Полезное
Рейтинг: 5,00 / 1

Северная Саккара в Египте

Пока Мемфис был столицей Древнего царства, членов царского рода и представителей благородных фамилий хоронили на откосе из песчаника в Саккаре на западе долины Нила, в том направлении, где по традиции располагалось Царство мёртвых. Хотя во времена Нового царства Фиванский некрополь и потеснил Саккару, она осталась местом захоронения священных животных и птиц, особенно в период царствования Птолемеев, когда эти культы переживали второе рождение.

Город мёртвых в Саккаре

Краткое описание Северной Саккары

В течение трёх тысяч лет захоронения всё разрастались, пока не заняли в пустыне площадь размером в семь километров, это если не считать смежных некрополей Абусира и Дахшура и пирамид в Гизе. Поэтому на сегодняшний день самые обширные археологические раскопки в Египте ведутся именно здесь. Это название каирцы обычно произносят как «са-ал-рах», с буквами «К» с гортанной смычкой, возможно, оно происходит от слова «сокар» (так в Мемфисе звали бога мёртвых). Хотя египтяне могут сказать вам, что это название происходит от арабского слова «сак», обозначающего ястреба или сокола – священную птицу бога Хора.

Кроме пирамид и мастаб (гробниц), доступных посетителям, в Саккаре находится неисчислимое количество сооружений и артефактов, которые всё ещё скрыты под слоем песка, нанесённого ветром. В 1986 году была обнаружена гробница Мая, казначея Тутанхамона, наполненная драгоценными предметами (какое-то время она не будет открыта для посещения). К сожалению, местность вокруг пирамиды Джосера практически не исследуется археологами ещё с тех пор, как Огюст Мариэтт обнаружил Серапеум Саккары в 1851 году.

Северная Саккара

Северная Саккара

Некрополь в Саккаре делится на две основные части: Северную Саккару – самая интересная часть и Южную Саккару. Северная Саккара славится огромным количеством мест для посещения, поэтому, если ваше время ограниченно, то придётся выбирать. Основными достопримечательностями Египта в данной местности являются погребальный комплекс Джосера, Серапеум Саккары (некрополь) и две необычных мастабы (гробницы), можно посмотреть и другие могилы, если у вас останется время. Чтобы осмотреть весь участок, вам потребуется несколько дней.

Как добраться до Северной Саккары

Северная Саккара расположена к югу от пирамид Гизы (21 километр) – можно добраться на верблюде – и в 32 километрах от Каира, по дороге, идущей от Хелвана в прямо противоположную сторону, на восточном берегу Нила. Быстрее всего будет добираться туда общественным транспортом (примерно час пути) – на автобусе или такси. Вам нужно проехать по проспекту Пирамид и сойти у канала Мариотейя (примерно за километр до пирамид). Далее вам нужно идти в сторону восточного берега канала и повернуть на первом повороте налево. Вы попадёте на станцию, где сможете сесть на микроавтобус-такси, который идёт до Саккары.

Вы также можете доехать на автобусе № 330, идущем от Мидан Гизы до деревни Саккара, или на автобусе № 987, идущем от Мидан Рамсес (или Мидан Тахрир) до Эль-Бадрашин, и затем – на микроавтобусе до Саккары, по дороге в Мемфис. Третий способ добраться туда – поехать на метро до станции «Хелван» (30 минут), затем на микроавтобусе до Тибиин около моста Марази (15 минут); затем сесть на другое маршрутное такси до Эль-Бадрашин на западном берегу (15 минут); и, наконец – на ещё одно до Саккары (15 минут).

Но все эти маршруты обладают одним недостатком – вас доставят только в деревню Саккара, которая находится примерно в километре от входа на интересующую вас территорию. Если у Мариотейя вы возьмёте такси, то можете попросить водителя подвезти вас ближе к входу. Допоздна лучше не задерживайтесь, иначе вы можете не найти необходимого транспорта в деревне Саккара, и вам придётся сильно переплачивать за такси или пройти ещё 5 километров до Эль-Бадрашин (или хотя бы до канала Мариотейя), а там уже сесть на автобус или микроавтобус до Каира.

Чтобы сэкономить время и силы на поездку, вы можете заказать специальный тур, который предоставляет любезный Салах Мохаммед Абдель Хафиз. Туры начинаются примерно в 8:00 летом, и в 9:00 зимой. Микроавтобус (с кондиционером) отвезёт вас в Мемфис, Северную Саккару, в ковровую школу Виса Вассеф в Харранийя и к пирамидам Гизы, и всё это – в сопровождении англоязычного египтолога. Обратно в Каир вы вернётесь примерно в 16:00 зимой или в 17:00 летом. Во время экскурсии не забудьте спросить о посещении мастабы (гробницы) Ти!

В стоимость тура не включена стоимость входных билетов, однако туристы могут забронировать тур напрямую и получить скидку в размере 5 фунтов, а ещё – включённый в цену транзитный билет до отеля по прибытии. Thomas Cook, Misr Travel и American Express тоже организуют туры в Саккару – по 160 фунтов. Другим вариантом может быть заказ частного такси на день (60-80 фунтов только за поездку в Гизу и Саккару, 80-120 фунтов, если добавить сюда пирамиды в Дашуре). Чтобы заплатить за такси, вы можете скинуться с другими желающими посетить Саккару. Договариваясь с водителем, не забудьте уточнить, какие места вы хотите посетить и сколько времени вы там пробудете!

Музей Имхотепа в Саккаре

Наконец, вы можете поехать на лошадях или верблюдах от пирамид Гизы через пустыню (3 часа). Маршрут идёт через Завиет-эль-Ариан, Солнечный храм в Абу-Горабе и пирамиды в Абусире; зазывалы клянутся, что он идёт через безлюдную пустыню, но путь часто проходит по дорогам, соединяющим селения на границе окультуренных земель. Это связано в основном с ограничениями со стороны военных. В любом случае после такого путешествия вы будете чувствовать себя уставшими ещё спустя несколько дней (это один из недостатков «общения» с верблюдом).

Для тех, кто любит путешествовать в один конец (90-120 фунтов за лошадь, 120-150 фунтов за верблюда), обратный путь обходится в три раза дороже, плюс договорная цена за время ожидания (около 300-400 фунтов за всех). Знайте, что некоторые проводники могут начать угрожать, что оставят путешественников неизвестно где, если не получат солидный бакшиш. Обычно они блефуют, но лучше обращаться в известные фирмы, такие как АА или KG.

Даже если вы не собираетесь подражать Лоуренсу Аравийскому, всегда сверяйтесь с прогнозом погоды, особенно при поездке в Саккару! Зимой здесь дуют холодные ветры, несущие тучи песка, а в самые жаркие месяцы ходить здесь довольно утомительно. Берегитесь глубоких ям – они не всегда огорожены! Возьмите с собой, по меньшей мере, один литр воды, поскольку торговцы в Мемфисе и палатках прохладительных напитков в Северной Саккаре очень сильно завышают цены; то же самое делают все рестораны по дороге на Саккару. Неплохо также взять с собой еду.

Вы также можете отдохнуть и перекусить в гостинице Palm Club, рядом с каналом Мансурея, в отеле есть бассейн и великолепный сад, плата за сутки составляет 65 фунтов с обедом. Хотя время работы зимой 8:00-16:00, а летом 8:00-17:00, сторожа начинают закрывать гробницы, по меньшей мере, на час раньше. В киоске возле дороги продаются билеты (35 фунтов, студенты 20 фунтов). В этом киоске вам стоит уточнить, какие именно гробницы открыты, потому что некоторые, особенно те, которые далеко находятся, могут быть закрыты на реставрацию.

Некоторые сторожа предлагают не разрешённые для посещения гробницы, рассчитывая на бакшиш. Вообще-то, вы не обязаны ничего давать, особенно если смотрители не помогают вам с освещением или не проводят экскурсию. Если вам не нужно сопровождение – обязательно предупредите об этом проводника при входе. Чтобы облегчить утомительное хождение от гробницы к гробнице, подумайте об аренде верблюда (40-50 фунтов в час), лошади (30-40 фунтов в час) или осла (25 фунтов в час) у ступенчатой пирамиды или рядом с палаткой прохладительных напитков возле Серапеума Саккары.

Музей Имхотепа в Саккаре

Сразу за билетным киоском на правой стороне основной дороги находится Музей Имхотепа (ежедневно 9:00-16:00, в Рамадан до 15:00; 15 фунтов, для студентов – 10 фунтов). Музей посвящён Имхотепу, некрополю Саккара и Жану Филиппу Лауэру, трудами жизни которого пирамидный комплекс Джосера поднимался из руин. Здание музея также включает в себя туристические магазины, книжный магазин и двухуровневое кафе.

В центре посетителей в виде объёмной модели воссоздан комплекс Джосера в Саккаре и демонстрируются документальные фильмы об Имхотепе и Саккаре, озвучиваемые Омаром Шарифом. У входа посетителей встречает массивная база статуи Джосера, на которой выписаны имена и титулы Имхотепа. Графические реконструкции помогают понять вклад Имхотепа в развитие архитектуры Египта.

Во второй галерее представлены шедевры, найденные в Саккаре различными археологическими миссиями; среди них – коллекция алебастровых и глиняных сосудов, статуи божеств, саркофаги с позолоченными масками, медицинские инструменты из гробницы Кара, статуи и стелы позднего времени, а также памятники из погребения великого везира Апер-эля.

Третья галерея, названная «Стиль Саккары» демонстрирует различные стили искусства, которые встречаются на памятниках, найденных в некрополе. Отсюда открывается проход в самую большую галерею, в которой хранятся примеры изысканного стиля Имхотепа – элементы при пирамидного комплекса Джосера.

Погребальный комплекс Джосера в Саккаре

Погребальный комплекс Джосера

Похоронный комплекс фараона Джосера (или Дзосера) самый большой в Саккаре, а его Ступенчатая пирамида провозгласила начало эпохи пирамид. Когда Имхотеп, главный архитектор Джосера, воздвиг эту пирамиду в XXVII веке до нашей эры, это была самая большая каменная постройка того времени; «начало архитектуры», как сказал один из историков.

Достижением Имхотепа было то, что он отошёл от традиций обычных мастаб (гробниц), он воздвиг несколько каменных слоёв один над другим, создав четырёхступенчатую, а затем шестиступенчатую пирамиду, которая была покрыта ослепительным белым известняком. Использовавшиеся блоки были не слишком большими, так как строители Джосера использовали глиняные кирпичи, а не мегалиты, но сама концепция, технология и логистика дали свой результат – спустя некоторое время в Гизе была построена настоящая пирамида.

Пирамида Джосера достигала 62 метров в высоту и в основании имела 140×118 метров – до того, как с неё были сняты облицовочные камни. Вход с северной стороны заблокирован, но, получив разрешение и ключи в местной Инспекции древностей, вы можете попасть в пирамиду через галерею, расположенную на противоположной стороне. Галерея была проделана во времена XXXI династии. Тёмные проходы и вертикальные лестницы опускаются на 28 метров в породу основания, где гранитный барьер не остановил грабителей, ограбивших похоронную камеру этого правителя III династии (около 2667-2648 годов до нашей эры).

Вокруг пирамиды находится большой погребальный комплекс, изначально окружённый красивой стеной из известняка длиной 544 метров и шириной 277 метров, которая сейчас в основном разрушена и погребена под слоем песка. Через определённые интервалы сооружены ложные двери для «ка» фараона, правда, посетители могут войти только через юго-восточный угол, который был значительно перестроен. Рядом с вестибюлем с имитацией двойных дверей (выполненных вплоть до петель) находится узкий коридор с колоннадой. 40 колонн имитируют стволы пальм. Коридор завершается более широким Гипостильным залом.

Отсюда вы попадаете в Большой Южный двор, где на перестроенной секции стены выполнен фриз кобр. Кобра символизировала Ваджет или Эджо – богиню разрушения, изрыгающую огонь, которой поклонялись в Дельте; она была принята в качестве эмблемы царственности и всегда фигурировала на головном уборе фараона в виде фигуры, известной как уреус. Рядом находится глубокая шахта, которая ведёт в Южную гробницу Джосера, украшенную синими фаянсовыми плитками и рельефом царя, бегущего во время церемонии хеб-сед.

Во время юбилейного праздника, отмечавшего тридцатую годовщину правления фараона, древнеегипетский царь должен был пробежать между двумя алтарями, представлявшими Верхний и Нижний Египет, и повторить процедуру коронации: сначала церемония проводилась у одного трона, а затем – у другого, так символически объединялись две земли. Помимо демонстрации жизненной силы фараона пятидневный праздник подтверждал обновление его «ка» и утверждал подчинение со стороны провинциальной знати.

Хотя праздник проводился в Мемфисе, пара алтарей, два трона и часовни были помещены в похоронном комплексе Джосера для укрепления силы в космическом масштабе времени. Постройки в форме буквы «В» около центра Большого двора представляют собой основания этих алтарей, двойные троны, вероятно, стояли на платформе у южного конца соседнего двора Хеб-Сед. Обе часовни представляют собой только фасад, поскольку реальные здания были заполнены мусором. Они носят чисто декоративный характер, что хорошо видно с востока: изогнутая линия крыши и изящные ложные колонны не выглядели бы неуместными и в модных прибрежных районах. Обратите внимание на четыре каменных ступни под укрытием около северного конца двора.

Рядом находится частично разрушенный дом Солнца, украшенный протодорическими колоннами с капителями в виде лотосов и стреловидными мотивами на архитраве. Внутри вы увидите несколько примеров граффити посвящённых XVIII-XIX династиям, выражающих восхищение Джосером, или что-то вроде: «Здесь был Рамсес». Злые языки говорили, что подобные надписи сравнимы с «работой безумной женщины». Продолжая двигаться на север, вы пройдёте мимо сравнительно неповреждённого ряда облицовочных камней вдоль восточной стороны пирамиды Джосера. Дом севера отличается колоннами с капителями в виде папируса; лотос и папирус были геральдическими эмблемами Верхнего и Нижнего Египта.

Пирамида Джосера в Саккаре

На северной стороне пирамиды в наклонном каменном сердабе (по-арабски «подвал») находится статуя Джосера в натуральную величину, лицо которой обращено в сторону Полярной звезды и околополюсных звёзд. Древние ассоциировали их с бессмертием, при таком положении «ка» фараона была обеспечена вечная жизнь. Эта статуя Джосера является копией, настоящая перевезена в Египетский музей Каира. Разрушенный похоронный храм справа от сердаба довольно необычен, так как расположен на севере, а не на востоке от пирамиды, а ещё – там находится подземный туннель, который первоначально вёл к похоронной камере Джосера.

  • Южная часть комплекса Джосера

Южная часть погребального комплекса состоит из нескольких гробниц и других руин оставшихся от династий разных времён. Во времена Древнего царства знать хоронили в подземных гробницах, над которыми делали массивную надстройку из глиняных кирпичей, название мастаба (арабское слово, означающее «скамья») было дано им местными рабочими, проводившими здесь раскопки в прошлом веке. Три такие постройки находятся с внешней стороны стены комплекса Джосера; две из них в настоящее время закрыты. Открытая мастаба Идут в пяти из десяти своих комнат украшена интересными рельефами.

Среди сцен рыбной ловли и возделывания земли обратите внимание на крокодила, разглядывающего новорожденного гиппопотама, и телёнка, которого тянут в воду, чтобы заставить коров перейти через реку. В часовне находятся ложная дверь, имитированная под гранит, сцены с изображением быков и буйволов, приносимых в жертву, и самой Идут. Идут была дочерью фараона Унаса, пирамида которого стоит рядом с мастабой (гробницей) царицы Небет (его жены). Рельефы стоят того, чтобы их посмотреть: на одной из сцен Небет нюхает цветок лотоса – вам стоит туда пойти, если есть возможность!

  • Пирамида Унаса

Спереди пирамида Унаса похожа на кучу обломков, но на задней стороне сохранилось множество облицовочных камней, некоторые из них покрыты иероглифами. Низкий проход на северной стороне ведёт в погребальную камеру, алебастровые стены которой покрыты надписями, описывающими ритуалы и молитвы для освобождения «ба» фараона, и рекомендации его «ка», используемого в загробной жизни. Тексты пирамид считаются самыми ранними из известных примеров декоративных надписей в погребальной камере гробниц фараонов; они являются основой Книги мёртвых Нового царства. Они говорят о том, что фараон становится звездой и путешествует к Сириусу и другим созвездиям.

Потолок украшают нарисованные звёзды, а область расположения саркофага окружена узорами в виде полос, клеток и зигзагов. Раскопки гробницы проводились в 1881 году Гастоном Монсперо, спонсорами которой были Томас Кук и сыновья. Унас был последним фараоном V династии, следовательно, его пирамида была построена за пирамидами в Абусире. Если вы сравните эти пирамиды с пирамидами в Гизе, то вы увидите, в каком упадке был Египет в те времена. Пирамиды, построенные спустя 350 лет после создания Ступенчатой пирамиды, выглядят весьма удручающе, как грустное напоминание о былой славе фараонов.

Раньше к пирамиде была проложена мощёная дорога, протяжённостью в один километр, укрытая крышей и стенами. Рельефы внутри небольшой реконструированной части дороги изображают доставку гранита из Асуана, лучников, военнопленных и голод, который был после того, как не разлился Нил. Руины храма и его окрестности часто рекламируют офисы продаж билетов на плато. К югу от мощёной дороги найдены два рва для лодок, возможно, как в Гизе, они были предназначены для солнечных лодок или просто символизируют их, поскольку при раскопках внутри ничего не было найдено.

  • Другие гробницы и их руины

Каменный домик к югу от пирамиды Унаса открывает проход к спиральной лестнице, которая опускается на 25 метров под землю – к трём низким коридорам, ведущим в сводчатые Персидские гробницы. Главный врач Псамтик, адмирал Дженхебу и сын Псамтика Редисе были должностными лицами XXVII Персидской династии, основанной в 525 году до нашей эры, хотя иероглифы в их гробницах взывают к тем же силам, которым поклонялись две тысячи лет назад. Головокружительный спуск и вызывающая клаустрофобию атмосфера превращают эту гробницу в очень возбуждающий объект для осмотра.

Вход в неё не запрещён, хотя сторожа часто стараются убедить посетителей в обратном, надеясь выторговать дополнительный бакшиш. Дальше к юго-востоку археологи недавно обнаружили новую гробницу, построенную для военачальника Хоремхеба. После того как Хоремхеб отобрал власть у фараона Эйе в 1348 году до нашей эры, гробница стала ему не нужна – новый фараон приказал вырубить новую гробницу в Долине Царей, некрополе правителей Нового царства. Довольно много блоков аккуратно вырезаны из стен первой гробницы Хомерхеба; большинство из них сейчас выставлены в музеях по всему миру.

Пирамида Усеркафа и Тети в Саккаре

Судя по куче булыжников и остаткам сломанных колонн, рядом, вероятно, находилась гробница Тии, сестры Рамсеса II. Гробница Майя, казначея Тутанхамона, была обнаружена неподалёку, в 1986 году, в этом месте раскопки ведутся до сих пор. К востоку находятся занесённые песком руины монастыря Святого Иеремия, который арабы разрушили в 960 году – спустя четыреста лет после его основания. Практически все резные и живописные изображения из монастыря были перемещены в Коптский музей, что в Старом Каире. К северу от монастыря на мощёной дороге Унаса расположены четыре мастабы (гробницы).

Многие полагают, что под песками Саккары может быть скрыто ещё очень многое – незавершённая пирамида Сехемхета была обнаружена только в 1950 году – кроме неё об этом фараоне пока не известно ничего. Его ступенчатая пирамида и погребальный комплекс, видимо, должны были повторять пирамиду его предшественника Джосера, построенную Имхотепом. Алебастровый саркофаг внутри пирамиды (входить в него довольно опасно) никогда не использовался, но внутри второстепенной могилы было найдено тело ребёнка. От пирамиды Сехемхета и монастыря до ближайшей границы Южной Саккары примерно 700 метров.

Вокруг пирамид Усеркафа и Тети

Хотя эти пирамиды не столь примечательны, в мастабах (гробницах) около сооружения Тети есть несколько фантастических рельефов. До разрушенной полностью пирамиды Усеркафа – основателя V династии, потомки которого похоронены в Абусире, вы можете добраться от комплекса Джосера. Далее дорога ведёт на север к пирамиде Тети, которая расположена в долине с края плато. В 1850-х годах её нашёл Мариэтт; сейчас она сильно занесена песком и может быть закрыта.

В одной из погребальных камер (до неё можно добраться по наклонной шахте и низкому проходу) свод украшен изображением падающих звёзд. Большинство фараонов VI династии, последовавших за Тети, предпочли быть погребёнными в Южной Саккаре, но некоторые из их придворных были похоронены на «улице гробниц» около пирамиды Тети. Эту пирамиду связывали с Серапеумом Дорогой сфинксов (не занесённой песком). Чтобы насладиться великолепно выполненными рельефами гробниц, вам потребуется не меньше часа, правда, их редко удаётся застать открытыми.

  • Мастаба (гробница) Мерерука

Самая большая гробница на «улице гробниц» принадлежит Мерерука, визирю и зятю Тети; постройка состоит из 32 комнат, в число которых входят погребальные помещения для его жены Ватат-хет-хор, жрицы Хатор и его сына Мери-Тети. Во входном проходе изображено то, как Мерерука играет в некую настольную игру и рисует на мольберте. В одном из помещений он изображён охотящимся в болотах с Ватет-хет-хор (прекрасно изображены лягушки, птицы, гиппопотамы и сверчки), здесь же было найдено множество обычных сельскохозяйственных сцен.

Например, присутствует сцена, как Мерерук с женой следят за работой золотых дел мастеров, ювелиров и других ремесленников; за задней дверью этой комнаты расположена камера, в которой изображены сбор налогов и наказание неплательщиков. В зале с колоннами (справа) можно посмотреть на церемонию подношения даров, принесения в жертву, кормление птиц; в дальнем конце этого зала находится сердаб. Рядом с погребальной камерой, ложной дверью и рельефами, изображающими выращивание и сбор винограда, находится основной зал подношений, в котором доминирует статуя Мерерука, выходящего из ложной двери.

Противоположная стена показывает похоронную процессию; за углом нарисованы лодки под парусами, в снастях которых играют обезьяны. Слева от статуи на стене изображён Мерерук, тело которого поддерживают его сыновья и носильщики, сопровождаемые карликами и собаками. На другой стороне – детские игры; над дверью, ведущей в неукрашенные похоронные покои Мери-Ши, изображены танцоры. Чтобы попасть в покои Ватет-хет-хор, вернитесь к первому помещению мастабы (гробницы) и пройдите в следующую дверь. Судя по изображениям сцен, аналогичных сценам в гробнице её мужа, Ватет-хет-хор вносят в ложную дверь на львином ложе.

  • Мастабы (гробницы) Кагемни и Анх-ма-хор

К востоку от гробницы Мерерука, слева за углом, находится мастаба Кагемни, украшенная изящными рельефами, правда, сейчас они в плохом состоянии. В зале с колоннами за входным коридором есть изображения танцоров и акробатов, суд над заключёнными, охоты на гиппопотамов и сельскохозяйственные работы, все они отличаются множеством естественно исторических деталей. Вам стоит обратить внимание на стену с изображением мальчиков, которые кормят щенка; также можете посмотреть на то, как доили коров раньше.

Дверь в этой стене ведёт к другой камере, где показано, как Кагемни осматривает свои курятники, а его слуги ловят сетями болотных птиц. На пилоне позади изображено, как он отдыхает в паланкине, в то время как его слуги ухаживают за его собаками и обезьянами. Как и обычно, в зале для подношений напротив ложной двери представлены сцены убийства животных. На крыше мастабы (куда можно попасть по ступенькам из входного коридора) находятся два рва для лодок. Как визирь Кагемни должен был следить за пророками и комплексом пирамиды Тети.

Мастаба Анх-ма-хор известна также как «гробница Доктора», благодаря своим рельефам, которые показывают, как во времена VI династии делалось вскрытие, хирургическая операция пальца ноги и других органов. Если гробница открыта, она определённо заслуживает посещения – в отличие от засыпанных песком гробниц I династии, которые тянутся вдоль края насыпи возле Инспекции древностей.

Южная часть комплекса Джосера в Саккаре

  • Две знаменитые мастабы (гробницы)

Даже если ваше время ограничено – постарайтесь посетить ещё две гробницы: двойную мастабу Ахти и Птаххотеп в 200 метрах от улицы с палатками, продающими прохладительные напитки, и мастабу (гробницу) Ти – в 500 метрах по другую сторону, куда попасть проще всего от Серапеума Саккары.

  • Мастаба (гробница) Ахтихотепа и Птаххотепа

Эта мастаба принадлежит Птаххотепу, жрецу Маат, жившему во время правления предшественника Унаса, Джедкаре, и его сыну Ахтихотепу, который служил визирем, судьёй и смотрителем зернохранилищ и сокровищницы. Хотя эта мастаба (гробница) меньше мастабы Ти, её рельефы очень интересны, поскольку они находятся на разной стадии завершённости, тем самым показывая, как достигался конечный результат.

После того как главный художник исправлял красной краской предварительный набросок, фон сбивался зубилом и оставался силуэт, затем отмечались и вырезались детали. Это нетрудно заметить, если посмотреть на изображение сельскохозяйственных сцен во входном коридоре, исключение составляет часовня Птаххотепа – в ней рельефы остались окрашенными.

В зале с колоннами Ахтихотепа находится Т-образная часовня, на внутренней стороне стены показаны рабочие, изготавливающие папирусные лодки и дерущиеся на шестах. Более впечатляющей является часовня отца – Птаххотепа, покрытая тщательно вырезанными рельефами. Между двумя стелами, символизирующими вход в гробницу, изображён Птаххотеп, одетый в шкуру пантеры главного жреца, который наслаждается поднесёнными дарами. Подобные сцены изображены на фасадной стене: в верхней её части показано, как убивают животных, и то, как женщины уносят подношения из его владений.

Левая стена тоже изобилует изображениями: дерущиеся мальчики; мальчики, которые играют в хаки ла визза (чехарда, до сих пор популярная в Нубии); дикие животные спариваются, или убегают от охотничьих собак, или сидят в клетках. Поблекшее настенное изображение над входом показывает, как жрецу делают маникюр и педикюр, и это в те времена, когда Европа ещё жила в каменном веке!

  • Мастаба (гробница) Ти

Эта гробница времён V династии стала богатейшим источником информации о жизни в Древнем царстве. Открыл гробницу Мариэтт в 1865 году. Ти был царским парикмахером, однако он удачно женился и стал хранителем нескольких погребальных храмов и пирамид; его дети носили титул «потомок царского рода».

Первый раз Ти появляется на каждой стороне двери, принимая подношения и прося посетителей уважать его гробницу. Рельефы во дворе сильно потрёпаны временем, но на них всё ещё можно различить сцену, изображающую людей, убивающих быка. Пройдя вглубь, вы увидите изображения Ти в паланкине, в сопровождении собак и карликов; слуг, которые кормят журавлей и гусей; Ти, проверяющего счета и грузы. Отдельный проход со двора ведёт к могиле Ти. Хотя в целом мастаба украшена очень богато, могила царского парикмахера выглядит довольно мрачно.

Около ложной двери, ведущей якобы к сыну, есть изображения Ти в различных одеяниях; над порталом коридора изображены носильщики, несущие пищу и животных для его «ка». За дверным проёмом изображено, как Ти гуляет по болоту со своей женой; как тянут на салазках погребальные статуи, как забивают скот и как располагался его флот в Дельте. Горшёчники, пекари, пивовары и писцы изображены на задней части стены в хранилище; над дверью в часовню Ти изображены танцовщицы, исполняющие танец шимми.

Обратите внимание на сцену «сбор урожая»: человек крутит ухо ослу, чтобы заставить того слушаться. Чуть подальше – Ти проверяет работу рабочих-судостроителей, обтёсывающих стволы деревьев, выпиливающих и прибивающих доски. Также тщательно изображены ювелиры, скульпторы, столяры, бондари и жизнь рынка; музыканты, играющие для Ти возле стола с подношениями. Посмотрите через отверстия в стене, и вы увидите копию его статуи в сердабе. Оригинал находится в Египетском музее Каира.

На рельефах с северной стены изображены рыбная ловля и охота на животных в Дельте, Ти, плывущий через болота, в то время как его слуги убивают гиппопотама копьями, сбор папируса для строительства судов, пахота и сев на полях. Все изображённые сцены аллегоричны. Обратите внимание на сцену охоты на болотах: она противопоставляет Ти силам хаоса (представленным рыбами и птицами) и зла (гиппопотамов в Древнем Египте ненавидели и боялись).


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Капча *Капча загружается...

Билеты Дисней