Петергоф (Петродворец) – самый ранний из дворцовых ансамблей в окрестностях Санкт-Петербурга. Петергоф был основан Петром I. Воодушевлённый победой над шведами под Полтавой в 1709 году, Пётр решил построить роскошный дворец на берегу Финского залива сразу же вслед за постройкой крепости Кронштадт, которая защищает морские подступы к городу. После неудачной попытки возвести дворец в Стрельне, было выбрано новое место, несколько дальше от Санкт-Петербурга. Удачная гидрография давала возможность устроить здесь высокие фонтаны, работающие без насосов, как мечтал Пётр.
Архитекторы прилагали максимум усилий для того, чтобы придерживаться проекта, созданного самим царём. Пётр лично трудился на строительстве дворца, и нередко приезжавшим к нему иностранным послам тоже приходилось принимать участие в работе. И, тем не менее, Большой дворец Петергофа был достроен только в царствование императрицы Елизаветы, когда дворцовая жизнь стала более пышной. Наивысшей роскоши царский двор достиг в эпоху Екатерины Великой. Увлечение этой императрицы Петергофом началось ещё до воцарения, во времена несчастливого брака с Петром III.
Содержание статьи
Непосредственные преемники Екатерины предпочитали другие дворцы. Однако Николай I вернул императорский двор в Петергоф и построил здесь для своей семьи небольшой дворец Коттедж в парке Александрия. Романовы XIX века отказались от той непомерной пышности, которая окружала их предшественников, и вели относительно скромный образ жизни. В 1944 году, когда Петергоф был освобождён от фашистской оккупации, власти сменили его прежнее, немецкое, название на русское – Петродворец.
В 1992 году музейному комплексу было возвращено историческое имя, но прилегающий к нему город по-прежнему называется Петродворец. Во дворце и дворцовом парке проводятся фестивали, в том числе торжественное открытие и закрытие сезона фонтанов. В период белых ночей в июне у стен дворца устраивают концерты, а в тронном зале – балетные спектакли в рамках фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». Праздничные мероприятия проходят также в Царском Селе и Павловске. Чтобы «нагулять туристический аппетит», загляните на официальный сайт музея.
Общие сведения о Петергофе
Выбор подходящего времени для посещения Петергофа – непростая задача. Парки открыты ежедневно с 9.00 до 20.00. Фонтаны включены с июня по октябрь по будним дням с 11.00 до 17.00, а по выходным – до 18.00. Большинство дворцов по понедельникам закрыто. Большой дворец также закрыт в последний вторник каждого месяца. Два других дворца закрываются в другие дни: Монплезир – в среду, а Екатерининский корпус – в четверг. Таким образом, всё открыто с гарантией только в пятницу, субботу и воскресенье. Однако именно в эти дни в Петергофе бывает особенно много народа. С октября по май Монплезир вообще закрыт, а Екатерининский корпус, дворец Марли и дворец Коттедж с октября по апрель открыты только по выходным.
Зато доехать до Петергофа из Санкт-Петербурга очень просто. С конца мая до середины сентября (пока погода позволяет) по Финскому заливу ходят быстроходные суда на подводных крыльях. Путь занимает всего 30-40 минут. С борта теплохода вы сможете полюбоваться великолепной панорамой дворца, которая открывается с моря. Можете также увидеть Кронштадт. Путешествия на теплоходах организуют три фирмы. Суда фирмы «Русские круизы» отправляются от пристани возле Эрмитажа каждые 30 минут с 10.00 до 18.00. Теплоходы «Давранов Трэвел» – от Университетской набережной рядом с Академией наук – каждый час с 10.30 до 13.30. А теплоходы фирмы «Алиен» – от пристани возле Сената – каждый час с 11.00 до 18.00.
Суда на подводных крыльях однотипные, и плата одинаковая. Однако билеты, приобретённые у одной фирмы, на рейсах другой не действительны. Если вы планируете вернуться в город на теплоходе, не задерживайтесь в Петергофе допоздна. После 16.00 у пристани начинают выстраиваться большие очереди. Последний теплоход уходит из Петергофа в 18.00. До Петергофа довольно просто доехать и на наземном общественном транспорте.
От Балтийского вокзала в Петродворец идёт маршрутное такси № К-404, от станции метро «Автово» – К-224, К-300, К-420 и К-424, от «Проспекта ветеранов» – К-343. Если на дорогах не слишком много пробок, то путь занимает около часа. Остановка маршрутных такси находится рядом с Верхним парком Петергофа. Пригородные поезда от Балтийского вокзала ходят с 5.45 до полуночи каждые 15-30 минут. Путь занимает около 40 минут. Однако станция расположена не прямо возле дворца, а на некотором расстоянии.
Выходите на станции «Новый Петергоф» (а не на станции «Старый Петергоф»!) и садитесь на автобус № 350, 351, 352, 353,354, 355 или 359. Через 10 минут вы окажетесь рядом с дворцовым парком. В киосках возле Гостиного Двора в Санкт-Петербурге вы можете приобрести билеты на автобусные экскурсии в Петергоф. Заметьте, что в стоимость экскурсии не включена плата за вход в парки и дворцы. Для прохода на территорию Нижнего парка надо приобрести билет (кассы находятся на пристани, в музее семьи Бенуа и на улице Морского десанта).
Отдельные билеты для посещения каждого дворца приобретают на месте. Если у вас мало времени и нет желания обходить все достопримечательности Петергофа, то вы можете ограничиться основными местами. Это Большой дворец, дворец Монплезир, Нижний парк и дворец Коттедж. Главной жемчужиной Петергофа – Большим каскадом – вы сможете любоваться бесплатно (имея билет в Нижний парк). А для посещения грота требуется приобрести отдельный билет.
Рестораны, кафе и гостиницы Петергофа
В кафе «У Самсона» (время работы: ежедневно с 10.00 до 21.00) подают суп, горячие вторые блюда и пирожки. Лучше нормально поесть в этом бистро, чем перекусывать всухомятку в переполненных кафетериях, расположенных к западу от Самсоновского канала (кафетерии открыты ежедневно с 10.00 до 19.00). Группы иностранных туристов обычно обедают в кафе «Дворцовое» (открыто ежедневно с 10.00 до 20.00) или в более роскошном кафе «Галерея» (работает в те же часы) на первом этаже Большого дворца. Из окон «Галереи» открывается вид на Большой каскад.
В обоих кафе можно расплатиться при помощи банковской карточки. Непосредственно рядом с дворцовой территорией есть ещё два места, где можно пообедать, правда, оба – дорогие. Это необычное кафе «Трапеза» (открыто с 12.00 до 22.00; понедельник – выходной), в котором запрещено курить и подают такие деликатесы как жареные креветки, а также оформленный в «морском» стиле ресторан «Морской» (работает ежедневно с полудня до полуночи). Ресторан расположен возле Музея коллекций и специализируется на морепродуктах и дичи.
Поскольку между Санкт-Петербургом и Петергофом существует регулярное транспортное сообщение, нет необходимости ночевать в Петергофе. Однако если вы, скажем, приедете вечером и переночуете, то утром сможете спокойно осмотреть достопримечательности дворцового комплекса до того, как приедут толпы туристов. В настоящее время хостел, вход в который расположен непосредственно за музеем семьи Бенуа, переустраивают под трёхзвёздочную гостиницу, аналогичную Екатерининскому отелю в Царском Селе. Поэтому, вероятно, у вас будет возможность переночевать прямо на месте.
Самсоновский канал и Большой каскад
Парки Петергофа открыты ежедневно с 9.00 до 20.00. По Верхнему парку вы можете гулять бесплатно. Для того чтобы зайти на территорию Нижнего парка и полюбоваться фонтанами, вы должны приобрести билет. Однако после отключения фонтанов (в будние дни – с 17.00, а в выходные – с 18.00) проход в парк бесплатный. А зимой, когда фонтаны вообще не работают, плата за посещение парка днём снижается. В первую субботу или воскресенье июня происходит торжественная церемония открытия сезона фонтанов, а во вторые выходные октября – церемония закрытия.
Во время этих праздников происходят концерты, балетные спектакли и фейерверки. Когда приближаешься к Петродворцу на прогулочном судне, то Большой дворец вырисовывается в конце Самсоновского канала, как золотой занавес. Этот канал проходит через Нижний петергофский парк. Раньше по нему к дворцу подплывали яхты. Берега канала отделаны гранитом, а по бокам от него расположены 22 мраморных бассейна с фонтанами.
Когда рядом играет духовой оркестр, музыканты которого одеты в костюмы петровской эпохи, струи фонтанов становятся то выше, то ниже в такт музыке. По бокам полукруглого бассейна, в центре которого находится фонтан «Самсон», выстроены два классических павильона, носящих название «Воронихинские колоннады» по фамилии поставившего их архитектора Воронихина. Большой каскад – гордость Петергофа. Вода струится по жёлто-голубым керамическим ступеням. Струи бьют из 142 отверстий 64 фонтанов, в том числе из золоченых статуй и барельефов.
Внизу находится полукруглый бассейн, в центре которого установлен самый высокий фонтан Петергофа. Это скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Композиция символизирует победу России над Швецией. Лев – это геральдический символ Швеции, а решающая битва под Полтавой произошла в день Святого Самсона (27 июня 1709 года). Если вас заинтересовала работа водной системы фонтанов, вы можете посетить грот, расположенный под Большим каскадом (зимой закрыт).
Верхний грот, отделанный вулканическим туфом, некогда использовали для дружеских вечеринок. В нижнем гроте сделан потайной фонтан. Струя воды окатывает каждого, кто пытается подойти к фруктам на столе. Раньше вода поступала в фонтаны по гигантским деревянным трубам. Фонтаны поддерживала в порядке специальная команда, в которую входили не только взрослые мастера, но и дети. Дети забирались в трубы и чинили их. Билеты для входа в грот можно приобрести в кассе Большого дворца. Окошечко кассы находится в стене, обращённой к каскаду.
Большой дворец
Дворец открыт для посетителей с 10.30 до 17.00. Понедельник – выходной; последний вторник каждого месяца – санитарный день. Строительство Большого дворца по приказу Петра I вёл архитектор Ж. Леблон в 1714-1721 годах. Теперешнее жёлто-бело-золотое здание существенно отличается от первоначального строения. Дочь Петра императрица Елизавета заказала архитектору Бартоломео Растрелли пристроить к дворцу третий этаж и два крыла. В конце каждого крыла были сооружены павильоны с золочеными куполами.
Большая часть интерьеров была создана Ж. Валленом-Деламотом и Юрием Фельтеном. В середине XIX века во внутреннее убранство дворца были внесены очередные изменения. Но, тем не менее, дворец поражает своей эстетической цельностью. Архитекторам разных эпох удалось создать единое гармоничное архитектурное произведение, а реставраторам после Великой Отечественной войны – воссоздать эту красоту заново. Большой дворец пользуется такой популярностью, что в летние дни туристам порой приходится выстаивать в очереди по целому часу, чтобы попасть внутрь.
Во дворце посетители надевают войлочные тапочки. Камеры и фотоаппараты нужно сдать в камеру хранения (если только вы не приобрели разрешение на съёмку). Осмотр дворца начинается с Парадных покоев. Затем посетители попадают в Императорские покои и вполне могут представить себя в роли приближённых царя. Маршрут осмотра может несколько отличаться от описанного ниже, в зависимости от того, насколько те или иные залы заполнены туристами.
Парадные покои
Посетители проходят в Императорские залы по Парадной лестнице, выполненной архитектором Растрелли. Лестница украшена золочеными скульптурами и вазами. Потолок над ней украшает великолепная фреска. Эта лестница по роскоши ничуть не уступает Иорданской лестнице Зимнего дворца. Поднявшись по ней, вы окажетесь на выставке, которая повествует о восстановлении Петергофа после войны, а затем пройдёте в Голубую приёмную. Секретари встречали здесь посетителей и вели в покои, расположенные дальше.
Чесменский зал получил своё название в память о победе русского флота над турецким в Чесменской бухте в 1770 году. Стены зала украшены сценами из этого сражения. Рассказывают, будто командующий российской эскадрой в Чесменском сражении граф Алексей Орлов, увидев первоначальные наброски Филиппа Хаккерта, сказал, что объятый пламенем взрывающийся корабль изображён не реалистично. Граф приказал специально взорвать корабль на глазах у художника, чтобы тот смог хорошо изобразить эту сцену.
Повернув направо, вы попадёте в Бальный зал, сверкающий зеркалами и золочеными канделябрами. Это помещение так понравилось императрице Елизавете, что она заказала своему любимому архитектору Растрелли создать похожее в Царскосельском дворце. Тронный зал – самый большой в Петергофе. Его использовали для проведения больших приёмов и балов. Убранство выполнено по проекту Фельтена. В зале бело-бирюзовая лепнина, ярко-красные занавеси, хрустальные люстры и роскошный паркетный пол. Среди всего этого великолепия сам трон выглядит довольно скромно.
За троном висит портрет Екатерины Великой. Императрица одета в зелёную форму Преображенского полка и сидит верхом на своей лошади Бриллианте. Находясь в Аудиенц-зале, легко представить себе, как фрейлины прихорашивались здесь возле многочисленных зеркал. Все рамы и карнизы украшены ангелочками и гирляндами. Из Аудиенц-зала посетители попадают в Белую столовую. Столовая украшена замечательной лепниной, подкрашенной в бледно-зелёный цвет. На длинном столе выставлен Екатерининский обеденный сервиз из 196 предметов, изготовленный по заказу императрицы в Англии.
Затем вы попадаете в Западный китайский кабинет. Это одно из двух помещений дворца, украшенных Валлен-Деламотом в 1760-е годы, когда в моде было всё китайское. Кабинет имеет роскошную лаковую отделку, в которой сочетаются красный, зелёный и золотой цвета. Паркетный пол набран из тринадцати пород дерева. В этом зале стоит Восточный чайный сервиз. Из кабинета вы перейдёте в Картинный зал. Он занимает центральную часть дворца, и из его окон открывается вид на парк. Это помещение также называют Кабинетом мод и граций. На стенах висит 328 портретов восьми юных придворных дам в различных национальных костюмах.
Восточный китайский кабинет первоначально выглядел совершенно не так, как сейчас. Его стены и мебель были покрыты не той лаковой отделкой, которую видите вы, а белым атласом. Обратите внимание, как узор паркета воспроизводит рисунок на печи в стиле династии Мин. В отличие от Восточного китайского кабинета, Куропаточная гостиная восстановлена со скрупулёзной точностью. Занавеси и стенные драпировки сделаны из подлинной старинной ткани с блёстками, изготовленной в 1840-е годы по образцу лионского шёлка XVIII века. В гостиной стоит арфа и статуэтки из саксонского фарфора. Эти детали были характерны для аристократических российских домов того времени.
Императорские покои
Императорские покои начинаются с великолепно отделанной гостиной (Диванной) с китайскими расписными шелками и оттоманским диваном огромного размера. Обратите внимание на фарфоровую статуэтку любимой собаки Екатерины II по кличке Земира. Туалетная и кабинет со вкусом обставлены во французском императорском стиле. В кабинете находятся портреты императрицы Елизаветы, молодого Александра I и Екатерины, а также бюст её друга, философа Вольтера.
Из этой части императорских покоев вы попадёте в Зал штандартов, где раньше стояли знамёна Петергофского гарнизона. Рядом находится созданная Растрелли Кавалерская, в которой раньше сидели адъютанты. Голубая столовая была отделана и оборудована по заказу императора Николая I. Здесь проводили банкеты на 250 человек. Гости пользовались так называемым «капустным сервизом» из 5550 предметов (его большая часть сейчас выставлена в экспозиции). В зале висят портреты Марии Фёдоровны и Екатерины Великой.
За этим залом находится Предхорная, ведущая в домовой собор Святых Петра и Павла в восточном крыле, который до сих пор закрыт на реставрацию (возможно уже открыли). Затем маршрут осмотра поворачивает в обратном направлении и проходит через несколько гостевых комнат в Императорскую спальню. В отделке спальни забавно смотрятся золоченые гирлянды и китайские обои, которые не сочетаются с кроватью-альковом. Этот зал называется Коронным из-за привычки Павла I вешать свою корону на стойку в этой комнате и любоваться ею.
Напоследок посетители попадают в самый старый из залов дворца – Дубовый кабинет. Интерьер этого помещения был создан архитектором Леблоном и отражает энтузиазм Петра Великого. В убранстве комнаты использованы морские, корабельные и праздничные мотивы. После Великой Отечественной войны сохранилось лишь восемь панелей. Остальные представляют собой современные реконструкции. На изготовление каждой панели-копии ушло 18 месяцев.
Над Дубовой лестницей, по которой посетители выходят из императорских покоев, висят петровские «Правила для гостей»: гости не должны были являться без приглашения, ругать других гостей или занимать их постели. Никто не мог переночевать во дворце, не предъявив карточку с номером кровати. Спать на другой кровати запрещалось. Посетители, которые нарушали правила, получали «взбучку» от самого царя или от его шута, который имел право бить кого угодно, либо должны были выпить знаменитый штрафной кубок.
Корпус под Гербом
Самая молодая достопримечательность Петергофа – это выставка личного имущества Романовых в Корпусе под Гербом. Это помещение использовали главным образом для размещения гостей императорской семьи. Но Екатерина Великая сама любила останавливаться там. В трёх из восьми комнат воссозданы личные покои императрицы: кабинет, спальня и будуар. Там находятся предметы, которыми она пользовалась, в частности серебряный самовар с выгравированными на нём игральными картами. Известно, что императрица увлекалась азартными играми.
Здесь же выставлено и коронационное седло Екатерины и несколько костюмов из гардероба её фаворита князя Потёмкина. Экспозицию могут осмотреть одновременно не более пятнадцати человек. Отдельные посетители должны ждать, чтобы присоединиться к группе. Корпус получил название «Под Гербом» благодаря тому, что элегантный павильон, соединяющий его с остальной частью дворца, увенчан императорским гербом. Аналогичный павильон на противоположной стороне дворца увенчан крестом и называется «Церковное крыло». Церковное крыло тоже построено по проекту архитектора Растрелли.
Монплезир и Екатерининский корпус
Любимая резиденция Петра, Монплезир, – главная достопримечательность Петергофа после Большого дворца. Название «Монплезир» переводится с французского языка как «моё удовольствие». Из окон этого здания открывается замечательный вид на Финский залив, и просматривается вдали даже Санкт-Петербург. Монплезир – уютный, но в то же время экстравагантный дворец.
Этот дом со скромным фасадом был свидетелем и пышных торжеств, и трагических событий. Если вы приехали в Петергоф в среду, когда Монплезир закрыт, то некоторым утешением для вас станет посещение примыкающего к нему Екатерининского корпуса. Оба здания находятся на самом берегу Финского залива. Путь к ним лежит от Большого дворца мимо Римских фонтанов.
Монплезир
Эту императорскую резиденцию можно посетить с июня по сентябрь – с 10.30 до 17.00; среда – выходной; зимой, а также в дождливые дни музей закрыт. Схематический чертёж здания был составлен самим Петром (царю помогали несколько архитекторов: Брауштейн, Леблон и Микетти). В архитектуре этого дворца просматривается влияние голландского зодчества, очевидно потому, что Пётр ездил в Голландию.
Даже после того как строительство Большого дворца было завершено, царь предпочитал жить и принимать гостей в небольшом скромном Монплезире. Здесь же он допрашивал своего несчастного сына Алексея перед тем, как заключил, его в Петропавловскую крепость по обвинению в измене. Входные билеты продаются в киоске со стороны моря. Доступ во дворец ограничен. До полудня туда заходят только группы, а с 12.00 до 15.30 – индивидуальные посетители.
Попав в Монплезир, вы, прежде всего, увидите художественную коллекцию Петра (первую в России), потом пройдёте через Восточную галерею с шестнадцатью блестящими дверями и попадёте в великолепный Лаковый кабинет. В отделке этого помещения преобладают чёрный, золотой и красный цвета. Украшающие его 94 лаковые панели были созданы русскими иконописцами, которые в течение нескольких месяцев обучались китайской манере письма. Однако в работе мастеров всё равно проглядывали особенности русского стиля.
К величайшему сожалению, большинство из этих деревянных панелей, созданных в петровское время, были использованы нацистами в качестве дров. Те панели, которые украшают кабинет в наши дни, – это копии, созданные по образцу трёх чудом сохранившихся оригиналов. В следующем зале потолок украшен изображениями персонажей комедия дель арте. Должно быть, эта композиция плыла перед глазами у тех гостей, которым приходилось выпить знаменитый штрафной кубок Петра.
В этот «Кубок большого орла» наливали 1,25 литра креплёного вина. Гость, который опоздал или нарушил петровские правила каким-либо образом, должен был осушить этот кубок залпом. Послы иностранных держав, которые приезжали в Петергоф, вынуждены были принимать участие в полной неожиданностей жизни петровского двора. Например, если Петром вдруг овладевало желание ранним утром валить корабельные сосны, то ошарашенных послов будили на заре, и те были вынуждены, взяв топоры, отправляться вместе с царём в лес.
Иногда царь и послы плавали по Финскому заливу на кораблях, сами ставили и убирали паруса. Жена Петра, Екатерина I, тоже не сидела без дела. Она сама, нисколько не боясь уронить императорское достоинство, готовила для гостей еду в Буфетной, отделанной голландскими изразцами. С другой стороны находится маленький Морской кабинет Петра. Стенные панели этого помещения отделаны плиткой, а из окон открывается замечательный вид на Финской залив.
Царская спальня маленькая и уютная. На столике возле кровати лежит ночной колпак Петра. Экскурсия завершается в Западной галерее, украшенной аллегорическими фресками и морскими пейзажами. Среди них – вид Заандама, голландского порта, в котором жил Пётр, когда работал плотником на судоверфи. Через тридцать лет после смерти Петра I в Монплезире жила будущая императрица Екатерина Великая в годы её брака с Петром III.
Когда Пётр III завёл себе любовницу, Екатерина начала роман со Станиславом Понятовским (впоследствии ставшим последним королём Польши). Вскоре августейшая чета стала жить врозь: Пётр – в Ораниенбауме, а Екатерина – в павильоне Чайный домик возле Монплезира. Здесь 28 июля 1762 года она узнала от Алексея Орлова о начале действий против её мужа. Екатерина тут же отправилась в Санкт-Петербург, чтобы поддержать своих сторонников и уже к ночи стала самодержицей.
Екатерининский корпус
Екатерининский корпус открыт все дни, кроме четверга, с мая по сентябрь с 10.30 до 17.00; с октября по апрель – только по субботам и воскресеньям с 10.30 до 17.00. Это здание было построено в дополнение к Монплезиру по приказу императрицы Елизаветы в 1740-е годы для проведения придворных балов и маскарадов и переделано Кваренги для Екатерины Великой в 1780-е годы.
Корпус построен в стиле барокко. Его интерьеры роскошны, но выглядят вычурно из-за чрезмерного количества декоративных деталей. Большинство туристов посещает дворец в составе групп. Индивидуальных посетителей пускают только с 12.00 до 15.00. Билеты можно приобрести в окошке, обращённом во двор. Экскурсии обычно начинаются в Голубой гостиной, которая была создана примерно в то же время, что Александровский кабинет. Кабинет украшен безделушками, напоминающими о нашествии Наполеона.
Кроме того, там висит портрет императора Павла, убитого отца Александра I. Из этого помещения вы попадёте в спальню Александра. Там стоит роскошная кровать-лодка с канделябрами в изголовье. Возле дальней стены в ящичке выставлены игральные карты из слоновой кости, принадлежавшие Екатерине Великой. Следующая дверь ведёт в специальную комнату, где во время банкетов блюда держали горячими перед подачей на стол. Бело-голубой обеденный сервиз привезён из Ропши, где был убит муж Екатерины Пётр III.
Пройдя через Зелёную гостиную, обставленную ореховой мебелью, и Голубой зал, стены которого покрыты штукатуркой и увешаны зеркалами, вы войдёте в золоченый Жёлтый зал, в котором стол сервирован для банкета на 45 гостей. Красный с золотом Гурьевский сервиз, включающий несколько тысяч предметов, был изготовлен в Санкт-Петербурге в начале XIX века. В Жёлтом зале висят портреты Александра I и Екатерины Великой, а также огромный ковёр с изображением реального эпизода из жизни Петра I: царь правит шлюпкой в штормовом море, а его спутники на корме сжались от страха.
Другие достопримечательности
Между Екатерининским корпусом и Монплезиром расположен маленький садик, в центре которого находится фонтан «Сноп». Его 25 струй действительно напоминают колосья, собранные в сноп. Скульптурная композиция фонтана «Колокол» спроектирована самим Петром I. Четыре фигуры изображают Психею, Аполлона, Вакха и Фавна с козлёнком.
Кроме того, по заказу царя был сделан фонтан-шутиха, который окатывал водой любого, кто наступал на определённую часть гравийной дорожки, что неизменно вызывало смех. Скромные Банный и Кухонный корпуса были построены для Екатерины I, но эти части музейного комплекса не особенно интересны. Банный и Кухонный корпуса открыты для посещения с июня по сентябрь с 10.30 до 17.00, среда – выходной; с октября по май посетителей пускают только по субботам и воскресеньям – с 10.30 до 16.00.
Верхний и Нижний парки
Посетив Большой дворец и Монплезир, вы увидите часть петергофского паркового комплекса, и вам обязательно захочется осмотреть всю территорию, чтобы полюбоваться многочисленными фонтанами. Пять фонтанов находится в регулярном Верхнем парке – позади Большого дворца, и десятки фонтанов – в тенистом Нижнем парке. Верхний парк можно осмотреть быстро, а Нижний парк заслуживает более длительной прогулки.
Большинство лучших фонтанов собрано между каскадом «Шахматная гора» и Монплезиром и возле дорожек, ведущих к дворцу Марли. С учётом этого вы можете составить любой план осмотра. Описанный ниже маршрут – лишь одна из возможностей. В екатерининскую эпоху в петергофских парках часто устраивали праздники. Гости веселились всю ночь напролёт при свете 10 тысяч свечей. Преемники императрицы не были так увлечены подобными дорогостоящими мероприятиями, однако большие приёмы в парках оставались неотъемлемой частью жизни двора вплоть до начала XX века.
Верхний парк
В этом обширном парковом комплексе декоративные пруды чередуются с клумбами и живыми изгородями. Возле Большого дворца расположены так называемые Квадратные пруды со статуями Венеры и Аполлона. Далее находится фонтан «Дубовый». Его странное название совершенно не согласуется с внешним обликом – в центре круглого бассейна, окружённого аллегорическими фигурами, стоит статуя Купидона в трагической маске. Центральная часть комплекса – фонтан «Нептун». Композиция была создана в 1650-1658 годах в Нюрнберге в ознаменование окончания тридцатилетней войны.
Однако для работы фонтана требовалось слишком много воды, поэтому его демонтировали и положили на склад, где он и пролежал долгие годы. В 1782 году царевич Павел приобрёл композицию за 30 тысяч рублей. Во время Великой Отечественно войны фонтан был украден нацистами, увезён в Германию и лишь в 1956 году снова установлен в Петергофе. В самой дальней части парка находится фонтан «Межеумный». Его странное название, которое означает «немного того, немного сего» перекликается с теми многочисленными изменениями, которым он подвергся за годы существования. Сейчас он украшен драконом и четырьмя дельфинами.
Нижний парк
Нижний парк, занимающий 102 гектара, простирается до берега моря. По нему проходят симметричные аллеи, связывающие строения и фонтаны. Вода в фонтаны поступает самотёком с Ропшинских холмов, расположенных на расстоянии 22 километров. Гидравлическая система Петергофа включает 50 километров труб, 22 плотины и 18 прудов. В течение каждого летнего сезона из фонтанов низвергается около 100 тысяч кубометров воды. На зиму фонтаны выключают, а статуи укрывают, чтобы они не потрескались от мороза.
Если вы пойдёте от «Самсона» по направлению к «Шахматной горе», то увидите фонтан «Тритон», сооружённый в честь победы русского флота в морском сражении против шведов при Гангуте. Дальше стоят два Римских фонтана, спроектированных по образцу фонтанов на площади перед собором Святого Петра в Риме. Наверху «Шахматной горы» расположились три дракона, из пастей которых вода низвергается на клетчатую лестницу. Каскад окаймляют статуи греческих и римских богов.
Между Римскими фонтанами и Монплезиром устроено несколько потешных фонтанов (шутих). Они могут вас окатить водой, но не создают эффекта неожиданности, так как сильная утечка воды делает их заметными. Фонтан «Зонтик» включается, когда кто-нибудь становится под него. По такому же принципу работает и фонтан «Ёлочка», замаскированный под дерево. К востоку от «Зонтика» расположен фонтан «Пирамида». Его 505 струй образуют семь ярусов, в результате чего получается водяной обелиск.
Если вы теперь повернёте по направлению ко дворцу Марли, то прежде всего увидите фонтан «Адам». Скульптура Адама как бы бросает одинокий взгляд поверх крыш двух греко-римских павильонов, через Самсоновский канал, за которым находится фонтан «Ева». Ева стоит с яблоком и фиговым листком в руке. От этого фонтана вы можете направиться к павильону «Эрмитаж» или мимо серо-белого мраморного «Львиного каскада» (напоминающего греческий храм) к дворцу Марли.
Южнее дворца Марли вы увидите фонтаны-тритоны. За ними следуют так называемые «Менажерные фонтаны» (от французского слова menager – экономить). Они используют не так много воды, как можно было бы подумать, глядя на их мощные струи. Далее возвышается каскад «Золотая гора». Этот каскад, как и «Шахматная гора», окаймлён аллегорическими фигурами. От «Золотой горы» открывается неповторимая панорама всего парка.
Павильон Эрмитаж и дворец Марли
По пути из Монплезира во дворец Марли вы можете посетить павильон «Эрмитаж» (время работы: с 10.00 до 17.30; понедельник – выходной). Это двухэтажное строение возведено на самом берегу моря и окружено рвом. Окна закруглены сверху, а фасад украшен коринфскими пилястрами. Здание было спроектировано для Петра Великого, но достроено уже после его смерти. Оно было приспособлено для проведения трапез без слуг: гости обедали на втором этаже, откуда открывался прекрасный вид на Петергоф и Финский залив.
Чтобы заказать то или иное блюдо, они просто оставляли записку на столе. Стол опускался в кухню, расположенную на первом этаже, а затем поднимался обратно, уже сервированный, с заказанными блюдами. Первоначально гости попадали на второй этаж при помощи стула, подвешенного на тросах. Но в 1797 году трос порвался, причём в тот самый момент, когда император Павел был между этажами. После этого случая подъёмник был заменён на лестницу.
Столовая на втором этаже украшена картинами. В буфете внизу выставлен китайский и японский фарфор, а также русский хрусталь. Рядом вдоль берега моря протянулась высокая терраса – Марлинский вал, который заслоняет от ветра здание, прежде служившее оранжереей. За ним, перед дворцом Марли, – большой пруд. Дворец открыт для посетителей с мая по сентябрь с 10.30 до 17.00; понедельник – выходной; с октября по апрель – только по субботам и воскресеньям с 10.30 до 17.00.
Марли был возведён почти одновременно с Монплезиром, а образцом для него послужил французский охотничий замок Marly le Roi, который Пётр I видел во время путешествия по Европе. Небольшой петровский дворец скорее напоминает уютный загородный дом, чем царскую резиденцию. В пруду возле дворца некогда жили золотые рыбки Екатерины. Кстати, императрица любила сама кормить их. Сейчас в водоёме разводят осетров и форель, а посетителям можно их ловить.
Билеты для входа во дворец Марли продают в расположенном поблизости деревянном киоске. Посетителей пускают внутрь только в составе групп. Экскурсия длится около 15 минут. Во дворцах того времени кухня обычно находилась далеко от столовой. Но дворец Марли был по приказу царя спроектирован так, чтобы выложенная голландской плиткой кухня соединялась непосредственно с Буфетной. Блюда попадали на стол горячими, и царь был особенно горд этим архитектурным нововведением.
Попав в спальню, прежде всего, обращаешь внимание на то, что кровать, очевидно, была слишком коротка для Петра, рост которого составлял 2 метра 30 сантиметров. Рядом находится небольшое подсобное помещение, где Пётр рисовал планы и упражнялся с инструментами. Наверху находятся гостевые комнаты, в которых выставлены некоторые личные вещи Петра, а также столовая. Из её окон открывается чудесный вид на расходящиеся аллеи.
Корпус Бенуа и далее
По дороге в парк Александрия вы можете осмотреть ещё несколько примечательных мест. Ближе всего к Большому дворцу находится корпус Бенуа (Музей семьи Бенуа; открыт с мая по октябрь с 10.30 до 18.00, понедельник – выходной; последний четверг каждого месяца – санитарный день; с ноября по апрель открыт с 10.30 до 16.00; вход свободный). Это бывший летний дом семьи Бенуа. Этот род был связан с Россией с 1794 года, когда Луи Бенуа переехал из Франции и стал поваром императора Павла.
Бенуа женился на русской женщине. У них родилось 18 детей, но 17 умерли в младенчестве. Единственный выживший ребёнок Николай был «усыновлен» императрицей Марией Фёдоровной. Он получил образование архитектора. Все шестеро детей Николая стали художниками или архитекторами. В доме выставлены различные произведения, свидетельствующие об их талантах – от архитектурных проектов до сюрреалистических картин.
Есть здесь афиши кинофильмов и фотографии актёра Питера Устинова, переехавшего в Англию. Он приходился внуком Леонтию Бенуа, который возвёл дополнительный корпус Русского музея (корпус Бенуа). Выставлены также многочисленные архитектурные наброски Игоря Петровича Устинова, сына актёра. В корпусе Бенуа иногда проводят временные выставки. За вход на них взимается небольшая плата.
Николай Бенуа построил несколько зданий в Петергофе, в том числе здание в Верхнем парке, где теперь находится музей частных коллекций (время работы: с 10.30 до 18.00; понедельник – выходной; последний четверг каждого месяца – санитарный день). Представленная в экспозиции художественная коллекция была подарена Петергофу в 1991 году. В этом замечательном собрании представлены полотна Рериха, Нестерова, Петрова-Водкина и других видных художников Серебряного века, а также фарфор царского и советского времени.
Перед тем как сесть на маршрутку и отправиться обратно в Петербург, дойдите до конца Правленской улицы и пересеките Санкт-Петербургский проспект. Перед вами будет собор Петра и Павла. Он нисколько не похож на своего тёзку в Петропавловской крепости и напоминает средневековые русские церкви, хотя и построен в 1890-е годы. После революции собор был превращён в кинотеатр, а двадцать лет назад возвращён Церкви. В соборе восстановлено внутреннее убранство. Там прекрасная акустика.
Если вы ещё не устали и не хотите возвращаться в Санкт-Петербург, то от корпуса Бенуа пойдите по Александрийскому шоссе в сторону дворцовых конюшен. Этот большой комплекс был возведён Бенуа по образцу Хэмптон Курт в Англии. Сейчас в здании размещается санаторий, и проход туда закрыт. А интерес для туристов представляет устроенный на английский манер парк Александрия, который начинается сразу за конюшнями.
Парк Александрия
Пейзажный парк Александрия, созданный Адамом Менеласом, окружает дворец Коттедж, принадлежавший Николаю I и его супруге Александре Фёдоровне. Императрица считала пышный петергофский дворец просто непереносимым. По её просьбе царь заказал небольшой уютный дом, в котором его семья могла жить с немногочисленными слугами и без протокола, но под усиленной охраной. Дворец Коттедж явно заслуживает того, чтобы прогуляться к нему через запущенный парк (билета не требуется). Ворота со стороны петергофского Нижнего парка закрыты, поэтому заходить нужно со стороны конюшен. Сохраните билет, если вы собираетесь потом вернуться к основным зданиям Петергофа.
В парке стоит необычная церковь Святого Александра Невского, выстроенная в неоготическом стиле. Она служила дворцовой часовней. Расположенный неподалёку Фермерский дворец находится в настоящее время на реставрации (возможно работы уже закончены). В этом здании размещались конюшни, конный завод и теплицы. Здесь часто проводил свободные часы сын Николая I и Александры Фёдоровны будущий император Александр II, который увлекался сельским хозяйством. От Фермерского дворца дорожка ведёт к привлекательным развалинам – Руинному мосту. Перейдя через мост, вы, наконец, увидите впереди дворец Коттедж.
Дворец Коттедж
Дворец Коттедж открыт с мая по сентябрь с 10.30 до 17.00, понедельник – выходной, последний четверг каждого месяца – санитарный день; с октября по апрель открыт по субботам и воскресеньям с 10.30 до 16.00. Этот «пряничный домик» был построен Адамом Менеласом в псевдоготическом стиле в 1826-1829 годах. Когда вы войдёте в холл, обратите внимание на камень, покрытый арабскими письменами. Этот трофей был привезён из болгарской крепости Варна во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов.
Кабинет царицы украшен витражами и фризами над оконными проёмами. В Большой гостиной, которая находится рядом, – великолепные потолки и часы, сделанные по образцу фасада Руанского собора. В тёмно-красной Библиотеке стоит модель потсдамского дворца из перламутра и слоновой кости, а также экран, украшенный изображениями немецких рыцарей. Эти детали служат напоминанием о том, что Александра Фёдоровна была урождённой принцессой прусской Шарлоттой, а у Николая I мать была немка.
Из Большой гостиной вы пройдёте в Столовую, разделённую готическими колоннами, по стенам которой стоят стулья, напоминающие церковные скамьи. На длинном столе выставлен обеденный сервиз Александры Фёдоровны, в котором 314 фарфоровых и 353 хрустальных предмета. Сервиз был сделан специально для этого дворца. Г.Б. Скотти украсил стены вокруг лестницы большим количеством тромплеев, то есть плоских изображений, которые выглядят как объёмные архитектурные детали.
Нежными голубоватыми и сероватыми тонами Скотти нарисовал готические арки, своды и окна. Наверху находятся семейные комнаты скромного размера, но украшенные по-царски. Сначала идёт несколько помещений, принадлежавших царевичу Александру, в том числе ванная, учебная комната и комната камердинера царевича. В Туалетной царя сцены из Русско-турецкой войны висят вдоль мраморных умывальников и загороженного экранами душа.
Следующая комната – Царский кабинет, а за ним – Голубая гостиная, принадлежавшая дочери Николая I Марии Николаевне. Гостиная украшена севрским и саксонским фарфором. Кроме того, в этой комнате стоят часы с 66 циферблатами по числу российских провинций (включая «Русскую Америку», как до 1867 года называлась Аляска). Расположенная рядом гостиная связана с жизнью следующего поколения царской семьи. После того как Александр II был убит, корона перешла к его сыну Александру III. Его жена Мария Фёдоровна принимала здесь гостей.
Печальная история связана с Детской, которая находится рядом. Комната была обставлена во время беременности Марии Николаевны. Но царевна умерла во время родов, и комнату запечатали. Там сохранился даже игрушечный чайный сервиз, который был предназначен для младенца, погибшего вместе с Марией Николаевной. Напоследок взгляните на Морской кабинет Николая I. Это помещение представляет собой чердак с балконом, откуда открывается вид на Финский залив.
Отсюда царь наблюдал в подзорную трубу за манёврами флота в Кронштадте. Семья последнего царя была убита 16 июля 1918 года в Екатеринбурге. В годовщину этого трагического события многие приходят на то место, где прежде находилась Нижняя дача, зажигают свечи и произносят молитвы за усопших. Нижняя дача была любимой резиденцией Николая II. Именно там он принял два роковых решения: подписал манифест 1905 года об учреждении Государственной думы и приказ о мобилизации армии в 1914 году. Дача полностью разрушена, и маловероятно, что её когда-нибудь отстроят вновь.
Петергоф на карте России