К востоку от Тверской улицы размещается район Белого города, в котором расположены несколько старейших монастырей Москвы и ценнейшие достопримечательности. Большой театр и модные магазины на улицах Кузнецкий мост и Петровка были центром общественной жизни Москвы до революции; и сегодня весь этот район охвачен бурной деятельностью.
Палатки с хот-догами и работы по реконструкции отдаляют этот район от того, каким мы себе представляем этот район во времена Льва Толстого; но мусор и грязь были и тогда большой проблемой, поскольку река Неглинная – закованная сегодня в подземную трубу – часто затопляла всю территорию вонючей грязью. Богатство, которым щеголяют банки, бары и бутики, возникавшие здесь, подобно грибам, в 1990-х годах, – это традиционная жизнь этой стороны Белого города с давних времён.
Содержание статьи
Большой театр Москвы
«Большой» может означать и «большой», и «великий» – оба определения подходят к Большому театру, который возвышается на Театральной площади, с массивным портиком, увенчанным колесницей Аполлона. Увы, его проблемы также имеют большой масштаб, начиная от проседания фундамента из-за расположения театра над проходящей под землёй рекой Неглинной, и до недостаточности заработной платы балерин и невысокого качества постановок по сравнению с Санкт-Петербургским Мариинским театром.
Новую сцену Большого театра, расположенную на террасе немного в стороне от старого здания, критиковали за слишком маленький размер для постановки на ней большого балета или оперы с полным составом балерин или певцов – об этом беспокоились те, кто поддерживал традицию Большого театра устраивать «большие» спектакли. Но, в конце концов, артистам необходимо место для выступлений хотя бы до завершения реконструкции.
Проседание фундамента появилось сначала в 1906 году (когда часть зрительного зала осела во время дневного спектакля), но на это не обращали особого внимания вплоть до 1921 года; когда это повторилось в конце 1980-х годов, ремонт был снова отложен из-за отсутствия средств. Кроме того, механика сцены, осветительная аппаратура и система противопожарной обороны устарели и стали фактически непригодными для использования в постановке современных спектаклей. Все же люди, придерживающиеся консервативных взглядов, боятся потерять характерные черты театра, например ротонду столбов, формирующую структурное ядро здания, или опасаются китчевых переделок Церетели.
В его зрительном зале помещается 2 тысячи зрителей, здесь имеется пять рядов балконов, поднимающихся навстречу люстрам, весящим 1,5 тонны каждая (подарок Наполеона III), и круглой фреске Аполлона и девяти муз, которую собирались заменить изображением серпа и молота, но из-за начала войны это сделано не было. Вишнёво-красная обивка кресел и драпировки подчёркивают позолоченные карнизы лож и балконов; Императорская ложа теперь пустует, главы государств и художественный руководитель театра занимают ложи слева и справа от сцены.
Краткая история Большого театра
История Большого театра берёт своё начало в 1776 году, когда английский антрепренер Майкл Мэддокс основал компанию, которая обосновалась на углу улицы Петровка в качестве первого постоянного театра в Москве. Лицензия, выданная ему, содержала условие, чтобы все балерины труппы были русскими и все пьесы игрались также по-русски. Традиции балетной труппы установились после того, как в 1806 году театр перешёл под государственный контроль, а первые российские оперные представления были поставлены здесь только в 1890-х годах.
Однако Большой театр занимал второе место после Мариинского театра Санкт-Петербурга до начала 1900-х годов, он стал первым только после возвращения Москве статуса столицы в 1918 году. Международное признание было завоёвано в период с 1950-х до 1970-х годов благодаря новым спектаклям типа «Спартака» Хачатуряна и таким звёздам балета, как Майя Плисецкая и Владимир Васильев. Он был также известен бурными протестами против деспотичного управления и консервативной хореографии, связанной с именем Юрия Григоровича, художественного руководителя в продолжении 30 лет, вплоть до его внезапного увольнения в 1995 году.
Его преемник, известный танцор Владимир Васильев, был не в состоянии остановить регресс Большого театра и 5 лет спустя он также был уволен, а известный дирижёр Геннадий Рождественский продолжал свою деятельность в качестве художественного руководителя театра только 1 год и ушёл, измученный внутренними театральными интригами. Агентства новостей радостно сообщали об инциденте, касавшемся одной известной балерины, предъявившей иск Большому театру на сумму в 920 тысяч долларов, после того как она была уволена за то, что слишком много весила и партнёры не могли её поднимать во время спектаклей – впрочем, она проиграла судебную тяжбу.
Помимо опер и балетов, на сцене Большого театра разыгрывались и политические драмы, наиболее бурной из которых был 5-й съезд РКП (б) в июле 1918 года, который выявил окончательный раскол между большевиками и левыми социалистами-революционерами. Делегация левых эсеров была арестована в здании Большого театра, в то время как большевики подавили восстание их сторонников.
Другие театры и ЦУМ Москвы
Российский академический молодёжный театр (РАМТ), расположенный около Новой сцены Большого театра, существует с 1921 года – «подросток» по сравнению с Малым театром, находящимся через площадь. Это длинное, низкое здание было первоначально построено как склад для армейских товаров, владелец которого был заключён в тюрьму по ложному обвинению, после чего это здание было продано и превращено в 1838 году в театр.
Его драматическая труппа берёт начало от университетского театра, основанного в 1757 году, она достигла настоящего мастерства в союзе с драматургом А. Н. Островским (1823-1886 годы), в честь которого установлен памятник перед зданием театра. Актриса Мария Николаевна Ермолова (1853-1928 годы) проработала в Малом театре 50 лет, с 1871 года и до конца жизни, Герой Труда (1924 год), она была первой артисткой, которой было присвоено звание народной артистки Республики (1920 год).
Поклонники оперного искусства должны также обратить внимание на театр «Московская оперетта», здание которого расположено на углу улицы Большая Дмитровка и аллеи, которая выходит на площадь позади Новой сцены. В 1890-х годах композитор Сергей Рахманинов и певец Фёдор Шаляпин выступали здесь, тогда театр был авангардной частной оперой Саввы Мамонтова, который нанимал ведущих художников для создания костюмов и декораций (некоторые из которых можно увидеть в музее частных коллекций и Московском музее современного искусства). Есть также нечто театральное и в ЦУМе (Центральный Универсальный Магазин), расположенном между Малым театром и улицей Петровкой.
Построенный как первый современный магазин Москвы в 1908 году шотландской торговой фирмой «Мюр и Мерилиз», этот магазин с неоготическим фасадом и остроконечной крышей скрывает в себе пионерское использование в строительстве железобетона и поднимающихся стен; это было также первое здание в России, оснащённое лифтами. Чехов покупал здесь писчую бумагу и даже назвал своих собак Мюр и Мерилиз. В советские времена этот магазин стал более дешёвым вариантом ГУМа, его часто посещали торговки с чёрного рынка, которые имели свои собственные «примерочные» в женском туалете, расположенном с задней стороны магазина, на углу улицы Кузнецкий мост.
Улица Кузнецкий мост в Москве
Будучи знатоком книжных магазинов, кафе и скандалов, Маяковский писал, что он больше всего любит Кузнецкий мост и Петровку, две улицы, сутолока которых не меняется со временем. Улица Кузнецкий мост – это то место, где аристократия имела обыкновение по вечерам совершать прогулки и заходить в магазины, торгующие всем – от эксклюзивных украшений до английской шерстяной одежды. Толстой слушал здесь первый фонограф в заведении, ставшем впоследствии музыкальным магазином, располагавшемся в доме № 12, и описал, как Анна Каренина делала здесь покупки в магазине Готье в доме № 20.
Сегодня улица всё ещё живописно извивается по холмам и поперёк проездов, проходя мимо привлекающих всеобщее внимание зданий, подобно украшенному гербом строению в стиле модерн на углу с Неглинной улицей. Банки снова окрепли, и книжные магазины так же переполнены посетителями, как в былые времена, в то время как интернет-кафе и многочисленные закусочные растут здесь как грибы. Более скромная торговля бижутерией, компакт-дисками и спиртными напитками процветает в арках между станцией метро «Кузнецкий мост» и улицей Рождественка, где расположен пользующийся дурной славой клуб «Голодная утка», впрочем, сейчас все мифы об этом заведении постепенно развеиваются.
Улица Петровка в Москве
До того как построили Большой театр, улица Петровка была одной из самых аристократических улиц Москвы, поскольку бояре, подражая великому князю Василию III, строили свои палаты на участке, простирающемся между современным Бульварным и Садовым кольцом. Постепенно аристократия уезжала отсюда, и район заселяли торговцы – этот процесс достиг высшей точки с открытием в 1903 году Петровского пассажа, изящного центра, состоящего из двух крытых галерей, построенных по образцу линий ГУМа.
Восстановленный турецкими подрядчиками в начале 1990-х годов, он явился эталоном магазина розничной торговли в Москве, который пробовали превзойти появившиеся позже конкуренты. В сатирическом романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» именно в пассаже большинство упомянутых объектов было продано с аукциона покупателям, не догадывающимся, что в них были спрятаны алмазы.
Высоко-Петровский монастырь
От пассажа вы можете подняться на 600 метров к Высоко-Петровскому монастырю (вход свободный). Монастырь, закрытый высокой стеной из красного и белого кирпича, контрастирующей с декоративно выполненными окнами наверху, – этот укреплённый комплекс является превосходным примером позднего московского – нарышкинского барокко, в имениях этих бояр были построены церкви с элементами нового для тогдашней России стиля барокко.
Проходя через ворота его барочной колокольни, вы увидите многокупольный собор Боголюбской Богоматери, сооружённый в честь трёх дядь Петра, убитых в 1682 году во время Стрелецкого бунта, которые похоронены в склепе. Другие Нарышкины похоронены под низким каменным зданием, расположенным рядом с церковью, за которым стоит однокупольная церковь Митрополита Петра, которую основала мать Петра I Наталья Кирилловна, обозначив свержение регентши Софьи в 1689 году.
Ансамбль завершается большой красно-белой Трапезной церковью с пятью зелёными куполами на высоких барабанах, связанной тёмной галереей с Нарышкинскими палатами, окружёнными внешними стенами. В советские времена дворец был превращён в общежитие рабочих и фабрику, многие помещения до сих пор заняты цехами. С тех пор как комплекс был возвращён православной церкви, в нём размещается администрация Семинарии московского патриархата, а сам он понемногу восстанавливается.
Музей современного искусства
Через дорогу от монастыря, в перестроенном торговом доме XVIII века, располагается Московский музей современного искусства – единственное предприятие, созданное Лужковым и Церетели, которое одобрили все. Хотя скульптуры во дворе «попахивают» китчем, то, что выставлено в закрытом помещении, – занимательная смесь авангардного искусства, созданного до 1917 году, и андеграунда эпохи заката советской власти, который расцветал в эту пору даже более открыто.
Среди тех, кто представляет художественные школы 1980-х годов, были исполнитель роли Мэрилин Монро Влад Мамышев-Монро и Александр Косалапов, чьи ставшие известными консервные банки в стиле Энди Уорхола «Синяя икра» являются ироническим приветом поп-культуре, завоевавшей СССР без единого выстрела.
Церетели был в это время успешным советским художником, чья псевдо-наивная графика и ковры (в коридоре и на лестнице) обнаруживают гораздо больше таланта, чем его более поздние скульптуры. Работы других художников «андеграундной» сцены представлены на третьем этаже, где примитивисты 1970-х годов соседствуют с современными художниками, например с Ольгой Тобрелутс и Андреем Желановым, рядом с анфиладой комнат, используемых для временных выставок, часто здесь проходят персональные выставки.
Но настоящая живопись находится на втором этаже, где экспонируются работы примитивистов и футуристов – Натальи Гончаровой («Велосипедист» и «Купающиеся мальчики»), Павла Филонова («Композиция с 11 головами»), Владимира Татлина («Портрет рабочего»), Любови Поповой и Аристарха Лентулова; великолепные макеты театральных декораций и костюмы одалисок для русского балета, а также другие шедевры движения «Мир искусства» и литографии Марка Шагала. Представлены здесь и иностранные сюрреалисты: гравюры Фернана Леже, Джорджо Де Кирико и Макса Эрнста, бронзовые изделия Сальвадора Дали.
Если после посещения музея вы захотите прогуляться, дойдите до площади Петровских ворот, названной так по стоявшим здесь когда-то воротам Святого Петра. Здесь раньше был рынок Скородом («быстрый дом»), специализирующийся на товарах, необходимых для того, чтобы построить дом в течение двух-трёх дней. Бизнес процветал благодаря пожарам, которые регулярно уничтожали целые районы Москвы; горожане предпочитали традиционные деревянные здания каменным строениям в европейском стиле, которые были более холодными и сырыми в зимнее время. Сегодня здесь не на что взглянуть, кроме, разве что, памятника Высоцкому, который, впрочем, не слишком напоминает любимого барда.
Улицы Неглинная и Рождественка
Неглинка – популярное уменьшительное название реки Неглинной, которая когда-то протекала в центре Москвы вокруг Кремля и Китай-города. Во времена Екатерины Великой река была заключена в трубу, проходящую под сегодняшней Неглинной улицей, но продолжала затоплять район из-за плохого состояния труб и привычки местных жителей устраивать свалки мусора в водосточных канавах.
Сегодня эта холмистая местность опасна только своими склонами, покрытыми зимой льдом, а в другое время по ней приятно пройтись до Рождественского женского монастыря, расположенного в конце улицы около Бульварного кольца. По мере того как вы будете подниматься в гору, банки и суши-бары постепенно будут уступать место маленьким магазинам, которые были характерны для этого района города в советское время.
Сандуновские бани и Московский центр искусств
Одно «учреждение», легко пережившее пред и посткоммунистическую эпоху, – это Сандуновские бани, расположенные в двух кварталах к северу от Кузнецкого моста. Традиционно любимые купцами и писателями, например Толстым и Чеховым, бани обветшали в советское время, но были полностью отреставрированы к 100-летию со дня своего открытия в 1896 году. Вы увидите грандиозный фасад, большой арочный фронтон его внутреннего двора скопирован с мавританского дворца Альгамбра в Андалусии; первоначально он образовывал главный вход в бани, но теперь проход через него закрыт.
Бани занимают здание с колоннами, построенное из бледного известняка, расположенное позади главного входа; к нему ведёт коридор с отдельными дверями для мужчин и женщин, откуда посетители попадают в вестибюль, богато украшенный майоликой. В то время как большинство посетителей выбирает баню «первого класса», расположенную на верхнем этаже, богатые москвичи предпочитают «люксы» со сводчатыми потолками и персональными кабинетами, витражными окнами и скамейками из красного дерева.
Стоит поинтересоваться, какая выставка проходит в Московском центре искусств на Неглинной улице, 14. Центр специализируется на выставках, составленных из частных коллекций российского и иностранного искусства, такие экспозиции достойны и Третьяковской галереи, и Пушкинского музея. Знаменитости и телевизионные команды часто посещают открытие выставок и мероприятия мира искусств, происходящие в центре.
По Рождественке до Рождественского монастыря
Идущая параллельно Неглинной улице по некогда высокому берегу реки более крутая улица Рождественка поднимается к Рождественскому женскому монастырю, от которого и берёт своё название. В нижнем конце улицы расположена гостиница «Савой», интерьер которой в стилях модерн и барокко конкурирует с «Метрополем» по блеску; здесь останавливался французский социалист Анри Барбюс для написания биографии Сталина.
Дальше вверх по улице студенты собираются у сине-жёлтого фасада здания Архитектурного института, расположенного в доме № 9, за ним находится церковь Святителя Николая в Звонарях XVII века, название которой происходит от старинного поселения звонарей колокольни Ивана Великого в Кремле. В средневековой России церковные праздники сопровождались звоном всех колоколов «сорока сороков» церквей Москвы, звучащих в унисон.
В конце улицы Рождественка возвышается барочная колокольня с позолоченным шпилем. Это Рождественский женский монастырь. Согнувшись, вы можете пройти через арку, чтобы увидеть монашеские кельи в зданиях, окружающих Рождественский собор XVI века и церковь Иоанна Златоуста XVIII века. В Средние века женский монастырь выполнял также функцию пограничной крепости, о чём свидетельствуют угловая башня и кирпичные валы, располагающиеся вдоль Рождественского бульвара.
Большой театр на карте Москвы