Полезное
Пока нет оценок

Районы Гази и Тисио в Афинах

Три интереснейших и переживающих подъём района – Тисио, Гази и Руф – расположены к западу от центра Афин, а теперь, когда там есть метро – линия 3 продлена за Монастираки – надо думать, что перемены наступят ещё быстрее и будут заметнее. Заманчивее всего в этих районах ночная жизнь и рестораны, но появились и новые музеи и художественные галереи, прежде всего центр Технополис и два филиала музея Бенаки: один посвящён исламскому искусству, второй – новейшему. В той же части города находится и Керамик – район вблизи античного кладбища, от которого уцелели немалые участки стен, окружавших его в древности.

Пешеходная улица Апостолу Павлу огибает по касательной Агору и Акрополь и идёт мимо холмов Пникс и Филопапу, в её зелени приятно укрыться от городской суеты, да и замечательными видами можно полюбоваться. Западная сторона этих холмов занята жилыми кварталами – это Ано-Петралона, район не рассчитан на туристов, но в нём есть прекрасные таверны и большой летний кинотеатр под открытым небом, хотя красивых видов и панорам не очень много. По восточную сторону холмов, сразу на юг от Акрополя, начинается другой жилой район, но гораздо богаче – Макрияни, и с ним сливается соседний Кукаки. В этих районах есть хорошие рестораны, но недостаёт интересных видов и знаковых достопримечательностей Афин.

Район Гази в Афинах

От района Тисиу до Гази

Начинаясь в Монастираки, одос Адриану проходит вдоль линии метро (здесь метро выходит на поверхность) и минует границу древней Агоры, доходя до района Тисио и заканчиваясь до одноимённой станции метро. Отсюда дорога ведёт в Тисио, а если пойти по дороге вокруг Акрополя, то можно дойти до Гази.

  • Музеи исламского искусства и гончарного ремесла

Недолгая пешая прогулка от площади Тисиу по Айон-Асоматон – и вы у двух новых музеев. Сначала, слева, в Мелидони вы увидите крошечный Музей традиционного гончарного ремесла, маленькие залы которого посвящены традиционным способам изготовления изделий из глины, причём регулярно проводятся показы, наглядно демонстрирующие традиционный процесс изготовления. Пара примыкающих галерей занята временными выставками, обычно экспозиция представляет какой-нибудь стиль керамики или керамику определённого исторического периода. Ансамбль довершает наличие небольшого кафе и магазина, торгующего качественной керамикой.

Музей исламского искусства Бенаки расположен на Айон-Асоматон 22, угол Дипилу. Основатель музея Бенаки Андонис Бенакис прожил большую часть жизни в Египте, и этот новый музей, занявший четыре этажа неоклассического особняка, создан, чтобы вместить более 8 тысяч произведений искусства, собранных Бенакисом. В экспозициях представлен не только Египет, но и многие области исламского мира, включая Индию, Персию, Аравию, Египет, Северную Африку, Турцию и даже Испанию и Сицилию, причём прослеживается развитие мусульманского искусства от зарождения ислама до XIX века.

Выставлены едва ли не все виды художественного творчества: ткани, ювелирные изделия, керамика, работы по металлу, стекло и оружие, а также реконструкция приёмных покоев богатого египетского дома XVII века. Очень хороша старинная керамика на первом этаже, две резные деревянные двери мавзолея VIII века из Месопотамии, уникальный коврик – редкость X века, две прекрасные шахматные доски с фигурами из кости, в том числе слоновой, и изысканно инкрустированная грифельная доска. Эта коллекция мирового класса не слишком велика, поэтому осмотреть её можно примерно за час.

Музей исламского искусства Бенаки в Афинах

Музей исламского искусства Бенаки

Особенно впечатляет то, что это собрание мусульманских редкостей выставлено в Афинах, часто замалчивающих, а то и отрицающих исламское наследие. На верхнем этаже работает кафе с видами на Акрополь и Керамик и небольшой книжный магазин, где можно найти книги и на английском языке. На нижнем этаже можно увидеть фрагмент стены античного города и гробницу – и то, и другое было обнаружено по ходу реставрационных работ.

  • Район Керамик

Район Керамик объединяет главное кладбище античных Афин и часть древней городской стены. Место привлекательно тишиной, не столько кладбищенской, сколько чарующей – по крайней мере, такой она кажется после утомительного осмотра Акрополя. Тихо, в частности, потому, что сюда мало кто заходит, и вы почувствуете себя, как в оазисе, особенно на берегу пересекающего кладбище с востока на запад канала Ириданос, водную гладь которого покрывают роскошные водяные лилии.

В глаза бросается Городская стена (известна также как Длинные стены), доходившая до порта в Пирее. Стена в двух местах разрывается дорогами, и раскопки обнаружили ворота, служившие входом в город: ворота Дипилон (ворота о двух столпах), через которые входили в античный город путники, следовавшие из Пирея, Элевсина и Беотии, и Священные ворота, с которых начинался Иера Одос – Священный путь, по которому проходили шествия во время Элевсинских и Панафинейских празднеств. Между воротами сохранился фундамент Помпейона – просторного сооружения, в котором проходила подготовка к шествию и хранились нужные для праздника предметы (повозки и так далее).

Представление об афинском некрополе классического периода даёт его участок вдоль небольшой улицы, отходящей влево от священной дороги и получивший название улицы Гробниц. Участки по обе стороны дороги принадлежали богатым афинянам. На этих участках были найдены и извлечены из-под земли многочисленные надгробия и другие памятники, лучшие из них занимают подобающее им место в залах музеев, а в некрополе их заменили хорошими копиями. В V-IV веках до нашей эры над могилами воздвигали различные надгробные памятники, преимущественно мраморные стелы с рельефными изображениями умерших, а саркофаги появились позднее – в эпоху эллинизма и в римское время.

Слева от дороги вы увидите надгробие Дексилея, сына Лисания Торикского, убитого в возрасте 20 лет в войне с коринфянами в 394 году до нашей эры. Необычен памятник, поставленный на могиле Дионисия из Коллита – высокий прямоугольный столб, увенчанный изваянной из пентелийского мрамора скульптурой быка. А выходящая к могилам терраса послужила Периклу трибуной, с которой он произнёс свою прославленную речь на погребение воинов, павших в первые годы Пелопоннесской войны.

Музей Керамик представляет собой приятное, прохладное помещение, заполненное находками в некрополе: каменными надгробиями, скульптурами и другими предметами. Много таких погребальных приношений, от которых щемит сердце – игрушки из детских могил, золотые ювелирные изделия и другие красивые вещицы. Особенно хороша керамика: прежде всего это блюда VIII века до нашей эры с изображением коней на крышках (пиксидес) и поразительная чёрно-красно-фигурная керамика V века до нашей эры.

Район Керамик в Афинах

  • Гази, Технополис и окрестности

Гази, в прошлом промышленный район, находящийся западнее Керамика, сильно оживился в последнее время, в частности, благодаря реконструкции старого нефтеперерабатывающего завода, превратившегося из заброшенного предприятия в культурный центр Технополис, который окружают бары и рестораны со светящимися вывесками. Днём улицы могут казаться пустынными, даже заброшенными: уж слишком много запущенных зданий. На самом деле район безопасен, хотя вам, чтобы попасть в Гази, возможно, придётся взять такси: все мероприятия в Гази начинаются поздним вечером, особенно по пятницам, когда веселье затягивается и растягивается на выходные.

Нефтеперерабатывающий завод, по имени которого назван район (гази – по-гречески керосин), превращён в удобный комплекс для проведения выставок и концертов, объединяемых названием Технополис. Добраться, кстати, сравнительно просто: идите мимо некрополя по Эрму, и вскоре вы окажетесь на одос Пиреос, более или менее напротив входа. Два круглых газгольдера занимают офисы, отделанные стеклом: в одном – афинская радиостанция, вещающая на частоте 98,4 МГц, во втором находится дирекция Технополиса, а из насосных станций и бойлерных, окружавших эту пару, получились галереи и выставочные залы, причём во многих помещениях выставлены сегменты механических конструкций.

Единственная постоянная экспозиция – в маленьком Музее Марии Каллас: личные письма, фотографии, пара перчаток, манто певицы заинтересуют её поклонников. Зато программа временных выставок и концертов столь разнообразна, что какое-нибудь из мероприятий придётся по вкусу и вам – так что или заглядывайте в центр, или следите за рекламой, посещайте официальный сайт или просматривайте объявления в журналах. Вокруг много и других художественных галерей и культурных центров, мы упомянем только два. В шести кварталах от Технополиса филиал музея Бенаки на Пиреос, расположенный на Пиреос 138 у пересечения с Андронику (метро Петралона или автобусы, идущие по Пиреос, в том числе: № 049 и В-18 и троллейбус № 021).

Постоянной экспозиции нет, но в музее Бенаки бывают замечательные временные выставки, так что всегда лучше выяснить, что там происходит. Кроме выставочных залов в здании размещён амфитеатр на 400 мест, любопытный ювелирный магазин, где торгуют украшениями и другими работами ведущих греческих дизайнеров современности, и просторный крытый ресторан/кафе – с приятной атмосферой. Двигаясь на север в направлении, указываемом Иера одос (иначе говоря, следуя по античному Священному пути), оставляя Керамик за спиной, вы выйдете к комплексу «Атинаис» на Касторьяс 34-36.

«Атинаис» расположился в великолепно отреставрированной фабрике шёлка начала XX века, в комплекс входят театр, концертный зал, кинотеатр, два ресторана, бар и кафе, выставочные залы, музей и внушительный конференц-зал. Музей искусства древнего Кипра Пьеридес – это прекрасно организованные экспозиции: изумительная керамика и старинная посуда из стекла размещаются в четырёх хорошеньких маленьких галереях. В магазине при музее много (цены высокие) художественных сувениров, а наверху проходят временные выставки. Подробности насчёт Пьеридес и Атинаис ищите на официальных сайтах обоих учреждений или в местной прессе.

Национальная обсерватория Афин

Район Тисио и виды Акрополя

Направившись на юг от станции метро Тисио, вы можете пройти по пешеходной улице Апостолу Павлу мимо античной Агоры и подножия Акрополя до метро Акрополи на краю Плаки. Прогулка замечательная, особенно ранним вечером, когда заходящее солнце освещает эту сторону скалы, а кафе в Тисио уже предвкушают ночное веселье. Справа от вас ведутся раскопки, хотя площадки и невелики. Первое, что вы увидите, сразу за церковью Айиа Марина, – это скала, которая идентифицирована как ранее известное святилище Зевса в Аттике.

Трудно разглядеть что-либо за изгородью, ясно только, что скала террасирована. Интереснее других, наверное, Святилище Пана, у подножия холма Пникс за открытым летним кинотеатром «Тисион». Святилище Пана находилось в пещере, за оградой вы увидите вход в неё, высеченный в скале. Внутри этой пещеры были найдены рельефы с изображением Пана, нагой нимфы и собаки. Там же – мозаичный пол, а неподалёку – то, что осталось от дороги и двух домов классической эпохи. Сразу же над святилищем расположен фонтан Пникса.

При Писистрате была создана система водопроводных труб, по которым вода из источников подавалась в вырубленные в скале цистерны, обеспечивающие городское водоснабжение. Считается, что этот фонтан из числа ключей, задействованных Писистратом: закрытый вход за фонтаном вёл в помещение с мозаичным полом, в котором собиралась вода. Если присмотреться, то можно заметить следы цемента – в помещении во время Второй мировой войны находились ценные предметы древности, а вход был залит бетоном.

  • Холмы Филопаппа, Пникс и Нимф

С той развилки, на которой сливаются Апостолу Павлу и Дионисиу Ареопайиту, сплетающиеся в сеточку тропы ведут на вершину холма Филопаппа – в античные времена холм Муз (лофос Мусон). С поросших пиниями и кипарисами склонов открываются сказочные виды на Акрополь и на распростёршийся внизу город – особенно красивы они на закате. Эта стратегическая высота играла важную, хотя прискорбную роль в истории города. Именно отсюда в 1687 году было пущено ядро, разрушившее кровлю Парфенона. И совсем недавно, во время переворота 1967 года, здесь стояли танки «чёрных полковников».

Вершину холма венчает памятник римскому сенатору и консулу Филопаппу, происходившему из царской династии Коммагенов (Малая Азия). От его надгробного памятника сохранилась лишь одна стена. Высокий мраморный цоколь украшен рельефами с изображением Филопаппа на колеснице. К западу размещается театр Доры Страту. На пути к вершине по главной дороге, за античными стенами, вы увидите церковь Айос Димитрьос – она украшена византийскими фресками. Южнее виднеется вертикальная скала, в которой темнеет несколько отверстий. Распространено предание, что здесь находилась темница философа Сократа, где он окончил свои дни, приняв яд.

Далее на север возвышается холм Пникс, где проходили народные собрания. На Пниксе сохранилась терраса, в центре которой находится возвышение – это бема, трибуна для выступавших ораторов. Голосовать здесь, отстаивая своё мнение, были вправе, по крайней мере, теоретически, все граждане Афин мужского пола, правда, собрание подчас бывало очень суровым по отношению к ораторам. Сохранились небольшие, но впечатляющие участки античных стен, ограждавших в своё время замкнутое пространство наподобие театра, и стои. С вершины открывается потрясающий вид на Акрополь, а на западной стороне вершины можно присесть на скамейку и полюбоваться панорамой Пирея и моря.

На северном склоне, над Тисио, находится сооружение в стиле неоклассицизма – Национальная обсерватория Афин (открыта для посещения первую пятницу каждого месяца). За Пниксом, к западу, виден холм Нимф (лофос Нимфон). Нимф часто «обвиняли» в пыльных смерчах, нередко бушевавших на холме. Говорят, что именно тут происходили те события, которые Шекспир описал в своём романе «Сон в летнюю ночь». Холм ниже своих более известных соседей, но здесь царит умиротворённая обстановка и открываются хорошие виды на западные пригороды Афин.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Капча *Капча загружается...

Билеты Дисней