Литейный проспект идёт от Невского к Неве. Это одна из самых старых улиц города. Он получил своё название от «литейного двора», то есть завода по изготовлению пушек, построенного на этом месте в 1711 году. Проспект быстро стал важной торговой магистралью и второй по значению улицей города (после Невского проспекта). На самом Литейном немного примечательных зданий, однако на соседних улицах есть несколько красочных церквей и музеев. Витрины магазинов Литейного доставят удовольствие тем туристам, которые любят делать покупки.
Описанный ниже гипотетический маршрут прогулки по этой части города слишком извилист и сложен для того, чтобы следовать ему полностью, – он идёт то в одну, то в другую сторону, то уходя с проспекта, то возвращаясь на него. Очевидно, вам нужно самостоятельно разработать маршрут, выбрав те достопримечательности Санкт-Петербурга, которые вас особенно интересуют. Если вы хотите посетить Шереметевский дворец на Фонтанке, то имеет смысл сделать это сначала, а потом пройти по улице Белинского на Литейный проспект. При нехватке времени вы можете ограничиться осмотром проспекта из окна трамвая № 90 или маршрутного такси К-258. Нумерация домов начинается здесь от Невы, а не от Невского проспекта, как можно было бы ожидать.
Содержание статьи
Шереметевский дворец на Фонтанке
Вдоль набережной Фонтанки к северу от Аничкова моста расположились дворцы, возведённые в XVIII веке и перестроенные столетием позже. Ещё до революции некоторые из них стали учреждениями и больницами. Одно из самых красивых зданий – Шереметевский дворец или Фонтанный дом (№ 34) с жёлто-золотым фасадом и ажурными литыми чугунными воротами. Здание носит имя прославленного петровского генерал-фельдмаршала, который в 1712 году возвёл на этом месте первый дворец.
Нынешнее здание было построено в середине XVIII века. Оно называлось «Фонтанный дом» из-за множества фонтанов, украшавших его территорию. Вода в них поступала из реки. После революции дом был отдан под коммунальные квартиры для писателей, художников и учёных. Несколько комнат на третьем этаже в южном крыле принадлежали величайшей поэтессе Серебряного века Анне Ахматовой. Она жила там с 1933 по 1941 и с 1944 по 1952 год. Это были, пожалуй, самые тяжёлые годы её жизни.
Расположенный во дворце музей A.A. Ахматовой состоит из шести комнат. Анна Ахматова жила и работала в трёх комнатах. Над письменным столом великой поэтессы висит нарисованный ручкой портрет А. Модильяни. Это единственный сохранившийся из серии рисунков, выполненных во время путешествия в Париж в 1911 году. Рядом выставлены письма Бориса Пастернака и папка с секретным делом другого поэта Серебряного века – Осипа Мандельштама, который стал жертвой репрессий. На первом этаже демонстрируют документальные фильмы о жизни поэтессы. Там же расположен магазин, в котором можно приобрести аудиокассеты и диски с записью её стихов в исполнении знаменитых русских актрис.
В другой части дворца находится Музей музыкальных инструментов. В этом собрании представлены самые разные инструменты – от польских скрипок до бурятских рогов. Многие из них настолько красивы, что представляют собой настоящие произведения искусства. Во время экскурсии можно послушать, как они звучат в записи. Такую экскурсию необходимо заказывать заранее. Шереметевы покровительствовали музыке и театру. В XVIII веке их дворец был одним из главных центров искусства в Санкт-Петербурге.
Искусство на Литейном проспекте
Средний участок Литейного проспекта связан с множеством событий литературного мира. С 1837 года писатель Гончаров снимал там скромную комнату в доме № 52. Он жил в ней в течение шестнадцати лет и писал по вечерам после работы. А всего через один дом находилась редакция знаменитого журнала «Современник», оказавшего большое влияние на русскую литературу 1840-х – 1870-х годов. Журнал издавали Николай Некрасов и Иван Панаев, которые жили в соседних квартирах в доме № 36.
В работе над журналом принимала участие и жена Ивана Панаева, писательница Авдотья Панаева. Эти литераторы ратовали за эмансипацию женщин и освобождение крестьянства. Журнал оказывал влияние на формирование общественного мнения и способствовал отмене крепостного права в 1861 году. Разумеется, царские цензоры и чиновники не были в восторге от этого издания. Зато после революции его общественно-политическая деятельность получила должное признание.
Квартира превращена в музей H.A. Некрасова. Эта квартира совсем не похожа на издательство журнала. Удобные апартаменты шикарно обставлены. Есть даже бальный зал. Спальня Некрасова выглядит точно так же, как при его жизни. Обстановка реконструирована по известному портрету, на котором писатель изображён больным в постели. Сам портрет тоже находится здесь. С конца XIX века до революции в духовной жизни интеллигенции большую роль играло творческое объединение «Мир искусства». С 1898 по 1904 год это объединение издавало свой журнал. Влияние издания продлилось значительно дольше этого периода.
В XIX веке сформировалось представление о том, что искусство должно выполнять гражданские и воспитательные функции, так или иначе, быть полезным обществу. А члены объединения «Мир искусства» отвергли эти идеи и провозгласили противоположный принцип: «Искусство ради искусства». Многоцветные выпуски журнала с великолепными иллюстрациями пропагандировал стиль модерн, а также другие прежде отвергаемые аспекты российской культуры. Большую часть материалов для журнала представляли художники Александр Бенуа, Леон Бакст и Николай Рерих.
Издание принадлежало Сергею Дягилеву, знаменитому импресарио русских балетных гастролей в Париже. Редакция находилась на квартире у Дягилева в доме № 45 на углу улицы Белинского. На углу улицы Пестеля стоит Дом Мурузи (№ 24) с характерным фасадом в мавританском стиле. Построенный в 1876 году, он был одним из самых больших многоквартирных домов в Санкт-Петербурге. В этом доме находился литературный салон «мадонны декаданса» Зинаиды Гиппиус и её мужа Дмитрия Мережковского. Здесь проходили знаменитые литературные вечера. Они померкли лишь перед «средами», которые стали проводить в Башне.
Чувствительную модную поэзию Зинаиды Гиппиус обсуждали на все лады. В эпоху декаданса разрушение традиций считалось признаком хорошего вкуса, неврастения – признаком утончённости, а люди готовы были вывернуться наизнанку, только бы их не сочли банальными. После того как в 1919 году 3. Гиппиус и Д. Мережковский эмигрировали, их апартаменты в Доме Мурузи были разделены на коммунальные квартиры. Интересно, что в коммунальной квартире № 28 провёл своё детство нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский. В той же квартире жили ещё три семьи.
Спасо-Преображенский собор
Немного пройдя от Литейного проспекта по улице Пестеля, вы увидите Спасо-Преображенский собор (Церковь Преображения Господня всей гвардии). В его литую ограду вделаны трофейные турецкие орудия. Раньше, до пожара 1825 года, на этом месте стояла полковая церковь, построенная по приказу императрицы Елизаветы, дочери Петра I в знак благодарности гвардейцам Преображенского полка. Именно они в 1741 году привели её к власти. Теперешнее пятиглавое классическое здание возведено по проекту архитектора Стасова в конце 1820-х годов. С XIX века до настоящего времени там размещался военный музей.
Сейчас это снова действующая церковь. В ней поёт лучший в городе церковный хор (большинство певчих Спасо-Преображенского собора поют также в хоре Капеллы). Пение можно услышать ежедневно на службах в 10.00 и в 18.00. Вернувшись на Литейный и продолжив прогулку в сторону Большого дома, вы вскоре увидите крыши пагоды и ворота Китайского садика, которые контрастируют с серой архитектурой проспекта. Это, наверное, самый красивый из даров, полученных Петербургом в год своего трёхсотлетия от других государств.
Соляной переулок
Между Фонтанкой и Литейным проспектом находится тихий жилой квартал с множеством коммуналок, в которых жили самые разные люди – от дворников до художников. Мастерские художников часто помещались на верхних этажах. В Соляном переулке, проходящем параллельно набережной Фонтанки, есть несколько достопримечательностей. Вначале стоит терракотово-белая Пантелеймоновская церковь (Храм Святого Пантелеймона), построенная в стиле раннего барокко. Долгое время там был Музей истории Ленинграда. Теперь это опять действующий храм.
Рядом – училище имени В. Мухиной. Это учебное заведение в прошлом было ведущей школой русского декоративно-прикладного искусства. Оно основано в 1876 году банкиром бароном Штайглицем. Этот филантроп считал, что внутреннее убранство училища должно способствовать вдохновению студентов, поэтому блестяще оформил помещение и преподнёс училищу в подарок собственные коллекции ковров, изделий из стекла, мебели и картин. Его сын продолжил дело, начатое отцом. После революции наиболее ценные предметы из обстановки училища были переданы в Эрмитаж, сам Штайглиц объявлен «феодальным эксплуататором», а великолепные интерьеры, созданные первым директором Максом Месмахером, грубо закрашены.
Во время Великой Отечественной войны немецкий снаряд пробил огромную дыру в стеклянной крыше зала Медичи (сейчас это единственный полностью восстановленный зал). В XIX веке студенты училища принимали участие в создании первоначального интерьера. А после войны опять же студенты принимали участие в его восстановлении. Они работали бесплатно, без каких-либо субсидий со стороны Министерства образования, которому теперь принадлежит здание. В училище находится Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства. В экспозиции представлены коллекция печек, русских кукол, фарфора и мебели.
Каждый зал оформлен в определённом стиле: эпоха Возрождения, барокко, фламандский и средневековый русский стили. Выставка дипломных работ проходит в зале Медичи в июле. Обратите внимание на два фонаря у входа в здание – их основания изображают херувимов, занимающихся различными видами прикладного искусства. Пройдя дальше по улице, вы увидите два зенитных орудия по бокам от входа в Музей обороны и блокады Ленинграда. Экспозиция музея рассказывает об истории блокады – трёхлетнего сопротивления осаждённого города немецко-фашистским захватчикам.
Музей имеет один большой выставочный зал на втором этаже. Там представлена замечательная коллекция плакатов военного времени, в числе которых знаменитый плакат «Родина-мать зовёт!» В центре зала – реконструкция типичной квартиры блокадного времени. Окна в ней затемнены с целью светомаскировки, стены закопчены, мебели мало, так как большая часть предметов обстановки была стоплена в маленькой печурке, которая стоит посреди комнаты. Экспонаты по бокам зала посвящены духовной жизни блокадного города. Они свидетельствуют о том, что искусство тогда играло большую роль – поддерживало моральный дух людей.
Несмотря ни на что, несколько театров и концертных залов во время блокады продолжали работать. Даже в кошмарную первую зиму 1941-1942 годов измождённые голодом ленинградцы посещали выставки и концерты. Музей открылся всего через три месяца после снятия блокады. Многие из 37 тысяч экспонатов были подарены жителями. Создавая музей, ленинградцы выражали свою солидарность и гордость подвигом города. Сталину это настолько не понравилось, что в 1948 году на Ленинградскую партийную организацию и интеллигенцию обрушилась новая волна репрессий, а тогдашний директор музея был расстрелян.
Чтобы немного отдохнуть и развеяться после мрачных мыслей, которые навевает эта экспозиция, пройдитесь по Летнему саду до Малой академии искусств (Набережная реки Фонтанки, дом № 2). Это учебное заведение, основанное академиком Губенко, предлагает детям с пятилетнего возраста бесплатные занятия по живописи, скульптуре, керамике и другим видам искусства. Уроки проводят реставраторы Эрмитажа и Русского музея. Воспитанники создали во дворе академии множество мозаичных работ, так что он стал похож на парк «Гуэль» в Барселоне, украшенный мозаикой Гауди.
Большой дом
Блокада – это не единственное тяжёлое испытание, выпавшее на долю города. Ленинградцы сильно страдали не только от врага, но и от действий советского правительства. После убийства Кирова в 1934 году Сталин объявил политический террор, и по городу прокатилась волна репрессий. Руководил этим террором секретный отдел, штаб-квартира которого находилась в так называемом Большом доме.
Невесёлый городской анекдот гласит, что с крыши этого здания видно Колыму (место, где находилось множество заполярных лагерей заключённых). Поразительно, но Большой дом (Литейный проспект, дом № 4) построен на том самом месте, где до революции находилось здание суда, в котором проходило большинство известных политических процессов царского времени. В конце 1870-х годов общественное мнение стало склоняться в сторону радикалов.
Когда Вера Засулич застрелила шефа жандармов за то, что тот приказал высечь арестованных студентов, её тоже содержали здесь. Однако поступок Засулич заслужил такую популярность, что судьи её оправдали. Здесь были приговорены к смертной казни нигилисты, убившие Александра II, а также брат Ленина Александр, покушавшийся на жизнь Александра III. Здесь же проходил и процесс над Троцким и другими лидерами революции 1905 года. Во время Февральской революции 1917 года этот дом сгорел.
Однако тайная полиция – неотъемлемая часть российской жизни в любые эпохи. И на том же месте было построено новое здание для ОГПУ. Оно было возведено в 1931-1932 годах по проекту трёх архитекторов во главе со Львом Троцким. Это одно из немногих больших зданий, построенных в городе в период между Первой и Второй мировыми войнами. У него три подземных и семь надземных этажей. По иронии судьбы, этот дом был одним из самых благоустроенных жилищ в блокадном Ленинграде. Там работало отопление. Разумеется, отапливали здание ради тюремщиков, но заключённым тоже было тепло.
Подземные этажи были защищены от снарядов не хуже, чем бомбоубежище. В тюрьме имелся значительный запас продуктов. Правда, политическим заключённым приходилось сидеть в одних камерах с каннибалами, которые были осуждены за то, что ели или продавали человеческое мясо. Сейчас Большой дом принадлежит Федеральной службе безопасности (ФСБ). Такое название было присвоено Комитету государственной безопасности (КГБ) в постсоветское время. Считается, что эта организация была подвергнута коренной реорганизации в ельцинскую эпоху.
Однако суть осталась прежней. Это ярко проявилось во время процесса над русским военно-морским офицером, который передал норвежским экологам сведения о загрязнении Балтийского и Баренцева морей. Считают, что этим же учреждением была проведена кампания по очернению генерального прокурора, который начал расследование коррупции в Московском Кремле. Тем не менее, репутация ФСБ (а также бывшего руководителя этого ведомства Владимира Путина) улучшилась, когда страх перед КГБ померк в сравнении с угрозой терроризма и ростом организованной преступности. Продолжая экскурсию на ту же тему, обогните угол дома № 25 по Шпалерной улице.
В этом здании до революции находился Дом предварительного заключения. Во время Февральской революции его сожгли, но потом отстроили заново. Здесь отбывали заключение почти все видные революционеры. Ленин пробыл в доме целых 14 месяцев, перед тем как в 1897 году был отправлен в ссылку в Сибирь. Революционеры-ветераны, которые сидели в этом здании и до и после революции, говорили, что «до» условия содержания были гораздо лучше: заключённым были разрешены свидания с жёнами, – на Пасху и Рождество родные могли передавать передачи с едой.
Кроме того, Красный Крест иногда приходил в тюрьму с проверками (члены Петроградского отделения этой организации были расстреляны большевиками в 1926 году). Завершая экскурсию, посвящённую тёмным страницам истории города, пройдите к Неве и по набережной вверх по течению до памятника жертвам политических репрессий (поставлен скульптором Михаилом Шемякиным в 1996 году).
Необычный памятник состоит из двух сфинксов со спокойными лицами, головы которых наполовину вскрыты, обнажая черепа, и миниатюрной тюремной решётки, вделанной в стенку набережной. Посмотрев через эту решётку, вы увидите за рекой тюрьму Кресты, в которой томилось великое множество невинно осуждённых. Любопытно, что этот участок набережной носит имя Робеспьера – инициатора террора во время Великой французской революции.
Спасо-Преображенский собор на карте Санкт-Петербурга