Некромантион Ахерона (Necromanteion Acheron; другое название: «оракул мёртвых» в святилище Персефоны и Аида (Гадеса); новогреческое – Некромандио), что в 22 километрах к юго-востоку от Парги, над деревней Месопотамос, посещается по сравнению с иными греческими древностями редко и немногими, и уже потому стоит съездить к этому памятнику, тем более что и пейзажи, открывающиеся из святилища, тоже способны волновать и будить мысль – словом, экскурсия обещает быть не совсем будничной.
Храм расположился на низкой скале, за которой Ахерон (Ахеронт; новогреческое название: Ахерондас) сливался с мифическими реками подземного мира: Стиксом, Коцитом (Кокитос) – «рекой стенаний» и Пирифлегетоном – «огненной рекой». Все они текли в заболоченное озеро Ахерусия. Мифы утверждают, что именно отсюда Харон перевозил на своём челне души умерших к вратам Аида, и с микенских до римских времён здесь прорицал изощрённый оракул мёртвых. Ахерон никогда не мог тягаться с Дельфами или Додони, но её славы довольно было Гомеру, описавшему (как говорят) в IX веке до нашей эры, как Одиссей воспользовался этой площадкой для посещения Аида.
Цирцея (Кирка), инструктируя Одиссея, точно обрисовывает приметы Ахерона: Ты, на берег дикий пришедший, в рощу войдёшь Персефоны, где на холме растут тополя и волнуются ивы – быстро роняют они семена свои. Вытащив челн свой на берег там, где Океана вихрится теченье, в Мрачное царство Аида опустишься ты. Там ты увидишь Реку горящих огней и Реку стенаний, то притоки Вод подземного Стикса, и они, сочетаясь у острой высокой скалы, громовые потоки свои в Ахерон изливают. Это и есть, повелитель мой, то место, что я указать обещала … это туда души мёртвых и отошедших придут, во множествах неисчислимых.
Прибытие в Некромантион Ахерона
Проще всего добраться до Некромантиона морем (ходят прогулочные суда из Парги и Амудьи) или же доехать на собственном автотранспорте. Мотороллеры не очень-то годятся: шоссе изобилует крутыми подъёмами и спусками, а покрытие его недавно улучшили, так что можно – и нужно – ехать поскорее (берите мотоцикл с объёмом цилиндра не менее 90 кубических сантиметров). Автобус из Парги довезёт вас до Кастри, откуда до этой достопримечательности Греции 5 километров, но деревни Месопотамос и Амудья на прямой прибрежной дороге в Превезу, и там ходят совсем другие автобусы.
Святилище Персефоны и Аида
И ныне деревья – верная примета местоположения святилища, хотя теперь это по большей части кипарисы, но именно они символизируют мёртвых по всему Средиземноморью. Древнее озеро Ахерусия, в античные времена окаймлявшее островок с оракулом, практически исчезло, а река – Ахерон огибает нынешнюю болотистую равнину Фанари, но течёт теперь только зимой, вы можете проследить её русло, начиная от рощицы гомеровских ив. Все мифологические реки до сих пор существуют, правда, античный Пирифлегетон сегодня называется Вовос.
Что касается собственно святилища, то его развалины, рядом с которыми в раннехристианские времена возвели базилику, позволяют как наяву представить те фокусы, которые проделывали античные жрецы со своей «клиентурой». Судя по свидетельствам современников, паломников, прибывших на остров с оракулом, оставляли на ночь в помещении без окон. Естественно, это оказывало сильное воздействие на психику паломника, намеревавшегося вступить в общение с душами умерших, и поэтому поутру взбудораженного человека ожидало утешение: ему позволяли совершать жертвоприношения по обету, коротая ожидание обещанного «путешествия» в подземный мир.
Когда приходила его очередь, пилигрима запускали в лабиринт, и он полз в кромешной тьме к самому сердцу святилища, где окончательно сбитого с толку, да ещё накормленного галлюциногенными семенами люпина, одурманенного человека опускали в преддверие «Аида». Там его, видимо, встречали некие призрачные тени и странные звуки, в фабрикации которых, надо думать, жрецы поднаторели – за многие-то века. От святилища сохранились стены высотой в рост человека и образующие в совокупности многоугольник. Раскопки помогли определить назначение всех помещений святилища, и можно поглядеть на его план – у входа.
На вершине холма стоит видимый издалека средневековый монастырь Святого Иоанна Крестителя с остатками фресок XVIII века, а ниже – огромные сосуды для хранения припасов (питарья), оставленные на месте. Посередине площадки – вытянутое помещение с высокими стенами, куда сносили приношения по обету. Металлические ступени ведут оттуда вниз, в сырой подземный зал под сводами – где и происходила «некромантия», то есть «общение с покойниками». Но поначалу паломников спускали вниз с помощью ворота и верёвки – этот механизм тоже обнаружили по ходу раскопок.