Спрятанные среди пустынных холмов Красного моря, старейшие египетские монастыри – посвященные Святому Павлу и Святому Антонию, восходят к периоду становления христианского монашества, соблюдая ритуалы, которые едва ли изменились на протяжении 16 веков. Их ощутимая связь с первоначальной церковью придаёт им особый резонанс для верующих, но не надо быть слишком религиозным, чтобы воспринять их умиротворяющую атмосферу и величественную окружающую обстановку. Здесь есть также возможности для того, чтобы наблюдать за птицами в естественных условиях вблизи.
Содержание статьи
Монастырь Святого Антония
К западу от Заафараны широкая долина разделяет плато Галала и прокладывает дорогу по направлению к Нилу, на 168 километров. Она носит название Вади Араба, которое происходит от повозок, на которых когда-то доставляли провизию в монастырь, хотя легенда относит это название к колесницам фараона, которые преследовали израильтян до Красного моря. Сворачивая с дороги и следуя к холмам на юге, можно заметить монастырь, расположенный внизу под величественной грядой холмов, известной как гора Калах. Если вы сомневаетесь, попросите кого-нибудь, кого вы встретите, показать вам Дейр Анба Антониус или Дейр Каддис Антван.
Очень высокие стены с узким внутренним мостиком окружают монастырь Святого Антония (открыт ежедневно 8.00-17.00; закрыт во время Великого поста и Рождества), чьи переулки с двухэтажными жилыми строениями, церквями, мельницами и виноградными, оливковыми и пальмовыми садами по существу составляют целое поселение. Прежде, будучи автономной, община получает теперь большую часть провизии, как из Каира, так и из собственной фермы рядом с Бени Суэйф, но остаётся зависимой от воды из своего источника, где, согласно арабской легенде, Мириам, сестра Моисея, купалась во время Исхода.
Говорящий по-английски монах проведёт для вас экскурсию, различающуюся для каждого посетителя; не ожидайте, что вы увидите всё, поскольку монастырь теперь находится в процессе реставрации. Достопримечательности включают в себя главную часть, покрытую сажей пекарню и библиотеку, состоящую из более 1700 манускриптов. Самая древняя из пяти церквей посвящена Святому Антонию, возможно, похороненному под её фундаментом.
Не пропустите настенные росписи, часть которых относится к VII веку, которые недавно были восстановлены в их бывшем великолепии, после того как они годами была спрятаны под слоями копоти, глубоко въевшейся грязи и воска от свечек. Во время Великого поста (когда ворота закрыты, и все поставки в монастырь поднимают с помощью лебёдки над воротами), монахи совершают литургию в церкви Святой Луки с двенадцатью куполами, датируемой 1776 годом. Некоторые из церквей относятся к началу XII столетия, а также строятся новые. Есть хороший книжный магазин, где продаются книги о монастыре и коптской церкви в Египте, а также сувениры и открытки.
Небольшой музей расположен рядом с книжным магазином, где подробно отражена история монастыря. Все эти строения являются недавними по сравнению с монастырём, основанным вскоре после смерти Антония в 356 году. Пребывание здесь Святого Иоанна Колова – это всё, что записано о ранней истории монастыря, но в VI и VII веках произошёл наплыв беженцев из Вади Натрун и затем монахов мелкитов. Впоследствии разграбленный бедуинами и разрушенный до основания Наср аль-Даула, монастырь был восстановлен в течение XII века коптскими монахами, из которых был выбран ряд эфиопских епископов.
После убийственного восстания, поднятого монастырскими слугами, он был опять заполнен коптскими, сирийскими и эфиопскими монахами. Возглавляемая епископом Юстусом, сегодняшняя постоянная монастырская братия из 110 человек состоит из людей с университетским образованием и в прошлом специалистов – мало чем отличаясь от типа людей, пришедших в монастырь в IV веке нашей эры. Обычный день в монастыре начинается в 4:00, с двумя часами молитв и гимнов, которые следуют за литургией и причастием, всё совершается до завтрака.
Пещера Святого Антония
Раннее утро или время после полудня – лучшее время, чтобы взобраться к пещере Святого Антония (махара), 2 километра от и 276 метров над монастырём (возьмите с собой воду). После того как вы пройдёте изображение Святого Антония, вырезанное в горной скале, вы увидите 1200 ступеней (45 минут), ведущих вверх к пещере, но захватывающие виды, открывающиеся с 680 метров над Красным морем, будут наградой за ваши усилия.
Разноцветные вади и горные массивы спускаются вниз к лазурному заливу, за которым виднеются синайские горы. В пещере, в которой Антоний провёл последние 25 лет, находятся средневековые надписи и современные тилбас: кусочки бумаги с просьбами «Господи, помяни раба твоего», которые паломники вставляют в трещины в скале. Мир птиц – удоды, пустынные жаворонки, вороны, синие горные дрозды и разноцветные трясогузки – удивительно богат, и вы можете ранним утром мельком увидеть пугливых газелей.
Святой Антоний
Для многих Святой Антоний (251-356 годы) считается «отцом монашества», и его жизнь совпала с изменением положения христианства. Когда Антоний лишился родителей в 18 лет, он отдал сестру в монастырь, продал имущество и стал отшельником. Христиане в это время подвергались всё большему преследованию – наступила «Эра мучеников», с которой начинается коптский календарь.
При утверждении христианства в качестве государственной религии в 313 году многие христиане опасались, что Церковь будет подвержена мирской суетности и считали жизнь отшельников более чистой альтернативой. Святой Антоний удалялся всё дальше в пустыню, где вскоре нашёл убежище под горой Калах и прожил в пещере до своей смерти в возрасте 105 лет.
На иконах изображают святого, одетого в шкуры животных, босого и с белой бородой, в сопровождении львов. Век спустя греческий учёный Афанасий подробно изложил его лишения и видения в работе, сформировавшей прототипы христианской агиографии, «Житие Антония», которая стала основой для описания Антония в пустыне на протяжении следующего тысячелетия в коптском и западном искусстве.
Монастырь Святого Павла
Монастырь Святого Павла (ежедневно 6:00-16:00; закрыт во время Великого поста и Рождества) всегда оставался в тени монастыря Святого Антония. Его основателю (не путать с апостолом Павлом) было всего 16 лет, и он был сиротой, когда покинул Александрию, спасаясь от преследований императора Декия, что сделало его самым ранним известным отшельником. Незадолго до смерти Павла в 348 году его посетил Антоний, и Павел попросил его принести мантию александрийского патриарха, чтобы его похоронили в ней. Антоний ушёл, чтобы принести её, но на обратном пути он увидел душу Павла, которую возносили на небеса ангелы, и когда вернулся, нашёл его мёртвым.
В то время как Антоний размышлял, что ему делать, появились два льва и вырыли могилу для тела, так что Антоний завернул его в мантию, как в саван, и взял тунику Павла из пальмовых листьев как подарок патриарху, который впоследствии надевал её на Рождество, Богоявление и Пасху. Монастырь (называется Дейр Анба Була или Дейр Мари Булус) был формой посмертного почитания последователей Павла: башенные стены построены вокруг пещеры, где он жил десятилетиями. Богатства этого монастыря привлекали посетителей в большей степени, чем слава его соседа.
В 1484 году все монахи были убиты бедуинами, которые осаждали монастырь Святого Павла на протяжении восьми лет; восстановленный патриархом Габриэлем VII, он был разрушен снова в конце XVI века. Монастырь намного меньше, чем монастырь Святого Антония и выглядит более примитивно. Здесь находятся четыре церкви, но церковь Святого Павла является его духовным центром, церковь-пещера вмещает останки святого. Стены церкви расписаны фресками, которые уступают фрескам монастыря Святого Антония, хотя они и лучше сохранились.
Монах проводит вас в приделы храмов и расскажет об иконах: обратите внимание на ангела у печи с отроками Шадрах, Мешах и Абеднего, и страусиные яйца, свисающие с потолка – символ Воскресения. Южное святилище самой большой церкви Святого Михаила включает в себя позолоченную икону, изображающую голову Иоанна Крестителя на блюде. Когда бедуины совершали нападение на монастырь, монахи закрывались в пятиэтажной башне с источником воды, проходившей по тайному каналу. Теперь его недостаточно, чтобы обеспечивать 75 монахов и гостей, так что воду приносят извне. Есть небольшой магазин, где можно купить продукты, и недорогой кафетерий, расположенный за монастырскими угодьями.
Транспорт, поездки и проживание
Хотя в монастыри нельзя попасть прямо на общественном транспорте, до них можно добраться несколькими путями. Главное, о чём нужно помнить, – невозможно совершить сюда быстрый визит, и не следует спешить, когда вы попадаете в монастырь. Если вы чувствуете себя комфортно, путешествуя с религиозными верующими, вам лучше всего присоединиться к паломническим турам, организуемым из Каира Коптским патриархатом (22 Sharia Ramses, Abbasiya) или YMCA (27 Sharia al-Gumhorriya), микроавтобусы отправляются каждую неделю. Коптские церкви в Луксоре или Хургаде могут также организовать туры на некоммерческой основе.
Коммерческие туры из Каира или Хургады представляют собой другую возможность. Misr Travel организует тур из Хургады в оба монастыря за 30 долларов с человека; другие агентства предлагают более низкие цены, но с посещением только одного монастыря. В зависимости от вашего отправного пункта, может выйти дешевле, если договориться об аренде такси. Шести или восьмичасовая экскурсия должна стоить около 300 фунтов из Суэца, 400 фунтов из Каира; четырёх или пятичасовая поездка на такси от Заафараны примерно обойдётся в 170 фунтов. Поездка от одного монастыря до другого (82 километра) займёт около 90 минут. Самый дешёвый способ сочетает общественный транспорт, автостоп и пешую прогулку.
За исключением самых жарких месяцев это не слишком опасно, если вы обеспечите себя достаточным количеством воды и минимальным багажом. Любой автобус из Каира или Суэца в Хургаду может высадить вас при повороте к монастырю Святого Павла (26 километров к югу от Заафараны и 152 километра к югу от Суэца), распознаваемого по пластиковым крышам автобусной остановки. Коптская молодёжь, выходящая здесь из автобуса, уверена, что ей удастся поймать машину, чтобы доехать до монастыря, 13 километров вверх, так как большое количество автотранспорта движется по дороге. Если паломники, посещающие оба места, не предлагают вас подвезти, до монастыря Святого Антония можно добраться с помощью сервисных такси, курсирующих между Бени Суэйф и Заафарана.
От указанного поворота в 33 километрах к западу от Заафараны всего 15 километров вверх до монастыря. В монастыре есть общежитие для гостей, хотя для того, чтобы остановиться в нём, вам понадобится письменное разрешение из «резиденции» в Каире (26 El-Kenisa El Morcosia Saint Kolet Beck, Каир), в которой часто отказывают, в особенности если вы не входите в группу паломников. В обоих монастырях есть кафетерии, а в монастыре Святого Павла – магазин, где продаются основные продукты питания, но вы можете принести с собой свои запасы. Курение и употребление алкоголя запрещено, и вы должны уважать монастырские правила, касающиеся одежды и поведения.