Великий храм Солнца в Абу-Симбеле является наглядным примером стремления к монументальным формам, характерного для Нового царства в период его наивысшего расцвета, когда Рамсес II (1304-1237 годы до нашей эры) вёл завоевательные войны на территории от Долины Бекаа в Ливане до Четвёртых порогов. Дабы его мощь и величие произвели впечатление на нубийцев, Рамсес повелел создать четыре изображающих его огромных статуй, высеченных на склоне горы, откуда его немигающий взгляд встречает путешественников, когда они вступают в пределы Египта из внутренних районов Африки.
Храм, который он возвёл здесь, ориентирован таким образом, чтобы лучи солнца проникали глубоко в гору, освещая святилище в день его рождения и годовщину вступления на трон. Обожествлённый фараон телесно затмевает солнечного бога Ра-Хорахти, которому номинально посвящён храм. Точно так же его царица, Нефертари, затмевает Хатхор в соседнем сооружении, тоже высеченном в скале.
Содержание статьи
Краткое описание скалы Абу-Симбел
Первым европейцем, увидевшим Абу-Симбел со времён древности, был швейцарский исследователь Бурхардт, который в 1813 году обнаружил почти полностью погребённые под массой песка храмы. И хотя Бельцони позже сумел очистить вход, отсутствие ценных находок побудило его отказаться от дальнейших усилий. Вскоре памятник был вновь засыпан песком, таким отборным, «что каждая его частица могла бы пройти сквозь песочные часы». Сходная ситуация повторялась на протяжении всего девятнадцатого столетия.
После того как Роберт Хэй сделал слепок лица северного колосса, обезобразив его кусками гипса, Амелия Эдвардс велела своим матросам удалить эти остатки и сделать не столь заметными белые пятна при помощи кофе. Её приказ вселил ужас в судового кока, которому «никогда не приходилось обслуживать клиента, чей рот составлял бы три с половиной фута в ширину». Окончательно очищенный, храм стал наиболее яркой декорацией в путешествиях по Нилу, организуемых агентством Thomas Cook.
Именно возможность исчезновения Абу-Симбела в озере Насер заставила Юнеско взяться за спасение нубийских памятников в шестидесятые годы двадцатого века. После временного помещения в водонепроницаемую крепь хрупкий песчаник Абу-Симбела был укреплён с помощью добавления синтетической канифоли, а затем распилен на 1041 блок, каждый из которых весил до тридцати тонн. Здесь требовалась особая точность. Разрезы должны были быть не больше шести миллиметров шириной.
Спустя два года, после того как был вырезан первый блок, Абу-Симбел вновь собрали на 210 метров позади (и 61 один метр выше) его первоначального месторасположения. Чтобы воссоздать прежнее окружение, пришлось возвести искусственную гору. Вся работа (с 1964 по 1968 год) стоила 40 миллионов американских долларов и всё ещё не оплачена полностью. Доход от продажи египетских туристических виз, предположительно, идёт на погашение этой суммы.
Поездка в Абу-Симбел
Скала Абу-Симбел расположена на западном берегу озера Насер, в 280 километрах к югу от Асуана и в 40 километрах севернее суданской границы. Из Асуана туда идёт дорога, используемая туристическими автомобилями, перемещающимися колонной, и общественными автобусами в другое время. К памятнику можно также добраться по воздуху или по воде.
Особенно замечательны комфортабельные круизы, позволяющие посетить и другие достопримечательности Египта на озере Насер (Вади эс-Себуа, Амада и Каср-Ибрим). И хотя большинство туристов посещает Абу-Симбел с однодневной экскурсией из Асуана, здесь легко можно остаться на ночь.
Прибытие в Абу-Симбел
Thomas Cook, Misr Travel и другие агентства предлагают ежедневные экскурсии из Асуана по цене 95 долларов за автобус с кондиционером для группы из десяти человек. В то же время недорогие гостиницы, вроде Nubian Oasis и Noorhain, предлагают поездки в тесных микроавтобусах за 35-55 фунтов с человека.
Те и другие передвигаются в колонне туристических машин, которая покидает город в 4.30, через три с половиной часа прибывает в Абу-Симбел и отправляется обратно в 10.00. Такая программа позволяет почувствовать себя в сердце пустыни, но это означает, что сотни туристов прибывают в одно и то же время, заполняя храмы.
Если вы хотите насладиться ими в одиночестве и остаться в Абу-Симбеле на более долгий срок, в течение дня из Дсуана ходят пять общественных автобусов (20 египетских фунтов за 4 часа езды), которыми путешественники могут воспользоваться, убедившись, что в одной машине находится не больше четырёх туристов. Рейсы организуются Автобусной компанией Верхнего Египта и частной фирмой El-Gouna.
В обоих случаях отправной точкой является главная автобусная станция. Те, у кого больше средств, могут сэкономить время благодаря перелёту и заодно полюбоваться неповторимым видом озера Насер и Абу-Симбела. Программа полётов из Асуана и Луксора планируется Egypt Air в соответствии со спросом.
В оживлённые периоды совершается дюжина перелётов, и всего около трёх – когда туризм на спаде. Большинство людей выбирает перелёт из Асуана с возвращением в тот же день (за 658 египетских фунтов, включая пересадки в аэропорту). Если вы хотите остаться на ночь, вы должны выбрать рейс 11.15. Для тех, кто имеет больше времени и денег, комфортабельные круизы в Абу-Симбел – лучший способ осмотреть озеро Насер и храмы так, как их видели фараоны.
Фотосъёмка в Абу-Симбеле
Храмовый комплекс Абу-Симбел – неудобный объект для фотосъёмки. Огромный фасад нужно снимать утром, пока он не скрылся в тени, и требуется широкоугольный объектив, чтобы снимок вышел удачным. Фрагменты, впрочем, могут быть отображены телеобъективом (который к тому же помогает не передержать кадр при диафрагме 1-1,5).
Чтобы фотографировать Абу-Симбел с воздуха, садитесь на левую сторону лайнера и пользуйтесь по меньшей мере 200-миллиметровым телеобъективом со специальным фильтром. В зависимости от того, как много туристических групп посещает памятник, могут возникнуть трудности с фотографированием внутренних помещений храма. За использование фотоаппарата или видеокамеры плата не взимается, однако фотографирование со вспышкой запрещено.
Городские службы Абу-Симбела
Приблизительно в двух километрах от храмового комплекса расположен современный город Абу-Симбел (что по-арабски означает «Отец колоса»). Он выглядит заброшенным, пока вы двигаетесь мимо аэропорта, но за главной площадью делается весьма живописным со своими разбросанными вокруг скалистого мыса улье подобными домами и тёмно-красными зарослями олеандра. От перекрёстка с его многочисленными кафе вы можете повернуть налево и последовать по главной улице, которая изгибается в направлении храма, находящегося на расстоянии километра отсюда.
Это приведёт вас к телефонной станции, аптеке и банкам (они не снабжены банкоматами и не работают в пятницу). Вам нужно проследовать мимо почтового отделения и туристической полиции за углом, прежде чем вы минуете городской совет и достигнете облицованной камнем галереи сувениров, которая находится перед центром для посетителей и билетными кассами храмов – приблизительно в пятнадцати минутах ходьбы.
Если вы решите остановиться в городе, единственный недорогой вариант для вас – Abu Simbel Village, небольшой приятный комплекс сдаваемых комнат с кондиционером, телевизором, холодильником и ванными помещениями, в 200 метрах от главного перекрёстка в противоположном от храмов направлении, за отелем Eskalen. Два более дорогих места отдыха расположены ближе к храму. Seti Abu Simbel находится на берегу, располагает номерами с кондиционером, холодильником, телевизором и просторными ванными комнатами; вокруг разбит пышный сад с тремя прудами, откуда открывается вид на озеро Насер.
Поесть вы можете в отеле Eskaleh, где все блюда готовят из экологических продуктов, выращенных в собственном саду; примерная стоимость обеда 30-40 фунтов, или в Seti Abu Simbel, где обед вам обойдётся в 45-65 фунтов, включая алкоголь. В Wady El Nile и других уличных кафе можно попить чай или кофе, но еда там, скорее всего, окажется не очень свежей.
В маленькой больнице на пути к Abu Simbel Village есть хирург, но нет анестезиолога. Возможно, она существует только потому, что президент Садат владел загородной резиденцией в Абу-Симбеле. На круизных судах туристы сами могут чувствовать себя как VIP-персоны, поскольку практически лишены возможности отойти от судов без вооружённого полицейского сопровождения.
Светомузыкальное представление
Пассажиры круизных судов тратят большую часть времени своего пребывания в Абу-Симбеле на посещение ночного светомузыкального представления (стоимостью 55 фунтов без студенческой скидки), начинающегося в 18.30, 19.45 и 21.00 зимой и часом позже летом. Не волнуйтесь по поводу того, на каком языке будет вестись шоу. Вас снабдят наушниками для синхронного перевода и в любом случае изображения, проецируемые на фасад храма, более впечатляющи, чем звуковое сопровождение. Билеты продаются в билетных кассах храма.
Храм Солнца Рамсеса II
Отметившись в центре для посетителей, где можно узнать, как храмы были перемещены на свои нынешние места, гости должны обойти холм, чтобы оказаться лицом к лицу с великим храмом Солнца (ежедневно 6:00-17:00 и позже, если самолёты садятся в вечернее время; 55 фунтов, для студентов 27 фунтов, плюс 4 фунта вознаграждения гиду и 2 фунта местного сбора). По всей видимости, храм был вырезан в скалах, окружающих озеро Насер. Изображаемый повсюду, от футболок до однофунтовых банкнот, он, пожалуй, вследствие этого производит несколько меньшее впечатление.
Яркий контраст между красным цветом скалы и зеленовато-голубой водой потрясает больше, чем чисто выметенный фасад, который выглядит менее романтично, нежели задыхающийся под песком Абу-Симбел на гравюрах девятнадцатого столетия. Несмотря на всю тщательность реконструкции и воссоздание ландшафта, трудно не воспринимать его как что-то искусственное. Но постепенно храм начинает заявлять о себе. Ваш ум невольно поражается смелому замыслу, тому, как были осуществлены сооружение и переноска, сколь неумеренной была гигантомания основателя.
Хотя Ра-Хорахти, Амон-Ра и Птах также упоминаются в числе божеств-покровителей храма, они несомненно уступают Рамсесу, богу-фараону, которого придворные почитают как «могучего льва, чьи когти велики, а рёв ужасен». Он правил 67 лет, умер в 96-летнем возрасте, породив множество сыновей, большая часть которых умерла раньше него.
Колоссы и фасад храма
На фасаде храма выделяются четыре восседающих на троне колосса Рамсеса II, своей двадцатиметровой высотой превосходящие колоссы Мемнона в Фивах (правда, один из них лишился верхней половины в результате землетрясения 27 года до нашей эры). Стопы и ноги статуй грубо исполнены, однако торсы и головы высечены превосходно. Лицо левой фигуры по-настоящему красиво.
Между колоссами находятся изображения царской семьи, не превышающие колен Рамсеса. Налево от безголового колосса стоит мать фараона, Мут-Туйа. Царица Нефертари помещена с правой стороны от него. Принц Аменхерхепшеф – между ногами колосса. На правой ноге той же фигуры имеется надпись, свидетельствующая о том, что греческие наёмники участвовали в нубийской кампании саисского царя Псамметиха II (в 590 году до нашей эры).
Фасад также украшен помещённой в нишу статуей Ра-Хорахти, держащего скипетр уадж и фигуру Маат. Эта композиция представляет собой изобразительную передачу начала имени Рамсеса, Усер-Маат-Ра. Точно так же вырезанные по бокам царские рельефы, представляющие бога с изображениями Маат, в действительности символизируют фараона Рамсеса, поклоняющегося своему обожествлённому «я».
Венчает фасад высокий карниз, украшенный бабуинами, поклоняющимися восходящему солнцу. По сторонам колоссальных тронов, обрамляя вход в храм, парные божества Нила сплетают геральдические папирус и осоку вокруг иероглифа со значением «объединять». Изображённые под ними вереницы пленников разделены между севером и югом. Азиаты изображены на северном (правом) троне, нубийцы – на его южном (левом) двойнике.
Гипостиль и святилище храма
Схематическое деление вновь обнаруживается в Гипостильном зале, обрамлённом по обеим сторонам четырьмя колоннами, перед которыми находятся десятиметровые статуи Рамсеса в виде Осириса, держащего скипетры в форме крюка и цепа (лучшей является последняя фигура справа). Ниже потолка, расписанного парящими грифами, стены заполнены изображениями военных походов царя, от Сирии до Нубии.
На стенах входа Рамсес поражает хеттских и нубийских пленников перед Амоном-Ра (слева) и Ра-Хорахти (справа), сопровождаемый своими восемью сыновьями и девятью дочерьми, а также своим «ка». Но наиболее впечатляющие рельефы находятся на боковых стенах (все направления приводятся в расчёте на то, что вы стоите лицом к задней части храма). Правая сторона изображает битву при Кадеше на реке Оронт (в 1300 году до нашей эры), занимающую всё место до конца зала. Здесь вы можете видеть армию Рамсеса, подступающую к Кадешу, оставив позади окружённый щитами лагерь.
Основываясь на ложных сведениях, полученных от вражеских шпионов, Рамсес готовится атаковать город и вызывает вниз с высот свои резервные части. Ждавшие этого хетты переходят вброд реку, сминают одно подразделение египетского войска и рассеивают другое, чтобы окружить царя, который собственной силой пробивает себе выход из ловушки. Заключительная сцена заставляет считать спорной победу египтян, поскольку Рамсес не смог взять город.
Несмотря на это, противоположная стена изображает его штурмующим сирийские крепости в своей колеснице (обратите внимание на удвоение руки, которое некоторые рассматривают как попытку создания эффекта анимации), метающим копьё в ливийцев и возвращающимся домой со связанными жителями Нубии. На задней стене он дарит их Амону, Мут и самому себе (слева), а пленных хеттов – Ра-Хорахти, львиноголовой богине и своей собственной божественной персоне (справа).
Восемь боковых помещений зала, которые, возможно, использовались для хранения предметов культа и нубийской дани, украшены сценами приношения даров. Рельефы меньшего колонного зала показывают Рамсеса и Нефертари воскуряющими фимиам перед храмом и ладьёй Амона-Ра (слева) и Ра-Хорахти (справа). Проходим через одну из дверей в задней стене, минуем поперечный вестибюль и оказываемся в центральном святилище.
Его пять культовых статуй, когда-то покрытых золотом, а ныне изуродованных, ожидают прикосновения солнечных лучей 22 февраля и 22 октября. На 21 февраля приходится день рождения Рамсеса. 21 октября – день его восшествия на трон. Однако перемещение Абу-Симбела сдвинуло время этих явлений солнца на один день. Фигура Птаха «Сокрытого», по всей видимости, намеренно расположена так, чтобы она одна оставалась в темноте, когда солнце освещает Амона-Ра, Ра-Хорахти и божественного Рамсеса. Перед ним помещён каменный пьедестал, на котором некогда покоилась священная ладья.
Храм Хатхор царицы Нефертари
Чуть дальше на север от храма Солнца расположен меньший скальный храм царицы Нефертари, где она отождествляется с богиней Хатхор, супругой бога Солнца в течение дня и его матерью во время возрождения на рассвете. Как и в храме Рамсеса, высеченный в скале фасад напоминает наклонный пилон (чей карниз был обрушен).
Его поверхность подчёркивается секциями восходящих контрфорсов, разделяющих шесть исполинских статуй Рамсеса и Нефертари (каждая больше 9 метров высотой), которые кажутся возникшими из скалы. Всех их сопровождают две меньшие фигуры царских детей, которые стоят в тени, едва доставая до колен родителей. Фриз с кобрами охраняет дверь в храм, который более прост в плане, чем храм Рамсеса. Он состоит из единственного зала с колоннами и всего двух боковых помещений. Храм простирается на 24 метра вглубь холма.
Наиболее интересные рельефы находятся в зале с квадратными колоннами, украшенными головой Хатхор. Грани последних показывают царскую чету общающейся с богами. На передней стене Нефертари наблюдает, как Рамсес поражает врагов Египта. На боковых стенах она наравне с ним участвует в ритуалах, появляясь впереди Анукет (слева) и Хатхор (справа). Вход в святилище в конце поперечного вестибюля обрамляют изображения царственной пары, предлагающей вино и цветы Амону-Ра и Хору (слева), Ра-Хорахти, Хнуму, Сатет и Анукет (справа).
Ниша святилища содержит разрушенную статую Хатхор, представленной в виде коровы. Выше грифы охраняют картуши с именем Нефертари. На боковых стенах царица подносит ладан Мут и Хатхор (слева), пока Рамсес поклоняется изображениям самого себя и Нефертари (справа). Преобладание жёлтого цвета в росписях может указывать на титул Хатхор «Золотая».
Наблюдение за птицами в Абу-Симбеле
Благодаря своему расположению близ большого водоёма, окружённого пустыней, недалеко от Тропика Рака, Абу-Симбел представляет условия для жизни как местным африканским, так и перелётным видам птиц. Среди редких видов – розовоспинный пеликан, африканский клювач, камышовый баклан, африканский водорез, пёстрая трясогузка, розовоголовый голубь.
Покуда настоящие знатоки будут выискивать их с помощью биноклей, случайные наблюдатели могут заметить лишь пару великолепных особей на земле около центра для посетителей, а также близ гостиниц Nefertari и SetiAbu Sîmbel. Лучшее время для наблюдения за птицами – брачный сезон в конце января – начале февраля.
Скала Абу-Симбел на карте Египта