В 1777 году Екатерина Великая подарила своему сыну – будущему императору Павлу I – 607 гектаров земли вдоль реки Славянка. Этот щедрый подарок был преподнесён Павлу в связи с рождением сына Александра, которому предстояло продолжить династию. Эта область – девственный лес, где прежде охотились цари, – получил название «Павловск». Строительство Павловского (Большого) дворца продолжалось многие годы после смерти Павла, при его вдове Марии Фёдоровне. Она пережила мужа на 28 лет, и при ней многие части дворца были перестроены.
Если не считать Большого дворца, в Павловске нет внушительных зданий, которые можно было бы сравнить с роскошными постройками Петергофа или Царского Села. Павловск привлекает посетителей другим. Это один из самых больших в мире пейзажных парков и вот уже более ста лет – одно из любимейших мест отдыха петербуржцев. Когда первая в России железная дорога связала Санкт-Петербург с Павловском, многие горожане стали приезжать сюда отдыхать в выходные дни. Здесь часто бывал и Лев Толстой.
Содержание статьи
Город и царская резиденция сильно пострадали во время фашистской оккупации. Пятнадцать тысяч местных жителей были вывезены в немецкие лагеря, а три года вандализма завершились оргией разрушения. Советским саперам удалось обезвредить мины, заложенные во дворце, однако его крыша была полностью разрушена, тысячи деревьев срублены, мосты и павильоны взорваны.
Парк открыли только через пять лет после окончания фашистской оккупации, и более десяти лет прошло, прежде чем были восстановлены первые помещения дворца, чтобы туда можно было пускать посетителей. Реставраторам пришлось проделать поистине титаническую работу. Так, роскошная лепнина центрального свода была воссоздана из 40 тысяч кусочков. На полное же восстановление дворца ушло 26 лет. Подвиг реставраторов описан в книге Сюзанны Мэсси «Павловск: жизнь русского дворца». Кроме того, Сюзанна Мэсси учредила фонд поддержки дальнейшей реставрации Павловска.
Общие сведения о Павловске
Павловск находится в 30 километрах к югу от центра Санкт-Петербурга. Туда можно доехать на пригородном электропоезде с Витебского вокзала. Путь занимает 35 минут, электрички отправляются каждые 20-30 минут. Кроме того, в Павловск идёт маршрутное такси с Московской площади. Павловский (Большой) дворец находится всего в пяти километрах от Царского Села, поэтому можно посетить обе достопримечательности Санкт-Петербурга за один раз, если вы выберете подходящий день, когда открыты все музеи. Однако не стоит этого делать. Каждая из императорских резиденций заслуживает того, чтобы ей посвятить целый день. А посетив сразу обе, вы рискуете заболеть известной «болезнью туриста» – к вечеру у вас заболят ноги и будет рябить в глазах от впечатлений.
Ориентиры и билеты
От станции (железнодорожный вокзал) «Павловск» (следующая остановка после Детского Села) можно либо сразу подъехать к Павловскому (Большому) дворцу на автобусе № 370 или 383, либо совершить двадцатиминутную прогулку по парку. Если в этот день вы хотите осмотреть только Павловск, то имеет смысл доехать до дворца, а на обратном пути прогуляться по парку до станции. Если же вам всё-таки хочется сочетать посещение Павловска и Царского Села, то вы можете пройти по парку к дворцу, а от него потом сесть на маршрутное такси № 299 или 545, чтобы ехать в Царское Село.
Павловский парк занимает огромную площадь, и в нём мало указателей, поэтому там легко заблудиться. Билеты продают при входе напротив железнодорожной станции. Зимой вход бесплатный (за исключением времени проведения Рождественского и Пасхального фестивалей). Для прохода в Павловский (Большой) дворец и в каждый из павильонов нужно приобретать отдельный билет. Кассы находятся непосредственно у зданий.
Питание
Если вы хотите поесть дёшево, то захватите еду с собой или подкрепитесь шашлыком и пивом в кафе «Снежинка». Это кафе под открытым небом расположено возле Дружеской аллеи. Если же у вас более высокие требования, можете пообедать в ресторане «Подворье» на Садовой улице. Этот шикарный ресторан, внешне напоминающий русскую избу, находится в 400 метрах от станции (сойдя с платформы, поверните влево).
В ресторане «Подворье» подают блюда традиционной русской кухни. Среди посетителей ресторана были принц Чарльз и президент Франции Жак Ширак. В «Подворье» можно хорошо поесть за 30 $. Иногда там проводят забавные народные игры. В самом дворце – в Колонном зале южного крыла – имеется кафе самообслуживания. Там предлагают дорогие напитки, пироги и бутерброды.
Павловский дворец
Павловский (Большой) дворец открыт ежедневно, кроме пятницы с 10.00 до 17.00. С октября по апрель в последний понедельник каждого месяца музей закрыт на санитарный день. Сравнительно скромное центральное здание было построено в 1782-1786 годах Чарльзом Камероном, архитектором, который перестраивал Екатерининский дворец в Царском Селе. Екатерина была в восторге от творений Камерона, поэтому распорядилась, чтобы этот архитектор построил дворец и для её сына.
Однако очень скоро стиль Камерона стал претить Павлу и его жене Марии Фёдоровне. Им не нравилось, в частности, пристальное внимание архитектора к мельчайшим деталям. Они отстранили зодчего от работы и пригласили его ученика Винченцо Бренна. Бренна расширил дворец и превратил его в более просторный и сложный комплекс. Внутренней отделкой занимались лучшие архитекторы Санкт-Петербурга, в том числе Кваренги, Росси и Воронихин. Несмотря на то, что в создании дворца принимало участие несколько архитекторов, получился на удивление цельный и гармоничный ансамбль в стиле классицизма.
Жизнь в Павловске шла в соответствии со вкусами его хозяев. Павел целыми днями муштровал солдат, а Мария рисовала и вышивала. Их гости, как правило, находили, что дворцовая жизнь на удивление скучна и состоит из бесконечных однообразных званых вечеров, во время которых приглашённые обмениваются только банальными приветствиями. Гости обычно подходили к дворцу с восточной стороны, и им открывался вид на его длинные полукруглые крылья. В центре двора стоит памятник Павлу.
Царь изображён в прусской военной форме, которую он очень любил. В Павловске сравнительно немного народу, даже в разгар туристического сезона. Группы индивидуальных посетителей впускают через разные входы, поэтому не приходится стоять в очереди дольше нескольких минут. Билеты продают внутри дворца. Вы можете придерживаться маршрута осмотра, описанного ниже, или идти как-то иначе. Большинство залов постоянно открыто. В каждом из них есть чёрно-белые фотографии, показывающие разрушения этого зала в годы войны.
Императорские покои
Павловский дворец был построен в эпоху начала крупномасштабных археологических раскопок и увлечения античностью. Поэтому не удивительно, что в его убранстве часто прослеживаются древние мотивы. Так, на первом этаже находится Египетский вестибюль, украшенный статуями фараонов и зодиакальными медальонами. Из этого вестибюля посетители поднимаются по главной лестнице в императорские покои на втором этаже.
Декор лестницы создан архитектором Бренна с использованием военных мотивов, которые так любил Павел. Северный ряд залов также отражает увлечение царя армией, а южные залы отвечают вкусам Марии Фёдоровны, которая выше всего ставила домашний уют. Интересно, что все эти помещения, в отличие от залов больших дворцов Петергофа и Царского Села, имеют довольно скромный размер. Это обычные комнаты, и вам легко будет представить, как здесь жила царская семья.
На верхнем этаже находится сводчатый Итальянский зал, который поднимается до центрального купола дворца. По замыслу Камерона, убранство этого помещения должно воспроизводить атмосферу римских бань. Декор выполнен в однородном классическом стиле. В зале много тромпов и лепнины, а также замечательная коллекция канделябров. Отсюда вы можете пройти через маленькую камердинерскую комнату и гардеробную в кабинет Павла, украшенный портретом Петра I и бюстами римских императоров.
Ряд помещений северной стороны дворца (принадлежавшей императору) завершается залом Войны. Этот сравнительно небольшой зал украшен множеством золоченых украшений, выполненных в виде военных атрибутов. Даже канделябры символизируют военные трофеи. Павел был необычайно увлечён армией, хотя за всю свою жизнь ни разу не видел ни одного настоящего сражения. Под потолком находятся барельефы, изображающие Троянскую войну и «Одиссею».
Между северной и южной сторонами дворца расположен Греческий зал, созданный архитектором Камероном. В отделке этого помещения преобладают зелёные тона. Интерьер напоминает внутреннее убранство древнегреческого храма. Это, несомненно, самое роскошное помещение дворца. Здесь стоят изысканные яшмовые сосуды и несколько деревянных диванов. Камин был перенесён сюда из Инженерного замка уже после смерти Павла.
Следующее помещение – первое в южной стороне дворца (принадлежавшей Марии Фёдоровне) – это зал Мира. Он устроен так же, как зал Войны, но украшен не военной символикой, а растительными мотивами, музыкальными инструментами и символами плодородия. Интерьер библиотеки Марии Фёдоровны был, по-видимому, создан Воронихиным. Обратите внимание на удивительное кресло императрицы. По бокам от спинки находятся два рифлёных рога, в каждом из которых стоит по горшечному растению.
Изысканный паркет составлен из двенадцати пород дерева. Вокруг письменного стола – книги по ботанике. Растения были любимым хобби императрицы. В её будуаре стоял стол, и когда открывали ящики, звучали мелодии Баха и Бетховена. Но сейчас, к сожалению, вы не услышите эти мелодии. В спальне стоит кровать с балдахином, а напротив – застеклённый шкаф с туалетным набором из 64 предметов. Этот набор – подарок Марии Антуанетты, с которой у Марии Фёдоровны установились тёплые отношения во время пребывания в Париже.
Ни кровать, ни туалетные принадлежности никогда не использовались. Эта парадная спальня была необходима для придворного церемониала. Следующее помещение – Гардеробная, в которой стоят железные туалетный столик, стул, вазы и чернильница очень изящной работы. Изделия были изготовлены мастерами тульских оружейных заводов, которым в свободное от работы время разрешалось выполнять частные заказы.
Южное крыло
Пройдя через описанные выше комнаты, вы покинете первоначальное здание дворца, минуете две маленькие прихожие и окажетесь в южном крыле, построенном архитектором Бренна. Картинная галерея – длинный изогнутый зал с зелёными занавесями – была построена специально для коллекции картин XVII и XVIII веков, купленных Павлом и Марией Фёдоровной во время путешествия по Европе. Эту коллекцию нельзя назвать выдающейся, но она включает работы Ангелики Кауфман, Тьеполо, Сальваторе Розы и небольшой набросок кисти Рубенса.
Пройдя через Картинную галерею, вы попадёте в Большую столовую, которая также называется «Тронный зал». Потолок в этом зале был покрыт огромной удивительной фреской русско-итальянского живописца Пьетро Гонзаго. Художник постарался придать зрительную перспективу плоскому и довольно низкому потолку. К сожалению, оригинальная фреска не сохранилась. Роспись, которую видят посетители, выполнена по сохранившимся эскизам советскими реставраторами после войны.
На трёх больших обеденных столах выставлен Золотой фарфоровый сервиз, состоящий из 606 предметов. Другой мебели в зале практически нет. В примыкающей комнате играл оркестр. Там стоят мраморные статуи двух дочерей Павла и Марии, умерших в детстве. После того как Наполеон захватил Мальту, Мальтийский рыцарский орден бежал в Россию. Прежнего Великого магистра сместили, а на его место выбрали Павла I, который был кавалером мальтийского ордена.
Мальтийские рыцари предпочли русского царя, поскольку он обладал большим влиянием. Но он был православного вероисповедания, поэтому папа римский не утвердил это избрание. Несмотря на это, Павел построил зелёный Кавалерский зал для исполнения своих обязанностей главы ордена. Зал богато украшен лазуритом и классическими скульптурами. Правда, единственное, что напоминает о рыцарском ордене, – это мальтийский крест на потолке. Отсюда вы пройдёте в императорскую церковь Святых Петра и Павла, убранство которой совершенно не соответствует православным традициям. Она украшена скульптурами, и в ней нет икон.
Картины представляют собой копии с полотен XVII и XVIII веков, висящих в Эрмитаже. В углу галереи стоит трон Павла. Затем пройдите обратно через Картинную галерею и поднимитесь по лестнице на верхний этаж. Там представлена интересная экспозиция мебели и интерьеров различных периодов – с начала XIX века до революции. Воссоздана типичная обстановка комнат, и легко представить себе, как жили люди. К сожалению, эта часть музейного комплекса иногда закрыта из-за нехватки персонала.
Частные апартаменты
Спустившись по лестнице на первый этаж северного крыла, вы попадёте в частные апартаменты царя и царицы. Эти помещения меньше, чем Парадные покои, но тоже пышно украшены. Первый зал – Малиновая комната носит такое название по цвету драпировок и портьер. Затем идёт Большой кабинет, в котором собиралась вся семья. К счастью, это случалось редко. Канцлер Ростопчин писал, что Александр ненавидел своего отца, Константин его боялся, а дочери под влиянием матери испытывали к нему чувство брезгливой неприязни. И, тем не менее, при встрече все члены семьи вынуждены были улыбаться.
За этим залом находится Новый кабинет, классический интерьер которого был создан архитектором Кваренги. Там висят гравюры, представляющие собой копии с рафаэлевских фресок Ватикана. Из кабинета посетители попадают в Угловую гостиную, стены которой отделаны искусственным мрамором лилового оттенка. Кабинет обставлен мебелью из карельской березы. Убранство комнаты – произведение великого архитектора Карло Росси, головокружительная карьера которого началась именно здесь в 1803 году, когда он получил заказ на восстановление залов, пострадавших при пожаре. Самое большое помещение первого этажа – это Столовая.
Камерон отделал её скромно, что вполне сочетается с пристрастием царя к простой пище. Известно, что любимым блюдом Павла была капуста. Пройдя через Бильярдную комнату, столы которой были разрушены во время войны, вы попадёте в Старую гостиную. Её бледно-голубые стены украшены коврами, подаренными Павлу французским королём Людовиком XVI. Сначала эти ковры висели в Гатчине. Но намного красивее смотрится Голубой бальный зал, в котором после войны была воссоздана первоначальная камероновская отделка лазурного и золотого цветов. В зале висят два огромных полотна французского художника Юбера Робера на римские сюжеты.
Павловский парк
Прогулявшись пешком от железнодорожной станции до дворца, вы получите лишь беглое представление о Павловском парке. Парк простирается на несколько километров по обеим сторонам реки Славянки. Он был заложен архитекторами Камероном и Бренна. Им помогал театральный художник Гонзаго. Воронихин и Росси также внесли свой вклад в обустройство территории.
Есть предположение, что автором первоначального плана этого великолепного пейзажного парка был талантливый архитектор Браун. Как бы там ни было, земли, окружающие Павловский дворец, – настоящий шедевр паркового искусства. Всё в этом парке смотрится чрезвычайно естественно и живописно; и пологие холмы, и изгибающиеся дорожки, и речки, петляющие среди обширного дикого леса. Особенно красиво в Павловске осенью. Петербуржцы любят приезжать сюда за грибами и ягодами.
Большинство парковых построек Камерона и Росси находятся в более регулярной части парка, в непосредственной близости от дворца или возле реки, которая протекает посередине поместья. Если вы бодры, молоды и полны туристического энтузиазма, то вполне можете обойти основные достопримечательности за полдня. Однако чтобы в полной мере почувствовать очарование этого старинного парка, нужно не торопясь побродить в нём целый день. Предлагаемый ниже маршрут – всего лишь один из возможных. Вы можете принять для себя совершенно другой план.
От Собственного садика к крепости Мариенталь
К юго-западу от Павловского (Большого) дворца находится Собственный садик царя и царицы. Он отгорожен от остальной части парка железной оградой. Этот сад в стиле регулярного голландского парка был заложен Камероном. Летом там много ярких цветов. В дальнем конце сада, возле центральной дорожки находится павильон «Три грации». Это здание в античном стиле было построено Камероном. В центре него находится скульптурная композиция из трёх фигур, символизирующих Радость, Цветение и Великолепие. С другой стороны от дорожки на реке Славянке устроен пруд Мариенталь.
Расположенная вокруг него часть парка называется «Русская Швейцария». В соответствии с причудливой модой того времени, разные части парка организованы так, чтобы напоминать ландшафты Франции, Италии и Англии. Обелиск Камерона на южном конце пруда установлен в честь закладки Павловска в 1782 году. А возле дальнего западного конца водоёма находится крепость Мариенталь. Эта уменьшенная копия готического замка была построена архитектором Бренна в 1795 году в соответствии с милитаристскими вкусами нового царя.
К северу от Славянки
С террасы позади Павловского (Большого) дворца открывается великолепный вид на широкую долину реки Славянки. На противоположном берегу высятся живописные развалины колоннады Аполлона. Это сооружение намеренно не восстанавливали после того, как в него сначала попала молния, а затем, в 1817 году, оно пострадало от оползня. Правее лестница спускается к мосту Кентавров. А за этим мостом находится павильон «Холодная ванна». В наше время здесь иногда проходят небольшие выставки. Отсюда открывается прекрасный вид на дворец.
Ниже по течению через Славянку перекинуто ещё несколько мостов, в том числе Горбатый и Чёрный. От дворца к мостам спускаются монументальные лестницы. В живописной излучине реки стоит самый красивый из камероновских павильонов – Храм Дружбы, первое в России здание дорической архитектуры. Постройка этого павильона стала дипломатическим жестом, который был призван скрепить шаткие отношения между Марией Фёдоровной и Екатериной Великой. Здание украшено медальонами на тему дружбы.
К северу от долины Славянки находятся Вокзальные пруды, популярное место катания на лодках. Лодочная станция находится на северном берегу. Во времена Льва Толстого железнодорожная станция была намного ближе к дворцу – в том месте, где сейчас располагается маленький стадион. Есть план переложить железнодорожное полотно на прежнее место и восстановить вокзал, если только удастся собрать средства на это. От поляны Большой звезды, в центре которой находится Круглый зал, дорожки лучами расходятся во все стороны.
По Тройной липовой аллее
С восточной стороны к дворцу подходит Тройная липовая аллея. Она протянулась на 300 метров вдоль наиболее регулярной части парка. С северной стороны аллеи территория оформлена в виде партера и состоит из двух Больших кругов со статуями Мира и Справедливости в центре. А с южной стороны Камерон построил вольер, в котором проводили небольшие приёмы и обеды. Сейчас вольер живописно увит вьющимися растениями.
С другой стороны от художественного лабиринта из живых изгородей находится павильон «Росси». План великого архитектора был осуществлён лишь после начала Первой мировой войны. В павильоне стоит памятник Марии Фёдоровне. На дальнем конце аллеи находится могила советских солдат, погибших при разминировании Павловска.
К Старым и Новым лесам
Любимым занятием Павла было муштровать солдат на Парадном поле к северо-востоку от Тройной липовой аллеи (позже этот плац был засажен деревьями и стал частью парка). Павел хотел онемечить и «цивилизовать» российское высшее общество, поэтому полиции был дан приказ постоянно патрулировать парк, отбирать и уничтожать все традиционные русские круглые шапки, если такие будут на посетителях, а также срезать с одежды лацканы.
Английский посол пришёл в ужас, когда на практике столкнулся с осуществлением этого сумасбродного царского приказа. Севернее Парадного поля находятся так называемые «Старые леса», прорезанные множеством радиальных тропинок, расходящихся от центральной «Звезды» – полянки, в центре которой находится статуя покровителя искусств Аполлона, а вокруг, в начале каждой тропинки, – статуя какой-либо музы или другого мифологического персонажа.
Одна из дорожек ведёт к павильону «Памятник Родителям». Этот павильон был построен по заказу Марии Фёдоровны в память об её отце и матери – герцоге и герцогине Вюртембергских. На мраморной пирамиде высечены их профили. К северо-востоку от центральной площадки Старых лесов находится мавзолей Павла, построенный Томасом де Томоном по эскизам императрицы. Несмотря на все сложности в отношениях венценосных супругов, Мария Фёдоровна всегда принимала сторону Павла в дворцовых интригах, которыми были заполнены последние годы правления Екатерины.
Вероятно, надпись «супругу – благодетелю» написана от чистого сердца. Так называемый «Мавзолей» – это, разумеется, не настоящая могила, а просто памятник. Павел похоронен в усыпальнице русских царей в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. От мавзолея вы можете повернуть на юг, к Розовому павильону. Летом по вечерам здесь иногда проходят концерты классической музыки (билеты продаются при входе). Можно пойти в другую сторону – в глубину парка.
Круг Белых берёз, устроенный Гонзаго, – это одно из самых живописных и в то же время наиболее безлюдных мест парка. В районе Красивой аллеи и Новой Сильвии к северу от мавзолея Павла есть множество укромных романтических уголков, подходящих для первого поцелуя. Немногочисленные постройки и монументы служат ориентирами, но не представляют особенного интереса с архитектурной точки зрения. Это Пиль-башня, колонна «Конец света» и Краснодолинный павильон.
Павловский (Большой) дворец на карте России