Пока нет оценок
Загрузка...

Пещеры Перама и Додони

Деревня Перама, что в 5 километрах к северу от Янины, прославилась расположенной неподалёку крупнейшей в Греции цепочкой пещер (ежедневно 8:00-20:00; 6 €), тянущихся на километры под низким холмом. Эти подземные пустоты были обнаружены в конце 1940-х годов местными жителями, искавшими укрытие, в котором можно было бы пересидеть очередной налёт итальянских бомбардировщиков. Экскурсии следуют по строго определённому маршруту, каждая продолжается 45 минут, а экскурсоводы говорят только по-гречески, правда, выдают краткую памятку на английском.

Можно посетовать на некоторую механичность организации: даётся, например, перечень наименований по-разному выглядящих геологических формаций. Но изъяны не столь велики, чтобы испортить впечатление от прогулки. С автовокзала у платии Пирру в деревню Перама ходит синий городской автобус № 8. От остановки до пещер 10 минут ходьбы в сторону от моря, мимо сувенирных лавочек. На своей машине можно совершить кольцевой пробег: за Перамой дорога вскоре, в деревне Амфитея, разветвляется.

Пещеры Перама в Греции

После развилки один путь ведёт к городу Мецово и богат видами на Янину и Памвотиду, второй огибает озеро, проходя мимо – примерно на полпути – монастыря Дурахани, в котором теперь работает ремёсленное училище для неблагополучных детей-инвалидов. Непривычным на слух названием обитель обязана своему основателю, которым был османский полководец Дурахан-паша, в 1434 году заложивший монастырь в благодарность Богородице за то, что всё обошлось благополучно, когда паша нечаянно перешёл по льду замёрзшее озеро.

Святилище Додони (оракул Зевса) в Греции

В 22 километрах к юго-западу от Янины, в гористой и удалённой от селений местности Додони расположены руины античного святилища, в котором в древности прорицал оракул Зевса (ежедневно 8:00-15:00, в середине лета иногда посетителей пускают до 18:00; 3 €). Над развалинами господствует просторный и изящный театр. «Негреющую Додону» упоминал Гомер, а культивировавшееся здесь поклонение священному дубу связано, видимо, с первыми эллинскими племенами, пришедшими в Эпир около 1900 года до нашей эры.

Истоки оракула – старейшего в Греции – скрыты во мраке времён. Геродот рассказывает загадочную историю о голубе (пелейа) из египетских Фив, севшем на дерево и тем самым указавшем место, на коем подобает поклоняться богам. По-древнегречески слово «пелейе», «пелейае» могло означать как голубя, так и старуху («пелиос» – почерневший), так что вполне возможно, что историк пересказал повествование о первой жрице здешней святыни – наверное, её захватили где-то на Ближнем Востоке, и потому она была осведомлена о некоторых азиатских верованиях и приёмах прорицания.

Главной святыней здешнего святилища был дуб – изображение этого дерева чеканили на местных монетах. У Геродота написано ещё, что оракул вещал из гущи дубовой кроны, и его голос усиливался медными сосудами, подвешенными к ветвям дерева. Эти звуки истолковывались затем жрицами и жрецами, которые спали на голой земле и никогда не омывали своих стоп.

Сказание утверждает, что аргонавты, строя свой корабль, взяли для него ветви этого дерева, и то, что им удалось проникнуть во многие скрываемые от чуждых глаз места, во многом объясняется волшебными свойствами древесины додонского дуба. Летом по выходным в Додони при случае устраивают спектакли античной драмы или музыкальные представления. Но происходят эти действа на временной сцене, а не в античном театре, увы.

Античный памятник Додони в Греции

Миновав несколько ярусов построенного в III веке до нашей эры стадиона, вы окажетесь перед остатками мощной западной стены театра. Построенный в царствование Пирра (297-272 годы до нашей эры), театр вошёл в ряд крупнейших на греческом материке, и соперничать с ним было по плечу лишь театрам в Аргосе и Мегалополисе. Потом римляне слегка переделали театр, подогнав его под свои кровавые зрелища и выстроив дополнительную защитную стену над нижними сидениями, а также водоотвод в виде подковы, огибающей оркестровую площадку.

То, что вы увидите сегодня, появилось как плод кропотливой реконструкции конца XIX века, до которой театр выглядел почти как нагромождение камней. Ярусы сидений, к несчастью, теперь обнесены канатом, но вы можете сделать круг по обходной тропе и подняться к высшей точке дуги сидения для зрителей (римляне называли «раковину» зрительного зала словом «кавеа», что значит «клетка»). Восхождение совершить стоит: вы в полной мере прочувствуете блистательность замысла древних зодчих, напротив творения которых, за зеленеющей безмолвной тесниной, уходят в небо отроги горы Томарос.

«Кавеа» на самом верху увенчана большими входными воротами, за которыми в своё время находился акрополь, ныне представляющий собой заросший буйной растительностью и по большей части не тронутый раскопками пустырь. Фундаменты стен акрополя относятся преимущественно к эллинистической эпохе и достигают в толщину внушительных 4-5 метров. Безликие ярусы за театром – это основания булевтериа (дома собраний), а развалины за этими фундаментами некогда были храмом Зевса и трибуной собственно оракула.

Никакого храма поначалу – до конца V века до нашей эры – не было, и религиозные обряды совершались возле священного дуба, окружённого кольцом принесённых по обету треножников и котлов. Стройка начиналась скромно – с храма-ограды из небольших камней, а во времена Пирра ограду дополнили и завершили ионические колонны. В 219 году этолийцы сравняли священное место с землёй и после этого построили храм большей величины и с «пропилейоном» – могучими крытыми воротами. Этот храм просуществовал уже до IV века, когда ревностные христиане срубили дуб.

То, что на виду сегодня – остатки той самой, последней по времени священной ограды, но растущий посреди неё дуб – дерево вполне современное: его не так давно посадил один археолог, исполнившись благоговения, способного, оказывается, принести ощутимую пользу. Неподалёку вполне различимы развалины раннехристианской базилики, построенной поверх храма Геракла (Геркулеса) – это там, где из земли торчат обрубки круглых колонн. Предполагается возобновление раскопок, что, надо надеяться, обогатит наши знания о святилище.

Руины дома собраний в Додони (Греция)

Во всяком случае, когда в 1952 году начались упорядоченные раскопки, удалось обнаружить множество табличек с записями для оракула – ими были густо усеяны ближние подступы к святилищу. Коротенькие тексты выставили в археологическом музее Янины, и их обилие показывает, что оракул удерживал влияние и после того, как Додони затмила слава дельфийских прорицателей. Но куда любопытнее эти тексты содержанием: становится понятно, какие страхи и сомнения вынуждали людей предпринимать нелёгкое путешествие в Додони. Вот примеры вопросов: Я ли отец этих детей? Или другая, совсем уж незабываемая, записка: А кто стащил шерсть из моей постели? Пейстос?

Полезная информация о Додони (Греция)

Редкий турист удосуживается добраться до Додони, так что достопримечательность Греции и Додони – деревенька к западу от святилища – совершенно нетронуты современностью. Общественного транспорта мало, после закрытия не выбраться. Летом до святилища легко дойти пешком: расстояние от той развилки, что чуть южнее Янины, до Додони составляет около 7 километров. Или же можете совершить круг на такси: сев в такси в Янине, попытайтесь уговорить водителя, чтобы он подождал вас с часок, пока вы будете осматривать древности – обойдётся это вам примерно в 24 € (отправитесь компанией, так выйдет дешевле). Водители знают, что путь по Виа-Эгнатья из Янины лишь ненамного короче, чем путь по старой второстепенной дороге.

Наконец, вы всегда сможете переночевать рядом с оракулом. Хватает пятачков для стоянки, а в деревне открыта таверна, рядом с достопримечательностью есть гостиница: лишь самое необходимое, но чисто, и наполняется эта Andromachi только тогда, когда на площадке устраиваются представления и другие мероприятия (и тогда же персонал отеля осмеливается запрашивать завышенные цены). При гостинице работает ресторан – пожалуй, хороший. Под тем же управлением, но комфортабельнее, и цены соответствуют качеству, Thea Dodoni в деревне Мандио на удалении 600 метров, в которой номера в пастельных тонах и тоже есть ресторан.

В Мандио есть принадлежащий семье Михелис Mirtali Art Motel (двухместные номера, многокомнатные) – это ультрасовременный дизайнерский отель с десятью помещениями, оформленными на темы античной мифологии, из некоторых видно театр, те, что наверху здания, где есть высоко-рыночный ресторан, дороже. Диаметральная противоположность – расположенная в деревне Додони таверна-магазин-почта и офис доматья Стефаноса Настоса – во всём только самое необходимое, но потрясающие виды со столиков на лужайке.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*