Рейтинг: 5,00 (Голос: 1)
Загрузка Загрузка...

Себуа, Амада и Ибрим в Египте

Возникшее из-за строительства высотной плотины озеро Насер грозило затопить древнюю Нубию, поэтому, прежде чем оставить поднявшимся водам крепости из кирпича-сердца и захоронения, их очистили от песка и сфотографировали. Полдюжины гробниц и храмов было спасено. Впоследствии их вновь собрали на более высоком месте или поместили в иностранных музеях.

Ко времени написания данной статьи три реконструированных памятника, известных как Вади эс-Себуа, Амада и Каср-Ибрим, можно было видеть только во время плавания по озеру Насер, но подъездные пути к Вади эс-Себуа и Амаде уже построены, так что эти места скоро могут стать более доступными, если правила по соблюдению безопасности будут когда-нибудь упрощены.

Храм Вади эс-Себуа в Египте

Пока же круизные суда предлагают своим пассажирам поездки на моторной лодке в Вади эс-Себуа и Амаду. Причал находится соблазнительно близко от Каср-Ибрим (где вы не сможете сойти на берег). Начинаются и заканчиваются туры в Абу-Симбеле или Калабше.

Памятник (храм) Вади эс-Себуа в Египте

Круизные суда, держащие путь от высотной плотины, должны преодолеть почти половину озера Насер, прежде чем смогут достичь Вади эс-Себуа. Обычно они причаливают здесь после наступления темноты, чтобы позволить пассажирам насладиться удивительным зрелищем трёх освещённых прожекторами храмов, соединённых чем-то, что выглядит как длинная дорога для торжественных шествий, а на следующее утро оказывается тропой через бесплодные пространства жёлто-коричневого песка и серых скал.

Пейзаж дополняют несколько покрытых травой участков и полузатопленный кран, использовавшийся для переноса главного храма на расстояние четырёх километров с места его изначального расположения. Посещение памятника стоит 20 египетских фунтов (без студенческой скидки). Вади эс-Себуа значит по-арабски «Ущелье львов». Такое название возникло благодаря Аллее сфинксов, ведущей в храм данного имени. Последний был сооружён в правление Рамсеса II царским наместником Куша Сетау, использовавшим труд ливийских военнопленных, которые работали также над Абу-Симбелом.

Подобно Абу-Симбелу, он был посвящён Амону-Ра, Ра-Хорахти и божественному фараону, чья роль завоевателя подчёркивается изображениями ливийских и азиатских пленников, которые вырезаны на пьедестале статуй царя, расположенных по обе стороны от входа. Во втором дворе имеющие человеческие головы сфинксы уступают место сфинксам с головами сокола, представляющим четыре проявления Хора.

В использовании красного песчаника для ступеней и цоколя храма археологи усмотрели ловкую попытку «реабилитировать» Сета – всеми ненавистного убийцы Осириса (красный цвет ассоциировался с Сетом, богом-покровителем города Аварис в Дельте Нила, откуда произошла династия Рамессидов). За пилоном храма расположен открытый двор с колоннами, предваряемый осирическими статуями Рамсеса. Последние примечательны своими массивными ногами.

Учёные не согласны между собой, отражает ли эта черта подлинное телосложение царя или должна была заставить его только казаться сильнее, но данная особенность присутствует на всех статуях Рамсеса, чья мужественность дополнительно засвидетельствована изображениями его многочисленного потомства (53 принца и 54 принцессы) под сценами приношения даров на стенах. Оставшаяся часть храма вырезана в скале и одно время использовалась как христианская церковь. Её рельефы сохранили большую часть красной, белой и жёлтой краски благодаря тому, что были покрыты штукатуркой в течение столетий.

Храм Дакки в Египте

Наилучшим образом сохранившиеся экземпляры находятся в поперечном вестибюле, включая необычное изображение Хатхор с телом женщины и головой коровы. Вы можете также увидеть Рамсеса, совершающего подношение своему собственному сфинксу, выше и с обратной стороны дверей в святилище. Здесь в нише для вотивных приношений находятся остатки христианских фресок, когда-то покрывавших стену. В результате возникло фантастическое изображение Рамсеса, предлагающего цветы святому Петру.

  • Храм Дакки в Египте

Из Вади эс-Себуа путешественники, пройдя пешком или проехав полтора километра по пустыне на верблюде (35 фунтов), могут достичь расположенного на возвышенности храма Дакки, который некогда стоял в сорока километрах к северу от своего теперешнего места. Его наиболее замечательной особенностью является изысканный отдельно стоящий пилон больше двенадцати метров высотой. Посетителям иногда позволяют взобраться на него, и тогда сверху перед ними открывается фантастический вид на окружающую область. Вы можете также видеть соколов, парящих в горячих потоках воздуха над пилоном.

На стенах немного высеченных изображений, но ворота увенчаны крылатым солнечным диском, а на их левой стороне есть надпись мероитским письмом. Думают, что она оставлена нубийскими солдатами, уходившими из Асуана в 23 году нашей эры. Сам храм был возведён Аркамани, одним из правителей (218-200 годы до нашей эры) царства Мероэ, которое в то время контролировало Нижнюю Нубию, достроен его современником, Птолемеем IV, и украшен поздними Птолемеями.

Вы можете обнаружить эллинистическое влияние в составных капителях (объединяющих греческие и египетские формы) и сценах в пронаосе, где находится греческое по манере изображение Исиды, подкрашивающей груди. Обратите внимание также на четырёх священных кобр, высеченных по углам стены, в которой расположен вход. На многих рельефах в храме царь, исполняющий обряды, обозначен просто надписью «Фараон» в картуше, как будто каменщики не знали, кто в это время находился у власти в Александрии, или не хотели писать имя Птолемея, оказавшегося на троне ненадолго.

Однако это не может относиться к Птолемею IV и его сестре-жене Арсиное, изображённым на притолоке вестибюля в сцене подношения Тоту фигурки Маат (Истины). В задней части вестибюля расположены коридор и лестницы, ведущие на крышу, откуда открывается восхитительный вид на лежащую поодаль молельню Аркамани, изначально служившую храмовым святилищем. Здесь Аркамани совершает приношения богам под фризом со своим картушем, заполненным соколами и ибисами.

Храм Амады в Египте

На задней стене есть интересный рельеф, изображающей, как Тот в обличье обезьяны поклоняется Тефнут, показанной в виде львицы. Храм был посвящён местной разновидности Тота, именовавшейся Тот из Пнубса (сикомор – фиговое дерево), его супруге Тефнут и их «отпрыску» Аренснупису, нубийскому божеству мероитской эпохи, которого египтяне называли «Добрый спутник Исиды».

Бабуин, преклоняющийся перед львицей, может быть обнаружен также в боковом проходе, с которого начинается молельня. Другая обезьяна вступает в любовную связь с коровой под деревом персея ниже в ближайшем правом углу святилища, построенного и украшенного римскими императорами Августом и Тиберием. Покидая храм, обойдите вокруг восточной стены, чтобы увидеть водосточную трубу в виде головы льва, которая свидетельствует, что в древности здесь должны были, время от времени идти дожди.

  • Храм Махарраки в Египте

На небольшом расстоянии вниз с холма назад в сторону берега расположен небольшой храм Махарраки, перенесённый с территории, находившейся в пятидесяти километрах севернее его нынешнего местоположения и являвшейся южной границей Египта в греко-римское время. Его растительные капители и рельефы были оставлены незаконченными.

В некоторых местах сделаны лишь грубые зарисовки в красно-коричневом цвете. Наиболее интересной достопримечательностью храма является спиральная лестница, ведущая на крышу, единственная спиральная лестница, известная среди древнеегипетских построек. Храм был, вероятно, посвящён Серапису.

Памятник (храм) Амады в Египте

Выше Вади эс-Себуа озеро Насер описывает S-образную дугу, достигая иной группы храмов в одном из красивейших уголков Нубии. Образуемая каменистой пустыней береговая линия окаймляется здесь зарослями акации. Как и в Вади эс-Себуа, участники круиза доставляются в Амаду на моторной лодке. Один билет (стоимостью 20 египетских фунтов без студенческой скидки) позволят посетить все три памятника. Для того, чтобы рассмотреть рельефы внутри храмов, захватите с собой какой-нибудь осветительный прибор.

  • Храм Амады в Египте

Местность получила название по храму Амады, который является древнейшим уцелевшим сооружением на озере Насер. В нём находится несколько самых замечательных рельефов среди всех, какие можно увидеть в памятниках Нубии. Храм был построен фараонами XVIII династии Тутмосом III, Аменхотепом II и Тутмосом IV, затем ремонтировался и украшался при XIX династии. Как большинство нубийских храмов, он посвящён Амону-Ра и Ра-Хорахте, которые присутствуют рядом со многими фараонами в обычных посвятительных сценах. Для археологов храм представляет особенный интерес благодаря двум историческим надписям.

Храм Дерра в Египте

Первая, высеченная на стеле по левую сторону от входа, описывает вторжение ливийцев в Египет на четвёртый год (1232 до нашей эры) правления Мернептаха. Другая, на задней стене святилища, датируется вторым годом (1423 до нашей эры) правления Аменхотепа II и рассказывает, как он обошёлся с семью предводителями мятежа в Сирии, чьи головы и другие части тела были вывешены на воротах Фив в предостережение другим возможным мятежникам.

Когда Амелия Эдвардс посетила Амаду в 1873 году, она нашла храм «наполовину задушенным» песком. Поэтому ей пришлось ползти в святилище на четвереньках под осуждающими взглядами верблюдов, которых тащил за собой бедуин, и паломников на карнизе фасада. Столь сильно он был засыпан в Средние века. Внутренняя часть храма состоит из прихожей и святилища с небольшими культовыми помещениями по обеим сторонам.

Здешние рельефы высечены в той же манере, как любые другие, созданные при XVIII династии. Одни из них в правой комнате изображают основание и освящение храма. В другом зале Тутмос III и Аменхотеп II совершают приношения богам. Храм Амады изначально располагался в двух с половиной километрах от своего теперешнего места. Он был передвинут на вагонах-платформах французскими инженерами, выигравших состязание с прибывающими водами озера.

  • Храм Дерра в Египте

В нескольких минутах ходьбы от Амады находится небольшой храм Дерра, некогда располагавшийся на восточном берегу Нила (единственный храм в Нубии на этой стороне реки). Его ворота не сохранились, а от украшавших передний зал колонн остались лишь каменные пеньки. Однако храм примиряет с собой посетителей благодаря массивному портику с четырьмя квадратными колоннами и статуями Рамсеса II, грубо обработанными лишь выше пояса.

Внутренняя часть храма была полностью вырезана в скале. Лишь правые углы здесь имеют прямые линии. Врезанные рельефы покрыты штукатуркой с последующей прорисовкой деталей. На боковых стенах колонного зала процессия жрецов несёт на своих плечах священную ладью Ра-Хорахти. Неподалёку прогуливается Рамсес, облачённый в накидку из шкуры леопарда. Белый цвет фона и жёлтый – ладьи и накидки – всё ещё различимы.

Больше красок сохранилось на стенах святилища, где Рамсес возжигает фимиам и совершает возлияние на ладью, прежде чем умастить Ра-Хорахте своим мизинцем (справа). С обратной стороны находились четыре культовые статуи, изначально представлявшие Рамсеса, Амона-Ра, Ра-Горахти и Птаха, которые были уничтожены христианскими иконоборцами.

Руины храма Каср-Ибрим в Египте

  • Гробница Пеннута в Египте

Покидая храм Дерра, стоит поспешить вперёд, чтобы достичь гробницы Пеннута, величина которой позволяет вместить лишь несколько человек. Пеннут (или Пенне) был высокопоставленным лицом в Нижней Нубии во время правления Рамсеса VI. Его гробница изначально была вырыта в склоне холма в Анибе на сорок километров южнее нынешнего места. Врезанные рельефы в прямоугольных служебных помещениях изображают Пеннута и его жену перед богами, плакальщиц на его похоронах и Пеннута, поклоняющегося богине Хатхор в виде коровы в Западных Горах.

Когда вы покидаете гробницу, её хранитель, порывшись в ведре, достаёт оттуда маленького крокодила и предлагает туристам с ним сфотографироваться. Отмели озера Насер позади Амады являются домом большого числа крокодилов (до 5 метров длиной) и варанов (длиной до 2,1 метра). Однако они избегают мест, посещаемых туристами, и, как правило, здесь можно увидеть лишь около 5 тысяч рыболовов, которые проводят почти шесть месяцев без перерыва в маленьких гребных лодках, совместными усилиями вылавливая из озера до 50 тысяч тонн рыбы в год.

Руины древнего города Каср-Ибрим в Египте

Каср-Ибрим – последняя остановка в пути перед Абу-Симбелом. Он уникален тем, что является единственным нубийским памятником, оставленным in situ. Правда, сегодня это остров, а не вершина холма, ибо с тех пор озеро поднялось на 70 метров. Эта преемственность позволила Египетскому исследовательскому обществу, производившему здесь раскопки каждые два года, начиная с 1961-го, установить, что Каср-Ибрим был заселён на протяжении всех следующих одна за другой эпох с конца Нового царства до начала девятнадцатого века, когда он был населён боснийскими наёмниками Оттоманской империи, бравшими невест в местной нубийской общине.

До их прибытия в шестнадцатом веке Каср-Ибрим являлся одним из последних оплотов христианства в Нижней Нубии, как ещё раньше был последней территорией, оставившей язычество, отказавшейся от почитания Исиды на двести лет позже остального Египта. Его разрушенный собор из песчаника относится к восьмому веку и стоит на месте храма Исиды, построенного фараоном Тахаркой из нубийской XXV династии. Целых шесть храмов когда-то стояли здесь. Разрушенные своды собора возвышаются среди хаоса крепившегося без применения раствора камня и грубо сложенных стен, изобилующих порталами, нишами и углублениями.

Они позволяют судить о возрасте и сложной внутренней структуре памятника. Ввиду его хрупкости и продолжающихся раскопок туристам не позволяют высаживаться здесь, но причал для лодок столь близок к этой части берега, что развалины легко можно увидеть и тщательно рассмотреть с помощью биноклей. Необычное наименование Каср-Ибрим происходит от древнего Pedme, ставшего Primis в греческом, Phrim в коптском и, наконец, Ibrim в арабском (в котором нет звука «п»).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*