На южной дуге Садового кольца ощущается недостаток величественной архитектуры, богато представленной к северу от Москвы-реки, но этот недостаток с лихвой искупается культурными достопримечательностями по обоим концам дуги. Западный конец дуги, улица Крымский Вал, названная так по существовавшему здесь когда-то ограждению Земляного города, проходит мимо парка Горького, «Новой» Третьяковской галереи и Центрального дома художника. С Калужской (Октябрьской) площади вы можете совершить небольшую прогулку и посмотреть впечатляющий своими размерами памятник Гагарину на Ленинском проспекте, посетить выходящий на проспект Нескучный сад или дойти до безымянного пруда на пересечении Ленинского проспекта и улицы Обручева.
После этих достопримечательностей в этой части города вам останется посетить траурный поезд В.И. Ленина, Театральный музей и Международный дом музыки, располагающиеся около Павелецкого вокзала. Для того чтобы добраться до парка Горького или «Новой» Третьяковки, можно двигаться от станции метро «Парк культуры» через реку или от станции метро «Октябрьская» вниз, при входе в парк обратите внимание на огромную помпезную арку. Достопримечательности Москвы, расположенные вокруг Павелецкого вокзала, доступны от станции метро «Павелецкая». Все три станции находятся на Кольцевой линии, одни интерьеры которых стоят того, чтобы совершить по ней поездку.
Содержание статьи
Парк Горького (парк культуры)
Расположенный на берегу Москвы-реки парк Горького (Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького) больше известен москвичам как парк культуры и прославился за рубежом благодаря триллеру Смита 1980-х годов с участием Мартина Круза, который начинается с обнаружения трёх обезглавленных трупов в засыпанном снегом парке. Действительность является совсем не такой зловещей, когда культура «пепси» расцветает посреди остатков развлечений периода СССР.
Открытый в 1928 году, первый в Советском Союзе парк культуры и отдыха был образован с помощью объединения выставочной зоны, расположенной около Крымского Вала, и обширных садов Голицынской больницы и Нескучного дворца, занимавших огромную территорию. Зимой, и в советские времена и сейчас, там заливают каток, звучит музыка и можно прокатиться на коньках по огромной территории парка.
В настоящее время три комплекса с аттракционами составляют главную достопримечательность парка, хотя очень немногие аттракционы работают в зимний период. Ищущие острых ощущений люди идут в парк аттракционов, расположенный у реки, где имеются упругие канаты для прыжков в воду, две американские горки и водяная горка, катания на которых являются более захватывающими, чем «полёт» на «Буране», списанном советском космическом корабле.
Путешествие в космосе любопытно, но гироскопические кресла довольно слабо имитируют невесомость, так что вы в основном платите за то, чтобы посмотреть 30-минутный видеофильм и увидеть несколько скафандров. Это представляется бесславным концом для «Бурана», который в 1988 году совершил пробный полёт по земной орбите при дистанционном управлении, и, возможно, на нём космонавты вполне могли бы летать в космос, если бы советская космическая программа фактически не разрушилась несколько лет спустя. Сегодня на авиазаводе в Жуковском, расположенном в пригороде Москвы, проектируется новый суборбитальный корабль.
В летнее время дети могут наслаждаться удивительными аттракционами «Чудо-града»; карусели и электронные игры работают круглый год; а роликовые коньки можно взять напрокат в любое время, когда стоит хорошая погода. И даже зимой веселье здесь не утихает: ледяная дискотека устраивается в выходные дни и в большинство вечеров, а в феврале парк принимает гостей на фестивале ледяной скульптуры.
Однако остерегайтесь посещать парк в дни, посвящённые Пограничным войскам России (28 мая), Военно-морскому флоту (последнее воскресенье июля) и Воздушно-десантным войскам (первая суббота августа), или всякий раз, когда на стадионе «Лужники» устраиваются футбольные матчи с участием любимых футбольных команд, поскольку в эти дни парк полон военных или футбольных болельщиков, устраивающих между собой драки.
Третьяковская галерея на Крымском Валу
На другой стороне Крымского Вала монумент «Перекуём мечи на орала» Вучетича (копия оригинальной скульптуры, установленной перед зданием ООН в 1957 году) и другие аллегорические статуи приветствуют посетителей художественного комплекса на берегу Москвы-реки. Хотя сначала вы увидите Центральный дом художника и вход в парк скульптуры, отсюда всего несколько минут ходьбы до входа в здание Третьяковской галереи на Крымском Валу («Новая» Третьяковка), он располагается с восточной стороны здания.
В «Новой» Третьяковке представлены те работы, которые не вошли в экспозицию «Старой» Третьяковской галереи, произведения русского искусства XX века – от ярких произведений футуристов до искусства социалистического реализма и нонконформизма советских времён, экспонирующихся на четвёртом этаже выставки. Дополнительно к этому здесь периодически проводятся временные выставки самых разных произведений, от европейского кубизма до шедевров из коллекций Русского музея в Санкт-Петербурге, выставки проходят на втором этаже (для их посещения нужно приобрести отдельный билет).
Фотографировать в залах не разрешается; фотокамеры нужно оставлять в раздевалке. По пути наверх вы пройдёте мимо уменьшенной модели недостроенного Памятника Третьему интернационалу Татлина, размещённой в холле второго этажа. Постоянная выставка занимает приблизительно 40 залов; художественные произведения снабжены надписями на русском и английском языках, также в каждом зале имеются таблички с пояснительным текстом.
Петров-Водкин, Гончарова и Ларионов (залы № 1-2)
Зал №1 посвящён картинам Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939 годы), символиста, который в своём творчестве выражал надежды и тревоги, вызванные революцией 1917 года. Его картина «1918 год в Петрограде» изображает кормящую мать, выглядывающую на улицу, где возбуждённые граждане обсуждают последние события, – это было пролетарским переосмыслением иконы Божией Матери с ребёнком на руках, которая стала известна под названием «Петроградская мадонна».
Другой его шедевр, «Купание красного коня», был написан в 1912 году, перед тем как война, революция и голод разорили Россию. В 1920-х годах он лелеял мечту о социализме, создавая такие картины, как «Натюрморт с самоваром» и «Новоселье: рабочий Петроград». Работы двух художников, мужа и жены, принадлежавших к движению, известному как примитивизм, – предмет экспозиции зала № 2. Наталья Гончарова (1881-1962 годы) утверждала, что всё искусство – мёртвое или декадентское, кроме искусства России, что Пикассо – мошенник, а кубизм устарел. Её «Ранняя весна», «Сенокос» и «Курильщик» были вдохновлены народным искусством и иконописью.
Михаил Ларионов (1881-1964 годы) рисовал солдат и женщин лёгкого поведения, и малевал на своих холстах разные непристойности, но потом изобрёл новый стиль под названием лучизм, хотел передать четвёртое измерение, считал, что картина должна сама находиться вне времени и пространства и состоять из световых лучей не только потому, что цвет является движущим «законом», но и потому, что его тональность и сила придают новый смысл формам.
На картинах, выполненных в стиле лучизма, потоки света разбивают объект и рассеивают это по всей поверхности картины, создавая ощущение движения и разрушения. Вы также найдёте здесь три картины грузинского художника Нико Пиросманашвили (1863-1918 годы), который работал в своей собственной разновидности примитивизма и был настолько беден, что часто рисовал на кусках дерева или брезента; а также вы сможете ознакомиться со скульптурами Исидора Фрих-Хара (1893-1978 годы).
Объединения «Бубновый валет» и «Голубая роза» (залы № 3-9)
Зал № 3 – первый из нескольких залов, посвящённых работам объединения «Бубновый валет», существовавшего с 1910-го по 1916-й годы, чьими кумирами были Сезанн, Матисс и направление фовизм. Среди «сезаннистов» были Александр Куприн (1880-1960 годы) и Роберт Фальк (1886-1958 годы), работы которых были открыты заново следующими поколениями советских художников, и Аристарх Лентулов (1882-1943 годы), который изображал церкви, кремли и монастыри в виде кубистских вихрей (зал № 5).
Их товарищ Илья Машков (1881-1944 годы), специализировавшийся на сочном изображении еды, которую он, должно быть, воображал себе в голодные годы после революции 1917 года (зал № 4). Другой основной фигурой был Пётр Кончаловский (1876-1958 годы; зять известнейшего русского художника Василия Сурикова), чей яркий портрет театрального режиссёра Мейерхольда, развалившегося на диване (зал № 6), позже помог реставраторам в восстановлении квартиры режиссёра. В залах № 7 и 8 обратите внимание на панно Бориса Григорьева (1886-1939 годы) и портрет балерины Павловой Александра Яковлева (1887-1938 годы) – оба художника эмигрировали из России после революции.
Другим дореволюционным художественным объединением была «Голубая роза», названная так после первой выставки, состоявшейся в 1907 году. Разделяя любовь к синему цвету (символу духовности), мечтательность и стремление к упрощению форм, каждый из них искал свой собственный мир. Павел Кузнецов (1878-1968 годы) нашёл свою идеальную жизнь у киргизских кочевников, которых он изображал в мягких синих и жёлтых тонах, в то время как Мартирос Сарьян (1880-1968 годы) изображал Армению и Ближний Восток в оттенках жёлтого, красного и индиго (зал № 9).
Футуризм (залы № 10-14)
Некоторые люди посещают галерею только для того, чтобы взглянуть на живопись в залах № 10-14. Хотя работы, помещённые здесь, меняются или посылаются за границу, вы всегда сможете найти тут хотя бы несколько работ почти всех больших художников русского футуризма; это всеобъемлющее название для взрыва художественных стилей и теорий, развивавшихся между 1910-м и 1920-м годами. Ранние футуристы, типа братьев Бурлюк и Маяковского, стремились потрясти своих последователей – манифест футуристов был озаглавлен как «Пощёчина общественному вкусу».
Более рассудочным был Казимир Малевич (1878-1935 годы), чей кубо-футуризм, созданный под впечатлением от чётких линий икон и крестьянских гравюр на дереве, позже развился в направление, которое он назвал супрематизмом, «искусством чистого восприятия». Конкурентом Малевича за главенство в авангардистском движении был Владимир Татлин (1885-1953 годы), который предвосхитил дадаизм с его коллажами и реди-мэйд – обыкновенными предметами, представленными в качестве произведений искусства; он экспериментировал с театральными декорациями и «материальной культурой».
То, что позднее назвали конструктивизмом, было во многом обязано его сотрудничеству с Мейерхольдом и художницами Любовью Поповой (1889-1924 годы) и Надеждой Удальцовой (1885-1961 годы). Большая часть их концептуальных проектов никогда не была воплощена в жизнь: планер Татлина, «Летатлин», никогда не отрывался от земли, а его «Монумент Третьему интернационалу», который должен был иметь высоту 396 метров и вращаться вокруг своей оси, получил прохладную оценку Ленина.
Хотя в Русском музее имеется много работ Малевича и Татлина, Третьяковка может похвастаться работами и других художников, например декорациями для Центрального детского театра, выполненными Куприным, декорациями и костюмами для опер «Сказки Гофмана», «Ромео и Джульетта» и футуристической оперы «Победа над солнцем» Лентулова, Александры Экстер и Эля Лисицкого (1896-1941 годы), который мечтал о небоскрёбах на опорах, перекинутых через Бульварное кольцо (зал № 10). В зале № 11 – книжные иллюстрации Гончаровой и Ларионова, текстильные проекты Поповой и сцены из еврейской жизни Витебска Марка Шагала (1887-1985 годы), который разработал независимое художественное направление.
Павел Филонов (1883-1943 годы) развивал систему аналитического искусства, стремясь отразить атомарную природу действительности, накладывая одну деталь на другую, создавая такие калейдоскопические шедевры, как «Первая симфония Шостаковича» и «Композиция с шестью головами», размещённые в зале № 12. Множество ярких картин конструктивистов и эскизов Поповой, Малевича, Анны Лепорской и Ольги Розановой (1886-1918 годы) экспонируются в зале № 13, а в зале № 14 находится ещё один букет работ Шагала.
Большинство этих работ когда-то принадлежало Георгию Костакису (1921-1990 годы), родившемуся в России греку, который начал собирать произведения футуристов в 1940-х годах, когда все они были забыты в Советском Союзе, и набрал почти 300 картин, которые он демонстрировал в своей квартире во время хрущёвской оттепели, и, в конце концов продал свою коллекцию государству.
Агитпроп и социалистический реализм (залы № 15-30)
Многие футуристы бросились в революцию, как в новую стихию, и создали направление, ставшее известным как агитпроп, или агитационная пропаганда, – всем известны плакаты, направленные на пропаганду народного здравоохранения, грамотности или на вербовку в Красную Армию. Однако саркастические споры между Пролеткультом, ЛЕФом и другими группами, а также непрактичность надуманного «лабораторного искусства», поддерживаемого Татлиным, приводили к обратной реакции в пользу камерной живописи, реализму и простоте.
Ассоциация художников революционной России (АХРР) вела наступление с помощью нравоучительных картин типа «Заседания сельской ячейки» Чепцова или «Матросы в засаде» Богородского, в то время как художник-декоратор Константин Юон (1875-1978 годы) колебался между утопическими видениями и картинами, изображающими большие массы народа, как «Утро индустриальной Москвы» и «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». В зале № 15 находится также бронзовая голова рабочего из серии работ, выполненных в 1922 году для воспроизведения на советских банкнотах, и статуя «Рабочего со звездой», сделанная в 1939 году для советского павильона Нью-Йоркской выставки, работы скульптора Б.М. Иофана.
Общество художников-станковистов (ОСТ) разделяло убеждения АХРР, но выражало их в более свободной манере. Александр Дейнека (1899-1969 годы) создавал строгие одноцветные композиции, воспевающие героизм пролетариата («Защита Петрограда») и индустриализацию («Строительство новых заводов»), а также создавал лирические образы женщин, играющих в волейбол, затрагивая темы, перекликающиеся с образами симпатичных женщин-строителей и отважных красногвардейцев, изображаемых Александром Самохваловым (1894-1971 годы), или с картинами «Антиимпериалистический митинг» и «Даёшь тяжёлую индустрию!» Юрия Пименова (1903-1977 годы).
В зале №16 экспонируются также динамичные футболисты, изваянные Иосифом Чайковым, и бронзовая «Крестьянка» Веры Мухиной (1889-1953 годы), создательницы символического монумента «Рабочий и колхозница». После роспуска в 1932 году всех художественных объединений социалистический реализм стал единственно допустимой формой искусства. Как было ясно сформулировано рупором Сталина Ждановым на Всесоюзном конгрессе писателей, его принципами являлись «партийность, идейность и народность» (партийный характер, социалистическое содержание и национальные корни).
Академический стиль был близок Исааку Бродскому (1884-1939 годы), ученику Репина, создавшему такие большевистские шедевры, как «Ленин в Смольном», который соседствует в зале № 17 с гигантской бронзовой головой Дзержинского и оригинальными моделями памятников в Санкт-Петербурге и Харькове, а также со статуями станции метро «Площадь Революции» Матвея Манизера (1891-1966 годы).
В залах № 18-21 размещены работы художественного объединения «Маковец» – чей акцент на духовные ценности сделал их изгоями в 1930-х годах – и картины тех художников, которые достигли «мирного сосуществования» с властями, например Александра Тышлера (1898-1980 годы). Его картина «Расстрел бакинских комиссаров» не даёт никакого намёка на его позднейший абстракционизм. В зале № 19 посмотрите бытовой портрет Сталина, на котором вождь читает газету «Правда», сидя в плетёном кресле с собакой у ног.
Многие из первого поколения художников, обучавшихся при советской власти, подверглись чисткам в 1930-х годах после обвинения в «формализме». Художник Александр Древин (1889-1938 годы) умер в изгнании в Алтайском крае, а его жена, Удальцова, смогла выжить, уничтожив большую часть своих ранних футуристических работ (зал № 22). Вы поймёте, что аппаратчики усмотрели непозволительного в работах Павла Челищева (1898-1937 годы), огромная картина которого «Феномен» напоминает плакат для научно-популярного фильма 1970-х годов (зал № 23), или почему дореволюционный романтик Нестеров переключился на «безопасные» портреты знакомых художников, скульптора Мухиной и учёного Павлова (зал № 24).
Аркадий Пластов (1893-1972 годы) изображал идеальные колхозы в насыщенных красках, а позже создал шедевр антивоенной пропаганды «Фашист пролетел» – деревенский мальчик и коровы лежат на траве мёртвые, изрешечённые пулями (зал № 25). Апофеоз социалистического реализма был достигнут в работах двух преданных сталинских президентов Союза художников, выставленных в зале № 26, в котором можно увидеть причудливую модель памятника Петру Великому.
В то время как Александр Герасимов (1881-1963 годы) прославлял советское руководство картиной «Первая конная армия» и портретом Сталина и министра обороны Ворошилова (поговаривали, что Сталин заказал другую версию картины, без Ворошилова, на случай, если тот будет подвергнут чистке), то его преемника Бориса Иогансона (1893-1973 годы) запомнили по картине «Допрос коммунистов», где изображён допрос двух коммунистов – мужчины и женщины – белыми офицерами; подтекст картины выражал необходимость в постоянной борьбе против классового врага.
Другие известные работы социалистического реализма включают картину «Опять двойка», представленную в зале № 27, Фёдора Решетникова (1908-1988 годы; причем на картине можно заметить изображение более ранней картины художника в качестве отрывного календаря); картину «Отдых после боя» художника-баталиста Юрия Непринцева (1901-1966 годы), где изображены измученные, но довольные исходом битвы солдаты, в зале № 28; и «Свадьбу на завтрашней улице» Ю. Пименова, выражающую широко распространённое послевоенное стремление к лучшей жизни, представленную в зале № 29.
Искусство нонконформизма (залы № 30-40)
Во время хрущёвской «оттепели» контроль за художниками был ослаблен, но пределы допустимого были обрисованы в 1954 году на выставке в Манеже, где Хрущёв раскритиковал в пух и прах абстрактные работы Эрнста Неизвестного (Хрущёв позже смягчился и попросил Неизвестного изготовить для него надгробие после его смерти).
Хотя джинн и был выпущен из бутылки, но в период правления Брежнева существовало двойственное отношение к поддержанию режимом авангардистской традиции: с одной стороны, его терпимость к стилистическим отклонениям, которые не посягали на идеологию, а с другой – непримиримая позиция по отношению к диссидентской субкультуре, которую символизировало богемное объединение художников «Митьки», чьи неопримитивистские работы представлены в зале № 32.
В других залах находятся временные экспозиции ныне здравствующих художников, от создателя стиля «новая реальность» Элия Белютина (зал № 35) до оптического художника Сергея Бордчарова, который делит зал № 36 с «соцартом», ниспровергающим жанр социалистического реализма, например с картиной Бориса Орлова «Аллея героев» или с вызывающими дрожь бронзовыми фигурами Гриши Брускина «Рождение героя». Посмотрите также работы акционистов, которые отражают противоречивость совсем недавней эпохи Ельцина.
Художник Олег Кулик был арестован за то, что выражал свой протест против существующей системы, раздевшись донага и изображая собаку, в то время как Александр Бренер сделал себе рекламу, распыляя знак доллара на работах Малевича, протестуя, таким образом против коммерциализации искусства; хотя циники отметили, что он испортил одну такую картину в Нидерландах, где подобное преступление могло повлечь за собой заключение на несколько месяцев в тюрьму общего режима, а не в России, где условия содержания в подобных местах не в пример жёстче.
Центральный дом художника и «Музеон»
Рядом со зданием «Новой» Третьяковки расположен Центральный дом художника, или ЦДХ, – выставочный зал Москвы, в котором устраиваются временные выставки и выставки современного искусства художников со всего бывшего СССР, а также в октябре здесь проходит Московский международный фестиваль народной музыки. Для того чтобы узнать расписание мероприятий, посмотрите объявления в интернет-афишах или посетите официальный сайт ЦДХ.
Позади «Новой» Третьяковки находится парк искусств (скульптур) «Музеон». Он начинался как кладбище коммунистических памятников и получил известность благодаря памятнику «железному Феликсу» (Дзержинскому), который стоял на Лубянской площади, пока не был низвержен со своего пьедестала в 1991 году; с тех пор здесь скопилось более 600 современных скульптур, от содержащихся за колючей проволокой бюстов, символизирующих жертвы репрессий, до выразительных статуй Эйнштейна и Нильса Бора. Церетелевский «Пётр Великий» высится на заднем плане, в ночное время эффектно подсвечиваемый прожекторами.
Осмотрите также макет застройки набережной, названной Русским авангардом, состоящей из пяти кварталов роскошных квартир, каждый из которых должен был быть построен в стиле какого-либо авангардистского художника (Кандинского, Малевича, Родченко, Попова и Экстер). Критики предупреждали, что кричащие асимметричные здания будут диссонировать с церковью Иоанна Воина, расположенной в дальней части парка, и сумели задержать работы по строительству этого квартала – но этот проект может вполне осуществиться в будущем.
Калужская площадь и Ленинский проспект
Калужская (Октябрьская) площадь – яркий пример городской архитектуры эпохи застоя: неуютные кварталы домов с некогда престижными квартирами, обрамляющие крупное пересечение улиц, и последний памятник Ленину, который был установлен в Москве в 1985 году. Стоя на высоком постаменте, украшенном фигурами крестьян и рабочих, воодушевлённых его взглядом, он смотрелся титаном мировой истории, а теперь кажется гораздо меньше из-за гигантских спутниковых антенн и неоновых рекламных щитов, загораживающих горизонт Калужской площади. Однако 7 ноября тысячи людей собираются здесь, чтобы пройти маршем до центра города, сопровождаемые духовыми оркестрами и транспарантами, развёрнутыми во всю ширину Крымского Вала.
Многие демонстранты – это старые коммунисты, они надевают ордена и медали и идут со словами советского гимна, вдохновлявшего их всю жизнь. Юные национал-большевики, которые составляют другой контингент, вообще не умеют маршировать, но выкрикивают имя их лидера и несут куклу американского президента, и символическое изображение международного капитализма, чтобы сжечь их. Но марш обычно является мирным, и на нём присутствует так много фотографов и полиции, что вы можете наблюдать за ним из переулков или даже участвовать в нём. Марши начинаются в 11 часов и заканчиваются там, где разрешает Кремль, приблизительно 2 часа спустя.
Пройдя по улице Большая Якиманка, вы поравняетесь с увешенным спутниковыми антеннами французским посольством. Сам же французский посол проживает в соседнем доме Игумнова, фантастическом здании в неорусском стиле с остроконечными крышами и фронтонами, подвесными арками, цветными плитками и смешением готического, византийского и барочного декора; дом был построен для богатого купца в 1893 году.
Рассказы о том, что Игумнов похоронил свою любовницу в одной из стен дома и что архитектор повесился в прихожей, являются, скорее всего, вымыслом; в действительности же в этом здании позже находился Институт мозга, где мозг Ленина был разрезан на 30 тысяч тонких пластинок и изучен с целью обнаружения источника его гениальности – процедура, позже применённая для изучения мозга Сталина, Павлова, Горького, Эйзенштейна, Маяковского и Сахарова.
Расположенная прямо напротив яркая, праздничная церковь Иоанна Воина является одним из немногих зданий, выстроенных в Москве при Петре Великом, который, как говорят, лично выбрал участок для её строительства и даже набросал её схематический план. Строительство церкви (1709-1713 годы) было поручено Ивану Зарудному, его проект сочетал в себе стиль московской барочной церкви с новыми европейскими декоративными формами.
Интерьер церкви является явно европейским, в декоре щедро используются скульптурные карнизы, но в ней хранится такое русское сокровище, как икона Спасителя, которая когда-то висела над Спасскими воротами Кремля. Церковь Ивана Воина стала хранителем всех видов реликвий, поскольку она была одной из немногих церквей в Москве, которые избежали закрытия в 1920-1930-е годы.
Ленинский проспект
От Калужской площади можно добраться на метро до Ленинского проспекта – самого длинного проспекта Москвы, растянувшегося на целых 14 километров в направлении Московской кольцевой дороги. Начальный участок проспекта застроен с одной стороны сталинскими домами, а с другой стороны граничит с парком Горького и двумя роскошными зданиями XVIII века.
Голицынская больница (теперь 1-я Городская больница) была щедрым подарком городу от русского посла в Вене, и теперь здесь находится сиротский приют, управляемый монахинями, в то время как Нескучный дворец был когда-то особняком горного заводчика и миллионера Демидова, а теперь в нём размещается Российская академия наук.
Главный ориентир проспекта – площадь Гагарина, сюда можно попасть из огромного разветвлённого перехода со станции метро «Ленинский проспект». Площадь окружают два сталинских дома, образующих своего рода ворота, определяющие северную границу площади, которая называлась прежде площадью Калужских Ворот. Квартиры в этих домах были предназначены для послевоенной номенклатуры и были построены немецкими военнопленными и русскими заключёнными; местные жители хвалили мастерство немецких строителей.
Обязательно выйдите из перехода к монументу в центре площади – гигантский титановый памятник Гагарину напоминает мускулистого супергероя, одетого в скафандр и взмывающего вверх на колонне энергии. Площадь была переименована, после того как десятки тысяч москвичей приветствовали здесь Гагарина (1934-1968 годы), возвращающегося из аэропорта Внуково после его сенсационного полёта по орбите вокруг Земли 12 апреля 1961 года.
Вокруг Павелецкого вокзала
Это изящное, удобное здание немного напоминает средневековый замок, имеется транспортное сообщение с аэропортом Домодедово и несколькими авиакомпаниями, размещающимися в высоком деловом центре неподалёку. Павелецкий вокзал кажется более международным, чем все другие железнодорожные вокзалы Москвы – хотя, конечно, он отличается от любого европейского вокзала. Позади группы киосков на восточной стороне вокзала находится маленький парк, в котором располагается павильон, где вы можете увидеть траурный поезд Ленина.
Вы сможете рассмотреть блестящий, выкрашенный в оранжевый и чёрный цвета паровоз и платформу, на которой тело Ленина привезли в Москву для его похорон на Красной площади в 1924 году. Гигантский бюст Ленина пристально глядит вдаль из ниши, состоящей из каменных языков пламени и находящейся в задней части зала, а надпись на стене снаружи павильона гласит: «Имя Владимира Ильича Ленина бессмертно, как бессмертны его идеи, бессмертны дела, которые он совершил».
Длинный тоннель соединяет Павелецкий вокзал с северным выходом станции метро «Павелецкая», расположенным на другой стороне забитой уличным движением площади. Поблизости, на углу улицы Бахрушина, располагается прекрасный неоготический особняк, когда-то принадлежавший известному до революции театральному деятелю, создателю частного литературно-театрального музея Алексею Бахрушину, в нём теперь размещается Театральный музей имени А. А. Бахрушина (закрыт по вторникам и в последнюю пятницу каждого месяца).
Внизу – модели декораций к оперным спектаклям «Борис Годунов» и «Иван Грозный» и костюмы, которые одевал Шаляпин, исполняя заглавную роль. На втором этаже представлен великолепный кукольный театр, балетные туфли Нижинского, декадентские гуашевые афиши Михаила Фокина и модели декораций для таких конструктивистских постановок, как «Зори», для изготовления которых привлекались архитекторы и художники. Хотя музею явно не хватает экспонатов, а таблички имеются только на русском языке, он обязательно заинтересует поклонников театральной истории и сценографии.
Любителям музыки надо пройти несколько сотен метров, для того чтобы попасть в Московский международный дом музыки, современного вида культурный центр из стекла с самым большим в Москве, оборудованным по последнему слову техники залом, расположенным на южном конце безымянного острова, огибающего Замоскворечье. Центр располагается на Космодамианской набережной, на другой от Новоспасского монастыря стороне реки.
Третьяковская галерея (Крымский Вал) на карте Москвы