Район, лежащий на юг от Кудринской улицы и Никитских Ворот, несёт на себе печать двух различных эпох: заката эпохи Романовых и апогея советского периода. Поварская улица и её переулки отражают время, когда старая аристократия вытеснялась новым классом купцов и финансистов, их предпочтение стиля модерн и неоготики выражалось в неприятии классической эстетики, уважаемой аристократами. Живописный и тихий, этот район – один из самых приятных для прогулок по Москве.
По контрасту Новый Арбат, расположенный к югу от Поварской улицы, является напряжённой, «прорубленной» в 1960-х годах автомобильной магистралью с гигантскими зданиями и магазинами. Целью строительства Нового Арбата было сделать Москву более современной, обозначить её деловой центр, приблизить её к столицам других стран – все эти мечты были воплощены в жизнь только в постсоветскую эпоху. Сегодня Новый Арбат сверкает неоновыми рекламами, здесь расположены казино, огромные магазины, новейший кинотеатр «Октябрь» и многочисленные офисы.
Содержание статьи
Поварская улица в Москве
На Поварской улице когда-то жили люди, обслуживавшие царское семейство вместе с жителями расположенных поблизости Хлебного, Столового и Скатертного переулков. В XVIII веке эта улица стала модным аристократическим кварталом, так же как и Староконюшенный переулок, вблизи Арбата, и наслаждалась своим положением до тех пор, пока её существование не оживил приток купцов в конце XIX века.
В 1918 году множество здешних домов было захвачено анархистами, которые устраивали там дикие оргии, пока не были изгнаны оттуда большевистской Чрезвычайной комиссией. Согласно советским законам, дома были отремонтированы и переданы в пользование различным учреждениям.
От Дома писателей – на Новый Арбат
Недалеко от Кудринской площади находится изящный особняк в неоклассическом стиле с имеющем форму подковы внутренним двором (дом № 52), полагают, что он явился прототипом для дома семейства Ростовых в романе «Война и мир» Льва Толстого. В 1932 году это здание стало Домом писателей – правлением Союза писателей.
Всё же, вопреки тому, что утверждают поклонники Булгакова, это – не то место, где находился вымышленный «Массолит» из «Мастера и Маргариты» – на самом деле Булгаков списал его с другого здания Дома писателей, располагавшегося на Тверском бульваре. Через дорогу стоит асимметричное конструктивистское здание, созданное (1931-1934 годы) братьями Весниными для Общества бывших политзаключённых. Через несколько лет после того, как Общество было распущено, это здание стало Театром-студией киноактёра.
Далее по улице под № 25 располагается усадьба (дом) князя С.С. Гагарина в стиле ампир, заметный благодаря украшающим его гипсовым орлам и скульптуре Горького в крестьянской одежде, установленной перед домом. Здесь размещается Институт мировой литературы имени Горького, который он основал, чтобы издавать недорогие переводы иностранных классиков и добывать средства к существованию для прозябающих после революции интеллигентов.
На углу Поварской улицы и Нового Арбата соседствуют огромный, привлекающий внимание 24-этажный корпус и маленькая белая церковь Симеона Столпника. Она была построена в середине XVII века по образу церкви Троицы в Никитниках, неф увенчан кокошниками и зелёными куполами. Именно здесь граф Шереметев тайно венчался с крепостной актрисой Прасковьей Ковалёвой-Жемчуговой, и Гоголь был исправным прихожанином этой церкви, когда жил поблизости.
Перед тем как выйти на Новый Арбат, стоит отклониться от намеченного маршрута, повернув направо, чтобы посетить музей Лермонтова, расположенный по адресу: улица Малая Молчановка, 2. В этом 2-этажном, обшитом досками доме поэт Михаил Лермонтов жил с 1829 по 1832 год, в тот период, когда он был студентом Московского университета.
Он тратил так много времени на написание поэм и драм, что у него никогда не оставалось времени на подготовку к экзаменам. Среди этих поэм была ранняя версия «Демона», тема, которая часто посещала Лермонтова в течение многих лет, а позже завладела вниманием художника Врубеля.
Музей Цветаевой
Поклонники русской литературы могут прогуляться по Борисоглебскому переулку к музею Марины Цветаевой. Жёлто-белый 2-этажный дом № 6 выполняет две функции: литературного центра и места поклонения Марине Цветаевой (1892-1941 годы), одной из самых замечательных поэтесс Серебряного века, трагическая жизнь которой приобрела ещё большее значение благодаря её культовому статусу символа поколения людей, сочувствовавших Белому движению.
В квартире № 3 частично восстановлена квартира с шестью комнатами, которую занимало семейство Цветаевых до революции, – с роялем в салоне и чучелом орла в кабинете её мужа Сергея, а в Гражданскую войну это была голая, нетопленая коммуналка. Муж поэтессы Сергей сражался в белой армии; в это время Марина изо всех сил пыталась прокормить двух дочерей, которых она, наконец, определила в приют, и где одна девочка умерла.
В 1922 году вся семья эмигрировала, Сергей стал советским шпионом; Марина оставила мужа, обнаружив его предательство, и возвратилась в Россию, где она жила в отчаянной бедности и покончила с собой во время войны. Произведения Цветаевой были запрещены, но ходили по рукам в самиздате, пока гласность не вернула ей её законное место в литературном пантеоне; музей был открыт к 100-летию со дня её рождения.
Новый Арбат Москвы
Среди многих изменений, планировавшихся в столице, генеральный план 1935 года предусматривал в Москве создание магистрального проспекта, связывающего Бульварное и Садовое кольцо и предназначенного для обеспечения проезда через весь город от Кремля до Киевского вокзала и далее на запад. Ко времени правления Хрущёва это стало просто необходимым, так как узкий Арбат больше не мог справляться с возросшим уличным движением.
Между 1962 и 1967 годами через квартал старых деревянных домов была пробита полоса длиной в 1 километр и проложен широкий проспект с построенными по обеим его сторонам высотными зданиями. Хотя до 1991 года он официально назывался Калининским проспектом, москвичи с самого начала называли его Новым Арбатом.
За его огромный размах и чрезмерный функционализм, проектировавшие его архитекторы получили в 1966 году премию. По северной стороне проспекта расположены пять 24-этажных жилых зданий, где живут народные артисты и другие известные граждане. Эти дома демонстрировались в советских фильмах 1970-х годов как символ «хорошей жизни»; редкое их расположение, которое они занимали вдоль улицы, привело к тому, что проспекту дали прозвище «Вставная челюсть».
Самый большой книжный магазин Москвы, Дом книги, расположен между первым и вторым зданиями, в то время как кинотеатр «Октябрь» – находится почти в самом конце. На другой стороне проспекта расположены четыре 26-этажных административных здания, построенных в форме открытых книг с установленными на них гигантскими синхронизированными неоновыми экранами, которые вы можете рассматривать из окон троллейбуса № 2, проезжая по всему протяжению проспекта.
Тянущаяся почти по всему проспекту, по нижним этажам зданий, 850-метровая галерея со стеклянными фасадами ёмко воплотила в себе культуру торгового центра Москвы, став вскоре центром всеобщего внимания. Расположенный далее арбатский развлекательный комплекс можно узнать по большому глобусу на его крыше, который когда-то показывал маршруты Аэрофлота. В дальнем конце проспекта, за Садовым кольцом, находится здание резиденции мэра и Белый дом, расположенный около реки.
Новый Арбат на карте Москвы