На холме к северо-западу от площади Бана Елачича раскинулся Градец (Gradec; в разговорном языке – Грич) – самая старинная и уютная часть Загреба. Утопающий в зелени, тихий район крохотных улочек, маленьких площадей и барочных дворцов с пёстрыми коричневыми крышами, высящимися над холмом. Для подъёма проще всего воспользоваться фуникулёром, поднимающимся от улицы Томичева в 200 метрах от площади Бана Елачича.
Можно также подняться пешком по плавному склону улицы Радичева к Каменным воротам (Kamenita vrata), когда-то служившим главным въездом в город с востока. Внутри Каменных ворот – собственно, ныне это скорее искривлённый туннель, нежели ворота – находится одно из самых почитаемых в Загребе святилищ: закрытая решёткой ниша с простой статуей Богородицы XVI века. Этой статуе приписывают чудесные свойства, в частности, благодаря тому, что она уцелела в пожаре 1731 года. Здесь же установлена пара скамеек, чтобы прохожие могли присесть и наскоро помолиться.
Содержание статьи
Площадь Святой Екатерины и её окрестности
Как раз к югу от Каменных ворот площадь Иезуитский-Трг фланкируется с восточной стороны бывшим иезуитским монастырём Кловичеви двори (Klovicevi dvori), ныне используемым для художественных выставок. Есть также кафе и внутренний дворик, где во время Загребского летнего фестиваля устраиваются концерты. Там, где Иезуитский-Трг переходит в площадь Святой Екатерины (Katarinin trg), находится одноимённая церковь Святой Екатерины, построенная иезуитами в 1620-х годах.
В этой церкви – один из самых очаровательных в Хорватии барочных интерьеров: кружево из белого и розового стукко целиком создано Антонио Куадрио в 1720-х годах. Справа от главного алтаря – портрет основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы работы Франческо Роббиа. Святой изображён в типически барочном порыве духовного экстаза.
С южной стороны площади улица Дверце ведёт к верхней станции фуникулёра, опускающегося к Илице, и к Разбойничьей башне (Kula lotrscak), оставшейся от фортификаций верхнего города. Отсюда когда-то каждый вечер звонил колокол перед тем, как запирались городские ворота, чтобы защитить город от разбойников (отсюда и название). Взбираетесь по винтовой лестнице – и оказываетесь на деревянной террасе, откуда открывается красивый вид Загреба с крышами из красной черепицы.
По пути минуете оконце, в которое выглядывает небольшая пушка, из которой стреляют ровно в полдень – обычай, введённый в 1877 году, чтобы городские звонари могли знать точное время. Под Разбойничьей башней пролегает Строссмайерово-Шеталиште (Strossmajerovo Setaliste) – бульвар, разбитый по линии южных укреплений Градеца. Виды на город отсюда тоже фантастические.
Музей наивного искусства в Загребе
Примерно в 50 метрах от площади Святой Екатерины, по улице Кирилометодска, 3, находится Музей наивного искусства (Muzej naivne umjetnosti), дающий прекрасное представление о хорватских художниках-крестьянах. Развитие школы живописи, вдохновлённой традициями крестьянских ремёсел, многим обязано художнику Крсто Хегедушичу, на которого произвело сильное впечатление творчество художников-самоучек вроде Анри Руссо, «Таможенника», когда он учился в Париже.
Побывав в гостях у своей родни в деревне Хлебине в 1930-х годах, Хегедушич открыл, что работы местных живописцев Ивана Генералича и Франьо Мраза имеют немало общего в стиле, который он наблюдал в работах неакадемических художников в других европейских странах, и взял их под свою опеку, побудив больше выставляться. Работы Генералича преобладают в первых шести залах.
В своих ранних акварелях, посвящённых хорватской деревне, художник по-брейгелевски восхищается сельскими празднествами. Последующие его работы всё более напоминают волшебную сказку, в них всё больше символизма, а его многочисленные изображения оленей в лесу похожи на иллюстрации в средневековых рукописях.
В других залах отражено творчество последующих поколений хорватских наивных художников, в том числе Ивана Лацковича – сцены из жизни хорватской деревни зимой, со стилизованными, похожими на веретена деревьями и усыпанными снегом домами, Эмерика Фейеша, создававшего калейдоскопические городские пейзажи, и Ивана Рабузина с почти абстрактными размышлениями о сельской гармонии. В последнем зале основное внимание отдано Йосипу Генераличу (сыну Ивана), который отказался от сельских мотивов в пользу таких тем, как актрисы, война и массовые суициды сектантов.
Мастерская Мештровича в Загребе
К северу от площади Святого Марка, по адресу Млетачка 8, находится мастерская Мештровича. Здесь крупнейший хорватский ваятель XX века жил в 1924-1942 годах. Музей прелестный – не нужно быть поклонником Мештровича, чтобы насладиться уютом, которого так недостаёт в другом доме, где жил маэстро, превращённом в музей, – в Сплите.
Деревянная обшивка стен и керамические печи, созданные по заказу самого Мештровича, придают этому дому скорее дух семейного очага, нежели достопочтенной галереи. Выставлены рисунки, фотографии и модели крупных произведений, как, например, гигантской статуи Гргура Нинского в Сплите и распятия в церкви Святого Марка. В атриуме экспонируются милые женские статуэтки.
Городской музей Загреба
От мастерской Мештровича улица Млетачка переходит в улицу Деметрова и далее в Опатичку. Здесь, в доме № 20 находится городской музей Загреба (Muzej grada Zagreba) – вне всякого сомнения, лучший в Загребе, повествующий о развитии города со времён Средневековья до наших дней, путём великолепных экспозиций и текстов на английском языке. Музей занимает комплекс зданий, лепящихся к так называемой – «Поповской башне» (Popov toranj) XIII столетия, которая служила священникам слабо укреплённого Каптола убежищем в случае вражеской атаки.
Экспонируемые в музее масштабные макеты Загреба демонстрируют, как развивался город. Имеется небольшая, но подобранная со вкусом коллекция оружия, предметов убранства и костюмов. Среди произведений сакрального искусства из местных церквей – впечатляющая скульптурная композиция XVII века, изображающая Христа, фланкируемая апостолами, прежде эта композиция находилась над порталом загребского Кафедрального собора.
Этажом выше выставлены политические плакаты, фотографии политических деятелей и идеологические лозунги, проливающие свет на бурную историю XX столетия. В одном из завершающих экспозицию залов выставлен сюрреалистический с виду экспонат: обломки, щепки… Думаете, это произведение актуального искусства? Нет, это наследие войны – обломки мебели, разломанной в результате ракетного обстрела Градеца Югославской народной армией в октябре 1991 года.
Музей Глиптотека Загреба
Спустимся по лестнице от Опатички в восточном направлении и выйдем к улице Ткалчичева. Свернём по этой улице налево – и окажемся у глиптотеки (Медведградска 2; вторник-пятница 11:00-19:00, суббота-воскресенье 10:00-14:00; 20 кун). Здесь находится коллекция гипсовых копий знаменитых скульптур. Она более интересна, чем можно подумать – в основном благодаря атмосфере, создаваемой стенами из красного кирпича бывшего здания фабрики, где она разместилась. Имеется впечатляющая коллекция реплик надгробных камней из Боснии-Герцеговины.
Эти средневековые памятники, декорированные флоральными мотивами, символами солнца или сценами охоты, – поразительные образцы местного народного искусства. Экспонируется также коллекция хорватской скульптуры (в том числе и подлинники), в частности работы крупнейших мастеров XX столетия Антуна Аугустинчича и Ивана Мештровича. В Глиптотеке также проводятся временные выставки, посвящённые архитектуре, дизайну и фотографии. В туристическом офисе вам дадут информацию, какие мероприятия ожидаются.