Скоростная трасса и железнодорожный туннель вгрызаются в узкий крутой горный массив между Чиангмаем и Лампангом (Lampang), вторым по величине городом на севере, в 100 километрах к юго-востоку. Таиландский город Лампанг – это важный транспортный центр, здесь сходятся трассы Highway 11, Highway 1 и северная ветка железной дороги. Также он предлагает свои неброские достопримечательности, с которыми почти все туристы быстро разделываются на пути к более зрелищным местам, расположенным дальше на севере.
Но в отличие от других провинциальных столиц, Лампанг выглядит как город, история которого не стёрлась бесследно; дома, магазины и храмы сохранили традиционный стиль, и город делает некоторые послабления туризму. За городом туристов привлекает главным образом красивый комплекс Вата Пхра Тхат Лампанг Луанг (Wat Phra That Lampang Luang), но если вы оказались в этих краях, то можете заодно остановиться и посмотреть представление в Центре охраны слонов, стоящем на дороге в Чиангмай. Основанный под названием Келанг Накхон (Kelang Nakhon) в XIX веке королевой Харипунджаи Чамой Тхеви, Лампанг стал достаточно важным городом, чтобы один из её сыновей стал править здесь после её смерти.
Содержание статьи
После завоевания королём Менграем Харипунджаи в 1281 году Лампанг претерпел те же взлёты и падения, что и другие города Ланны, достигнув зенита процветания в качестве поставщика леса в конце XIX века, когда в нём насчитывалось 20 тысяч человек и 400 рабочих слонов. Многие храмы материально обеспечивают наплывы приезжих, которые поселились в Лампанге: беженцев из Чиангсэна (их силой переселил сюда Рама I в начале XIX столетия), бирманских лесорубов и рабочих и относительно недавно богатых тайских пенсионеров, привлечённых степенным очарованием города.
Приезд и транспорт в Лампанге
Автобусы в Чиангмае отправляются в Лампанг каждые 30 минут с улицы Thanon Chiang Mai – Lamphun, чуть южнее моста Нарават. Они курсируют большую часть дня, а некоторые потом уходят на трассу Highway 1 до Пхаяо и Чианграя. Каждый час ходят автобусы от чиангмайской станции Arcade. Всего 7 поездов в день останавливаются здесь в каждом направлении. Авто и железнодорожная станции находятся меньше чем в километре к юго-западу от города, а многие автобусы также останавливаются в центре улицы Thanon Phaholyothin.
Аэропорт расположен чуть к югу от города, и сонгтхэу непрерывно ездят по этому короткому маршруту до центра. Маленький муниципальный информационный туристический центр (понедельник-пятница с 8.30 до 12.00 и с 13.00 до 16.30), расположенный чуть восточнее часовой башни, следом за пожарной станцией на улице Thanon Takrao Noi, может предоставить приличную карту города и помочь советом по поводу экскурсий. Дешёвый доступ в интернет с хорошей скоростью можно найти во многих частях города, включая магазин, расположенный посередине улицы Thanon Takrap Noi с северной стороны.
Весь город можно обойти пешком без всяких проблем, хотя, чтобы попасть к Вату Пхра Кэу Дон Тау, вам, наверное, понадобятся услуги экипажа, запряжённого лошадьми, который вместе с белым цыплёнком является общепринятым символом Лампанга (на самом деле тайцы часто называют город муанг рот мах или «город экипажей»). Эти красочно отделанные повозки управляются кучером в ковбойской шляпе. Нанять экипаж можно через большие отели в центре города. Стандартная цена – 150 батов за 20 минут, 200 батов за 30 минут, 300 батов за час, сколько занимает поездка в Ват Пхра Кэу Дон Тау и обратно. Кроме такого непривычного вида транспорта здесь действует неплохая сеть сонгтхэу, которые курсируют по улицам, высматривая клиента.
Проживание в Лампанге
Что касается проживания, то в Лампанге есть несколько пансионов, расположившихся на тихих берегах реки.
1). Отель Asia Lampang – Комфортабельные номера с кондиционером, телевизором и ванной с горячей водой. Местонахождение: 229 Thanon Boonyawat;
2). Пансион Boonma Guest House – На верхнем этаже предлагается пара просторных номеров в великолепном напыщенном деревянном здании, а также есть несколько тесных, менее привлекательных номеров внизу. Местонахождение: 256 Thanon Talat Kao;
3). Отель Pin – Предлагает номера хороших размеров, все оборудованы кондиционером, ТВ и горячей водой, а в некоторых есть ковры и ванна. Местонахождение: 8 Thanon Suandok;
4). Пансион Riverside Guest House – Это тихий традиционный комплекс с элегантно украшенными номерами с индивидуальными ванными. В некоторых апартаментах есть балконы, выходящие на реку, а кроме того есть развлекательная площадка для мотоциклов у реки. Всегда готовая помочь владелица-бельгийка – хороший источник информации, а также она может сдать напрокат мотоцикл. Местонахождение: 286 Thanon Talat Kao;
5). Отель Sri Sangar – Один из самых хороших дешёвых отелей. Доступные маленькие номера с кондиционером, но шум машин за окном может стать проблемой. Местонахождение: 213-215 Thanon Boonyawat;
6). Пансион Tip Inn Guest House – Классическое заведение для ограниченных в средствах путешественников. Предлагает маленькие номера без хороших видов. Местонахождение: 143 Thanon Talat Kao;
7). Отель Wieglakor – Отель предлагает самый изысканный декор и уютнейшие номера, а также отличный вид, который открывается из некоторых комнат на верхних этажах. Местонахождение: 138/35 Thanon Phaholyothin.
Достопримечательности Лампанга
Современный деловой центр Лампанга протянулся на южном берегу реки Ванг (Wang), а самая бурная коммерческая деятельность имеет место на улице Thanon Boonyawat и Thanon Robwiang рядом с мостом Ратчада (Ratchada Bridge). Здесь вы найдёте лотки и магазины, где продаются знаменитые местные гончарные изделия, с китчевой комбинацией белого, синего и коричневого, сделанные из ценной белой глины, добываемой в этом районе, каолина.
На всех уличных указателях города и на неправдоподобных статуях на главных перекрёстках изображён белый цыплёнок. Этот символ Лампанга соотносят с легендой о Будде, пославшем на землю с небес ангелов в обличье цыплят, чтобы они вовремя будили местных жителей для подношения милостыни монахам по окончании буддийского поста. Сонная, отрешённая атмосфера этого города оправдывает появление этой легенды.
Храм Ват Пхра Кэу Дон Тау и Бан Сау Нак
Немногочисленные достопримечательности Лампанга разбросаны на достаточно большом расстоянии друг от друга. Начинать лучше всего с северного берега реки (место изначального поселения Харипунджая), где поросшие деревьями окраины города сегодня скрывают один из самых важных и интересных храмов города, Ват Пхра Кэу Дон Tay (Wat Phra Kaeo Don Tao) (20 батов). Внушительный, несколько страшноватый комплекс был построен в XV веке для хранения изображения Пхра Кэу Дон Тау, которое теперь находится в Вате Пхра Тхат Лампанг Луанг. Кроме того, здесь 32 года находился Изумрудный Будда (хотя местные истории утверждают, что это была копия Пхра Кэу Дон Тау).
Это произошло в 1436 году, когда слон, нёсший священное изображение из Чианграя в Чиангмай, сделал здесь незапланированную остановку. Чёткие простые линии белой чеди с золотой верхушкой, где, как считается, хранится волос Будды, создают блестящий фон для самого интересного здания вата, бирманского мондопа. Этот мондоп с располагающимися один над другим экстравагантно вырезанными ярусами, был построен в 1909 году мастером из местной бирманской общины. Его нанял тайский принц (чей герб в британском стиле можно увидеть на потолке внутри).
Отделка интерьера, состоящая из позолоты и яркого цветного стекла, приводит в ужас, сочетая в себе тенденции Востока и Европы, с нелепо смотрящимися изящными херувимами на потолке. Центральная бронзовая фигура в мондопе имеет типичные черты мандалайского Будды: с украшенной драгоценными камнями лентой на голове, составными чёрно-белыми глазами и непомерными свисающими ушами, которые символизируют сверхъестественную способность Будды слышать всё во Вселенной. Напротив Будды стоит статуя Кхруба Шривиджая, самого почитаемого монаха Севера.
В маленьком тёмном музее, по диагонали от мондопа, среди других экспонатов есть изящные китайские вещицы, но главным образом экспозиция посвящена резьбе по дереву, искусству, которым в совершенстве владеют бирманские ремёсленники. Чтобы увидеть лучшую, хоть и маленькую экспозицию керамики, лакированных изделий и тиковой мебели, отправляйтесь в Бан Сау Нак (Ban Sao Nak) («дом с множеством колонн») по адресу 6 Thanon Ratwattana, не далеко от Вата Пхра Кэу Дон Тау (ежедневно с 10.00 до 17.00; 50 батов, включая бесплатный безалкогольный напиток). Этот разросшийся деревянный особняк поддерживает целый лабиринт тиковых колонн, а внутри есть несколько интересных выцветших фотографий, изображающих бывших обитателей этого дома, местных знаменитостей.
Храм Ват Шри Чам и южный берег реки
Бирманцы, которые работали при постройке Вата Пхра Кэу Дон Тау, оказались в Лампанге в конце XIX века, когда после завоевания Англией Верхней Бирмы лесоперерабатывающие компании расширили радиус влияния до Северного Таиланда. Опасаясь, что бездомные духи срубленных деревьев будут искать способ отомстить, бирманские дровосеки часто участвовали в строительстве храмов, большинство из которых стоят до сих пор, пытаясь успокоить древесных духов и сделать доброе дело.
И хотя духам приходилось ждать почти столетие, они, кажется, отомстили: из-за короткого замыкания в ненадёжной проводке вихарна Ват Шри Чам (Wat Sri Chum), бывший самым большим бирманским храмом Таиланда, а также самым важным и красивым бирманским храмом в городе, сгорел до основания в 1992 году. В настоящее время, восстановленный в прежнем величии, со свежими резными элементами и фресками, выполненными бирманскими мастерами, он расположен в небольшой рощице деревьев бодхи в пяти минутах ходьбы на юг от улицы Thanon Robwiang.
Ни один из оставшихся ватов не является выдающейся архитектурной ценностью, но чтобы сильнее проникнуться духом Бирмы, попробуйте зайти в Ват Шри Ронг Муанг (Wat Sri Rong Muang), который находится у западного конца улицы Thanon Takrao Noi. Он представляет собой ослепительный ансамбль, а безумные углы его красно-жёлтой крыши дают приют ещё нескольким мандалайским Буддам, а также на стенах здесь вырезано несколько проповедей на утопающих в сверкающем море бликов, играющих на облицовочных плитках из цветного стекла. Когда вы насмотритесь на храмы, вам отлично подойдёт для прогулки ранним утром «Старая рыночная улица», Thanon Talat Као, протянувшаяся позади южного берега реки.
Здесь есть несколько очень старых домов с магазинами на втором этаже и особняков, демонстрирующих смешение бирманских, китайских и европейских тенденций, с причудливыми балконами, резными фронтонами и необычной коричневатой отделкой некоторых резных дверей. Многие из этих милых зданий в настоящее время реконструируют, чтобы вернуть им былое великолепие. Одно такое здание – это музей Старого Делового центра (Old Downtown Museum), расположенный у западного конца улицы, где проходят бесплатные чередующиеся выставки, посвящённые прикладному искусству Северного Таиланда (надписи на английском языке отсутствуют).
Другие постройки, такие как пансион Boon ma Guest House, предлагают посетителям возможность остановиться в тщательно отделанных деревянных домах на сваях. Узенькие тропинки в северной части улицы Thanon Talat Као ведут вниз к реке Ванг, чьи воды так же зелены, как и заросшие берега. Эта река когда-то была главным водным путём для торговых судов и огромных плотов из поваленных деревьев, которые доходили почти до гниения на дамбе выше по течению. К сожалению, большая часть берегов реки, оказавшихся в черте города, в настоящее время пестрят чередующимися полосами своей растительности и песчаных почв, перемежающимися уродливыми бетонными ярусами.
Общество Лампанга по сохранению лекарственных растений
Хотя Общество Лампанга по сохранению лекарственных растений (Lampang Medicinal Plants Conservation Assembly) (177 Moo 12, Ban Kelangthong, Kanmuang Road) кажется тем местом, где ботаники проводят семинары, на самом деле это традиционный оздоровительный центр, расположенный в тенистом комплексе в паре километров к северо-востоку от города.
Если вам хочется побаловать своё тело, отправляйтесь сюда за травяной сауной, традиционным массажем, скрабом лица, грязевыми процедурами для кожи или даже чтобы совершить здоровую прогулку босиком по дорожке из круглой гальки, которая естественно массирует стопы. Удобства безукоризненны, на территории в изобилии растут подписанные целебные растения, и есть огромный выбор лекарственных растительных препаратов на продажу. Чтобы попасть в центр, езжайте на сонгтхэу из центра, что обойдётся примерно в 60 батов.
Еда и напитки в Лампанге
Популярное место, где можно поесть и выпить, – это Riverside (328 Thanon Tipchang), уютное место с расслабляющей атмосферой, на террасах, выходящих на реку. Широкий ассортимент тайских и западных блюд (от 70 батов), включая пиццу (около 110 батов), которые подают под звуки живой музыки.
Самая тихая обстановка поддерживается в заведении Huen Chom Wang по адресу 276 Thanon Talat Као (нет английской вывески – ищите аллею в 100 метрах к востоку от Riverside Guest House), где гостей встречают красиво составленные цветочные композиции, плавающие в чашах с водой на лестнице. Из разросшегося деревянного дома открывается чудесный вид на реку, а меню отличается коронными блюдами Севера.
Что касается отелей города, ресторан есть в Wienglakor, где поддерживается гостеприимная атмосфера и предлагается широкий ассортимент хорошо приготовленных блюд. Участок улицы Thanon Takrao Noi между часовой башней и улицей Thanon Wiengklakon с наступлением темноты становится самым оживлённым местом в городе, где работают примитивные рестораны и ночной рынок Атсавин, на боковых улочках на юге.
Также на улице Thanon Takrao Noi расположено несколько баров в стиле Дикого Запада – Лампанг старательно поддерживает свой образ в ковбойской шляпе – в том числе Santa Fe, рядом с углом улицы Thanon Wienglakon. Помимо этого, здесь есть пабы, дискотеки и караоке-бары, которые по вечерам привлекают городскую молодёжь.
Окрестности Лампанга
Храм Ват Пхра Тхат Лампанг Луанг
Если вы доехали до самого Лампанга, вам просто необходимо посетить Ват Пхра Тхат Лампанг Луанг (Wat Phra That Lampang Luang) – величественное, хорошо сохранившееся вместилище ланнского искусства и архитектуры, одно из самых впечатляющих мест на Севере Таиланда. Несмотря на то что ват является популярным местом паломничества, попасть туда, не имея личного транспорта, будет непросто. Некоторые сонгтхэу довезут вас до храма прямо от банка Thai Farmers на улице Thanon Robwiang (40 батов). Если вы отправляетесь туда самостоятельно на мотоцикле (который можно арендовать в Лампанге в пансионе Riverside Guest House) или на другом транспорте, пересеките мост через Мэ Нам Ванг (Мае Nam Wang) в Кор Кха (Kor Kha) и поворачивайте направо, на мощёную дорогу, ведущую на север.
Ват был построен в начале эры Харипунджая в качестве вианга (крепости) в одной из группы городов-спутников Лампанга. Вы до сих пор можете видеть остатки тройного крепостного вала в деревнях вокруг храма. Лестница с нагами поднимет вас наверх. Храм, богато украшенный лепниной, которой отделан оригинальный кирпичный край стены, напоминает свадебный торт. Внутри вы сразу же увидите непомерный вихарн, открытый со всех сторон по классической моде Ланны. Внутри находится любопытная центральная фигура: известная как «ку», она выглядит как жертвенный костёр для главного Будды, сидящего внутри, Пхра Чао Лан Тхонг (Phra Chao Lan Thong).
Если ваш рост более 180 сантиметров, следите, чтобы не удариться головой о панели, свисающие с низких карнизов. «Опасные» панели украшены красивыми, хотя и потускневшими рисунками, сделанными в начале XIX века, на которых изображены великие сражения и аристократы в традиционных бирманских одеждах. По сторонам от этого вихарна уютно расположились ещё три. Слева перед мрачным, богато украшенным вихарном обратите внимание на деревянный тунг чай, на котором вырезаны пылающие извивающиеся наги. Он использовался как геральдический символ северных князей. Обветшалый уютный вихарн Нам Тэйм (Viharn Nam Tame), второй сзади, датируется началом XVI века. Конфигурация его низко спускающейся крыши архитипична: крыша поделена на три яруса, каждый из которых в свою очередь делится на два уровня, а вся крыша почти касается земли.
Под свесом крыши вы можете разглядеть только фрагменты панельных рисунков, ровесников вихарна, которые изображают один из подвигов бога Индры. За сотни сезонов дождей медные пластины громадной центральной чеди вата превратились в поразительный сине-зелёно-фиолетовый ералаш. В сохранившемся внутреннем помещении предположительно хранится волос Будды и останки правой части его лба и шеи. Знак у северо-западного угла чеди указывает на дренажный канал во внешней стене вата, где когда-то свершился неправдоподобный поступок отчаянной храбрости. В 1736 году местный герой Тхип Чанг ухитрился пробраться по узкому каналу и освободить вианг от захвативших его бирманцев, а затем отправился освобождать весь Лампанг.
К югу от чеди стоит Хоу Пхра Пхуттхабат (Haw Phra Phuttabhat), маленькая постройка, выступающая в роли «камеры обскура», предшественницы фотоаппарата. Если вы стоите близко к двери сзади вас, через маленькое отверстие в ней, на большой холст на стене проецируется изображение чеди. Через ворота с южной стороны внешних стен вы попадёте к раскидистому дереву бодхи с подпорками. Желающие совершить добрый поступок пожертвовали сотни опор, для поддержки опускающихся ветвей дерева. Верят, что в этом дереве и персональной часовне рядом с ним обитают духи, поэтому иногда сюда приходят больные в надежде на исцеление.
Не пройдите мимо маленького малозаметного вихарна к западу от главного комплекса (обойдите кругом древо бодхи) – это вместилище Пхра Кэу Дон Tao (Phra Kaeo Don Tao) самой почитаемой статуи (наряду с Изумрудным Буддой) и основной причины паломничества в ват. Легенда гласит, что сначала статуэтка появилась в виде изумруда в арбузе, который почитаемому монаху подарила местная женщина. Двое пытались вырезать Будду из изумруда, но не слишком преуспели, пока не появился бог Индра и не придал изумруду очертания чудесной статуэтки, но неблагодарные горожане обвинили монаха в связи с женщиной и обрекли её на смерть, тем самым обрушив на город череду несчастий, подтвердивших ужасающее могущество статуэтки. По всей вероятности, это изображение было вырезано в начале XV века, когда был основан одноимённый ват в Лампанге.
Внимательно приглядевшись в полутьме, за рядами защитных барьеров, вы сможете заметить маленькое изображение медитирующего Будды. На самом деле оно сделано не из изумруда, а из яшмы. В честь общественных событий Будду показывают публике в головном уборе и ожерелье. Выгодно пользуясь сверхъестественной репутацией Пхра Кэу Дон Тау, в вихарне расположился магазин, торгующий амулетами и изображениями Будды. За пределами вата на лотках рынка можно купить лёгкие закуски, изделия народных ремёсел и антиквариат. Также здесь продаются маленькие китайские коровы, с помощью которых верующие совершают добрые поступки, сперва надписывая на модели чёрными чернилами своё имя и дату, а затем оставляют её в специальном хранилище напротив чеди, что создаёт любопытное зрелище.
Тайский Центр охраны слонов
Тайский Центр охраны слонов находится в 37 километрах к западу от Лампанга по трассе Highway 11. Это наиболее аутентичное место в Таиланде, где можно увидеть, как слоны демонстрируют свою выучку, а так как Центр находится вдали от главных маршрутов, здесь меньше туристов, чем в слоновьем питомнике севернее Чиангмая. Во время представления слоны ходят перед публикой и исполняют множество эффектных номеров. После красивых водных процедур они строятся и все вместе идут на повседневную работу – толкать и поднимать брёвна, а затем рисуют картины хоботом и играют на специально изготовленных инструментах.
Вы можете купить бананы и сахарный тростник, чтобы угостить слонов после представления, а если вас впечатлили их живопись или музыка, вы можете приобрести только что нарисованную картину или CD Тайского Слоновьего Оркестра. Информативный центр устраивает выставки по истории слонов в Таиланде и проводит катания на слонах, которые здесь стоят дешевле, чем где-либо ещё на Севере. Также предлагается программа с проживанием в Центре, в рамках которой вы за 3 дня научитесь ухаживать и управлять слонами, что обойдётся примерно в 1500 батов в день. Более подробную информацию смотрите на их сайте.
Центр был открыт Ветеринарным отделом Организации лесной промышленности в 1969 году в другом месте в этом районе и изначально являлся Центром дрессировки молодых слонов, первым в своём роде в Таиланде. Однако из-за высокого уровня безработицы среди слонов, в связи с запретом на вырубку леса, в 1992 году открылся новый Центр, в котором делается акцент на сохранение слонов в Таиланде.
Центр продвигает в массы экотуризм, тем самым давая работу слонам и позволяя тайскому народу продолжать исторически сложившееся тёплое общение с этими животными. Деньги, которые взимаются за вход, идут на финансирование слоновьей больницы, расположенной здесь, в которой заботятся о больных, пострадавших от жестокого обращения, стареющих и брошенных слонах. Ежегодный доход составляет 12-14 миллионов батов с огромными расходами на заботу более чем о 60 слонах.
Рекомендации по посещению центра охраны слонов
Удобнее всего посещать тайский Центр охраны слонов по пути в Чиангмай и Лампанг. Попросите кондуктора в автобусе остановить у Центра. Если вы отправляетесь на однодневную экскурсию из Лампанга, автобус на Лампхун или Чиангмай должен довезти вас до входа в Центр примерно за 40 минут, но оттуда вам придётся ещё пару километров пройти пешком.
Если у вас есть своя машина, рынок Тхунг Квиан (Thung Kwian market) в 21 километре от Лампанга станет не только удобной остановкой у Центра, но также даст возможность увидеть в продаже множество обитателей леса: от кабанов, белок и птиц до медовых сот и жуков всех форм и размеров. Это любимое место городских тайцев – любителей экзотики, которые приезжают сюда за столь необычными товарами.
Слоны в Таиланде
Для тайцев индийский слон – почитаемое животное, общение с которым наделено глубоким религиозным смыслом, чьи корни лежат в индусской и тайской буддийской мифологии. Резные фигурки и статуэтки Ганеши – индусского бога с головой слона, характерны для древних храмов по всей стране. Так как Ганеша был богом мудрости и устранял преграды, его сделали символом Департамента изобразительных искусств, и поэтому он изображён на всех входных билетах в исторические места.
Индусское божество Индра редко изображается пешим, а обычно верхом на своём трёхголовом слоне Эраване. Миниатюрные изображения слонов продаются во всех брахманских храмах, например в храме Эраван в Бангкоке. Согласно буддийской легенде, будущая мать Будды смогла забеременеть после того, как ей приснился белый слон и вошёл в её лоно, Именно поэтому балюстрады со слонами окружают многие буддийские храмы Сукхотайя, а редко встречающимся белым слонам присваивается королевский статус, и их считают священными животными.
Практическая роль слонов в Таиланде когда-то была почти столь же велика, как и символическая значимость. Короли Аюттхаи доверяли слонам нести себя в битву с бирманцами – один король собрал и выучил армию слонов из 300 животных. В XIX веке король Рама IV предложил Аврааму Линкольну пару слонов, чтобы «внести разнообразие в леса Америки» и использовать их в Гражданской войне. В мирное время феноменальная сила слонов сделала их незаменимыми вьючными животными: слоны носили камень, из которого построены исполинские кхмерские храмовые комплексы на севере и северо-востоке.
Кроме того, слонов веками использовали, чтобы валить лес и носить брёвна. Традиционная жизнь домашнего слона проходит следующим образом. Он рождается в неволе, первые 3 года жизни проводит вместе с матерью (которой дают пятилетний декретный отпуск), а затем их разлучают и слонёнка вместе с другими слонятами отправляют в школу. В 3 года каждому слону выделяют персонального погонщика, который учит, заботится и ездит верхом на своём слоне и остаётся с ним до конца его рабочей жизни.
Обучение начинается очень мягко, погонщики тратят не одни месяц, чтобы завоевать доверие своих подопечных. За следующие 13 лет слон выучивает более 40 команд, от простых приказов «стой» и «иди» до сложных инструкций, как выполнить такие манёвры хоботом, как что-либо подцепить и перенести. В 16 лет слон готов приступить к работе, которая занимает у него, как правило, 50 лет жизни или около того. В 60 лет слона отпускают на пенсию, хотя он может прожить еще 20 лет.
По иронии судьбы развитие лесопромышленности поспособствовало сокращению числа слонов. Механизированная лесозаготовка уничтожила любимые слоновьи пастбища в речных долинах и лесные обиталища, вынудив животных уходить в дальние высокогорные зоны. В результате популяция диких слонов в Таиланде в настоящий момент насчитывает менее 2 тысяч животных. В 1988 году из-за отсутствия леса произошла катастрофа – на огромную территорию обрушился оползень, убивший сотни людей и уничтоживший деревни в провинции Сураттхани и через год коммерческие лесозаготовки были запрещены.
Домашние слоны, которых насчитывалось около 3 тысяч, стали ненужными. Перед этими слонами и их погонщиками встала большая проблема – безработица. Слоны, работающие на нелегальных заготовках и продаже тика, часто терпят жестокое обращение и перетруждаются, в то время как погонщиков, которые не могут больше найти работу своим животным, вынуждают бросить их, если они не могут покупать такое огромное количество еды, чтобы поддерживать животное, – примерно 125 килограмм в день.
Покинутые слоны уничтожают леса и посевы, и их часто убивают на охоте. На улицах небольших городов и на пляжах можно увидеть погонщиков, которые водят своих слонов на радость как туристам, желающим покормить их с рук бананами, так и тайцам, давая тем возможность постоять под слоновьим хоботом на удачу. В Центре охраны слонов полагают, что если не предпринять решительных мер, через 20 лет время слонов в Таиланде пройдёт, ведь их популяция с 1984 года значительно сократилась.