Пока нет оценок
Загрузка...

Музей исламского искусства

Музей исламского искусства, расположенный на месте, где сходятся Шария Ахмед Махер, Шария Бур-Саид и Шария Кала в 600-х метрах к западу от Баб-Зувейла, на момент написания статьи был закрыт на реконструкцию, как и многие другие объекты Исламского Каира. Однако имеет смысл спросить в туристическом бюро, не открыли ли его вновь (ежедневно 9.00-15.00, в пятницу перерыв на молитву: с мая по сентябрь 12.30-14.00, с октября по апрель 11.30-13.00, вход 30 фунтов, для студентов – 16 фунтов). В музее собрана коллекция, которую нельзя пропустить. Имейте в виду, что расположение экспонатов может отличаться от приведённого ниже.

Музей лучше всего посещать в середине вашего знакомства с Исламским Каиром, поскольку сведения о памятниках архитектуры помогают лучше оценить артефакты музея, которые, в свою очередь, усиливают ваше впечатление от старого города. Плачевное состояние многих мечетей и мавзолеев сподвигло хедива Тевфика и учёных-историков Херца и Крессвелла создать в 1880 году коллекцию исламского искусства. Экспонаты хранились в мечети аль-Хакима до 1902 года, когда на первом этаже внушительного здания Дар алъ-Кутуб (Национальной библиотеки), построенного в неомамлюкском стиле, был открыт музей, который находится там и поныне.

Музей исламского искусства в Каире

Поскольку мусульмане-сунниты распространяют направленные против идолопоклонства заповеди Корана на любые изображения людей и животных, таковые в музее отсутствуют. Вместо картин и статуй здесь вы увидите изысканные произведения искусства, декор которых основан на геометрии, исламском символизме, растительных мотивах и арабской каллиграфии – для нас это принципиально иная эстетика. Обратите внимание, что даты приведены в годах Хиджры, отсчёт которых ведётся от переселения Мухаммеда из Мекки в Медину – начального года исламского летосчисления (622 год от Рождества Христова по западному календарю).

Экскурсия по музею исламского искусства

Экспозиция открывается некоторыми последними приобретениями музея, выставленными в зале № 1. Витрина в зале № 2, окружённая турецкими мозаиками из полихромного мрамора, содержит объекты Омейядского периода (661-750). Среди них бронзовый кувшин с горлышком в виде кричащего петуха, предположительно принадлежавший халифу из династии Омейядов Мервану II, который был убит у Абусире. После его смерти власть унаследовала династия Аббасидов, которые перенесли столицу халифата из Дамаска в Багдад.

Среди медных изделий Аббасидского периода, выставленных в зал № 3, есть фигура оленя, животного, которое отнюдь не вызывает у нас ассоциаций с Ближним Востоком. Здесь же находится персидская керамика IX-X веков, имитирующая образцы из Китая и наглядно демонстрирующая влияние искусства этой страны на исламский мир. Образцы архитектурных деталей из стука показывают, как при Аббасидах отделка стен превратилась в высокое искусство, особенно в Ираке.

Декор стуковых панелей, первоначально состоявший из довольно натуралистичных изображений виноградных лоз и акантов с грубой текстурой, со временем становится всё более абстрактным и плавным, глубокая резьба сменяется лепной техникой. При правлении Тулунидов в Египте (868-905) три различных декоративных стиля из Самарры имитировались в дереве: сравните лепные панели с резьбой из Аль-Катай.

Пройдя через огромную дверь из маристана султана Калауна в зал № 4, вы попадаете в эпоху Фатимидов (969-1171). Религия Фатимидов – шиитское направление ислама – не запрещала изображать животных и птиц (популярная тема у их единоверцев в Персии), что и демонстрируют панели из Западного дворца. Здесь выставлены также инкрустации из слоновой кости, украшения, кристаллы, раскрашенные изделия из цветного стекла и ранняя керамика с люстром из Фустата. На южной стене фрески из фустатских бань изображают людей и животных, на которые в тот период истории исламского искусства ещё не налагалось табу.

Интерьер зала № 4-В (часть главного зала) представляет собой великолепную композицию из мамлюкских колонн, фонтана и пола османской эпохи и изощрённых решёток-машрабия периода Айюбидов (1171-1250). Из зала № 4 вы попадаете в зал № 5, проходя под рядом «лунных окон» с витражами османского периода, окружённых ажурной резьбой по стуку. В дверном проёме (справа) – каменный медальон, который когда-то был вставлен в стену здания, с изображением двухголового орла и огнедышащего быка среди сплетения животных форм, которые все кажутся принадлежащими одному телу.

Экспозиция зала посвящена периоду мамлюков (1250-1517), в центре находится красивый мозаичный фонтан. Вокруг расположены фонари мечетей и лепные михрабы, образцы хлопковых и льняных тканей с набивным или тканым рисунком, инкрустированные изделия из металла, полихромная керамика и деревянный кенотаф из мечети эль-Хуссейна. В дальнем конце зала выставлена деревянная дверь из мечети султана Айюба с надписями, выполненными угловатым куфическим шрифтом и скорописью-насхи. Стеклянные изделия здесь значительно более изысканны и украшены каллиграфическим орнаментом.

Фасад музея исламского искусства в Каире

Двери из мечети аль-Азхар ведут в зал № 6, первый из трёх залов, посвящённых искусству обработки дерева, развитие которого шло параллельно с усовершенствованием техники резьбы по стуку. Натуралистические формы и глубокая резьба периода Омейядов уступают место перекрещивающимся аркам и концентрическим кругам Аббасидов, за которыми следуют стилизованные изображения птиц и животных периода Тулунидов.

В эпоху Фатимидов резьба постепенно превращалась в искусство малых форм, фигуры постепенно упрощались и превращались в арабески айюбидского периода. Однако при ранних мамлюках всё ещё можно обнаружить образцы изобразительного искусства, что показывает фриз из маристана Калауна со сценами охоты, музыкальных представлений и танцев. В зале № 6 выставлены также резные панели из Западного дворца, михраб из машрада Сайиды Рукайя и переносная молитвенная ниша для использования во время военных кампаний.

Зал № 7 напротив входа демонстрирует разнообразие машрабия, здесь также можно увидеть экспонаты, выбранные памятником месяца. С потолка залов № 7-11 свисают образцы медных светильников, которые традиционно применяются в мечетях, хотя в нашу эпоху электричества они и не используются. К числу сокровищ зала № 8 относятся три деревянных минбар (кафедры), филенчатые потолки и витрина с инкрустациями, которые некогда были частью геометрического декора минбар, потолков, дверей и мебели. В других стендах выставлены деревянные гребни, коробочки из слоновой кости и прекрасная инкрустация из кости, изображающая ястреба, атакующего зайца. Среди деревянных настенных панелей – фриз с надписью на еврейском языке, сделанной в память о постройке синагоги неким Ибрагимом эль-Амшати (XII век).

Деревянные панели можно увидеть и в зале № 9 вместе с инкрустированными слоновой костью и жемчугом шкатулками, которые резко отличаются от тех поделок, которые современные торговцы продают туристам на рынке Хан. Бронзовые зеркала и медные лампы открывают экспозицию изделий из металла. Но наиболее замечательными предметами в зале являются медный персидский подсвечник в форме двух переплетающихся змей и небольшая фигурка человека на лошади, говорящего: «Смотрите, без рук!». Предмет, украшенный изображением лошадиной головы и похожий на приспособление для обрезки сигар, на самом деле является ножом для орехов бетеля, природного тонизирующего средства, широко используемого в Индии и Юго-Восточной Азии, но не на Среднем Востоке.

Следующий зал № 10 знакомит нас с османскими вкусами в оформлении интерьера. Мужчины любили собираться вокруг изящных фонтанов в залах с кессонированными потолками, а женщины при этом тайно наблюдали за ними со своей половины. Мебель в зале датируется XVII и XVIII веками. Из иракского Мосула в Египет пришла техника инкрустации медью или серебром по бронзе, которая впоследствии широко использовалась в металлических изделиях. Обшитая латунью дверь мечети Салиха Талаи стоит у входа в зал № 11. Внутри вы найдёте подсвечники и шкатулки, курильницы для благовоний с золотой и серебряной инкрустацией (некоторые из них с христианской символикой), грелку для рук XIV века и витрину с астролябиями, использовавшимися мусульманскими мореплавателями.

В зале № 12 находятся предметы из Арсенала мамлюков (большая часть которого была увезена в Стамбул султаном Селимом I). В витрине № 7, слева от двери в зал № 11, выставлены сабли Мехмета II и Сулеймана Великолепного (завоевателей Константинополя и Балкан соответственно). Среди кинжалов на западной стене есть изысканный образец с персидскими ножнами, покрытыми великолепной эмалью XV или XVI века. Экспозиция зала № 13 возвращает нас назад в эпоху Фатимидов.

Музей исламского искусства в ночное время

В одной из основных витрин (в северо-восточной части зала) представлены изделия с люстром, декорированные изображениями людей и животных. Относительно примитивный характер этих изделий хорошо заметен при сравнении с металлической, украшенной синей эмалью посудой в юго-западной витрине. Крошечные стеклянные сосуды, выставленные вдоль западной стены – прообразы современных изящных флаконов для духов.

В зале № 14 ещё больше керамики, в основном происходящей из персидских мастерских. Среди керамических изделий в зале № 15 можно увидеть найденные в Фустате образцы плитки, изготовленной в Тунисе, Андалусии и странах христианской Европы, в том числе голубую дельфтскую плитку из Голландии, – свидетельства обширных торговых связей города. Представлены также каменные формы для отливки металлических изделий.

Главным экспонатом зала № 16 является выложенный голубой плиткой турецкий камин XIX века. В южном конце зала находится часть куттаба (школы для изучения Корана) из Розетты: потолок специальной ниши, в которой должен был сидеть учитель, украшен декором-муркана. Среди керамических предметов обратите внимание на украшенные птицами, животными и каллиграфическими мотивами ахлак (заслонки) времён Фатимидов, которые вставлялись в горлышки кувшинов, чтобы при наливании воды регулировать её объём.

В зале также выставлены отделанные штуком михрабы и турецкие коврики для молитв XIX века. Из зала № 16 через проход, стены которого украшены вырезанными на камне надписями, можно попасть в зал № 16-В, в котором обычно выставляются монеты, гирьки для весов, награды и стеклянные печати; в настоящее время этот зал закрыт.

Витрины зала № 19 в южной части музея демонстрируют образцы каллиграфического искусства и переплётного дела, в том числе персидские и индийские иллюстрированные манускрипты. Но главная роль принадлежит Слову Бога: здесь представлено множество средневековых Коранов из коллекции короля Фарука. Первые массовые, полностью стандартизированные издания Корана были выпущены в Египте после того, как вместе с войсками Наполеона в стране появился печатный станок. В наше время Каир по-прежнему является основным издательским центром арабского мира.

Зал № 20 заполнен экспонатами времён Османской империи, включая настенную плитку XVII и XVIII веков с изображением Каабы в Мекке, самого священного для мусульман места, и Мечети Пророка в Медине, где похоронен Мухаммед. Среди прочих, отнюдь не священных экспонатов в зале – очень красивый кальян-шиша из Стамбула.

Зал № 21 посвящён египетскому стеклу. Различные техники, доведённые до совершенства в эпоху античности, продолжали использоваться и в последующие периоды. Основными инновациями исламского периода стал люстр (характерный для эпохи Фатимидов) и стекло с частичным эмалевым покрытием. Среди ламп из мечетей и сосудов для духов VПI-XIV веков стоят большие песочные часы – самый выдающийся экспонат.

Среди персидских изделий IХ-ХIV веков в зале № 22 примечательны три керамические фигурки животных: верблюд с носилками на спине (у западной стены) и лев (у восточной), покрашенные синим кобальтом, а также покрытый бирюзовой глазурью удод (у восточной стены). Зал № 23, как и расположенный рядом метхалъ (вестибюль), используется для временных выставок.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*