Плака – древнейшая часть современного города, сохранившаяся ещё от турецкого времени – и соседний район Монастираки, являются самыми привлекательными и наиболее посещаемыми районами Афин. Узкие кривые переулочки, взбирающиеся на склоны Акрополя, соединены между собой каменными лестницами. Туристы заглядывают сюда куда чаще, чем в другие части города. Очертания Плаки размыты, на востоке к ней примыкают Синтагма и Национальный сад, улица Эрму – это северная граница, а Акрополь – уже западнее. Эта часть города даёт прекрасное представление об Афинах позднего турецкого периода, маленьком поселении с запутанными улочками и небольшими домиками под черепичными крышами.
В районе Плаки редко встретится автомобиль. Транспортом здесь служат ручные тележки и навьюченные кладью ослики. На каждом шагу встречаются маленькие мастерские. Изделия местных ремесленников гроздьями висят на стенах и дверях, стоят на тротуарах под ногами прохожих и раскачиваются над их головами. В районе Плаки много небольших таверн, разместившихся в скромных помещениях, выделяющихся среди окружающих их домов необычной вывеской или причудливой росписью стен, напоминающей о богах и героях Древней Эллады.
Содержание статьи
Улицы Кидатинеон и Адриану
Начать знакомство с Плакой неплохо с приятной прогулки по одос Кидатинеон – эта пешеходная улица начинается близ Англиканской и Русской церквей на одос Филэллинон, к югу от Синтагмы. Дорога проходит мимо Музея греческого народного искусства, через забитую кофейнями площадь Филомусу Этерияс, и выходит к улице Адриана – одос Адриану, пересекающей Плаку.
Музей греческого народного искусства
Музей греческого народного искусства на Кидатинеон 17 обладает богатым собранием экспонатов, но ценность коллекции несколько снижается плохим освещением и недостатком пояснительных табличек. Пять этажей заполнены пряжей, тканями, керамикой, народными костюмами различных районов страны и вышивкой. Мезонин посвящён карнавальным традициям Греции и её исчезнувшему кукольному театру теней. Второй этаж сверкает золотом и серебром: в витринах – ювелирные украшения и старинное оружие, многие экспонаты – память о Войне за независимость.
Первый этаж завораживает сильнее: здесь представлена реконструкция крестьянского жилища и сельского быта острова Лесбос и живопись художника-примитивиста Теофилоса (1873-1934 годы). Наивные картины отражают сюжеты греческого фольклора и историю страны. Живопись художника, не очень-то признанного при жизни, проникнута особым теплом и трепетом. Большую часть своей жизни Теофилос разрисовывал таверны и кофейни на своём родном острове Лесбос, часто за более чем скромный гонорар.
Другие музеи Афин
Неподалёку работают полдесятка небольших музеев, отличающихся необычностью. Самый приятный – Центр народных искусств и традиций. Собрание костюмов, тканей, вышивок, плетений, а также музыкальных инструментов, керамики, икон и церковной утвари размещено в доме, хозяином которого некогда был Ангеликис Хадзимихали, немало потрудившийся для популяризации традиционных греческих искусств и промыслов и стоящий у истоков их возрождения в начале XX века.
Здание было спроектировано в 1920-х годах в стиле ар-нуво, интересно и само по себе: прохладные залы с высокими потолками и тонкая резьба по дереву на дверях, оконных рамах и лестницах. С чёрного хода узкая лестница ведёт вниз, в кухню с утварью, а другие лестницы поднимаются в библиотеку и классные комнаты, в которых изучают народные ремёсла. Музей Фриссираса занимает пару прекрасно отреставрированных зданий в стиле неоклассицизма – Монис-Астериу 3 и 7 и является единственным музеем современного европейского искусства в Греции.
В самом деле, пока не открылся новый Национальный музей близ станции метро Сингру-Фикс, это было самое значительное постоянное собрание произведений новейшего искусства в Афинах. В собрании свыше трёх тысяч единиц хранения – живопись и скульптура. Выдерживается регулярная программа выставок, при музее работают хороший магазин и хорошее кафе. Под постоянную экспозицию используются помещения дома № 7. Среди экспонатов и произведения художников, известных в англосаксонских странах, таких как Дейвид Хокни, Питер Блейк, Пола Ригоу, а также работы греческих и европейских мастеров.
Временные выставки проводятся в доме № 3, там же магазин и кафе. Еврейский музей Греции, на Никис 39, знакомит с историей греческих евреев. Умело подобранные экспонаты занимают ряд неярко освещённых залов, много пояснений, в том числе и по-английски. Внизу находятся произведения искусства и религиозные артефакты. Главный экспонат – реконструкция убранства синагоги: в музей перенесли обстановку синагоги, построенной в 1920-х годах в Патрах.
Экспозиция отражает также события Второй мировой войны и период немецкой оккупации, в результате которых еврейское население Греции сократилось с 80 до 10 тысяч человек и даже менее. Рассказывается и об участии евреев в греческом Сопротивлении, приводятся также истории людей, которые сумели выжить. Наконец, два детских музея, которые не надо путать друг с другом. Детский музей на Кидатенеон 14, – не только музей, но и игровая площадка. Учреждение рассчитано на детей в возрасте до 12 лет. Все пояснения только по-гречески, и экспозицию удобнее осматривать с группой.
Посетители, например, учатся делать шоколад. Если у вас есть маленькие дети, то экспозиция этого музея наверняка их заинтересует. Постоянные выставки знакомят подрастающее поколение с работой афинского метро, компьютера и анатомией человека. Музей детского творчества на Кодру 9 вполне отвечает своему названию: он посвящён детскому художественному творчеству. Постоянных выставок мало, больше показывают работы, победившие на ежегодных конкурсах, в которых участвуют дети младше 14 лет.
Памятник Лисикрата и его окрестности
На юго-восточном углу Плаки, рядом с таверной, есть небольшой пустырь, над которым возвышается изящное строение, построенное в 335 году до нашей эры из камня и мрамора. Когда-то здесь была знаменитая в период античности улица Треножников. Памятник Лисикрата – единственный из обрамлявших её хорегических памятников, уцелевший до наших дней. Он сохранился благодаря тому, что в турецкую, эпоху оказался внутри стен монастыря капуцинов. Памятник поставлен в 335-334 годах до нашей эры Лисикратом, хорегом хора, одержавшим победу на дионисийских состязаниях. Хорегом называли богатых граждан полиса, на свои деньги содержавших хор.
Памятник этот является подставкой для бронзового треножника – награды победителей. На прямоугольном основании возвышается шестиколонная ротонда коринфского ордена. Промежутки между колоннами заложены стеной так, что колонны кажутся полуколоннами. Они несут фриз с изображением различных эпизодов из мифов о боге вина Дионисе и его спутниках-сатирах. Крыша памятника сделана из мраморной плиты, на которой вырезаны черепицы, имитирующие керамические. Увенчана крыша скульптурным букетом из листьев аканфа, некогда поддерживавшего не сохранившийся бронзовый треножник.
За памятником Лисикрата расположена церковь Айия Экатерини (Святой Екатерины) (платия Айия Экатерини), одна из немногих в Плаке церквей, которые можно застать открытыми. Под мощными поздними наслоениями скрывается византийская постройка XI века. Византийская архитектура заметна, если смотреть на церковь сзади, а во дворе перед храмом можно увидеть фундамент здания римской эпохи. В церкви отреставрированы фрески, а иконы блестят и сверкают.
Арка Адриана и храм Зевса Олимпийского
Одос Лисикратус доходит до того края Плаки, рядом с которым сходятся проспекты Амалияс и Сингру, образуя одну из оживлённейших афинских дорожных развилок. Напротив возвышается арка императора Адриана. Она служила воротами в стене, отделявшей во II веке нашей эры старый город от нового, построенного Адрианом. Об этом возвещают надписи на фасадах арки: «Здесь Афины, древний город Тезея», а на противоположной: «Здесь город Адриана, а не Тезея».
Но так как заметных признаков римского правления в постройках города нет, современному туристу может показаться, что в надписях нет смысла, но, посмотрев на запад, вы увидите Акрополь, а обернувшись в противоположную сторону, заметите колонны – это колоннада великого храма, строительство которого завершил как раз император Адриан. Прямо за аркой над окрестностями возвышается храм Зевса Олимпийского (вход с Василисис Олга) – известного также как Олимпейон и окружённый обширным прямоугольником священного участка (теменоса), откуда открывается замечательный вид на Акрополь.
Один из крупнейших храмов Древнего мира и, по Ливию, «единственный храм на земле, отдающий подобающую справедливость богу», посвятил Зевсу Адриан в 131 году нашей эры, спустя 700 лет после того, как Писистрат заложил фундамент этого святилища. В храме стояла гигантская статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия, а рядом возвышалась статуя самого Адриана. Обе скульптуры давно утеряны. Сейчас можно увидеть пятнадцать из ста четырёх колонн пентелийского мрамора.
А когда в 1852 году с одной из колонн свалился барабан, то он с такой силой взрыхлил землю, что все лишний раз поняли, сколь ошеломительно дерзким был замысел этого исполинского сооружения. К северу от теменоса находятся фундаменты оборонительной стены, остатки домов римского времени, в том числе термы (римские бани) и ворота, прорубленные в стене города классической эпохи. Раскопки продолжаются, и к югу от храма тоже обнаружены постройки римского времени и более древние сооружения. Осмотрев храм, вы можете по тенистой тропе через Заппейон и Национальный сад дойти до Синтагмы или Колонаки, или дойти до Панафинейского стадиона по Василисис Олгас (этот путь очень короткий).
Район Анафиотика
Продолжив движение по Адриану в северо-западном направлении, вы вскоре окажетесь в таком туристическом местечке, где хорошо себя чувствуют, наверное, любители пляжных полотенец с эмблемами «Манчестер Юнайтед» и игральных карт типа «Отношения полов в Древней Греции». Сверните в лабиринт улиц и переулков, взбирающихся вверх по склонам Акрополя, и вы окажетесь среди беленых домиков и церквей, как на островах, – это Анафиотика, район, не признающий никаких канонов архитектуры. Пройдитесь по улочкам с белокаменными домами, где на окошках стоят горшки с цветами, вы найдёте здесь много укромных уголков.
Музей греческих народных музыкальных инструментов
Недалеко от медресе, на Диогенус 1-3, расположен Музей греческих народных музыкальных инструментов, экспозиция которого даёт представление об истории любого инструмента. Вся коллекция размещена в красивом особняке: на нижнем этаже выставлены барабаны, бубны и духовые (от свирелей и волынок до кларнетов), а лиры, скрипки, лютни и другие струнные инструменты демонстрируют наверху. В подвале экспонируются треугольники, литавры, бубны и колокольчики, и даже ожерелья из монет, надевавшиеся на маскарадах. На репродукциях фресок показано, как выглядели византийские «предки» многих нынешних инструментов, а наушники дают возможность послушать, как звучит тот или иной выставочный экспонат. В магазине при музее превосходный выбор компакт-дисков.
Библиотека Адриана
За северной границей Агоры, на повороте с Эолу на Аpeoc, заметны остатки стен библиотеки Адриана (вход с Аpeoc), некогда огромного здания, с внутренним двором и с множеством колонн. Библиотека была построена в 132 году до нашей эры. Помещения библиотеки находились в восточном конце ограждённого стенами прямоугольника, центральная комната с нишами в стене предназначалась для хранения книг, а в боковых залах располагался архив. За библиотекой простирался обширный перистиль (прямоугольный двор, со всех сторон окружённый колоннадой) с бассейном в центре. В V веке нашей эры на этом месте было построено здание, позже перестроенное в христианскую церковь. До сих пор сохранилась часть её стен и колонн.
Собрание керамики этнографического музея Афин
Напротив станции метро Монастираки недалеко от стен библиотеки Адриана находится мечеть Дзиздаракис, в которой экспонируется Собрание керамики, принадлежащее Музею греческого народного искусства: Ареос 1 (понедельник, среда-воскресенье 9:00-14:30). Здание было построено в 1759 году, затем мечеть стала солдатскими казармами, после обретения независимости тюрьмой, а в 1918 году – Музеем греческого народного искусства. К сегодняшнему дню у музея есть и другие помещения, так что в мечети осталось лишь собрание Кирьязопулоса – коллекция керамики, которую оставил в наследство профессор Кирьязопулос из Салоник.
Как бы ни были хороши эти изделия, интересны они лишь тем посетителям, которые влюблены в гончарное дело, но вас почти наверняка заинтересует сама мечеть – единственная открытая для посещений во всём городе. Превратности судьбы лишили мечеть минарета, но кроме балкона, пристроенного для музея, её первозданный облик ничто не искажает. В просторном зале под куполом обратите внимание на михраб (это ниша в стене, указывающая направление на Мекку). Над входом – каллиграфическая надпись: имя основателя мечети и дата её основания. Видны и другие ниши – эти михрабы на тот случай, когда молящихся много.
Район Монастираки
Район Монастираки обозначает возвращение к суете торговых Афин, не говоря уже об уличном движении. Площадь, переполненная торговцами, продающими орешки, лотерейные билеты, фрукты, а также киосками и магазинчиками, названа по монастырской церкви (монастираки), стоящей в центре площади, наверное, с XVII-го века (в начале XX-го столетия её отреставрировали, но увы, скверно). Торговать на этой площади стали ещё при турках, и площадь сохранила в своём облике немало черт восточного базара.
Главный городской рынок чуть дальше, на Атинас, по направлению к Омонье, но совсем рядом, куда бы вы ни двинулись, полно вывесок, уведомляющих вас, что вы вступили в зону афинского прославленного «блошиного рынка» в Монастираки. Указатели, пожалуй, несколько сбивают с толку: торгуют, и правда, много, причём всякой всячиной. Одос (улица) Пандроссу полностью отвечает интересам туристов.
К западу от площади расположен собственно рынок, который похож на старую добрую барахолку, но вы найдёте здесь и магазины, торгующие музыкальными инструментами ручной работы и шахматами либо нардами (тавли). Аллея у Ифесту забита магазинами грампластинок и компакт-дисков, а в самом низу торгуют подержанными книгами. Магазины, окружающие платию Ависсинияс, продают мебель и предметы старины. На одос Адриану особенно интересна парочка любопытных антикварных магазинов, несколько темноватых кофеен с видами на метро, Агору и Акрополь.
Примыкающая одос Эрму тянется от платии Монастиракиу на запад, к южному краю фешенебельного Псирри, и среди заурядных магазинов со старомодной мебелью попадаются любопытные дизайнерские магазины или, напротив, ретро. Если же вы пойдёте в другом направлении, к Синтагме, то та же Эрму покажется вам куда скучнее. Верхний участок – пешеходный, с множеством универмагов и повсюду знакомые названия торговых «сетей» и «брендов»: если вам по душе «Zara», «Marks and Spencer», «Mothercare» и «Benetton», то вы выбрали правильное направление.
Капникарея и окрестные церкви
В начале этой торговой зоны стоит византийская церковь Капиикарея, кажущаяся крошечной рядом со всем этим глянцевым великолепием модных магазинов. Эта интереснейшая церковь была построена в XI веке, но потом к церкви пристроили неф и нартекс. Пристройки не испортили здание, а наоборот придали ему неповторимое очарование. Стены церкви внутри украшены фресками работы художника Кондоглу. Названа святыня будто бы в честь основателя, бывшего сборщиком налогов: капнос значит дым, а в Византии налог на жилище именовался «податью с дыма» – имелась в виду дымовая труба над домом.
На ближней Соборной площади – платия Митрополеос – не один, а целых два кафедральных собора. Современный Митрополис (Собор) – ничем не примечательный храм, поглотивший в XIX веке десятки старинных зданий, их снесли, расчищая место для его строительства. Старый собор, притаившийся под сенью этого гиганта, только выигрывает на его фоне и выглядит бесконечно привлекательнее. Говорят, что церковь – хоть какая-то – на месте «старого собора» стояла всегда, с начала христианства в Афинах. Нынешнее здание возвели в XII веке.
Это красивое строение, в кладку которого включено большое число различных рельефных плит и фрагментов как античного, так и византийского времени, образующих орнамент, украшающий стены. Сама платия – пятачок, радующий прохладой и умиротворённостью, особенно после суеты окружающих площадь торговых улиц. Неподалёку есть другие небольшие церкви: обратите внимание на небольшую церковь Айия Динамис, что находится у Министерства образования и религии на улице Митрополеос.