Рейтинг: 4,50 (Голос: 2)
Загрузка...

Турецкий город Амасья

По пути к Амасье (Amasya) ничто не говорит о том, что вы получите от своего путешествия особое удовольствие. Трасса Е-80, по которой вы поедете, если отправитесь сюда с востока, проходит по совершенно не вдохновляющему ландшафту. Только на последних километрах у самого города вы вдруг окажетесь среди зелёных полей и садов долины Ешильырмак. Правда, в районе автовокзала или железнодорожного вокзала, которые находятся вне центра города, Амасья всё ещё не кажется привлекательной.

Тем не менее, как только вы доедете до центра, то поймёте, что это один из самых красивых городов северной части Центральной Анатолии. Она располагается в такой узкой речной долине, что скорее её можно назвать не долиной, а ущельем, и исключительно богата историческими памятниками. Большинство туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть на гробницы понтийских царей, вырубленные 2 тысячи лет тому назад в скалах над городом, однако в Амасье можно увидеть и истинные шедевры сельджукской и османской архитектуры, не говоря уже о множестве покрашенных в разные цвета, отремонтированных деревянных зданий XIX века.

Город Амасья в Турции

Краткая история Амасьи

Согласно некоторым документам, включая записи родившегося здесь географа и историка Страбона (64 год до нашей эры – 25 год нашей эры), Амасья была основана амазонской царицей Амасис. На самом деле, скорее всего, этот город начал своё существование как хеттское поселение, сдавшееся позднее Александру Македонскому. После смерти Александра последовало несколько десятилетий потрясений, которые закончились образованием в Анатолии нескольких небольших государств. Одно из них, Понт, было основано Митридатом, авантюристом из греческого города Киос на побережье Мраморного моря, который бежал на восток после того, как его город был захвачен Антигоном.

Митридат появился в Амасее, как тогда называлась Амасья, в 302 году до нашей эры, поселился в местной крепости и со временем основал новое государство. Понт просуществовал два столетия и во время своего расцвета занимал горную страну с границами по рекам Кызылырмак и Ешильырмак. Упадок Понта начался при царе Митридате VI Евпаторе, который вверг свою страну в череду войн и, по слухам, издал приказ убить одновременно 80 тысяч римлян. Всё это закончилось тем, что в 70 году до нашей эры Понт был присоединён Помпеем к Римской империи.

Эмблема Амасьи

При римлянах и византийцах город расцвёл. Процветал он и при сельджуках, покоривших его в 1071 году и оказавших серьёзное влияние на формирование архитектурного облика города. В середине XIII века Амасья была захвачена монголами, ещё во время их первого вторжения в Анатолию, которое было продолжением их движения «к последнему морю», начатого ещё Чингисханом. Сельджуки стали монгольскими вассалами, а Амасья вошла в состав одного из мощных ханств, которые образовались в 1259 году, после смерти внука Чингисхана, Великого хана Мункэ, и последовавшего за этим распада Монгольской империи.

Когда в конце XIII столетия влияние монголов пошло на убыль, здесь появились османы, и вскоре Амасья вошла в состав их бурно развивавшегося государства. Сюда стали посылать принцев, которые, готовясь взойти на престол, служили здесь губернаторами провинции. Таким образом, в Средние века при османах Амасья тоже процветала, и в напоминание об этом здесь остались самые величественные в городе сооружения. Амасья развивалась также и как теологический центр: в XVIII веке здесь было восемнадцать медресе, в которых получали образование две тысячи студентов.

Как и во всех процветающих городах того времени, в Амасье вплоть до Первой мировой войны жила богатая торговая армянская диаспора, большая часть которой была уничтожена во время погромов 1915 года. Затем Амасья стала важным центром строительства новой Турции. 21 июня 1919 года Ататюрк произнёс здесь речь, в которой призвал к Войне за независимость и с группой своих соратников составил проект Декларации о независимости, предшествовавший образованию в Анкаре временного правительства, а потом и Турецкой Республики. С тех пор, особенно после землетрясения 1939 года и нескольких разрушительных потопов, Амасья ничем особенно ярким себя не проявляла.

Приезд и размещение в Амасье

Амасья находится в 306 километрах к северо-востоку от Анкары. Её автовокзал располагается далеко к востоку от города, и оттуда надо добираться на долмуше. Уезжая, вы можете приобрести обратный билет в офисах автокомпаний на Ataturk Caddesi, по которому предоставляется бесплатный проезд до автовокзала. От железнодорожного вокзала (поезда до Сиваса и Самсуна), который находится в 1 километре к западу, в город также ходят долмуши. Туристической справочной сейчас нет, но в ближайшем будущем положение может измениться. Необходимую вам информацию можно получить в Провинциальном директорате по туризму, который находится на Ataturk Caddesi. Доступ и интернет имеется недалеко от перекрёстка на бульваре Ziya Pasa.

Отель Sarı Konak в Амасье

  • Гостиницы и пансионы Амасьи

Недавно в Амасье в отреставрированных османских особняках было открыто сразу несколько обставленных старинной мебелью и украшенных килимами пансионатов, что сделало город одним из оптимальных мест для ночлега. Во время написания данной статьи цены были более чем приемлемыми, но, по всей видимости, они вскоре изменятся. Дешёвые местные гостиницы, за исключением одной или двух, абсолютно непривлекательны.

1). Отель Apple Palace – Чтобы добраться сюда, нужно взять такси. Самая новая в Амасье трёхзвёздочная гостиница на вершине южного холма. Современные номера предназначены в первую очередь для размещения организованных туристических групп. Есть планы строительства бассейна, ночного клуба и интернет-кафе. Неоспоримым преимуществом являются роскошные пейзажи, которые открываются с её балконов на фасаде, и просторный ресторан на террасе с видом на долину Амасья. Местонахождение: в 3 километрах к югу от города;

2). Пансион Emin Efendi – В чайной на первом этаже любят собираться местные студенты, а на втором этаже, куда нужно подниматься по шатким деревянным лестницам, располагаются несколько простых номеров, окна части которых выходят на реку, а ванные находятся в стенных шкафах в коридорах. Завтраки подаются в номера к седирам, огромным, от стены до стены, турецким диванам. Местонахождение: Hazeranlar Sok 73;

3). Отель Grand Pasha – Эта небольшая гостиница располагается в замечательном османском доме с тенистым внутренним двориком. Всего восемь просторных, оформленных в национальном стиле номеров с ванными комнатами и видами на реку. Местонахождение: напротив пешеходного моста Алчак;

4). Отель Harsena – Гостиница расположена в бывшем жилом турецком доме со скрипучим паркетом и комнатами, где низкие турецкие кровати, старинная мебель, кружева и льняные занавески. Некоторые окна выходят на реку. Завтрак подают на балконе, но лучшие номера находятся сзади, под освещёнными прожекторами скальными гробницами, в которых можно засыпать под тихую музыку гитары, которая доносится из расположенного внизу сада. Местонахождение: напротив пешеходного моста Алчак;

5). Пансион Ilk – Находится в конце узкой улочки, в отреставрированном армянском особняке XVIII века, который сохранил большую часть своих оригинальных интерьеров. Здесь всего шесть комнат, поэтому желательно предварительное бронирование номеров. Цена некоторых номеров выше, чем остальных. Местонахождение: Hittit Sok 1;

6). Отель Konfor Palas – Единственная достойная дешёвая гостиница Амасьи, большая, безликая, но прекрасно расположенная на шумной площади у реки. Все номера с телевизорами и ванными комнатами, но без завтрака. Торг уместен. Местонахождение: Ziyapasa Bulvari 2;

7). Отель Melis – Современное здание на боковой улочке в южной части города, с большим количеством старинной мебели и безделушками. Приятные, довольно дорогие номера со спутниковым телевидением и центральным отоплением. Есть доступ в интернет и бар на крыше. Местонахождение: Yeniyol Cad 135.

Достопримечательности Амасьи

Расположенную у реки в центре города Ataturk Meydani украшает конная статуя Ататюрка, установленная в честь его визита в Амасью в 1919 году. В восточной части площади стоит желтовато-кремовая Гюмюшлю Джами, или «Серебряная мечеть», построенная в 1326 году, но с тех пор много раз перестроенная. Её практически шатровый восточный вход с резной деревянной дверью выходит на реку. Рядом находится необычно высокий кирпичный минарет.

В южной части площади есть ещё одна архитектурная достопримечательность – построенная в 1507 году квадратная Пир Мехмед Чебели Джами. Это маленький месджит, мечеть без минарета, исламский вариант христианской часовни. Она такая маленькая, что можно подумать, что это игрушечная мечеть для детей. Её резной фасад покрашен охрой.

  • На запад до Гёк Медресе Джами

К западу от площади начинается Ataturk Caddesi, которая тянется через весь город. Через 200 метров от начала на южной стороне находится построенная в 1489 году Килери Сулейман-ага Джами, величественная, но ничем особенным не выделяющаяся османская мечеть. За ней стоит Таш Хан XVIII века, старое, постепенно разваливающееся каменно-кирпичное сооружение, в котором теперь располагаются мастерские по металлу. Позади Таш Хан расположена Бурмалы Минаре Джами (Мечеть с закрученным минаретом). Она названа благодаря эффектной спиральной кладке минарета. Её компактное здание было воздвигнуто в 1242 году, но сильно перестроено в XVIII столетии после пожара.

Вернувшись на Ataturk Caddesi, напротив Килери Сулейман-ага Джами вы увидите сооружённый из серого камня бедестен с двумя куполами, в котором до сих пор находятся лавки и мастерские. Дальше немного западнее в розовом саду на северной стороне улицы возвышается Султан Баязид II Джами. Эта построенная в 1486 году мечеть самая большая в Амасье. Она симметрична в плане и имеет два больших центральных купола, окружённых четырьмя куполами меньшего размера, и два немного не подходящих ей минарета. Хотя в Амасье есть мечети более причудливые, ни одна из них не сравнится с этой в гармоничности.

Гёк Медресе в Амасье

Её фасад выходит к реке, а по бокам от входа растут два платана, которые считаются такими же старыми, как и сама мечеть. Именно отсюда она кажется красивее всего. Вдоль фасада идёт галерея с пятью куполами, которая защищает тонкую резьбу над входом. По бокам от входа стоят две мраморные не закреплённые колонны, которые могут вращаться на своих основаниях, поэтому каждое землетрясение вызывает опасение, выдержит ли его здание. Рядом находится многокупольное медресе и библиотека, где хранится 50 тысяч томов, среди которых 3 тысячи древних рукописных списков Корана.

Двигаясь далее на запад по Ataturk Caddesi, вы пройдёте мимо музея, а ещё через 5 минут подойдёте к Гёк Медресе Джами, сельджукской «Мечети Голубого медресе», XIII века, с особенно замысловатой резьбой дверей (которые теперь являются входом в музей). Когда-то дверной проём был полностью покрыт голубой плиткой (отсюда и название мечети), но время взяло своё, и сегодня из них сохранились лишь немногие. За мечетью находится тюрбе, со следами бирюзовой плитки на восьмиугольной башенке. Это гробница сельджукского правителя города, эмира Торумтая. Говорят, что в ней живёт призрак сельджукского султана Килич Аслана, и он время от времени является людям верхом на коне и с мечом, с которого капает кровь.

  • Археологический и этнографический музей

Археологический и этнографический музей – жемчужина среди турецких муниципальных музеев, на который стоит потратить час вашего времени. Археологические находки, начиная с бронзового века, располагаются здесь рядом с используемой в быту глиняной посудой и довольно громоздкими орудиями сельскохозяйственного труда. Среди хеттских артефактов – кувшины с носиками в виде птичьих клювов, часть из них похожи на фильтры, и бронзовая статуя бога грозы Тешуба, которого часто вывозят на временные выставки в различные европейские страны.

Дальше расположены витрины с богато украшенной стеклянной римской посудой и найденными в захоронениях монетами и глиняными сосудами, в которых они лежали. Главной же достопримечательностью является выставленная на втором этаже дверь сельджукской Гёл Медресе Джами, покрытая пышным растительно-геометрическим орнаментом. Остальная часть этажа посвящается османскому времени. Здесь демонстрируются костюмы, оружие, астрономические инструменты и инкрустированные перламутром деревянные предметы, в том числе и очаровательные сабо для хамама.

Мечеть Баязида II в Амасье

В экспозиции есть несколько превосходных ковров (среди них выделяется молельный коврик XIX века из Аваноса) и обитые гвоздями с большими шляпками стенные шкафы из османских домов. На одной из стен вывешены фотографии, на которых изображены анатолийские труженики у ткацких станков, с сёдлами, за плугами и наковальнями. На примыкающей к музею территории имеется и экспонат для людей с психическими отклонениями. Это гробница с надписью Mummies (Мумии), в которой действительно лежат восемь высушенных человеческих тел, которые были обнаружены под Бурмали Минаре Джами. Их идентифицировали как останки двух монгольских правителей и наложницу с детьми сельджукского эмира.

  • К северу от Ataturk Meydanxanx

Здание Бырмахане Медресе было построено монголами в 1308 году для психбольницы. Обычно монголов представляют брутальными разрушителями, и этот памятник монгольской оккупации Амасьи неизменно вызывает удивление. Потомки Чингисхана больше, чем их предки, были склонны к оседлой жизни, и Бирмахане Медресе является типичным примером того, как, строя, они с лёгкостью перенимали архитектурный стиль сельджуков.

Монголы лечили сумасшедших с помощью музыки, поэтому кажется естественным, что после них Бирмахане Медресе веками служила музыкальной школой, а теперь является консерваторией. Её сцена у дальней стены покрыта коврами, а директор является известным исполнителем музыки фасилъ. Студенты учатся здесь по оригинальным рукописным нотным листам сема (для религиозной музыки) и санат (для классической музыки) и осваивают национальные инструменты, в первую очередь барабан дарбуку, кларнет и лютню уд.

Во дворе медресе царит дружелюбная атмосфера, поэтому стоит попросить разрешения войти внутрь (вам могут предложить чаю) и послушать, как студенты учатся импровизировать на заданную тему. Вдоль стен идут убранные в рамки страницы из книги о примитивных медицинских инструментах, написанной в Амасье в середине XIX века шератеддином Сабмиджиоглу. Поскольку этот доктор использовал для объяснения, как применять те или иные инструменты, рисунки обнажённых тел, имам в своё время запретил книгу, хотя ею и пользовались в Европе до самого конца XIX века.

Мечеть Yakup Pasa Cilehane в Амасье

Далее расположены Сыххи Мустафа-бей Хамамы (работают ежедневно, открыты для мужчин 7.00-10.00 и 17.00-23.00 и для женщин – 10.00-17.00). Это очень старые и популярные бани. Рядом с ними располагается Мехмед-паша Джами, построенная в 1486 году Мехмед-пашой, наставником принца Ахмеда, сына султана Баязида. Это внушительная мечеть с красивой мраморной кафедрой, а также гостиницей, кухней для приготовления бесплатного супа для нищих и медресе.

Немного далее располагается построенная около 100 лет назад Ширанлы Джами, которая выглядит гораздо старше. Согласно сделанной на ней надписи, она воздвигнута на деньги Азеритурков, хотя непонятно, зачем им понадобилось финансировать строительство мечети в Амасье. Последняя важная мечеть города – это Баязид-паша Джами XV века, чьё замечательное расположение на берегу реки увеличивает восторг от её прекрасной архитектуры.

Отсюда по мосту через реку Ешильырмак вы подойдёте к Бююк Ага Медресе, семинарии-университету, открытой в 1488 году главой белых евнухов Баязида II. Она представляет собой восьмиугольное сооружение из кирпича и камня и до сих пор является местом изучения Корана. Хотя официально она закрыта для посещения, никто не будет против того, если вы войдёте во двор, где семинаристы играют в футбол между занятиями.

Напротив медресе, на правой стороне Elmasiye Caddesi, у подножия мощной скалы есть крошечный садик. На утёсе вы увидите арабские надписи, в которых говорится о поле, мечети и каравансарае. Считается, что эти надписи были сделаны ещё хеттскими основателями Амасьи. Слева от них находится рукотворный водопад Легенкая, современный вклад в сокровищницу достопримечательностей города. Ежедневно в 15.00-22.00 из скалы начинает бить струя воды, которая в темноте эффектно подсвечивается прожекторами.

Скальные гробницы Амасьи

  • Скальные гробницы

Монументальные усыпальницы (открыты ежедневно 8.00-17.00) понтийских царей вырублены прямо в скалах на северном берегу реки Ешильырмак. В Амасье есть два места сосредоточения гробниц. Самые легкодоступные из них (а также кафе и уборная) находятся правее Кызлар Сараи. Если вы захотите забраться в усыпальницы через проходы с отваленными камнями, которые раньше закрывали вход внутрь, а они будут закрыты на висячие замки, то можно попросить местного сторожа подняться и открыть их для вас.

Две усыпальницы соединены между собой вырубленным в скале проходом, поражает предполагаемое огромное количество труда, затраченное на это. Если пойти налево, то вы наткнётесь на две гробницы ещё большего размера. За входом в одну из них есть проход, ведущий в туннель к реке. Немного побродив, вы обнаружите и другие гробницы (всего в долине их восемнадцать), но эти самые впечатляющие. Ночью скальные усыпальницы живописно освещаются прожекторами.

  • Османские дома

Ниже скальных гробниц, на узком куске земли между железной дорогой и рекой, находится ещё одна достопримечательность Амасьи – фахверковые турецкие дома, которые создают особую атмосферу в городе. Некоторые дома частично разрушены, но на том, что осталось от их дверей, висят таблички, говорящие об охране домов государством. Другие здания великолепно отреставрированы на средства, выделенные Министерством культуры (брёвна были бесплатно предоставлены Министерством лесного хозяйства).

Эти дома получили новую жизнь, в них разместились аутентичные, характерные магазины, пансионаты и рестораны в османском стиле, и в старом квартале снова воцарилась неповторимая атмосфера. Хорошо начать осмотр со стоящего на берегу реки замечательного особняка Хазеранлар Конагы. В его прекрасно отреставрированных интерьерах восстановили обстановку дома XIX века. Полы здесь сплошь покрыты коврами (обувь надо оставлять у дверей).

Османские дома Амасьи

Среди примет времени – ниши в стенах для масляных ламп, ванные, спрятанные за дверцами стенных шкафов, идущие вдоль стен седиры (диваны) – всё это отражает нелюбовь турок-кочевников к громоздкой мебели. В цокольном этаже здания, куда ведёт отдельный вход, располагается маленькая картинная галерея, где выставлены картины местных художников, которых часто можно наблюдать здесь за работой. Западнее на той же улице находятся Йилдиз Хамами. Они были построены в 1270 году. Это самые старые отреставрированные бани в городе. Двигаясь ещё дальше на запад, вы подойдёте к пешеходному мосту, ведущему на другой берег реки к Султан Баязид Джами.

  • Кале (крепость)

Над скальными гробницами находится кале, древняя крепость Амасьи. Крепость была построена в Понтийском царстве. Дошедшее до нас здание гораздо более позднее и относится к османским сооружениям. Добраться до кале трудно, но вы не пожалеете, если это сделаете: сверху открывается поразительный вид на город. Сначала надо идти по дороге к Самсуну, которая начинается у Бююк Ага Медресе. У знака Kale на боковой улочке слева начинается крутой, извилистый, двухкилометровый подъём по грунтовой дороге. Пешком на подъём обычно уходит час-два, поэтому если вы не находитесь в хорошей спортивной форме, то лучше, наверное, взять такси и заплатить 15 лир за путешествие туда и обратно.

Сначала вы увидите перестроенные внешние стены кале из нового, светлого камня, а уже дальше расположена полуразрушенная османская крепость. Здесь нет указателей и табличек с надписями, нет так же протоптанных тропинок, поэтому большую часть времени вы будете лазить по каменным глыбам и пробираться через траву и булыжники. На юго-восточном краю руин есть грубый навес из шлакобетонных блоков со старой пушкой, которая стреляет, извещая о закате, во время Рамадана. Будьте осторожны, на территории крепости есть большие неогороженные ямы, поросшие травой. Лучшие виды открываются с западного края кале, там, где над крепостью развевается турецкий флаг.

Кафе и рестораны Амасьи

Ужин в Амасье может стать совершенно незабываемым, если выбрать ресторан на берегу реки с видом на подсвеченные прожекторами скальные понтийские гробницы. Кроме того, здесь любят классическую музыку, поэтому многие кафе нанимают студентов городского музыкального медресе. Дёшево можно поесть в локантах на Ataturk Caddesi на южной стороне реки. Традиционная национальная еда в ресторанах, расположенных в османских особняках на её северном берегу, обойдётся вам в 15-20 лир.

Ресторан Amaseia Mutfagi в Амасье

1). Ресторан Ali Kaya – Принадлежит владельцам Bahar и поэтому имеет похожее меню, но стоит немного дороже. Потрясающие виды, внимательное обслуживание, столики под тенистыми соснами. Туда и обратно можно доехать на такси. Местонахождение: на холме в южной части города (посмотрите вверх, и вы увидите нужную надпись);

2). Ресторан Bahar – Два ресторана с одним названием, очень популярные среди местных жителей. Один располагается ниже жилого квартала с многоквартирными домами (здесь алкоголь не подаётся), второй (лицензионный) – через улицу. Внушительные порции кебабов, гриля, жареного цыплёнка, вегетарианских блюд. Местонахождение: Sadikesan Sok 3/6;

3). Кафе Biyer – Замечательное студенческое кафе с рок-музыкой, куда заходят через небольшую дверь, расположенную на уровне тротуара. Разнообразная, дешёвая, турецкая и интернациональная еда обойдётся вам всего в 5 лир. Займите местечко за одним из столиков на небольшом балконе с видом на реку. Местонахождение: Ziyapasa Bulvari;

4). Кафе Harsena – Кафе-бар в прекрасно отреставрированном османском особняке с видом на древнеримский мост. Холодное разливное пиво, наргиле, нарды, за которыми можно часами сидеть в украшенных килимами кабинках. Каждый вечер в саду играют лучшие музыканты Амасьи. Местонахождение: на другой стороне пешеходного моста Альчак;

5). Ресторан Ocakbasi – Популярный, недорогой ресторан со столиками на улице, но почему-то угрюмыми официантами. Большой выбор тушёных блюд, супов, пиде и более западных пицц и бургеров из ягнёнка. Местонахождение: Ziya Pasa Bulvari 5;

6). Ресторан Pasha – Стильный ресторан с деревянными полами, деревенской мебелью, различными старинными предметами и килимами. Есть обнесённый стеной садик и балкон со стороны реки. Меню типично турецкое. В цокольном этаже находится бар с чудесной атмосферой. Здесь установлены крошечные деревянные столики и ниши в каменных стенах, где лежат небольшие подушки. Если есть посетители, то может оставаться открытым до 5.00. Местонахождение: на противоположной стороне моста напротив главной площади;

7). Кафе Subasi – Представляет собой османскую чайхану с каменными полами, деревянными стропилами и террасой с видом на реку. Главные посетители – студенты университета. Алкоголь не продаётся. Местонахождение: через мост от главной площади города.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*