К югу от Градеца находится серый, деловой, занятой, современный Нижний город Загреб (Donji grad). Однообразную планировку нарушают соединённые между собой площади-сады, устройство которых велось с 1870 года. Известный как «подкова Ленучи» (по имени архитектора Милана Ленучи, которому и принадлежит такая планировка), этот район явился решительной попыткой придать Загребу урбанистическое лицо, дать ему широкие пространства с важнейшими учреждениями – галереями, музеями, академиями и театрами, словом, всем тем, что полагается современному городу.
«Подкова» так никогда и не была полностью закончена, так что прогуляться по полному подковообразному маршруту, намеченному Ленучи, не удастся. Первый из двух основных «циклов» площадей «подковы Ленучи», который начинается с площади Николе Шубича Зринского (Trg Nikole Subica Zrinskog) и обычно называется Зриневац, – в одном квартале к югу от площади Бана Елачича. К западу от Зриневаца вторая линия площадей заканчивается площадью Маршала Тито. К югу находятся ботанические сады, задуманные как финальное зелёное звено, соединяющее два рукава «подковы».
Содержание статьи
- 1 Городской парк Загреба – Зриневац
- 2 Галерея современного искусства Загреба
- 3 Галерея старых мастеров Штроссмайера в Загребе
- 4 Площадь короля Томислава и Павильон искусств Загреба
- 5 Площадь Жертв Фашизма в Загребе
- 6 Площадь Маршала Тито в Загребе
- 7 Музей искусств и ремёсел Загреба
- 8 Музей Мимара в Загребе
- 9 Этнографический музей Загреба
- 10 Площадь Маруличева и Госархив Загреба
- 11 Ботанические сады Загреба
- 12 Технический музей и окрестности
Увы, не получилось: несколько безликих кварталов делового центра препятствуют их смычке с площадью короля Томислава (Томиславов-Трг) с востока. Престижные здания на площадях Зриневац, Маршала Тито и вокруг них сделали бы честь и таким городам Средней Европы, как Грац или Линц, – они придают этой части Загреба чувство достоинства и процветания, хотя этот район, состоящий преимущественно из офисов, министерств и жилых кварталов, не интересен ни любителям шопинга, ни любителям посидеть в кафе.
Городской парк Загреба – Зриневац
Расположившийся к югу от площади Бана Елачича в первой секции «подковы Ленучи» Зриневац – типичный городской парк конца XIX столетия с тенистыми аллеями, трибуной для оркестра и фонтаном, созданным по эскизам вездесущего Германна Болле и похожий не то на подставку для пирога, не то на мухомор. До 1873 года, когда эта территория была впервые распланирована под парк, здесь проходила южная граница города. Тут устраивались ярмарки и торги – крестьяне из окрестных местностей пригоняли сюда коров и лошадей для продажи.
Археологический музей Загреба
Наиболее впечатляющее из всех зданий XIX столетия, фланкирующих площадь, – бежевое классическое здание под № 19, занимаемое ныне Археологическим музеем (Arheoloski muzej). Экспозиция начинается с колоритной коллекции греческих ваз, собранных офицером габсбургской армии XIX века Лавалем Нюжаном (Nugent). Далее идут керамика и надписи, напоминающие о греческих поселениях на Адриатическом побережье.
В зале, где выставлены римские головы и торсы, интереснее всего рельеф III века, изображающий богиню Немезиду в виде женщины с нахмуренными бровями, сходящей с колесницы. Среди наиболее примечательных экспонатов – коллекция древней керамики с орнаментами в виде зигзагов и шахматной клетки, относящаяся к так называемому вучедольскому периоду, характеризующемуся ростом сельского хозяйства и ремёсел и названному по Вучедолу – поселению бронзового века близ Вуковара.
«Звезда» экспозиции – знаменитая вучедольская голубка (Vucedolska golubica) – зооморфный сосуд на трёх ножках, изображённый на купюре в 20 кун. Имеются также два зала египетских мумий, относящихся главным образом к эпохе Птолемеев. Одной из мумий придана специальная климатическая установка. Эта мумия была найдена завёрнутой в холщовую пелену (ныне экспонируемую на стене) с древними этрусскими надписями. Это самый длинный из известных текстов на этом ещё не поддающемся переводу языке.
Галерея современного искусства Загреба
В одном квартале к югу от Археологического музея, на углу площади Штроссмайеров-Трг и улицы Хебрангова, в импозантном здании XIX века разместилась Галерея современного искусства (Moderna galerija) – всеобъемлющая коллекция хорватского искусства с 1850 года до Второй мировой войны. Здесь для каждого найдётся что-нибудь интересное. Из наиболее примечательных творений XIX века – полотно Влахо Буковаца «Гундулич, сочиняющий «Османа», изображающее поэта – гордость Дубровника – в окружении пляшущих нимф, и символистские картины современников – Белы Чикоша-Оесийи и Мирко Рачки.
Живописец Крсто Хегедушич представлен полотнами, изображающими жизнь деревни Хлебине в 1930-е годы, а фотографии Тошо Дабаца запечатлели жизнь Загреба в межвоенные годы. В нескольких метрах к югу от Галереи современного искусства по адресу Штроссмайерова 12, за ничем не примечательной дверью, находится Хорватская академия графического искусства (Kabinet grafike). Здесь проводятся самые разнообразные временные выставки.
Галерея старых мастеров Штроссмайера в Загребе
Прямо напротив Галереи современного искусства, в центре площади Штроссмайеров-Трг, находится Хорватская академия искусств и наук основанная в 1866 году епископом Юраем Штроссмайером (в ту пору называлась Югославской академией искусств и наук). Юрай Штроссмайер, служивший в Кафедральном соборе города Джаково в Восточной Славонии, был одним из лидеров хорватского национализма XIX века, рассматривавшего югославизм (единение всех южных славян) как лучший путь оказания сопротивления традиционным врагам Хорватии: венграм, австрийцам и итальянцам.
Его персона и поныне окружена почтением, несмотря на все политические пертурбации минувшего столетия. Третий этаж здания академии занимает Галерея старых мастеров Штроссмайера (Strossmajerova galerija starih majstora) – роскошное собрание живописи начиная с XIV века, начинающееся с двух залов с ренессансными Богородицами, баюкающими пухлощёких младенцев. В следующем зале – Обручение Святой Екатерины Тинторетто, и тот же сюжет кисти Веронезе.
Не пропустите небольшую Марию Магдалину Эль Греко, несколько ранних, фламандских картин Йооса ван Клеве, творения анонимного Мастера Богородицы среди дев и работы французских мастеров – Фрагонара, Буте, Клода Лоррена и Пуссена. В вестибюле здания экспонируется Башчанская таблица (Bascanska ploca) – самый древний образчик письменности на глаголице XI века, с острова Крк. Этот язык использовался средневековой хорватской церковью. Позади здания, среди деревьев – сидящая статуя Штроссмайера работы Ивана Мештровича. Впрочем, епископ здесь больше похож на гиперактивного фокусника, нежели на достопочтенного деятеля культуры.
Площадь короля Томислава и Павильон искусств Загреба
К югу от Хорватской академии Штроссмайеров-Трг переходит в площадь короля Томислава (Томиславов-Трг), с севера которой стоит Павильон искусств постройки начала XX века, ярко-жёлтого цвета, так любимого архитекторами Габсбургской эпохи. В его интерьерах, отделанных золоченым стукко и искусственным мрамором, регулярно проходят временные художественные выставки.
У павильона раскинулись ухоженные лужайки и цветочные клумбы площади короля Томислава, названной так по имени хорватского монарха X века Томислава. Его конная статуя стоит на южной оконечности площади и приветствует путников, появляющихся из классического портала железнодорожного вокзала.
Площадь Жертв Фашизма в Загребе
К востоку от Зриневаца и Штроссмайерова-Трг все дороги, кажется, приводят к Площади Жертв Фашизма. В 1990 году её было переименовали в Площадь Великих Хорватов (Трг hrvatskih velokana), пока голоса антифашистских объединений не заставили вернуть ей прежнее название. Здесь находится Дом хорватских художников – впечатляющий круглый павильон, построенный Иваном Мештровичем в 1930 году специально как картинная галерея, но превращённый в августе 1944 года «Независимым Государством Хорватия» в мечеть в попытке культивировать боснийский ислам, поддерживавший пронацистский режим.
Этот павильон и сейчас ещё порой называют джамия (мечеть), хотя сооружённые при нём три минарета сломаны в 1947 году, и в нём был спешно организован Музей социалистической революции. Его центральное пространство под куполом окружено длинными, идущими по кругу галереями – прекрасное место для созерцания экспонируемых здесь произведений современного искусства.
Площадь Маршала Тито в Загребе
Если двинуться к западу от Зриневаца вдоль улиц Теслина или Хебрангова, то через пять минут можно выйти на площадь Маршала Тито, над грандиозным пространством которой высится здание Хорватского национального театра цвета лимонно-меренгового пирога с классическим порталом, увенчанным фигурой трубящей музы.
Этот театр, открытый в 1890 году императором Францем-Иосифом, – яркое свидетельство возросшего культурного самосознания Хорватии в конце XIX века. Перед театром, в круглом бетонном углублении – ещё один шедевр Мештровича: нежно-эротический Колодезь любви (1905 год), а в юго-западном углу площади, под сенью трёх сосен, скульптура работы Фернкорна, изображающая Святого Георгия на вздыбленном коне, топчущем рыкающего дракона.
Музей искусств и ремёсел Загреба
На западной стороне площади Маршала Тито, в длинном здании с островерхой крышей, находится Музей искусств и ремёсел (Muzej za umjetnosti obrt), хранящий богатейшее собрание мебели и тканей от эпохи Средневековья до наших дней. Всякий, кто хоть сколько-нибудь интересуется историей интерьера, проведёт там по меньшей мере день.
Интерьер здания, с золочеными львиными головами, глядящими с чугунной балюстрады, окружающей центральный атриум, впечатляет сам по себе. На нижнем этаже, занимаемом экспозицией, интересен алтарь «Богородица с младенцем» тирольского происхождения. Далее следуют настоящий парад мебели и фарфора из века в век, и кульминацией выступает зал религиозного искусства, в котором экспонируются реставрированные деревянные алтари, свезённые сюда из церквей со всей Северной Хорватии.
Наиболее впечатляющ алтарь Святой Марии XVII столетия из деревни Репетинец к северо-востоку от Загреба. Центральная часть – Мадонна с младенцем – фланкируется меньшими по размеру панелями с изображением застывших в грациозном поклоне святых. Там же выставлены со вкусом подобранные произведения живописи XVII века, из которых наиболее примечательна плотски чувственная Вакханалия Шарля Лебрена и Энея и Дидон Гвидо Рени, где влюблённые смотрят друг на друга взглядом, похожим на щенячий.
Этажом выше экспонируются вещи, представляющие Загреб на повороте от XIX к XX веку, когда город становится одним из процветающих центров Средней Европы, – керамика, произведённая в загребской Школе прикладного искусства (поддерживавшейся новаторского дизайна со времени своего основания в 1882 году), а также заграничные предметы убранства – в частности, стеклянные изделия Тиффани и Галле и подставка для цветочных горшков работы ведущего венского мастера прикладного искусства Йозефа Хофмана, творившего в период перед Первой мировой войной.
Стены, ведущие на верхний этаж, увешаны афишами 1960-х годов, в том числе с геометрическим рисунком работы пионера хорватского абстрактного искусства Ивана Пицели. На верхнем этаже экспонируется множество часов, серебряных изделий и коллекция витражей начала XX века, произведённых местной фирмой «Koch & Marinkovid». Обратите внимание на Жизнь резчика по дереву работы Вилко Гецана (Gecan) 1924 год – пять идеализированных панелей, изображающих жизненный цикл хорватского крестьянина, исполнены таким почтением, которого следовало бы ожидать от церковного алтаря.
Музей Мимара в Загребе
К юго-западу от площади Маршала Тито, на площади Рузвельта, находится самый престижный (и самый неоднозначный) музей в Загребе: музей Мимара. Разместившийся в элегантном неоренессансном здании, где прежде находилась высшая школа, музей создан на основе коллекций, завещанных Анте Топичем Мимара (1899-1987 годы), уроженца Далмации, который разбогател за границей и подарил свою обширную коллекцию своему народу.
Никто не знает, каким образом он скопил своё богатство, как получил он столько ценнейших предметов, да и вообще носил ли он имя Анте Топич Мимара – кто-то держится мнения, что это был просто проходимец, стащивший на поле битвы Первой мировой войны документы, удостоверяющие личность, у своего погибшего товарища. Ещё более загадочна атрибуция некоторых из хранящихся в коллекции полотен: мастерская такого-то, школа такая-то… Словом, историки искусства без дела не останутся.
Как бы там ни было, вкусы владельца были, мягко говоря, эклектичны. Здесь собрано всего понемножку, и на осмотр коллекции требуется два часа как минимум. На первом этаже выставлены древние стеклянные изделия из Египта, Греции, Сирии и Римской империи, а также более поздние – из Венеции и других уголков Европы. Тут же персидские ковры XVII-XIX столетий. Среди экспонатов с Дальнего Востока – вазы китайской династии Мин, украшенные драконами с изогнутыми телами, и монументальная бронзовая голова Будды.
На втором этаже ваше внимание привлечёт коллекция европейского прикладного искусства, включая каролингские ларцы-мощевики, необычное украшенное эмалью лиможское распятие (зал № 16) и изысканный английский охотничий рожок XIV века, вырезанный из слоновой кости. Далее следуют несколько залов религиозной скульптуры, среди самых изящных – фламандский архангел Гавриил XVII века с прекрасно переданными перьями крыльев (зал № 20).
Третий этаж отдан европейской живописи, размещённой в хронологическом порядке, начиная с византийских икон и нескольких выдающихся ренессансных алтарей, самый привлекательный из которых – «Богородица с младенцем» Биччи ди Лоренцо (зал № 31), в котором розовощёкий карапуз с наслаждением сосёт грудь, по форме напоминающую баклажан.
Пышно декорированный церемониальный зал (№ 35) приютил многие из наиболее крупных по размеру полотен коллекции: Деву с невинными Рубенса, истинный пир розовой пухлой плоти. Портрет дамы Рембрандта – кажется, что позирующая художнику модель задыхается в своём необъятном рюше. Среди произведений французской живописи XIX века в финальном зале (№ 40) – лёгкая Купальщица Ренуара и подборка малоформатных работ Мане.
Этнографический музей Загреба
К югу от площади Маршала Тито «подкову» продолжает площадь Мажураничев-Трг, – не больно впечатляющий прямоугольник, застроенный административными зданиями, среди них – Этнографический музей (Etnografski muzej). Его богатые коллекции заслуживали бы большего числа гостей, чем теперь.
Прежде чем войти в главный вход, поднимите взгляд на купол, где аллегорический скульптурный ансамбль в стиле ар-нуво работы Рудольфа Вальдеса изображает Хорватию, обнимающую аллегории Ремесла и Коммерции – напоминание о том, что в этом здании первоначально размещалась Загребская палата прикладного искусства и торговли со времени его постройки в 1903 году.
Здесь вы найдёте коллекцию костюмов из любого уголка Хорватии – тут и вышитые передники, и рубашки, популярные во всей стране. Ниже разместилась пёстрая смесь экспонатов, привезённых отважными исследователями с южных морей Тихого океана, из Азии и Африки.
Площадь Маруличева и Госархив Загреба
Следующая площадь в южном направлении – Маруличев-Трг – названа так в честь ренессансного писателя, отца хорватской литературы Марко Марулича (1450-1524 годы), автора первой сюжетной поэмы на хорватском языке Юдита – переработки библейского сказания о Юдифи, обезглавившей ассирийского полководца Олоферна. Поэма Марулича виделась аллегорией борьбы хорват против турок. Площадь была – иные говорят, безвкусно – модернизирована в конце 1990-х годов.
Вокруг статуи поэта сделали подсветку фонарями на манер тех, что освещают взлётную полосу на аэродроме. Это никак не согласуется со сдержанным характером жилых домов XIX столетия, которыми застроена площадь. На площади Маруличева находится один из самых прекрасных в городе образчиков архитектуры ар-нуво: здание Государственного архива (Drzavni arhiv), построенное местным архитектором Рудольфом Лубинским в 1913 году под университетскую библиотеку.
Его фасад из бледного песчаника покрыт эксцентричными орнаментальными деталями, с рельефами работы Роберта Франжеша Михановича, установленными чуть выше, чем уровень головы, и изображениями сов, гнездящихся на уровне крыши (следует толковать: мудрость владеет миром). В вестибюле проводятся выставки по истории Хорватии, но, чтобы в полной мере насладиться красотой интерьера, следует прийти ко времени, когда по бывшим читальным залам библиотеки проводятся экскурсии.
Богато декорированные интерьеры включают витражи, лампы в стиле ар-нуво на столах, роскошные люстры, фрески работы ведущих хорватских художников того времени. Эволюция хорватской культуры Влахо Буковаца в главном читальном зале представляет крупнейших национальных поэтов и художников, выстроившихся в очередь к богине Афине для получения венков.
Ботанические сады Загреба
Позади здания Госархива, по другую сторону улицы Михановичева у полотна железной дороги раскинулись тихие ботанические сады (Botanicki vrt), где тщательно ухоженные цветочные клумбы, сады роз и живописные скалы с растениями переходят в территории с высокой травой и почти что диким лесом.
И хотя Мирослав Крлежа, который приходил сюда во время Первой мировой войны посидеть в тишине и делать записи в своём дневнике, назвал это место «скучным второразрядным кладбищем», в этот островок тишины и покоя в центре шумного города хорошо прийти после многочасового шатания по городским достопримечательностям.
Технический музей и окрестности
К югу от музея Мимара в направлении Загреба XXI столетия из стекла и стали ведёт Савска-Цеста, где в доме № 18 находится Технический музей (Tehnicki muzej), в котором экспонируется одна из самых занимательных загребских коллекций. Экспозиция начинается серией исторических пожарных машин, за которыми следуют водяные мельницы и паровые турбины.
Далее следуют модели паровых машин и дизелей, разрезы авиамоторов, включая «Роллс-Ройс Мерлин II», установленный на «Спит-файере». В центральном зале выставлены автобусы, автомобили, трамваи и аэропланы, и даже итальянская субмарина, захваченная в 1943 году партизанами и введённая в югославский флот под названием «Мальчишка».
Есть небольшой планетарий, регулярно устраивающий шоу, реконструкция шахты и реконструкция лаборатории знаменитого изобретателя, хорвата по происхождению Никола Теслы, который стоял у истоков науки о переменном токе, радиопередачах и электрическом освещении – вот лишь три дисциплины из того множества, которым он посвятил свою жизнь. По другую сторону дороги находится Студенческий центр с театром, кино и рядом общественных помещений, занимающих павильоны бывшей Загребской ярмарки.
Далее двинемся вдоль трамвайного маршрута по улице Савска-Цеста в сторону реки Савы – по пути у нас будет одна из достопримечательностей Загреба 1980-х годов, цилиндрическая башня Сибона. Главный загребский баскетбольный клуб «Сибона» тренируется по соседству, в Баскетбольном центре Дражена Петровича, названном в честь игрока, трагически погибшего в автокатастрофе в 1993 году.
Лучший в своём поколении игрок-европеец Петрович вывел «Сибону» в чемпионат Европы 1985 и 1986 годов, а затем стал играть за мадридский «Реал», «Портленд» и «Нью-Джерси Нетс». Посмертно, в 2002 году, он удостоился чествования в «Зале славы» NBA. В ближайшем будущем ожидается открытие в Баскетбольном центре музея в честь Петровича – подробности узнайте в туристическом офисе. А пока можете заглянуть по соседству в кафе Amadeus, стены которого увешаны фотографиями Петровича в игре.
Особенно понравился ботанический сад, красивые и яркие цветы. У нас в городе таких нет, а так хочется ощущения праздника. Вообще в Загребе много исторических мест, поэтому ещё больше привлекает.
Нижний город Загреб это удивительное место, ведь в нём сохранилась истинная архитектура и множество культурных достопримечательностей Хорватии. Здесь радует наличие пространства и большого количества растительности. Всё выглядит очень ухоженным и атмосферным.
В нижнем Загребе не были, но по некоторым фото выглядит вполне красиво. Особенно площадь короля Томислава, даже видео в конце есть, его тоже просмотрели. Информация полная и подробная.
Город Загреб поражает меня множеством ухоженных площадей и красивых парков, своими тематическими музеями и архитектурой старой европы, среди которых ярко выделяется здание Хорватского национального театра.