Пока нет оценок
Загрузка Загрузка...

Национальный музей Бангкока

К северо-западу от площади Санам Луанг расположен Национальный музей Бангкока (среда-суббота с 9.00 до 16.00; 40 батов, включая бесплатную листовку с картой). В музее хранится огромное количество произведений искусства Таиланда, в том числе скульптуры в южном и северном крыле, причудливые декоративные элементы в старом здании, диковинные погребальные колесницы и изящный храм Буттхасаван.

Кроме того, тут периодически проходят интересные выставки. Вам стоит попасть на бесплатную экскурсию на английском языке (среда-четверг 9.30). Эти экскурсии познакомят вас с лучшими экспонатами в музее, а также снабдят общей информацией о тайской религии и культуре. Около билетной кассы есть книжный магазин и приятное кафе, где подают булочки и напитки, а в ресторане, расположенном внутри музея, около погребальных колесниц, можно заказать приличный недорогой обед из блюд тайской кухни.

Национальный музей в Бангкоке

Первое здание, которое вы увидите, расположено рядом с билетной кассой. Там вы сможете почерпнуть содержательную информацию об истории Таиланда. Кроме того, вы увидите ценную археологическую находку: надпись на чёрном камне, приписываемую королю Рамкхамхэнгу, правителю Сукхотайя (первой столицы тайской нации) (1278-1299 годы). Эту надпись обнаружил в 1833 году будущий Рама IV, она является самой старой надписью, дошедшей до наших дней, начертанной буквами тайского алфавита.

Благодаря этому, а также содержащейся в надписи информации о процветании и богоугодности страны в золотой век Сукхотайя, камень стал святыней для тайского народа (отдел, где хранятся находки из Бан Чианг, одной из ранних цивилизаций бронзового века, расположенной на севере Таиланда, раньше хранились здесь же, но в настоящее время перенесены к главной коллекции в южном здании).

  • Главная коллекция (южное здание музея)

Старинный реконструированный дворец расположен между двумя большими современными зданиями. На первом этаже южного здания хранится главная коллекция. Обратите внимание на исторические скульптуры, привезённые из других стран Азии, в том числе на одно из самых ранних изображений Будды из Гандхары (Северо-Западная Индия).

В Гандхаре оставался гарнизон Александра Македонского, именно поэтому скульптура выполнена в классическом греческом стиле. Например, ушниша, сверхъестественная выпуклость на голове, символизирующая интеллектуальную и духовную силу Будды, переделана в пучок густых волнистых волос.

На втором этаже в зале Дваравати (VI-XI века) среди каменных и терракотовых статуэток Будды есть маленькая голова, сделанная из гладкой розовой глины. Опущенные глаза и слегка улыбающиеся полные губы этой скульптуры отражают безмятежное мироощущение людей этой эры. В дальнем конце на втором этаже вы не сможете пройти мимо чувственной японской статуи, изображающей Ганешу, индусского бога мудрости и искусства с головой слона.

Этот символ Департамента изобразительных искусств, всегда увит гирляндами. Так как считается, что Ганеша убирает преграды, индусы всегда воздают ему почести прежде других богов. Традиционно бога изображают толстым, так как первым выбирает подношения. У этой скульптуры тело сделано в виде чаши для еды.

В следующем зале S9 вы найдёте наиболее известный образец искусства Шривиджаи (VII-XIII веков) – бронзовую статую Бодхисатва Авалокитешвара, найденную в Чайе (согласно учению Махаяна, бодхисатва – это святой, который отложил своё слияние с нирваной, чтобы помочь верующим достичь просветления). Это изображение с недовольным лицом и изогнутым телом стало повсеместным символом Южного Таиланда.

Примерно соблюдая хронологию, коллекция продолжается вновь на нижнем этаже, где находится выставка скульптур кхмеров и Лопбури. (VII-XIV века). Наиболее интересны некоторые статуэтки. Обратите внимание на тщательно выполненные перемычки, на которых в мельчайших подробностях изображён Вишну, лежащий на драконе в море вечности. Богу снится новая Вселенная, которая появится после того, как старая исчезнет, пройдя индусский цикл создания и уничтожения. Из пупка Вишну растёт лотос, где сидит четырёхголовый Брахма, который сделает сон реальностью.

  • Главная коллекция (северное здание музея)

Вторая часть экспозиции расположена в северном здании. Осмотр следует начинать с верхнего этажа, где находится коллекция эпохи Сукхотай (XIII-XV веков). Здесь вы увидите несколько типичных выгнутых статуэток Будды, бронзовые изображения коренастых индусских богов и большую коллекцию керамики. В зале Ланна (примерно XIII-XVI века) хранится миниатюрный набор золотых регалий, среди которых маленькие зонтики и пара прелестных сандалий, которые раньше хранились в чеди.

Некрасивая, но безмятежная голова Будды, вырезанная из зернистого розового песчаника, представляет стиль скульптуры эпохи Аюттхая (XIV-XVIII века). Еле заметные усы, вырезанные над верхней губой, выдают кхмерские мотивы, пришедшие в Аюттхаю после завоевания Ангкора. Роскошный шкаф с каллиграфическими надписями и пейзажами древней Аюттхаи, является самым необычным из дошедших до наших дней образцов мебели, вырезанной и расписанной вручную.

На нижнем этаже в секции искусства Бангкока или Раттанакосина (с XVIII века) находятся чопорные бронзовые скульптуры, завершающие экспозицию. В своём стремлении к западному натурализму Рама V создал скульптуру в раннем гандхарском стиле, которая хранится в первом зале музея.

  • Погребальные колесницы музея

Слева от кафе расположен огромный зал, где стоят неимоверно скрупулёзно выполненные погребальные колесницы королевской семьи. Самая выдающаяся из них – колесница Веджаянт Раджарот, построенная Рамой I в 1785 году, для транспортировки урны на собственных похоронах. Тринадцатиметровое сооружение символизирует небеса над горой Меру.

По бокам в пять ярусов располагаются драконы и небесные существа, наводящие на мысли о кремационном пламени, олицетворяют мифологических жителей лесов горы Меру. Эта 40-тонная колесница, которую толкали 300 мужчин, в 1985 году участвовала в похоронной церемонии королевы Рамбхаи Бхарни, жены Рамы VII.

Королевский слон Национального музея

Ванг На (Дворец Второго короля) в Бангкоке

Большое центральное здание изначально было частью огромного дворца Ванг На, протянувшегося от площади Санам Луанг до кхлонга Лод. Здесь жил «второй король», то есть тот, кого правящий монарх назначил своим наследником и заместителем.

Когда в 1887 году Рама V упразднил канцелярию, он превратил «Дворец Второго короля» в музей, где теперь содержится великолепная коллекция тайского искусства. Как только вы входите (зал № 5), вашему взору предстают исключительные, редкие изделия из золота на фоне тяжёлых железных панелей, в том числе отлично сохранившийся браслет на предплечье, привезённый из разрушенного пранга из храма Ратхубарна в Аюттхае в XV веке.

В соседнем зале № 6 вы увидите замысловатое сиденье, вырезанное из слоновой кости. На самом деле это хоудах, который кладут на спину слону. Среди масок актёров театра кхон в следующем зале (зал № 7) особенно обратите внимание на свирепого Ханумана, белого воина-обезьяну из эпоса «Рамаяна». Маска искрится перламутром.

Огромная коллекция самых разнообразных изделий из керамики в зале № 8 включает в себя несколько предметов из Сукхотайя, а в зале № 9 вас ждёт множество перламутровых изделий. Своим радужным блеском они обязаны раковинам улиток из Сиамского залива. Кроме того, достойна внимания коллекция богато украшенных музыкальных инструментов в зале № 15.

Храм Буддхайсаван

Храм Буддхайсаван в Бангкоке

Здесь хранится вторая (после храма Изумрудного Будды) святыня Таиланда. Храм Буддхайсаван (Duddhaisawan chapel) представляет собой огромный зал, расположенный перед восточным входом во дворец Ванг На. Внутри зала богато украшенный потолок и лакированные оконные ставни. Множество нарисованных небесных жителей и обращённых домов смотрят на красочную круглолицую статую Сихинг Будды – Сияющего Будды, которую, согласно легенде, магическим способом создали в Шри-Ланке и в XIII веке отослали в Сукхотай.

Считается, что эта статуя, так же как и Изумрудный Будда, приносит удачу своему владельцу, и поэтому её часто похищали из одного города и привозили в другой, пока в 1975 году Рама I не забрал её из Чиангмая и не установил здесь, в частном храме второго короля. Две другие статуи (в Накхонситхаммарат и Чиангмае) теперь претендуют на звание истинной статуи Сияющего Будды.

На самом деле все три статуи были сделаны позже, их скопировали с утерянного оригинала – скульптуры XV века в стиле Сукхотайя. Тем не менее, эту статую очень любят простые люди, и в тайский Новый год её выносят на площадь Санам Луанг, где почитатели брызгают на неё воду, так как это считается добрым делом.

Множество деталей и богатые спокойные краски отличают двухсотлетние фрески на стенах, которые на удивление хорошо сохранились. В нижнем ряду между окнами расписана жизнь Будды. Начинается ряд в дальнем правом углу, там, где изображена свадьба его родителей.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*