В этом районе сплелись воедино самые разные события истории города. Здесь располагаются и консерватория, и Мариинский (Кировский) театр, и синагога, и любимый горожанами Никольский собор, и знаменитый Юсуповский дворец, где был убит Распутин, и музей-квартира поэта A.A. Блока. Прогулка от Исаакиевского собора до Юсуповского дворца занимает 10-15 минут. Мариинский театр находится немного дальше, а там рукой подать до синагоги и Никольского собора.
Отсюда можно за 15 минут дойти пешком (ещё быстрее доехать на трамвае) до музея А. Блока, расположенного на краю района Коломна. К Мариинке и Никольскому собору можно также отправиться вдоль канала Грибоедова, который за Вознесенским проспектом делает поворот. Направившись по этому пути, вы пройдёте мимо красивого Львиного моста. Его подвесные канаты свисают из пастей четырёх каменных львов с волнистыми гривами.
Содержание статьи
Юсуповский дворец на Мойке
Юсуповский дворец (дом 94) на набережной Мойки (не путать с Юсуповским дворцом на Фонтанке) известен прежде всего как место убийства Распутина князем Юсуповым. Но здание заслуживает внимания и само по себе. Это один из самых красивых особняков Санкт-Петербурга. Он воплощает вкусы нескольких поколений знати и по своей изысканности может даже соперничать с царскими резиденциями. Дворец находится между Почтамтским и Поцелуевым мостами. В советское время здание было передано Союзу работников просвещения. Там работало руководство союза и находился клуб. Формально дворец до сих пор принадлежит этой организации, но он функционирует как музей.
Более того, дворец можно арендовать для проведения частного торжественного мероприятия. Гостей будут обслуживать официанты в ливреях и развлекать балетные танцоры и музыканты. Это удовольствие доступно каждому, кто может потратить на него 10 тысяч долларов. В музее ежедневно проводят экскурсии двух видов – обзорную и специальную – в погреб, где был убит Распутин. Если у вас нет времени посетить обе, то лучше выбрать обзорную часовую экскурсию с посещением церемониальных залов и театра (группы собирают каждый час с 11.00 до 17.00). В погреб туристов водят в 11.15, 15.00 и 17.15. Помимо этого с октября по июнь есть возможность заказать экскурсию в личные покои княгинь Зинаиды и Ирины. Фотографировать можно, но пользоваться вспышкой или видеокамерой запрещено.
Церемониальные залы
Оформление церемониальных залов было создано по заказу представителей разных поколений владельцев дворца из рода Юсуповых. Разнообразие стилей отражает также личные вкусы самих владельцев – от Бориса, который в 1830-е годы открыл здесь традицию юсуповских балов, до его праправнука Феликса, жившего во дворце в начале XX века. Экскурсия начинается в покоях, убранство которых создал в 1860-е годы итальянский архитектор И. Монигетти для Николая, сына Бориса. Это бильярдный зал, отделанный мрамором, Турецкий кабинет и экстравагантная Мавританская комната с золотыми филигранными арабесками и фигурками чернокожих амурчиков с вазами.
После смерти жены Николай спал в маленькой спальне-кабинете. Из этой комнаты отдельная лестница ведёт в покои его дочери Зинаиды. Внизу висит её портрет кисти В.А. Серова. Буфетная комната отделана тисненой кожей и керамическими стойками для фамильного серебра. В углу стоит трость с набалдашником в виде головы журавля. По бокам от мраморной парадной лестницы стоят аллегорические фигуры Азии, Африки, Европы и двух Америк, символизирующие гостеприимство. Над лестницей – люстра на 130 свечей. Наверху находятся классические залы, оформленные для князя Бориса архитектором Андреем Михайловым в 1830-е годы. Зелёная, голубая и красная гостиные предшествуют большой ротонде, белому концертному залу с колоннадой и бальному залу со сводчатым, украшенным лепниной потолком.
Этот потолок не настоящий. Он представляет собой подвешенный на цепях огромный холст. После того как все эти помещения были готовы, Борис пристроил к дворцу крыло для художественной коллекции отца. Ротонда Канова была построена, чтобы разместить скульптуры этого мастера «Амур и Психея» и «Амур со стрелой и колчаном». В личном театре Юсуповых в 1836 году состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Труппа состояла из отпущенных на волю крепостных. Ансамбль церемониальных залов гармонично дополняют Ковровый зал в стиле эпохи Возрождения, созданный по заказу Бориса в 1840-е годы, и Дубовая гостиная, отделанная для Зинаиды в 1890-е годы.
Погреб
Подвальные помещения далеко не так красивы, как залы дворца, однако мало кто из посетителей удержится от искушения посетить место убийства Г. Распутина. Композиция из восковых фигур изображает мрачные события, произошедшие на этом месте 16 декабря 1916 года. В заговоре принимали участие князь Феликс Юсупов, ультра-монархист Владимир Пуришкевич, племянник царя великий князь Дмитрий, доктор Лазоверт (который принёс цианистый калий) и капитан гвардии Сухотин.
Распутина заманили в Юсуповский дворец под предлогом свидания с женой князя Феликса Юсупова Ириной. Четверо заговорщиков остались в покоях князя, а сам Юсупов повёл Распутина в подвал, где две комнаты были обставлены для мнимого свидания. Пирожные и сладкое вино на столе были отравлены ядом. Однако, к изумлению князя, цианистый калий не оказал никакого действия на Распутина. Тогда князь спешно убежал в свои покои, вернулся с револьвером и выстрелил в Распутина сзади.
Юсупов полагал, что убил Распутина, но, вернувшись через некоторое время, с ужасом обнаружил, что тот поднялся. «Старец» даже попытался задушить князя, после чего выбежал во двор. Там Распутина настигли четыре пули Пуришкевича. Затем, выбрав момент, заговорщики перевезли тело и утопили в Малой Невке, но не привязали к нему груза. Вопреки их ожиданиям, труп не унесло в море, а прибило к берегу, где его и нашли 1 января 1917 года. Результаты вскрытия были засекречены до публикации Эдварда Радзинского «Распутин: последнее слово».
Изучив секретные документы, историк пришёл к выводу, что Юсупов сам сочинил миф о сверхъестественной живучести «старца», чтобы представить себя в более героическом свете и скрыть просчёт, связанный с тем, что яд в вине оказался слишком сильно разбавлен. Однако есть и другие версии происшедшего. Например, некоторые считают, что доктор Лазоверт не смог решиться на убийство и в последний момент заменил цианистый калий на безвредное вещество (врач сознался в этом на смертном одре).
Возможно также, что цианистый калий вступил в химическую реакцию с сахаром, и это снизило его силу, или алкогольный гастрит сделал Распутина нечувствительным к яду. Как бы то ни было, убийство было раскрыто, но это не повлекло за собой серьёзного наказания. Великий князь был выслан в Персию, Юсупов – в своё поместье в Крым, а остальным соучастникам всё вообще сошло с рук.
Личные покои
Заказав экскурсию заранее, вы можете осмотреть личные покои семьи Юсуповых. Они меньше, чем парадные залы, но украшены не менее помпезно. Комнаты княгини Зинаиды отделаны архитектором Монигетти, а впоследствии, когда княгиня унаследовала дворец в 1890 году, переоформлены архитектором Александром Степановым. Её Фарфоровый будуар в стиле рококо, белая гостиная и приёмная в стиле Генриха II, вероятно, самые красивые помещения во всём дворце. Они привлекают не только изысканностью обстановки, но и интимностью.
Эти комнаты как будто хранят память о своей хозяйке. Здесь нет ни малейшего напоминания о её муже, жившем отдельно. Напротив, всё говорит о том, что здесь некогда обитала весёлая вдова. В конце концов княгиня Зинаида выехала из этих покоев, когда её сын Феликс женился на племяннице царя княгине Ирине и чета заказала себе новые апартаменты. Классический интерьер этих апартаментов создан архитекторами Андреем Вайтенсом и Андреем Белобородовым. Отделочные работы были завершены всего за год до революции. Самое замечательное помещение в покоях Ирины – это Серебряная ванная.
В покоях Феликса находится экспозиция, посвящённая истории семьи Юсуповых. Этот древний дворянский род имеет татарское происхождение. Во время революции Юсуповы бежали за границу, а драгоценности, спрятанные ими в подвалах дворца, были вскоре найдены большевиками. Чтобы семья и за границей смогла жить в обстановке привычной роскоши, Ирина открыла собственный дом моды, ориентированный на русских эмигрантов. Позже она получила от кинокомпании «MGM» компенсацию в размере 25 тысяч фунтов стерлингов за моральный ущерб, связанный с неверным изображением её характера в фильме «Распутин, безумный монах».
Мариинский театр и Консерватория
На Театральной площади стоят Мариинский театр и Консерватория. Внутри Мариинский театр гораздо красивее, чем снаружи. Отделка помещения имеет цвет морской волны, а обивка сделана из синего бархата и серебряной парчи, которая сверкает в лучах многочисленных светильников и люстр. К сожалению, это старое театральное здание не приспособлено для такого большого коллектива, который работает в нём в наши дни. Кроме того, здание устарело с технической точки зрения. Чтобы решить проблемы театра, рядом возводят новое здание, которое будет связано переходом со старым.
Первоначальный проект нового здания был чрезвычайно экстравагантным и вызвал резко негативную оценку в обществе. В 2003 году состоялся повторный конкурс проектов, и его выиграл Доминик Перро, построивший здание Национальной библиотеки в Париже. Он спроектировал зал на 2 тысячи мест со стеклянной крышей, пронизанной золочеными алюминиевыми полосками. Этот проект также вызывает много нареканий, причём не только с эстетической точки зрения. Многие считают, что он не подходит к петербургскому климату, и опасаются обрушения стеклянной крыши под тяжестью снега (как это произошло с застеклённой крышей аквапарка в Москве в 2004 году).
Мариинский театр был основан в 1869 году, а балетные спектакли на его сцене появились через 20 лет. Своего высшего расцвета театр достиг в конце XIX века, когда на его сцене выступали такие звёзды мирового балета как Анна Павлова, Матильда Кшесинская и Вацлав Нижинский, а также оперный певец Фёдор Шаляпин. Большинство выдающихся артистов покинули страну в революционные годы. Однако после периода упадка в советское время театр вновь возродился и завоевал всемирное признание благодаря работавшим в нём композиторам Прокофьеву и Хачатуряну и балерине Галине Улановой.
1980-е годы были не самыми лучшими для театра. Однако теперь при новом руководстве Мариинский вернул себе былую славу и даже затмил своего всегдашнего соперника – московский Большой театр. За рубежом Мариинский театр по-прежнему больше известен как «Кировский». Название было присвоено ему в 1935 году, когда многие учреждения города переименовали в честь убитого «большевика-мученика». Коренные жители Санкт-Петербурга всегда ласково называли этот театр «Мариинка». Напротив Мариинского театра стоит здание Государственной Консерватории, ведущего музыкального учебного заведения России.
Консерватория была основана в 1862 году великим пианистом и композитором Антоном Рубинштейном (до 1867 года и в 1887-1891 годах – её профессор и директор). Целью своей он ставил «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Строительство здания было завершено в 1880-е годы. В стенах Консерватории состоялись премьеры оперы Мусоргского «Борис Годунов» (1874 год), оперы Бородина «Князь Игорь» (1890 год) и балета Чайковского «Спящая красавица» (1890 год). П.И. Чайковский был одним из первых выпускников Консерватории. Другой великий русский композитор, Д.Д. Шостакович, преподавал здесь в 1930-е годы.
В 1944 году Консерватории было присвоено имя Римского-Корсакова. Перед зданием стоит памятник этому композитору. Там же есть памятник Глинке, в честь которого названа улица, пересекающая площадь. Рядом с Консерваторией жили многие знаменитости музыкального мира. У хореографа Михаила Фокина (1880-1942 годы) была квартира на набережной канала Грибоедова, в доме № 109. Балерине Тамаре Карсавиной принадлежал дом № 8 на Крюковом канале. А в доме 3-5 на улице Глинки вырос Игорь Стравинский (1882-1971 годы). Вопреки православным традициям, композитор женился на своей двоюродной сестре и был вынужден уехать из дома, чтобы не навлекать позор на семью.
Никольский собор
Вдоль улицы Глинки открывается замечательный вид на Никольский собор. Его золоченые купола расположены напротив массивных голубых куполов Троицкого собора у Фонтанки. Никольский собор называют «Морским», потому что туда ходят молиться офицеры военно-морского флота. Это здание представляет собой великолепный образец русского барокко XVIII века. Его создал архитектор Савва Чевакинский.
Стены собора небесно-голубые, а коринфские колонны и пространство вокруг оконных проёмов – белые. Собор увенчан золотыми куполами необычайной красоты. Своды сравнительно низкие, стены украшены иконами. Как и в других больших церквях, там иногда проводят по две семейные службы одновременно. Например, в одной части собора идёт отпевание, а в другой в то же самое время – крестины. Во время службы собор наполнен величественными звуками литургии и запахом ладана.
В царское время на высокой отдельно, стоящей колокольне обитала стая голубей. Птицы питались рисом, который набожные люди оставляли для покойников. Есть примета, что колокола в Петербурге звонят каждый раз, когда кто-нибудь приносит жертву, угодную Богу. Местное предание гласит, что однажды двое беспризорных детей – брат и сестра – собирались принести жертву: корочку хлеба и копейку. Но мальчик решил отдать хлеб больному нищему и остался, чтобы позаботиться о нём, а сестре сказал идти в церковь.
Она пришла в Никольский собор в конце дня, перед самым закрытием, когда столы для пожертвований ломились от золотых монет и других подарков. Однако как только она положила на стол копейку, по всему городу зазвонили колокола. Имеет смысл прогуляться до пересечения Мойки и Крюкова канала. С этого места вы сможете увидеть семь мостов, то есть больше, чем где бы то ни было в Петербурге. Эти мосты упомянуты в самом романтическом произведении Достоевского – «Белые ночи».
По пути к синагоге и музею Блока
За Крюковым каналом располагается район Коломна. Раньше он был застроен деревянными домами, в которых жили торговцы, мелкие служащие и рабочие-литейщики. Этот район стал местом действия знаменитых литературных произведений – пушкинского «Домика в Коломне» и гоголевского «Портрета». Со временем здесь, вблизи Мариинки и Консерватории, стали строить себе дома и состоятельные люди. После революции район опять пришёл в упадок. В наши дни вдоль улицы Декабристов стоят мрачные здания 1930-х годов, поэтому нет смысла продолжать пешую прогулку за синагогой и Дворцом культуры имени Первой пятилетки (который планируют снести). До музея A.A. Блока вы можете доехать на трамваях 31 или 90 от Театральной площади по улице Декабристов.
Синагога
Необычные купола синагоги со спиральными рёбрами возвышаются над крышами домов на углу улицы Декабристов и Лермонтовского проспекта. Евреи были самым угнетаемым национальным меньшинством царской России. Большинство из них не имело права селиться за пределами так называемой черты оседлости. До реформ Александра II их присутствие в городе едва терпели. Лишь в 1893 году еврейская городская община получила возможность построить синагогу. Это здание в мавританском стиле, характерном для синагог Восточной Европы.
В отличие от иудейского населения стран, захваченных фашистами, ленинградское еврейское общество не было истреблено, однако его религиозная и культурная жизнь в советское время была строго ограничена. Перестройка повлияла на него двояко. С одной стороны, свобода открыла новые пути для развития, с другой, получив возможность выезда за рубеж, многие еврейские семьи эмигрировали в Израиль. Ультраправые российские партии по-прежнему выдвигают антисемитские лозунги. Однако опасения 1990-х годов о погромах так и не сбылись.
В настоящее время Израиль уже не кажется привлекательной альтернативой по сравнению с Петербургом, в котором еврейские организации процветают как нигде. В фойе Большой синагоги есть выставка, повествующая об истории евреев. Величественный молитвенный зал отреставрирован на деньги, пожертвованные семьёй Саффра и другими семьями диаспоры. В синагоге проходят церемонии, посвящённые религиозным праздникам, и музыкальные фестивали. В малой синагоге проходят ежедневные службы, здесь же происходит распределение продуктов для заключённых-евреев. Мужчина должен входить в синагогу в головном уборе – ермолке.
Музей Блока
Русский поэт-символист Александр Блок (1880-1921 годы) принадлежал к плеяде выдающихся литераторов Серебряного века. Этот период литературы длился с конца XIX века до середины 1920-х годов, когда наиболее значительные представители эпохи умерли, покончили с собой или оказались во внутренней эмиграции из-за враждебного отношения властей. В прославивших Блока «Стихах о Прекрасной Даме» отражены его чувства к актрисе Любови Менделеевой, дочери знаменитого учёного. Блок женился на ней в 1903 году.
Позже поэт говорил Станиславскому, что главная тема его поэзии – Россия. Своего поэтического апогея Блок достиг в 1918 году, когда написал поэму «Двенадцать». Это произведение представляет собой калейдоскоп картин, революционных песен и лозунгов и простонародного жаргона: так услышал и представил революцию в своей поэме А. Блок. Поэма «Двенадцать» стала настоящей сенсацией в поэтических кругах города. Однако большевистские власти отнеслись к ней весьма прохладно.
Каменев как-то заметил, что поэма «Двенадцать» прославляет как раз то, чего старые социалисты боятся больше всего. В течение последних двух лет жизни Блок болел цингой, астмой, находился в состоянии бреда и депрессии. Он с горечью говорил, что Россия пожрала его, подобно тому, как свиноматка иногда пожирает своих поросят. Максим Горький настаивал, чтобы Блок отправился в санаторий. 20 августа 1921 года поэт умер. В 1980 году в квартире A.A. Блока в доме № 57 на улице Декабристов открылся музей.
Надев тапочки при входе, вы можете подняться на второй этаж и осмотреть экспозицию, которая состоит из детских рисунков поэта, его фотографий и первых изданий его произведений. Двумя этажами выше находится квартира Блока и его жены. Вся обстановка сохраняется практически в нетронутом виде. На входной двери висит латунная табличка с фамилиями хозяев. В холле – старинный телефон и вешалка для шляп. Старушка-смотрительница поливает комнатные растения, которые поэт так любил, и может показать вам, где выставлены первые черновики поэмы «Двенадцать».
Затем, спустившись на первый этаж, вы попадёте в комнату, где находится посмертная маска Блока и набросок на последней странице альбома, изображающий поэта на смертном одре. В музее проходят концерты камерной музыки. Из окон квартиры открывается чудесный вид на реку Пряжка. Недалеко от этого места, на углу улицы Декабристов и Английского проспекта, жила великая балерина Анна Павлова (1881-1931 годы).
Никольский собор на карте Санкт-Петербурга