Несмотря на постоянный шум от машин, Трафальгарская площадь (Trafalgar Square) по-прежнему является одним из величайших шедевров архитектуры. Джон Нэш составил её проект в 1820-х годах, но умер задолго до того, как площадь приняла свой современный облик. Северную сторону площади в 1838 году заняла неоклассическая Национальная галерея, а пять лет спустя в центре был поставлен памятник адмиралу Нельсону. Огромные бронзовые львы появились только в 1868 году, а фонтаны (настоящая редкость для лондонской площади) в их современном виде – лишь в конце 1930-х годов.
Как одна из немногих больших площадей Лондона, Трафальгар-сквер привлекает к себе много туристов. На ней издавна проводятся политические демонстрации, с тех пор как чартисты собрались здесь перед походом на Кеннингтон в 1848 году. На Новый год на площади ставят рождественскую ёлку, которую в декабре привозят из Норвегии. В канун Нового года песни тысяч собравшихся на площади людей сливаются в многоголосый хор.
Содержание статьи
На пятачке, закрытом для движения транспорта, к югу от колонны Нельсона, находится конная статуя Карла I, воздвигнутая вскоре после Реставрации на том самом месте, где были казнены восемь человек, подписавших королю смертный приговор. Статуя Карла I отмечает также первоначальное расположение перекрёстка Чаринг-Кросс (Charing Cross) (XIII век), который принято считать географическим центром столицы – викторианская имитация стоит перед железнодорожной станцией Чаринг-Кросс.
Северо-восточный угол Трафальгарской площади занимает церковь Святого Мартина в полях (St Martin-in-the-Fields), построенная Джеймсом Гиббсом, с великолепным коринфским портиком. Внутренняя отделка, законченная в 1726 году, намеренно проста, хотя итальянская лепнина на цилиндрическом своде выглядит роскошно. Лучше всего её осматривать во время одного из бесплатных концертов, проходящих в середине дня. Внизу, в просторной крипте, находится кафе, а также магазин, галерея и мастерская памятных оттисков (работает до 18.00).
По углам площади возвели четыре пьедестала, на которых Чарльз Берри собирался установить монументы прославленным британцам. Первый пьедестал для установки конного памятника самому себе выкупил король Георг IV за астрономическую по тем временам сумму в 9 тысяч гиней. На два других было принято решение возвести фигуры полководцев-колонизаторов – генерала Генри Хэвлока (1795-1857), подавившего восстание сипаев в Индии, и генерала Чарлза Непера (1782-1853), непосредственного участника Наполеоновских войн и завоевателя индийской провинции Синд.
Четвёртый пьедестал в Лондоне
С 1998 года Королевское общество покровительства искусствам начало выставлять на четвёртом постаменте работы современных скульпторов. В 2005 году была выбрана статуя из каррарского мрамора, для которой художница-инвалид Элисон Лэппер позировала на восьмом месяце беременности. Автор творения, Марк Куинн известен своими необычными работами: в 2008 году он выставил в Британском музее золотую статую супермодели Кейт Мосс, оцениваемую в 1,5 млн. фунтов.
Элисон Лэппер простояла на постаменте около двух лет, а потом её сменила «Модель отеля», разноцветная инсталляция Томаса Шютте. В 2009 году наступила очередь композиции-перфоманса Энтони Гормли «Один и другой»: в течение 100 дней на постамент по очереди забирались люди, чтобы провести на нём один час, делая всё, что придёт в голову.
В проекте приняли участие 2400 человек, человек, выбранных из 35 тысяч добровольцев. Сейчас на постаменте стоит композиция «Корабль Нельсона в бутылке» британца нигерийского происхождения Йинка Шонибаре. А в этом году её сменит очередное произведение. Отбор проводит особая комиссия. Работы претенденты по мере их поступления публикуются на сайте лондонского правительства.
Национальная галерея в Лондоне
В отличие от парижского Лувра или Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Национальная галерея Лондона, расположенная на северной стороне Трафальгарской площади, основана не на королевском собрании. Она была открыта только в 1824 году, когда правительство купило у банкира-эмигранта 38 картин. В наши дни коллекция музея насчитывает более 2300 полотен, но её достоинство не столько в размере, сколько в разнообразии, глубине и качестве содержания.
Чтобы осмотреть музей в хронологическом порядке, начните с крыла Сейнсбери (Sainsbury Wing). Эта постмодернистская пристройка 1980-х годов имитирует неоклассические элементы первоначального здания. Однако если учесть, что в главных галереях постоянно экспонируется более 1 тысячи картин, почти невозможно осмотреть всё за один день.
Так что если вы ограничены во времени, лучше сразу наметить план осмотра (схему галереи можно взять в справочном бюро), обращая внимание на то, что вас больше всего интересует. Приятным нововведением является звуковой путеводитель с кратким комментарием к каждой из выставленных картин. Звуковой путеводитель выдаётся за «добровольное пожертвование». Другая возможность – присоединиться к бесплатной экскурсии в Лондоне, которые начинаются от фойе крыла Сейнсбери.
Среди шедевров итальянской живописи – меланхолическая картина Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте», «Битва при Сан-Романо» Уччелло, «Венера и Марс» Боттичелли (навеянная сонетом Данте) и прекрасная композиция Пьеро делла Франчески «Крещение Христа», одна из его ранних работ. Великолепная коллекция полотен мастеров венецианской школы содержит раннее произведение Тициана «Вакх и Ариадна» и более позднюю и мрачную его картину «Смерть Актеона», а также блестящую «Семью Дария у ног Александра» кисти Веронезе.
Эротичное полотно Бронзино «Венера, Купидон, Безумие и Время» и «Папа Юлий II» Рафаэля помещены рядом с незаконченной картиной Микеланджело «Положение во гроб». Более поздние итальянские работы включают два полотна Караваджо, несколько прекрасных воздушных зарисовок Тьеполо и сверкающие виды Венеции кисти Каналетто и Гварди. Среди шедевров из Испании – великолепные работы Эль Греко, Гойи, Мурильо и Веласкеса, в том числе игривая «Венера с зеркалом».
Из стран Бенилюкса представлены «Портрет четы Арнольфини» братьев Ван Эйк, «Триптих Донна» Мемлинга и две безмятежные картины, характерные для Вермера. Много бытовых зарисовок, например, «Семейный портрет на природе» Франса Халса, и превосходных пейзажей, наиболее известным из которых является «Аллея в Миддельхарнисе» Хоббемы. За рядом знаменитых портретов кисти Рембрандта – включая два автопортрета – следует множество выразительных, сочных полотен Рубенса.
Прекрасная картина Холбейна «Послы» и несколько портретов кисти Ван Дейка были написаны для английского двора. Помимо этого, в галерее представлено собственно британское искусство, в том числе такие известные работы, как сатирическая серия Хогарта «Модный брак», выполненная в полупрозрачных тонах «Утренняя прогулка» Гейнсборо, «Телега для сена» Констебля и «Последний рейс корабля Отважный» кисти Тёрнера. Жемчужины французской экспозиции – превосходные работы Пуссена, Клода, Фрагонара, Буше, Ватто и Давида.
Особенно полно представлены импрессионисты и постимпрессионисты. Среди них наиболее известны «Зонтики» Ренуара, незаконченная картина Мане «Казнь Максимилиана», «Темза ниже Вестминстера» Моне, «Подсолнухи» Ван Гога, а также паунтилистская картина Сёры «Купание в Аньере», лесной пейзаж Руссо, протокубистская картина Сезанна «Купальщицы» и «Ребёнок с голубем» Пикассо.
Национальная портретная галерея в Лондоне
За углом Национальной галереи скрывается Национальная портретная галерея. Она была основана в 1856 году для размещения выдающихся произведений искусства. Хотя в коллекции, состоящей из десяти тысяч портретов, есть прекрасные работы, многие картины менее интересны, чем их герои. В галереи, среди прочих, весят работы Милле, Гольбейна, Хогарта, Рейнольдса и Гейнсборо (последние три – автопортреты). Но главное достоинство портретной галереи заключается в том, что за несколько часов осмотра, у её посетителей создаётся чёткая картина британской истории последних пяти столетий.
Экспозиция разворачивается сверху вниз, в хронологическом порядке: начиная с полотен эпохи Тюдоров в залах третьего этажа и заканчивая 20 веком (первый этаж). В 2000 году открыли новое крыло галереи, которое позволило увеличить выставочную площадь практически в 2 раза. Тут выставлены на показ полотна елизаветинской эпохи, в том числе портрет, который многие считают прижизненным изображением Шекспира (приписывается Джону Тейлору), и знаменитый, популярный у посетителей портрет самой Елизаветы I.
Однако в целом любопытно проследить, кто вызывал восхищение в прежние времена: вначале это были аристократы и художники, в первые десятилетия XX столетия их сменили милитаристы и империалисты, в 1930-1940-х годах – писатели и поэты, а в последнее время – ушедшие в отставку футболисты и звёзды кино и поп-музыки. Аудиопутеводитель, содержащий полезную информацию о некоторых картинах, стоит 2 £.
Трафальгарская площадь на карте Лондона