Пока нет оценок
Загрузка...

Античный город Афродисия

Начиная знакомство с Турцией стоит совершить небольшую экскурсию вглубь страны, переправившись через широкую долину реки Большой Меандр в Афродисию и Памуккале. Дорога туда пролегает через небольшой провинциальный городок Айдын, в античности Траллес. В этом городе с населением 135 тысяч человек, центре области, где выращиваются фрукты, будет интересно посетить Городской музей и мечеть Рамазан-паши (1594 год). Среди бесценных археологических сокровищ Турции одно из самых известных – руины города Афродисия возле Гэйре, куда можно попасть через Назилли и Караджасу. Этот античный город расположен на плоскогорье высотой 550 метров у подножия горы Баба Дагы  высотой 1790 метров.

Своё манящее название город обрёл во времена римского господства (II век до нашей эры – IV век до нашей эры), и на эти же годы пришёлся период его расцвета. Главным святилищем здесь был храм, посвящённый богине любви Афродите (римской Венере). Кроме того, город считался центром искусства и науки: в нём находилась известная в древности школа скульпторов. При императоре Феодосии I, когда в 391 году христианство стало государственной религией, положение Афродисии пошатнулось: византийские императоры изменили отныне неугодное имя города на Ставрополис («город креста»), постепенное разорение довершили землетрясения и набеги сельджуков.

Руины античной Афродисии

Краткая история Афродисии

Афродисия (Афродисиас) находится в месте, которое было заселено одним из первых в Анатолии. Здесь найдены могильники каменного и бронзового века, среди которых и холм, где сейчас располагается театр. Когда-то здесь существовал своеобразный культ плодородия, который был связан с сельскохозяйственной культурой долины реки. Нин, ассирийская богиня любви и войны, слилась здесь в единый образ с семитской богиней Иштар, чьи атрибуты, в конце концов, перешли к греческой Афродите.

Несмотря на своё стратегическое местоположение на границе между Карией, Лидией и Фригией, а также в непосредственной близости от многих торговых путей, Афродисия на протяжении столетий оставалась лишь святилищем и стала большим городом только во II веке до нашей эры. Таким образом, жители Афродисии были вознаграждены за поддержку римлян во время второго восстания царя Митридата.

Им были пожалованы многие привилегии, в том числе право укрываться на территории храма Афродиты, а сам быстро разрастающийся город долгое время находился под патронатом различных римских императоров, постепенно превращаясь в большой культурный центр. Он был особенно знаменит своей школой ваяния, возникшей благодаря местным карьерам, в которых добывался высококачественный мрамор. Скульптуры, выполненные в Афродисии, можно было найти в любом уголке империи, в том числе и самом Риме.

Тетрапилон Афродисии

Возможно, из-за любви к каменным изображениям, а также к прибыльному культу Афродиты, напоминающему культ Афродиты в Книдосе, язычество процветало здесь и через два столетия после того, как Феодосий провозгласил его вне закона. Даже когда храм Афродиты был превращён в благопристойную базилику, а город переименован в Ставрополис (Город Креста), провозглашённое здесь христианство было представлено тут лишь несколькими сектами обращённых.

Культ любви защищал Афродисию с самого её создания, но в IV веке всё-таки возникла необходимость строительства городской стены. Однако она не спасла от двух землетрясений и набегов врагов, и во времена Византийской империи Афродисия постепенно пришла в упадок. К XIII столетию она окончательно стала безлюдной, её прежняя слава померкла, а во времена Османской империи на её руинах возникла деревня Гэйре, название которой происходит от искажённого слова «Кария».

С тех пор романтически настроенные путешественники обязательно останавливались здесь, чтобы разобрать и переписать сделанные на обломках надписи, но никто даже не подозревал о её скрытых под землёй богатствах. В начале прошлого века сначала французские, а потом итальянские исследователи стали бесцельно копаться здесь в земле, но только в 1961 году команда археологов Нью-Йоркского университета под руководством доктора Кенана Эрима получили разрешение провести здесь полноценные раскопки.

Со смертью доктора Эрима в 1990 году (он похоронен в Афродисии) работы здесь закончились. С тех пор не найдено ни одного нового памятника, а научные исследования сосредоточились на реставрации, документации и обобщении собранного материала. Афродисию намереваются превратить во второй Эфес, и результат, конечно, может получиться впечатляющий, тем не менее, сейчас некоторые из самых интересных местных объектов закрыты для туристов.

Руины Себастеона Афродисии

Достопримечательности Афродисии

Обзорная экскурсия сначала ведёт от входа к Тетрапилону, торжественному порталу, сооружённому во II веке. Его бороздчатые колонны, вероятно, обрамляли вход в храм Афродиты, расположенный западнее. Стадион  длиной 262 метров и шириной 59 метра, вмещавший 30 тысяч зрителей, обладает лучшей из дошедших до нас беговых дорожек классической античности.

Отсюда мы возвращаемся обратно на юг, к храму Афродиты (I век до нашей эры) – зданию, первоначально построенному в ионическом стиле. Главной святыней храма, насколько известно, была трёхметровая статуя Афродиты. В нескольких шагах отсюда видны руины византийского епископского дворца с мраморными наборными полами, а к востоку от него находится Одеон (концертный зал) II века, когда-то защищённый крышей.

Пройдя мимо Агоры (рыночной площади) и больших терм Адриана (II век), мы наконец поднимаемся на Акрополь, чтобы с верхних рядов театра (I век до нашей эры) насладиться фантастическим видом на окрестности.Особый интерес представляют Театральные термы, в которых отчасти ещё сохранились своды в кальдариуме (горячей купальне). К важнейшим зданиям города относился Себастеон, утверждавший культ императора (греческое название sebastos) династии Юлиев-Клавдиев. Здесь интересны многочисленные рельефы  с изображением мифологических и аллегорических сцен (например, «Освобождение Прометея Гераклом»  или «Клавдий покоряет Британию»).

Вернувшись назад ко входу, можно осмотреть в большом музее великолепно украшенные римские саркофаги, фризы театра, монеты и искусно выполненные портреты. Особенно примечательны здесь культовая статуя Афродиты  размером больше человеческого роста, скульптурная группа «Ахилл и Пентесилея»  и большой фриз Зоила, часть памятника вольноотпущеннику императора Августа (30 год до нашей эры – 14 год нашей эры). Керамика, золотые украшения и идолы свидетельствуют о том, что на территории Акрополя уже в бронзовом веке было поселение.

Остатки храма Афродиты

  • Руины Афродисии

Тропинка вокруг руин проходит мимо всех основных памятников, но во время написания статьи свободный доступ был разрешён только к стадиону, театру, одеону, булетериону и храму Афродиты. Первая остановка будет около величественного, почти полностью сохранившегося театра, возведённого в 1 веке до нашей эры, но три столетия спустя значительно перестроенного римлянами, которые устраивали здесь свои кровавые представления. В задней части его сцены выгравирован императорский указ о статусе Афродисии. Дальше находится большая площадь, тетрастоон, которая раньше была окружена колоннадой и служила одним из мест сбора граждан римского, а затем византийского города. К югу от него располагается банный комплекс.

Тропинка, поднимаясь почти до самой вершины холма, огибает театр с севера. Если посмотреть вниз, то вы увидите людей, бездельничающих у Себастеона, двух параллельных портиков I века, которые были возведены в честь обожествлённых римских императоров, и у двойной агоры, двух площадей, обнесённых ионическими и коринфскими стоями. Многочисленные колонны до сих пор соперничают здесь с тополями, а с юго-запада комплекс ограничивает портик Тиберия, отделяющий агору от бань Адриана с мощёными полами и странными мозаиками, доступ к которым в настоящее время запрещён.

К северу от бань несколько колонн из голубого мрамора обозначают многочисленные комнаты здания, которое обычно называют дворцом епископа, поскольку считается, что оно служило таковым во времена Византийской империи. Однако его план, особенно большой зал для аудиенций, типичен для домов губернаторов римских провинций. К востоку от него громоздится то, что осталось от одеона с девятью рядами сидений. Из-за многочисленных землетрясений его орхестра сейчас повреждена и весной регулярно затопляется. Сегодня там, где когда-то играли спектакли и принимали законы, чаще можно услышать кваканье лягушек.

Одеон Афродисии

К северу от одеона стоят 14 колонн храма Афродиты – всё, что осталось от главного святилища города. Византийцы покалечили не только всех идолов, но в V веке, когда храм перестраивали в базилику, даже пытались уничтожить и сам план здания, поэтому чтобы воссоздать вид, который храм имел в I веке, археологам пришлось изрядно потрудиться. Но и храм I века был построен как минимум на месте двух ещё более старых святилищ, в которых справляли культ матери-богини ещё с VII века до нашей эры.

Греко-римский храм имел 40 ионических колонн, поставленных в ряды по 8 и 13, а статуя самой богини находилась в его главном зале. Византийцы удалили колонны спереди и сзади храма, построили апсиду на востоке, атриум и баптистерий на западе, и именно в таком виде здание сохранилось до сих пор. К северу от него находится так называемая школа философии, которая в настоящее время считается домом епископа, так как её строение напоминает именно этот тип зданий, построенных в других городах Византийской империи.

На самом севере руин, в 200 метрах от тропы находится один из самых больших и лучше всего сохранившихся в Анатолии стадион, вмещавший до 30 тысяч зрителей. Во времена Римской империи правительство поощряло города Малой Азии периодически устраивать фестивали в подражание праздникам Древней Греции. Так, в Афродисии регулярно состоялись имитации проводившихся в Дельфах Пифийских игр со спортивными состязаниями и музыкальными и драматическими представлениями.

Вернувшись на тропу, последнее, что вы увидите перед выходом на музейную площадь, – это недавно восстановленный тетрапилон, монументальные ворота с двойными рядами колонн, половина которых гладкие, а половина – с канелюрами, которые подпирают фронтон со сложным рельефом. Это здание было сооружено во II веке и отмечало пересечение главной, идущей с севера на юг улицы города и священного пути к храму Афродиты.

Музей Афродисии

  • Музей Афродисии

Землетрясение 1956 года полностью разрушило старую деревню Гэйре, что позволило правительству переместить её на 1,5 километра к северу и начать на её месте раскопки. Вокруг бывшей деревенской площади теперь расположились помещения археологов, и замечательный музей чья коллекция почти полностью состоит из скульптур, найденных среди руин Афродисии.

Большая часть скульптур, которые изготовлялись в Афродисии, делались по заказу правителей Римской империи, поэтому коллекцию того, что осталось здесь после утери оригиналов или их перемещения в более крупные музеи, можно считать весьма и весьма значительной. Так называемый «Зал Афродиты» содержит статуи, имевшие отношение к её культу, а также изображения богини, значительная часть которых имеют изуродованные христианскими фанатиками лица.

В «Зале Пентеселеи» весёлый сатир несёт на руках младенца Дионисия, а в «Зале Мельпомены» находится статуя музы в трагической позе, два таких же нелепых боксёра по иронии судьбы с отломанными руками и хорошо сохранившийся якобы сатирический портрет византийского губернатора Малой Азии Флавия Палмата с маленькой головой и толстым телом.

Он и на самом деле был уродливым, непропорционально сложенным человеком, но, судя по выражению его лица, мало кто мог отважиться, ему перечить. Последними интересными находками стали так называемые «Зойлоские» фризы и бюсты нескольких философов. А первое, что вы увидите при входе в музей напротив магазинчика с сувенирами – это статуя богини Ники с трофеями.

Стадион Афродисии

Рекомендации по посещению Афродисии

Афродисия находится в 31 километре к юго-востоку от ближайшего более или менее крупного города Каракасу, который, в свою очередь, расположен в 25 километрах от трассы Е-24/320 между Айдыном и Денизли. На этой магистрали вам надо пересесть на какой-нибудь транспорт в Назилли, чей автовокзал находится на западной окраине города к северу от шоссе. Если вы поедете поездом, то, выйдя на вокзале в Назилли, поверните направо на его главный проспект или идите по какой-нибудь улице на юго-запад – все они проходят недалеко от автобусной станции.

Долмуши в Каракасу отходят от дальнего конца автовокзала. В летние месяцы их маршрут может быть продлён до Гэйре, но если возникнет необходимость, лучше остаться ночевать в Назилли, где есть неплохая двухзвёздочная гостиница Metya, так как в Каракасу вы найдёте только мрачные общие спальни, сооружённые прямо над маленьким автобусным терминалом. Постарайтесь не застрять в самой Афродисии, что вполне может случиться, если вы задержитесь там хотя бы до 18.00. Такси из Каракасу и обратно обойдётся вам в 35 лир и в два раза больше, если вам придётся добираться на нём до Назилли.

Если же вы намерены здесь задержаться, то лучше остановиться в непосредственной близости с Афродисией в Гэйре, где на главной дороге в 600 метрах от руин есть простенький пансион-кемпинг Chez Mestan с двухместными номерами без воды. Немного более комфортен отель-ресторан-кемпинг Aphrodisias в 1 километре к западу от Chez Mestan. Там вы найдёте хорошие комнаты с отдельными ванными и расположенный на крыше гостиницы ресторан. Руины можно посетить и с экскурсией, которые организуются в одном из пансионов Памуккале и стоят около 30 лир с человека.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*