Побережье Финского залива от Санкт-Петербурга до Зеленогорска застроено преимущественно дачами. Это в основном щитовые дома ярких цветов, украшенные резными фронтонами. Сквозь сосняки можно увидеть каменистые мысы и песчаные бухты, однако петербуржцы не меньше ценят и берёзовые леса, и озёра, которые находятся в глубине. Озёра, в которых можно купаться – возле Дубков и Лисьего Носа, по пути в Разлив, в 30 километрах от города. Если вы путешествуете на машине, то можете остановиться в любом приглянувшемся месте на побережье или проехать вглубь. Общественный транспорт не так удобен, но всё-таки тоже даёт возможность увидеть многое.
Электрички в сторону залива идут каждые 30 минут с Финляндского вокзала (от станции метро «Площадь Ленина»). Существуют две железнодорожные ветки: одна прямая – Выборгская линия, а другая круговая – вдоль побережья. Имейте в виду, что не все поезда останавливаются на всех станциях. И до Разлива, и до Репино можно добраться на маршрутных такси, идущих до Зеленогорска: от метро «Площадь Ленина» (то есть от Финляндского вокзала) идёт маршрутное такси № К-400, а от станции «Старая Деревня» – № К-305Б (это более короткий путь). Маршрутки, которые отправляются от станции «Чёрная речка» (№ К-417 и К-425), доходят только до Сестрорецка.
Содержание статьи
Разлив Финского залива
В советские времена туристов и школьников регулярно возили на автобусах в Разлив Финского залива, чтобы показать им два секретных убежища, в которых Ленин скрывался до революции: сарай и шалаш. Оба они бережно сохраняются как мемориальные музеи. В наши дни сюда приезжают только те немногие люди, которые по-прежнему верят в коммунизм, а также вездесущие любители странностей. Если бы не пребывание там Ленина, Разлив не представлял бы никакого интереса для туристов.
Это небольшой посёлок в окрестностях городка Сестрорецка. До музея «Шалаш» трудно добраться без машины, а к музею «Сарай» идёт общественный транспорт. Маршрутные такси и автобусы проходят через Разлив и останавливаются в нескольких местах. Можно также приехать на электричке – нужно выйти на станции Тарховка. В любом случае, путь из Санкт-Петербурга займёт около 45 минут. Лучше всего заранее позвонить и спросить, будут ли открыты эти музеи Ленина.
Памятник-музей «Сарай»
Музей «Сарай» находится по адресу: улица Емельянова, дом 2, в десяти минутах ходьбы от железнодорожной станции (возле станции есть указатель). Ленин прибыл сюда на поезде ночью 10 июля 1917 года, покинув Петроград, в котором Временное правительство начало активную борьбу с большевиками. Он остановился у местного рабочего-революционера, члена партии Николая Емельянова.
В это время семья Емельянова как раз временно жила в маленьком сарае, так как их дом ремонтировали. Ленина поселили на сеновале, на который вела крутая лестница. Там он прожил некоторое время – до тех пор, пока ему не нашли ещё более укромное жильё. После смерти Ленина в 1924 году к сараю подвели бетонный фундамент и пропитали его защитной смолой. Затем соорудили стеклянный экран для защиты от осадков.
Таким образом, получилось то сюрреалистическое строение, которое вы сможете увидеть. На первом этаже находится семейное имущество, а наверху – копии предметов, которыми пользовался сам Ильич, – стулья и самовар (оригиналы были раньше выставлены в музее Ленина в Ленинграде). В доме напротив сарая вы можете посмотреть на коллекцию фотографий большевиков в конспиративной одежде, а также копии статей, которые Ленин написал, живя здесь.
Памятник-музей «Шалаш»
Проехав четыре километра к северу по главной дороге, которая проходит через Разлив, поверните к музею «Шалаш», который расположен на берегу озера. В 1917 году до дальнего берега озера Разлив, окружённого болотами, можно было добраться только на лодке. Там было безопаснее скрываться, чем в посёлке, где Ленина могли заметить сыщики. Емельянов сказал соседям, что собирается завести корову и нанял батрака-финна, чтобы тот заготовил сено. Под видом финского косаря Ленин и переехал в шалаш на берегу озера.
Примитивное жилище было сделано из веток и тростника. В этом «зелёном кабинете» Ленин написал такие статьи как «К лозунгам», «Ответ» и начал работу «Государство и революция». Однако через две недели даже это укромное место стало небезопасным, поэтому 8 августа Ленин тайно отправился в Финляндию на паровозе, переодетый кочегаром. Там, где в 1917 году был луг, теперь проложены мощёные дорожки и установлен гранитный монумент, символизирующий шалаш.
Сам шалаш, естественно, не сохранился, так как был сделан из недолговечного материала. Ежегодно сооружают новую копию этого строения. Однажды такая копия была сожжена вандалами. В расположенном поблизости павильоне из стекла и бетона вы можете взглянуть на копии крестьянской одежды, в которой ходил Ленин, и косы, которой он пользовался. Там же стоит скульптура «Ленин в Разливе» работы Владимира Пинчука и лежит голубой блокнот Ильича с пометками, относящимися к статье «Государство и революция».
Между Разливом и Репином
Озеро (Сестрорецкий) Разлив представляет собой искусственный водоём. Оно было создано в качестве водохранилища для первого российского оружейного завода, основанного Петром I в Сестрорецке. Подобно жителям Выборгской стороны, рабочее население посёлка отличалось революционной активностью.
Однако в наши дни Сестрорецк – совершенно мирный город. На местной фабрике производят телевизионные экраны. Между городом и следующим населённым пунктом – посёлком Солнечное находится санаторий «Дюны», в котором имеется поле для гольфа. На этом поле в последнюю неделю августа проходят игры на национальный кубок.
Посёлок Репино
Посёлок городского типа Репино находится в 47 километрах к северо-западу от Санкт-Петербурга. Он был назван в честь выдающегося русского живописца Ильи Репина (1844-1930 годы), который построил себе дом возле деревни Куоккала и постоянно жил в нём с 1900 года. В 1917 году, после отделения Финляндии, Куоккала оказался за пределами России. Художник не собирался покидать свой дом, он принимал посетителей и получал награды от советской России. После того как Карелия была аннексирована СССР, дом стал музеем.
В 1944 году дом дотла сожгли немецкие оккупанты, но после войны дом был воссоздан со скрупулёзной точностью. Если вы приехали на поезде, то от станции спуститесь по направлению к морю, а затем, пройдя 600 метров, поверните налево, на улицу Репина. Яркие ворота репинского имения находятся в 500 метрах от этого места. Маршрутные такси № К-305Б и К-400 из Санкт-Петербурга останавливаются недалеко от музея. Выйдя из микроавтобуса, спросите, как вам пройти к Пенатам.
Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»
Музей И. Репина открыт с мая по сентябрь с 10.30 до 17.00, а с октября по апрель – с 10.30 до 16.00; вторник – выходной. Этот дом называется «Пенаты» в честь древнеримских божеств, покровителей домашнего очага. Живописное деревянное здание имеет стеклянную крышу и стеклянные световые фонари. Интерьеры отражают прогрессивные взгляды художника и его жены Натальи Нордман. В гардеробной висит объявление: «Снимайте пальто сами. Не ждите слуг – их нет».
Равноправие и самопомощь – девиз репинского дома. По средам, когда Репин устраивал день открытых дверей, гости должны были сообщать о своём прибытии ударом в медный гонг «Там-Там». Кабинет – самая поздняя пристройка к дому. Она была сделана в 1911 году. На письменном столе в простых рамках стоят фотографии близких. Прессом для бумаг служил большой кусок стекла «глыбка». Небольшая плита из розового мрамора – подставка для чернильницы.
На книжных полках вдоль окон скульптурные работы И. Я. Гинцбурга, в которых запечатлены Д. И. Менделеев, Л. Н. Толстой, В. В. Стасов. Гостиная отличалась простотой убранства. Сам Репин занимался не только живописью, но немного увлекался и скульптурой. Созданный им скульптурный портрет Толстого находится на застеклённой зимней веранде. Одна из достопримечательностей этого дома – обеденный круглый стол оригинальной конструкции.
Достаточно было повернуть за одну из ручек центральную часть, чтобы пододвинуть к себе любое блюдо. Грязную посуду гости складывали в расположенные снизу выдвижные ящики. Подавали только вегетарианские блюда. Лучшая комната в доме – это мастерская Репина. Она расположена наверху и в ней очень светло, так как здесь не только большие окна, но и стеклянная крыша и потолок. В центре мастерской на большом мольберте – последний автопортрет Репина.
Перед автопортретом на низкой табуретке – знаменитая подвесная палитра, которой пользовался художник, когда в старости у него стала болеть правая рука, и он часто писал левой. В синей вазе – кисти Ренина. В мастерской написаны большие картины «Черноморская вольница» (1908-1919 годы), в которой Репин снова обратился к запорожской теме. Здесь сохранились коллекции подлинных вещей запорожских казаков, маленький эскиз «Черноморской вольницы», а также этюд крестящегося запорожца.
В конце экскурсии вы можете пройти на верхний этаж и посмотреть трогательные кадры домашней кинохроники, на которых запечатлено, как Репин с друзьями кидались снежками в поместье «Пенаты». На территории усадьбы за домом расположены две садовые беседки – Храм Озириса и Изиды и Башня Шехерезады. Могила Репина находится на холме под дубом, как завещал художник. Чтобы посетить её, пойдите по дорожке вправо.
Посёлок Репино на карте России