальном музее Константина Романова. Музей расположен на первом этаже, в боковом крыле. Там некогда жил великий князь Константин, который писал поэмы и пьесы, а также перевёл на русский язык «Гамлета». Он публиковался под псевдонимом «КР».
Альбомы библейских сцен, а также потайная часовня за книжным шкафом в его кабинете свидетельствуют о религиозности князя, а драконы, летучие мыши и другие существа на стенах – о его театральных наклонностях. Музыкальная комната и кабинет смотрятся очень неплохо, но за их посещение очень не хочется платить 25 $ (цена для иностранцев). Однако если у вас есть российский студенческий билет, то экскурсия будет стоить всего 70 рублей. Экскурсионные группы собираются возле кассы в холле главного здания.
Суворовская площадь
К северу от Марсова поля, рядом с Троицким мостом, находится Суворовская площадь, названная в честь российского фельдмаршала Александра Васильевича Суворова (1730-1800 годы). Бронзовая статуя полководца стоит в центре площади. Суворов, участник Итальянской кампании против Наполеона, был невысокого роста, сухонький, но изображён здесь как прекрасный юноша- воин в доспехах. Стройная фигура молодого воина полна мужества и непреклонной решимости. На восточной стороне площади у набережной стоит дом XVIII века, где жил баснописец И.А. Крылов. Рядом находится особняк, в котором некогда помещалось австрийское, а затем британское посольство.
Летний сад
Летний сад – один из самых красивых парков города. Его обычно считают ровесником города, так как Пётр упоминает о нём в своих указах от марта-апреля 1704 года. Первый план Летнего сада набросал сам Пётр, повидавший ещё во времена своего заграничного путешествия с великим посольством знаменитые сады Голландии и немецких княжеств. Первоначально, в 1704-1705 годах, разбивкой царского сада занимался русский архитектор Иван Матвеевич Угрюмов, а руководил работами сам Пётр.
Самое примечательное в Летнем саду – это «Лабиринт Эзоповых басен», каждая из 60 скульптур которого – иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями. У входа в лабиринт – статуя Эзопа, баснями которого так восхищался сам Пётр, что приказал делать «Эзоповы фонтаны». В Летнем саду эту затею осуществил архитектор М.Г. Земцов. К сожалению, катастрофическое наводнение 1777 года повредило сад. Деревья были вырваны с корнем, фонтаны разрушены.
Парк был реконструирован при Екатерине Великой. Императрица предпочла свободный стиль ландшафтного парка. В таком виде этот зелёный уголок города и сохранился до наших дней. На протяжении долгого времени в парк пускали только представителей дворянства. Во времена Николая I он был открыт для всей «прилично одетой публики». Введённые ограничения действовали вплоть до революции. Несмотря на это, Летний сад был популярен у петербуржцев всех сословий.
Среди романтиков, которых привлекал Летний сад, были и А. Пушкин, и Н. Гоголь, и П. Чайковский, и украинский поэт Т. Шевченко. А писатель И.А. Гончаров даже сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги, героев романа «Обломов». Влюблённые парочки облюбовали сад с начала XIX века. Ежегодно летом в саду устраивали смотрины купеческих невест, собиравшие толпы любопытных. По обеим сторонам аллей выстраивались шеренгами купчихи с дочерями, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась в пух и прах разодеть своё чадо.
Прогулка по Летнему саду
С мая по сентябрь Летний сад открыт ежедневно с 10.00 до 21.30, а с октября по март – с 10.00 до заката. В апреле парк закрывают, чтобы просохла земля. Зимой, когда статуи укрыты в ящики, предохраняющие их от мороза, плата за вход ниже, а популярное времяпрепровождение посетителей – строительство снежных скульптур. Летний сад со всех сторон окружён водой. С одной стороны Нева, с другой стороны Мойка, с третьей – Фонтанка, с четвёртой – Лебяжий канал.
Так Летний сад оказался «вставленным» в великолепную, живую и трепетную, поблёскивающую под лучами солнца водяную раму. Лучше всего подходить к нему со стороны набережной Невы, через ворота в высокой литой железной ограде, выполненной в 1770-1784 годах Юрием Фельтеном. К работам в Летнем саду привлекались лучшие архитекторы: А. Шлютер, Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов, Л.И. Шарлемань.
Фонтаны Леблона не сохранились до наших дней, но в северной половине парка до сих пор стоит более восьмидесяти барочных скульптур (первоначально их было более двухсот). Одна из самых замечательных статуй, «Амур и Психея», находится у Лебяжьей канавки. Композиция изображает момент, когда Психея со светильником в руках склонилась над спящим Амуром. Еле уловимое движение пронизывает обе фигуры.
В парке много аллегорических и мифологических фигур, а также бюстов, изображающих королей, римских императоров, великих полководцев, государственных мужей древности. Здесь есть польский король Ян Собеский и Юлий Цезарь, римский император Траян и Александр Македонский… В центре сада стоит памятник писателю Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 годы). Подобно Эзопу, Крылов сочинял аллегорические басни про животных, высмеивая недостатки людей. Многие персонажи Крылова изображены на пьедестале этого памятника.
Летний дворец Петра Первого
В северо-восточном углу парка находится Летний дворец Петра Первого, строительство которого в 1710 году начал Доменико Трезини. Скромный оштукатуренный каменный дом (один из первых в городе) был построен «на голландский манер», с четырёхскатной крышей и рустованными углами. Дворец расположен рядом с началом Фонтанки, у Невы. Пётр, увлечённый мореплаванием, сам выбрал это место. С южной стороны, где теперь стоят лавочки, первоначально был небольшой порт.
Дворец был разделён между мужем и женой: Пётр занимал первый этаж, а Екатерина – второй. При входе в каждый зал висит табличка, на которой указано его назначение в петровскую эпоху. Опочивальня царя выглядит очень скромно. Длина кровати существенно меньше роста монарха. Дело в том, что в то время знатные люди спали почти сидя, облокотившись на стопку подушек. За спальней находится петровская мастерская. Здесь он надевал кожаный фартук и проводил долгие часы, склонившись над своими станками, прессами и инструментами. В этом же помещении он нередко принимал и важных гостей.
Много места в мастерской занимает «ветровой прибор», сделанный по его заказу в Дрездене придворными мастерами саксонского курфюрста. Три больших циферблата, заключённые в роскошную резную дубовую раму, показывают время, направление ветра, его силу и скорость. Прибор соединён с дворцовым флюгером. Вращаясь на ветру, флюгер приводит в движение стрелки циферблатов. Большие приёмы Пётр проводил в Меншиковском дворце на Васильевском острове. Столовая же Летнего дворца использовалась для менее торжественных встреч.
За обедом велась непринуждённая беседа, которую нельзя было нарушить бранью или ссорой: тотчас в наказание заставляли осушить «большого орла» – огромный кубок с государственным гербом. Царь гордился не только своей мастерской, но и поварней. Она была оснащена по последнему слову тогдашней техники: вытяжной колпак над плитой и стены выложены синими изразцами, пол из каменных плит, в углу водопровод с чёрной мраморной раковиной.
Из поварни в столовую проделано окошко – Пётр любил, чтобы блюда подавались быстро и были горячими. На втором этаже находились покои Екатерины I. Убранство этих апартаментов выглядит наряднее, богаче и изысканнее, чем комнаты первого этажа. Окружая свою вторую жену поистине царской роскошью, Пётр будто старался заставить всех забыть о её незнатном происхождении. После смерти мужа Екатерина была возведена на престол. Судьба её поистине удивительна.
Чайный домик, Кофейный домик и Лебяжья канавка
К югу от Летнего дворца расположен Чайный домик. Этот павильон был построен в 1827 году. В 1981 году он пострадал от пожара, а после реставрации стал использоваться в качестве выставочного зала. Расположенный неподалёку Кофейный домик был возведён Карло Росси на месте старого грота петровской эпохи. Сейчас в этом здании разместились сувенирный магазин и кафе. В южном конце парка находится Лебяжья канавка (Лебяжий канал), по которой действительно плавают лебеди. Возле выхода из сада стоит огромная порфировая ваза, подаренная Николаю I шведским королём в 1839 году.
Летний дворец Петра I на карте Санкт-Петербурга