Главная / Туристическая Россия / Восхитительная Москва / Третьяковская галерея Москвы
Найти экскурсию
Рейтинг: 3,67 (3)
Загрузка...

Третьяковская галерея Москвы

Третьяковская галерея Москвы (или попросту «Третьяковка») имеет самое большое в мире собрание российского искусства – более чем 100 тысяч полотен, и её стоит посетить каждому. Своим существованием галерея обязана купцу Павлу Третьякову (1832-1898 годы), который начал собирать предметы русского искусства, когда ему было 34 года, а в 1892 году пожертвовал 2 тысячи работ Москве, вместе со своим собственным домом и другими зданиями, объединёнными после его смерти фасадом в неорусском стиле, выполненным художником Виктором Васнецовым.

Третьяковская галерея («Старая» Третьяковка) Москвы

Краткое описание Третьяковской галереи

Влияние Третьякова на российское искусство было огромно, поскольку без его покровительства многие художники, возможно, никогда не достигли бы успеха или не создали больших картин, требовавших многолетней работы. Национализированная после революции, галерея приняла на хранение конфискованные иконы и картины и продолжала приобретать предметы искусства социалистического реализма, увеличив свои коллекции почти в 5 раз.

«Старая» Третьяковка Москвы

«Старая» Третьяковка

Хотя площадь выставочного пространства музея была удвоена в 1930-х годах, недостаток места оставался весьма острой проблемой даже после постройки нового здания на Крымском Валу; проблема частично была решена только после реставрации исторического здания музея в Замоскворечье, повторно открытого для публики в 1995 году. Единственное, что не всегда удобно для посетителей: ведь хочется посетить обе галереи, чтобы насладиться во всей полноте русским искусством, а это означает две поездки и двойной расход на входные билеты.

В данной статье описаны шедевры «Старой» Третьяковской галереи, расположенной в центре Замоскворечья, – выставки икон, портретов и работ мастеров со Средних веков до конца XIX столетия. Для того чтобы увидеть произведения искусства футуристов и мастеров социалистического реализма XX века, вам необходимо посетить Третьяковскую галерею на Крымском Валу («Новая» Третьяковка), описанную в статье «От Крымского Вала до Павелецкого вокзала».

Билетная касса «Старой» Третьяковки в Москве

Билетная касса «Старой» Третьяковки

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Государственная Третьяковская галерея («Старая» Третьяковка) расположена в 5 минутах ходьбы от станции метро «Третьяковская»: выйдя из метро, поверните налево, перейдите через дорогу, идите прямо, затем поверните направо, и вы увидите богато расписанный галерейный фасад в Лаврушинском переулке. Часы работы (10.00-19.30;) являются удобными, но касса закрывается в 18.30.

Билеты (студентам – за полцены) продаются в холле, расположенном в полуподвальном этаже, здесь имеются гардеробы для верхней одежды и места хранения для сумок. Фотоаппараты и фотокамеры необходимо также сдать в гардероб, поскольку фотографировать в залах галереи не разрешается. Если необходимо, можно взять напрокат инвалидную коляску, а на все этажи можно попасть ещё и на лифте.

Лестница «Старой» Третьяковки в Москве

Лестница «Старой» Третьяковки

Хотя поэтажные планы экспозиции, помещённые на карте, должны вам помочь, расположение залов галереи является запутанным; так, некоторые из его тематических залов занимают оба этажа галереи, в то время как Зал средневекового искусства находится в конце рекомендованного для осмотра маршрута, который начинается на втором, а заканчивается на первом этаже галереи. Также имейте в виду, что номера залов, указанных над дверями, относятся к следующему залу, а не к тому, в котором вы находитесь. Для иностранных туристов на некоторых экспонатах сделаны таблички на английском или французском языках.

Можно заранее заказать полуторачасовую экскурсию, купить обзор в агентстве «Патриарший Дом Турз» либо просто ходить позади группы, бесплатно слушая комментарии экскурсовода. Ещё один способ: вы можете взять на прокат аудиогида (в залог требуется оставить документ, удостоверяющий вашу личность) или приобрести иллюстрированный путеводитель, в котором имеется краткая информация по всем залам галереи, хотя этот способ считается немного устаревшим.

Экспозиция «Старой» Третьяковки в Москве

Экспозиция «Старой» Третьяковки

Описание в данной статье отличается от обычного маршрута по Третьяковской галерее: оно демонстрирует залы средневекового искусства сначала (а не в последнюю очередь), что даёт лучшее представление о развитии русского искусства и не требует в конце возвращения назад. В полуподвальном этаже вы найдёте пункт обмена валюты, банкоматы, информационное бюро, художественные лавочки и уборные. Там же есть шикарное дорогое кафе (10.00-23.00), расположенное у главного входа, и несколько киосков быстрого питания прямо за углом на пути к станции метро.

  • Храм Святителя Николая в Толмачах

К южному крылу галереи частично примыкает церковь (храм-музей) XVII века в Толмачевском переулке. В 1990-х годах она была оснащена кондиционерами и устройствами безопасности так, чтобы некоторые из самых почитаемых в России икон могли быть возвращены в Божию обитель – как того хочет церковь, в то время как Третьяковская галерея оставила бы за собой право собственности на них и гарантировала их сохранность.

Храм Святителя Николая в Толмачах Москвы

Храм Святителя Николая в Толмачах

Наиболее почитаемая икона Владимирской Божией Матери, по преданию, написанная святым Лукой, но фактически относящаяся к началу XII века. Привезённая из Константинополя (сегодняшний Стамбул) в Киев, затем во Владимир, а в 1395 году – в Успенский собор Кремля, она стала символом национального единства, ей приписывалась защита Москвы от полчищ Тамерлана.

На главном иконостасе – шедевры XVII века из Оружейной палаты Кремля. В церковь можно пройти по крытому переходу, по лестнице из полуподвального этажа галереи или непосредственно с улицы – но вы должны иметь входной билет в галерею, чтобы предъявить его охране. Церковный храм лучше всего осмотреть перед посещением остальной части галереи, поскольку она открыта только с полудня до 16 часов.

Шедевры «Старой» Третьяковки в Москве

Шедевры «Старой» Третьяковки

  • Русское искусство Средних веков (залы № 56-62)

В Зал средневекового русского искусства, расположенный на первом этаже, можно попасть по лестнице на правой стороне полуподвального холла; этот зал эстетически отличается от остальной части собрания Третьяковской галереи. В течение 600 лет почти единственной формой изобразительного искусства в России было религиозное искусство – мозаики, фрески и, прежде всего, иконы. Иконы (от греческого слова эйкон – изображение, образ) пришли в Россию из Византии, так же как и православное христианство.

Иконы писали на деревянных досках, покрывали льняным маслом и амброй, на них лежит налёт от копоти свечей; эти священные иконы устанавливали в ряды, формируя иконостасы в церквях, вешали в красный угол в каждом русском доме. В основном иконы почитались в народе, но некоторые из них, те которые не исполнили заветную просьбу, иногда разбивались их разгневанными владельцами.

Иконы «Старой» Третьяковки Москвы

Иконы «Старой» Третьяковки

Бронирование гостиниц
Отели по доступным ценам
большой выбор жилья
Бронирование авиабилетов
Дешёвые билеты на самолёт
крайне выгодная цена

Иконы ценились, скорее, за их религиозное и духовное содержание, а не за художественные достоинства. Один российский критик утверждает, что явная уплощённость изображения на иконах отражает взгляд на каждую человеческую душу как на центр Вселенной, в отличие от пространственного и духовного дистанцирования, подразумеваемого перспективой Ренессанса.

Икона «Воинство Небесного Царя» Третьяковки Москвы

Икона «Воинство Небесного Царя»

Анатомический реализм был первоначально запрещён как напоминание о большом несовершенстве человека, но постепенно стал допускаться. В собрании Третьяковки имеются работы всех основных школ, включая некоторые иконы, глубоко почитаемые верующими, которые молятся перед ними.

В зале № 56 экспонируются самые старые образцы русского искусства, относящиеся к XIII веку, к временам, предшествующим монгольскому нашествию. Налево от входа расположена мозаика «Димитрий Солунский» и фреска, изображающая святого Николая из Михаило-Архангельской церкви в Киеве, напротив висит редкий каменный барельеф из той же церкви, изображающий двух всадников.

Древние иконы «Старой» Третьяковки Москвы

Древние иконы Третьяковки

В стеклянной витрине экспонируется двухсторонняя икона «Спас Нерукотворный», отражающая легенду о том, что Христос сотворил своё изображение на ткани, чтобы вылечить болезни правителя Эдессы. В дальнем конце зала – 2-метровые изображения святого Георгия и Устюжского Благовещения, самые старые иконы (около 1130-1140 годы), хранившиеся в Великом Новгороде. Россия переняла у Византии шесть типов иконописных изображений Божией Матери, два из которых были наиболее популярны: Одигитрия, которая спокойно сидит, а на её коленях – отрок-Христос; и Елеуса, или Богоматерь Умиление, которая любовно обнимает ребёнка-Христа.

Русский народ всегда предпочитал последнюю, и молились Деве Марии как Божией Матери (Богоматери, или Богородице). С тех пор как икона Владимирской Божией Матери была передана часовне Третьяковской галереи, самым известным иконографическим изображением в зале № 57 была Богоматерь Великая Панагия, представляющим Богоматерь как небесную владычицу с Христом Эммануилом; эта икона была обнаружена в чулане монастыря в Ярославле в 1919 году.

Красочные иконы «Старой» Третьяковки Москвы

Красочные иконы Третьяковки

Зал № 58 представляет иконы новгородской и псковской школ XIII-XV веков. Налево от двери – изображение святых Бориса и Глеба, которых убил их брат, чтобы не делить с ними их общее наследство, а справа – икона «Сражение новгородцев и суздальцев», посвящённая осаде Новгорода (1170 год) и его спасению иконой Знамения Божией Матери; попавшая в икону вражеская стрела отскочила, и таким образом икона подала новгородцам знак, чтобы они атаковали противника, выйдя за стены города, и так разбили суздальцев. Обратите внимание также на типично псковскую икону «Святая Параскева и три старца», которые изображены в белых одеждах, украшенных чёрными крестами.

Один из множества мастеров и учёных, которые бежали в Россию перед падением Константинополя, Феофан Грек (работы 1340-1405 годов) был справедливо назван «русским Эль Греко». Хотя он, как говорят, расписал сорок церквей перед своим прибытием в Москву, всё, что сохранилось – это его фрески в Преображенской церкви во Владимире и его иконы в Благовещенском соборе в Кремле.

Одна из икон «Старой» Третьяковки Москвы

Одна из икон Третьяковки

В зале № 59 экспонируется его икона «Донская Богоматерь» и приписываемая школе Феофана Грека икона начала XV века «Преображение», на которой изображён Христос на вершине горы Табор с неверующими, сражёнными лучами, исходящими от его чела. Другой превосходной иконой является так называемое «Голубое Успение» из Твери, изображающее апостолов, парящих на облаках, окружённых ангелами (справа во втором сверху ряду).

Зал № 60 посвящён двум величайшим иконописцам средневековой Руси. Дионисий (работы 1440-1508 годов) был первым известным непрофессиональным художником, совершенствование мастерства которого совпало с повышающимся спросом на иконы, которые имели распространение во всех слоях общества, начиная с дворянства и купечества и заканчивая крестьянством.

Иконы «Деисусный чин» Третьяковки Москвы

Иконы «Деисусный чин»

Его «Спас в силах» (обрамлённый красным ромбом, тёмно-зелёным овалом и красным четырёхугольником, символизирующими славу Христа, его земную и небесную мощь) был когда-то главной иконой Деисусного ряда (чина) Павло-Обнорского монастыря, в то время как иконы, располагающиеся около неё, были созданы сыновьями Дионисия и принадлежали Деисусному ряду Ферапонтова монастыря.

Работы монаха Андрея Рублёва (работы 1360-1430 годов) более пронзительные и мистические, его манера письма сразу поражает заключённой в них энергетикой и тонким изяществом. Огромные лики Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла, которые он создал для Звенигородского собора, казались современникам «нарисованными на облаках».

Иконы «Звенигородский чин» Третьяковки Москвы

Иконы «Звенигородский чин»

Рядом находятся иконы «Сошествие в ад», «Благовещение» и «Воскресение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире, где Рублёв и Даниил Чёрный также создали Деисусный чин (ряд), состоящий из увеличенных фигур, включающих икону «Христос на престоле». В Третьяковской галерее имеется также «Троица» Рублёва, икона, относящаяся к более позднему времени, золотые и синие ангелы которой кажутся наполненными радостью и светом, как говорил о ней сам Рублёв; он нарисовал эту икону по заказу Троицкого монастыря, в котором он пребывал в качестве послушника.

В зале № 61 находятся работы XVI веков Московской школы и Северной Руси. Большая горизонтально расположенная икона «Вход в Иерусалим» посвящена взятию Казани Иваном Грозным и изображает царя и его армию, возвращающихся из горящей крепости в святой город Иерусалим, символизирующий Москву. Рядом висят две прекрасные иконы «Святой Георгий» и «Змий», которые были приняты в качестве эмблемы Московского государства Иваном III. Также обратите внимание на икону «Страшный суд» из Новгорода, изображающую Христа, следящего за взвешиванием человеческих душ, и зелёного змия – порождение антихриста, корчащегося внизу у ног крылатого сатаны.

Икона «Троица» Третьяковки Москвы

Икона «Троица»

Выставка заканчивается в зале № 62 иконами XVII века, когда появление лежащих фигур на иконах (например, на иконе строгановского письма «Гимн ангелов Иже херувимы») и стилизованная форма портретной живописи, или создание парсун (представленная ранним портретом боярина Скопина-Шуйского), явились провозвестниками светских форм искусства. Возможно, последним крупным иконописцем был Симон Ушаков (1626-1686 годы), который возглавлял иконописную студию кремлёвской Оружейной палаты и был также создателем фресок и теоретиком искусства.

На его иконе «Насаждение древа государства Российского», расположенной в дальнем конце зала, изображена Владимирская Богоматерь, дарующая свое покровительство правителям государства. Недалеко висит редкая икона «Святой Василий» неизвестного художника, изображающая святого, блуждающего обнаженным за стенами Кремля. Другие иконы можно увидеть в секции сокровищ (зал № 55), расположенной на этом же этаже.

Бронзовый бюст Кикина Третьяковки Москвы

Бронзовый бюст Кикина

  • Портретная живопись и академические произведения (залы № 1-15)

XVIII век был переломным моментом в российском искусстве, когда светская живопись и скульптура вытеснили иконографию, и вперёд выступила портретная живопись. Если Пётр Великий был первым, кто стал собирать иностранную живопись и посылал российских художников на обучение в Европу, то его дочь Елизавета учредила Академию художеств (1757 год), которая поддерживала российское искусство вплоть до второй половины XIX столетия.

Её учебный план был составлен по примеру французской Академии художеств и позднее был ограничен царской цензурой: художникам советовали придерживаться классических тем, безопасных жанровых сцен или официальных портретов. Так как государственные субсидии составляли большую часть дохода художников, они были вынуждены делать это – или работали за границей. Традиционный маршрут начинается со второго этажа, на который можно попасть, пройдя по лестнице из полуподвального этажа, минуя написанную по-английски табличку «Вход», а затем комнату, в которой имеется список спонсоров Третьяковки, а после ещё один лестничный пролёт.

Портрет Петра III Третьяковки Москвы

Портрет Петра III

В зале № 1 демонстрируются произведения иностранных художников, которые работали в России, и ранних русских живописцев, в том числе Ивана Никитина (около 1680-1742 годы), чьи прижизненные портреты сестры Петра Великого Натальи и канцлера Головкина не спасли его от обвинения в измене в период правления императрицы Анны Иоанновны. Скульптура развивалась медленнее, первым настоящим российским скульптором был Федот Шубин (1740-1805 годы), бюсты аристократов его работы экспонируются в зале № 2 .

Алексей Антропов (1716-1795 годы) обучался на иконописца, но позднее обратился к портретной живописи под влиянием своего учителя итальянца Пьетро Ротари. Его яркий портрет Петра III, демонстрирующийся в зале № 3, выдерживает сравнение с портретом Екатерины II (Великой) другого ученика Ротари, Фёдора Рокотова (1736-1808 годы), которого за использование в дальнейшем его творчестве бокового освещения и серебристых оливковых оттенков сравнивали с Гейнсборо.

Картина «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» Третьяковки Москвы

Портрет Екатерины II на прогулке

Из многочисленных крепостных художников, обучавшихся на средства графа Шереметева, наиболее талантливым был Иван Аргунов (1729-1802 годы), чья картина «Портрет неизвестной в крестьянском костюме» (расположена направо от входа в зал № 4), по всеобщему признанию, воплощала русский идеал женской красоты. Наиболее часто встречающимся персонажем различных картин была Екатерина Великая, восторженная покровительница искусства, которую родившийся на Украине художник Дмитрий Левицкий (1732-1822 годы) изобразил законодательницей на фоне драпировки и дымки (зал № 5).

В отличие от типичных официальных портретов, которые Екатерина дарила другим монархам, менее парадной является картина ученика Левицкого Владимира Боровиковского (1735-1825 годы), которая висит в зале № 7; на ней императрица в домашней одежде изображена во время прогулки со своей собачкой («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»). С исторической точки зрения интересны виды «Красной площади в Москве» и «Невы в Санкт-Петербурге» Фёдора Алексеева (1753-1824 годы) и «Портрет Павла I» Степана Щукина (1762-1828 годы), расположенные в зале № 6.

Картина «Красная площадь в Москве» Третьяковки

Картина «Красная площадь в Москве»

Первым живописцем-романтиком России был Орест Кипренский (1782-1836 годы), незаконный сын дворянина и крепостной, который как автор картины «Портрет Пушкина» (расположена справа от входа в зале № 8) был обвинён в связях с декабристами и умер в ссылке от туберкулёза. Двое из его современников, которые также провели много лет в Италии, но сумели стать академиками в России, – Карл Брюллов (1799-1852 годы) и Александр Иванов (1806-1858 годы).

Брюллов наиболее известен своей картиной «Последний день Помпеи», хранящейся в Русском музее Санкт-Петербурга, но его любовь к театральности становится очевидной при рассмотрении малодинамичной картины «Осада Пскова» (зал № 9). Монументальный холст Иванова «Явление Христа народу», который считается основной картиной зала № 10, стал результатом многолетней работы над предварительными эскизами, которые показаны здесь же рядом с картинами, отражающими его воспоминания о пребывании в Италии, например «Аполлон и мальчики», «Оливы в Альбано» (другие картины находятся в зале № 12).

Картина «Явление Христа народу» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Явление Христа народу»

В зале № 13 демонстрируются лёгкие жанровые портреты Василия Тропинина (1776-1857 годы), который обучался на кондитера, до того как в возрасте 48 лет окончил Академию. Более увлекательными являются погружающие зрителя в размышления сцены сельской жизни Алексея Венецианова (1780-1847 годы), который никогда не учился в Академии и находил своих персонажей в маленьком имении, которое он приобрёл в Тверской области; там он рисовал сельскохозяйственные работы и человеческую жизнь на фоне этих работ; они отражены в таких картинах, как «На пашне», «Весна» и «Причащение умирающей» (зал № 14).

В зале № 15 посмотрите три картины Павла Федотова (1815-1852 годы), произведения которого подвергались цензуре, а сам он был исключён из Академии, сошёл с ума и умер в сумасшедшем доме. «Сватовство майора» изображает купеческую дочь, в смущении отвергающую ухаживания знатного военного, «Свежий кавалер» изображает мелкого чиновника, горделиво демонстрирующего полученный им крест, надетый на домашний халат, а «Завтрак аристократа» показывает беспутного юнца, удивлённо встречающего нежданных гостей.

Картина «Неравный брак» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Неравный брак»

  • Художники-реалисты и передвижники (залы № 16-31 и 35-37)

Во второй половине XIX века жанровая живопись всё более и более вдохновлялась идеями реализма и интересом к социальным проблемам, отражая растущее гражданское самосознание российского общества. В 1863 году 14 самых талантливых учеников Академии отказались рисовать картины на мифологические сюжеты, которые им назначили их профессора в качестве экзаменационного задания, и покинули Академию.

Они создали союз художников, который стал основой (в 1870 году) Товарищества передвижных художественных выставок и движения, которое избегало цензуры, устраивая выставки в провинции, и которое стало предвестником волны художественных движений, распространившихся в России накануне революции (члены союза стали известны как передвижники).

Картина «Охотники на привале» Третьяковки Москвы

Картина «Охотники на привале»

Зал № 16 ясно демонстрирует, что царские цензоры допускали критику общества, но не самодержавия. Василий Пукирев (1832-1890 годы) смог выдвинуть на обозрение публики тяжёлое положение девушки, принуждённой выходить замуж за старого распутника на картине «Неравный брак», Валерий Якоби (1834-1892 годы) – обличать жестокость уголовной системы в картине «Привал арестантов», а Константин Флавицкий (1830-1866 годы) изобразил княжну Тараканову, тонущую в своей камере, как невинную жертву государственного преследования.

Сибиряк Василий Перов (1834 -1882 годы) вызвал фурор своей картиной «Сельский крёстный ход на Пасхе», изображающей священника, который выходит с постоялого двора (картина, кажется, была снята с экспозиции), и поразил самых строгих критиков проникновенным «Портретом Достоевского» и крупномасштабными историческими полотнами, такими как «Проповедь в селе», которая представлена в зале № 17.

Картина «Радуга» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Радуга»

В залах № 18 и 19 демонстрируется появление пейзажной живописи как лирического жанра. Лидером московской школы был Алексей Саврасов (1830-1897 годы), навевающий печальное настроение пейзаж которого «Грачи прилетели» является для русской пейзажной живописи тем же, чем является пушкинский «Евгений Онегин» для русской литературы; в то время как Фёдор Васильев (1850-1873 годы) был близок Лермонтову в своём воспевании Крыма.

Иван Айвазовский (1817-1900 годы) сумел передать ощущение налетающего шторма в картинах «Бурное море» и «Радуга», Алексей Боголюбов (1824-1896 годы) прославился своими пейзажами улиц и площадей Санкт-Петербурга; а крымский грек Архип Куинджи (1842-1910 годы) запечатлевал на холсте реки, острова и степи России (зал № 21).

Картина «Христос в пустыне» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Христос в пустыне»

Одним из самых известных художников-передвижников был Иван Крамской (1837-1887 годы), автор портретов Толстого, «Неизвестная», которая, как считали, явилась прототипом для Анны Карениной, а также картины «Христос в пустыне», которую Крамской «писал слёзами и кровью». «Она глубоко выстрадана мною, – отмечал он, – она – итог многолетних исканий…» (зал № 20).

В то время как большинство передвижников соглашалось с социалистом Чернышевским в том, что искусство только тогда настоящее, когда оно социальное, Академия поклонялась культу красоты и древности, воплощённому в картинах «Танец среди мечей» и «Оргия времён Тиберия на острове Капри» Генриха Семирадского (1843-1902 годы), представленных в зале № 22.

Картина «Богатыри» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Богатыри»

Василий Максимов (1844-1911 годы), напротив, оставляет Академию для того, чтобы писать сельскую жизнь, наблюдать закат дворянства (в картине «Всё в прошлом») так же сочувственно, как и тяжёлое положение безземельных крестьян (зал № 23). Другие художники сосредоточились на изображении природы. Ивана Шишкина (1832-1898 годы) отличали его коллеги за его скрупулёзную прорисовку листвы на таких картинах, как «Утро в сосновом лесу» и «Еловый лес», которые висят в зале № 25, расположенном около лестницы, ведущей из зала № 56 на первый этаж.

1860-е и 1870-е годы были временем переоценки ценностей в вопросе национального самосознания россиян. Виктор Васнецов (1846-1926 годы) был основоположником неорусского стиля и прославлял славянское прошлое России в таких картинах, как «Богатыри» и «После побоища Игоря Святославича с половцами» (зал № 26), которые некоторые критики считают менее удавшимися по сравнению с более поздними картинами, навеянными русскими сказками, демонстрирующимися в Доме-музее Васнецова.

Картина «Апофеоз войны» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Апофеоз войны»

Василий Верещагин (1842- 1904 годы) участвовал в нескольких русских военных кампаниях в качестве официального военного художника, хотя проповедовал идеи пацифизма и был очарован Средней Азией, сравнивая её жизнь с «цивилизованными» способами правления российских царей (зал № 27). Прославившись своими картинами «Апофеоз войны» и «Скобелев на Шипке» (на которой Верещагин изобразил самого себя на серой лошади позади генерала, отвечающего на приветствие воинов), он погиб в проигранном российским флотом сражении в Цусимском проливе.

Творчество самого известного исторического живописца России Василия Сурикова (1846-1916 годы) представлено четырьмя холстами в зале № 28. Картины «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» изображают мучеников, вставших на защиту традиционных ценностей. «Посещение царевной женского монастыря» намекает на судьбу царевны, осуждённой на заключение в женский монастырь, в то время как картина «Меншиков в Березове» представляет зрителям впавшего в немилость князя, вспоминающего в сибирской избе о прошедших днях своей славы при Петре Великом.

Картина «Боярыня Морозова» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Боярыня Морозова»

Залы № 29 и 30 посвящены великому художнику-реалисту Илье Репину (1844-1930 годы), чьи симпатии к простому народу были выражены в картине «Крёстный ход в Курской губернии» и в такой выразительной работе, как «Не ждали», изображающей возвращение ссыльного из изгнания. Его мучающийся угрызениями совести Иван Грозный, обнимающий своего мёртвого сына, до сих пор потрясает до глубины души; также в галерее представлен откровенный репинский портрет известного русского композитора Мусоргского.

Хотя Николай Ге (1831-1894 годы) переосмысливал библейские сюжеты, например в «Голгофе» или «Гефсиманском саду», в удивительной своеобразной манере, которая явилась предтечей импрессионизма, публика предпочитает его академические исторические работы, особенно картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», находящуюся в зале № 31. Отсюда легче пройти по короткому лестничному пролёту в зал Врубеля, вместо того чтобы спускаться по параллельной лестнице для осмотра остальной части экспозиции, посвящённой передвижникам, расположенной внизу.

Картина «Приём старшин Александром III» Третьяковки Москвы

«Приём старшин Александром III»

Там, в зале № 35, демонстрируются жанровые пейзажи Василия Поленова (1884-1927 годы), включая любимые публикой картины «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Среди учителей». Посмотрите портрет Чехова среди пейзажей в зале № 36. Выставка передвижников заканчивается в зале № 37 работами Исаака Левитана (1860-1900 годы), одного из самых талантливых российский пейзажистов XIX века, почитаемого за прозрачность, лёгкость и мягкий свет его работ, как, например, в картинах «Вечерний звон» и «Над вечным покоем».

  • Врубель, символизм и «Мир искусства» (залы № 32-34 и 38-48)

Михаил Врубель (1856-1940 годы) имел влияние на русское искусство, подобное тому, какое имел Сезанн на западное; он вышел из Абрамцевского художественного кружка, чтобы примкнуть к движению символистов, которое восстало против реализма. Постимпрессионизм, символизм, новое искусство и экспрессионизм достигли России почти одновременно, образовав гремучую смесь, бурление которой было не меньшим, чем в западноевропейском искусстве, его можно было сравнить с политической и социальной лавиной.

Картина «Демон (сидящий)» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Демон (сидящий)»

В высоком зале на втором этаже (зал № 33) демонстрируются огромные витражи, изготовленные для особняков богатых москвичей, типа витражей из серии «Фауст» из Готического кабинета Морозова в его доме на улице Спиридоновке. «Сирень» Врубеля похожа по фактуре на коралловые рифы и столь же грандиозна, как «Водяные лилии» Моне, в то время как «Демон (сидящий)» – одна из ряда картин, навеянных одноимённой поэмой Лермонтова, которая привела его на грань безумия.

В 1902 году, накануне открытия четвёртой выставки «Мира искусства», Врубель заперся в галерее с бутылкой шампанского и полностью переписал эту картину; на следующее утро он был найден невнятно бормочущим нечто бессвязное и отправлен в сумасшедший дом. Два смежных зала – № 32 и 34 – посвящены Николаю Рериху (1874-1947 годы), для которого Киевская Русь и восточные цивилизации были духовными путеводными звёздами. Длинные корабли варягов и крепости, написанные Рерихом, напоминают иллюстрации из учебника истории для младших школьников.

Картина «Юность преподобного Сергия» Третьяковки Москвы

Картина «Юность преподобного Сергия»

В музее Рериха можно увидеть ещё много его работ. Экспозиция, расположенная на первом этаже, концентрирует внимание посетителей на множестве художников, представляющих различные движения; она начинается с зала № 38. Неорусский романтизм представлен картинами Аполлинария Васнецова (1856-1927 годы) – брата Виктора Васнецова – и Андрея Рябушкина (1861-1904 годы), оба специализировались на изображении Московской Руси XVII века.

Ранние пейзажи Константина Юона (1875-1958 годы) не дают никакого намёка на тот фейерверк красок, который он воплощал в своих картинах в более поздний период (демонстрируются в новом здании Третьяковской галереи), в то время как Филипп Малявин (1869-1940 годы) шёл в своём творчестве от невыразительных светских портретов до блистательных образов крестьянских женщин, подобных тем, что он создал в картине «Вихрь» в малиновых тонах, которая является основной картиной всего зала.

Картина «Вихрь» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Вихрь»

Михаил Нестеров (1862-1942 годы), один из членов Абрамцевского художественного кружка, черпал вдохновение в православной духовности. «Видение отроку Варфоломею» изображает мгновение, в которое святой Сергий Радонежский впервые почувствовал прикосновение Бога, жизнь монахов Соловецкого монастыря отражена в картинах «Молчание» и «Пустынник», тогда как в картине «Святая Русь» передан взгляд Нестерова на Россию как на духовный идеал (зал № 39).

Пройдя через зал № 40 (откуда начинается выставка средневекового искусства), вы найдёте два зала с картинами Валентина Серова (1865-1911 годы), художника Абрамцевского кружка, который с симпатией относился к импрессионизму и имел славу светского портретиста. Среди персонажей, изображённых на картинах в залах № 41 и 42, – Римский-Корсаков, Шаляпин, Левитан, Суриков, здесь находится несколько портретов Морозова и портрет дочери покровителя художественного кружка Саввы Мамонтова, изображённой на картине «Девочка с персиками», с которой очень любят делать репродукции.

Картина «Девочка с персиками» Третьяковской галереи Москвы

Картина «Девочка с персиками»

Другим русским импрессионистом и художником, которого поддерживал Мамонтов, был Константин Коровин (1861-1939 годы), чья поездка вместе с Серовым по Мурманскому краю, где Мамонтов строил железную дорогу, вдохновила его на такие работы, как «Северная идиллия» – хотя среди его работ чаще встречаются зарисовки парижских уличных сцен, расположенные в зале № 43 . Коровин эмигрировал во Францию после революции и умер от голода в трущобах Парижа.

Большинство художников из первой волны символистов принадлежало к движению «Мир искусства», оформившемуся в Санкт-Петербурге; во главе этого движения стояли Дягилев и Бенуа, создатели труппы «Русского балета Дягилева». Многие из балетных постановок были оформлены Львом Бакстом (1866-1924 годы) и Александром Головиным (1863-1930 годы), которые применяли методы декорационного искусства к камерной живописи, как это было в картине «Сиамский священный танец» Бакста и в портрете Шаляпина в роли Олоферна работы Головина.

Картина «Северная идиллия» Третьяковки Москвы

Картина «Северная идиллия»

Если на творческую манеру Константина Сомова (1869-1939 годы) повлиял французский маньеризм XVIII века, то Борис Кустодиев (1878-1927 годы) отдавал своё предпочтение таким ярким, красочным, явно «русским» картинам, как, например, «Масленица» и «Сенокос». Другой очень популярной картиной в зале № 44 является «За туалетом. Автопортрет» Зинаиды Серебряковой (1884-1967 годы).

После Врубеля самым известным символистом своей эпохи был Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905 годы), который в детстве получил травму позвоночника и остался калекой; его картины «Призраки», «Водоём» и «Сон божества» навевают мысли об ином, нереальном и прекрасном мире (зал № 45).

Картина «За туалетом. Автопортрет» Третьяковки Москвы

Картина «За туалетом. Автопортрет»

К началу 1900-х годов русское и западное искусство развивались в тесной взаимосвязи друг с другом и были взаимодополняющими; Кандинский и Шагал, например, обучались в Мюнхене и Париже, а в Москве проводились международные выставки символистов. Ведущими мастерами движения русских символистов «Голубая роза» были Павел Кузнецов (1878-1968 годы) и армянин Мартирос Сарьян (1880-1972 годы), чьи таинственные, как будто застывшие пейзажи повлияли на немецкую школу – «Голубой всадник» (зал № 46).

Зал, полный скульптур, обозначает конец хронологической экспозиции в зале № 47, где показаны ранние работы Натальи Гончаровой (1881-1962 годы) и Михаила Ларионова (1881-1964 годы), которые лишь намекают на последующее увлечение примитивизмом их авторов, направлением, которое явилось импульсом для развития авангардистского искусства 1900-х годов. Их более поздние работы – так же как и работы футуристов – можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Картина «Золотая осень» Третьяковки Москвы

Картина «Золотая осень»

  • Графика и сокровища (залы № 49-55)

Последние два раздела Третьяковки посетители обычно пропускают, если только не забредают туда случайно, но эти залы стоит посмотреть, потому что некоторые экспонаты, выставленные здесь, восхитительны. Если у вас есть только час на то, чтобы провести его в галерее, то раздел графического искусства (залы № 49-54) на первом этаже предлагает короткое знакомство с гравюрами, рисунками и акварелями многих художников, живопись которых представлена в других залах. Основными шедеврами являются «Золотая осень» Левитана, испанские картины Сурикова, гуаши Бакста, Лансере и других художников объединения «Мир искусства» и эскизы к картинам Шагала, Малевича, Кандинского и Попова.

Зал № 54 представляет собой вход в галерею сокровищ, отдельную длинную комнату с витринами, в которых экспонируются расшитые жемчугом покровы, в XVI веке укутывавшие иконы Божией Матери; икона святого Николая Можайского, которая когда-то была укреплена над Никольскими воротами Кремля, и другие иконы в великолепных серебряных окладах. Здесь вы можете также увидеть ювелирные изделия, выполненные в мастерских, которые вполне могли бы конкурировать с произведениями мастеров дома Фаберже.

  • Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок) на карте Москвы



Трансферы

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Капча *Капча загружается...

Купить страховку за границу