Полезное
Рейтинг: 4,11 / 9

Музейный городок в Москве

Улица Волхонка – ядро «музейного городка», или «зоны искусств», которую любители культуры хотели бы устроить около Кремля – несмотря на ухищрения застройщиков с их разнообразными идеями. Его основа – музей изобразительных искусств имени A. C. Пушкина, который является одним из самых уважаемых национальных музеев.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

В эпоху Ельцина открылись два коммерчески финансируемых музея – музей Николая Рериха и музей личных коллекций – вместе с этим восстановление собора Христа Спасителя сделало это место одним из наиболее посещаемых в Москве. Открытие художественной галереи И. Глазунова в 2004 году завершило формирование «зоны культуры».

Пушкинский музей в Москве

Пушкинский музей

Хотя до музеев, расположенных здесь, легко можно добраться от станции метро «Кропоткинская», любой, кто идёт к музею Пушкина по закоулкам через Староваганьковский переулок, имеет возможность пройти мимо диковинной церкви Антипия на Колымажном дворе. Она была построена по распоряжению Малюты Скуратова, который управлял опричниками Ивана Грозного, следовавшего вере царя в освобождение от грехов через показные проявления набожности.

Центральная лестница Пушкинского музея Москвы

Центральная лестница музея

Пушкинский музей изобразительных искусств

Как столица империи Санкт-Петербург имел преимущество перед Москвой, когда дело касалось приобретения произведений зарубежного искусства. Эрмитаж стал общественным музеем в 1852 году, но потребовались годы напряжённых усилий Ивана Владимировича Цветаева, отца поэта Марины Цветаевой, чтобы устроить подобный музей в Москве. Он был открыт в 1912 году и назван именем царя Александра III.

Экспозиция Пушкинского музея Москвы

Экспозиция Пушкинского музея

После революции его собрание антиквариата, средневековой и ренессансной скульптуры было дополнено работами из частных собраний и коллекций Эрмитажа. Была реорганизована вся структура деятельности музея, были организованы новые отделы. Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Пушкинский музей) любят вспоминать выставки сокровищ Тутанхамона и работ из Лувра и Прадо, проводят новые выставки и демонстрируют свои собственные коллекции произведений искусства и антиквариата.

Скульптуры Пушкинского музея Москвы

Скульптуры Пушкинского музея

Несмотря на то, что музей не может демонстрировать такую широкую экспозицию, как в Эрмитаже, он всё-таки выставляет разнообразные экспонаты – от греческой античности до Пикассо – и имеет в своих запасниках гораздо больше экспонатов, чем сможет когда-либо показать. Он производит замены экспозиции в залах, посвящённых картинам XIX и XX веков, и устраивает временные выставки на верхнем этаже Жолтовской лестницы, демонстрируя разнообразные шедевры, начиная от икон – и до произведений современного американского искусства.

Шедевры Пушкинского музея Москвы

Шедевры Пушкинского музея

Помимо ограничений из-за недостатка места, определённую роль играла также и политика, как это было в те десятилетия, когда абстрактное искусство находилось под идеологическим запретом. Только в середине 1990-х годов музей показал большую часть «трофейного искусства», которое было захвачено у фашистов в 1945 году и впоследствии скрывалось в течение многих десятилетии, например сокровища Трои.

Копии древнеримских статуй Пушкинского музея Москвы

Копии древнеримских статуй

Бронирование гостиниц
Отели по доступным ценам
большой выбор жилья
Бронирование авиабилетов
Дешёвые билеты на самолёт
крайне выгодная цена

Надписи возле экспонатов обозначают только название шедевра и имя мастера, поэтому, возможно, будет удобно заранее записаться на двухчасовую экскурсию или взять напрокат аудиогид (плата плюс паспорт в залог) на цокольном этаже музея, где расположены гардеробы, уборные и кафе (с 13.00 до 14.00 кафе обслуживает персонал музея).

Южный портик Эрехтейона (Кариатид) Пушкинского музея Москвы

Южный портик Эрехтейона (Кариатид)

Фотографировать разрешается во всех залах, кроме №7 и 1. Так как залы пронумерованы по порядку, который имеет мало общего с их действительным расположением с точки зрения доступности, эти залы сгруппированы по тематическому принципу, начиная с первого этажа.

Музей устраивает ежегодные концерты классической музыки, известные как Декабрьские вечера. Для предварительного знакомства с его коллекциями и новостями относительно предстоящих временных выставок, посетите его официальный веб-сайт.

Саркофаг из коллекции Уварова Пушкинского музея Москвы

Саркофаг из коллекции Уварова

  • Античное и византийское искусство

Поднявшись с цокольного этажа, большинство посетителей направляются прямо в зал № 7, в котором демонстрируются известные сокровища Трои, которые исчезли из немецкого бункера и были выставлены в музее Пушкина 50 лет спустя. Поскольку российские законодатели, в согласии с общественным мнением, отказываются возвращать предметы «трофейного искусства» Германии, пока российские требования о возврате сокровищ, награбленных фашистами, не улажены, было решено эти вещи оставить здесь.

В коллекции представлены золотые диадемы, крученые браслеты и нефритовые головы быков, найденные на холме Гиссарлык в Турции, в том месте, где, как полагал Генрих Шлиман, он нашёл Трою, но фактически открыл город микенской эпохи. Другими экспонатами, привлекающими всеобщее внимание (хотя они вряд ли ценные или, по крайней мере, спорные) являются гипсовые слепки древних памятников в натуральную величину в зале № 14, включая угол Парфенона и гигантскую капитель с головами быков из дворца Артаксеркса II в Сузах.

Греческий дворик Пушкинского музея Москвы

Греческий дворик

Оттуда вы можете пройти в зал № 3, который начинается прекрасной экспозицией коптских тканей и погребальных масок, а также удивительные фаюмские портреты, которые были нарисованы при жизни их прототипов – все они жили в Египте между I и VI веком нашей эры, а затем использовались как погребальные маски. На дальней стене этого зала – несколько великолепных византийских икон, наиболее заметна икона Христа Вседержителя, созданная в середине XV столетия.

Отсюда вы через зал № 4, где представлено итальянское искусство, пройдёте в зал № 2, в котором размещаются несколько индийских скульптур и изваяний Доколумбовой Америки, но который в основном посвящён великолепным вавилонским барельефам, вытесанным из известняка и установленным когда-то во дворце Ашшурнацирапала II (885-860 годы до нашей эры).

Львы из дворца Ашшурнацирапала II Пушкинского музея Москвы

Львы из дворца Ашшурнацирапала II

Двери этого дворца, украшенные с двух сторон барельефами священных быков, образуют вход в этот зал. Далее находится зал № 1, декорированный под египетский храм и заполненный предметами, принадлежавшими фараонам Древнего, Среднего и Нового царств, собранными ориенталистом В. Голенищевым. Среди них вы увидите погребальные фигурки, канопы, голову мумифицированной женщины и мумию жреца Хор-Ха.

  • Готическое искусство и Ренессанс

В зале № 4 выставлены шедевры итальянского искусства XIII-XV веков, показано его развитие от византийских до готических форм. На стене сразу у входа экспонируется великолепная «Мадонна с младенцем на троне», с ореолом, выполненным из драгоценных камней, обрамлённая сценами из жизни Христа работы неизвестного флорентийского художника (около 1280 года), и яркая «Мадонна с младенцем на троне с предстоящими ангелами» Джованни ди Бартоломео Кристиани.

Искусство Древнего Египта Пушкинского музея Москвы

Искусство Древнего Египта

Два небольших изящных алтарных триптиха второй половины XIV века расположены на одной стороне зала; «Распятие на кресте» измождённого Бога, созданное Якобелло дель Фьоре, висит у окна с другой стороны зала. Стоит обратить внимание на выполненный в нежных тонах триптих Пьетро ди Джованни Лианори «Мадонна с младенцем и святыми» около входа в зал № 5.

Зал № 5 представляет итальянское, немецкое и голландское искусство XV-XVI веков. Слева от двери висит богато украшенная картина «Мадонна с младенцем и святыми» Витторио Кривелли, в то время как на стене, разделяющей зал пополам, и на правой стене зала – ужасающее «Бичевание Христа» Иоганна Кербеке и «Святой Михаил», растаптывающий страшного демона, написанный каталонским мастером Педро Эспаларгесом.

Картина «Битва при Заме» Пушкинского музея Москвы

Картина «Битва при Заме»

Прокат авто
Известные компании проката
различные предложения
Уникальные экскурсии
Гиды творческих профессий
гарантия лучшей цены

В следующей части зала «Дама за туалетом, или Форнарина» Джулио Романо висит напротив потрясающего «Благовещения» Сандро Боттичелли и прекрасного «Святого Себастьяна» ученика и помощника Леонардо да Винчи Джованни Больтраффио; а на стене напротив – великолепная картина «Голгофа».

Итальянское искусство XVII-XVIII веков Пушкинского музея Москвы

Итальянское искусство XVII-XVIII веков

В следующей секции находятся четыре маленькие работы Лукаса Кранаха Старшего, самые поразительные из которых – «Грехопадение» и «Плоды ревности». На правой стене последней секции висит картина «Зимний пейзаж с птичьей западнёй» Питера Брейгеля-младшего – на самом деле это копия одноимённой картины, написанной его отцом, Брейгелем-старшим, и хранящейся в Брюсселе. Около двери висит шедевр Ханса Фредемана де Фриса «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую».

Насладитесь напоследок итальянским искусством XVI века в зале № 6, где миниатюрная «Минерва» Паоло Веронезе окружена огромными полотнами художников его школы. Здесь вы также найдёте знаменитого «Иоанна Крестителя» Эль Греко, который, как полагали, исчез во время Второй мировой войны, и картину Тинторетто «Мужской портрет».

Картина «14 июля в Довиле» Пушкинского музея Москвы

Картина «14 июля в Довиле»

  • Рубенс, Рембрандт и барочное искусство

Пересекая вестибюль, чтобы попасть в зал №11, где демонстрируется фламандское и испанское искусство XVII века, вы увидите на правой стене три картины испанца Бартоломе Эстебана Мурильо, его картина «Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте» была заказана художнику, чтобы украсить собственный собор епископа. На левой стене «Натюрморт с лебедем» Франса Снейдерса висит рядом с портретом торговца Адреана Стевенса Антона ван Дейка.

И Снейдерс, и Ван Дейк работали помощниками в студии Питера Пауля Рубенса, три работы которого принадлежат Пушкинскому музею (их можно увидеть на стене в центре зала), включая картину «Вакханалия», изображающую пьяного Вакха, окружённого его слугами. На противоположной стене – «Одиссей в пещере Полифема» и «Бегство в Египет» Якоба Йорданса.

Картина «Одиссей в пещере Полифема» Пушкинского музея Москвы

Картина «Одиссей в пещере Полифема»

Дверь, находящаяся около картин Йорданса, ведёт в зал № 10, посвящённый голландскому искусству XVII века, где каждый сразу спешит направиться к работам Рембрандта. Его мастерство владения тёмными тонами и свободная живописная манера ясно видны на примере такой картины, как «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», на тёмном фоне особенно хорошо виден вышитый наряд Эсфири.

В другой стороне этой секции расположены две работы на религиозные темы – «Христос, изгоняющий торговцев из храма» и «Неверие апостола Фомы», напротив них портреты кисти Рембрандта «Портрет старушки» (матери художника) и «Портрет старика» (его брата) – обе картины были созданы в 1654 году, когда художник не имел заказов и бедствовал.

Картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Пушкинского музея Москвы

Картина «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»

Зал № 12, расположенный рядом с работами Мурильо, рассказывает об итальянском искусстве XVII и XVIII веков. Справа от входа – картина «Старая кокетка» Бернардо Строцци, помещённая рядом с динамичной картиной Доменико Гарджуло «Перенесение ковчега Завета царём Давидом в Иерусалим», от которой можно перейти к картине «Возвращение Бученторо к молу у Дворца дожей» – великолепному виду позолоченных баркасов и венецианских палаццо работы Дж. А. Каналетто.

Зал № 13 посвящён французскому искусству этого же периода, которое очень любила Екатерина Великая. Крайне сентиментальная картина «Сладострастие» – наиболее яркая из трёх представленных работ Жан-Батиста Греза. Не менее интересны, чем маленькие жанровые картины Жан-Оноре Фрагонара, и миниатюры Жан-Антуана Ватто, классические картины Франсуа Буше, особенно его картина с эротическим подтекстом «Геркулес и Омфала». На главной стене висят четыре работы Никола Пуссена, в их числе сюрреалистический «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» и впечатляющая «Победа Иисуса Навина над аморитянами».

Портал собора (Златые врата) Пушкинского музея Москвы

Портал собора (Златые врата)

  • Копии шедевров

Выходя из дальней двери зала № 13, вы пройдёте через точную копию Золотой арки/портала собора (Златые врата) Фрайбергского собора в зал № 15, в котором экспонируются бронзовые и гипсовые копии таких шедевров Средневековья и Ренессанса, как епископский трон из Ульмского собора, «Давид» Микеланджело и статуи полководцев из Падуи и Венеции.

Лестница зала ведёт наверх в галерею, экспонирующую древние критские статуи, оттуда дверь ведёт в зал № 16, где выставлены гипсовые копии древнегреческих скульптур, фризов храма Зевса в Олимпии и других предметов. Отсюда начинается группа залов, посвящённых творчеству Микеланджело (зал № 29); другим шедеврам Ренессанса, таким как «Райские врата» Гиберти из придела флорентийской церкви (зал № 28); средневековому соборному искусству из Франции и Германии (зал № 26); греческой и римской скульптуре (залы 24 и 25).

Скульптура «Венера с зеркалом» Пушкинского музея Москвы

Скульптура «Венера с зеркалом»

  • Барбизонцы, ориенталисты и академическая живопись

В зале № 23 демонстрируется часть экспозиции, составленной из огромного собрания живописцев барбизонской школы, находящегося в распоряжении музея, которое конкурирует с Лувром. Хотя они в настоящее время и забыты немного, но именно барбизонцы проложили путь импрессионистам, оставлявшим студии ради живописи на пленэре. Акцент, делаемый на естественности и натурализме, особенно очевиден в пейзажах Жана-Батиста-Камиля Коро «Бурная погода» и «Порыв ветра» и в романтической картине Жюля Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь».

В том же самом зале – живописные картины ориенталистов, например «Ожидание переправы через Нил» Эжена Фромантена и «Камиль Демулен, призывающий к восстанию» Оноре Домье; маленький «Горный пейзаж» одного из самых крупных немецких романтических художников, Каспара Давида Фридриха; копия одного из роденовских «Жителей Кале».

Картина «Интерьер кунсткамеры» Пушкинского музея Москвы

Картина «Интерьер кунсткамеры»

В дальнем конце зала располагается коллекция работ, выполненных в академической манере, которую русские художники были обязаны копировать в XVIII-XIX веках, включая безмятежную «Мадонну перед чашей с причастием» Энгра, заказанную императором Александром II, «Конный портрет князя Б. Н. Юсупова» Антуана Жана Гро и «После кораблекрушения» Эжена Делакруа.

  • Французский импрессионизм

В начале 1900-х годов московские миллионеры Сергей Щукин и Иван Морозов купили множество картин Пикассо, Матисса и французских импрессионистов, которые теперь образуют ядро коллекций современного европейского искусства Эрмитажа и Пушкинского музея.

Картины Моне Пушкинского музея Москвы

Картины Клода Моне

Собрание французских импрессионистов располагается в зале № 22, размещающимся за временными выставками, устраиваемыми в зале № 21, на которых в своё время демонстрировались гравюры и рисунки Шагала и Матисса. Вы увидите прекрасные работы Моне, включая «Завтрак на траве», «Скалы в Бель-Иль», туманные виды реки Темзы и картину «Руанский собор вечером» (одну из серии работ, которые передают изменение освещения фасада собора в течение дня).

В том же зале – пейзажи и виды парижских улиц Писсарро, яркие пастели Дега: «Танцовщицы на репетиции» и «Голубые танцовщицы», а также «Певица Иветт Гильбер» Анри де Тулуз-Лотрека, который часто рисовал в «Мулен Руж». Большое музейное собрание работ Ренуара включает различные портреты актрис и великолепный портрет обнажённой женщины. Небольшие копии «Жителей города Кале» и «Поцелуя» следует упомянуть, говоря о скульптурах Родена.

Картины Анри Матисса Пушкинского музея Москвы

Картины Анри Матисса

  • Постимпрессионизм и модернизм

На другой стороне верхней площадки Жолтовской лестницы, в зале № 18, представлена потрясающая экспозиция произведений постимпрессионизма, сравнимая с шедеврами Эрмитажа, – главным образом из собраний Морозова и Щукина, каждый из которых купил больше 50 работ Пикассо и Матисса. Коллекция картин Пабло Пикассо – от «Дома с деревьями», «Скрипки» и «Королевы Изабо» до картин его «голубого» и «розового» периодов, например «Девочка на шаре», «Портрет поэта Хосе Сабартеса (Кружка пива)», «Нищий старик с мальчиком» и «Испанка с острова Майорка».

Коллекция картин Анри Матисса включает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», выполненный в насыщенных голубых тонах, несколько натюрмортов с вазами и «Красных рыб». Музейное собрание работ Поля Сезанна одинаково богато как пейзажами и автопортретами, так и натюрмортами и картинам его серии «Пьеро и Арлекин», например «Марди-Гра». Также впечатляет обширное собрание работ Винсента Ван Гога, от печальной «Прогулки заключённых» до блестящих «Красных виноградников в Арле».

Картины Винсента Ван Гога Пушкинского музея Москвы

Картины Винсента Ван Гога

Последний шедевр был единственной картиной, проданной им за всю свою жизнь, о которой он написал: «О, прекрасное солнце середины лета! Оно бьёт мне в голову, но я не боюсь, что это может мне повредить» незадолго до того, как он отрезал себе ухо. Так же удивительна коллекция таитянских работ Поля Гогена, включающая «Обеденный отдых», «Сбор плодов», «Великого Будду», «Натюрморт с попугаями», «Пейзаж с павлинами» и «Королеву». Два огромных холста Пьера Боннара – «Осенью. Сбор фруктов» и «Ранней весной в деревне» – висят около двери в зале № 17.

Здесь же вы можете увидеть массу разнообразных работ художников более позднего периода, начиная с художника-абстракциониста Василия Кандинского и заканчивая сюрреалистами Де Кирико и Миро. Галерея также представляет три красочные композиции Фернана Леже, члена коммунистической партии, и сказочные «Ноктюрн» и «Художник и его невеста» художника Марка Шагала.

Картины Поля Гогена в Пушкинском музее Москвы

Картины Поля Гогена

Музей личных коллекций

По соседству с музеем Пушкина находится его филиал – музей личных коллекций. Детище Ильи Зильберштейна, который сам является коллекционером, демонстрирует частные коллекции старинного и современного искусства, которые собирались в советские времена.

Нисхождения во взглядах и ограниченные денежные средства коллекционеров образуют разнообразную, способную удовлетворить самые разные вкусы выставку, которую идеально дополняет интерьер музея. Некоторые залы заняты временными выставками, экспозиция остальных практически не меняется. Ко всем художественным произведениям имеются ясные надписи на русском и английском языках. Фотографировать внутри не разрешается.

Музей личных коллекций в Москве

Музей личных коллекций

  • Музейная выставка

Постоянная выставка начинается на втором этаже с графики и акварельных рисунков Сальвадора Дали из серий «Мифология» и «Хиппи» и жутковатых иллюстраций к «Фаусту» и «Песням Мальдорора». Следующий зал представляет рисунки ваз и женщин Матисса и собственную палитру художника. Вглядитесь в портреты Лидии Делекторской, модели-секретаря Матисса с 1928 года до его смерти, которая пожертвовала многие из его работ российским музеям.

На третьем этаже царит атмосфера русского искусства благодаря работам передвижников XIX века, например исполненной в розово-золотой гамме картины Ильи Репина «Дуэль», которой противопоставлена мягкая в цветовом решении картина «Христос и грешница» Василия Поленова. Вы также найдёте здесь работы, созданные Борисом Кустодиевым и Александром Бенуа из времён «золотого века» российского балета; виды Москвы и Санкт-Петербурга XVIII века; два десятка икон XVI-XVII веков.

Картина «Нотр-Дам де Пари» музея личных коллекций Москвы

Картина «Нотр-Дам де Пари»

Интересны с исторической точки зрения миниатюрные портреты декабристов, сосланных в Сибирь в 1825 году, нарисованные заключённым Николаем Бестужевым, и портрет графини Марии Волконской, которая последовала за мужем, троюродным братом Льва Толстого, в изгнание. Четвёртый этаж предлагает насладиться коллекцией искусства XX века, которую пианист Святослав Рихтер дополнил своими пастелями, здесь вы сможете увидите натюрморты Роберта Фалька.

Взгляните на пейзаж Бориса Кустодиева «После грозы» и на картины Грабаря в зале, где художники XIX века воспевают крестьянскую Россию. Вслед за коллекцией причудливых холстов и резьбы по дереву Александра Тышлера – два зала, посвящённых Александру Родченко и его жене Варваре Степановой, возможно, главная достопримечательность музея.

Картина «После грозы» музея личных коллекций Москвы

Картина «После грозы»

Родченко диктовал моду в искусстве фотоколлажа и нетрадиционной перспективы, а его фотографии, плакаты и конструктивистские суперобложки теперь считаются классикой жанра. Вы можете также увидеть броский красно-чёрный шахматный столик, разработанный Родченко для клуба рабочих.

Картинная галерея Глазунова

На другой стороне Волхонки находится картинная галерея Ильи Глазунова, в которой демонстрируются работы одного из самых популярных современных художников России. Дитя советской системы (осиротевший во время блокады Ленинграда), Глазунов учился у Бориса Иогансона, председателя Союза художников СССР, и казался успешным до тех пор, пока его заинтересованность в христианской культуре не привела к тому, что в 1970-е годы ему пришлось уехать в Казань.

Картинная галерея Ильи Глазунова в Москве

Картинная галерея Ильи Глазунова

Его статус диссидента усиливали рассказы о гигантском холсте «Мистерия двадцатого века», на котором изображены Гитлер, Сталин, Николай II, Пушкин, Достоевский и множество других персонажей истории и культуры, и о том, что вышестоящие аппаратчики тайно коллекционируют его работы.

К 1980 году ретро-патриотизм художника был отмечен: Глазунов был представлен к званию народного художника; ЮНЕСКО выбрало его картину «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» для своей постоянной коллекции произведений искусства, а позже вручило ему Золотую медаль Пикассо.

Картина «Вечная Россия» галереи Глазунова в Москве

Картина «Вечная Россия» (слева)

Его взгляд на эпоху Ельцина воплощён в другой огромной картине – «Рынок нашей демократии», где Ельцин размахивает дирижёрской палочкой, две лесбиянки целуются, а олигарх Березовский выставил напоказ плакат, на котором написано: «Я куплю Россию» в то время как жулики грабят толпу беженцев и голодных детей.

Верно это подмечено или нет – но его выставку в 2002 году в Манеже ежемесячно посещало более 2 миллионов посетителей, так что его искусство совпало с настроениями многих, даже несмотря на то что московская интеллигенция дрожит от негодования и сравнивает его с Церетели. Лучшим сравнением было бы сравнение его с Дали, с которым Глазунов разделяет симпатии к рисункам старых мастеров (его ранние иллюстрации к романам Достоевского превосходны).

Усадьба Лопухиных в Москве

Усадьба Лопухиных

Музей Рериха

Музей Николая Рериха, должно быть единственный музей в Москве, где посетителей встречает запах ароматических палочек. Открытый в 1989 году, этот музей посвящён идеям Николая Рериха (1874-1947 годы), художника и учёного, страсть которого к восточной философии привела его в 1920-х годах в Среднюю Азию, Тибет и Индию, а в 1930-х годах – в Маньчжурию и Монголию. Другой стороной идеализма Рериха был его Пакт о сохранении культурных ценностей во время ведения военных действий, который стал основой Гаагского соглашения 1954 года.

В музее экспонируются его пейзажи степей и гор, рядом с ними фотографии Ладакха и Тибета и предметы снаряжения из экспедиций, в которых Рериха сопровождали его жена Елена и их сын Георгий (единственный из всей семьи, кто возвратился в советскую Россию, похоронен на Новодевичьем кладбище). В период с 1989 по 2019 год музей располагался в усадьбе Лопухиных, построенной в XVII-XIX веках. С 2019 года находится на ВДНХ в павильоне № 13 (в прошлом павильон «Здравоохранение») и является филиалом Государственного музея Востока.

  • Пушкинский музей на карте Москвы



Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Капча *Капча загружается...

Билеты Дисней